Разъяснения к статье 146 коап рф

Разъяснения к статье 146 коап рф

УПРАВЛЕНИЕ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

МИЛИЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ОТДЕЛ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
ОХРАНЫ ПОРЯДКА

18 января 1996 года № 9/26-30

Разъяснения по вопросам квалификации правонарушений в сфере потребительского рынка

Законом Российской Федерации от 1 июля 1993 года «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с упорядочением ответственности за незаконную торговлю» в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях внесены следующие изменения и дополнения, касающиеся деятельности милиции общественной безопасности: изменена редакция ст. ст. 146, 241, 242, 257.

1. Статья 146 КоАП РФ Нарушение правил торговли «Продажа товаров на предприятиях и в организациях, осуществляющих торговлю, независимо от форм собственности, а также гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей, в нарушение установленных правил реализации товаров — влечет наложение штрафа в размере от трех до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда»
1.1. Основанием для привлечения к административной ответственности виновных лиц по данной статье является нарушение «Правил продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров», утвержденных Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 8.10.93 г. N 995, а также правил торговли, установленных местными органами власти.
Конкретно это может выражаться в:
— осуществлении торговли без временного патента, лицензии, разового талона на право торговли:
— отсутствии необходимой внешней атрибутики на торговых местах (вывески с указанием наименования юридического лица, профиля и формы организации его деятельности):
— неисправном весовом и другом измерительном оборудовании:
— отсутствии соответствующей рабочей одежды (халатов, фартуков), когда она необходима:
— несоблюдение правил санитарии, внешнего благоустройства объекта торговли и другом.
1.2. Субъектом совершения правонарушения являются руководители или работники предприятий (организаций) торговли независимо от форм собственности, а также граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей осуществляющие или организующие торговую деятельность.
1.3. Документами, подтверждающими право осуществлять торговлю, являются:
— свидетельства о государственной регистрации предприятия (копия, заверенная нотариально или по месту регистрации):
— разрешение (лицензия) на право осуществления розничной торговли, выданное органом местной администрации (копия, заверенная подписью руководителя и печатью;
— лицензия на право реализации товаров, подлежащих лицензированию (перечень таких товаров определяется органами местной администрации)
Следует обращать внимание на: даты выдачи соответствующих документов, сроки их действия, а также, если это предусмотрено реквизитами документа, соответствие их месту расположения торговых объектов.
1.4. Дела о таких правонарушениях рассматриваются начальниками (заместителями начальника) территориального управления Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей или народными судьями.
1.5. При выявлении правонарушений этого вида патрульными (патрульно-постовыми) нарядами милиции старший наряда докладывает о них оперативному дежурному по органу внутренних дел и действует далее в соответствии с его указаниями.
Дежурный по горрайону внутренних дел при получении информации о правонарушении обязан организовать составление протокола, оформление иных необходимых материалов (опрос свидетелей, потерпевших и т.п.) и доложить руководству ОВД для направления в установленном порядке по подведомственности.
Участковый инспектор милиции вправе самостоятельно составить протокол об административном правонарушении и передать материалы руководству горрайоргана внутренних дел для направления их в установленном порядке по подведомственности.
1.6. Если в течение года после наложения административного взыскания за нарушение правил торговли, выразившихся в осуществлении предпринимательской деятельности без регистрации либо без лицензии (при условии ее обязательности), а также в нарушение условий лицензирования, виновное лицо вновь совершит аналогичное нарушение правил торговли, оно привлекается к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 162-4 УК РФ (протокольная форма).
Повторное, в течение года после привлечения к административной ответственности, нарушение других установленных правил торговли влечет уголовную ответственность по ч. 1 ст. 156-6 УК РФ (протокольная форма).

