Политические права граждан в сша

4. Политические права, свободы и обязанности

Приходится еще раз напомнить читателю, что принятая в настоящем учебнике, как и во многих других, классификация прав, свобод и обязанностей весьма условна и применяется в целях удобства. Особенно трудно, если не невозможно, точ­но разграничить личные и политические права, ибо после­дняя категория прав находит применение не только в полити­ческой сфере.

К «предпочтительным» правам в данной группе прав и свобод относится свобода слова (поправка I). «Предпочтитель­ность» данного права вытекает из того, что оно не только обеспечивает «рынок идей», необходимый для нормального функционирования демократического общества и государства, но и представляет собой важнейшую форму индивидуального самовыражения, необходимого человеку как социальному су­ществу.

Свобода слова является первичным, основополагающим правом, а важнейшими, наиболее эффективными формами ее существования выступают также сформулированные в I по­правке свобода печати, собраний, петиций. Современное понимание свободы слова и печати предполагает свободное выступление не только в печатных, но и в электронных сред­ствах массовой информации.

Важнейшей гарантией свободы слова и печати является отсутствие предварительной цензуры. В 1931 г . в решении по делу Ниар против Миннесоты Верховный суд постановил, что свобода печати (включая радиовещание) не должна ограничи­ваться никакой предварительной цензурой. Суд сделал исклю­чение, допустив предварительную цензуру лишь в отношении материалов, в которых сообщаются сведения, составляющие государственную тайну, публикуются «непристойности»; содер­жится подстрекательство к насилию или свержению правитель­ства, нарушается неприкосновенность частной жизни (privacy), а также содержится информация о деле, по которому не за­кончено судебное разбирательство. В указанных случаях пред­варительная цензура может осуществляться только путем обращения соответствующих должностных лиц в суд с хода­тайством об издании запретительного приказа (injunction) на публикацию соответствующих материалов. Последующая (кара­тельная) цензура осуществляется также в судебном порядке путем предъявления гражданского иска или возбуждения уго­ловного дела. Это оказывается возможным, если нарушены правила об ограничении свободы слова и печати, разработан­ные законодательством и судебными решениями.

Законодательные ограничения свободы слова содержатся в Акте о шпионаже 1917 г . (с поправками 1918 г .), согласно которому подлежат ограничению или полному запрету все публичные выступления, в которых высказываются «презре­ние, насмешки, издевательства или создается дурная слава о форме правления в США, Конституции, флаге или форме одежды, принятой в армии и на флоте США», высказывания провоцирующие слушателей на нарушение общественной порядка. К числу оснований для ограничения свободы слова и печати суды относят также наличие в речи (или публикации) «явной и реальной опасности», а также «непристойностей». Первое основание разрешает властям пресекать выступления которые неизбежно повлекут очень серьезные отрицательные последствия (например, насилие, ущерб интересам государства). Однако ограничение свободы слова допускается лишь в том случае, если указанные последствия не могут быть предотвращены иным, менее радикальным способом. Непристойность как основание ограничения свободы слова и печати означает запрещение откровенно циничных форм порнографии не представляющих никакой художественной, литературной, политической или научной ценности*.

* См.: Ньюборн Б. Указ. соч. С. 134—142.

Акт о коммуникациях 1996 г ., а точнее — являющийся его частью Акт о благопристойности, дополнил ограничения свободы слова недопустимостью непристойностей в компьютерных сетях, доступных подросткам. Однако в июне 1997 г . Верховный суд США признал Акт о благопристойности противоречащим I поправке к Конституции.

Со свободой слова тесно взаимосвязаны иные информационные свободы, получившие в последние десятилетия развитие в законодательстве США. Акт о свободе информации 1996 г . установил правило, согласно которому все лица, желающие получить информацию из федеральных государственных учреждений (и их архивов), могут официально ее затребовать. Данному праву соответствует обязанность должностных лиц беспрепятственно предоставить гражданину интересующие его сведения, если они не входят в число установленных законом исключений: персональных, медицинских и иных личных досье, сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну, информации о еще не принятых решениях и т.д.

Важными формами осуществления свободы слова I поправка, как уже указывалось, признает свободу мирных собраний и петиций. Первая включает право граждан на проведение собраний в любой форме: митингов, демонстраций, манифестаций, шествий и т. д. Поскольку осуществление пере­численных мероприятий увеличивает вероятность совершения действий, нарушающих общественное спокойствие или обще­ственный порядок, процедура реализации свободы собраний регламентируется более обстоятельно, чем свобода печати или петиций.

В 1941 г . в решении по делу Кокс против Нью-Гэмпшира Верховный суд указал, что в целях охраны общественного порядка законодатель вправе регламентировать время, место, порядок проведения демонстраций и митингов в общественных местах. Такая регламентация осуществляется законодатель­ством штатов. Главными условиями проведения названных публичных акций является их мирный характер, разрешение собственника земли, на территории которой планируется ми­тинг, шествие или собрание, а также уведомление местных властей, которые могут ограничить свободу собраний (изменив место, время проведения либо вообще отменив соответствую­щее мероприятие) во избежание нарушения нормального до­рожного движения, проведения в одном районе двух митин­гов или шествий одновременно, опасности блокирования вхо­да в здания и выхода из них. Законы многих штатов запрещают проводить названные мероприятия вблизи зданий судов, мест лишения свободы и военных объектов с тем, чтобы избежать их политизации.

Петиция рассматривается доктриной и судебной практи­кой не только как просьба «об удовлетворении жалобы», как она определена поправкой I к Конституции. Петиция может касаться любых вопросов, побуждать государственные органы к определенным, желательным для заявителя действиям или про­сто служить средством выражения политических взглядов. Нали­цо пример расширительного толкования Конституции, ориен­тированного в большей степени на ее дух, нежели букву.

Следует отметить, что первоначально конституционный запрет ограничения свободы совести, слова, печати, собраний и петиций относился лишь к федеральному законодательству. Лишь в 1925 г . Верховный суд признал упомянутые свободы охраняемыми от любых посягательств — на основе клаузулы о надлежащей правовой процедуре, сформулированной в по­правке XIV.

В тексте Конституции не записано право на объединение. Однако на основе расширительного толкования свободы сло­ва, собраний и петиций, содержащихся в I поправке к Консти­туции, в 1958 г . Верховный суд в решении по делу Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения против Алабамы признал его в качестве фундаментального, истолковав I поправку следующим образом: «Хотя положение о свободе ассоциаций прямо не сформулировано в поправке, она на протяжении долгого времени считается подразумеваемой положениями о свободе слова, собраний и петиций».

Среди политических прав Конституция наибольшее внимание уделяет избирательному праву, которое будет особо рассмотрено ниже, в § 4.

uristinfo.net

Соединенные Штаты Америки — крупнейшая мировая дер­жава с развитой демократической государственностью и прочны­ми правовыми традициями. Источником конституционного права этой страны на федеральном уровне выступают Конституция, за­коны и резолюции Конгресса, нормативные правовые акты Пре­зидента, решения Верховного суда, некоторые обычаи. Анало­гичные источники образуют конституционные системы штатов.

Государственный строй США, его концепция и правовые институты, основанные на идеях демократии и защиты прав че­ловека, оказали большое влияние на конституционное развитие многих стран мира.

§ 1. Конституция

Конституция США является самой старой из действующих писаных конституций в мире. Она закрепила форму правления, систему высших органов государственной власти, права и свободы граждан, основы федерализма. Первая в мире демократическая конституция, несмотря на многие анахронизмы, и поныне почи­тается гражданами своей страны, видящими в ней высшую гаран­тию для общества, основанного на свободе.

История

Конституционное развитие США начинается с принятия три­надцатью штатами Декларации независимости 1776 г., в которой закреплены равенство всех людей, неотчуждаемые права челове­ка на жизнь, свободу и стремление к счастью. Правительство уч­реждается «с согласия управляемых» и служит целям их прав. В Декларации также закреплено право народа изменить или уп­разднить форму правления, если она стала губительной для этих целей, и учредить новое правительство. Эти важнейшие положе­ния сохраняют свое значение и поныне.

В период 1776—1780 гг. в одиннадцати штатах были приняты конституции. В них были закреплены многие положения, которые впоследствии способствовали созданию Конституции США. Поло­жительную роль сыграли билли о правах, принципы народного суверенитета и выборности государственных органов и др. Но в то же время в представления об избирательных правах были вне­дрены недемократические цензы, отстранявшие от выборов не­гров, женщин, молодежь и предоставлявшие привилегии имущим слоям.

В 1781 году штаты объединились и приняли конституцион­ный документ «Статьи о конфедерации». Он предусматривал сла­бое конституционно-правовое образование с широкими правами штатов (например, для объявления войны, заключения междуна­родных договоров, создания вооруженных сил требовалось согла­сие 9 из 13 штатов). Законодательный орган (однопалатный Конг­ресс) имел ограниченные полномочия, а главное — был лишен права регулировать торговлю и взимать налоги. Именно это по­служило толчком к пересмотру «Статей», в результате чего была принята Конституция США.

Общая характеристика

Ныне действующая Конституция США была разработана фе­деральным Конвентом и принята в 1787 г. Ее целью было созда­ние системы органов государственной власти федерального госу­дарства, вследствие чего в ней поначалу отсутствовало закреп­ление прав и свобод граждан. Высшая законодательная власть принадлежит двухпалатному Конгрессу, исполнительная — Пре­зиденту США, судебная — Верховному суду США. По форме правления США являются президентской республикой, по форме государственного устройства — федерацией. Преамбула Консти­туции указывает на основные цели американского государства: установить правосудие, гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благо­денствию и закрепить блага свободы.

Конституция США относится к числу «жестких», так как она изменяется в более сложном порядке, чем обычные законы. По­правки и дополнения к ней могут быть приняты либо 2/3 голосов членов обеих палат Конгресса (обычно так и бывает), либо Кон­вентом, созываемым по требованию 2/3 законодательных собра­ний штатов. Поправки и дополнения входят в силу после того, как будут ратифицированы 3/4 законодательных собраний штатов (обычно применяется этот порядок), либо 3/4 конвентов, специ­ально созываемых с этой целью в штатах. За 200 с лишним лет, прошедших со времени принятия Конституции, Конгрессу было предложено несколько тысяч поправок, но приняты и вошли в силу только 27. Это дает основание рассматривать институты Конститу­ции США как достаточно продуманные и устойчивые. Приспособ­ление столь старого конституционного текста к меняющимся усло­виям жизни в основном происходит благодаря широкому толкова­нию Конституции Верховным судом США, что оправдывается распространенной в литературе концепцией «живой конституции».

В Конституции отсутствует какое-либо указание на капита­листический или иной характер общественного строя. Считается, что в этом нет необходимости, поскольку общество образуется из свободных людей, обладающих неотъемлемыми правами и совер­шающих любые не запрещенные законом действия. Совокупность этих прав и деятельности как раз и образует общественный строй, любая конституционная характеристика которого означала бы иде­ологическое принуждение людей к конкретному поведению, что отрицало бы их свободу.

Структура Конституции достаточно проста. Она состоит из Преамбулы, 7 статей и 27 поправок. Статья I, состоящая из 10 раз­делов, посвящена законодательной власти, статья II (4 раздела) — исполнительной, статья III (3 раздела) — судебной, статья IV (4 раздела) — основам федерализма. Далее следуют короткие ста­тьи о порядке принятия поправок к Конституции, о характере верховного права и обязанности для всех поддерживать Консти­туцию, о порядке вступления в силу Конституции.

Основные конституционные принципы США

США — демократическое, федеративное, правовое, светское государство с республиканской формой правления и разделением властей.

Конституция США принята от имени народа, в ней впервые в мире закреплена формула «Мы, народ Соединенных Штатов. «. Народ осуществляет свою власть через избранных представите­лей в Конгрессе (представительная демократия) и избранного главу государства (Президент США). Демократическим путем формиру­ются исполнительная и судебная власти. В качестве основы для определения взаимоотношений народа и государства признается положение, согласно которому народ является свободным и деле­гирует государственной власти только полномочия, закрепленные в Конституции, и только для охраны прав и свобод граждан.

США — договорная федерация, ее образовали ранее незави­симые штаты для решения общих дел. Федерация не является способом решения каких-либо национальных проблем (ни один штат не является государственно-национальным образованием), она рассматривается как разумная децентрализация власти и прибли­жение ее к народу.

Правовое государство признается в США в форме «господ­ства права» (rule of law state), что означает приоритет права и обязанность государства во всех своих действиях опираться на закон и другие правовые нормы. Правовое государство — в то же время конституционное государство, в котором все, и прежде всего органы власти, обязаны следовать, подчиняться Конститу­ции, соблюдать ее и действовать в соответствии с ней. Часть 3 ст. VI устанавливает, что все должностные лица, как на феде­ральном уровне, так и на уровне штатов, обязаны поддерживать Конституцию. В этом видится фундамент конституционной закон­ности и правопорядка, главная гарантия против злоупотреблений власти в отношении прав и свобод. Высший надзор за состоянием законности, в том числе и в деятельности государственных орга­нов, осуществляет независимый суд.

Принцип светского государства означает, что в США нет го­сударственной религии и признается свобода вероисповедания и всех конфессий. Этому не противоречит служба протестантских священников в Конгрессе и в армейских соединениях за государ­ственный счет. В стране много религиозных меньшинств (католи­ки, иудеи, мусульмане и др.), но все в равной степени имеют доступ к государственной службе, дискриминация преследуется.

Конституция США закрепляет республиканскую форму прав­ления и гарантирует ее каждому штату. Общественных сил, кото­рые бы выступали за возвращение к монархии, в настоящее вре­мя в стране нет. В основу организации и взаимодействия цент­ральных органов власти положен принцип «разделения властей», выдвинутый прогрессивными юристами в XVII—XVIII вв. для пре­дупреждения опасной концентрации законодательной, исполнитель­ной и судебной властей в одних руках. В США этот принцип допол­нен системой «сдержек и противовесов». Так, законы вправе изда­вать только Конгресс, а исполнительная власть (Президент) и судебная власть должны их исполнять и применять. Но Президент вправе применять против законов вето, для преодоления которо­го требуется повторное принятие неодобренного закона обеими палатами Конгресса большинством в 2/3 голосов, а Верховный суд США может объявить любой закон неконституционным, т. е. не имеющим силы. Равным образом сдерживаются полномочия Пре­зидента (например, он может назначать министров, а также су­дей Верховного суда только с одобрения Сената). Конгресс и Вер­ховный суд обладают полномочиями для отрешения Президента от должности с помощью процедуры импичмента и т. д. Таким об­разом, каждый из этих органов может создать как бы противовес деятельности другого, в результате чего при разделении трех вла­стей возникает взаимозависимость, препятствующая превышению власти.

В отличие от многих развитых стран США не считают свое государство социальным. В Конституции не закрепляются какие-либо социальные права граждан, не указывается на социальную направленность деятельности государственных органов.

Права и свободы

В первоначальном своем виде Конституция США не закреп­ляла прав и свобод граждан, поскольку они содержались в кон­ституциях штатов, а цель Конституции США ограничивалась со­зданием системы органов государственной власти. Но такое поло­жение вызывало широкое недовольство народа, поставившее под угрозу процесс ратификации Конституции. Вследствие этого в 1791 г. были введены в действие первые десять поправок к Кон­ституции, известные как Билль о правах. Эта важнейшая часть Конституции, дополненная впоследствии и другими поправками, исходит из признания за каждым человеком естественных и неотчуждаемых прав, и прежде всего — на равенство и свободу. Ли­шить человека жизни, свободы и собственности можно только через независимый суд, охрана прав является первостепенной обязан­ностью государства.

Поправка I закрепляет свободу слова, печати, мирных со­браний и обращений к правительству с петициями, а также сво­боду совести. Поскольку эти права и свободы рассматривались как естественные, т. е. не нуждающиеся в правовом закреплении, по­правка по форме представляла собой запрет на принятие Конг­рессом США каких-либо законов, ограничивающих эти права и свободы. В последующие годы Верховный суд США распространил этот запрет и на органы власти штатов. Из текста поправки выте­кает недопустимость создания государственной религии, веротер­пимость и отделение церкви от государства. Верховный суд США сформулировал границы свободы выражения мнений, запретив призывы к мятежу и подрывной деятельности против государства, подстрекательство к нарушению общественного порядка и к со­вершению преступления, распространение порнографии, распро­странение заведомо клеветнических и порочащих сведений о го­сударственных должностных лицах и частных лицах и др. В судеб­ной практике утвердился принцип, согласно которому словесное выражение мнения утрачивает конституционную защиту, если оно совмещается с недопустимым действием. В США нет официальной цензуры, но признается возможность «предварительного ограни­чения», т. е. право Правительства обращаться в суд с ходатай­ством об издании судебного приказа о запрете готовящейся пуб­ликации в прессе. Гарантируется свобода политического инако­мыслия, хотя в прошлом принимались ограничительные законы. Политические права и свободы не считаются абсолютными, зло­употребления ими и ненадлежащее использование влекут уголов­ное преследование.

Поправка II закрепляет право народа хранить и носить ору­жие в целях сохранения хорошо организованной милиции, необ­ходимой для безопасности государства. Но она рассматривается и как конституционное право частных лиц хранить и носить личное огнестрельное оружие, хотя порядок его приобретения и условий использования регулируется законами штатов. Федеральное зако­нодательство требует идентификации личности, приобретающей пистолет или винтовку, ограничивая право для лиц, имеющих судимость, наркоманов и психически неполноценных. Судебная практика по толкованию этого права невелика.

Поправка III запрещает размещение солдат на постой в доме без согласия владельца. Данная норма была весьма актуальной в период борьбы за независимость, в последующее время она стала восприниматься как своеобразная гарантия неприкосновенности жилища.

Поправка IV гарантирует неприкосновенность личности, жи­лища, бумаг и имущества от необоснованных обысков и арестов. Соответствующий ордер может быть выдан только при достаточ­ных основаниях, подтвержденных присягой или заявлением с под­робным описанием места, подлежащего обыску, и лиц или предме­тов, подлежащих аресту. Судебная практика истолковала данные гарантии как защиту частной собственности, частной жизни граж­дан («прайвеси»), свободу от полицейского произвола; наиболее детальной регламентации подверглось понятие «достаточных осно­ваний» для подслушивания разговоров и электронного наблюдения.

Поправка V декларирует основные принципы судопроизвод­ства и некоторые гражданские свободы: право на рассмотрение определенных уголовных дел судом присяжных (преступления, ка­раемые смертью, или «позорящие преступления»), запрет повтор­ного уголовного преследования за одно и то же правонарушение, запрет принуждения в уголовном деле свидетельствовать против самого себя, запрет лишать жизни, свободы или собственности без надлежащей судебной процедуры, запрет изъятия частной собственности для общественного пользования без справедливого возмещения. Сформулированная судами «привилегия против са­мообвинения» и связанное с ней право обвиняемого не отвечать на вопросы послужили укреплению презумпции невиновности, состязательности, обязанности обвинения нести «бремя доказыва­ния» и других демократических принципов уголовного процесса. Еще более значительным оказалось требование «надлежащей су­дебной процедуры», которое стало важнейшим принципом всей правовой системы США.

Поправка VI содержит некоторые общие принципы судопро­изводства: право обвиняемого на скорый суд присяжных того штата и округа, в котором совершено преступление, публичность судеб­ного разбирательства, обеспечение обвиняемому основных про­цессуальных правил (знать, в чем он обвиняется, иметь очную ставку со свидетелями обвинения и возможность вызова своих свидетелей, пользоваться услугами адвоката). Эти конституцион­ные принципы легли в основу уголовного процесса, подверглись детальной регламентации в решениях Верховного суда США.

Поправка VII распространяет право на суд присяжных так­же на производство по гражданским делам.

Поправка VIII запрещает чрезмерные залоги (денежная сум­ма, вносимая обвиняемым в обеспечение его явки в суд), чрез­мерные штрафы, жестокие и необычные наказания. Поправка не означает отмены смертной казни.

Поправка IX устанавливает, что перечисление в Конститу­ции определенных прав не должно толковаться как отрицание или умаление других прав, сохраняемых за народом. Тем самым подтверждается, что перечень прав и свобод не является исчер­пывающим, и недопустимо ограничивать права граждан, не зак­репленные Биллем о правах.

Поправка X закрепляет один из принципов государственного устройства: полномочия, не делегированные Соединенным Штатам Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, со­храняются, соответственно, за штатами или за народом. Поправка подчеркивает делегированный характер полномочий Союза и глав­ный принцип разграничения полномочий между Союзом и штата­ми, а также незыблемость остаточных прав субъектов федерации. Содержательно к Биллю о правах примыкает ряд последую­щих поправок к Конституции США: запрет рабства (поправка XIII); невозможность судебного наказания без надлежащей правовой про­цедуры (поправка XIV, разд. 1); расширение избирательных прав (поправки XIX, XXIV, XXVI).

Конституционный контроль

Практически сразу же после принятия Конституции выясни­лось, что Конгресс не в состоянии обеспечить принятие законов, которые бы при всех условиях и во всем соответствовали Консти­туции. Между тем Конституция прямо не предусматривала созда­ние механизма, который помогал бы исправлять соответствую­щее положение в случае его возникновения. И тогда Верховный суд США (1803 г.) взял на себя (впервые в истории конституцион­ного права) функцию проверки законов с точки зрения их соответ­ствия Конституции США.

Конституционный контроль в США, следовательно, основан на обычае, он не имеет законодательной основы, но тем не менее признается важнейшим принципом конституционной системы. Вер­ховный суд США вправе проверять конституционность законов только при рассмотрении конкретного дела (это так называемый конкретный надзор, отличающийся от абстрактного надзора, осу­ществляемого в ряде стран вне связи с возникновением в суде конкретного спора). Проверка подчинена целям охраны конститу­ционных прав и свобод того или иного человека (гражданина), если какое-то право затрагивается (ограничивается или умаляет­ся) тем или иным законом. Верховный суд США не дает предвари­тельных заключений на рассматриваемые Конгрессом законопро­екты (такой институт, однако, существует в некоторых штатах).

Следовательно, конституционный контроль не отвергает ис­ключительного права Конгресса принимать законы, и любой за­кон может долго действовать, пока какое-то лицо не поставит перед Судом вопроса о его неконституционности в связи с нару­шением своих конституционных прав, а Суд не согласится с этим. Но если Верховный суд США признает закон или какую-то его часть неконституционными, то это означает прекращение дей­ствия данного закона или соответствующей его части, и ни один суд страны не примет больше иска, основанного на таком законе.

Верховный суд США за прошедшие почти два столетия при­знал неконституционными несколько десятков законов, хотя в целом он далеко не злоупотребляет этим своим правом. Для граж­дан добиться признания того или иного закона неконституционным совсем не просто. Но в целом можно констатировать, что конституционный контроль США остается эффективным средством защиты конституционных прав и свобод. Правящие круги, вклю­чая и судебные, полагают, что в условиях прецедентного права нет необходимости по образу и подобию европейских стран созда­вать специальный конституционный суд.

Права человека в США и странах Европейского Союза (часть 2)

Уже через год США могут стать «диктаторским полицейским государством», — такие предупреждения слышатся в самих Штатах. (продолжение, начало см. 28.11.07).


Соблюдение прав и свобод человека в США

Оценивая в своем докладе за 2006 год ситуацию с правами человека в США, международная организация «Хьюман Райтс Вотч» (Human Rights Watch) констатировала, что с момента публикации ее последнего доклада (2004 г.) в США произошло значительное усиление исполнительной власти «в ущерб судебным или законодательным гарантиям прав человека».
В качестве главной причины ограничения государством прав и свобод граждан (как американцев, так и граждан других стран) по-прежнему называется борьба с терроризмом.


Ограничения прав и свобод в ходе борьбы с терроризмом

После трагических событий 11 сентября 2001 года в качестве одной из главных своих задач в глобальном масштабе Администрация Буша обозначила борьбу с терроризмом. Однако реализация политики по защите от терроризма и обеспечению безопасности собственных граждан привела к поощрению Белым Домом пыток и других недозволенных методов допроса пленных, созданию целой сети секретных тюрем, где без суда и следствия содержались и продолжают содержаться без предъявления обвинения десятки людей, а также частичному видоизменению собственного национального законодательства.
Принятый еще в октябре 2001 года «Патриотический акт» по-прежнему предоставляет широкие, выходящие за рамки Конституции полномочия Министерству юстиции, ФБР, ЦРУ, иммиграционным службам.
В июне 2006 года Верховный суд США признал незаконными военные комиссии, учрежденные Военным указом в ноябре 2001 года для проведения суда над иностранными гражданами, содержащимися под стражей в рамках «войны с терроризмом» как «воевавшие на стороне противника». Однако в конце сентября 2006 года Конгресс США одобрил закон «О военных комиссиях». Этот закон носит противоречивый характер. С одной стороны, законодатели сохранили в тексте закона положения о гуманном обращении с пленными, вместе с тем в него также были включены положения, по сути, нарушающие международные гарантии прав человека. В соответствии с законом президент имеет полномочия учреждать новые военные комиссии для суда над «иностранными гражданами, незаконно воевавшими на стороне противника». Это широкое определение распространяется также и на гражданских лиц, захваченных далеко за пределами района боевых действий. Как утверждается в докладе «Международной Амнистии» — 2007, новые комиссии уполномочены выносить смертные приговоры, «причем правила их таковы, что проведение справедливого судебного разбирательства крайне маловероятно». Закон также лишает задержанных возможности ходатайствовать в суде о соблюдении Женевских конвенций 1949 года. Например, вот уже более трех лет в военной тюрьме штата Южная Каролина без предъявления обвинения и передачи дела в суд находится гражданин Катара Али Салеха Кахлаха аль-Марри, подозреваемый американскими властями в ведении боевых действий на стороне противника.
Многие из методов ведения допроса, которые используются американцами в ходе «войны с терроризмом», открыто нарушают Статью 3, общую для четырех Женевских конвенций.
В 2006 году ситуацию с соблюдением Соединенными Штатами Америки Конвенции ООН против пыток, а также Международного пакта о гражданских и политических правах рассматривал Комитет ООН против пыток и Комитет ООН по правам человека. Оба Комитета отвергли большинство доводов американской стороны, раскритиковав применяемые американцами пытки, а также содержание под стражей без предъявления обвинения.
17 июля 2007 года президент США Джордж Буш подписал специальное распоряжение, которое разрешает министру финансов США при консультации с главой Пентагона и госсекретарем США арестовывать и конфисковывать активы любых лиц на территории США, которые, по мнению Администрации, «угрожают стабилизации в Ираке». Данное распоряжение не требует одобрения со стороны Конгресса США и полностью развязывает руки американскому президенту. В связи с этим 19 июля 2007 года бывший заместитель министра финансов США в администрации Рональда Рейгана, республиканец Пол Крейг Робертс выступил с публичным предупреждением о том, что Джордж Буш подготовил юридическую базу для введения чрезвычайного положения в стране. Он предупредил, что уже через год США могут стать «диктаторским полицейским государством», находящимся в состоянии войны с Ираном. Его выступление транслировалось одновременно на более чем 50 радиостанциях в США.


Секретные тюрьмы ЦРУ

В 2006 – 2007 гг. США по-прежнему удерживали под стражей десятки и сотни человек на территории принадлежащих им тюрем в Ираке и Афганистане, а также на военно-морской базе Гуантанамо (Куба). В июне 2007 года с докладом о секретных тюрьмах ЦРУ выступил председатель Комитета по правам человека и правовым вопросам Европейского парламента Дик Марти, который утверждал, что на территории Польши и Румынии предположительно с 2003 по 2005 гг. размещались секретные тюрьмы ЦРУ, в которых содержались заключенные, обвинявшиеся в терроризме. По информации докладчика, не исключено, что секретные тюрьмы на территории этих стран находились с согласия президентов обоих государств. Признано также, что заключенные на этих объектах в Польше и Румынии подвергались «приемам допроса, которые равнозначны пыткам». В докладе приводится информация (в том числе перекрестные показания более 30 бывших и действующих сотрудников спецслужб США и европейских стран) о том, каким образом функционировала программа тайного содержания под стражей в Польше и Румынии. В докладе также приводятся выдержки из журналов гражданских авиадиспетчерских служб о бортах, которые использовались ЦРУ для перевозки задержанных в 2003 — 2005 гг. и совершали посадки на второстепенных аэродромах в Польше и Румынии. В докладе помимо прочего показано, как рейсы в Польшу сознательно маскировались с помощью ложных планов полета.
По информации «Хьюман Райтс Вотч», в Польше подозреваемых содержали под стражей до конца 2005 года. Считается, что их стали туда переводить после ноябрьской публикации в газете «Вашингтон Пост» (The Washington Post) о наличии у ЦРУ секретных тюрем в Восточной Европе, а также после обнародования «Хьюман Райтс Вотч» информации о том, что среди стран размещения подобных объектов могут быть Польша и Румыния.
В декабре 2005 года на ABC News со ссылкой на источники в ЦРУ прошло сообщение о том, что заключенных, содержавшихся в Польше и Румынии, переправили в Марокко.
Существование программы тайных мест лишения свободы в странах Восточной Европы, осуществляемой Центральным разведывательным управлением (ЦРУ), подтвердил еще в сентябре 2006 года сам президент США Джордж Буш. Он констатировал в своем телеобращении от 6 сентября 2006 года, что 14 узников, представляющих особый интерес для США и содержавшихся до 4,5 лет без права переписки и сообщения в рамках секретной программы ЦРУ, были переведены в Гуантанамо. По мнению правозащитников, большинство из этих людей до этого содержались под стражей в Польше и Румынии. Судьба остальных узников, предположительно содержавшихся в этих секретных тюрьмах в 2006 году, оставалась неизвестной.
Особую обеспокоенность участью узников, о судьбе которых нет никакой информации, выражают правозащитные организации. Правозащитники предполагают, что некоторые из задержанных могли быть переведены в страны, чьими гражданами они являются, в том числе в Алжир, Египет, Ливию. Число пропавших заключенных составляет 39 человек. Правозащитная организация «Хьюман Райтс Вотч» указывает на то, что
обращение с узниками ЦРУ «предполагает насильственное исчезновение – практику, безоговорочно запрещенную международным правом».
Волну критики со стороны правозащитников вызвал подписанный Джорджем Бушем 20 июля 2007 года указ о содержании под стражей и допросах в ЦРУ, который, по их мнению, противоречит Женевским Конвенциям. Новый указ, как утверждают правозащитники, призван подтвердить «полное соответствие» программы ЦРУ по содержанию под стражей и допросам обязательствам США по статье 3 Женевских конвенций 1949 года при соблюдении ряда условий. При этом очевидно, что в противоречие со статьей 3 входит применяемая ЦРУ практика тайного содержания под стражей в условиях полной изоляции, открыто применяемая Штатами в рамках содержания узников в секретных тюрьмах. Хотя новый указ запрещает пытки и другое недозволенное обращение с задержанными, «он не может претендовать на легализацию программы, нарушающей основные права», — считает Джон Маринер, директор «Хьюман Райтс Вотч» по проблемам борьбы с терроризмом.


Гуантанамо, Абу-Грэйб, Баграм

Особую озабоченность международных организаций по-прежнему вызывает военно-морская база США в Гуантанамо. По состоянию на конец 2006 года на ее территории находилось приблизительно 395 узников из 30 стран (в том числе и россияне). В июне в Гуантанамо скончались три узника, предположительно совершившие самоубийство.
В конце 2005 года Конгресс США принял закон, запрещающий узникам Гуантанамо из числа иностранцев и лиц без гражданства обжаловать в судебном порядке свое содержание под стражей и режим обращения. Этот закон был расширен в сентябре 2006 года, когда Конгресс распространил действия этой нормы на дела, находящиеся в стадии рассмотрения, а также на всех неграждан, содержащихся американскими властями под стражей в любой точке мира.
В феврале 2006 года был опубликован доклад о расследовании условий содержания в Гуантанамо, подготовленный пятью экспертами ООН, а также Специальным докладчиком ООН по вопросам применения пыток. Эксперты пришли к выводу, что предполагаемые методы обращения с заключенными, применяемые американскими военными на базе Гуантанамо, можно отнести к разряду пыток.
На протяжении последних двух лет продолжали поступать сообщения о внесудебных расправах военнослужащих США над иракскими заключенными. Тысячи человек содержались и продолжают содержаться под стражей в местах лишения свободы в Ираке, принадлежащих США, в том числе на территории печально известной тюрьмы Абу-Грэйб. По сообщениям правозащитных организаций, было зафиксировано несколько случаев внесудебных расправ (или незаконного убийства) военнослужащими США гражданских лиц. В ноябре 2006 года военным трибуналом к пожизненному заключению был приговорен американский солдат, признавшийся в изнасиловании и убийстве 14-летней иракской девочки, а также трех ее родственников. Хотя против нескольких американских военнослужащих были возбуждены уголовные дела, однако никому из них по состоянию на конец 2006 года не было предъявлено обвинений в пытках по экстерриториальному закону США против пыток или по закону «О военных преступлениях».
Большое количество гражданского населения погибает в результате ошибочных действий военных. 13 января 2006 года в результате ошибочного обстрела трех домов в одной из пакистанских деревень, где, по мнению американских военных, предположительно скрывался один из высокопоставленных руководителей «Аль-Каиды» Айман аль-Завахири, погибло, по некоторым данным, от 13 до 18 человек, в том числе пятеро детей.
В 2006 году по-прежнему сотни узников содержались без предъявления обвинений и передачи дела в суд на американской авиабазе Баграм в Афганистане.
Несмотря на ряд проведенных официальных расследований по фактам нарушений в обращении с задержанными в американских тюрьмах в Афганистане, Ираке и Гуантанамо, власти США почти ничего не предприняли для привлечения к ответственности должностных лиц, причастных к этим нарушениям. По результатам исследования, проведенного юридическим факультетом университета Нью-Йорка и организацией «Хьюман Райтс Вотч», было выявлено около 330 документально подтвержденных случаев недозволенного обращения или даже убийств задержанных американскими военными. Всего в этих случаях фигурирует, по меньшей мере, 600 американцев и более 460 задержанных, однако к уголовной ответственности были привлечены лишь 90 военнослужащих, один контрактник из гражданского персонала и ни одного сотрудника ЦРУ. При этом только 10 военнослужащих получили срок не менее года лишения свободы.
США продолжают настаивать на своем законном праве отправлять задержанных в страны, известные тем, что на их территории систематически применяются пытки. При этом США ссылаются на так называемые «дипломатические заверения», представляющие собой обещания правительств страны назначения гуманным образом обращаться с передаваемым ей лицом. По утверждениям экспертов «Хьюман Райтс Вотч», у подобных заверений просто отсутствует механизм реализации, в то время как ни одна из сторон не заинтересована в выявлении нарушений.


Нарушения прав человека судебными и правоохранительными структурами


Смертная казнь

В 2006 году в 25 странах мира были казнены не менее 1544 человека. Подавляющее большинство казней – около 90% – проводилось всего в пяти странах: Иране, Ираке, Китае, Пакистане и США.
В США в 2006 году в 14 штатах было казнено 53 человека. Смертная казнь по-прежнему применяется к лицам с серьезными психическими отклонениями. При этом обвиняемые десятилетиями дожидаются исполнения приговора. Так, например, 17 января 2006 года в Калифорнии в возрасте 76 лет был казнен Клэрнес Ален, проведший в камере 23 года, передвигавшийся в инвалидной коляске и уже почти ослепший.
По-прежнему высока доля вынесения смертного приговора без достаточной доказательной базы. 13 декабря 2006 года во Флориде путем введения инъекции был казнен Нивс Диаз, отсидевший к тому времени уже два десятилетия. Смертный приговор был приведен в исполнение, несмотря на то, что главный свидетель отказался от своих показаний. При этом зачастую смертная казнь является длительной пыткой для преступника. Для казни того же Дэвиса потребовалось 34 минуты, при этом ему сделали повторную инъекцию.
Одним из последних примеров проявления «американской гуманности» стала казнь в августе 2007 года в штате Техас 32-летнего Джонни Рея Коннера, приговоренного около десяти лет назад к смертной казни за убийство иммигрантки из Вьетнама. Коннер был умерщвлен посредством смертельной инъекции. Казненный так и не признал своей вины и в течение длительного времени пытался оспорить приговор. Коннер стал четырехсотым за последние 25 лет в США и 21-м по счету преступником, казненным в этом году в штате Техас. Заметим, что Техас является своеобразным «лидером» по приведению смертных приговоров. Смертная казнь Коннера в очередной раз подняла вопрос о введении запрета на смертную казнь в Штатах. Совет Европы, занимающийся проблематикой соблюдения прав человека, накануне казни обратился к губернатору Техаса Рику Пери с просьбой о введении в штате моратория на ее исполнение. Однако губернатор отказался это сделать, заявив, что «Техас давно принял решение о том, что смертная казнь – подходящее наказание за самые ужасные преступления, совершаемые против наших граждан». По состоянию на 1 июля 2006 года лишь в двенадцати из пятидесяти штатов США введен мораторий на смертную казнь.

Ситуация в пенитенциарной системе
Соединенные Штаты занимают первое место в мире по количеству заключенных. По данным Министерства юстиции США, к концу 2005 года в тюрьмах США содержалось 2,2 миллиона человек.
Тысячи заключенных США по-прежнему содержатся в долговременной изоляции в тюрьмах «особо строгого режима» в бесчеловечных и унизительных условиях. По данным всё той же «Международной Амнистии», в ноябре 2006 года федеральный апелляционный суд США признал противоречащими конституции предполагаемые условия «Программы исправления поведения в тюрьме «особо строгого режима». Иск был подан одним из заключенных, которого содержали в рамках данной программы в 2002 году.
В Соединенных Штатах по-прежнему распространена практика, когда лица, которым на момент совершения преступления было меньше 18 лет, могут быть осуждены на взрослых основаниях. По информации «Хьюман Райтс Вотч», многие американские суды таким образом приговаривают многих несовершеннолетних преступников к пожизненному заключению без права на условно-досрочное освобождение. Данная практика получила жесткое осуждение со стороны Комитета ООН против пыток, Комитета ООН по правам человека, а также со стороны Генерального секретаря ООН.
В 2006 году от зверств и жестокого обращения со стороны полицейских (в основном применения тазера – ручное электрошоковое оружие) в США скончалось более 70 человек. Зачастую применение тазера со стороны полицейских в тех ситуациях, которые никак нельзя отнести к разряду представляющих угрозу, является необоснованным. Комитет ООН против пыток призвал США применять электрошоковые пистолеты исключительно в качестве нелетальной альтернативы огнестрельному оружию. В июле 2006 года Министерство юстиции США объявило о том, что займется изучением случаев применения тазеров со смертельным исходом. Исследование будет длиться два года.
В августе 2006 года в тюрьме округа Арапахо (штат Колорадо) скончался заключенный Рауль Галлегос-Райес, после того, как в него несколько раз выстрелили из тазера охранники.
В июле 2006 года состоялся судебный процесс против тюрьмы округа Гарфилд (штат Колорадо), где предположительно заключенных привязывали к стульям, часами держали в болезненном положении и использовали против них тазеры и слезоточивый газ.
Один из последних вопиющих случаев применения американской полицией тазеров в отношении гражданских лиц произошел 17 сентября 2007 года, когда в ходе встречи с сенатором Джоном Керри в Университете штата Флорида действию электрошокового пистолета был подвергнут один из студентов. 21-летний Эндрю Мейер продолжил задавать вопросы сенатору Керри после того, как истекло отведенное ему время. Мейер оказал сопротивление попыткам полицейских вывести его из зала, и те выстрелили из тазера в распростёртого на полу студента, одна рука которого уже была в наручниках.
По данным Доклада «Международной Амнистии – 2007», сотрудники американской полиции также были замечены в жестоком обращении с лицами нетрадиционной сексуальной ориентации. Зачастую, попадая в полицию, подобные лица подвергаются физическому и словесному насилию, унизительным допросам с раздеванием.
США по-прежнему остаются единственной страной в мире, где тюремному персоналу разрешается использовать полицейских собак для запугивания заключенных или прямого принуждения в случае отказа выходить из камеры.
Согласно данным статистического управления Министерства юстиции США, число официальных жалоб на сексуальные посягательства в тюрьмах для совершеннолетних выросло почти на 16%. Большинство этих случаев связано с действием персонала.
Фиксируются многочисленные случаи нарушения прав женщин-заключенных. Многие из них подвергаются насилию сексуального характера со стороны охранников. При обследовании двух женских тюрем строгого режима для несовершеннолетних в штате Нью-Йорк организация «Хьюман Райтс Вотч» и Американский союз за гражданские свободы «выявили факты избыточного применения к заключенным процедуры «сдерживания», когда заключенных бросали лицом на пол, зачастую причиняя травмы, а также случаи сексуальных посягательств и недостаток возможностей получения образования и психиатрической помощи».
В мае 2006 года штат Вермонт последним из 50 штатов принял закон, защищающий женщин-заключенных от сексуального насилия со стороны охранников. Тем не менее, множество женщин в тюрьмах по-прежнему остаются под угрозой насилия из-за правил, разрешающих охранникам-мужчинам проводить обыск с «ощупыванием» и наблюдать за женщинами, принимающими душ и одевающимися в камерах. В большинство женских тюрем США охранники-мужчины допускаются без сопровождения, что противоречит международным нормам. При этом 23 штата и Федеральное бюро тюрем разрешают заковывать женщин в наручники во время родов.


Судебные ошибки

Несправедливость судебной системы ведущей демократической страны мира поражает своими масштабами. Проведенное газетой «Нью-Йорк Таймс» («The New York Times») в 2006 году расследование в отношении городских и окружных судов штата Нью-Йорк выявило большое количество судебных нарушений и ошибок. В некоторых случаях обвиняемые были отправлены в тюрьму без суда или выселены из собственных домов в обход судебного разбирательства.
В июне 2006 года газета «Лос-Анджелес Таймс» («The Los Angeles Times») сообщила, что в ходе повторного расследования экспертами из университета Мичигана 328 спорных уголовных дел за последние 17 лет было доказано, что все эти дела в большинстве своем были сфабрикованы, либо в процессе их рассмотрения были осуждены невиновные. Основываясь на этих выводах, эксперты пришли к заключению, что в настоящее время сотни тысяч невиновных людей содержатся в тюрьмах США. Например, в 2006 году после проведенных тестов ДНК был освобожден мужчина, находившийся в тюрьме с середины 90-х годов по обвинению в изнасиловании женщины. На протяжении всего этого времени полиция отказывала обвиняемому в проведении подобного теста, ссылаясь на то, что улик против него достаточно и без этой процедуры.
Широкую огласку летом 2007 года получило дело Кеннета Фостера, представшего перед судом за убийство, которое было совершено его напарниками в ходе ограбления, и приговоренного 10 лет назад к высшей мере наказания – смертной казни. В сам момент убийства Фостер находился в машине в 25 метрах от места преступления. Однако судьи признали его виновным по «закону о соучастии». На отмене столь сурового приговора настаивали как правозащитные организации, так и Комиссия по условно-досрочному освобождению. Приговор был отменен губернатором штата Техас Рику Пери за несколько часов до приведения его в исполнение.
Еще большую озабоченность стали вызывать нарушения прав человека правоохранительными структурами после 11 сентября 2001 года. С 2001 года Федеральное Бюро Расследований и другие правительственные структуры привлекли к суду по обвинениям, связанным с терроризмом, более шести тысяч человек. В 64 процентах случаев федеральные прокуроры не наши оснований для возбуждения дела. В девяти процентах случаев обвинения были либо сняты, либо вина обвиняемых не была доказана.


Безопасность личности


Массовые убийства в учебных заведениях

Американское общество по-прежнему охвачено разгулом насилия. Во многом причиной тому является возможность свободного владения огнестрельным оружием.
По данным Министерства юстиции США, опубликованным 10 сентября 2006 года, количество преступлений, связанных с насилием над личностью, в 2006 году по сравнению с 2005 годом выросло на 2,5%, что является самым высоким показателем за последние 15 лет.
Особый разгул жестокости имеет место в американских школах, где с 2000 года отмечено около 20 случаев применения огнестрельного оружия подростками, в результате чего погибло несколько десятков человек, в основном дети. 16 апреля 2007 года в Политехническом университете Вирджинии студент южнокорейского происхождения Чо Сынь Хи застрелил 32 человека. 10 октября 2007 года во время стрельбы в средней школе города Кливленд (штат Огайо) 14-летний подросток ранил четырех человек, в том числе двое преподавателей и двое школьников, а затем застрелился сам.
Проблема разгула жестокости в американском обществе тесно связана с тем, что в США законодательно разрешено владеть огнестрельным оружием. США по-прежнему являются лидерами в мире по количеству людей, владеющих огнестрельным оружием. В 2005 году около 477 тысяч человек в той или иной степени стали жертвами применения огнестрельного оружия.


Ситуация с политическими правами и демократическими свободами

Факты, которые приводят в своих докладах уважаемые и авторитетные международные правозащитные организации, свидетельствуют о том, что в Соединенных Штатах систематически происходят случаи нарушения политических прав и демократических свобод граждан.
Узницей совести назвала в своем докладе за 2007 год «Международная Амнистия» рядовую запаса Национальной гвардии США Кэтрин Яшински, которая провела в тюрьме за отказ служить в Афганистане один месяц. Подобная ситуация произошла и с сержантом армии США Кевином Бендерманом, который отбыл 12-месячный срок заключения за отказ служить в Ираке на основании того, что он является убежденным противником этой войны. Под угрозой тюремного заключения находятся еще несколько военнослужащих США, отказывающихся служить в Ираке по личным убеждениям.
Все большую озабоченность среди правозащитников вызывает стремление Администрации Буша поставить под контроль деятельность неправительственных организаций (НПО). В конце августа – сентябре 2007 года громкий общественный резонанс получила попытка Белого Дома ввести новую систему ограничений на деятельность американских НПО, которая подразумевает фактически тотальный контроль за распределением грантов, выделяемых USAID. По информации «Независимой газеты», в рамках реализации программы глобального контроля, носящей название «Система проверки партнеров», все НПО, которые запрашивают помощь у USAID, должны предоставить соответствующим органам сведения о своих функционерах, в том числе номера телефонов, адреса электронной почты, даты рождения и прочее. Принимая во внимание, что масштабы американской системы выдачи грантов огромны, то речь может идти об установлении контроля за несколькими миллионами человек, как в Америке, так и за ее пределами. Данное решение Администрации вызвало широкий общественный протест, в первую очередь, со стороны таких крупнейших организаций как InterAction и Global Health Council. В начале сентября введение этой системы было отложено на неопределенное время. На фоне подобной кампании, проводимой Администрацией США в отношении неправительственных организаций, претензии Белого Дома к российским властям по поводу желания последних упорядочить и поставить под контроль деятельность многочисленных фондов и НПО, работающих в России на сомнительных основаниях, кажутся, по меньшей мере, странными.
Сильную озабоченность правозащитников вызывают противозаконные действия американских властей, совершаемых в отношении собственных граждан под предлогом борьбы с терроризмом. По опросам общественного мнения, проведенного в декабре 2006 года, две трети опрошенных американцев полагают, что ФБР и другие федеральные службы нарушают принцип неприкосновенности частной жизни. Спецслужбы США самым активным образом применяют систему электронного слежения за своими гражданами. Также значительно вырос показатель частоты использования ордера на обыск. Телефонные звонки десятков миллионов американцев были прослушаны спецслужбами.


Права женщин и детей

Несмотря на то, что женщины в Америке добились значительных политических, социальных и экономических прав, а также несмотря на формальное равенство в правах американских мужчин и женщин, на практике ситуация с соблюдением прав женщин в США во многих случаях вызывает беспокойство.
Американские женщины по-прежнему получают меньшую зарплату, чем мужчины. По сравнению с американскими мужчинами американки в среднем зарабатывают в год на 10 тысяч долларов меньше. Помимо неравенства в вопросе заработной платы, американские женщины сталкиваются с дискриминацией в области трудового законодательства и социальной защиты. Речь идет, прежде всего, о трудностях (иногда – невозможности), возникающих при оформлении больничного или отпуска по уходу за ребенком. 61% женщин не имели возможности взять оплачиваемый отпуск. Многие женщины, особенно матери-одиночки, не могут позволить себе и своему ребенку медицинскую страховку. В структуре населения США, проживающего за чертой бедности, первое место занимают именно матери-одиночки.
Растет количество женщин, попадающих в тюрьму. Сегодня женщины составляют 7% от общего количества заключенных в американских тюрьмах. Тревожной остается ситуация с применением насилия в отношении женщин-заключенных.
С насилием американские женщины сталкиваются и в повседневной жизни. По данным ФБР, каждая 62-ая американская женщина из 100 в той или иной степени подвергалась насилию. Многие женщины подвергаются сексуальному домогательству в том числе и на работе.
Довольно непростая ситуация складывается с обеспечением прав детей. Министерство юстиции США констатирует: ежегодно в стране пропадают или похищаются порядка 800 тысяч детей. Значительное число похищенных детей являются бездомными. По некоторым оценкам, порядка 1,3 миллионов детей в США по тем или иным причинам оказались на улице.
Одной из шокирующих проблем американского общества является убийство детей, в первую очередь, из России.
В 90-е годы усыновление детей из России американскими парами приняло массовый характер. Главной причиной данного явления стала неспособность самого российского государства обеспечить достойную жизнь своим маленьким и наименее обеспеченным гражданам. В настоящее время существует большое количество американских организаций, занимающихся «на бескорыстной основе» оказанием услуг американским семьям, мечтающим усыновить российского ребенка. Вместе с тем многим российским детям, усыновленным американцами, заграничная жизнь вовсе не показалась сказкой, для некоторых же из них и вовсе кончилась трагедией.
Широкую огласку, как в Америке, так и в России получило дело об убийстве Нины Хилл (Виктории Баженовой). Маленькая девочка в возрасте 2,5 лет скончалась в результате многочисленных травм и побоев, нанесенных ей приемной матерью Пэгги Хилл, которая избила ребенка лишь потому, что он «бесил и сердил ее».
Смерть маленькой Нины стала пятнадцатым случаем гибели усыновленных детей из России за рубежом, из которых четырнадцать произошли в США.


Ситуация с мигрантами

США по-прежнему остаются главным центром притяжения для мигрантов в Западном полушарии, что создает массу проблем, как для американского правительства, так и для самих иммигрантов. С каждым годом население Америки не просто увеличивается, оно достаточно динамично меняется и в этническом аспекте. Если еще в 1930 году на 110 млн. белых в США приходилось всего 12 млн. афроамериканцев, то уже во время переписи 2000 года порядка 35 млн. американцев определили себя как американцы испанского происхождения, 12 млн. – выходцами из Азии. Таким образом, азиаты и испаноязычные американцы (прежде всего выходцы из стран Латинской Америки) сегодня составляют 15% всего населения США. По данным ООН, в мире насчитывается более 190 миллионов мигрантов, больше всего их в США – порядка 38,4 миллиона человек. В 2006 году более 1 млн. 200 тысяч человек получили так называемую «зеленую карту» (green card), предоставляющую ее владельцу право на постоянное местожительство и трудоустройство в США. Вместе с тем огромной проблемой для США является нелегальная иммиграция.
Еще в 1997 году Конгресс США принял закон о введении депортации в качестве обязательного наказания за совершение целого ряда преступлений, в том числе не связанных с насилием. При этом не учитывалось ни семейное положение депортируемого, ни его социальные связи, ни заслуги на военной службе в ВС США, ни вероятность преследований в случае возвращения в страну происхождения. Срок давности совершения преступления или правонарушения также не имеет никакого значения. С 1997 года американскими властями было депортировано 672.593 иммигранта. Многие из депортированных еще детьми приехали в США, выросли в этой стране и считают ее своей родиной.
По данным Службы исполнения иммиграционного и таможенного законодательства, 64,4% иммигрантов, депортированных в 2005 году, были осуждены за преступления, не связанные с насилием, в том числе за кражи из магазинов.
Нынешнее правительство Джорджа Буша также пытается решать проблему нелегальной иммиграции довольно радикальными методами. В октябре 2006 года президент подписал так называемый закон о внутренней безопасности, предусматривающий 1,2 млрд. долларов на возведение разделительной стены на границе с Мексикой для сдерживания всевозрастающего потока нелегальных иммигрантов. При этом международные чиновники ООН не один раз заявляли о том, что власти США систематически нарушают международные стандарты прав мигрантов. В частности, Соединенные Штаты по-прежнему не присоединились к Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей. В США также отсутствует единая централизованная система, содержащая всю информацию о лицах, задержанных миграционной службой или находящихся в следственном изоляторе. Нередки случаи, когда члены семей ничего не знают о судьбе своих близких, задержанных властями США.
В январе 2007 года конгрессмен Хосе Серрано внес на рассмотрение Конгресса законопроект, предусматривающий предоставление иммиграционным судьям права учитывать при решении вопроса о депортации интересы детей с американским гражданством. Однако данный законопроект не распространяется на интересы супругов и другие связи иммигрантов с США, такие как длительное проживание или служба в вооруженных силах.
При этом миграция в США не является улицей с односторонним движением только из бедных стран. Порядка 20 миллионов человек в настоящее время готовы или могут покинуть Америку в ближайшем будущем. Об этом свидетельствуют данные специального опроса общественного мнения, проводившегося авторитетной вашингтонской социологической службой Zogby International в течение почти двух лет среди более 100 тысяч американцев. На вопрос, какова причина подобного желания, порядка 26,5% опрошенных ответили, что за этим стоит опасение «резкого сдвига США вправо» и связанного с этим процесса ограничения гражданских прав и свобод, при этом около 6,6% называют главной причиной стремление «вырваться из культуры жадности».
Весь спектр проблематики, связанной с миграционным вопросом, по-прежнему остается в центре внимания американской предвыборной кампании – 2008.


Расовая дискриминация

Ситуация с дискриминацией людей по расовому признаку в Соединенных Штатах остается сложной. По мере изменения этнического состава населения Америки обостряются межэтнические отношения между «коренным» населением страны и волной иммигрантов из стран Латинской Америки. Особенно заметными темпами растет противостояние между чернокожим населением штатов и пришедшими латиноамериканцами, хотя в открытую об этом не принято говорить. В значительной степени расовое неравенство подогревается неравенством социальным и экономическим. Например, по данным Статистического Бюро США за 2005 год, среднегодовой доход семьи белых американцев составлял порядка 50 622 долларов в сравнении с 36 278 долларов среднегодового дохода испаноязычной семьи и 30 940 долл. афроамериканской семьи. По данным того же бюро, в 2005 году уровень бедности среди белого населения составил 8,3%, в случае афроамериканцев – 24,9%, латиноамериканцев – 21,8%. Порядка 42% бездомных приходится на афроамериканцев. Неравное отношение государства к представителям небелого населения проявляется и в вопросе медицинского страхования. Количество афроамериканцев или латиноамериканцев, не имеющих страховки, в разы превышает этот показатель среди белого населения США.
Афроамериканцы и другие этнические меньшинства по-прежнему подвергаются дискриминации в ходе принятия на работу. Уровень безработицы среди чернокожих американцев в два раза выше, чем среди белого населения. Представители белого населения не только легче получают работу, но и быстрее растут по карьерной лестнице.
Расовое неравенство заметно и в образовании. 53% представителей афроамериканцев и порядка 68% латиноамериканцев не имеют образования выше среднего. Только 17% афроамериканцев и 12% латиноамериканцев имеют диплом бакалавра (у белых этот показатель составляет 30%). Нередким явлением для современного американского общества является разделение школ по этническому принципу, где большинство составляют представители того или иного этноса, а количество представителей иных национальностей не превышает 10%.
Многие правозащитные организации с сожалением констатировали ущемление прав афроамериканцев по сравнению с белым населением в ходе спасательных операций после разрушительного урагана «Катрина» в 2005 году.
Еще одной тенденцией, характеризующей американское общество, как и многие страны Европы, является охватившая страну исламофобия. Свою озабоченность по этому поводу в сентябре 2007 года высказал специальный уполномоченный ООН по расследованию расизма Дуду Дьен в своем докладе Совету по правам человека. Повышенная подозрительность в отношении людей с арабской внешностью провоцирует правоохранительные структуры США на противозаконные и антиконституционные действия. Например, в ноябре 2006 года шестеро мусульман, возвращавшихся с религиозной конференции из Миннеаполиса, были сняты с рейса только лишь на основании подозрений, возникших у одного из пассажиров. К сожалению, подобные случаи не единичны.
По-прежнему вызывает нарекание со стороны правозащитных структур практика более жестокого наказания чернокожих в тюрьмах и исправительных заведениях. Хотя афроамериканцы составляют лишь 12,1% населения США, порядка 40% чернокожих заключенных мужского пола были приговорены к тюремному сроку не менее одного года. Статистика гласит, что среди чернокожих мужчин каждый 12-ый находился в заключении (каждый сотый среди белых мужчин). Эти цифры свидетельствуют не только о жестком отношении к чернокожим преступникам со стороны судебной системы США, но также и о недостаточном внимании государства к проблеме предоставления образования и работы для афроамериканцев.
В целом, как показал опрос общественного мнения, проводимый компанией CNN в декабре 2006 года, более 84% афроамериканцев, а также 66% представителей белого населения США считают расизм серьезной проблемой американского общества.


Нарушение социальных и экономических прав

Будучи одним из мировых экономических лидеров, Соединенные Штаты по-прежнему остаются страной, где наиболее ярко выражено социальное и экономическое неравенство среди граждан. По данным Статистического Бюро США, опубликованным в августе 2006 года, количество американцев, проживавших за чертой бедности в США в 2005 году, составило 37 миллионов человек или 12,6% населения. Это означает, что каждый восьмой американец проживает за чертой бедности. Причем уровень бедных людей варьируется в зависимости от штата. Так, например, в Детройте этот показатель составляет почти 35% населения. Судя по последним неофициальным сообщениям, в 2007 году количество бедных в Америке лишь увеличивается. По некоторым оценкам, в настоящее время в США насчитывается порядка 16 миллионов бедных, что является самым высоким показателем с 1975 года.
Одним из показателей неблагополучной ситуации в экономической и социальной сфере страны является количество бездомных и голодающих людей. По данным влиятельных американских газет «Нью-Йорк таймс» (“The New York Times”) и «Вашингтон Пост» (“The Washington Post”), в настоящее время в США порядка 600 тысяч бездомных, в том числе 16 тысяч в столичном округе (Вашингтон, округ Колумбия) и 3,8 тысяч в городе Нью-Йорк.
Еще одним показателем неблагополучной ситуации в социальной сфере является проблема медицинского страхования, важность которой в американской системе здравоохранения трудно переоценить. В 2005 году страховку не имели около 46,6 миллионов американцев (15,9% населения), причем эта цифра ежегодно растет. Во многом отсутствие медицинской страховки у значительной части американского населения обуславливается ее высокой стоимостью, которая далеко не всем по карману, в особенности малообеспеченным слоям общества. По статистике средней американской семье сегодня приходится тратить порядка 11,5 тысяч долларов в год на медицинское страхование, что составляет в среднем 3 тысячи на человека, и с каждым годом эта сумма увеличивается.
Америка по-прежнему занимает одно из первых мест среди стран, чьи граждане лидируют по количеству часов, проводимых на работе. При этом по сравнению с другими странами, в первую очередь европейскими, социальные права работающих американцев защищены в гораздо меньшей степени. В США по-прежнему отсутствует закон, который бы регламентировал максимальное количество рабочих часов в неделю и устанавливал бы лимит разрешенного сверхурочного времени, проводимого на работе. Тяжелой остается ситуация с предоставлением отпуска (в среднем официальный отпуск американцев, особенно в начале трудового стажа, не превышает десяти дней). По результатам недавно проводимого исследования, США наравне с такими странами как Либерия, Папуа Новая Гвинея, Лесото и Свазиленд входит в список тех стран, которые не гарантируют женщинам право отпуска по уходу за ребенком.


США и права человека в других странах

Позиционируя себя в роли «флагмана демократии», США систематически нарушают права и свободы граждан других стран, особенно тех, на территории которых размещены военные контингенты. Особую обеспокоенность правозащитников вызывает поведение американских солдат и сотрудников иных служб в отношении мирного гражданского населения, в первую очередь, в Ираке и Афганистане.
3 октября в Конгрессе США начались слушания по делу об использовании Правительством США частной охранной фирмы «Blakwater USA» для обеспечения безопасности американских дипломатов, политиков и других представителей США в Ираке. Поводом для этого послужили события, произошедшие в Ираке 16 сентября 2007 года, когда, сопровождая дипломатическую автоколонну, сотрудники фирмы открыли огонь, в результате чего погибло 11 человек. В специальном докладе, подготовленном по запросу Конгресса США, утверждается, что сотрудники этой фирмы, начиная с 2005 года, применяли оружие 195 раз, и, по словам конгрессмена Генри Ваксмана, «в 80 процентах случаев сотрудники фирмы стреляли первыми. В основном, стрельба велась из проезжавших автомобилей. И стрелявшие не останавливались, чтобы выяснить, есть ли жертвы».
Несмотря на неудачи по строительству демократии в Афганистане и Ираке, американское правительство по-прежнему считает продвижение демократии и свободы прессы в зарубежных странах государственной политикой страны. Об этом правительство Соединенных Штатов в очередной раз красноречиво заявило в разделе под названием «Акт 2007 года о продвижении демократии», который является составной частью законопроекта об укреплении безопасности США, одобренного американским Конгрессом в конце июля 2007 года. Данный документ определяет «продвижение свободы и демократии в зарубежных странах» в качестве политики США. В соответствии с этим документом Госсекретарю США поручается ввести в аппаратах американских дипломатических представительств при НАТО, ООН, ОБСЕ, ЕС и ряда других международных и региональных организаций должность дипломата, отвечающего за вопросы, связанные с демократией. Законопроектом также предусмотрено создание в США государственного Фонда поддержки прав человека и демократии, ответственного за «укрепление демократических институтов, продвижение прав человека и главенство закона, а также строительство гражданского общества в государствах по всему миру».
По сообщениям СМИ, Конгресс США также постановил учредить в США специальную ежегодную премию «За выдающиеся достижения в продвижении демократии» и поручил аппарату Госсекретаря разработать положение о награде и сопровождающем ее денежном вознаграждении.
В 2006-2007 гг. США почти удвоили финансирование проектов, связанных с продвижением демократии по всему миру. В июле 2007 года американский президент заявил о готовности помогать адвокатской защитой и деньгами на лечение сторонников демократии в других государствах, которые подвергаются репрессиям. В рамках данной инициативы Администрацией Буша был создан Фонд для предоставления грантов на юридическую защиту и медицинские расходы демократам-диссидентам.
Особо пристальное внимание администрации США и американских правозащитных организаций вызывают Китай и Россия.
8 марта 2006 года Государственный департамент США распространил Доклад о соблюдении прав человека в других странах. В нем самым тщательным образом рассматривается ситуация с правами человека более чем в 190 странах мира за исключением самих Соединенных Штатов. В ответ на это в 2006 году сразу две страны опубликовали собственные доклады о нарушениях прав человека в США – Китай и Иран.
6 августа 2007 года в Палату представителей Конгресса США были внесены сразу две резолюции с предложением к американскому правительству об официальном бойкоте Олимпийских игр в США, которые должны состояться летом 2008 года. В документе, подготовленном республиканцами, говорилось о том, что «правительство США должно предпринять немедленные меры по бойкоту летних олимпийских игр в Пекине в августе 2008 года, если китайский режим не прекратит осуществлять серьезные нарушения прав человека в отношении своих граждан и не прекратит поддерживать серьезные нарушения прав человека в отношении их граждан правительствами Судана, Бирмы и Северной Кореи». В тексте второй резолюции, подготовленной демократами, содержался призыв к президенту США предпринять немедленные действия по бойкоту Олимпийских игр в Пекине в связи с тем, что правительство Китая поддерживает режим в Судане и поставляет туда оружие и боеприпасы. Как правило, резолюции не требуют утверждения в Сенате и, в случае их принятия, не нуждаются в подписи президента.
Что касается России, то хотя по данным доклада вашингтонской правозащитной организации Freedom House по сравнению с уровнем 2006 года финансирование программ гражданского общества в России сокращено на 44% и составляет 832 тысячи долларов, при этом риторика американского руководства в адрес России становится все более жесткой. За основу своего выступления в конце сентября 2007 года на Генеральной Ассамблее, посвященной глобальной борьбе за демократизацию, американский президент Джордж Буш взял опубликованный 25 сентября 2007 года очередной ежегодный доклад Freedom House, в котором раздел, посвященный России, выдержан в особенно жестких тонах.


Лоббистская деятельность в США

Активно, а порой крайне бесцеремонно вмешиваясь или пытаясь вмешиваться в политическую жизнь других стран, правительство США при этом тщательно следит за любыми иностранными участниками, чья деятельность могла бы оказывать влияние на американские законы, политику или общественное мнение. Базовый документ, регламентирующий деятельность иностранных агентов на территории США, был принят еще в далеком 1938 году, однако попытки еще более жестко регламентировать или ограничить деятельность лоббистов предпринимаются со стороны правительства США постоянно. 1 июня 2007 года генеральный прокурор США объявил о расширении открытого доступа к информации о зарегистрированных иностранных агентах. В настоящее время Конгресс США также рассматривает проект закона об ужесточении контроля за деятельностью всех категорий лоббистов США. Нередки нападки на лоббистов и со стороны американской прессы.
С другой стороны, деятельность отдельных групп лоббистов в США ставит под сомнение репутацию этой страны как демократического государства, выступающего за соблюдение прав человека во всем мире и не имеющего ничего общего с теми государствами, которые нарушают эти права. Зачастую американское правительство оказывает поддержку технического, материального либо финансового характера странам, которые очень далеки от демократии, а порой представляют собой откровенно диктаторские режимы. Подобная практика присуща не только республиканской Администрации Буша. Поддержкой недемократичных, но в то же время угодных американскому правительству режимов занималась и Администрация демократа Клинтона, а интересы этих стран в Вашингтоне представляют многочисленные лоббисты. При этом вся риторика, касающаяся соблюдения прав человека, как ни странно, уходит на второй план.

Окончание следует.

Еще по теме:

  • Ст135 гпк рф комментарий Статья 135. Возвращение искового заявления 1. Судья возвращает исковое заявление в случае, если: 1) истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или […]
  • Статья 105 ук какой срок Изминения по ч1 статьи 105 УК РФ в пользу смягчения наказания Есть ли изменения по ч. 1 ст. 105УК РФ,в пользу смягчения наказания? Может быть есть кокие нибудь поправки? Ответы юристов […]
  • Просроченный товар закон о защите прав потребителей Какие нормы регулируют права покупателя, если товар просрочен? Согласно какой статье Закона РФ «О защите прав потребителей» я могу за просроченный товар с прилавка получить такой же […]
  • Протоколы гк рф Глава 9.1. Решения собраний (ст.ст. 181.1 - 181.5) Информация об изменениях: Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ настоящий Кодекс дополнен главой 9.1, вступающей в силу с 1 […]
  • Как правильно заверить копии документов для арбитражного суда Нужно ли для суда заверять копии документов у нотариуса? В определении арбитражного суда сказано: "Заявителю представить в суд подлинные документы, подтверждающие основания заявленных […]
  • Картинки консультации для родителей подготовительной группы Консультация для родителей ДОУ. Готовимся к школе Описание материала: эта консультация будет полезна родителям будущих первоклассников, воспитателям подготовительных к школе групп. До […]
  • Комитет о защите прав потребителей спб Роспотребнадзор Роспотребнадзор Защита прав потребителей Breadcrumbs ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ: 1. Осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением законов и иных нормативных […]
  • Апелляционная жалоба предоставление дополнительных доказательств Можно ли добавить новые документы в апелляцию? Доброго дня. Возможно ли при составлении апелляционной жалобы в вышестояшую инстанцию добавлять новые документы (доказательства) и как лучше […]