Земельный участок в казне

Госсектор. Как правильно поставить земельные участки на балансовый учет?

Государственным (муниципальным) учреждениям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование (п. 1 ст. 20 Земельного кодекса РФ).

ВНИМАНИЕ!

У субъекта учета может отсутствовать документ (свидетельство), подтверждающий закрепление используемого земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования – учреждение может использовать его на каких-либо иных основаниях (например, арендовать). В этом случае земельный участок не подлежит отражению в балансовом учете. Его учет по-прежнему должен быть организован на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (п. 333 Инструкции).

Правила их учета установлены Инструкцией по применению Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. № 157н; далее – Инструкция). Напомним, в августе прошлого года в этот документ были внесены изменения, которые вступили в силу 16 ноября 2014 года (приказ Минфина России от 29 августа 2014 г. № 89н). До этого момента земельные участки, предоставленные организациям госсектора на праве постоянного (бессрочного) пользования, учитывались по кадастровой стоимости на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (письмо Минфина России от 21 октября 2011 г. № 02-06-07/4680, письмо Минфина России от 31 августа 2012 г. № 02-06-10/3473).

Новые стандарты бухгалтерского учета предусматривают обязательный учет таких земельных участков на счете 103 00 «Непроизведенные активы» (п. 70 Инструкции). При этом должны выполняться следующие условия:

Как отразить в учете поступление земельных участков?

Поступление земельных участков (в том числе расположенных под объектами недвижимости) в распоряжение субъекта, а также их постановка на балансовый учет в связи с переходом на новые положения Инструкции отражается с применением корреспонденций, приведенных в Таблице 1, и кодов бюджетной классификации согласно Таблице 2.

Таблица 1. Бухгалтерские записи по постановке на учет земельных участков в организациях госсектора

В казенном учреждении

В органе управления имуществом казны

В бюджетном (автономном) учреждении

КРБ 1 103 11 330

КДБ 1 401 10 180

гКБК 1 108 55 330

КДБ 1 401 10 180

БЛАНК

Справка о хозяйственных операциях государственных (муниципальных) органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственныхакадемий наук, государственных (муниципальных) учреждений (ф. 0504833)

Операции по постановке на балансовый учет земельных участков, учтенных на забалансовом счете 01, оформляются Справкой (ф. 0504833) и учитываются обособленно. Для этого согласно учетной политике в рамках третьего разряда кода КОСГУ в счете 0 401 10 180 может использоваться специальный индекс – например, может применяться аналитический счет 0 401 10 189 (подразд. 2 «Особенности применения КОСГУ» разд. V Указаний, утв. приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н).

Таблица 2. Применение кодов бюджетной классификации при постановке на учет земельных участков организациями госсектора

Код бюджетной классификации (1-17 разряды номера счета)

КРБ – 000 ХХ ХХ 00 0 0000 000

ХХ ХХ – соответствующий код раздела, подраздела по классификации расходов бюджетов

КДБ – 000 1 17 05010 01 0000

Код доходов бюджетов. Применяется получателями средств федерального бюджета

КДБ – ХХХ 1 17 050ХХ ХХ 0000

ХХХ . ХХ ХХ – соответствующие коды главного администратора доходов бюджета, подстатьи и элемента доходов бюджетов субъекта РФ, муниципального образования

гКБК – ХХХ 00000000000000

ХХХ – код главы по бюджетной классификации

При постановке земельных участков на балансовый учет в связи с переходом на новые положения Инструкции одновременно с приведенными выше корреспонденциями следует отразить уменьшение показателя забалансового счета 01 «Имущество, полученное в пользование».

Земельным участкам, как и иным непроизведенным активам, присваивается уникальный инвентарный порядковый номер, который используется исключительно в регистрах бухгалтерского учета (п. 81 Инструкции). В качестве инвентарного номера может использоваться кадастровый номер земельного участка (ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»; далее –Закон № 221-ФЗ).

На что обратить внимание при организации учета земельных участков?