2. Статья 146-3. Незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализации которых запрещена или ограничена:
«Незаконная торговля товарами (иными предметами), свободная реализация которых запрещена или ограничена действующим законодательством — влечет наложение штрафа от 3 до 100 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией или предметов продажи либо без таковой».
2.1. В перечень видов продукции и отходов производства, свободная реализация которых запрещена, утвержденный Указом Президента РФ от 22.02.93 г. N 179, в частности входят:
— драгоценные и редкоземельные металлы и изделия из них;
— драгоценные камни и изделия из них;
— отходы, содержащие драгоценные редкоземельные металлы, драгоценные камни;
— вооружение, боеприпасы к нему, военная техника, запасные части, комплектующие приборы к ней, взрывчатые вещества, средства взрывания, пороха, специальные снаряжения личного состава военизированных организаций;
— отходы взрывчатых веществ;
— боевые отравляющие вещества, средства защиты от них;
— рентгеновское оборудование, приборы и оборудование и использованием радиоактивных веществ и изотопов;
— яды и наркотические вещества;
— спирт этиловый;
— лекарственные средства, за исключением лекарственных трав;
— лекарственное сырье, получаемое от северного оленеводства (панты, эндокринное сырье).
Порядок продажи отдельных видов, запрещенных к свободной продаже продукции, входящей в указанный перечень, определяется местными органами власти.
2.2. Указом Президента РФ «О специальных средствах самообороны, снаряженных веществами слезоточивого и раздражающего действия» от 8.11.92 г. N 1341 ограничена свободная продажа газовых пистолетов и револьверов, патронов к ним в аэрозольных упаковок. Предусматривается продажа гражданам указанных средств самообороны только предприятиями имеющими разрешение ОВД.
2.3. Статья 37 Закона РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.91 г. введены ограничения на розничную продажу печатной продукции и иных материалов средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях эротического характера. Допускается продажа такой продукции в запечатанных прозрачных упаковках и специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной администрацией.
2.4. Указом Президента РФ «О восстановлении государственной монополии на производство, хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции» от 11.06.93 г. N 918 установлены ограничения на торговлю винно-водочными изделиями. Введена государственная регистрация, предусматривающая выдачу лицензий предприятиям и фирмам, осуществляющим хранение, оптовую и розничную продажу алкогольной продукции при обязательной сертификации алкогольной продукции отечественного и импортного производства на соответствие стандарта качества.
Кроме того, Указом Президента РФ N 1851 от 08.11.93 г. (дополнение к Указу Президента РФ N 65 от 29.01.92 г. «О свободе торговли») внесены изменения и дополнения в пункты 1 и 4, исключающие торговую деятельность предприятий и граждан независимо от форм собственности на территории аэропортов, вокзалах, поездах: пассажирских судах и торговлю проездными билетами.
2.5. Органами, уполномоченными рассматривать административные дела и налагать взыскания за совершение данного правонарушения, являются: — органы внутренних дел — органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей — органы государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию народные суды (народные судьи)
2.6. Субъектами совершения данного правонарушения являются руководители или работники предприятий (организаций) торговли независимо от форм собственности или граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей.
2.7. При выявлении правонарушений этого вида патрульно-постовые наряды милиции незамедлительно докладывают оперативному дежурному и действуют в соответствии с его указаниями.
Оперативные дежурный при получении о совершении данного правонарушения обязан организовать составление протокола (с привлечением участковых инспекторов милиции или иных работников органов внутренних дел, полномочных составлять протоколы об административных правонарушениях), обеспечить изъятие предметов, подлежащих конфискации, и их сохранность до рассмотрения дела и вынесения решения по нему.
Участковый инспектор милиции вправе самостоятельно составить протокол об административно
м правонарушении и изъять предметы, подлежащие конфискации. (В этом случае он должен принять меры для обеспечения сохранности изъятого). Все материалы передаются руководству горрайоргана для разрешения дела по существу.
Изъятие предметов торговли, подлежащих конфискации, осуществляется в соответствии со статьями 239, 244 КоАП РФ.
2.8. При повторном совершении в течение года аналогично правонарушения виновные привлекаются к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 156-5 УК РФ (протокольная форма).

3. Статья 146-4. Продажа товаров ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил:
«Продажа товаров, несоответствующих требованиям стандартов, технических условий и образцам (эталонам) по качеству, комплектности и упаковке, на предприятиях торговли независимо от форм собственности, а равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению, или гражданами, зарегистрированными в качестве предпринимателей — влечет наложение штрафа от трех до двадцать пяти минимальных размеров оплаты труда.
Торговля продовольственными товарами в нарушения санитарных правил либо без сертификата качества, удостоверяющего их безопасность для жизни и здоровья потребителей, — влечет предупреждение либо наложение штрафа от пяти до ста минимальных размеров оплаты труда с конфискацией товаров или без таковой».
3.1. Часть первая данной статьи предусматривает ответственность за продажу товаров, не соответствующих требованиям стандартов, технических условий и образцам (эталонам) по качеству, комплектности и упаковке.
В силу специфики данного состава выявление и фиксирование этих правонарушений, как правило, осуществляется специалистами (работниками) государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.
Сотрудники милиции обязаны оказывать им содействие в пределах предоставленных им полномочий.
Признаками второй части ст. 146-4 являются:
— отсутствие у продавца сертификата качества на реализуемый товар.
— нарушение установленных санитарных правил.
3.2. Субъектами совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 146-4 КоАП являются руководители и работники предприятий (организаций) торговли независимо от форм собственности или граждане, зарегистрированные а качестве предпринимателей, а по ч. 2 ст. 146-4 КоАП РФ
— руководители и работники предприятий (организаций) торговли независимо от форм собственности или граждане, как зарегистрированные, так и не зарегистрированные в качестве предпринимателей.
3.3. Дела о правонарушениях данного вида рассматриваются:
— органами Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей;
— органами Государственной инспекции по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию.
— народными судами (народными судьями).
— органами и учреждениями, осуществляющими государственный санитарный надзор (в части нарушения санитарных правил).
3.4. Применительно к части 1 ст. 146-4 КоАП РФ сотрудник милиции наиболее часто сталкивается с продажей фальсифицированной водки, коньяка и вина.
При выявлении таких фактов: (поступление жалоб от потребителя, внешнее несоответствие привычному стандарту внешнего вида и упаковки продукции и т.п.) патрульно-постовые наряды милиции сообщают об этом дежурному по ГОРОВД и действуют в соответствии с его указаниями.
Дежурные по горрайлиноргану при получении такой информации обязан доложить руководству, а в их отсутствие направить к месту происшествия оперативную группу для документирования и составления протокола об административном правонарушении.
Товары, вызывающие сомнение в отношении их соответствия требованиями стандартов, технических условий и образцам (эталонам), подлежат изъятию. После чего они либо передаются вместе с материалами дела в заинтересованные инстанции, либо помещаются на хранение в опечатанное помещение с направлением контрольных образцов (по спиртным напиткам — две бутылки) для получения экспертного заключения.
В зависимости от результатов экспертизы виновное лицо либо привлекается к административной ответственности, а недоброкачественной товар уничтожается, либо производство по делу прекращается, а соответствующий товар возвращается владельцу.
Участковый инспектор милиции вправе составить протокол об административном правонарушении самостоятельно. При этом он должен изъять предметы правонарушения и обязан обеспечить сохранность изъятых предметов. Материалы дела докладываются руководству горрайоргана для его разрешения в соответствии с законодательством.
3.5. При выявлении правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 146-4 КоАП-Р, патрульно-постовые наряды также докладывают оперативному дежурному и действуют в соответствии с его указаниями.
Оперативный дежурный передает данную информацию в органы, указанные в п. 3.3, либо организует составление протокола и оформление других необходимых документов силами работников милиции, обеспечивает изъятие соответст
вующих предметов. Материалы дела докладываются руководству горрайлиноргана и направляются по подведомственности.
2.6. При повторном совершении в течение года аналогичного правонарушения виновного привлекают к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 156-5 УК РФ (протокольная форма).

4. Статья 146-5. Продажа товаров без документов:
«Продажа товаров или иных предметов на предприятиях торговли независимо от форм собственности, а равно на иных предприятиях, осуществляющих реализацию товаров населению, или гражданами, зарегистрированные в качестве предпринимателей без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике или продавце, а также без применения контрольно-кассовых машин — влечет наложение штрафа от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда».
4.1. Документами, содержащими сведения об изготовителе, поставщике или продавце являются товарно-транспортные накладные, оформленные в установленном порядке и заверенные печатью, выдавшей их организации, а также другие документы, удостоверяющие источники поступивших для реализации товаров.
Нарушение требования применения контроль-кассовых машин предполагает: а) отсутствие либо неиспользованные во время расчета с покупателем контрольно-кассовых машин, б) несоответствие имеющейся контрольно-кассовой машины разрешенному к применению типу, в) использование контроль-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением»)
4.2. Субъектами совершения данного правонарушения являются руководители и работники предприятий (организаций) торговли независимо от форм собственности или граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей.
4.3. Дела о совершении данных правонарушений рассматриваются и по ним налагаются взыскания;
— органами государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.
— органами внутренних дел.
— народными судами (народными судьями),
4.4. При выявлении таких правонарушений патрульно-постовые наряды докладывают об этом оперативному дежурному и действуют в соответствии с его указаниями.
Участковые инспектора милиции (иные работники органов внутренних дел, правомочные составлять протоколы об административных правонарушениях) составляют протокол об административном правонарушении и передают материалы начальнику горайлиноргана внутренних дел (его заместителю) для рассмотрения по существу или принятия решения об их направлении по подведомственности,
4.5. При повтором совершении в течение года данного правонарушения виновные привлекаются к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 156-5 УК РФ (протокольная форма).
Примечание: диспозиция ч. 1 ст. 156-5 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за повторное совершение в течение года перечисленных в ей административных правонарушений независимо от вида незаконной торговли.

5. Статья 150-3 Обман потребителей в небольшом размере;
«Обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара или иной обман потребителей в магазинах, на других предприятиях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуг населению, независимо от форм собственности, а равно гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью в сфере торговли (услуг), совершенные в небольшом размере, — влечет наложение штрафа от одного до тридцати минимальных размеров оплаты труда.
Примечание: обманом потребителей в небольшом размере, предусмотренным настоящей статьей, является обман, причинивший потребителям ущерб в сумме, не превышающей одной десятой части минимального размера оплаты труда,»
5.1. Субъектами совершения данного правонарушения являются руководители и работники предприятий (организаций) торговли, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению: независимо от форм собственности или граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью в сфере торговли (услуг),
5.2. Дела о правонарушениях данного вида рассматриваются:
— органами внутренних дел,
— органами Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей,
5.3. Выявление правонарушения данного вида и обеспечение соответствующих доказательств по делу возможно при проведении контрольных закупок и иных подробных действий.
Участковый инспектор милиции должен в этом случае составить протокол об административном правонарушении, обеспечить фиксирование и сохранность доказательств по делу, передать материалы дела начальнику (заместителю) органа внутренних дел для принятия решения.
5.4. При повторном совершении данного правонарушения виновные привлекаются к уголовной ответственности по ч. 4, 156 УК РФ (протокольная форма),

6. Статья 165-5 Неповиновение работнику милиции, иному уполномоченному должностному лицу или представителю общественности;
Неповиновение, то есть открытый отказ от исполнения либо умышленное неисполнение законного требования работника милиции, иного уполномоченного должностного лица или представителя общественности, выполняющих возложенные на них законодательством РФ обязанности по пресечению преступлений и административных правонарушений в деятельности предприятий торговли независимо от форм собственности, а равно иных предприятий, осуществляющих реализацию товаров населению или граждан, зарегистрированных в качестве предпринимателей, — влечет наложение штрафа от трех до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда.
Злостное неповиновение, то есть действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, если они выражены в циничной форме либо продолжаются после неоднократно повторенных законных требований работника милиции, иного уполномоченного должностного лица или представителя общественности, выполняющих возложенные на них законодательством РФ обязанности по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений в деятельности предприятий торговли независимо от форм собственности, а равно иных предприятий, осуществляющих реализацию товаров населению, или граждан, зарегистрированных в качестве предпринимателей — влечет наложение штрафа от двадцати пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда и при наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, — административный арест на срок до пятнадцати суток»,
6.1. Субъектами совершения данного правонарушения являются руководители и работники предприятий (организаций) торговли независимо от форм собственности или граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей, (Лица, не являющиеся таковыми, подлежат ответственности за злостное неповиновение работнику милиции в соответствии со ст. 165 КоАП РФ).
6.2. Дела о совершении данного правонарушения уполномочены рассматривать и налагать взыскания органы внутренних дел, народные суды.
6.3. При совершении данного правонарушения сотрудники милиции производят задержание правонарушителя и доставляют его в орган внутренних дел для оформления протокола и принятия решения по существу.
При наличии обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии со ст. 35 КоАП РФ административные протоколы, составленные сотрудниками органов внутренних дел по ст. 165-5 КоАП направляются в народные суды.

7. Внесенные в статьи 241, 242, 257 КоАП РФ изменениями предусматривается следующее:
— лица, совершившие правонарушения, предусмотренные ст. 146, 146-3, 165-5 КоАП РФ для составления соответствующего протокола могут быть доставлены в органы внутренних дел, причем срок административного задержания лиц, виновных в нарушении статьи 146 КоАП, не может длиться более трех часов, а лица, привлекаемые к ответственности по ст. ст. 146-3, 165-5 КоАП РФ могут быть задержаны до рассмотрения дела начальником ОВД или народны судьей;
— дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 146-3, 146-5 КоАП РФ, рассматриваются в течение трех суток, статьями 146 и 156 в семидневный срок, а статьей 165-5 в течение суток.

8. Общие требования по порядку составления и рассмотрения протоколов об административных правонарушениях за незаконную торговлю.
8.1. Присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями 146-3, 146-5, 165-5 КоАП РФ, при рассмотрении дела начальником горрайоргана внутренних дел обязательно, а в случае уклонения его отставки по вызову органа внутренних дел или народного судьи это лицо может быть подвергнуто приводу.
8.2. В административных протоколах, составленных за правонарушения предусмотренные статьями 146, 146-3, 150 КоАП делается запись об ознакомлении лица, привлекаемого к административной ответственности, что повторное совершение им такого же правонарушения в течение года влечет уголовную ответственность по соответствующим статьям УК РФ.
8.3. Статья 4 Закона РФ «О милиции». Предоставляет право органам внутренних дел приостанавливать до устранения допущенных нарушений деятельность предприятий торговли, а равно граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, в случаях неисполнения ими законного требования работника милиции о прекращении правонарушения, об этом делается отметка в административном протоколе.

9. Наряду с вновь введенными КоАП РФ статьями продолжают действовать также такие статьи, как торговля с рук в неустановленных местах (ст. 150 КоАП РФ) нарушение порядка занятия кустарно-ремесленными промыслами и другой индивидуально-трудовой деятельностью (ст. 156 КоАП) причем административные дела о правонарушениях, предусмотренных ст. 156 КоАП РФ, уполномочены в соответствии с законом РФ от 1.07.93 г. рассматривать и налагать взыскания не только административные комиссии, но и органы внутренних дел, народные суды (народные судьи).

Комментарии к СТ 14.6 КоАП РФ

Статья 14.6 КоАП РФ. Нарушение порядка ценообразования

Комментарий к статье 14.6 КоАП РФ:

1. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования экономики в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости — и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.

Государственное регулирование цен в сфере естественных монополий осуществляется на основании Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (с изм. и доп.). В ст. 3 упомянутого Закона определяется понятие «естественная монополия», а в ст. 4 содержится перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий. Он включает, в частности, транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, железнодорожные перевозки, услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах, услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, услуги по передаче электрической энергии, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, услуги по передаче тепловой энергии, услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

В соответствии со ст. 6 упомянутого Федерального закона одним из методов регулирования деятельности субъектов естественных монополий является ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации (см. Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (с изм. и доп.)).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О естественных монополиях» органы регулирования естественных монополий наделены правом принимать обязательные для субъектов естественных монополий решения об установлении цен (тарифов).

2. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» подлежат регулированию:

1) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов;

2) тарифы на подключение вновь создаваемых (реконструируемых) объектов недвижимости к системе коммунальной инфраструктуры;

3) тарифы организаций коммунального комплекса на подключение;

4) надбавки к ценам (тарифам) для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса;

5) надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

Этим же Федеральным законом установлен порядок регулирования тарифов, включая установление общих принципов такого регулирования, полномочия Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок.

В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона Правительство РФ утверждает основы ценообразования и правила регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, включая установление предельных индексов и порядок расчета индексов фактического изменения тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.

3. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (с изм. и доп.) органы исполнительной власти субъектов РФ наделены в соответствии с указанным Постановлением полномочиями по осуществлению государственного регулирования цен, тарифов на такую продукцию (товары, услуги), как топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта), торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, за исключением торговых надбавок к ценам на лекарственные средства, которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, социальные услуги, предоставляемые населению государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено также право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок к ценам на продукцию и товары, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов, наценки на продукцию (товары), реализуемую на предприятиях общественного питания при общеобразовательных школах, профтехучилищах, средних специальных и высших учебных заведениях, торговые надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты), перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с железными дорогами и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет соответствующих бюджетов субъектов РФ, перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси, перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах, перевозки грузов, пассажиров и багажа морским, речным и воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.

4. Требование об указании на единице потребительской упаковки (пачке) табачных изделий максимальной розничной цены, представляющей собой цену, выше которой единица потребительской упаковки (пачка) табачных изделий не может быть реализована потребителям предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями, установлено статьей 187.1 части второй Налогового кодекса РФ.

5. Часть 1 комментируемой статьи устанавливает административную ответственность за завышение, а ч. 2 — за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному).

Административная ответственность по настоящей статье применяется за завышение либо занижение регулируемых государством цен, предельных цен, установленных надбавок (наценок) только в том случае, если соответствующие цены, предельные цены и надбавки (наценки) установлены на федеральном уровне федеральными органами государственной власти. Если же они установлены на уровне субъектов РФ органами государственной власти субъектов РФ, то административная ответственность по комментируемой статье не применяется.

Продажа табачных изделий по цене, превышающей указанную на пачке, также образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи.

Нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) и иное нарушение установленного порядка ценообразования также образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи.

6. Субъектами правонарушений по обеим частям данной статьи являются граждане, должностные лица и юридические лица. Если в отношении граждан предусмотрены только штрафные санкции, то в отношении должностных лиц в качестве альтернативы административному штрафу предусмотрена дисквалификация. Это, в частности, касается также должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (см., например, ст. ст. 4 и 5 Федерального закона «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»).

По ч. 1 данной статьи предусмотрена ответственность юридических лиц в виде штрафа в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года, размер выручки определяется на основании подтверждающих ее документов, включая первичные бухгалтерские и иные документы.

В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи ответственность за административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, совершенные предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями, не может быть возложена на производителя или поставщика табачных изделий. Данная норма конкретизирует применительно к рассматриваемым составам правонарушений положения ч. 1 ст. 1.5 и ч. 2 ст. 2.1 Кодекса.

Административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, всегда совершаются умышленно.

7. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица федерального антимонопольного органа и его территориальных органов, за исключением административных правонарушений в сфере государственного регулирования тарифов (ст. 23.48), органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49), органов, уполномоченных в области государственного регулирования тарифов (ст. 23.51), а также судьи, если возникнет необходимость применения к должностному лицу такого вида административного наказания, как дисквалификация (ч. 2 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях наряду с должностными лицами указанных органов (ч. 1 ст. 28.3) вправе составлять также должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 64 ч. 2 ст. 28.3).

По делам об административных правонарушениях по данной статье возможно проведение административного расследования (ст. 28.7).

Ответственность за использование нелицензионного ПО

За 10 лет доля нелицензионного ПО в России снизилась на 18% и составила 62% по итогам 2017 года. BSA отмечают положительное влияние на ситуацию программ SAM и оптимизации лицензий на ПО. Применение этих методов помогает сэкономить до 30% затрат на легальный софт в год. BSA полагает, что совершенствование управления ПО может увеличить прибыль компании до 11%.*

Программное обеспечение (ПО) является объектом авторских прав (ст. 1259 ГК РФ) и охраняется так же, как и литературные произведения (см. ст.ст. 1256, 1261 ГК РФ).

Ответственными за нарушение авторских прав на лицензионное программное обеспечение могут выступать как организации, так и физические лица.

По статистике в год рассматривается несколько сотен дел, связанных с нарушением авторских прав на ПО, и к ответственности ежегодно привлекают десятки человек.

До сих пор у пользователей возникают вопросы об ответственности за использование нелицензионного ПО. Поэтому в данной статье мы постараемся осветить основные аспекты.

В силу любого лицензионного соглашения с правообладателем ПО компания несет ответственность по использованию софта в надлежащем количестве и надлежащим способом. И если в лицензионном соглашении что-то не запрещено, это не значит, что это разрешено и таким способом можно использовать ПО. Для уточнения всегда необходимо обратиться к правообладателю за официальными разъяснениями.

Использование нелицензионного программного обеспечения является нарушением авторских и смежных прав и влечет за собой административную (ст. 7.12. КоАП РФ), уголовную (ст. 146 УК РФ) и гражданско-правовую ответственность. Рассмотрим содержание статей подробнее.

Административная ответственность предусматривает наложение штрафа с конфискацией нелицензионных экземпляров ПО и оборудования, используемого для их воспроизведения:

  • на граждан в размере от 1 500 до 2 000 рублей в том случае, если вы используете ПО как частное лицо;
  • на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей, распространяется на: генерального директора, ИТ-директора, системного администратора или другого сотрудника, чья вина будет доказана;
  • на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 рублей.

А так как статья предусматривает еще и конфискацию оборудования, к этим штрафам стоит добавить потери от простоя деятельности компании. Например, в том случае, если у вас изымут почтовый или любой другой сервер, или рабочие станции сотрудников.

Уголовная ответственность (Статья 146. Нарушение авторских и смежных прав) наступает, если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю.

Деяния признаются совершенными в крупном размере, если стоимость использованного нелицензионного ПО или прав на него превышает 100 000 рублей.

К примеру, один экземпляр Windows Server 2016 с доступом 30 сотрудников уже превышает эту границу.

Уголовная ответственность применяется только к физическому лицу и предусматривает:

  • штраф в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода за период до 18 месяцев либо
  • обязательные работы на срок до 480 часов либо
  • исправительные работы на срок до двух лет либо
  • принудительные работы на срок до двух лет либо
  • лишение свободы на срок до двух лет.

Если же будет доказано, что использование нелицензионного программного обеспечения было совершено группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (например, если генеральный директор, ИТ-директор и системный администратор были в курсе нарушения и действовали сообща), или в особо крупном размере (более 1 000 000 рублей), или лицом с использованием своего служебного положения, то виновные лица наказываются:

  • принудительными работами на срок до пяти лет либо
  • лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

Кроме указанных выше пунктов, к организации может предъявить имущественный иск владелец авторских прав на используемое программное обеспечение.

Это будет гражданско-правовая ответственность, которая предполагает выплату нарушителем денежной компенсации в пользу правообладателя за нарушение его авторских прав в размере двукратной стоимости незаконно используемых экземпляров ПО либо компенсации в размере от 10 000 до 5 000 000 рублей, определяемой по усмотрению суда.

При этом, если административная и уголовная ответственность — взаимоисключающие понятия в отношении авторского права, то гражданско-правовая – не снимается в случаях наложения ответственности по указанным статьям. Правообладатель в праве требовать компенсации за нанесенный ущерб.

Таким образом, прежде чем использовать программное обеспечение, всегда тщательно ознакомьтесь с условиями лицензионного соглашения, требованиями подтверждения легальности и с разрешенным способом использования. Если вы в чем-то сомневаетесь из-за сложности правил лицензирования, обратитесь за квалифицированной помощью к специалистам SAM, которые помогут снять ваши риски и рекомендуют оптимальный вариант использования лицензионного ПО.

Еще по теме:

  • Выдел своей доли из общего имущества uristinfo.net Выдел доли (раздел) из общего имущества является одним из способов прекращения права общей долевой собственности. Выдел отличается от раздела тем, что в первом случае […]
  • Бирюков андрей адвокат отзывы АДВОКАТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ Адвокатское объединение "Волосян Пильгуй и партнеры" основано в 1994 году - создана Адвокатская специализированная консультация г. Кировограда. Свидетельство о […]
  • Мчс тула воинская часть РУКОВОДСТВО ТУЛЬСКОГО СПАСАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА НАЧАЛЬНИК ТУЛЬСКОГО СПАСАТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА Полковник ОРЛОВ ЕВГЕНИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ Родился 17 ноября 1975 года в городе Ясногорск Тульской […]
  • Уголовный кодекс аудио Уголовный кодекс Российской Федерации (аудиокнига) Название: Уголовный кодекс Российской ФедерацииАвтор: коллектив Год выпуска: 2006Исполнитель: Россошанский А.Жанр: ЮриспруденцияТип: […]
  • Устав общественной организации казаков кемеровской области Устав общественной организации казаков кемеровской области Мариинский казачий округ Это общественная организация казаков, входит в Союз казаков России и непосредственно в […]
  • Изменения в ук рф на 2018 год Уголовный кодекс (УК РФ) 2018 Уголовный кодекс в последней действующей редакции от 11 января 2018 года. Новые не вступившие в силу редакции кодекса отсутствуют. Уголовный кодекс Российской […]
  • Труды выдающихся юристов юшков История государства и права россии (1 семестр) План семинарских занятий ТЕМА 1. РУССКАЯ ПРАВДА 1.Происхождение Русской Правды, ее источники и редакции. 2. Правовое положение основных […]
  • В алиментное соглашение могут быть включены условия Соглашение об уплате алиментов: существенные условия договора и реквизиты исполнительного документа (Усачева Е.А.) Дата размещения статьи: 08.12.2015 Содержание алиментного соглашения […]