Ст 171 трудовой кодекс

Оглавление:

Статья 171. Гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и комиссии по трудовым спорам

СТ 171 ТК РФ.

Гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и не освобожденным от
исполнения трудовых обязанностей, и порядок увольнения указанных работников определяются
соответствующими разделами настоящего Кодекса.

Членам комиссий по трудовым спорам предоставляется свободное от работы время для
участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка.

Порядок увольнения работников, избранных в состав комиссий по трудовым спорам,
определяется статьей 373 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 171 Трудового кодекса РФ

1. Работникам, избранным в профсоюзные органы и не освобожденным от исполнения трудовых обязанностей, предоставляется ряд гарантий, с одной стороны, обеспечивающих им возможность сочетать профсоюзную деятельность с работой, а с другой стороны, обеспечивающих их независимость от работодателя при осуществлении профсоюзной деятельности. Перечень этих гарантий содержится в ст. 374 ТК РФ.

2. Для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе их выборных органов работодатель обязан освободить от работы членов выборных профсоюзных органов, не освобожденных от нее в обычное время. Условия освобождения и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением (см. ст. 374 ТК РФ и комментарий к ней).

3. Специальные правила установлены для увольнения не освобожденных от основной работы руководителей выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним) и их заместителей. Для их увольнения по инициативе работодателя, помимо общего порядка, требуется предварительное согласие вышестоящего выборного профсоюзного органа, а при его отсутствии — учет мотивированного мнения выборного профсоюзного органа, руководителем (заместителем руководителя) которого является увольняемый работник (см. ч. ч. 1 и 2 ст. 374 ТК РФ и комментарии к ним). Такой же порядок распространяется на бывших руководителей выборных профсоюзных органов и их заместителей в течение двух лет после окончания срока их полномочий при их увольнении по п. п. 2, 3 и 5 ст. 81 ТК РФ (см. ст. 376 ТК РФ и комментарий к ней).

4. О гарантиях освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы, см. ст. 375 ТК РФ и комментарий к ней.

5. Члены КТС, как назначенные в комиссию работодателем, так и избранные общим собранием (конференцией) работников, освобождаются от работы для участия в деятельности комиссии. На этот период за ними сохраняется средний заработок. Порядок определения среднего заработка установлен ст. 139 ТК РФ.

6. Увольнение членов КТС по инициативе работодателя осуществляется с соблюдением порядка, установленного ст. 373 ТК РФ, т.е. с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа (см. ст. 373 ТК РФ и комментарий к ней).

Ст 171 трудовой кодекс

ПРАВО РАБОТНИКА НА ПЕРЕНОС ИЛИ ПРОДЛЕНИЕ ТРУДОВОГО ОТПУСКА В ТЕЧЕНИЕ ТЕКУЩЕГО РАБОЧЕГО ГОДА.
Комментарий к статье 171 Трудового кодекса Республики Беларусь

В части первой ст.171 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) предусмотрены причины (обстоятельства), которые исключают возможность фактической реализации работником права на отпуск. В связи с этим отпуск переносится или продляется в течение текущего рабочего года. Вопрос о переносе или продлении отпуска решается в зависимости от возникновения соответствующих причин (относительно времени отпуска).

При наступлении указанных причин во время трудового отпуска он продлевается на соответствующее число календарных дней либо по желанию работника неиспользованная часть отпуска переносится на другой согласованный с нанимателем срок текущего рабочего года (часть вторая ст.171 ТК).

При наступлении указанных причин до начала трудового отпуска отпуск по желанию работника переносится на другое время текущего рабочего года, определяемое по договоренности между работником и нанимателем (часть третья ст.171 ТК).

Перечень причин переноса или продления отпуска, указанный в пп.1-5 части первой ст.171 ТК не исчерпывающий. Он может быть дополнен с согласия сторон, а также в других случаях, предусмотренных законодательством или коллективным договором (п.6 части первой ст.171 ТК).