  • на отдельном аналитическом счете, открытом к счету 1 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну»;
  • на забалансовом счете 25 «Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)».
  • счет 1 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну»;
  • забалансовый счет 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».

Дело в том, что после закрепления за учреждениями земельные участки выбывают из состава имущества казны. Кроме того, действующая методология бухгалтерского учета просто не предусматривает возможность учета одних и тех же нефинансовых активов на балансе двух субъектов учета.

Таким образом, стоимость земельных участков должна учитываться при формировании показателей счетов:

  • 4 210 06 000 «Расчеты с учредителем» в бюджетных и автономных учреждениях (пп. «б» п. 2.1 Методических рекомендаций, утв. письмом Минфина России от 19 декабря 2014 г. № 02-07-07/66918);
  • 1 204 33 000 «Участие в государственных (муниципальных) учреждениях» в органах, осуществляющих функции и полномочия учредителей бюджетных и автономных учреждений (пп. «б» п. 3.1.5, п. 3.9 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29 декабря 2014 г. №№ 02-02-07/68722, 42-7.4-05/2.1-823, п. 3.9 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29 декабря 2014 г. №№ 02-02-07/68726, 42-7.4-05/2.1-824).

По какой стоимости учитывать земельные участки?

Порядок определения стоимости земельных участков, принимаемых к учету на счете 103 00, приведен в абз. 2 п. 71 Инструкции. Его положения можно обобщить в виде таблицы.

Таблица 3. Порядок определения балансовой стоимости земельных участков

Местонахождение земельного участка

Стоимость, по которой участок принимается к учету

За пределами территории РФ

Стоимость, указанная в документе на право пользования

Сведения о кадастровом номере и кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе о дате утверждения стоимости, подлежат включению в государственный кадастр недвижимости (п. 2 ч. 1 ст. 7, п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона № 221-ФЗ; пп. 7 п. 8 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости (утв. приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. № 42). Общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются Росреестром по запросам любых лиц, в том числе Почтой России или через Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (ст. 14 Закона № 221-ФЗ). При этом кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляется бесплатно (ч. 13 ст. 14 Закона № 221-ФЗ).

Изменение стоимости земельных участков, принятых ранее к балансовому учету, согласно учетной политике организации госсектора может отражаться с применением приведенных выше корреспонденций по постановке участков на балансовый учет:

  • в случае увеличения балансовой стоимости – в положительном значении;
  • в случае уменьшения балансовой стоимости – со знаком «минус».

А вот стоимость имущества (в том числе земельных участков), учитываемого на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование», не изменяется ни при каких обстоятельствах – они подлежат списанию с забалансового учета именно по той стоимости, по которой были приняты на забалансовый учет (п. 333 Инструкции).

Если отчетность еще не подписана, но кадастровая стоимость земельного участка уже претерпела изменения в текущем году, новая кадастровая стоимость может учитываться при формировании отчетности за прошедший год – но только в составе операций после отчетной даты, 31 декабря 2014 года (п. 2.1 Методических рекомендаций, утв. письмом Минфина России от 19 декабря 2014 г. № 02-07-07/66918). Такое решение возможно, если выполняются условия существенности события, определенные в учетной политике организации госсектора. Например, данные об увеличенной кадастровой стоимости могут быть необходимы для корректного расчета размера субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания в части расходов на уплату земельного налога (абз. 1 п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ; п. 6 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»).

Документальное оформление операций с земельными участками

БЛАНК

Акт о приеме-передаче объекта основных средств (ф. 0306001)

Акт о списании объекта основных средств (ф. 0306003)

Инвентарная карточка учета основных средств (ф. 0504031)

Согласно учетной политике организации госсектора операции по поступлению непроизведенных активов, в том числе земельных участков, могут оформляться Актами (ф. 0306001), а выбытие – Актами (ф. 0306001, ф. 0306003) (п. 15, п. 17 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н; п. 20, п. 22 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. № 174н; п. 20, п. 22 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н).

