Расчет коммунальных платежей по нормативам

Оглавление:

Расчет коммунальных платежей по нормативам

Порядок расчета и платы за коммунальные услуги

1. Порядок расчета платы за коммунальные услуги
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники домов вносят плату за холодную и горячую воду, электроэнергию, газ и тепло, а также за водоотведение, исходя из показаний приборов учета, установленных на «входе» в дом. Общий объем полученных ресурсов распределяется между собственниками с учетом показаний индивидуальных счетчиков. Если в квартирах такие приборы не установлены, вся использованная жильцами вода, полученное тепло распределяются по плательщикам. Отопление — исходя из площади квартиры. Вода и канализация — в зависимости от количества жильцов, зарегистрированных в каждой квартире.

2. Сроки отопительного сезона Если дом имеет автономную систему отопления – сроки устанавливают сами собственники и согласуют их с организацией, поставляющей тепло. В случае централизованного теплоснабжения начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре на улице ниже +8 градусов, а окончание – когда среднесуточная температура поднимается выше +8 в течение пяти суток подряд.

3. Контроль показаний индивидуальных приборов учета в помещениях По Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, показания внутриквартирных счетчиков снимают представители управляющей организации, хотя на практике чаще это делают сами жильцы, а управдом приходит, только если возникают сомнения в правильности оплаты. При этом Правила предусматривают некоторые «защитные» меры, если кто-то из жильцов отказывается пустить контролера в квартиру. Так, при неоднократном отказе открыть дверь жилец получает письменное извещение (под роспись) и должен сообщить управленцу, когда он будет дома и сможет показать ему приборы учета.

4. Расчет оплаты в случаях неисправности приборов учета объемов воды и других ресурсов Во время ремонта, замены, поверки общедомовых и внутриквартирных приборов учета (но не более чем в течение 30 дней) объемов воды и других ресурсов для расчета оплаты за них исчисляются, исходя из средних показателей за последние полгода (либо если счетчики были установлены меньше чем шесть месяцев назад – за время фактической их работы).

5. Изменение размера оплаты, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг
Изменение размера оплаты, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг возможно 1 раз в год.
Информация об изменении размера оплаты, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем (управляющей организацией) потребителю в письменной форме не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов (если иное не предусмотрено договором).

6. Основания и процедуры приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг

Согласно п. 118 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае:
а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги, наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, — через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя в порядке, указанном в настоящем разделе;

б) проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, — через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

При непогашении образовавшейся задолженности и по истечении 30 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения — с предварительным (за 3 суток) письменным извещением потребителя-должника путем вручения ему извещения под расписку.

Расчет ЖКХ — Порядок расчета размера платы за жилищные и коммунальные услуги

Сегодня вопрос о расчете размера платы за жилищно-коммунальные услуги волнует многих.

Все потому, что эта оплата стала неотъемлемой составляющей нашей жизни, а узнать за что мы оплачиваем, и каким образом это для нас рассчиталось, порой остается загадкой.

С 01 сентября 2012 года вступили в силу новые правила предоставления и расчета размера платы за коммунальные услуги, которые утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее — Правила).

Постановлениями Правительства РФ №344 от 16.04.2013г. и №1498 от 26.12.2016г. в Правила были внесены существенные изменения.

На нашем сайте Вы не только познакомитесь с порядком предоставления и расчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги, но и сможете понять методику расчета, а также рассчитать размер платы для Вашей квартиры.

Кроме того, для ознакомления мы размещаем наиболее необходимые документы, касающиеся предоставления и расчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги, которые помогут Вам разобраться в этой непростой теме, а также рассказываем о порядке расчета на примерах, и предлагаем Вам воспользоваться онлайн калькулятором для расчета платы за коммунальные услуги для Вашей квартиры или жилого дома согласно действующему законодательству.

Самые популярные статьи и документы

Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354 с изменениями

Постановление Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многокв.

Как рассчитать оплату за отопление по своей квартире?

Вопрос о расчете размера платы за отопление является очень важным, так как суммы по данной коммунальной услуге потребители получают зачастую довольно внушительн.

Нежилые помещения и места общего пользования в многоквартирном доме

Очень часто сегодня встает вопрос о понятии «нежилое помещение» в многоквартирном доме. Многие путают его с помещениями, входящими в состав общего имущества, ил.

Расчет отопления в многоквартирном доме с 01.06.2013 года

Расчет размера платы за отопление с 01.06.2013 года должен производиться по правилам расчета, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от .

Сколько платить за квартиру, если там никто не прописан?

Прежде, чем ответить на вопрос: сколько платить за квартиру, если там никто не прописан, необходимо уточнить, что вообще включает в себя на сегодняшний день пла.

Как рассчитать оплату за электрическую энергию по своей квартире?

Электроснабжение, впрочем, как и другие виды коммунальных услуг, является неотъемлемой частью нашей жизни, а лучше сказать нашего комфорта. Ведь в наших домах и.

Как рассчитать оплату за горячее водоснабжение по своей квартире?

В связи со вступлением в силу новых правил расчета размера платы за коммунальные услуги, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.

Расчет размера платы за отопление по формуле №3

Расчет размера платы за отопление в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, на котором установлен общедомовой (коллективный) прибор учета на отоплен.

Постановление Правительства РФ от 16.04.2013 № 344

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2013 года № 344 «О Внесении изменений в некоторые акты Правительства Российский Федерации по вопро.

Расчет отопления в многоквартирном доме с 01.01.2017 года

В последнее время в Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, которое определяет порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, в том числе за .

Закон о лицензировании управляющих компаний в сфере ЖКХ

21 июля 2014 года, Президентом нашей страны В.В. Путиным был подписан Федеральный закон о лицензировании деятельности управляющих компаний в сфере ЖКХ. Сам зако.

Формулы расчета для отопления

Расчет платы за отопление в многоквартирном доме для жилых и нежилых помещений, коммунальных квартир, а также для жилых домов (домовладение) производится по фор.

Постановление Правительства Российской Федерации № 731 от 23.09.2010 года

Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2010 года № 731 утвержден стандарт раскрытия информации организациями, которые осуществляют деятельность в сфере .

Холодное водоснабжение в многоквартирном доме

Порядок и правила расчета размера платы за холодное водоснабжение в многоквартирном доме зависит от оборудования многоквартирного дома (жилого дома) и жилых пом.

Что такое общедомовые нужды (ОДН)?

Получив новые счет-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг за сентябрь 2012 года, а для некоторых за январь 2013 года, многие собственники и пользователи.

Сводная таблица изменений Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354

Правительством Российской Федерации утверждены и опубликованы изменения, которые внесены в правила расчета размера платы за коммунальные услуги, утвержденные По.

Изучаем счет-квитанцию на оплату жилищно-коммунальных услуг

В жилищном законодательстве очень многое изменилось: с 01 сентября 2012 года утверждены новые правила расчета размера платы за коммунальные услуги, появилась но.

Расчет платы за отопление и горячее водоснабжение при отсутствии централизованной системы …

Сегодня очень много многоквартирных домов, особенно это касается новостроек, оборудованы автономными системами теплоснабжения. На таких домах отсутствует центра.

Расчет размера платы за отопление по формуле №2

Расчет размера платы за отопление в жилом помещении (квартире), не оборудованном индивидуальным прибором учета на отопление в многоквартирном доме, определяется.

Постановление Правительства РФ № 306 от 23.05.2006 ред. от 16.04.2013

Действующее постановление «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».

Как проверить деятельность управляющей компании?

Тарифы на коммунальные услуги постоянно растут, хотя качество этих услуг оставляет желать лучшего. Вам кажется, что на вас и ваших соседях наживается управляюща.

Обзор изменений Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354

Очень много нареканий со стороны граждан получило Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее — Новые правила), регулирующее пра.

Расчет размера платы за холодное водоснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, при…

Расчет размера платы за холодное водоснабжение, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым (кол.

Расчет размера платы за отопление в жилом или нежилом помещении многоквартирного дома при …

Расчет размера платы за отопление в жилом или нежилом помещении, оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии (отопления) в многоквартирном доме.

Расчет платы за горячее водоснабжение при наличии индивидуального прибора учета (формула №…

Расчет размера платы за горячее водоснабжение в жилом помещении (квартире), оборудованном индивидуальным прибором учета горячего водоснабжения в многоквартирном.

Использование среднемесячных объемов и нормативов при расчете платы за отопление

Сегодня много обращений поступает на наш сайт с вопросом об оплате за отопление, ведь именно благодаря этой коммунальной услуге счета на оплату становятся многи.

За чей счет производится установка общедомовых приборов учета?

Собственники помещений в многоквартирном доме несут обязанность по содержанию всего общедомового имущества в таком доме. Соответственно и установка нового обору.

Постановление Правительства Российской Федерации № 491 от 13.08.2006 г.

Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 (ред. от 09.09.2017). Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил измен.

Расчет платы за электроснабжение в коммунальной квартире

Порядок и правила расчета размера платы за электроснабжение в комнате, расположенной в коммунальной квартире многоквартирного дома, зависит от оборудования комм.

Отопление в многоквартирном доме до 01.06.2013 года

Порядок и правила расчета размера платы за отопление в многоквартирном доме зависит от оборудования многоквартирного дома (жилого дома), жилых и нежилых помещен.

Платежный документ для оплаты коммунальных услуг — обязательные реквизиты

Если договором управления многоквартирным домом не предусмотрено иное, то плата за коммунальные услуги вносится потребителями коммунальных услуг на основании пл.

За неоказанные услуги требуем перерасчет

Ни секрет, что некоторые управляющие организации или лица, выполняющие работы по содержанию общего имущества нашего многоквартирного дома, не всегда исполняют с.

О количестве проживающих в многоквартирном доме

Вопрос о количестве проживающих в квартирах многоквартирного дома стал особо актуален в связи с оборудованием домов общедомовыми приборами учета на коммунальные.

О новом порядке оплаты за сбор и вывоз мусора

Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации разработан проект постановления Правительства, в котором устанавливаются прав.

Федеральный закон № 255 от 21.07.2014

Федеральный закон № 255 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим.

Письмо минрегиона от 22.11.2012 № 29433-ВК/19

Письмо Министерства Регионального развития Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 29433-ВК/19 о разъяснении по вопросу расчета размера платы за коммуналь.

Расчет платы за горячее водоснабжение при отсутствии централизованного горячего водоснабже…

Размер платы за горячее водоснабжение (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения на доме) определяется по формуле № 20: объ.

Ответственность управляющих компаний за предъявление неверных квитанций

Проблема неверного начисления платы за жилищно-коммунальные услуги существует уже давно. Кардинальные изменения в законодательстве в сфере ЖКХ за последние годы.

Расчет объема платы за электроснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, при наличи…

Расчет объема платы за электроснабжение, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым (коллективн.

Расчет размера платы за отопление в многоквартирном доме оборудованном коллективным и част…

Расчет объема отопления, предоставленного на общедомовые нужды, в жилом доме оборудованном общедомовым (коллективным) и частично или полностью индивидуальными п.

Увеличение тарифов ЖКХ с 01 июля 2014 года

С 01 июля 2014 года произошло повышение тарифов жкх, а именно на коммунальные услуги, к которым относятся холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, тепло.

Расчет платы за горячее водоснабжение при отсутствии индивидуального прибора учета (формул…

Если в Вашей квартире отсутствует индивидуальный прибор учета на горячее водоснабжение, расчет размера платы должен производиться по формуле №4 Правил, утвержде.

Формулы расчета платы за горячее водоснабжение

Порядок расчета размера платы за горячее водоснабжение: Расчет размера платы за горячее водоснабжение в жилом/нежилом помещении Расчет р.

Формулы расчета платы за холодное водоснабжение

Порядок расчета размера платы за холодное водоснабжение: Расчет размера платы за холодное водоснабжение в жилом/нежилом помещении Расчет.

Рассрочка на оплату коммунальных услуг

Рассрочка на оплату коммунальных услуг, потребленных в жилом помещении, предоставляется потребителю, в случае если размер платы за коммунальную услугу в расчетн.

Расчет размера платы за отопление, предоставленного на общедомовые нужды, при наличии колл…

Расчет размера платы за отопление, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым (коллективным) прибором учета теплово.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги при временном отсутствии потребителя в жил…

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги (за исключением отопления и газоснабжения, предоставленного на нужды отопления) в жилом помещении, не оборудован.

Порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные в коммунальной кварт…

Для потребителей, проживающих в комнатах жилых помещений, являющихся коммунальной квартирой, размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из количест.

Формулы расчета платы за электроснабжение

Порядок расчета размера платы за электроснабжение: Расчет размера платы за электроснабжение в жилом/нежилом помещении Расчет размера пл.

Отопление в коммунальной квартире

Порядок и правила расчета размера платы за отопление в комнате, расположенной в коммунальной квартире многоквартирного дома, зависит от оборудования коммунально.

Случаи использования среднемесячного объема коммунального ресурса, определенного по показа…

Согласно пункту 59 Новых правил исполнитель коммунальных услуг вправе использовать для расчета размера платы за коммунальные услуги в жилом/нежилом помещении ср.

Расчет размера платы за горячее водоснабжение, предоставленного на общедомовые нужды, при …

Расчет размера платы за горячее водоснабжение, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым (коллективным) прибором у.

Расчет платы за электроснабжение в многоквартирном доме

Порядок и правила расчета размера платы за электроснабжение в многоквартирном доме зависит от оборудования многоквартирного дома, жилых и нежилых помещений приб.

Расчет размера платы за отопление в многоквартирном доме, оборудованном коллективным прибо…

Расчет размера платы за отопление, предоставленного на общедомовые нужды, в многоквартирном доме, который оборудованном коллективным (общедо.

Отопление в жилом доме (домовладении)

Потребители коммунальной услуги по отоплению в домовладении в составе платы за указанную коммунальную услуги должны вносить плату за отопление, предоставленное .

Определены штрафы за неправильное начисление платы за жилищно-коммунальные услуги

Федеральным законом от 31.12.2017г. №485-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» .

Несанкционированное подключение к внутридомовым инженерным системам и вмешательство в рабо…

При выявлении несанкционированного подключения потребителем внутриквартирного оборудования к внутридомовым инженерным системам исполнитель коммунальных услуг об.

Постановление Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. № 761

Настоящие Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», разра.

Опломбировка общедомовых и индивидуальных приборов учета

В соответствии с требованием Федерального закона Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективно.

Учет коммунальных услуг при использовании приборов учета

При наличии в жилом/нежилом помещении индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета расчет размера платы за коммунальные услуги определяется по и.

Расчет норматива потребления комуслуг может измениться

Новости по теме

В России хотят изменить формулу расчета платежей за коммунальные услуги для людей, у которых не установлены счетчики. Авторы инициативы считают, что это поможет устранить неоправданное завышение платежей.

Поправки в закон подготовила и внесла в Госдуму группа депутатов нижней палаты парламента. Законопроект касается не всех потребителей комуслуг, а только тех, у которых нет приборов учета. По действующим правилам за упомянутые блага цивилизации они платят по нормативу, который определяет регион. Нормативы потребления устанавливаются на воду, электричество, газ, тепловую энергию и водоотведение. Платить по нормативу приходится по повышенному тарифу. Таким образом государство стимулирует жильцов устанавливать приборы учета. Для тех, кто не имеет в квартире счетчиков на воду и электроэнергию при технической возможности их установить, тариф по нормативу умножается на повышающий коэффициент. С 1 июля 2016 года он составляет 1,5.

Рассчитать норматив субъект может двумя способами: методом аналогов и расчетным.

«Расчетный метод основывается на неких данных. К примеру, при расчете норматива на воду используется количество процедур водопользования, ванн и раковин в квартире — по специальной формуле делается приблизительный расчет», — рассказывает Игорь Кокин, эксперт Научно-образовательного центра федеральных и региональных программ Высшей школы государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС.

Этот способ опирается на усредненные данные, и в реальной жизни многие жильцы тратят ресурсов намного меньше норматива, поясняет собеседник «РГ».

Метод аналогов основан на данных счетчиков в аналогичных домах. То есть в этом случае берутся реальные данные потребления схожих пользователей.

«Аналоговый метод, конечно, более точный», — утверждает Игорь Кокин.

По словам эксперта, этот способ хорошо применим для воды и электричества. Именно на эти коммунальные ресурсы по стране установлено больше всего счетчиков.

По газу счетчиков много в домах, которые оборудованы газовыми котлами. А на газовые плиты счетчики практически не устанавливают. Стоят они дорого, а тариф за газ для кухонных плит небольшой. Также не используется метод аналогов на водоотведение, здесь потребление равно сумме использованной горячей и холодной воды.

Сейчас власти регионов, как правило, редко используют аналоговый метод расчета норматива потребления коммунальных услуг. Но именно он, по мнению авторов законопроекта, должен стать приоритетным. «Данный метод является наиболее прозрачным, так как не позволяет существенно завышать объемы при определении нормативов потребления коммунальных услуг», говорится в пояснительной записке к документу.

Если инициатива будет принята, расходы многих жильцов на оплату коммунальных ресурсов могут снизиться. Однако эксперты предостерегают, что метод аналогов не должен стать единственным. «Для больших городов аналоговый метод оптимален, — говорит Игорь Кокин. — Но есть много нетипичных домов или населенных пунктов, где норматив можно установить только с помощью расчетного метода».

29.07.2016 | Мифы ЖКХ: Кто утверждает тарифы и нормативы на коммунальные услуги?

Настоящая статья входит в цикл публикаций АКАТО, посвященных развенчанию мифов жилищной сферы. Мифы и лжетеории о различных аспектах жилищных отношений, по мнению специалистов АКАТО, являются губительными для ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию «Концепции вражды» между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Статьи цикла рекомендуются, в первую очередь, для потребителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ), но и специалисты жилищной сферы могут найти в них что-то полезное. Кроме того, публикации цикла «Мифы ЖКХ» могут распространяться от лица исполнителей коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК) среди потребителей таких услуг, что будет способствовать более глубокому пониманию потребителями сути процессов в ЖКХ и развитию конструктивного взаимодействия между исполнителями и потребителями ЖКУ. Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен по ссылке > > >

В настоящей статье рассмотрен миф об установлении тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК и органами местного самоуправления.

Суть лжетеории

Поскольку общеизвестно, что потребители коммунальных услуг (далее – КУ) не наделены правом устанавливать тарифы на КУ и нормативы их потребления, при этом оплата таких услуг осуществляется по квитанциям, изготовленным исполнителями коммунальных услуг (далее – ИКУ), делается вывод, что тарифы и нормативы потребления КУ устанавливаются именно исполнителями коммунальных услуг. Более «продвинутые» граждане зачастую утверждают, что тарифы и нормативы устанавливают органы местного самоуправления.

Несмотря на довольное широкое распространение приведенных мнений, их сторонники свои выводы, собственно, ничем не подтверждают. Чаще всего аргументация строится по простой логике – кто является получателем денег за услуги, тот и устанавливает стоимость этих услуг. Логика «продвинутых» граждан заключается в том, что поскольку администрация активно занимается вопросами ЖКХ (как минимум – часто затрагивает эту тему в СМИ и на различных мероприятиях), то именно администрация и определяет стоимость услуг.

Какова ситуация на самом деле?

С учетом отсутствия внятной аргументации сторонников лжетеории представляется правильным говорить не об опровержении теории, а о разъяснении порядка утверждения тарифов и нормативов. Для всестороннего понимания ситуации разъясним не только порядок утверждения тарифов и нормативов на коммунальные услуги (с указанием лиц, обладающих полномочиями по такому утверждению), но и схему предоставления коммунальных услуг и их оплаты в целом.

Итак, сначала необходимо определиться, какие же услуги оказывают жильцам ИКУ, к которым относятся управляющие организации (УО), ТСЖ и ЖСК. Эти услуги можно разделить на две группы:
1. Содержание жилья;
2. Коммунальные услуги.

В состав содержания жилья входят услуги, работы по управлению многоквартирным домом, содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме (статья 154 ЖК РФ). Необходимо отметить, что размер платы за содержание зависит от площади помещения, которым владеет плательщик. В рамках настоящей статьи вопросы содержания жилья не рассматриваются.

Виды коммунальных услуг, предоставляемых потребителям определены пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных ПП РФ от 06.05.2011 N354 (далее – Правила 354):
— Холодное водоснабжение;
— Горячее водоснабжение;
— Водоотведение;
— Электроснабжение;
— Газоснабжение;
— Отопление.

Именно о тарифах на указанные коммунальные услуги и о нормативах их потребления пойдет речь в данной статье.

Кто предоставляет коммунальную услугу?

Коммунальные услуги предоставляет исполнитель коммунальных услуг. Лицо, являющееся исполнителем коммунальных услуг, зависит от выбранного способа управления многоквартирным домом (далее – МКД). В соответствии с пунктом 9 Правил 354, такими лицами могут быть УО, ТСЖ, ЖСК и в отдельных случаях ресурсоснабжающие организации (далее – РСО).

Обязательства потребителя по оплате потребленной коммунальной услуги возникают именно перед исполнителем услуги, поскольку договор предоставления коммунальной услуги заключается между потребителем и исполнителем. В случае управления домом управляющей организацией положения о порядке предоставления коммунальных услуг включаются в договор управления.

Схема предоставления коммунальной услуги

Поскольку подавляющее число исполнителей коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК) не имеют собственных котельных, собственных электростанций, систем очистки воды и другого оборудования, необходимого для самостоятельной выработки электроэнергии, теплоэнергии, воды, необходимых для предоставления коммунальных услуг, возникает вопрос, откуда же указанные блага поступают к жильцам.

Для ответа на этот вопрос необходимо разъяснить схему предоставления коммунальной услуги.

Как уже сказано выше, исполнитель оказывает потребителям коммунальную услугу. При этом пункт 13 Правил 354 устанавливает: «13. Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом … посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям… Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации».

Часть 12 статьи 161 ЖК РФ устанавливает: «12. Управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения … договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления)…».

Таким образом, ИКУ в силу закона обязан заключить договор с РСО, по которому приобретает коммунальные ресурсы. Указанные коммунальные ресурсы ИКУ предоставляет потребителям. Именно этот процесс и называется коммунальной услугой (абзац 9 пункта 2 Правил 354 устанавливает: «»коммунальные услуги» – осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений)»).

В целом получается следующая схема: ИКУ приобретает у РСО коммунальный ресурс и поставляет указанный коммунальный ресурс потребителю, тем самым предоставляя коммунальную услугу.

Оплата коммунального ресурса осуществляется, соответственно, в обратном порядке: потребители оплачивают коммунальную услугу исполнителю коммунальных услуг, а ИКУ покупает у РСО коммунальный ресурс. Здесь необходимо отметить, что по решению общего собрания собственников помещений МКД оплата коммунальных услуг может производиться напрямую в РСО (это важный момент, чуть ниже мы о нем вспомним).

Из представленной схемы следует, что в части предоставления коммунальных услуг ИКУ является фактически посредником между РСО и потребителями коммунальных услуг. И тут же возникает вопрос – а сколько стоит такая «посредническая деятельность», сколько зарабатывает ИКУ на коммунальных услугах? Для ответа на этот вопрос продолжим наше исследование.

Как определяется стоимость коммунальной услуги?

Порядок расчета стоимости коммунальных услуг, в соответствии со статьей 157 ЖК РФ, установлен Правительством РФ. В соответствии с приведенной нормой Правительством РФ принято постановление от 06.05.2011 N354 (в этой статье обозначенное Правила 354).

Правила 354 содержат множество формул, но вся их суть сводится к тому, что стоимость коммунальной услуги определяется как произведение тарифа на коммунальную услугу и потребленного объема услуги.

При этом объем услуги может быть определен либо по приборам учета, либо по нормативам потребления (в случае отсутствия приборов учета). Дополнительно может быть применен повышающий коэффициент, но в рамках этой статьи данный вопрос не рассматривается, более важной целью публикации являются разъяснения размера тарифов на коммунальные услуги.

Какой тариф применяется при расчете стоимости коммунальной услуги?

Пункт 38 Правил 354 устанавливает «38. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов)». Во избежание разночтений необходимо особо обратить внимание, что приведенная норма ссылается на тарифы, «установленные ресурсоснабжающей организацИИ» (то есть – установленные для ресурсоснабжающей организации), но никак не «установленные ресурсоснабжающей организацИЕЙ» (у РСО нет права устанавливать тарифы на коммунальные ресурсы).

Таким образом, при расчете стоимости коммунальной услуги применяется тот тариф, который установлен на коммунальный ресурс, поставляемый РСО.

При этом часть 2 статьи 157 ЖК РФ прямо устанавливает, что тарифы утверждают органы государственной власти субъектов РФ: «2. Размер платы за коммунальные услуги … рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом».

Можно сказать, что уже одна эта приведенная норма опровергает мнение о том, что исполнители коммунальных услуг или ресурсоснабжающие организации утверждают тарифы на КУ, однако для полноты картины рассмотрим еще несколько аспектов.

Кто утверждает нормативы потребления коммунальных услуг?

Очевидно, что для потребителей, помещения которых не оборудованы приборами учета коммунальных ресурсов, существенную роль играют не только тарифы на коммунальные услуги, но и нормативы потребления таких услуг. Некоторые потребители высказывают мнение, что не только тарифы на КУ, но и нормативы потребления таких услуг якобы устанавливаются решением исполнителей коммунальных услуг.

В опровержение озвученного ошибочного мнения процитируем часть 1 статьи 157 ЖК РФ: «Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг…, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации…».

Таким образом, именно органы государственной власти субъектов РФ утверждают не только тарифы на коммунальные услуги, но и нормативы потребления таких услуг.

Схема финансовых потоков

Как ранее указывалось, у потребителя услуги возникает обязанность по оплате коммунальной услуги в пользу исполнителя коммунальной услуги. При этом для целей оказания коммунальной услуги исполнитель коммунальных услуг приобретает коммунальный ресурс, тариф на который равен тарифу на коммунальную услугу. При этом объем потребления коммунальной услуге равен объему потребления коммунального ресурса. Таким образом, стоимость коммунальной услуги (рассчитанная как произведение тарифа на объем) равна стоимости коммунального ресурса (так же рассчитанной как произведение тарифа на объем).

Из сказанного следует, что размер обязательств потребителей коммунальных услуг перед исполнителем коммунальных услуг равен размеру обязательств исполнителя коммунальных услуг перед РСО. Таким образом, мы получаем ответ на ранее поставленный вопрос «сколько зарабатывает ИКУ на коммунальных услугах?». Исходя из равенства обязательств по оплате коммунальных услуг и по оплате коммунальных ресурсов исполнитель все средства, полученные от потребителей в качестве оплаты коммунальных услуг, обязан оплатить в РСО за коммунальные ресурсы. То есть, никакого «остатка», никакой «маржи», никакой «прибыли» непосредственно от процесса предоставления коммунальных услуг исполнители (УО, ТСЖ, ЖСК) не получают!

Дополнительным доказательством того, что ИКУ не имеет права присваивать некую часть стоимости коммунальных услуг себе, является установленное законодательством право собственников помещений МКД производить оплату коммунальных услуг непосредственно в РСО (о такой возможности ранее упоминалось в настоящей публикации). При этом оплата в РСО производится в том же объеме, в котором она производилась бы в УО, ТСЖ, ЖСК, никакого «агентского вознаграждения» с этой суммы исполнителю не выплачивается.

Важно понимать, что правоотношения между ИКУ и РСО урегулированы договором ресурсоснабжения, а отношения между ИКУ и потребителями урегулированы договором предоставления коммунальных услуг (либо договором управления). И поскольку это два различных вида правоотношений, неисполнение одного из указанных договоров не влечет за собой уменьшения обязанностей по исполнению другого договора. И в случае, если потребители не оплатили (или оплатили не в полном объеме) потребленные коммунальные услуги, обязанность ИКУ оплатить весь объем коммунального ресурса, поставленного в МКД, никто не снимает. А поскольку очевидно, что получить от жильцов 100% стоимости потребленных услуг невозможно (ни в добровольном, ни в принудительном порядке), то практически все 100% УО, ТСЖ, ЖСК в России являются должниками перед РСО.

Интересы исполнителей коммунальных услуг

Как следует из всего сказанного, у исполнителя коммунальных услуг отсутствует финансовая заинтересованность в повышении тарифов на коммунальные ресурсы (они же – тарифы на коммунальные услуги), более того – УО, ТСЖ, ЖСК заинтересованы в снижении стоимости таких услуг по ряду причин:
1. УО, ТСЖ, ЖСК не получают прибыли из стоимости коммунальных услуг;
2. Оплата коммунальных услуг поступает на расчетный счет УО и при некоторых системах налогообложения указанная сумма облагается налогом, независимо от того, что она в полном объеме выплачивается в пользу РСО;
3. Чем большие суммы поступают в кассы и/или на расчетные счета УО, ТСЖ, ЖСК, тем больше ИКУ несет расходов на администрирование платежей (стоимость банковских переводов, комиссии за зачисление средств на расчетный счет, оплата инкассации и т.д.);
4. Чем выше стоимость коммунальных услуг, тем более напряженные отношения складываются между потребителями и исполнителями коммунальных услуг, несмотря на то, что исполнители не обладают полномочиями по утверждению тарифов и нормативов потребления КУ;
5. Чем выше стоимость коммунальных услуг, тем большая задолженность возникает у ИКУ перед РСО вследствие невозможности сбора с потребителей 100% стоимости потребленных коммунальных услуг;
6. Сами работники ИКУ являются потребителями жилищно-коммунальных услуг и, как и все прочие потребители, просто по-человечески заинтересованы в уменьшении своей квартплаты.

Таким образом, необходимо отметить, что УО, ТСЖ, ЖСК не только не имеют полномочий по утверждению тарифов на коммунальные услуги, но и заинтересованы в уменьшении таких тарифов!

Для понимания, откуда же ИКУ может получить прибыль, если деятельность по предоставлению коммунальных услуг не только не приносит дохода, но и является фактически убыточной, необходимо заметить, что прибыль ИКУ складывается исключительно из прибыли от деятельности по содержанию жилья (управление МКД, содержание и ремонт общего имущества), но никак не от предоставления коммунальных услуг.

Выводы

Мнение о том, что именно исполнители коммунальных услуг (УО, ТСЖ, ЖСК) утверждают тарифы на коммунальные услуги и/или нормативы их потребления, ведет исключительно к росту напряженности в отношениях между потребителями и ИКУ, к увеличению необоснованных обращений как к самим ИКУ, так и в надзорные инстанции. Помимо необоснованного увеличения нагрузки на ИКУ, прокуратуру, органы госжилнадзора, последствиями широкого распространения рассмотренного в данной публикации ошибочного мнения является увеличение неплатежей потребителей коммунальных услуг (в том числе – «протестных») и рост социальной напряженности.

На самом деле, как доказано в настоящей статье, тарифы и нормативы потребления коммунальных услуг устанавливают органы государственной власти субъектов РФ, а исполнители коммунальных услуг (за исключением случаев, когда такими исполнителями являются РСО) абсолютно не заинтересованы в повышении тарифов на КУ.

Еще по теме:

  • Мосты архангельска время развода Мосты архангельска время развода Уважаемые пассажиры, просим вас заранее уточнять информацию о времени разведения автодорожного и железнодорожного мостов через Северную Двину во избежание […]
  • Отзыв на иск о расторжении договора подряда Отзыв на иск о расторжении договора подряда В Кировский районный суд г. Омска Истец: Ф., прож: 646160, Омская область, . район, д. . ул. . . Ответчик: С. г. Омска-01, ул. . . кв. . Третьи […]
  • Закон о рекламе реклама кальянов Закон продажи кальянов как трактовать? Добрый день, можно ли выставлять рекламу кальянов в заведении? Особенность в том, что это выглядит почти как кальян, но по сути является большой […]
  • Адвокат оренбург рф Адвокат в Оренбурге Ивлев Сергей и партнеры Юридические услуги За все стоящее нужно бороться Репутация – главное, что у нас есть Оренбургская областная коллегия адвокатов стаж […]
  • Жилье военнослужащим сайт Министерство обороныРоссийской Федерации Для получения постоянного жилья всем военнослужащим необходимо ознакомиться с информацией из единого реестра. По вопросам изменения данных о […]
  • Ооо спб иск Инженерно - строительная компания «СПб ИСК» Уже более 8 лет инженерно - строительная компания «СПб ИСК», которая находится в Санкт-Петербурге, осуществляет свою деятельность, как в […]
  • Лобня юрист Лобня Юридическая консультация, Юристы, Адвокаты Услуги юриста востребованы практически в любой сфере деятельности человека, и от того насколько быстро будет привлечен […]
  • Хороший адвокат в шахтах Адвокаты и юристы в Шахтах Ростовской области Адвокат - это юрист оказывающий профессиональную помощь консультированием или защитой интересов обвиняемого в суде. Адвокаты могут оказывать […]