На практике отпуск по желанию работника переносится на другое время текущего рабочего года, если работник не был своевременно уведомлен нанимателем о времени его начала (ст.169 ТК).

Работник обязан уведомить нанимателя о причинах, которые препятствуют использованию трудового отпуска в запланированный срок, и конкретном времени продления отпуска, если такая возможность объективно имеется (часть четвертая ст.171 ТК).

Перенос или продление трудового отпуска оформляется приказом (распоряжением) нанимателя, на основании которого делается отметка в табеле учета использования рабочего времени.

Документ отображен частично. Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас есть платный доступ, нажмите Войти. Для получения платного доступа нажмите Купить.

Статья 171. Гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и комиссии по трудовым спорам

Гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и не освобожденным от исполнения трудовых обязанностей, и порядок увольнения указанных работников определяются соответствующими разделами настоящего Кодекса.

Членам комиссий по трудовым спорам предоставляется свободное от работы время для участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка.

Порядок увольнения работников, избранных в состав комиссий по трудовым спорам, определяется статьей 373 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 171 Трудового Кодекса РФ

1. Гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы, определяются ст. 374 ТК.

Согласно ч. 3 этой статьи члены выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденные от основной работы, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, — также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяются коллективным договором, соглашением.

Кроме того, ч. ч. 1 и 2 названной статьи определяется порядок увольнения указанных работников. Увольнение по инициативе работодателя в соответствии с п. п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа. При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного ст. 373 ТК.

Однако следует отметить, что гарантии работникам, входящим в состав профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы, предусмотрены также ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».

При этом объем предоставляемых гарантий, а также круг лиц, которым они предоставляются, в ст. 374 ТК и в указанном Законе не совпадают.

В связи с этим содержащаяся в ч. 1 комментируемой статьи отсылочная норма, согласно которой гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и не освобожденным от исполнения трудовых обязанностей, и порядок увольнения указанных работников определяются соответствующими разделами ТК, фактически означает, что ст. 25 Закона о профсоюзах для регулирования этих отношений применяться не должна.

В Определении Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2003 г. N 421-О установлено, что норма ч. 1 ст. 374 ТК, предусматривающая увольнение по инициативе работодателя в соответствии с п. 2 ст. 81 ТК руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, только с предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа, по своему конституционно-правовому смыслу и целевому предназначению направлена на защиту государством свободы профсоюзной деятельности и не препятствует судебной защите прав работодателя на свободу экономической (предпринимательской) деятельности в случае отказа соответствующего вышестоящего профсоюзного органа дать предварительное мотивированное согласие на увольнение такого работника.

Следует также отметить, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 января 2002 г. N 3-П признан не соответствующим Конституции РФ п. 3 ст. 25 Закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» в части, в которой им не допускается увольнение без предварительного согласия соответствующих профсоюзных органов работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, в случаях совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законом основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя.

Тем не менее ч. 1 ст. 374 ТК предусматривает возможность увольнения по инициативе работодателя в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 81 ТК (неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание) руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

2. Для участия в работе комиссий по трудовым спорам членам этих комиссий предоставляется свободное от работы время с сохранением среднего заработка. Периодичность и продолжительность заседаний комиссии зависит от количества трудовых споров, которые она должна рассмотреть. Поэтому представляется, что вопрос освобождения членов комиссии от работы для участия в работе комиссии должен регламентироваться в локальном нормативном акте в зависимости от того, носят ли заседания комиссии регулярный характер или они проводятся по мере необходимости.

3. Частью 3 комментируемой статьи установлено, что порядок увольнения работников, избранных в состав комиссий по трудовым спорам, определяется ст. 373 ТК. Таким образом, согласно предписанию данной статьи для принятия решения о возможном увольнении в соответствии с п. п. 2, 3 или 5 ч. 1 ст. 81 ТК работника, избранного в состав комиссии по трудовым спорам, установлен такой же порядок, как для принятия решения о возможном расторжении трудового договора по указанным основаниям с работником, являющимся членом профсоюза.

