Скорость автомобиля и безопасность дорожного движения

Скорость автомобиля и безопасность. Часть 1

Эта первая статья из небольшой серии посвященной положительному и отрицательному влиянию скорости на нашу жизнь. Все статьи для сжатия материала будут представлены в виде тезисов.

Серия статей написана на основе Отчета по управлению скоростью от 2006 года составленного по результатам конференции представителей транспортных министерств Европы.

Но сначала о самом наболевшем – о безопасности. Как известно в России в год гибнет в ДТП 1 человек из 6 000. Разберемся, как скорость влияет на количество ДТП и вероятность смертельного исхода. Основной упор будет сделан на взаимодействие пешехода и автомобиля, как наиболее сильно конкурирующих объектов дорожного движения.

Содержание

Скорость и вероятность ДТП

Рассмотрим остановочный путь автомобиля. Длину остановочного пути можно рассчитать, зная время реакции водителя и длину тормозного пути автомобиля после нажатия на тормоз.

Среднее время реакции составляет 1 секунду. При увеличении скорости движения увеличивается и пройденное за 1 секунду расстояние. Расстояние, пройденное с момента нажатия педали до полной остановки, пропорционально квадрату скорости. При увеличении скорости с 50 км/ч до 80 км/ч тормозной путь увеличивается в 2 раза. Соответственно избежать столкновения намного тяжелее.

Необходимо также учитывать, что на сыром асфальте тормозной путь увеличивается на 25%. То есть тормозной путь автомобиля с 60 км/ч на сыром асфальте будет равен тормозному пути на 70 км/ч на сухом асфальте.

При скорости автомобиля 80 км/ч время реакции в пересчете на дистанцию займет 22 метра. Дополнительно на сухом асфальте водителю потребуется минимум 36 метров для полной остановки.

Если ребенок выбежит на дорогу перед водителем на расстоянии 36 метров, то почти наверняка он умрет при начальной скорости автомобиля 70 км/ч, получит увечья при скорости автомобиля 60 км/ч, а при скорости автомобиля 50 км/ч водитель избежит столкновения.

Но если ребенок выбежит на дорогу за 15 метров перед автомобилем, он, скорее всего, получит смертельные травмы, даже если автомобиль двигается со скоростью 50 км/ч.

Скорость и частота ДТП

Проектные и функциональные характеристики дорог сильно влияют на зависимость между скоростью и частотой аварий. Влияет, например, наличие и вид пересечений, присутствие пешеходов и велосипедистов.

В более сложных ситуациях риски аварий и влияния скорости больше.

Скоростные магистрали, например, это простые случаи с меньшими рисками аварий. Городские улицы, наоборот, более комплексные с более высокими рисками ДТП.

Основными жертвами ДТП в городских условиях являются пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты. Основные факторы, способствующие этому – разница в скорости и в весе.

В южной Австралии проводили сравнение между рисками из-за превышения скорости с рисками из-за содержания алкоголя в крови. Было принято, что при 60 км/ч и 0 промилле относительные риски равны единице.

С 70 км/ч относительные риски начинают резко расти. Это превышение всего на 10 км/ч и соответствует 0.8 промилле алкоголя в крови при 60 км/ч.

Влияние неоднородности скорости на ДТП

Неоднородность скорости в транспортном потоке приводит к увеличению количества обгонов и, как следствие, более высокому уровню рисков. Высокий разброс скоростей тесно связан с авариями со смертельным исходом на всех дорогах — городских и загородных.

Чаще всего снижение скорости приводит к снижению неоднородности скоростей в потоке.

    Похожие записи

На различных форумах часто идут выяснения прав пешеходов. И также нередко в пример приводится Германия.…

При испытаниях в нормальных условиях и по разлитому мыльному раствору

Частота аварий вырастает на 10-15% при превышении средней скорости на 1 км/ч. При превышении средней скорости потока на 10 и более км/ч количество аварий начинает резко расти для городских дорог. Для загородных дорог рост количества аварий не настолько критичен.
Из графика также видно, что уменьшение скорости отдельного автомобиля относительно средней скорости потока не приводит к увеличению числа аварий.

Влияние скорости на тяжесть ДТП

Даже если превышение скорости не является основной причиной аварии, от скорости в момент столкновения сильно зависит тяжесть последствий ДТП. Приблизительная зависимость количества тяжелых аварий и аварий со смертельным исходом от изменения скорости движения представлена на графике.

Повышение скорости на 10% приводит к увеличению количества всех аварий на 21%, к увеличению количества тяжелых аварий или аварий со смертельным исходом на 33%, к увеличению количества аварий со смертельным исходом на 46%. Снижение скорости на 10% — к уменьшению этих видов аварий на, соответственно, 19%, 27% и 34%.

Ситуация сильно зависит от типа дороги и допустимой скорости на этих дорогах. На графике ниже представлен прирост ДТП при изменении скорости движения на 1 км/ч для различных скоростей движения.

Наиболее серьезное влияние на тяжесть аварии при изменении скорости, как видно из таблицы, приходится на дороги с низкими допустимыми скоростями. Это городские дороги.

Тяжесть последствий сильно зависит от участников дорожного движения. Пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты имеют большой риск получения серьезных травм, так как они не защищены. У них нет металлического каркаса, ремней и подушек безопасности.

Вероятность гибели пешехода в ДТП увеличивается с ростом скорости столкновения. Расследования показали, что при столкновении с пешеходом на скорости 30 км/ч 90% пешеходов выживают, в то время как столкновения на скорости 50 км/ч приводят к гибели 80% пешеходов.

Водитель и пассажиры автомобиля при этом практически не страдают.

Влияние скорости на область обзора

При увеличении скорости движения область обзора водителя существенно уменьшается. Это физиологическая особенность организма человека. Таким образом, высокая скорость в городских условиях не дает водителю возможность правильно спрогнозировать ситуацию, потому что он не видит окружающую обстановку.

На скорости 40 км/ч угол обзора водителя составляет 100 градусов. Это позволяет видеть препятствия на дороге, а также оценивать ситуацию справа и слева от дороги. На скорости 130 км/ч угол обзора составляет 30 градусов и менее, что значительно снижает возможность оценки водителем потенциальной опасности.

Высокая скорость является причиной трети всех ДТП. Кроме того, высокая скорость отягчает последствия ДТП, произошедших по другим причинам.

Влияние скорости на несчастные случаи особо серьезно в городах, где имеет место взаимодействие нескольких групп участников дорожного движения: автомобили, пешеходы, велосипедисты.

Существует порог скорости автомобиля, выше которого организм пешехода физически не может выжить. При столкновении на скорости 45 км/ч выживает только 50 % пешеходов.

Для снижения травматизма на дорогах необходимо принять меры для соблюдения обоснованного скоростного режима, а также свести к минимуму разброс скорости в потоке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Сбрось скорость!

Скорость убивает!

В 2010 году в Одессе произошло больше 14,000 дорожных происшествий, в результате которых погибло 300 человек. Наибольшая причина смертей на дорогах в Украине – превышение скорости, что составляет одну смерть на каждые три.

Скорость влияет как на риск того, что ДТП может произойти, так и на серьезность результата аварии. Связь между скоростью и уровнем повреждений является критическим для незащищенных участников дорожного движения, таких как пешеходов и велосипедистов. Например, пешеходы имеют 90% шансов выжить при столкновении с авто, которое двигается со скоростью 30 км/ч или меньше, и только 50% шансов выжить, если авто движется со скоростью 45 км/ч. Пешеход почти не имеет шансов выжить, если автомобиль движется со скоростью 80 км/ч.

Уязвимые участники дорожного движения, такие как пешеходы, велосипедисты, водители мопедов и мотоциклисты имеют высокий риск развития тяжелой или смертельной травмы при столкновении автомобилей с ними, потому что они часто совершенно незащищены или, в случае с мотоциклистом, имеют очень ограниченную защиту. Превышение скорости в жилых районах особенно опасно. Более высокие скорости приводят к повышенному риску аварии и большей вероятности серьезных травм, если происходит ДТП. Когда вы едете быстрее, у вас больше шансов попасть в аварию, потому что:

  • Вы видите людей и вещи менее четко
  • У вас большая вероятность потерять контроль над автомобилем
  • Вы можете оказаться не в состоянии вовремя предвидеть надвигающиеся опасности
  • Вы можете стать причиной того, что другие не смогут правильно оценить скорость сближения и
  • Ваш тормозной путь длиннее.

Исследования показывают, что превышение скорости всего на 5 км/ч в городе, где ограничение 60 км/ч, и на 10 км/ч в сельской местности достаточно, чтобы удвоить риск аварии с повреждениями. Данные также показывают, что «умеренное превышение» (на 10 или 15 км/ч от установленного ограничения) делает большой вклад в серьезные ДТП – в сравнении с более экстремальными превышениями скорости – поскольку является более распространенным.

Одесский проект по безопасности дорожного движения

Одесский областной совет и Европейский союз реализуют проект по безопасности дорожного движения с целью информирования водителей о безопасности дорожного движения, в особенности о ремнях безопасности и превышению скорости. Кампания проводится в 2011 году и должна показать, как можно спасти жизни на дорогах Украины.

«Во время выбора в установленных границах безопасной скорости движения водитель должен учитывать:

  • дорожную обстановку,
  • особенности груза, который перевозится,
  • состояние транспортного средства, чтобы иметь возможность постоянно контролировать его движение и безопасно управлять им» (п. 12.1 Правил дорожного движения Украины)

В темное время суток и в условиях недостаточной видимости скорость движения должна быть такой, чтобы водитель имел возможность остановить транспортное средство в границах видимости дороги.

Скорость автомобиля должна быть:

  • В населенных пунктах движение транспортных средств разрешается со скоростью не более 60 км/ч.
  • В жилых и пешеходных зонах скорость движения не должна превышать 20 км/ч.
  • Вне населенных пунктов на всех дорогах и на дорогах, которые проходят через населенные пункты, обозначенные знаком 5.47 разрешается движение со скоростью:

а) автобусам (микроавтобусам), которые осуществляют перевозку организованных групп детей, легковым автомобилям с прицепом и мотоциклам — не больше 80 км/час;

б) транспортным средствам, которыми управляют водители со стажем до 2 лет, — не более 70 км/ч;

в) грузовым автомобилям, которые перевозят людей в кузове, — не более 60 км/ч;

г) автобусам (за исключением микроавтобусов) — не более 90 км/ч;

ґ) другим транспортным средствам: на автомобильной дороге, которая обозначенна дорожным знаком 5.1 — не более 130 км/час, на автомобильной дороге с отдельными проездными частями которые отделены одна от другой разделительной полосой — не более 110 км/час, на других автомобильных дорогах — не более 90км/час

Водителю запрещается:

а) превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой данного транспортного средства;

б) превышать максимальную скорость, указанную в пунктах 12.4-12.7, на участке дороги, где установлены дорожные знаки 3.29, 3.31.

в) препятствовать другим транспортным средствам, двигаясь без надобности с очень маленькой скоростью;

г) резко тормозить (кроме случаев, если без этого невозможно предотвратить дорожно-транспортное происшествие).

статья 121 часть 1 Кодекса Украины об административных правонарушениях:

«Превышение водителями транспортных средств установленных ограничений скорости движения транспортных средств больше, чем на двадцать километров в час…» — наложение штрафа от 255 до 340 грн.

статья 121 часть 3 Кодекса Украины об административных правонарушениях:

«Превышение водителями транспортных средств установленных ограничений скорости движения транспортных средств больше, чем на пятьдесят километров в час …» — наложение штрафа от 510 до 680 грн. или общественные работы на срок от тридцати до сорока часов.

Скорость автомобиля и безопасность дорожного движения

Растущая потребность повышения подвижности населения России и эффективности транспортных процессов при сохраняющейся диспропорции между протяженностью и качеством дорожных сетей с одной стороны и интенсивно растущей численностью парка автотранспортных средств (АТС) с другой, существенно обостряет задачу обеспечения безопасности дорожного движения (ОБДД). Для решения этой задачи требуется переоценка действующих нормативов разработки и эксплуатации многих элементов дорожно-транспортной системы страны. К числу таких нормативов относится и регламентация скоростных режимов движения АТС. Оценить возможности их корректировки с целью повышения эффективности транспортных процессов без снижения уровня БДД можно на основе анализа влияния на уровень скоростного регламента различных факторов, которые группируются вокруг функциональных элементов системы «Водитель – автомобиль – дорога – среда» (ВАДС). К основным из этих факторов традиционно относятся: человеческий фактор, технический фактор, дорожный фактор и фактор дорожной среды.

В основе оценки влияния на регламентирование скорости движения человеческого фактора лежат исследования психофизиологических возможностей организма, влияния психологического типа личности и уровня подготовки водителя на его поведение на дороге [3].

Главным физиологическим ограничением при этом является физическая возможность человеческого организма по восприятию импульса энергии от столкновения без летального исхода и особо тяжёлых травм. Анализ данных, приведенных в работах [1,5], показывает, что скоростные ограничения, действующие в РФ для городских дорожных сетей, с учётом применения успокоителей движения в зонах пешеходных переходов в основном соответствуют максимальным скоростям, рассчитанным с позиции порогового значения появления при ДТП риска смертельных травм для водителя, пассажиров транспортных средств (ТС) (таблица 1) и пешеходов (рисунок 1).

Скоростные ограничения по тяжести последствий ДТП

Элементы конструктивной безопасности АТС

Порог риска смертельных травм

Ремни и подушки безопасности, энергопоглощающие элементы в конструкции, капсулирование обитаемого объёма

Наезд на пешехода

Рис.1 Влияние скорости на вероятность получения смертельных травм при столкновении пешехода и транспортного средства.

При регламентировании скорости на загородных автодорогах необходимо учесть, что скоростные ограничения в 90 км/ч практически не оставляет шансов для выживания участникам ДТП при столкновении без торможении (например, боковой удар в неожиданно появившийся с примыкающей дороги автомобиль). Кроме того, снижение скорости к моменту удара при ДТП занимает определенное время и значительная часть кинетической энергии ТС может в момент столкновения оказаться не погашенной тормозными механизмами.

Вероятность возникновения подобной ситуации на повышенных скоростях возрастает вследствие увеличения времени реакции водителя при одновременном увеличении длинны тормозного пути. На рисунке 2 представлены пути, проходимые ТС при экстренном торможении с различными начальными скоростями при допущении о времени реакции водителя 1 сек.

Рис.2 Тормозные и остановочные пути при экстренном торможении.

Приведенные результаты расчетов свидетельствуют о том, что полное погашение кинетической энергии автомобиля, двигающегося в автомобильном потоке умеренной плотности со скоростью более 80км/ч, даже при минимальном времени реакции водителя является проблематичным, не говоря уже о ситуациях, когда это время может возрастать, в силу психологического состояния и возраста водителя, до 3-х секунд.

Важным психологическим показателем является способность водителя правильно оценивать скорость движения и временные интервалы. Исследования [3] показали, что в общем транспортном потоке не менее 15% водителей ведут автомобили со скоростью, превышающей скорость транспортного потока, а до 40% — допускают ошибки в сторону занижения скорости своего автомобиля. Известно [2], что наиболее безопасной является скорость, равная скорости транспортного потока. При отклонении скорости движения ТС в потоке от скорости потока на 30км/ч в большую или меньшую сторону, вероятность ДТП возрастает в 10 раз. Реальные же отличая в скоростях движения, например на автомагистралях, в виду различных технических возможностей ТС могут достигать 60км/ч, а это еще более многократно увеличивает вероятность ДТП.

Рассматривая влияния психологического аспекта на БДД необходимо отметить, что в реальных дорожных ситуациях зачастую возникают моменты, провоцирующие даже дисциплинированных водителей на незначительное превышение скорости. Вопреки бытующему мнению о малозначимом влиянии незначительного превышения скорости на БДД, исследования показывают, что превышение скоростного ограничения в городской черте на 5 км/ч, а на загородной дороге на 10 км/ч повышает риск возникновения ДТП в 2 раза.

Основными показателями влияния на БДД технического фактора с позиции скорости являются энерговооруженность и степень конструктивного совершенства ТС, их фактическое техническое состояние, а также состав и возрастная структура парка. Современный мировой автомобильный парк характеризуется значительной неоднородностью конструктивного совершенства и технического состояния автомобилей. Статистический анализ показывает, что по уровню энерговооруженности уже с 2006 года автомобильный парк Европы на 100% пополняется автомобилями, способными двигаться со скоростями 150 км/ч и более (рисунок 3).

Рис.3 Динамика насыщения европейского парка высокоскоростными автомобилями.

При этом, по данным Европейского совета по безопасности транспорта гипотетическое одномоментное обновление в такой ситуации всего ныне эксплуатируемого парка ТС до уровня самого безопасного в своём классе автомобиля способно снизить смертность на дорогах Европы на 40-50%. Приведенные цифры наводят на мысль о том, что существенный рост потенциальной опасности современного парка автомобилей за счет насыщения его высокоскоростного образцами усугубляется наличием в нём значительной доли машин (до 40-50%), не в полной мере отвечающих современными требованиями по их конструктивной безопасности.

Анализ возрастного состава российского автомобильного парка показывает, что обозначенные соотношения автомобилей с различными уровнями конструктивной безопасности имеют место и в нём, причём в ещё более ярко выраженной форме.

В таблице 2 представлен возрастной состав парка АТС в России.

Безопасная скорость движения: факторы и риски

По статистике в 2016 году в Брестской области по причине превышения скорости произошло 32 дорожно-транспортных происшествия, в которых 6 человек погибли и 34 получили различные травмы. Относительно других причин ДТП превышение скорости не выглядит чем-то выдающимся, наоборот, за последние три года этот показатель уверено снижается. Тем не менее, «летчиков-шахматистов» на дорогах Бреста хватает.

На выбор скорости движения автомобиля влияет множество факторов: установленный скоростной режим, интенсивность движения, обзорность дороги и состояние проезжей части, технические характеристики авто и погодные условия. Правильно оценив все эти составляющие, водитель выбирает комфортную для себя скорость движения. И она, кстати, может отличаться от установленных правилами значений. Отсюда и различия между двумя понятиями: установленная и безопасная скорость движения автомобиля. Последнюю специалисты в области автомобильной безопасности определяют как скорость близка или равная скорости движения потока.

Каждому водителю следует помнить, что если скорость автомобиля отличается от средней скорости потока на 30 км/ч в большую или меньшую сторону, то вероятность дорожно-транспортного происшествия для водителя возрастает примерно в 10 раз (!). Если же разница в скоростях увеличивается до 60 км/ч, вероятность совершения аварии возрастает до 1000 раз (!).

Превышение установленной скорости – в первую очередь показатель низкой культуры вождения и безразличия к безопасности других участников дорожного движения. В отличие от других нарушений факт превышения установленной скорости нельзя объяснить случайностью или минутной невнимательностью. Превышая дозволенную скорость, водитель допускает сознательное нарушение. А ведь такая спешка не дает практически никакого выигрыша во времени, зато увеличивает нервное напряжение водителя. Начав движение рывком с перекрестка, спешащий водитель, остановится у следующего пересечения улиц перед красным сигналом светофора. В то время как другие водители, двигающиеся со скоростью потока приблизятся к перекрестку в момент включения зеленого света и проедут его без остановки.

Относительно вероятности возникновения аварийной ситуации подсчитано, что на скорости 80 км/ч она почти вдвое выше, чем при предельно допустимой в городских условиях.

Дать конкретные рекомендации о величине скорости для всех случаев невозможно, т.к. безопасная скорость зависит не только от приведенных выше объективных условий, но также от квалификации и личных качеств водителя. Важно, чтобы водитель понимал, какие факторы он должен учитывать. Если водитель будет внимательно наблюдать за дорожной обстановкой и ее изменениями, то он сможет правильно выбрать скорость и обеспечить безопасность движения.

Правительство решило, когда украинцы начнут ездить по городам 50 км/ч

Кабинет Министров Украины внес изменения в Правила дорожного движения – ограничил максимальную скорость в населенных пунктах до 50 км/час.

Правительство уменьшило максимально разрешенную скорость в населенных пунктах с 60 до 50 км/час. Это закреплено в Постановлении КМУ от 10 ноября 2017 г. № 883, которое было опубликовано на выходных. Постановление меняет скоростной режим путем внесения изменений в Правила дорожного движения.

Изменения в Правила начнут действовать с 1 января 2018 года. До этого времени соответствующие службы должны изменить ограничительные знаки на дорогах, а водители – привыкнуть к новым лимитам.

Текст постановления звучит так: Внести изменения в пункт 12.4 раздела 12 и знаков 5.63.1 и 5.63.2 подраздела 5 раздела 33 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 10 октября 2001 г. № 1306 (Официальный вестник Украины, 2001 г., № 41, ст. 1852; 2008 г., № 75, ст. 2526; 2009 г., № 31, ст. 1053; 2011 г., № 78, ст. 2881; 2012 г., № 56, ст. 2247; 2013 г., № 14, ст. 505; 2016 г., № 91, ст. 2962; 2017 г., № 27, ст. 778), заменив цифры “60” цифрами “50”.

Изменения в Правила дорожного движения и увеличение штрафов были инициированы министром МВД Аресном Аваковым после страшной трагедии в Харькове, где внедорожник Lexus сбил шесть человек.

Максимальная скорость в 50 км/ч действует в большинстве стран Европы, а в некоторых случаях ( в центре городов, возле школ) — даже 30 км/час. Кроме того, ученые доказали, что при ДТП на скорости 50 км/ч шансы выжить у пешехода гораздо выше, чем при скорости авто 60 км/час.

Впрочем, пока в Украине не будет фото — и видеофиксации нарушений дорожного движения, никто из водителей не будет придерживаться этого лимита — ведь наказание за превышение по сути, применить невозможно.

Напомним, что недавно правительство сократило срок действия водительских удостоверений для новоиспеченных водителей до 2 лет.

Еще по теме:

  • Зуп материальная помощь при рождении ребенка 1С:Зарплата и Управление Персоналом, ред. 2.5. Новое в версии 2.5.62 Возможность редактирования суммы вычета к материальной помощи при рождении (усыновлении) ребенка Минфин России […]
  • Страхование по каско в рассрочку Рассрочка по КАСКО. Всегда ли это выгодно? КАСКО – один из самых дорогостоящих видов добровольного страхования. И чтобы сделать его более доступным и привлекательным для клиента, правила […]
  • Вакансия юрист в красноярске Вакансии h Юристы в Красноярске и соседних городах Красноярск Арбитр (судья) по гражданским спорам 6 000 — 80 000 руб. Для укомплектования арбитража (две вакансии) в соответствии с […]
  • Нк рф судебная пошлина Статья 333.19 НК РФ. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями СТ 333.19 НК РФ. 1. По делам, […]
  • Автомобили под залог недвижимости Кредиты под залог онлайн Список банков и кредитных организаций, у которых можно оформить кредит под залог в режиме онлайн. МОГО Украина Получите деньги под залог вашего авто за 30 […]
  • Как считается отчет по ндс Порядок заполнения декларации по НДС в 2018 году Отчитываться по НДС обязаны плательщики этого налога и налоговые агенты (ст. 143 НК РФ). Сдавать декларацию по НДС нужно в электронном виде […]
  • Финансовая основа деятельности местного самоуправления Финансовые основы местного самоуправления Финансовые ресурсы местного самоуправления состоят из средств местного бюджета, внебюджетного и валютного фондов, средств на компенсацию […]
  • Деньги под залог птс авто остается у вас Под залог ПТС в Челябинске! Просто заполните заявку! И мы свяжемся с вами в самое ближайшее время! 0,05479% в день) от суммы просроченной задолженности (основного долга и процентов за […]