Аналитический учет объектов непроизведенных активов ведется в Инвентарной карточке учета основных средств (ф. 0504031) (п. 82 Инструкции).

Анна Шершнева, эксперт направления «Бюджетная сфера» службы Правового консалтинга ГАРАНТ, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Вопрос-ответ

Нередко у руководителей бюджетной сферы, финансистов и экономистов, возникают рабочие вопросы, решение которых уже найдено у коллег. Мы открыли для вас единую площадку открытого обсуждения бюджетных вопросов.

  • Единственное в стране

    издание о государственной

    и методологов страны

    Нас читает вся страна

    Учёт земельных участков в составе имущества казны

    По какой стоимости подлежат учету земельные участки, находящиеся в казне, право собственности на которые возникло в результате разграничения государственной собственности на землю (то есть без осуществления расходов на их приобретение)? Возможен ли учет по кадастровой стоимости? Подлежат ли эти земельные участки учету в составе счета 0 108 00 000?

    Ответил пользователь, Е. М. Шахова, аудитор (shahova)

    Передача имущества казны (земельный участок)

    (9) создаете документ поступления, выбираете правильную операцию, которую я указал. там вообще нет полей ОКОФ, амортизация и др. на закладке непроизведенные активы. и все великолепно проводится

    Прикрепите пожалуйста скрин вашего документа с выбранной операцией.

    (1) имущество казны было или будет у вас? Так-то бухгалтер права. Инвентарные нмоера ни для имущества казны, ни для НПА не нужны.
    Если участок будет принят как имущество казны, то:

    Земельные участки, входящие в состав имущества казны, на которые учреждение имеет права собственности, учитываются в стоимостном выражении на счете 1 108 55 000 «Непроизведенные активы, составляющие казну» без ведения инвентарного и аналитического учета (пп. 141, 143, абз. 6 п. 144 Инструкции N 157н, абз. 6 п. 38 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н, далее — Инструкция N 162н), если иное не предусмотрено нормативным актом публично-правового образования.

    Аналитический учет объектов в составе имущества казны осуществляется в структуре, установленной для ведения реестра государственного (муниципального) имущества соответствующего публично-правового образования (п. 145 Инструкции N 157н).

    Конкретный порядок ведения аналитического учета по объектам в составе имущества казны на основании информации из реестра имущества публично-правового образования устанавливается финансовым органом соответствующего бюджета.

    Положениями Инструкции N 157н не предусмотрен отдельный порядок по начислению амортизации по непроизводственным активам, а также не предусмотрено счетов для отражения информации о начисленной сумме амортизации непроизводственных активов. Дело в том, что в настоящее время земельные участки не подлежат амортизации. Это связано с тем, что их стоимость с течением времени не снижается и срок полезного использования является неопределенным.

    Иными словами, независимо от порядка учета земельных участков (балансовом, забалансовом) амортизация по ним начисляться не должна.

    Объектами классификации в ОКОФ — Общероссийском классификаторе основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359, являются основные фонды, которые согласно введению к ОКОФ состоят из материальных и нематериальных основных фондов. То есть кода ОКОФ для непроизводственных активов, в том числе для земельных участков, не предусмотрено.

    Имущество казны: земельные участки

    Вопрос-ответ по теме

    По кадастровой или по рыночной стоимости нужно отражать земельные участи в казне? Если эти участки сдаются в аренду, на каком счете их нужно отражать в казне?

    Воспользуйтесь сервисами Системы Госфинансы:

    Бюджетная классификация: КОСГУ от А до Я

    Узнайте верный КБК

    Учетная политика для госсектора

    Основные средства: ОКОФ и амортизационные группы

    1.Отражение в бухгалтерском учете учреждений активов по кадастровой стоимости действующими нормативными актами не предусмотрено. По общему правилу имущество казны оценивается по той стоимости, по которой оно учитывалось у прежнего собственника. Необходимость привлечения оценщика может возникнуть только тогда, когда прежнего собственника не было – например, если в состав имущества казны обращается выморочное или бесхозяйное имущество. Кроме того, необходимость рыночной оценки имущества казны может возникнуть при его вовлечении в гражданский оборот – передаче в уставные капиталы организаций, приватизации, передаче в залог и т.п. Полный перечень таких случаев содержится в статье 8 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности». При передаче имущества казны в хозяйственное ведение (унитарным предприятиям) или оперативное управление (учреждениям) проведение рыночной оценки не предусмотрено.

    2.По общему правилу земельные участки, находящиеся в собственности экономических субъектов, отражаются в составе непроизведенных активов. Из текста вопроса можно заключить, что в связи со сдачей в аренду перевод участков из состава имущества казны не производится. Следовательно, они и далее отражаются на счете 110855330.

    Не нашли ответ на свой вопрос?
    Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

    Учет земли в казне поселения

    Вопрос-ответ по теме

    Муниципальное образование сельское поселение (субъект права) получило в собственность (основание — п.1 ст.19 Земельного кодекса РФ) земельный участок (объект права). Категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства. Администрацией поселения при постановке на бюджетный учет был применен счет бюджетного учета 1 103 11 «Земля», т.е. поставлен на баланс Администрации поселения, тогда как в оперативное управление не передавался. После проверки контрольно-счетной палаты был получен совет — перевести этот участок в казну, после чего эта земля автоматически освобождается от земельного налога. Вопросы: 1). данный объект должен учитываться в составе имущества муниципальной казны сельского поселения, т.е. должен применяться счет 1 108 00 «Нефинансовые активы имущества казны»? 2). и является ли перевод земли со счета 1 103 11 «Земля» на счет 1 108 00 «Нефинансовые активы имущества казны» основанием для освобождения от земельного налога?

    Воспользуйтесь сервисами Системы Госфинансы:

    Бюджетная классификация: КОСГУ от А до Я

    Узнайте верный КБК

    Учетная политика для госсектора

    Основные средства: ОКОФ и амортизационные группы

    1. Данный земельный участок должен учитываться в казне поселения, поскольку находится в собственности поселения, а не в постоянном бессрочном пользовании Администрации.
    2. При переводе земельного участка в казну земельный налог по нему не платится

    Не нашли ответ на свой вопрос?
    Задайте его экспертам «Системы Госфинансы»

    Еще по теме:

    • Какой материнский капитал в 2014г Средствами материнского капитала могут разрешить оплачивать дошкольное и дополнительное образование и услуги по присмотру и уходу за детьми Перечень направлений использования материнского […]
    • Курсовая работа расторжение трудового договора Расторжение трудового договора по инициативе работника Введение 3 Глава 1. Правовые и теоретические основы расторжения трудового договора по инициативе работника в системе оснований […]
    • Гражданский кодекс займы и кредиты Глава 42. Заем и кредит (ст.ст. 807 - 823) Глава 42. Заем и кредит См. схему "Заем и кредит" О микрозайме см. Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ См. Федеральный закон от 21 […]
    • Новый закон о госслужбе рб Закон Республики Беларусь от 30.12.2011 №333-З "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь "О государственной службе в Республике Беларусь" (Текст правового акта с […]
    • Доверенность на получение товара казахстан образец 2014 Доверенность на получение товара Доверенность на получение товара (товарно-материальных ценностей, ТМЦ), выдаваемая предприятием работнику, дает последнему право представлять организацию […]
    • Госпошлина на расторжение брака и взыскание алиментов 2018 Иск о расторжении брака и взыскании алиментов на содержание ребенка (детей) Мировому судье судебного участка №3 Замоскворецкого района г. Москвы г-ну Клюеву В.Н. 113184 ул.Татарская […]
    • Статья 30 гпк рф комментарий Статья 30. Исключительная подсудность 1. Иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно […]
    • Сколько стоит подать на развод в минске Стоимость госпошлины за развод в Беларуси Согласно принятым поправкам в законодательство Республики Беларусь, с 1 января 2013 года можно развестись двумя способами: через ЗАГС и через суд. […]