Статья ук за дискриминацию

Оглавление:

Ответственность за дискриминацию в сфере труда

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 18.12.2016 2016-12-18

Статья просмотрена: 2311 раз

Библиографическое описание:

Солошич Е. А. Ответственность за дискриминацию в сфере труда // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 692-694. — URL https://moluch.ru/archive/132/36881/ (дата обращения: 04.11.2018).

Ответственность за дискриминацию в сфере труда

На сегодняшний день проблема привлечения работодателей к ответственности по мотивам дискриминации, то есть в зависимости от пола, расы, национальности, языка, места жительства, имущественного положения, отношения к религии и иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами, является актуальной, поскольку наличие существующих правовых норм не позволяет в полной мере обеспечить защиту работниками своих прав, что подтверждается обширной судебной практикой по данному вопросу.

По мнению Лютова Н. Л., регулирование вопросов дискриминации в России, а также набор правовых механизмов защиты от дискриминации, которым могут воспользоваться пострадавшие, является крайне недостаточным, а меры защиты — несоразмерными нарушениями. Понимание сути явления дискриминации отсутствует как в обществе в целом, так и среди правоприменителей. Нормативное регулирование вопросов дискриминации минимально и развивается крайне медленно [1, с. 47].

Работодатель в своей деятельности нередко злоупотребляет своими полномочиями по дискриминационным мотивам, что является правонарушением. По мнению ученых, чрезмерные полномочия работодателя создают условия для злоупотреблений и позволяют ему эффективно противодействовать защите работником своих прав [2, с. 115, 3, с. 87, 4, с. 98–104].

Совершение работодателем дискриминационных действий — это совершение правонарушения. В частности, дисциплинарного нарушения, то есть проступка, является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности. Однако дисциплинарная ответственность реализуется в рамках служебного подчинения. Применение мер дисциплинарного взыскания осуществляется непосредственно руководителем организации. Таким образом, привлечь к дисциплинарной ответственности работодателя как физическое лицо или руководителя юридического лица, если он является единственным учредителем, не предоставляется возможным.

Материальная ответственность в отличие от дисциплинарной предполагает привлечение и самого работодателя. Так, согласно ст. 234 ТК РФ, работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться.

Возмещение морального вреда осуществляется правилам ст. 237 ТК РФ, размер компенсации определяется по соглашению сторон, а в случае возникновения разногласий устанавливается в судебном порядке независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Административная ответственность наступает, когда виновное лицо совершает противоправное действие (бездействие), за которое КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.

За дискриминацию административная ответственность может наступать по ст. ст. 5.27, 5.42 КоАП РФ. Трудовые права работников по ст. 5.27 КоАП РФ являются объектом правонарушения. Объективная сторона не расшифровывается, и может принимать самые разнообразные формы. Таким образом, любое дискриминационное действие работодателя, а не только прием или увольнение работника, будет основанием для привлечения к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ. Субъективная сторона характеризуется применительно к дискриминации умыслом. Субъектом правонарушения по ст. 5.27 КоАП РФ применительно к дискриминации может быть физическое лицо — работодатель, должностное лицо работодателя — юридического лица.

Статья 5.42 КоАП РФ специально направлена на защиту трудовых прав инвалидов. В данной статье права инвалидов при трудоустройстве являются объектом правонарушения. Объективная сторона выражена в отказе в принятии на работу инвалидов в счет установленной квоты. Субъект правонарушения специальный, так как санкция содержит указание на должностных лиц работодателя.

Законодатель в КоАП РФ не выделяет специальной статьи, которая предусматривала бы ответственность за дискриминацию в трудовых отношениях. Позволим себе не согласиться с данной ситуацией, поскольку необходимо предусмотреть отдельную норму с таким наказанием, как дисквалификация работодателя до трех лет.

Уголовная ответственность за дискриминацию предусматривается ст. 136 УК РФ «Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина». Согласно Конституции РФ, УК РФ под дискриминацией понимается нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от цвета кожи, пола, возраста, отношения к религии, социального или имущественного положения, принадлежности к социальным группам и других обстоятельств. Квалифицирующим признаком состава преступления является использование своего служебного положения. Следовательно, ст. 136 УК РФ охватывает различные виды дискриминации.

Тем не менее, считаем необходимым отметить недостатки ст. 136 УК РФ. Во-первых, в статье отсутствует такой признак преступления как общественная опасность. За нарушение прав и свобод человека и гражданина в зависимости от обстоятельств, указанных в ст. 136 УК РФ может наступить и административная, и материальная, и дисциплинарная, т. е. нет конкретизации применения уголовной ответственности.

Во-вторых, в объективной стороне преступления не определено, что представляет собой нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от указанных в статье обстоятельств. Проблема данной статьи заключается в том, что законодатель не провел различия между содержанием и формой дискриминации: диспозиция статьи характеризует дискриминацию с точки зрения содержания, однако совершенно оставляет без внимания формы дискриминации, то есть само деяние. Более того, анализируя ст. 136 УК РФ и ст. 19 Конституции РФ, получается, что Особенная часть УК РФ закрепила конституционный принцип запрета дискриминации, а не преступления, как это должно быть.

Уголовная ответственность за дискриминацию в трудовых отношениях может наступать по ст. ст. 145, 145.1, 201, 285 УК РФ. Особое внимание привлекает ст. 145 УК РФ, так как она непосредственно посвящена ответственности за дискриминацию и защищает права беременных, женщин с детьми в возрасте до 3 лет. Объектом преступления данной статьи являются сами права беременных и имеющих детей в возрасте до 3 лет женщин на получение работы и соблюдение специальных установленных для них законом условий труда. Объективная сторона преступления предполагает необоснованный отказ в приеме на работу либо увольнении беременной женщины или женщины, имеющей малолетних детей в возрасте до трех лет. Субъективная сторона заключается в форме прямого умысла. Субъект преступления специальный — им является работодатель, как физическое лицо, так и руководитель организации.

Несмотря на то, что статьи 145.1, 201, 285 УК РФ прямо не относятся к группе норм, которые направлены на защиту от дискриминации в трудовых отношениях, они могут выступать как инструмент борьбы с дискриминацией, так как субъективная сторона преступлений по указанным статьям может содержать в себе и мотивы дискриминации.

В состав преступления ст. 145 УК РФ входит объект в виде права на своевременную выплату заработной платы, объективная сторона представляет собой необоснованную невыплату заработной платы на срок, превышающий два месяца, субъективная сторона характеризуется прямым умыслом и мотивом: корыстными интересами, а также иной личной заинтересованностью. Не исключены случаи, что иная личная заинтересованность может включать в себя и дискриминационные мотивы, субъект преступления специальный — им является работодатель — физическое лицо или руководитель организации.

Ст. 201, 285 УК РФ с объективной стороны деяния определяется использованием своих полномочий вопреки интересам службы в коммерческой организации, а также интересам государственной службы, важной составляющей будет наличие существенного вреда. Категория существенного вреда является оценочной и в каждом случае оценивается следствием и судом. Субъект преступлений по ст. ст. 201, 285 УК РФ является специальным. В первом случае им будет лицо, выполняющее управленческие функции в организации, во втором — должностное лицо.

Сопоставляя субъективную сторону данных преступлений, можно сделать вывод, что конструкция статей может включать и дискриминационные мотивы, а также сочетание корыстного и дискриминационного мотива. Так, ст. 201 УК РФ указывает на цель нанесения вреда другим лицам, не упоминая про мотивы, тем не менее, дискриминационные мотивы вполне могут присутствовать.

Критерием наступления уголовной или административной ответственности за проявления дискриминации в сфере труда в указанных выше случаях будет наличие существенного вреда охраняемым законом правам работника. Разграничение административной и уголовной ответственности за правонарушения по тяжести последствий является общепризнанным в административном и уголовном праве. Например, нарушение законодательства о труде и об охране труда наказывается по ст. 5.27, 5.27–1 КоАП РФ, а за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, лицо привлекается к ответственности по ст. 143 УК РФ. Подобных примеров можно привести довольно много.

