Ст 258 коап рф

Кодекс Украины об административных нарушениях
Статья 258. Случаи, когда протокол об административном правонарушении не составляется

Протокол не составляется в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных статьями 70, 77, частью третьей статьи 85, статьей 153, если размер штрафа не превышает трех необлагаемых минимумов доходов граждан, частью первой статьи 85, если размер штрафа не превышает семи необлагаемых минимумов доходов граждан, статьей 107 (в случаях совершения правонарушений, перечисленных в части третьей статьи 238) частью третьей статьи 109, статьями 110, 115, частями первой, третьей и пятой статьи 116, частью третьей статьи 116-2, частями первой и третьей статьи 117 (при наложении административного взыскания в виде предупреждения на месте совершения правонарушения), статьями 118, 119, статьями 134, 135, частями первой, второй, третьей и пятой статьи 185-3, статьей 197 (при наложении административного взыскания в виде предупреждения), статьей 198 (при наложении административного взыскания в виде предупреждения), а также статьями 202-203-1, 204-2, 204-4 (в случаях выявления этих правонарушений в пунктах пропуска (пунктах контроля) через государственную границу Украина или контрольных пунктах вьизду- иизду) настоящего Кодекса, если лицо не оспаривает допущенное нарушение и административное взыскание, налагаемое на него.

Протокол не составляется в случае совершения административных правонарушений, рассмотрение которых отнесено к компетенции Национальной полиции, и административных правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированных в автоматическом режиме, а также нарушений правил остановки, стоянки, парковки транспортных средств, зафиксированных в режиме фотосъемки (видеозаписи ).

Протоколы не составляются и в других случаях, когда в соответствии с законом штраф налагается и взимается, а предупреждение оформляется на месте совершения правонарушения.

В случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, уполномоченными органами (должностными лицами) на месте совершения правонарушения выносится постановление по делу об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 283 настоящего Кодекса или остается сообщение о привлечении к административной ответственности за нарушение правил остановки, стоянки или парковки транспортных средств в случае их фиксации в режиме фотосъемки (видеозаписи), кроме случаев фиксации в автоматическом режиме правонарушений в сфере обеспечь ения безопасности дорожного движения.

Если при составлении постановления по делу об административном правонарушении лицо оспорит допущенное нарушение и административное взыскание, налагаемое на него, то уполномоченное должностное лицо обязано составить протокол об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 256 настоящего Кодекса, за исключением случаев привлечения лица к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 185-3 настоящего Кодекса, правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе за иксованих в автоматическом режиме, либо нарушений правил остановки, стоянки, парковки транспортных средств, зафиксированных в режиме фотосъемки (видеозаписи). Этот протокол является приложением к постановлению по делу об административном правонарушении.

Постановление по делу об административном правонарушении составляется в двух экземплярах, один из которых вручается лицу, привлекаемому к административной ответственности.

В случае выявления административного правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированного с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, привлекаемого к административной ответственности. Копии постановления по делу об административном правонарушении и материалов, зафиксированных с помощью работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, направляются лицу, привлекаемому к административной ответственности, в течение трех дней со дня вынесения такого постановления.

Статья 8.37. Нарушение правил охоты, правил, регламентирующих рыболовство и другие виды пользования объектами животного мира

СТ 8.37 КоАП РФ. Нарушение правил охоты, иных правил пользования объектами животного мира и правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства

1. Нарушение правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.2, 1.3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок до двух лет; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.1. Повторное в течение года совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой или лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до трех лет; на должностных лиц — от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.2. Осуществление охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, за исключением случаев, если допускается осуществление охоты вне установленных сроков, либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты —

влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

1.3. Непредъявление по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира (в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам) и среды их обитания, органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный охотничий надзор, функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, других уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации должностных лиц, производственных охотничьих инспекторов охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием —

влечет для граждан лишение права осуществлять охоту на срок от одного года до двух лет; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий охоты или без таковой.

2. Нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией судна и других орудий добычи (вылова) водных биологических ресурсов или без таковой.

3. Нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на должностных лиц — от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.

Комментарий к Ст. 8.37 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом правонарушений, предусмотренных комментируемой статьей, являются общественные отношения в области охраны и использования животного мира. Предметом посягательства является животный мир, т.е. «совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы» (ст. 1 Федерального закона «О животном мире»), а также относящиеся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. В качестве предмета административного правонарушения может выступать отдельное (конкретное) дикое животное. Традиционно в качестве предмета выделяются дикие звери и птицы, водные биологические ресурсы, т.е. рыбы, водные беспозвоночные, водные млекопитающие, неразрывно связанные с акваторией их нахождения, амфибии и рептилии. Насекомые, черви и другие организмы выступают предметом в данном случае, если они являются почвообразователями, естественными санитарами среды, опылителями растений и обладают иными полезными свойствами либо продукты их жизнедеятельности используются человеком, а пользование ими устанавливается законом (см. ст. ст. 45, 46 названного Закона).

2. Объективная сторона правонарушения (ч. 1 комментируемой статьи) заключается в нарушении правил охоты, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 1.2, 1.3 ст. 8.37 КоАП РФ.

3. Объективная сторона правонарушения (ч. 1.1 комментируемой статьи) заключается в повторном в течение года совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.37 КоАП РФ.

4. Объективная сторона правонарушения (ч. 1.2 комментируемой статьи) заключается в осуществлении охоты с нарушением установленных правилами охоты сроков охоты, за исключением случаев, если допускается осуществление охоты вне установленных сроков, либо осуществление охоты недопустимыми для использования орудиями охоты или способами охоты.

5. Объективная сторона правонарушения (ч. 1.3 комментируемой статьи) заключается в непредъявлении по требованию должностных лиц органов, уполномоченных в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира (в том числе отнесенных к охотничьим ресурсам) и среды их обитания, органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения, государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственный охотничий надзор, функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, других уполномоченных в соответствии с законодательством РФ должностных лиц, производственных охотничьих инспекторов охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, путевки либо разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия в случае осуществления охоты с охотничьим огнестрельным и (или) пневматическим оружием.

6. Объективная сторона правонарушения (ч. 2 комментируемой статьи) заключается в нарушении правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного рыболовства, прибрежного рыболовства и других видов рыболовства, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.

7. Объективная сторона правонарушения (ч. 3 комментируемой статьи) заключается в нарушении правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 1 — 2 ст. 8.37 КоАП РФ.

8. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. ч. 1, 1.1, 1.2, 1.3 анализируемой статьи, могут быть граждане и должностные лица; ч. ч. 2 и 3 — граждане, юридические лица и должностные лица.

9. Субъективная сторона правонарушения может заключаться как в умысле, так и в неосторожности.

10. Протоколы о правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а по ч. ч. 1 — 2 анализируемой статьи — также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Кроме этого, по ч. ч. 1 — 3 данной статьи (за исключением административных правонарушений, совершенных на территориях особо охраняемых природных территорий федерального значения) протоколы вправе составлять должностные лица государственных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ и осуществляющих функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

11. Дела рассматриваются должностными лицами пограничных органов — о правонарушениях, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи (ст. 23.10 КоАП РФ); органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (в части административных правонарушений, совершенных на указанной территории, — ст. 23.25 КоАП РФ); по ч. ч. 1, 1.1 и 3 ст. 8.37 КоАП РФ — должностными лицами органов, осуществляющих в пределах своей компетенции функции по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (ст. 23.26 КоАП РФ); по ч. ч. 2 и 3 — органов, осуществляющих контроль и надзор в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания (ст. 23.27 КоАП РФ); по ч. 3 — органов государственного экологического контроля (ст. 23.29 КоАП РФ), а также судьями в случае передачи им на рассмотрение подобных дел (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

12. Статья 258 УК РФ устанавливает уголовную ответственность за незаконную охоту, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба; применением специальных средств; в отношении животных, охота на которых полностью запрещена; на территориях особой охраны и в зонах чрезвычайной экологической ситуации; лицом с использованием своего служебного положения или группой лиц по предварительному сговору.

Состав административного правонарушения необходимо отграничивать и от преступления, предусмотренного ст. 256 УК РФ (незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов). Уголовная ответственность наступает, если это деяние совершено с причинением крупного ущерба и другими квалифицирующими данное преступление признаками.

13. При применении комментируемой статьи следует руководствоваться также Постановлением Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства».

Статья 258 УК РФ. Незаконная охота (действующая редакция)

1. Незаконная охота, если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;

в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

г) на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо причинившее особо крупный ущерб, —

наказывается штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам и методике, превышающий сорок тысяч рублей, особо крупным — сто двадцать тысяч рублей.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 258 УК РФ

1. Предмет преступления — дикие звери и птицы, находящиеся в естественном состоянии, а также выпущенные на свободу в целях их разведения.

2. Охота является незаконной, если осуществляется:

— без соответствующего разрешения;

— вопреки специальному запрету;

— лицом, не имеющим права на охоту или получившим разрешение без необходимых оснований;

— вне отведенных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами.

Отсутствие надлежащего разрешения на охоту означает:

— охоту без охотхозяйственного соглашения или путевки, без охотничьего билета или с просроченным билетом либо билетом, выданным другому лицу;

— отстрел зверя или птицы сверх установленной нормы или иных пород, не предусмотренных соглашением или путевкой, и др.

Запрещенные места для охоты предусмотрены нормативными правовыми актами. Запрещенные сроки — это время, когда либо всякая охота запрещена, либо имеет место запрет на добычу отдельных видов птиц и зверей. Перечень запрещенных орудий и способов также указан в нормативных актах, регулирующих правила охоты.

Крупный ущерб как последствие рассматриваемого преступления устанавливается судом по каждому конкретному делу исходя из стоимости, количества добытого, распространенности животных, их экологической ценности и т.д.

О применении механического транспортного средства или воздушного судна см. комментарий к ст. 256 УК.

Понятия механического транспортного средства и воздушного судна даются при анализе преступлений соответственно по ст. ст. 263 и 264 УК.

О характеристике массового уничтожения птиц и зверей см. комментарий к ст. 256 УК.

Перечень птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, содержится в нормативных правовых актах.

Под особо охраняемыми природными территориями понимаются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение, изъятые полностью или частично из хозяйственного использования и имеющие режим особой охраны (Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

О понятиях «зона экологического бедствия» и «зона чрезвычайной экологической ситуации» см. комментарий к ст. 247 УК.

3. По конструкции состава преступление аналогично составу незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК), так же определяется и момент его окончания.

4. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом.

5. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.

6. В ч. 2 ст. 258 УК в качестве квалифицирующих признаков указаны:

а) совершение преступления лицом с использованием своего служебного положения;

б) группой лиц по предварительному сговору;

в) организованной группой.

Их содержание аналогично содержанию одноименных признаков преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 256 УК.

Статья 258 УК РФ. Незаконная охота

Новая редакция Ст. 258 УК РФ

1. Незаконная охота, если это деяние совершено:

а) с причинением крупного ущерба;

б) с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей;

в) в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена;

г) на особо охраняемой природной территории либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

2. То же деяние, совершенное лицом с использованием своего служебного положения либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Статье 258 УК РФ

1. Незаконная охота представляет собой умышленные общественно опасные действия по выслеживанию с целью добычи, преследованию и добыче диких зверей (птиц), находящихся в состоянии естественной свободы, лицом, не имеющим права на это либо использующим для этого запрещенные средства или способы. Охота имеет место и в том случае, если лицо находится в охотничьих угодьях с оружием, собаками, ловчими птицами, капканами или другими орудиями охоты либо с добытой продукцией охоты (см. также п. 10 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утв. Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.10.1960 N 1548 (в ред. от 19.12.1994) ).
———————————
СП РСФСР. 1960. N 34. Ст. 164; САПП РФ. 1992. N 2. Ст. 39; СЗ РФ. 1994. N 3. Ст. 221, N 35. Ст. 3709.

2. Общественная опасность незаконной охоты заключается в подрыве экологической безопасности общества, причинении ущерба животному миру.

Часть 1 коммент. статьи определяет основной, а ч. 2 — квалифицированный составы преступления, описывающие общественно опасные деяния, относящиеся к категории умышленных преступлений небольшой тяжести.

3. Основными объектами преступного посягательства являются: экологическая безопасность общества, обеспечиваемая охраной животного мира, его рациональным использованием, воспроизводством и обеспечением необходимой численности диких животных, сохранением экологического равновесия на Земле; жизнеспособность животного мира во всем его многообразии.

4. Предметы незаконной охоты — дикие промысловые звери и птицы, находящиеся в состоянии естественной свободы.

5. Объективная сторона составов преступления выражается в форме действия: а) получении продукции охоты (пушного сырья, шкур, мяса диких зверей и птиц) неразрешенными способами; б) осуществлении охоты в запрещенные для нее сроки, в запрещенных местах (вне отведенных мест), неразрешенными орудиями, без надлежащего на то разрешения (за исключением безружейной охоты на сусликов, хомяков, крыс водяных и амбарных, а также на кротов) (см. п. 12 — 16, 30 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР), вопреки специальному запрету либо по разрешению, но с отстрелом, выловом, добычей зверей и птиц сверх количества, указанного в лицензии (разрешении); в) проведении охоты лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимого основания (абз. 2 п. 12 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14). При этом должны наличествовать обстоятельства, указанные в ч. 1 коммент. статьи. Иначе деяния квалифицируются как административное правонарушение (ст. 8.37 КоАП).

5.1. Запрещенные способы охоты — гон животных по насту, глубокому снегу, выгон на гладкий лед, выжигание растительности в местах концентрации животных, добыча диких животных из-под фар или с применением других световых устройств, охота на водоплавающую дичь с катеров или моторных лодок с невыключенным мотором и т.д. (см., например, Типовые правила охоты в РСФСР, утв. Приказом Главохоты РСФСР от 04.01.1988 N 1).

5.2. Охота в запрещенные сроки — отстрел, отлов диких зверей (птиц) в не установленные нормативными актами предельные сроки (см., например: Типовые правила охоты в РСФСР; Постановление Совета Министров РСФСР от 20.01.1970 N 48 «О запрещении весенней охоты на пернатую дичь» ; Постановление Совета Министров РСФСР от 20.09.1967 N 719 «О сроках промысла ондатры» ; Постановление Совета Министров РСФСР от 14.10.1961. N 1300 «О сроках охоты на соболя» ).
———————————
СП РСФСР. 1970. N 4. Ст. 21.

СП РСФСР. 1967. N 23. Ст. 132.

СП РСФСР. 1961. N 28. Ст. 126.

5.3. Охота в запрещенных местах — отстрел, отлов диких зверей (птиц) в заповедниках, заказниках, населенных пунктах и зеленых зонах вокруг них, в иных местах, где охота запрещена нормативными правовыми предписаниями.

5.4. К запрещенным орудиям охоты относятся малокалиберные винтовки (за исключением таковых для промысловой охоты), пневматическое оружие, ядохимикаты для добычи диких животных (за исключением добычи волков, сусликов, хомяков, мышевидных грызунов, а в местах эпизоотий бешенства — лисиц и енотовидных собак в порядке, установленном соответствующими инструкциями), сети, вентеря, петли, шатры, перевесы, крючки и т.д.

5.5. Охота без надлежащего на то разрешения — выслеживание, преследование, добыча диких зверей и птиц без охотничьего билета, с просроченным билетом или выданным на другое лицо, отстрел без лицензии разрешенных к отстрелу видов диких копытных животных, охота на лицензированных пушных зверей без договора с пушнозаготовительной организацией либо наряда-заказа (для штатных охотников), охота в угодьях, закрепленных за государственными, кооперативными и общественными организациями, без путевки или письменного разрешения администрации охотничьего хозяйства, на территории которого производится охота (см. Типовые правила охоты в РСФСР).

5.6. Лицензия — разрешение, выдаваемое уполномоченными на то органами охотничьего хозяйства лицам, имеющим право на охоту, для производства выемки из природной среды диких зверей (птиц), находящихся в состоянии естественной свободы. Перечень объектов, групп объектов животного мира и предельные размеры платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды обитания производится по лицензиям или разрешениям, установлены ст. 333.3 части второй НК.

6. К охотничьим угодьям относятся все земельные, лесные и водопокрытые площади, которые служат местом обитания диких зверей, птиц и могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства (см. Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР).

7. Правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием пользуются все граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, сдавшие испытания по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оружием и уплатившие государственную пошлину в установленном размере. Граждане, населяющие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, пользуются правом охоты с охотничьим огнестрельным оружием с 14-летнего возраста. Удостоверением на право охоты служит охотничий билет с отметкой о сдаче испытаний по правилам охоты, технике безопасности на охоте, обращению с охотничьим огнестрельным оружием и об уплате государственной пошлины (от последней освобождаются граждане, населяющие районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним). Охотничий билет выдается по месту постоянного жительства сроком на пять лет и подлежит обязательной ежегодной регистрации в органах, выдавших его, до 31 марта. Охотничий билет иностранного охотника выдается по месту проведения охоты на срок действия контракта или приглашения на охоту. Безружейная охота на кротов, хомяков, сусликов, крыс водяных и амбарных разрешена всем гражданам независимо от возраста без выборки охотничьего билета. Борьба с браконьерством, равно как истребление вредных хищников, а также охрана полезных диких зверей и птиц, способствование их разведению являются обязанностью охотника (см. Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР; Инструкцию о порядке выдачи охотничьих билетов и учета охотников на территории Российской Федерации, утв. Приказом Минсельхозпрода России от 25.05.1998 N 302 ).
———————————
БНА. 1998. N 18.

8. Диспозиция статьи имеет ссылочно-бланкетный характер, т.е. для определения преступности деяния и надлежащей его квалификации необходимо обращение к иным законам и подзаконным нормативным правовым актам. Таковыми нормативами являются, например: Закон о животном мире; Постановление Правительства РФ от 26.07.1993 N 728 «О любительской и спортивной охоте в Российской Федерации» ; Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР; правила охоты, утв. местными органами самоуправления (в которых могут содержаться дополнительные требования о запрещении орудий, способов охоты, мест и времени, дополнительно регулироваться объекты охоты и т.д.).
———————————
САПП РФ. 1993. N 31. Ст. 2991.

9. По законодательной конструкции составы преступления являются формально-материальными. Преступление окончено (составом) в момент совершения незаконной охоты: а) с использованием механических транспортных средств или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов, иных способов массового уничтожения птиц или зверей, а равно с использованием служебного положения; б) в отношении птиц или зверей, охота на которых полностью запрещена, на территории заповедника, заказника, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, по предварительному сговору группой лиц или организованной группой.

9.1. Формальный состав преступления имеет место в момент начала выслеживания, преследования, ловли зверей или птиц, находящихся в состоянии естественной свободы, независимо от того, были ли фактически добыты эти животные (при наличии обстоятельств, перечисленных в п. «б» — «г» ч. 1). При отсутствии указанных обстоятельств возможно иное нарушение правил охоты — административное правонарушение (ст. 8.37 КоАП), которое может перерасти в преступление с материальным составом — при причинении действиями виновного лица крупного ущерба животному миру.

Именно поэтому конструкция составов преступления считается формально-материальной. Материальный состав преступления имеет место лишь при наличии реального ущерба (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

10. Крупный ущерб определяется на основании стоимости, экологической ценности, количества добытого, распространенности животных, их отнесения к специальным категориям (редким и исчезающим видам), значимости животных для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства, а также размера вреда, в целом нанесенного животному миру. Например, таковым признается ущерб, причиненный отстрелом зубра, лося, оленя, иных животных или птиц, занесенных в Красную книгу (см. п. 16 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

10.1. В общем смысле материальный ущерб исчисляется согласно специальным Таксам, утв. Приказом Минприроды России от 04.05.1994 N 126, Приказом Минсельхозпрода России от 25.05.1999 N 399 , а также по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (см. ст. 56 Закона о животном мире).
———————————
БНА. 1999. N 29.

11. Объекты животного мира, изъятые из природной среды с нарушением законодательства РФ, безвозмездно изымаются либо конфискуются у владельца и возвращаются в среду обитания. В случае если физическое состояние животного не позволяет возвратить его в среду обитания, оно подлежит реализации в порядке, установленном гражданским законодательством РФ, с возмещением государству ущерба, нанесенного животному миру незаконным изъятием. Безвозмездному изъятию или конфискации подлежат также части объектов животного мира, выработанная из них продукция, орудия и средства (в том числе транспортные), непосредственно использовавшиеся для незаконного добывания объектов животного мира (см. ст. 56 Закона о животном мире; п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

11.1. Обнаруженная продукция незаконной охоты подлежит конфискации с передачей ее заготовительным организациям по соответствующим актам. Продукцией незаконной охоты признаются: а) пушное сырье, шкуры, мясо и другая продукция охотничьего промысла, добытые недозволенными способами, в запрещенные для охоты сроки или в запрещенных местах; б) вся продукция охоты, добытая во всякое время лицами, не имеющими охотничьего билета, за исключением шкурок сусликов, хомяков, крыс водяных и амбарных, кротов; в) пушное сырье, шкуры и мясо диких зверей и птиц, запрещенных к добыче или добытых сверх установленных норм (см. Положение об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР).

12. Квалификация общественно опасного деяния как преступления по п. «б» ч. 1 коммент. статьи осуществляется в том случае, если оно совершено с применением механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов или иных способов массового уничтожения птиц и зверей.

12.1. Механическое транспортное средство — любое, кроме мопеда, транспортное средство, приводимое в движение двигателем, приспособленное к перемещению человека (в том числе трактора, самоходные машины, катера, моторные лодки, вертолеты и т.п.). Под применением механических транспортных средств понимается их использование непосредственно в процессе охоты при выслеживании, загоне, преследовании зверей и птиц . В случае если виновное лицо для незаконной охоты неправомерно использовало чужое транспортное средство, то его действия при наличии оснований надлежит квалифицировать по совокупности ст. 258 и 166.
———————————
БВС РСФСР. 1991. N 4. С. 5 — 6.

12.2. Воздушное судно — это разновидность транспортного средства, способного к передвижению любым способом в атмосферных слоях, используемого для перемещения кого-либо (чего-либо).

12.3. Взрывчатое вещество — химические соединения или смеси, способные под воздействием внешнего импульса (удара, тепла и т.д.) к самораспространяющейся с большой скоростью (км/с) химической реакции с образованием газообразных продуктов и выделением тепла .
———————————
См.: Советский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 218.

12.4. Газ — агрегатное состояние вещества, в котором кинетическая энергия теплового движения его частиц (молекул, атомов, ионов) значительно превосходит потенциальную энергию взаимодействий между ними, в связи с чем частицы движутся свободно, равномерно заполняя в отсутствие внешних полей весь предоставленный им объем .
———————————
См.: Там же. С. 267.

Взрывчатое вещество или газ считаются примененными с момента их фактического использования в процессе незаконной охоты.

12.5. К иным способам массового уничтожения птиц и зверей можно отнести расставление сетей, багрение, выжигание растительности, а также использование автоматического огнестрельного оружия, светозвуковых устройств и т.д., применение коих приводит к гибели значительного числа диких животных (птиц).

13. Незаконная охота в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, квалифицируется по п. «в» ч. 1 коммент. статьи.

13.1. К объектам животного мира, охота на которых вообще запрещена, относятся: зубр, пятнистый олень в местах его естественного ареала, тигр, леопард, снежный барс, белый медведь (кроме случаев, предусмотренных Соглашением о сохранении белых медведей), красный волк, азиатский речной бобр, лебедь, перелетные птицы (их гнезда и яйца) в соответствии с международной конвенцией, горал, дзерен, безоаровый козел, другие звери и птицы, занесенные в Красную книгу РФ (подробнее см.: Постановления Совета Министров РСФСР от 11.04.1979 N 196 «О мерах по охране перелетных птиц и среды их обитания» ; от 11.04.1975 N 229 «Об охране перелетных птиц и птиц, находящихся под угрозой исчезновения, и среды их обитания» ; Постановление Совета Министров СССР от 04.12.1975 N 986 «О мероприятиях по обеспечению выполнения Соглашения о сохранении белых медведей от 15 ноября 1973 г.» ; Типовые правила охоты в РСФСР).
———————————
СП РСФСР. 1979. N 11. Ст. 70.

СП РСФСР. 1975. N 9. Ст. 53.

СП СССР. 1976. N 1. Ст. 2.

14. Пункт «г» ч. 1 коммент. статьи указывает на совершение незаконной охоты в заповеднике, заказнике, зоне экологического бедствия либо зоне чрезвычайной экологической ситуации. В данном случае место совершения преступления конкретизировано и входит в разряд обязательных признаков объективной стороны состава преступления.

14.1. О заповеднике см. в п. 6 — 6.1 коммент. к ст. 262.

14.2. О заказнике см. в п. 7 — 7.1 коммент. к ст. 262.

14.3. О зоне экологического бедствия см. в п. 10.2 коммент. к ст. 247.

14.4. О зоне чрезвычайной экологической ситуации см. в п. 10.3 коммент. к ст. 247.

15. В ч. 2 коммент. статьи раскрываются такие квалифицирующие признаки, как совершение незаконной охоты: а) лицом с использованием своего служебного положения; б) группой лиц по предварительному сговору; в) организованной группой.

15.1. О незаконной охоте, сопряженной с использованием лицом своего служебного положения, см. в п. 13.1 коммент. к ст. 256.

15.2. Злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, при незаконной охоте не требуют дополнительной квалификации по ст. 285 или 201. Здесь достаточно применения ч. 2 ст. 258 (см. п. 10 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14). Например, если браконьером является должностное лицо органов охотничьего надзора, злоупотребляющее своими полномочиями, его действия должны квалифицироваться по ч. 2 ст. 258 при отсутствии признаков другого преступления, связанного с его должностным положением. Здесь не имеет значения, производило ли виновное лицо незаконную охоту лично или способствовало совершению этого преступления другими лицами. В последнем случае квалификация преступления должна быть дополнена ч. 5 ст. 33.

15.3. О предварительном сговоре группы лиц см. в п. 13.3 коммент. к ст. 256.

15.4. Об организованной группе см. в п. 13.4 коммент. к ст. 256.

16. Незаконную добычу диких животных (птиц), выращиваемых различными предприятиями или организациями в специально устроенных или приспособленных местах, либо завладение дикими животными (птицами), находящимися в питомниках и вольерах, надлежит квалифицировать как хищение чужого имущества (п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 05.11.1998 N 14).

17. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме умысла, при котором виновное лицо осознает противоправность своих действий и желает их совершить, а в некоторых случаях предвидит возможность или неизбежность причинения крупного ущерба. При этом не имеет значения, был ли четко определен умысел виновного на причинение крупного ущерба или отношение виновного лица к нанесению предполагаемого вреда было безразлично. Мотив и цель на квалификацию общественно опасного деяния как преступления не влияют. Вместе с тем незаконная охота, как правило, совершается из корыстных побуждений.

18. Субъектом незаконной охоты признается физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.

Другой комментарий к Ст. 258 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления являются дикие животные (звери и птицы), обитающие в состоянии естественной свободы, а также выпущенные на волю (в охотничьи угодья) в целях разведения.

Завладение домашними животными, а также находящимися в питомниках, в вольерах дикими животными или птицами подлежит квалификации как хищение чужого имущества.

2. Объективная сторона преступления выражается в незаконной охоте. Охотой признаются такие действия, как выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких птиц и зверей.

Признаками незаконности являются охота без соответствующего разрешения либо вопреки специальному запрету, либо лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых оснований, либо осуществляемая вне отведенных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами.

3. Преступление, предусмотренное п. «а» ч. 1 ст. 258 УК, окончено с момента причинения крупного ущерба. При решении вопроса о том, является ли ущерб крупным, нужно учитывать количество добытого, поврежденного или уничтоженного, распространенность животных, их отнесение к специальным категориям, например к редким и исчезающим видам, экологическую ценность, значимость для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства, а также иные обстоятельства содеянного.

В остальных случаях преступление окончено с момента начала выслеживания, преследования, ловли независимо от того, были ли фактически добыты дикие животные.

Еще по теме:

  • Закон про развод Закон Украины "О разводе" Законодательство о разводе (прекращении брака) обосновывается в Семейном Кодексе Украины. Выдержка из Семейного кодекса Украины о прекращении брака […]
  • Страхование как экономическая категория лекция Страхование как экономическая категория лекция 1.1. Экономическая сущность и значение страхования. 4-6 1.2. Функции страхования. 7-8 1.3. Отрасли страхования. 8-17 1.3.1.Социальное […]
  • Договор залога между юридическим и физическим лицом образец Договор залога автомобиля между физическим и юридическим лицом, залог остается у залогодателя г. Москва «___»_________ 201_ года. Открытое акционерное общество […]
  • Отпуск сотрудника по тк рф Глава 19. Отпуска Статья 114. Ежегодные оплачиваемые отпуска Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Статья 115. […]
  • Единовременное пособие на усыновление ребенка Выплаты, пособия и жилищные льготы Выплаты усыновителям - от Российской Федерации В зависимости от возраста ребенка усыновители имеют право на следующие федеральные (т.е. общероссийские) […]
  • Ст 24 ук рф с комментариями 2018 Статья 24. Формы вины 1. Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. 2. Деяние, совершенное только по неосторожности, признается […]
  • Статьи 125 гпк рф Статья 125 ГПК РФ. Основания для возвращения заявления о вынесении судебного приказа или отказа в его принятии 1. Судья возвращает заявление о вынесении судебного приказа по основаниям, […]
  • Невыплата расчёта при увольнении ЮРИДИЧЕСКИЕ УСЛУГИ Одним из распространенных трудовых споров является спор о задержке расчета при увольнении. К сожалению, в современных экономических условиях это происходит нередко, […]