Это означает, что независимо от того, является член комиссии по трудовым спорам членом профсоюза или нет, процедура его увольнения работодателем по указанным основаниям предполагает учет мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Ст 171 трудовой кодекс

Украина давно требует нового трудового законодательства, которое определяет основные принципы правового регулирования трудовых отношений, чтобы заменить им старый советский трудовой кодекс, принятый еще в 1971 году. Новый трудовой кодекс рождается долго и мучительно – законопроект №1658 (далее – проект Трудового кодекса – ред.) после того, как был принят в первом чтении, годами дорабатывается рабочей группой. Если проект Трудового кодекса все же вскоре вступит в силу, то, наверное, многих будет интересовать, какие изменения он принесет работнику и работодателю.

Отметим, что этот кодекс содержит 398 статей и состоит из 9 книг, а также заключительных и переходных положений. Его инициаторами являются народные депутаты Михаил Папиев и Степан Кубив.

Этот законопроект рассматривали на комитете ВР по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения. Собственно, председатель этого комитета Сергей Каплин в комментарии ИA ZIK сказал следующее: «Этот Трудовой кодекс принимали под влиянием олигархических групп, он был внесен «Оппозиционным блоком» – той частью которая контролируется Ринатом Ахметовым. Они заложили там нормы, которые были удобны для работодателей. После того, как коалиция в лучшие свои времена поняла, что не может отдавать инициативу в части Трудового законодательства «Оппозиционному блоку», провела переговоры, поэтому они договорились и внесли компромиссный вариант этого кодекса. Начала работать рабочая группа, которая в серьезных дискуссиях родила окончательный вариант трудового кодекса, который поддержали депутаты, члены комитета по вопросам социальной политики. Я голосовал против этого закона, потому что там существенно сужены права профсоюзов, в частности, в части подготовки к забастовкам, предзабастовочной работы и всех процедур примирения. Это особенно актуально в настоящее время, когда большинство граждан не удовлетворены уровнем заработной платы. Также там существенно сужены права работников в отношениях с работодателем, предусмотрены устаревшие европейские стандарты относительно увольнения работника и тому подобное. Отдельно существенно сужены права профсоюзов, это тогда когда во французском, английском законодательстве они расширяются».

Надо заметить, Федерация профсоюзов Украины проголосовала за принятие этого проекта Трудового кодекса, а Всеукраинский профсоюз «Народная солидарность» со своей стороны – против. По мнению Сергея Украинца – сопредседателя парламентской Рабочей группы по доработке проекта Трудового кодекса Украины (реестр.№1658) ко второму чтению, – главное изменение нового трудового законопроекта в том, что правовое положение работника стало более устойчивым и защищенным: «Новый кодекс вместил в себе основные нормы более 60 ратифицированных Украиной Конвенций Международной Организации Труда, Европейской социальной хартии, Директив Европейского союза в сфере труда».

По его словам, в проекте Трудового кодекса дармовая работа отменяется, ненормированный рабочий день допускается только один раз в месяц, оплачивается такая работа в повышенном размере. Повторное привлечение к работе сверх нормы оформляется как сверхурочные работы и каждый час оплачивается уже в двойном размере, а свыше 120 часов в год – в тройном.

«Другими профсоюзными поправками работник получает эффективные инструменты самозащиты в случае, если работодатель нарушает его трудовые права. Работник имеет законное право отказаться от продолжения работы, если на рабочем месте возникли условия, опасные для его жизни или здоровья, или если ему в течение 7 дней не выплатили начисленную заработную плату. В обоих случаях за ним сохраняется рабочее место и средняя заработная плата за каждый день вынужденного простоя», – отмечает Сергей Украинец.

Обращаем ваше внимание на отдельные аспекты этого проекта. Так, согласно информации, представленной Федерацией профсоюзов Украины, в проекте Трудового кодекса завершено нормирование предоставления работникам отпусков.

Таким образом, минимальная продолжительность ежегодного отпуска составит 28 дней. В связи с учетом в проекте ТК предложения профсоюзов относительно увеличения продолжительности ежегодного основного трудового отпуска с 24 до 28 суток, возникла необходимость корректировки ст.171 «Отпуск удлиненной продолжительности».

Такие отпуска установлены для определенных категорий работников лесной промышленности и лесного хозяйства, работникам, занятым на подземных горных работах, карьерах и рудниках, для военизированного состава спасательных служб и др.

Согласно принятой редакции, общая продолжительность ежегодного основного и дополнительного отпусков для таких категорий не может превышать 59 дней, а для работников, занятых на подземных горных работах, – 69 календарных дней. То есть предельная численность дней отпуска не уменьшилось.

Сравнительно в правах женщин и мужчин при рождении ребенка

Рабочая группа поддержала предложение профсоюзов, внесенную через группу народных депутатов, о дополнении ст. 180 «Право на ежегодный трудовой отпуск за 1-й год работы» пунктом о том, что в первый год работы по желанию работника может быть предоставлен ежегодный отпуск полной продолжительности не ввиду истечения шестимесячного срока непрерывной работы:

  • женщинам – перед отпуском в связи с беременностью,
  • в связи с родами или после них, а также добавили пункт о том, что право на такой отпуск в связи с рождением ребенка имеют и мужчины.

Таким образом, права женщин и мужчин уравнены.

Эта статья дополнена правом на получение отпуска в первый год работы до истечения 6 месяцев непрерывной работы для родителей, дети которых поступили на учебу в вузы.

Защищено право на получение отпусков ветеранами и участниками боевых действий

П.6 ч. 2 ст. 181 «Право на ежегодный трудовой отпуск за 2 и следующие годы работы», где закреплено право на получение ежегодного трудового отпуска по желанию работника в удобное для него время за ветеранами войны, лицами, которые имеют особые заслуги перед родиной, статус ветеранов войны и тому подобное, – предлагалось эти категории исключить. РГ такое предложение отклонила и таким образом защитила права ветеранов и участников боевых действий на получение отпусков тогда, когда им это нужно.

Более жесткая норма установлена для работодателей в ч. 3 ст. 183 относительно перенесения или продления ежегодного трудового отпуска.

Законодательством установлено: ежегодный трудовой отпуск по инициативе работодателя, как исключение (например, в случае возникновения производственной необходимости) может быть перенесен на другой период только по письменному согласию работника.

Теперь добавлен пункт о том, что такой перенос отпуска может осуществляться только при условии предоставления работнику в текущем году отпуска продолжительностью не менее 28 дней (основной), а уже остальные дни отпуска (дополнительной – если работник имеет на это право) можно переносить на другой срок.

Поддержано предложение профсоюзов о внесении изменений в ч. 2 ст. 184 ТК разделение трудового отпуска на части. Неиспользованный отпуск может быть предоставлена работнику, как правило, до конца рабочего года, но не позднее 12 месяцев после окончания рабочего года, за который предоставляется отпуск. Таким образом установлен конкретный срок, в течение которого нужно использовать такой отпуск, чтобы не копить ее годами.

Урегулирован порядок применения ненормированного рабочего времени

В ст. 152 «Предельные нормы применения сверхурочных работ» предлагалось продолжительность сверхурочных работ в течение года уменьшить от 120 до 60 часов. Рабочая группа не поддержала это предложение, несмотря на то, что в пределах 120 часов оплата сверхурочной работы должна быть двойной.

Также сохранена норма о том, что работодатель обязан вести весь учет выполненной работы нормой рабочего времени, чтобы соответственно ее оплачивать.

Сохранена норма о том, что в случае систематического привлечения работника к работе сверх нормой рабочего времени, – такая работа считается сверхурочной. То есть работодателю, согласно законодательству, разрешается безвозмездно применять ненормированный рабочий день лишь 1 раз в месяц, но работник в таких случаях имеет право на дополнительный отпуск до 7 дней. Если работы свыше нормы нужно в течение месяца применить повторно – уже второй день работы сверх нормы (а также все последующие) должно оплачиваться работнику в двойном размере. Это положительная новация законодательства.

Установлено право на дополнительную специальную перерыв в работе

Сохранено редакцию 1-го чтения в. 155 ТК по продолжительности перерывы в течение рабочего дня. Минимальная перерыв, который предоставляется работнику для отдыха и питания не включается в продолжительность рабочего времени – не более 2-х часов и не менее 30 минут.

Профсоюзы запропоновували внести в эту статью изменения и предоставить работнику право на специальный перерыв во время работы не только в холодное время года для обогрева, но и в жару (летом) – для охлаждения. Это предложение было поддержано рабочей группой.

Относительно испытания при принятии на работу – статья 39 указывает перечень лиц, для которых не устанавливается испытание:

  1. несовершеннолетние;
  2. уволенные с военной или альтернативной (невоенной) службы, которые впервые приступают к работе в течение года после такого увольнения;
  3. избранные на должность;
  4. победители конкурсного отбора на замещение вакантной должности;
  5. которые прошли стажировку во время принятия на работу с отрывом от основной работы;
  6. которые закончили профессионально-технические или высшие учебные заведения и впервые приступают к работе по полученной профессии (специальности);
  7. беременные женщины, работники с семейными обязанностями, имеющих детей в возрасте до трех лет;
  8. инвалиды направлены на работу согласно рекомендациям медико-социальной экспертизы.
  9. с которыми заключается трудовой договор сроком до двух месяцев.

Также не допускается увольнение работников в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя, кроме случаев увольнения по основаниям, определенным статьями 93, 94 настоящего Кодекса, ликвидации юридического лица – работодателя либо прекращения физическим лицом выполнения функций работодателя.

Статья 108 запрещает увольнение беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и одиноких матерей.

Женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет, предоставляются перерывы для кормления ребенка (Статья 277). Эти перерывы предоставляются не реже чем через три часа продолжительностью не менее тридцати минут каждый. При наличии двух и более детей в возрасте до полутора года устанавливаются перерывы длительностью не менее часа.

Несовершеннолетние в трудовых отношениях приравниваются в правах к совершеннолетним (Статья 279)

Статья 280 запрещает использование труда несовершеннолетних лиц, если это наносит вред их здоровью, нравственности, учебе, физическому и духовному развитию.

Для несовершеннолетних работников нормы выработки, времени, обслуживания устанавливаются исходя из общих норм труда пропорционально установленной для них сокращенной продолжительности рабочего времени. (Статья 284).

Увольнение работников в возрасте до восемнадцати лет по инициативе работодателя не допускается, кроме случаев увольнения по основаниям, определенным статьями 93, 94 настоящего Кодекса, ликвидации юридического лица — работодателя либо прекращения физическим лицом выполнения функций работодателя.

По мнению юриста Александра Мигдаля, этот проект Трудового кодекса содержит такие позитивные новшества:

работа на условиях ненормированного рабочего времени, гибкий режим работы и удаленная работа (ст. 44, 144, 153 проекта Трудового кодекса), а также исключительно письменная форма трудового договора (ст. 34 проекта Трудового кодекса)

По мнению юриста, противоречивыми аспектами проекта Трудового кодекса является расторжение трудового договора по инициативе работодателя (ст. 92 проекта Трудового кодекса).

«Согласно этой нормы, трудовой договор по инициативе работодателя, на основании невыполнения или ненадлежащего выполнения работником трудовых обязанностей, может быть расторгнут (в частности, в случае разглашения работником коммерческой информации). Указанная норма достаточно противоречива, поскольку может привести к значительным нарушениям прав работников, ведь на сегодня ни одним законом не определено, что является «коммерческой информацией». Таким образом, работодатели получат возможность подвести под это определение любую информацию, которая касается деятельности компании, а в случае ее разглашения – уволить работника по собственной инициативе», – отмечает Александр Мигдаль.

Он также считает, что у проекта Трудового кодекса слишком расширены права государственных инспекторов труда (ст. 353 проекта Трудового кодекса) Так, согласно этой норме, создается еще один карательный орган, который сможет беспрепятственно, без предварительного уведомления и в любое время посещать производственные, служебные и административные помещения работодателей и фондов общеобязательного государственного социального страхования, а также рабочие места работников, расположенные вне этих помещений, для проведения проверки по вопросам, относящимся к их компетенции.

По словам народного депутата Сергея Каплина, этот проект Трудового кодекса лучше, чем действующее трудовое законодательство, но хуже тех ожиданий, которые были у профсоюзов на начало этой дискуссии и разработки нового трудового законодательства.

Ознакомиться шире с положениями проекта Трудового кодекса Украины и его отличиями от Кзот Украины, можно здесь.

Подготовила Галина Палажий,
ИA ZIK

Статья 171 ТК РФ. Гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и комиссии по трудовым спорам (действующая редакция)

Гарантии работникам, избранным в профсоюзные органы и не освобожденным от исполнения трудовых обязанностей, и порядок увольнения указанных работников определяются соответствующими разделами настоящего Кодекса.

Членам комиссий по трудовым спорам предоставляется свободное от работы время для участия в работе указанной комиссии с сохранением среднего заработка.

Порядок увольнения работников, избранных в состав комиссий по трудовым спорам, определяется статьей 373 настоящего Кодекса.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 171 ТК РФ

1. О гарантиях работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы, см. коммент. к ст. 374.

2. О гарантиях освобожденным профсоюзным работникам см. коммент. к ст. 375.

3. О гарантиях права на труд работникам, являвшимся членами выборного профсоюзного органа, см. коммент. к ст. 376.

4. Ряд гарантий работникам, избранным в профсоюзные органы и не освобожденным от исполнения трудовых обязанностей, закрепляется в соглашениях.

Отраслевым соглашением по атомной энергетике, промышленности и науке на 2012 — 2014 годы закреплено:

— работники, входящие в состав выборных профсоюзных органов и не освобожденные от основной работы, не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, за исключением увольнения в случаях совершения ими дисциплинарных проступков, без предварительного согласия профсоюзных органов, членами которых они являются;

— перевод указанных профсоюзных работников на другую работу по инициативе работодателя не может производиться без предварительного согласия профсоюзного органа, членами которого они являются;

— привлечение к дисциплинарной ответственности уполномоченных профсоюза по охране труда и представителей профсоюза в создаваемых в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда, перевод их на другую работу или увольнение по инициативе работодателей допускаются только с предварительного согласия выборного органа профсоюзной организации;

— члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы, уполномоченные профсоюза по охране труда, представители профсоюза в создаваемых в организациях совместных комитетах (комиссиях) по охране труда освобождаются от основной работы для выполнения обязанностей в интересах коллективов работников, а также на время краткосрочной профсоюзной учебы. Условия освобождения от основной работы и порядок оплаты времени выполнения профсоюзных обязанностей и времени учебы указанных лиц определяются коллективным договором.

В Отраслевом соглашении по межотраслевому промышленному железнодорожному транспорту на 2013 — 2015 годы предусмотрено:

— увольнение по инициативе работодателя работников, избранных в состав органов профсоюза и не освобожденных от производственной работы, производится лишь с предварительного согласия соответствующего выборного органа профсоюза, членами которого они являются, за исключением случаев совершения ими дисциплинарных проступков, являющихся в соответствии с законодательством РФ основанием для расторжения с ними трудового договора по инициативе работодателя;

— увольнение уполномоченных лиц профсоюза по охране труда по инициативе работодателя возможно только с учетом мнения первичной организации профсоюза, действующей в организации.