Нарушение равенства обращения как форма дискриминации есть различное отношение к работникам по признакам пола, возраста, национальности, религиозных убеждений и т. д., то есть по субъективным и объективным признакам, которые не связаны с деловыми качествами работника. В трудовых отношениях дискриминация может выражаться в необоснованном отказе в приеме на работу, увольнении, наказании работника, оплате труда и т. д. Очевидно, что ответственность за дискриминацию не может ограничиваться одной статьей УК РФ, которая предусматривает ответственность за различные виды дискриминации. Решение задачи защиты работника от дискриминации требует создание системы норм об ответственности за дискриминацию в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях.

  1. Лютов Н. Л. Международные трудовые стандарты и российское трудовое законодательство /монография (2-е изд., доп. и перераб). — Центр социально-трудовых прав, 2015 г.
  2. Федорова Е. А. Защита трудовых прав работников: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. 2005. – М., 2005.
  3. Сапфирова А. А. Защита трудовых прав и законных интересов работников органами государственного надзора и контроля. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук /Академия труда и социальных отношений. — М., 2010.
  4. Сапфирова А. А. Сущность механизма защиты трудовых прав // Современная научная мысль. 2014. № 1. С. 98–104.

Уголовная ответственность за дискриминацию и нарушение прав человека, статья 136 УК РФ

Одна из важнейших задач современного юридического права – обеспечение достоинства личности, равного положения всех людей, а ответственность за нарушение равенства прав регламентирует 136 статья УК РФ. По Конституции все людям обеспечено равенство между собой, нельзя выделять кого-либо по национальности, религиозным или различным верованиям, отношению к разным объединениям. Но иногда бывают ситуации, когда равенство нарушается.

О чём статья 136 УК РФ

Если имеется дискриминация прав и ущемление свободы человека сотрудником организации или субъекта власти, использующим своё положение, то статья указывает на возможность применения наказаний, а именно:

  • денежное взыскание величиной от 100 000 до 300 000 рублей или в величине зарплаты за период от 1 года до 2 лет;
  • невозможность занимать некоторые посты сроком до 5 лет;
  • рабочая занятость обязательного характера продолжительностью до 480 часов;
  • исправительный вид работ на период до 2 лет;
  • принудительный порядок работы длительностью до 5лет;
  • отбывание наказания в местах лишения свободы на время до 5 лет.

Нарушение прав человека статья УК РФ номер 136 в прошлом выпуске первая часть статьи описывала возможность применения санкций ко всем лицам, позволяющим себе ущемлять права других людей. Проступки должностных лиц карались более жёстко и регламентировались пунктом 2 статьи 136 УК РФ.

В последнем изменении текста ущемление прав человека статья карает только должностных лиц различных организаций, государственных структур или консультантов некоммерческих организаций.

Комментарии юристов

К объектам правонарушения относятся:

  • права и свобода человека равные по отношению к другим людям;
  • достоинство гражданина;
  • свобода веры;
  • иные права, закреплённые в Конституции Российской Федерации.

Субъектом правонарушения выступает физическое дееспособное должностное лицо коммерческой структуры или субъекта власти.

Анализ объективной стороны правонарушения указывает на нечёткость её определения. Она может выражаться в действии, либо в бездействии. Ущемление прав проявляется как прекращение трудового договора, непринятие на учёбу или отчисление с учёбы, также отказ в продаже различных видов товаров, телефона, отказ в оказании услуг. Пример, дискриминация проявляется в том, что предпочтение при поступлении на работу или учёбу отдается другим гражданам, хотя имеется кандидат, который объективно подходит лучше.

Дискриминация по национальному признаку статья УК РФ довольно мало рассматривается, и не поднимаются вопросы квалификации и путей преодоления дискриминации. Но в российских законах и судебной практике в последнее время произошли изменения, направленные на противодействие расизму, этнической и религиозной нетерпимости.

Наличие состава преступления определяет присутствие лица, имеющего полномочия, позволяющие ущемлять права других людей. Состав субъективной стороны правонарушения характеризуется наличием прямого злого умысла. Факт дискриминации проявляется только при намеренной дискриминации прав и свобод человека. Например, назначение на высокооплачиваемый пост родственников или знакомых, премирование, назначение надбавок к зарплате и т. д.

Дело о нарушении равноправия и ущемления свобод гражданина рассматривается в открытом судебном заседании. Судебная практика, как правило, показывает, что помимо наличия дискриминации, имеются ещё и другие правонарушения по отношению к потерпевшему.

Профилактика дискриминации

Вопрос дискриминации, особенно по национальному и расовому признаку, за последнее время встаёт всё чаще. Это связано отчасти с разжиганием межнациональной розни в газетах и других СМИ.

Чтобы избежать нарушений по статье, необходимо провести действия:

  1. Пропаганду толерантности по отношению к другим людям.
  2. Пресечение «кумовства» при назначении на должности.
  3. Ротацию кадров, особенно руководящего состава.

Разглашение данной проблемы привело к ужесточению санкций за такое правонарушение.
Это позволяет восстановить равенство между людьми.

О запрете дискриминации работников. Изменения в КЗоТ

12 ноября 2015 года парламент поддержал законопроект №3442 «О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины» (относительно гармонизации законодательства в сфере предотвращения и противодействия дискриминации с правом Европейского Союза. Когда закон будет подписан, он вступит в силу уже на следующий день после публикации. Свое мнение относительно законопроекта решил высказать Prostopravo

Законопроектом внесены изменения в статью 2-1 Кодекса законов о труде. В действующей редакции данная статья звучит так: «Украина обеспечивает равенство трудовых прав всех граждан независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств».

В новой же редакции эта норма изложена следующим образом: «Запрещается любая дискриминация в сфере труда, в частности нарушение принципа равенства прав и возможностей, прямое или косвенное ограничение прав работников в зависимости от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, гендерной идентичности, сексуальной ориентации, этнического, социального и иностранного происхождения, возраста, состояния здоровья, инвалидности, подозрения или наличия заболевания ВИЧ / СПИД, семейного и имущественного положения, семейных обязанностей, места проживания, членства в профессиональном союзе или другом объединении граждан, участия в забастовке, обращения или намерения обращения в суд или другие органы за защитой своих прав или предоставление поддержки другим работникам в защите их прав, по языковым или другим признакам, не связанным с характером работы или условиями ее выполнения».

Как видим, в новой редакции перечень дискриминационных признаков значительно расширен, хотя ни в первоначальной, ни в новой редакции он не является исчерпывающим. В связи с этим возникает закономерный вопрос, настолько ли нужны были вышеописанные изменения, тем более что, как показало само голосование в ВРУ, отношение к ним в украинском обществе неоднозначное. Нормы права обычно имеют обобщающий характер, перечисление всех возможных случаев и конкретных обстоятельств в подобного рода нормах является нецелесообразным и в принципе невозможным.

Можно вспомнить и другие действующие нормы украинского законодательства, запрещающие дискриминацию работодателем в трудовой сфере. Например, в статье 11 Закона Украины «О занятости населения» говорится: «государство гарантирует лицу право на защиту от любых проявлений дискриминации в сфере занятости населения по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, членства в профессиональных союзах или других объединениях граждан, пола, возраста, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым или другим признакам… Запрещается в объявлениях (рекламе) о вакансиях указывать ограничения по возрасту кандидатов, предлагать работу только женщинам или только мужчинам, за исключением специфической работы, которая может выполняться исключительно лицами определенного пола, выдвигать требования, отдающие предпочтение одному полу, а также требовать от лиц, которые трудоустраиваются, предоставления сведений о личной жизни». Кстати, термин «занятость» имеет более широкую сферу применения, чем «труд». В последнем случае речь идет только о наемных работниках, к лицам, обеспечивающим себя работой самостоятельно КЗоТ отношения не имеет. Так почему не были внесены соответствующие изменения в Закон « О занятости»?

Также в соответствии с частью второй статьи 22 КЗоТ и согласно Конституции Украины любое прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении, изменении и прекращении трудового договора в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, политических взглядов, религиозных убеждений, членства в профессиональном союзе или другом объединении граждан, рода и характера занятий, места жительства не допускается. Эта норма также не претерпела изменений.

Возможно законодатель хотел перечислить как можно больше признаков и обстоятельств, которые не могут служить основанием для ограничения трудовых прав работника. Но в таком случае возникает вопрос, почему названы именно эти признаки, а не названы другие. Почему, например, законодатель отдельно выделил такое заболевание как ВИЧ/СПИД, а не другие, которые тоже могут быть основанием для дискриминации? Кроме того, наличие любого заболевания охватывается понятием «состояние здоровья», которое также выделено в качестве отдельного признака.

В то же время, в ряде случаев некоторые из названных обстоятельств имеют решающее значение при приеме на работу. Речь идет о том же состоянии здоровья, если работа требует определенных физических усилий, или касается безопасности других людей (например, работа в сфере общественного питания) и т.д.

Как указано в пояснительной записке, целью принятия законопроекта является имплементация некоторых норм права Европейского Союза. А именно, Директивы № 2000/78/ЕC от 27 ноября 2000 года. Однако, как оказалось, в самой Директиве есть указание на некоторые исключения из общего правила: «Директива не требует принятия на работу, продвижения по службе, поддержки занятости или учебы лица, которое является некомпетентным, не в силах и не может выполнять основные функции на рассматриваемой должности или пройти соответствующее обучение» — говорится в ее Преамбуле. В то же время, в принятом законопроекте указаний на какие-либо возможные исключения из общего запрета не содержится.

И последнее: проблема дискриминации в трудовой сфере кроется не в отсутствии адекватного законодательства, а в его несоблюдении. Как правило, официальной причиной отказа в приеме на работу является вовсе не пол, раса или политические убеждения, а отсутствие необходимой квалификации, опыта работы и т.д. Поэтому работнику, подвергшемуся дискриминации, обычно трудно доказать это обстоятельство в суде.

Не пропустите новые статьи. Подписывайтесь на рассылку!

Статьи: Дискриминация

Только славянам: Дискриминация в России есть, но доказать ее в суде почти невозможно

Статья, опубликованная на портале Медуза, о проблемах с дискриминацией в трудовой сфере. Во многом статья построена на комментариях директора ЦСТП Елены Герасимовой, содержит данные на исследования Центра социально-трудовых прав и приводит примеры из судебных дел, которые вели юристы нашего Центра.

Аэрофлот против стюардесс: Почему это дискриминация, и почему многие работники ее оправдывают.

Дело стюардесс, обратившихся в суд против Аэрофлота с требованием признать дискриминацию со стороны работодателя, получило огромный резонанс в СМИ и вызвало бурную дискуссию в публичной сфере.

С щеками на выход: что нужно знать о дискриминации на рабочем месте

Что такое дискриминация на рабочем месте на самом деле и чем она отличается от «обычных» нарушений законов, рассказали юристы ведущие уже ставшее знаменитым «дело стюардесс «Аэрофлота»», Ксения Михайличенко и Сергей Саурин.

Бремя доказывания дискриминации

Выдержки из главы Дискриминация в сфере труда книги д.ю.н. Н. Лютова и к.ю.н. Е. Герасимовой «Международные трудовые стандарты и Российское трудовое законодательство».

Понятие дискриминации в российском праве и его соответствие с международными договорами.

Выдержки из главы Дискриминация в сфере труда книги д.ю.н. Н. Лютова и к.ю.н. Е. Герасимовой «Международные трудовые стандарты и Российское трудовое законодательство».

Дискриминация в сфере труда — эффективные средства защиты в российском праве.

Выдержки из главы Дискриминация в сфере труда книги д.ю.н. Н. Лютова и к.ю.н. Е. Герасимовой «Международные трудовые стандарты и Российское трудовое законодательство».

Дискриминация в трудовых отношениях в России на примере ситуации со стюардессами Аэрофлота

Елена Герасимова, директор ЦСТП в прямом эфире Общественного телевидения России, 22 февраля 2017 г.

Как Минюст поправил Постановление Конституционного суда

Расшифрована стенограмма судебного заседания и теперь можно осветить подробней позицию Минюста и Главного управления Минюста по г. Москве — на основании чего же они внесли Центр социально-трудовых прав в реестр «иностранных агентов»?

В России нет нормальной политики относительно размеров зарплат

Интервью журнала «Русский репортер» с Еленой Герасимовой, заведующей кафедрой трудового права и права социального обеспечения НИУ-ВШЭ, директором Центра социально-трудовых прав (ЦСТП), членом Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты.

Сила профсоюза в возможности организовать забастовку

Е. Герасимова. директор Центра социально-трудовых прав. Фрагмент интервью журналу «Трудовые споры» №10, октябрь 2014 г.

Знаешь про дискриминацию? Сообщи!

Если Вы столкнулись с объявлением о вакансии, которое устанавливает дискриминационные требования к соискателям вроде: «женщины от 18 до 30 лет», «мужчины, проживающие в Москве», «лица славянской внешности» и др. – Вы можете сообщить об этом в компетентный орган. Форму заявления об административном правонарушении Вы можете скачать здесь:

Советы рекрутеру: как избежать дискриминации при приеме на работу

Кажется, самый простой способ получить ответ — задать вопрос. Однако в ходе переговоров с соискателями данный подход работает далеко не всегда. Как рекрутеру оперативно узнать нужную информацию о кандидате? И что делать, чтобы процесс поиска персонала не стал поводом для судебного разбирательства?

К вопросу о запрете распространения дискриминационных объявлений о вакансиях

14 июля 2013 г. вступил в силу Федеральный Закон № 162-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О занятости населения в РФ» и отдельные законодательные акты РФ».

С принятием этого Закона были внесены некоторые изменения в понятие административно наказуемой дискриминации, закрепленное в ст. 5.62 Кодекса РФ об административных правонарушениях, теперь административные санкция установлены также за дискриминацию (то есть за нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина) по признакам цвета кожи и непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. Ранее административная ответственность была установлена только за дискриминацию по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам.
Вместе с тем, Законодатель не внес аналогичные изменения в понятие дискриминации, которое содержится в ст. 136 Уголовного кодекса РФ, что представляется несколько непоследовательным (Ранее дискриминационные признаки в КоАП РФ и УК РФ совпадали).

Лицо неславянской внешности

Подробности первого в России судебного дела о дискриминации по национальному признаку при приеме на работу.

Вы подвергаетесь дискриминации на работе

1. Что является дискриминацией?
2. На что Вы можете рассчитывать в случае дискриминации?
3. Что делать, если вы подверглись дискриминации?
4. Международные акты о дискриминации
5. Косвенная дискриминация

Отпуск по уходу за ребенком и альтернативная гражданская служба

Основным достоинством альтернативной гражданской службы и ее преимуществом перед военной службой по призыву является то, что альтернативнослужащие, в отличие от военнослужащих, служат, т.е работают по Трудовому кодексу.

На момент принятия в 2002 году Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» был малопривлекателен. Общественные организации, много лет его продвигавшие, тогда решили не пропагандировать альтернативную гражданскую службу (АГС), как кабальную, по сути являвшуюся наказанием за отказ от военной службы. Такая позиция была связана с введенным на тот момент сроком. В законе заложено кратное его исчисление: срок АГС в 1, 75 раза превышает военную службу по призыву. Когда военная службы была два года, срок АГС составлял 42 месяца, т.е. три с половиной года. Этот чудовищный срок, самый продолжительный срок альтернативной службы в мире, затмевал другие существенные недостатки закона. И достоинства.С 2008 года срок военной службы сокращен до одного года, а АГС, соответственно, до 21 месяца. С учетом ежегодных отпусков, которыми пользуются альтернативнослужащие (в отличие от военнослужащих по призыву), это чуть более полутора лет.

За дискриминацию инвалидов грозит уголовная ответственность

Верховная Рада Украины приняла в целом Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты прав инвалидов» (законопроект №3640), который защитит инвалидов от ограничения их прав по признаку инвалидности.

В статье 5 Конвенции ООН о правах инвалидов указано, что государства-участники запрещают любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве.

Законом вносятся изменения в ст. 2 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов на Украине», предусмотрев, что термин «дискриминация по признаку инвалидности» употребляется в значении, приведенном в Конвенции ООН о правах инвалидов и Законе «Об основах предотвращения и противодействия дискриминации на Украине».

Дискриминация по признаку инвалидности (Конвенция ООН) — любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области.

Также Законом внесены изменения в ст. 161 УК Украины, предусмотрев инвалидность среди определенных статьей признаков, по которым прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или непрямых привилегий граждан предусматривает наступление уголовной ответственности.

Еще по теме: