Суд общей юрисдикции функции

Образовательный портал — все для студента юриста.

IV. Суды общей юрисдикции.

1. Понятие и система судов общей юрисдикции.

Суд общей юрисдикции — государственный орган отнесенный к судебной ветви власти, осуществляющий правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции — совокупность судов, осуществляющих правосудие по гражданским, уголовным делам и делам возникающих из административных правонарушений, а также иным делам подсудным судам общей юрисдикции.

Система судов общей юрисдикции :

1) Верховный суд Российской Федерации

Военная коллегия Верховного суда Российской Федерации.

2) Суды субъектов Российской Федерации (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды автономных округов, автономной области, городские суды городов федерального подчинения)

Военные (флотские) окружные суды.

3) Городские и районные суды.

Гарнизонные военные суды.

4) Мировые судьи.

2. Законодательство о судах общей юрисдикции.

Законодательство о судах общей юрисдикции — это совокупность нормативных правовых актов разной юридической силы, призванных регламентировать деятельность судов общей юрисдикции.

Система законодательства о судах общей юрисдикции:

1) Глава 7 Конституции Российской Федерации.

2) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.

4) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.

5) ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»

6) Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»

7) ФКЗ «О военных судах Российской Федерации»

8) ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации»

3. Задачи и функции судов общей юрисдикции в Российской Федерации.

Задачи функции судов общей юрисдикции:

— Защита нарушенных или оспариваемых прав.

— Защита и охрана прав и свобод человека и гражданина.

— Деятельность по укреплению законности и правопорядка в обществе.

— Деятельность по предупреждению предупреждений преступлений и административных правонарушений.

— Деятельность по защите основ конституционного строя РФ.

— Деятельность по защите целостности и безопасности РФ.

— Деятельность по осуществлению правосудия.

— Деятельность по контролю за законностью и обоснованностью действий и решений государственных органов и должностных лиц.

— Деятельность по изучению и обобщению судебной практики.

— Деятельность по ведению и анализу судебной статистики.

— Деятельность по разъяснению законодательства.

— Деятельность по разработке предложений по совершенствованию законодательства РФ.

4. Подсудность и подведомственность в уголовном и гражданском процессе.

Подведомственность — разграничение полномочий по реализации судебной власти между различными судами (разграничение компетенции).

Подсудность — разграничение дел, которые подлежат рассмотрению по 1-ой инстанции, между конкретными судами.

По своей сути понятие подсудности отвечает на вопрос, какой конкретно суд будет рассматривать конкретное дело по 1-ой инстанции.

Подсудность в гражданском процессе подразделяется на родовую подсудность и личную подсудность.

Родовая подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором делу предстоит рассмотрение по 1-ой инстанции, обосновывается характером дела, его объективной стороной.

Личная подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором делу предстоит рассмотрение по 1-ой инстанции, обосновывается личными обстоятельствами участников процесса — их места проживания, места реализации правоотношений.

Подсудность в уголовном процессе подразделяется на предметную и местную.

Предметная подсудность характеризуется тем, что по ней происходит определение конкретного суда, в котором будет рассматриваться дело по 1-ой инстанции, основываясь на разграничении предметов ведения судов.

Местная подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором будет рассматриваться дело по 1-ой инстанции, основывается на территориальных характеристиках уголовного дела.

Основные функции, полномочия и структура верховного суда рф – как высшего звена системы судов общей юрисдикции.

Любые студенческие работы — ДОРОГО!

100 р бонус за первый заказ

В соответствии Федерального конституционного закона (ФКЗ) «О судебной системе РФ» Верховный Суд РФ — функции:

1. является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции;

2. осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные и специализированные федеральные суды;

3. в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда 2-й инстанции, в порядке надзора по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, – также и в качестве суда 1-й инстанции при рассмотрении уголовных дел в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства;

4. является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, районным судам, военным судам военных округов, флотов, видов и групп войск;

5. дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Конституция РФ позволяет определить полномочия Верховного Суда РФ: а) Верховный Суд обладает юрисдикцией на всей территории России; б) решения, приговоры, определения и постановления о назначении судебного заседания, вынесенные Верховным Судом, в кассационном порядке обжалованию и опротестованию не подлежат; в) Верховный Суд вправе пересмотреть в установленном порядке решение, приговор, определение и постановление любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу; г) Верховный Суд дает разъяснения по вопросам судебной практики; д) Верховный Суд обладает правом законодательной инициативы.

Структура Верховного Суда РФ Председатель, его заместители, судьи.

Глава 14 СУДЫ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ В УКРАИНЕ

1 Понятие судов общей юрисдикции и их виды

Важную роль в обществе и государстве играют суды, призванные осуществлять правосудие и быть важным элементом сдержек и противовесов между ветвями власти

Первые упоминания о судах уходят своими корнями в ранних цивилизаций. Упоминания о функции правосудия можно найти в папирусах. Древнего. Египта XVII-XVI веков до нашей эры»Книге. Судей»Ветхого. Завета. Законах. Ману т.д.. Существует мнение, что именно правосудие было одной из первичных и важнейших функций ранних государств и даже первобытного общества частности,. М. М. Коркунов писал:»Древние цари были, насампер ед, судьями, а не законодателями, и в первобытном обществе была полностью отсутствует представление о возможность произвольно изменить установленные зачатки права. Начальной точкой проявления государственного властвования было судебное решение, а не законе закон.

Со времени возникновения первых судов и становления судебной власти они прошли сложный исторический путь развития в каждой отдельно взятой стране, в том числе и в Украину. Впрочем длительное время суды и судебная властей да в Украине находились под влиянием судебных систем. Австро-Венгрии. Польше,. Румынии и. Российской. Империи, в состав которых входили украинские землимлі.

Попытки сформировать национальную судебную систему имели место в Украине в 1918-1921 годах. Так в. Уставе о государственном устройстве, права и вольности Украинской. Народной. Республики, принятом 29 апреля 1918 г т и более известном как. Конституция. УНР 1918 года, было задекларировано прогрессивные принципы организации и деятельности национальных органов судебной власти. Но попытки. УНР,. Гетманата и. Директории сформува ты полноценный судоустройстве и судопроизводстве оказались тщетными и в 20-х годах XX века в Украине начала формироваться система советского судоустройства, просуществовавшей до распада бывшего. СРС. СРСР.

частности, судебная система. СССР ведет отсчет своей деятельности от 1923 года, когда в соответствии с утвержденным. Всеукраинским. Центральным исполнительным комитетом. Положение о судоустройстве. РСФСР на территории рес спубликы был утвержден единую систему судебных органов во главе с. Высшим. Судом. УРС.

В советских конституциях принцип разделения властей не нашел должного воплощения. В этих конституциях закреплялась судебная система, но ничего не говорилось о судебной власти как отдельную ветвь власти. Впервые е принцип разделения властей был отражен в. Декларации о государственном суверенитете Украиныни.

Первая в независимой Украине судебная реформа состоялась в 1992-1993 годах, когда были приняты прогрессивные в то время законы Украины о судоустройстве, статусе судей и другие, но реализация этой реформы тормозов мувалася отсутствием надлежащих конституционных положений о правосудии.

Существенный шаг вперед был сделан в связи с подписание 8 июня 1995 г. Конституционного. Договора»Об основных принципах организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в. Укра ини на период до принятия новой. Конституции Украины», согласно которому государственная власть в Украине строится на принципах ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Последнюю осуществляют только суды конституционной й. Суд Украины, общие и арбитражные суды составляют судебную систему Украины (в 36). Таким образом, понятие»судебная власть»в современном его понимании впервые появился в нашем законодательстве именно в. Зазн аченому выше. Договороворі.

Важным событием в развитии национального судоустройства и судопроизводства стало принятие. Конституции Украины 1996 года, которая закрепила принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 6) и определила, что правосудие в Украине осуществляется исключительно судами (в 124). Впрочем длительное время, до 2002 года, развитие судов в Украине сдерживалось устаревшим на то время законодательству о судоустройстве. Ук. РАМНїни.

Провозглашение судебной реформы в Украине и закрепления ее приоритетных направлений в. Законе Украины»О судоустройстве Украины»от 7 февраля 2002, создало объективные предпосылки для повышения эффективности те функционирования судов общей юрисдикции и уже во время выборов. Президента Украины в 2004 году суды общей юрисдикции на практике доказали способность справедливо решать правовые конфликты в общест ильстви и государстві.

За относительно непродолжительное время в Украине было создано. Высший административный суд Украины, продолжает формироваться система судов административной юрисдикции. Также были приняты новые процессуальные кодексы (Ци ивильний процессуальный кодекс Украины,. Хозяйственный процессуальный кодекс Украины и. Кодекс административного судопроизводства Украины), оптимизировали отраслевое судопроизводство. К лучшему изменилось правовое и со социального обеспечения судей судов общей юрисдикцииії.

Закон Украины»О судоустройстве Украины»в ст 1 определил, что судебная власть в Украине реализуется путем осуществления правосудия в форме гражданского, хозяйственного, административного, уголовного, а так ож конституционного судопроизводстваа.

Гражданское, хозяйственное, административное и уголовное судопроизводство в Украине осуществляется судами общей юрисдикции в соответствии с. Конституцией и законами Украины

Следовательно, суды общей юрисдикции — это самостоятельные государственные органы судебной власти, осуществляющих правосудие путем гражданского, хозяйственного, административного и уголовного судопроизводства в соответствии с. Конституции и законов Украины и образуют единую систему суде.

По своей сути суды общей юрисдикции являются государственными органами судебной власти, уполномоченными осуществлять правосудие в соответствии с. Конституцией и законами Украины

По содержанию своей деятельности суды общей юрисдикции являются органами гражданской, хозяйственной, административной и уголовной юрисдикции

По форме суды общей юрисдикции являются коллегиальными органами государственной судебной власти, в состав которых входят судьи, назначаемые. Президентом Украины и избранные. Верховной. Радой Украины бессрочно (в 1 128. Конституции Украины), которые осуществляют гражданское, хозяйственное, административное и уголовное судопроизводствоо.

Суды общей юрисдикции различаются по своей сути, субъектами судопроизводства, предметом судопроизводства, формой судопроизводства, территории деятельности и т.д.

частности, суды общей юрисдикции можно классифицировать по субъектам судопроизводства. Согласно ч. 2 ст 18. Закона Украины»О судоустройстве Украины», в систему судов общей юрисдикции в Украине входят ть такие виды судовів:

2) апелляционные суды,. Апелляционный суд Украины;

3) высшие специализированные суды;

4). Верховный. Суд Украины

Местными общими судами, согласно ст 21. Закона Украины»О судоустройстве Украины», являются районные, районные в городах, городские и горрайонных судах, а также военные суды гарнизонов. Местными хозяин. РСК судами являются хозяйственные суды. АРК, областей, городов. Киева и. Севастополя, а местными административными судами являются окружные суды, которые создаются в округах в соответствии с указом. Президента Украинни.

Следующим звеном системы судов общей юрисдикции являются апелляционные суды: апелляционные суды областей, апелляционные суды городов. Киева и. Севастополя,. Апелляционный суд. АРК, военные апелляционные суды регионов и ап пеляцийни суды. Военно-Морских сил Украины, а также. Апелляционный суд Украин.

Еще одной новой звеном, согласно главе 7 раздела II. Закона Украины»О судоустройстве Украины», являются высшие специализированные суды, а именно -. Высший хозяйственный суд Украины,. Высший административный суд. Укра ны. Закон также прямо предусмотрел легитимную возможность создавать. Президентом Украины другие высшие специализированные суды в порядке, предусмотренном. Законом Украины»О судоустройстве Украины»В высшем специализированных ванном суде могут создаваться судебные палаты по рассмотрению отдельных категорий дел по определенной специализации в рамках соответствующей специализации судебных юрисдикцийії.

Верховный. Суд Украины является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции. Он осуществляет правосудие и обеспечивает одинаковое применение законодательства всеми судами общей юрисдикции

Следует отметить, что сложность функций, которые осуществляет. Верховный. Суд Украины, его внутренняя структура является достаточно разветвленной. Во главе. Верховного. Суда Украины стоит. Председатель. Верховного. Суда Украины. В состав ду. Верховного. Суда Украины входят судьи. Верховного. Суда Украины, избранные на должность бессрочно, количество которых устанавливается указом. Президента Украины по представлению. Председателя. Верховного. Суда Украины, пого. Дженни с. Советом судей Украины. В состав судебных палат, осуществляющих рассмотрение судебных дел по вопросам юрисдикции специализированных судов, назначаются судьи, имеющие стаж судейской деятельности в отв овидному высшем суде не менее трех лет или соответствующему апелляционному специализированном суде не менее пяти. Рокиків.

Закон Украины»О судоустройстве Украины»от 7 февраля 2002 в ст 18,32-37 и других также предусматривал возможность образования кассационных судов, но. Решением. Конституционного. Суда Украины № 20-рп / 2003 от 11 1 декабря 2003 г создания кассационных судов было признано неконституционным и соответствующие статьи. Закона утратившим силусть.

Существуют и другие классификации судов общей юрисдикции. По предмету судопроизводства суды общей юрисдикции можно классифицировать на: 1) гражданские суды; 2) хозяйственные суды; 3) административные суды; 4) кр риминальни суды. По форме судопроизводства: 1) уголовные суды, 2) гражданские суды, 3) специализированные суды. По территории: 1) общегосударственные суды и 2) местные суды тощощо.

Несмотря дифференциацию системы судов общей юрисдикции, для них присущ и процесс интеграции, определяется принципом единства системы судов общей юрисдикции. Реализация этого принципа обеспечивает ется единственными принципами организации и деятельности судов; единым статусом судей; обязательностью для всех судов правил судопроизводства, определенных законом; обеспечением. Верховным. Судом Украины одинакового с астосування законов судами общей юрисдикции обязательностью исполнения на территории Украины судебных решений единым порядком организационного обеспечения деятельности судов; финансированием судов исключитель но из. Государственного бюджета Украины; решением вопросов внутренней деятельности судов органами судейского самоуправления. Суды общей юрисдикции образуют единую систему судов общей юрисдикцииії.

Система судов общей юрисдикции Украины — это нормативно-упорядоченная и структурированная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных местных, апелляционных, специализированных судов и. Верховного. Суда Украины, строится на принципах территориальности и специализации и обеспечивает осуществление правосудия в Украин

Для системы судов общей юрисдикции, представленная местными судами, апелляционными судами,. Апелляционным судом Украины, витыми специализированными судами и. Верховным. Судом Украины, свойственны следующие признаки и, как: регулирование деятельности системы судов общей юрисдикции исключительно. Конституцией и законами Украины; запрет делегировать функции системы судов общей юрисдикции другим органам государственной власти и местного самоуправления; организационно-правовая единство системы судов общей юрисдикции, применение принципов территориальности и специализации в систему судов общей юрисдикции динамиче ость системы судов общей юрисдикции, что обуславливает ее постоянное развитие и совершенствование тощ.

Система судов общей юрисдикции находится в постоянном развитии. Одни ее элементы теряют свое значение, тогда как появляются другие, новые элементы этой системы. Например, на сегодня актуальным дл заданием судебно-правовой реформы является формирование эффективной системы административных судов, которых до 2005 года в Украине не булло.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Задачи и функции судов общей юрисдикции в Российской Федерации.

— Защита нарушенных или оспариваемых прав.

— Защита и охрана прав и свобод человека и гражданина.

— Деятельность по укреплению законности и правопорядка в обществе.

— Деятельность по предупреждению предупреждений преступлений и административных правонарушений.

— Деятельность по защите целостности и безопасности РФ.

— Деятельность по осуществлению правосудия.

— Деятельность по контролю за законностью и обоснованностью действий и решений государственных органов и должностных лиц.

— Деятельность по изучению и обобщению судебной практики.

— Деятельность по разъяснению законодательства.

— Деятельность по разработке предложений по совершенствованию законодательства РФ.

4. Подсудность и подведомственность в уголовном и гражданском процессе.

Подведомственность — разграничение полномочий по реализации судебной власти между различными судами (разграничение компетенции).

Подсудность — разграничение дел, которые подлежат рассмотрению по 1-ой инстанции, между конкретными судами.

По своей сути понятие подсудности отвечает на вопрос, какой конкретно суд будет рассматривать конкретное дело по 1-ой инстанции.

Подсудность в гражданском процессе подразделяется на родовую подсудность и личную подсудность.

Родовая подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором делу предстоит рассмотрение по 1-ой инстанции, обосновывается характером дела, его объективной стороной.

Личная подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором делу предстоит рассмотрение по 1-ой инстанции, обосновывается личными обстоятельствами участников процесса — их места проживания, места реализации правоотношений.

Подсудность в уголовном процессе подразделяется на предметную и местную.

Предметная подсудность характеризуется тем, что по ней происходит определение конкретного суда, в котором будет рассматриваться дело по 1-ой инстанции, основываясь на разграничении предметов ведения судов.

Местная подсудность характеризуется тем, что определение суда, в котором будет рассматриваться дело по 1-ой инстанции, основывается на территориальных характеристиках уголовного дела.

Военные суды РФ: понятие и место в судебной системе.

Военные суды в РФ — совокупность судов единой судебной системы РФ, в компетенцию которых входит рассмотрение дел, связанных с деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, а также иных органах, где предусмотренная воинская служба.

Военные суды в РФ входят в систему судов общей юрисдикции РФ и выполняют те же задачи, с поправкой на свою компетенцию.

Регулирование деятельности Военных судов в РФ осуществляется правовыми нормами ФКЗ «О военных судах Российской Федерации».

2. Порядок образование и система военных судов РФ.

Статьей 1 ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», установлен следующий порядок образования военных судов на территории Российской Федерации:

— Создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил Российской Федерации, а также иных формирований связанных с прохождением воинской службы.

Система военных судов в РФ:

— Военная коллегия Верховного Суда РФ.

— окружные и флотские военные суды.

— гарнизонные военные суды.

Состав Военной коллегии Верховного суда РФ:

— Заместитель председателя ВС РФ

3. Компетенция военных судов РФ.

Компетенция военных судов РФ в соответствии со статьей 7 ФКЗ «О военных судах»:

— Деятельность по рассмотрению дел по протестам на решения, приговоры, определения и постановления

Статья 9. Полномочия Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению дел, подсудных военным судам
1. Президиум Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации (далее — Военная коллегия) и военных судов, вступившие в силу.
2. Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу.
3. Военная коллегия рассматривает в первой инстанции:
1) дела об оспаривании ненормативных актов Президента Российской Федерации, нормативных актов Правительства Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.
4. Военная коллегия рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу.
5. Военная коллегия рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу.
6. Военная коллегия рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.

Верховный Суд, его функции

Главная > Закон >Государство и право

8.1. ВЕРХОВНЫЙ СУД РФ — СУДЕБНЫЙ ОРГАН, ВОЗГЛАВЛЯЮЩИЙ СИСТЕМЫ ГРАЖДАНСКИХ

И ВОЕННЫХ СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ.

СОСТАВ И СТРУКТУРА ВЕРХОВНОГО СУДА РФ.

ПОРЯДОК ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ

Верховный Суд РФ — высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам об­щей юрисдикции. Он является высшим органом как для федераль­ных гражданских, военных и специализированных судов обшей юрис­дикции, так и для судов общей юрисдикции субъектов Российской Федерации — для мировых судей.

Верховный Суд РФ состоит из Пленума Верховного Суда РФ, Президиума Верховного Суда РФ, судебных коллегий Верховного Суда РФ и аппарата Верховного Суда РФ. При нем также функцио­нирует Судебный департамент и Научно-консультативный совет.

В составе Верховного Суда РФ действуют следующие судебные коллегии: Судебная коллегия по уголовным делам; Судебная колле­гия по гражданским делам; Военная коллегия; Кассационная колле­гия.

Верховный Суд РФ формируется в составе Председателя, его за­местителей и членов Верховного Суда РФ. Председатель Верховного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федераль­ного Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на положительном заключении Высшей квалификационной колле­гии судей РФ. Заместители председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федераль­ного Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда РФ; для заместителя председателя Верховного Суда РФ дополнительно требуется наличие положительного заключения Высшей квалифика­ционной коллегии судей.

Созданный в соответствии с Конституцией РФ Верховный Суд РФ может быть упразднен только путем внесения поправок в Кон­ституцию РФ.

8.2. ПОЛНОМОЧИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ.

ВЕРХОВНОГО СУДА РФ

Исходя из положений ст. 56 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» Верховный Суд РФ:

■ в пределах своих полномочий рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открыв­шихся обстоятельств);

• изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает руководящие разъяснения судам по вопросам при­менения законодательства РФ, возникающим при рассмотрении су­дебных дел;

• осуществляет контроль за выполнением судами общей юрис­дикции РФ руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ;

• разрешает в пределах своих полномочий вопроса, вытекающие из международных договоров Российской Федерации.

Верховному Суду РФ принадлежит право законодательной ини­циативы в Федеральном Собрании РФ. Пленум Верховного Суда РФ рассматривает и решает вопросы о внесении представлений (законо­проектов) в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке осуществления законодательной инициативы.

Прежде чем внести законопроект о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопро­екты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, на рассмотрение в Государственную Думу, должно быть по­лучено заключение Правительства РФ (ст. !04 Конституции РФ).

Кроме перечисленных в Конституции РФ и Законе РСФСР ♦О судоустройстве РСФСР» видов осуществляемой Верховным Су­дом РФ деятельности ему предоставлены также права:

1) устанавливать количество военных судов и численность судей военных судов (ч. 3 ст. 1 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации»);

2) принимать решение об изменении территориальной подсуд­ности уголовных и гражданских дел на территории, где введено чрез-

вычайное положение (ч. 3 ст. 36 Федерального конституционного за­кона «О чрезвычайном положении»);

3) представлять на рассмотрение Президента РФ или Правитель­ства РФ рекомендации о заключении, прекращении или приостанов­лении действия международных договоров Российской Федерации (ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 35 Федерального закона «О международных догово­рах Российской Федерации»);

4) обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о провер­ке конституционности указанных в ч. 2 ст. 125 Конституции РФ нор­мативных актов органов государственной власти и договоров между ними (ст. 84, 88 Федерального конституционного закона «О Консти­туционном Суде Российской Федерации»);

5) по просьбе учреждения иностранного государства, от которого исходит поручение о правовой помощи, решать вопрос о возможнос­ти применения при исполнении поручения процессуального законо­дательства запрашивающего иностранного государства, если оно не противоречит законодательству Российской Федерации (п. 7 ч. 1 Фе­дерального закона от 25 октября 1999 г. «О ратификации Европей­ской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам и дополнительного протокола к ней»);

6) должен получать:

• доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за год (ч. 1 ст. 33 Федерального конституци­онного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Россий­ской Федерации»);

• постановления и заключения Конституционного Суда РФ, ко­торые должны направляться в адрес Верховного Суда РФ не позднее чем в двухнедельный срок со дня их подписания (ч. 2 ст. 77 Федераль­ного конституционного закона «О Конституционном Суде Россий­ской Федерации»);

7) готовить заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков государственной измены или иного тяжкого преступле­ния (ст. 108 Федерального конституционного закона «О Конститу­ционном Суде Российской Федерации»).

Помимо прав у Верховного Суда РФ есть и обязанности. Так, Вер­ховный Суд РФ, как минимум, обязан:

а) не позднее чем в 3-дневный срок рассмотреть жалобу политичес­кой партии, избирательного блока об исходящем от Центральной изби­рательной комиссии РФ отказе в выдаче заверенных копий списков кан­дидатов (ч. 9 ст. 41 Федерального закона «О выборах депутатов Государ­ственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);

б) не позднее чем в 5-дневный срок рассмотреть жалобу на реше­ние Центральной избирательной комиссии РФ о регистрации феде­рального списка кандидатов либо об отказе в его регистрации (ч. 12 ст. 47 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»);

в) принимать участие в согласовании с соответствующим субъек­том РФ общего числа мировых судей и количества судебных участ­ков в этом субъекте РФ (ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»);

г) установить порядок определения стажа работы судьи для пре­доставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (ч. 2 ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»).

8.3. ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ. СОСТАВ, ПОЛНОМОЧИЯ, ПОРЯДОК

ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ. РАЗЪЯСНЕНИЯ ПЛЕНУМА ПО ВОПРОСАМ

СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Пленум Верховного Суда РФ — это общее собрание всех судей Верховного Суда РФ. В его состав входят Председатель, заместители Председателя и судьи Верховного Суда РФ. Соответственно, Пленум формируется вместе с образованием самого Верховного Суда РФ. Между тем почти невозможно один раз в 4 месяца, а именно с такой частотой должен заседать Пленум, собрать вместе всех судей Верхов­ного Суда РФ. Поэтому в законе закреплено правило, согласно кото­рому заседание Пленума Верховного Суда РФ правомочно при нали­чии не менее двух третей его состава.

В заседаниях Пленума Верховного Суда РФ обязательно участие Генерального прокурора РФ. По собственной инициативе в них мо­жет принимать участие Министр юстиции РФ, а по приглашению Председателя Верховного Суда РФ — судьи других судов, члены На­учно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представи­тели министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.

Пленум Верховного Суда РФ наделен следующими полномочиями:

1) рассматривать материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики/ а также представления Генераль­ного прокурора РФ и Министра юстиции РФ и давать руководящие

разъяснения судам по вопросам применения законодательства РФ; при обсуждении вопросов о даче судам руководящих разъяснений заслушивать сообщения председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области и судов автономных округов, военных судов о судебной практике по применению законодательства;

2) утверждать по представлению Председателя Верховного Суда РФ составы судебных коллегий и секретаря Пленума Верховного Суда РФ из числа судей Верховного Суда РФ;

3) утверждать по представлению Председателя Верховного Суда РФ Научно-консультативный совет при Верховном Суде РФ;

4) рассматривать и решать вопросы о внесении представлений в Государственную Думу Федерального Собрания РФ в порядке осуще­ствления законодательной инициативы и о толковании законов РФ;

5) заслушивать сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ и отчеты председателей Кассационной коллегии и судебных кол­легий Верховного Суда РФ о деятельности коллегий;

6) рассматривать представления Председателя Верховного Суда РФ о несоответствии руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ законодательству РФ;

7) осуществлять другие полномочия, предоставленные ему зако­нодательством.

В соответствии со ст. 56 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ обязательны для судов, других органов и должностных лиц, приме­няющих закон, по которому дано разъяснение. Все правоохранитель­ные органы должны соблюдать требования, изложенные в постанов­лениях Пленума Верховного Суда РФ. Разъяснения Пленума Верхов­ного Суда РФ способствуют точному и единообразному применению как материального, так и процессуального закона, укреплению за­конности и правопорядка в государстве.

8.4. ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ.

ЕГО СОСТАВ, ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ,

В отличие от Пленума Президиум Верховного Суда РФ — специ­ально создаваемый орган Верховного Суда РФ. Он состоит из 13 су­дей и при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного Суда РФ утверждается Советом Федера­ции Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ,

основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ. В состав Президиума входят Председатель Верховного Суда РФ, за­местители Председателя по должности и утвержденные Советом Фе­дерации РФ судьи Верховного Суда РФ.

Президиум Верховного Суда РФ принимает постановления боль­шинством голосов членов Президиума, участвующих в заседании.

Президиум Верховного Суда РФ обладает следующими полномо­чиями:

1) в пределах своей компетенции рассматривает дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам (ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств);

2) рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;

3) рассматривает вопросы организации работы судебных колле­гий и аппарата Верховного Суда РФ;

4) оказывает помощь нижестоящим судам в правильном приме­нении законодательства, координируя эту деятельность с Министер­ством юстиции РФ;

5) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему зако­нодательством.

Президиум Верховного Суда РФ:

• в надзорном порядке рассматривает гражданские дела по жало­бам и представлениям на вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые им по первой инстан­ции; определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ и на определения Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке; на определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассаци­онном порядке (п. 5 ч. 2 ст. 377 ГПК), а по уголовным делам — на определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, приго­воры и определения Судебной коллегии по уголовным делам Верхов­ного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ, поста­новления судей Верховного Суда РФ о назначении судебного заседа­ния (п.’5 ст. 403 УПК);

• рассматривает заключение прокурора о необходимости возоб­новления производства по уголовному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств в отношении определений Кассацион­ной коллегии Верховного Суда РФ, а также определений Судебной коллегии по уголовным делам или Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенных ими в ходе производства по уголовному делу в каче­стве суда второй или надзорной инстанции (п. 5 ч. 1 ст. 417 УПК);

• пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам свои вынесенные в надзорной инстанции по гражданским делам поста­новления, которыми изменено решение суда первой инстанции или постановлено новое решение (ст. 393 ГПК).

Еще по теме:

  • Бланк акт на списание основных средств в украине Акт на списание основных средств - образец заполнения Акт списания основных средств - образец заполнения и бланк можно скачать на нашем сайте - отражает процесс снятия ОС с учета в […]
  • Бесплатная оценка недвижимости в москве Здесь вы можете оценить квартиру онлайн бесплатно Акция: стоимость оценки квартиры, доли в квартире от 2 500 руб! Акция проходит до конца текущего месяца. Подробности у менеджера. […]
  • Подать заявление на выписку из егрп Получение выписки из ЕГРП через портал Госуслуг Предыдущая статья: База ЕГРП Выписка необходима для проверки достоверности сведений об объекте недвижимости, в том числе информации о […]
  • Зачем нужна выписка егрп Для чего нужна выписка из ЕГРП (ЕГРН)? Для чего нужна выписка из ЕГРП (ныне — выписка из ЕГРН) конкретному лицу, определяет сам этот субъект. Для чего нужны выписки из ЕГРП (ЕГРН) в […]
  • Оценка недвижимости в москве калькулятор Калькулятор оценки квартиры онлайн Акция: стоимость оценки квартиры, доли в квартире от 2 500 руб! Акция проходит до конца текущего месяца. Подробности у менеджера. Звоните: +7 (495) […]
  • Ст 256 гпк судебная практика Стаття 256. Строк на апеляційне оскарження Господарський процесуальний кодекс України (ГПКУ) перевірено сьогодні кодекс від 28.08.2018 вступив у чинність 15.12.2017 Ст. 256 […]
  • Анкета уфмс на вид на жительство Заявление Вид на жительство (ВНЖ) Можно заполнять вручную, писать разборчиво и понятно (не обязательно печатными буквами), можно выполнить на компьютере и распечатать на принтере. […]
  • Сроки лицензии на страховую деятельность Сроки лицензии на страховую деятельность Услуги страхования – это виды финансовой деятельности, которые могут предоставляться, только при условии получения страховой компанией лицензии на […]