В Отраслевом соглашении по лесному хозяйству Российской Федерации на 2013 — 2015 годы предусмотрено для членов выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций, не освобожденных от основной работы, освобождение для участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональным союзом съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профсоюза, а в случаях, когда это предусмотрено коллективным договором, — также на время краткосрочной профсоюзной учебы внештатных профсоюзных инспекторов труда для выполнения профсоюзной работы и сохранение за ними средней заработной платы на этот период, возмещение командировочных расходов, связанных с обучением, участием в работе и подготовкой пленумов, заседаний президиумов, профсоюзных конференций, заседаний профкомов, не более 15 дней в году. Иные, более высокие, гарантии определяются коллективным договором.

Ряд отраслевых соглашений закрепляют положение о гарантиях профсоюзным работникам в общей форме, предоставляя организациям определить круг таких работников, величину предоставляемых гарантий, порядок их предоставления. Так, Отраслевым соглашением по речному транспорту на 2012 — 2014 годы, Отраслевым соглашением по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2012 — 2014 годы установлено, что уполномоченному профсоюзного комитета по охране труда, внештатному техническому инспектору труда профсоюза, члену совместного комитета (комиссии) по охране труда, не освобожденным от своих непосредственных обязанностей, предоставляется свободное от работы время для выполнения возложенных на них функций в количестве и в порядке, определяемом коллективным договором (соглашением).

5. Предоставление свободного от работы времени членам комиссий по трудовым спорам оформляется приказом работодателя.

6. Практика заключения отраслевых соглашений идет по пути предоставления гарантий и в других случаях выполнения общественных обязанностей, необходимость осуществления которых признается организациями (работодателями). Отраслевое соглашением по организациям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на 2012 — 2014 годы закрепило предоставление свободного от работы время членам молодежного совета (при наличии) для исполнения общественных обязанностей с сохранением средней заработной платы. Порядок освобождения и период времени определяется коллективным договором.

Еще по теме:

  • Коап ст169 Кодекс адміністративного судочинства України Стаття 169. Залишення позовної заяви без руху, повернення позовної заяви 1. Суддя, встановивши, що позовну заяву подано без додержання вимог, […]
  • Коап о самогоне Новая редакция статьи 14.17 КоАП (сухой закон?) Теперь штрафовать за незаконное оборудование будут и физлиц. Новая редакция статьи 14.17 КоАП вводит новых субъектов административной […]
  • Принят закон о безвозмездном выделении земли для граждан в любом А вот ряд комментариев о новой земельной реформе 2015 (Закон РФ о бесплатном выделении земли гражданам в любом свободном месте) Всем здравия желаю.. Размещаю информацию о том, как получить […]
  • Надо ли платить налог с продажи гаража в собственности более 3 лет Нужно ли платить налог с продажи гаража? Если знать определенные хитрости, то осуществить сделку купли-продажи гаража можно без обременения налогом. Но такая возможность есть только у […]
  • Бланк 3 ндфл на имущественный вычет 2014 Декларация 3-НДФЛ в 2018: бланк Актуально на: 5 февраля 2018 г. Форма 3-НДФЛ 2017 (пример заполнения) Форма 3-НДФЛ – это Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц. […]
  • Судебный процесс гпк Статья 155 ГПК РФ. Судебное заседание Новая редакция Ст. 155 ГПК РФ Разбирательство гражданского дела происходит в судебном заседании с обязательным извещением лиц, участвующих в деле, о […]
  • Статья 432 гражданского кодекса российской федерации Статья 432 ГК РФ. Основные положения о заключении договора 1. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем […]
  • Доход в крупном размере ук рф Статья 171 УК РФ. Незаконное предпринимательство Новая редакция Ст. 171 УК РФ 1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая […]