Нотариус является юридическим лицом

Нотариус является юридическим лицом

Действующее законодательство (ч.2. ст.1 Основ) закрепляет, что нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

Таким образом, можно констатировать становление в России «дуализма нотариата» — сочетания государственных и частных нотариальных контор.

Однако, как замечают исследователи, «дуализм нотариата», до сих пор, не воспринимается у «обывателей». Как отмечает, Герасимов В., значительные препятствия на пути использования преимуществ нотариата коренятся и в неверном понимании сущности латинского нотариата. Слово «частный», благодаря советской пропаганде ставшее ругательным, вводит в заблуждение не только граждан, но порой и представителей власти. На самом деле нотариат латинского типа представляет собой уникальнейшую систему сочетания интересов граждан, государства и нотариусов — профессионалов в лучшем смысле слова. Термин «частный» в сочетании с термином «нотариус» означает отсутствие затрат государственной казны на обеспечение законных прав граждан, а также персональную ответственность и заинтересованность нотариуса в результатах этого благого дела» [1] .

Кроме того, компетенция нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, за некоторым исключением одинакова. Общими для них являются и правила совершения нотариальных действий, и правовая сила нотариальных актов. Следовательно, с появлением в законодательстве о нотариате в Российской Федерации нотариуса, занимающегося частной практикой, юрисдикционная природа нотариата в России не изменилась.

Несколько отличается порядок образования частных и государственных нотариальных контор. В соответствии со ст. 7 Основ, государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются, в республиках в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округах, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге Министерством юстиции Российской Федерации или по его поручению министерствами юстиции республик в составе Российской Федерации, органами юстиции автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Частные же нотариальные конторы, как это следует из ст.8 Основ, создаются по инициативе нотариуса занимающего частной практикой. К слову сказать, в правовом статусе нотариуса, занимающегося частной практикой (ст.8 Основ), по существу перечисляются все признаки юридического лица. Однако нотариус, занимающийся частной практикой, юридическим лицом не является. Его имущественная ответственность не ограничивается обособленным имуществом юридического лица, он несет полную имущественную ответственность, в том числе личным имуществом, за ущерб, причиненный вследствие незаконного нотариального действия.

Необходимо отметить, что реестр всех нотариальных контор, как государственных так и частных, ведет Министерство юстиции Российской Федерации (ч.3 ст.1 Основ).

Должность нотариуса учреждается и ликвидируется органом юстиции совместно с нотариальной палатой (ч.1 ст.12 Основ). С этим положением тесно связано требование ч. 2 ст. 12 Основ о том, что количество должностей нотариусов в каждом нотариальном округе определяется органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Как отмечают исследователи, несомненно, что число должностей должно строго регулироваться. Если число нотариусов окажется больше необходимого, нотариус будет вынужден искать дополнительный заработок, зачастую в ущерб нотариальной деятельности. При этом он может попасть в зависимость от коммерческих или иных структур, что, конечно же, недопустимо [2] .

Точная численность нотариусов должна быть установлена по каждому конкретному нотариальному округу. При этом должна быть определена как общая численность нотариусов, так и конкретное число нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах. Такое четкое разграничение необходимо для обеспечения государственных нотариальных контор с определенной штатной численностью.

Основой объединения и координации осуществления нотариата являются нотариальные палаты, которые образуются в каждой республике в составе Российской Федерации, автономной области, автономном округе, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге.

В соответствии с ч.1 ст. 24 Основ, нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.

Нотариальная палата действует на основании устава, который принимается собранием членов нотариальной палаты и регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений.

В отличие от нотариальных контор, нотариальные палаты являются юридическими лицами (некоммерческими организациями). В связи, чем они подлежат государственной регистрации, которая осуществляется в соответствии с порядком регистрации юридических лиц, установленном Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» [3] .

Как и любая другая некоммерческая организация, нотариальная палата может осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это необходимо для выполнения ее уставных задач (ч.5 ст.24 Основ).

Основы не предусматривают существование каких-либо альтернативных палат. Однако на практике возникали случаи их создания. Приведем пример:

«Мурманская областная нотариальная палата обратилась в Мурманский областной суд с иском к управлению юстиции администрации Мурманской области, Мурманской нотариальной палате о признании недействительным (незаконным) решения от 5 ноября 1997 г. N 131 о регистрации Мурманской нотариальной палаты. По ее мнению, создание и регистрация на территории области второй (альтернативной) нотариальной палаты противоречит требованиям ст.ст.2, 12, 24, 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, допускающей создание в каждом субъекте Российской Федерации только одной нотариальной палаты.

Мурманский областной суд признал недействительным указанную регистрацию и обязал управление юстиции администрации Мурманской области исключить Мурманскую нотариальную палату из государственного реестра некоммерческих организаций, в пользу истца взыскал расходы по госпошлине по 417 руб. 45 коп. с каждого ответчика.

В кассационных жалобах управление юстиции Мурманской области и Мурманская нотариальная палата просили об отмене решения суда как принятого по иску ненадлежащего лица и постановленного без учета норм ГК РФ и Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ 19 апреля 1999 г. оставила судебное решение без изменения, а кассационные жалобы — без удовлетворения, указав следующее.

В соответствии со ст.24 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. (далее — Основы о нотариате) нотариальная палата — некоммерческая организация, представляющая собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.

Членами нотариальной палаты могут быть также лица, получившие или желающие получить лицензию на право нотариальной деятельности.

Нотариальные палаты образуются в каждой республике в составе Российской Федерации, автономной области, автономном округе, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге.

Частью 1 ст.29 Основ о нотариате предусмотрена Федеральная нотариальная палата — некоммерческая организация, представляющая собой профессиональное объединение нотариальных палат республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Таким образом, Основы о нотариате устанавливают единую, заранее определенную по составу, организованную по территориальному принципу систему, состоящую из нотариальных палат субъектов Российской Федерации, объединенных в Федеральную нотариальную палату.

Данное построение обусловлено спецификой нотариата, призванного обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, необходимостью организации государством эффективного контроля за деятельностью нотариусов, совершающих нотариальные действия от имени Российской Федерации (ст.1 Основ о нотариате), публично-правовым предназначением нотариальных палат, наделенных государством отдельными управленческими и контрольными полномочиями в целях обеспечения в нотариальной деятельности гарантий прав и свобод граждан (п.3 ч.5 ст.12, ч.1 ст.34 Основ о нотариате).

Возможность создания помимо нотариальных палат субъектов Российской Федерации других нотариальных палат Основы о нотариате не предусматривают.

Этот вывод сделан исходя из других положений Основ о нотариате в их взаимосвязи, в частности, ч.4 ст.2, обязывающей нотариуса, занимающегося частной практикой, быть членом нотариальной палаты, ч.2 ст.4, предусматривающей образование квалификационных коллегий при органах юстиции с участием представителей нотариальной палаты, чч.1, 2 ст.12, устанавливающей, что должность нотариуса учреждается и ликвидируется, а также количество должностей нотариусов в нотариальном округе определяется органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Как видно из названных правовых положений, субъектом отношений, связанных с обязательным членством нотариуса, наделением его полномочиями, определением количества должностей нотариуса, наряду с соответствующим органом юстиции во всех случаях выступает только одна нотариальная палата.

При таком положении вывод областного суда о незаконности создания в Мурманской области второй нотариальной палаты правильный.

Довод ответчиков в кассационных жалобах о нарушении норм гл.4 ГК РФ и Федерального закона от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях», не содержащих ограничений количества создаваемых организаций в форме некоммерческого партнерства, необоснован. Указанные законодательные акты в числе форм некоммерческих организаций не называют нотариальные палаты, допуская создание организаций в иных формах, предусмотренных федеральным законом. Таким специальным законом являются Основы о нотариате, наделяющие нотариальные палаты государственными исполнительными и контрольными функциями, несвойственными некоммерческим организациям и предопределяющими особый статус этих палат, их состав и систему.

Кроме того, нельзя согласиться с утверждением ответчиков о том, что признанием обязательным членства нотариуса в нотариальной палате региона суд в нарушение ст.ст.30, 37 Конституции Российской Федерации ограничил право нотариусов, занимающихся частной практикой, на выбор работы, т.е. нотариальной палаты, принуждая их осуществлять трудовые функции только в одной нотариальной палате субъекта Российской Федерации. Государство вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публичную (в данном случае — нотариальную) деятельность, обязательные условия назначения на должность и пребывания в ней. Поэтому обязательность членства нотариусов, занимающихся частной практикой, в нотариальной палате, созданной в соответствии с законом, не затрагивает их конституционных прав на свободу объединения и свободный выбор рода деятельности и профессии. Подобная правовая позиция изложена Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 19 мая 1998 г. N 15-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст.ст.2, 12, 17, 24 и ст.34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

Мурманская областная нотариальная палата, объединяющая нотариусов, занимающихся частной практикой на территории Мурманской области, представляет их интересы, участвует в наделении их полномочиями, в учреждении, ликвидации и определении количества должностей нотариусов, осуществляет контроль за исполнением ими своих профессиональных обязанностей по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации, в связи с этим непосредственно заинтересована в обеспечении на территории области надлежащей защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Таким образом, данная нотариальная палата — надлежащее лицо по иску, связанному с осуществлением нотариальной деятельности на территории области, и как нотариальная палата субъектов Российской Федерации вправе требовать устранения нарушений в сфере нотариальной деятельности в этом регионе.

Ссылка ответчиков в жалобах на нарушение норм закона, в частности ст.ст.61, 62 ГК РФ, регламентирующих порядок ликвидации некоммерческих организаций и определяющих круг лиц, имеющих право обращения в суд с названными требованиями, ошибочна. В данном случае заявлено требование не о ликвидации некоммерческой организации, а о признании недействительным решения о ее регистрации. Недействительность решения о регистрации влечет за собой недействительность всех последующих основанных на нем актов, в том числе соответствующей записи о регистрации в государственном реестре некоммерческих организаций.

Судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, применены нормы материального права, регулирующие возникшие отношения, нарушения норм процессуального закона не допущено, в связи с этим законных оснований для отмены решения областного суда не имеется» [4] .

Таким образом, действующее законодательство исключает существование альтернативных нотариальных палат.

К слову сказать, вопрос о конституционности положений части четвертой статьи 2 и части первой статьи 24 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, об обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой, в нотариальной палате, ставился в Конституционном суде РФ 19 мая 1998 года. Тогда заявители высказали мнение, что вышеназванные нормы не соответствуют статье 30 (часть 2) Конституции Российской Федерации, запрещающей принуждение к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем, суд приостановил производство по делу и направил в Конституционный Суд Российской Федерации запрос о проверке конституционности указанных норм. Конституционный суд подтвердил конституционность данных положений.

Процитируем лишь часть постановления:

«Осуществление нотариусами нотариальных функций от имени государства предопределяет их публично-правовой статус и обусловливает необходимость организации государством эффективного контроля за деятельностью, включая деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой и в качестве таковых принадлежащих к лицам свободной профессии. В связи с этим Основами законодательства Российской Федерации о нотариате предусматривается создание в каждом субъекте Российской Федерации нотариальных палат — некоммерческих организаций, представляющих собой профессиональные объединения, которые основаны на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой, и организуют работу на принципах самоуправления в соответствии с федеральным законодательством, законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации и своим уставом (части первая, третья и четвертая статьи 24 Основ).

Именно в силу публичного предназначения нотариальных палат для их организации неприемлем принцип добровольности, характерный для членства в других объединениях, которые создаются в целях удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан исключительно на основе общности их интересов (статья 30 Конституции Российской Федерации, статья 117 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 3 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Обязательное членство занимающихся частной практикой нотариусов в нотариальной палате как условие занятия указанной профессией не затрагивает ни конституционный принцип равенства, ни конституционные права на свободу объединения и свободный выбор рода деятельности и профессии (статьи 19, 30 и 37 Конституции Российской Федерации), поскольку государство вправе устанавливать для всех граждан, желающих осуществлять публичную (нотариальную) деятельность, обязательные условия назначения на должность и пребывания в должности.

Аналогичная правовая позиция была сформирована Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 28 января 1997 года по делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 УПК РСФСР: государство, обеспечивая оказание гражданам различных видов юридической помощи, обязано устанавливать с этой целью определенные профессиональные и иные требования; к компетенции законодателя относится и определение соответствующих условий допуска тех или иных лиц к профессиональной юридической деятельности с учетом ее публичной значимости.

Это тем более оправдано, когда такая деятельность осуществляется от имени государства, что имеет место при совершении нотариальных действий. Кроме того, членство в нотариальной палате не препятствует нотариусам, занимающимся частной практикой, участвовать в создании других объединений (общественных, профессиональных союзов и т.п.), основанных на принципе добровольного членства. Однако такие объединения не могут наделяться установленными Основами для нотариальных палат властными организационно-контрольными полномочиями.

Невыполнение занимающимся частной практикой нотариусом требования об обязательном членстве в нотариальной палате является нарушением законодательства и как таковое может повлечь прекращение судом его деятельности. Однако членство в нотариальной палате и связанное с ним право осуществления частной нотариальной деятельности не могут быть поставлены в зависимость от каких-либо иных, не установленных законом условий, в том числе от уплаты не предусмотренных Основами вступительных взносов» [5] .

Вернемся к рассмотрению правового статуса нотариальной палаты.

В соответствии с ч.2 ст.25 Основ, нотариальная палата представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности; организует стажировку лиц, претендующих на должность нотариуса, и повышение профессиональной подготовки нотариусов; возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов; организует страхование нотариальной деятельности.

Организация деятельности региональной нотариальной палаты невозможна без руководящих органов нотариального самоуправления. Согласно ст. 26 Основ высший орган нотариальной палаты — собрание ее членов. При голосовании члены нотариальной палаты, являющиеся нотариусами, занимающимися частной практикой, обладают правом решающего голоса, а помощники и стажеры нотариуса — правом совещательного голоса.

В период между собраниями деятельностью нотариальной палаты руководят избранные собранием членов нотариальной палаты правление и президент.

[1] Герасимов В. Потенциал нотариата не востребован // Российская юстиция. – 2000. — №1.

[2] Постатейный комментарий к Основам законодательства Российской Федерации о нотариате / Под ред. Аргунова В.Н. – М.: Спарк. – 1996. – с.71.

[3] Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 13 августа 2001 г. — N 33 (Часть I). — Ст. 3431.

[4] Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 19 апреля 1999 г. «Создание в субъекте Российской Федерации альтернативной нотариальной палаты признано незаконным» (Извлечение) // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. — 1999 г. — №10. — с.2.

[5] Постановление Конституционного Суда РФ от 19 мая 1998 г. N 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. — 1998 г. — №5.

Правовой статус нотариуса в РФ

Нотариус в Российской Федерации обладает общим и специальным правовым статусом. Общий правовой статус производный от конституционного и присущ каждому гражданину Российской Федерации. Специальный правовой статус возникает с момента назначения на должность.

Утвердив двойную структуру нотариата (имеются в виду государственный и частнопрактикующий нотариусы), российское законодательство определяет некоторые особенности правового статуса каждого из них.

Обратим внимание, что ст. 2 Основ о нотариате (ч. 3) содержит общее правило: » При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу». Отметим, что равенство в правах провозглашается только в отношении совершения нотариальных действий.

Конструкция данной статьи неудачна Если внимательно анализировать текст Основ законодательства РФ о нотариате, то можно сделать вывод, что при совершении нотариальных действий нотариусы не обладают реальным равенством в правах. Финансовое обеспечение деятельности того и другого различно, что отражается на тарифе за услуги. Государственный нотариус взимает только размер государственной пошлины, частнопрактикующий — не связан ей. Если обратиться к тексту статей 35, 36 Основ о нотариате, то нетрудно заметить, что в перечне нотариальных действий, совершаемых нотариусами, занимающимися частной практикой, отсутствуют выдача свидетельств о праве на наследство, а также принятие мер к охране наследственного имущества. » При отсутствии в нотариальном округе государственной нотариальной конторы совершение названных нотариальных действий поручается совместным решением органа юстиции и нотариальной палаты одному из нотариусов, занимающихся частной практикой» (ст. 36 Основ о нотариате). Иными словами, государственные нотариусы обладают большими правами, чем частнопрактикующие. Более того, в соответствии со ст. 36 дополнительные полномочия, связанные с ведением наследственных дел, доверяются только одному из нотариусов, занимающихся частной практикой.

Вывод заключается в следующем. Законодатель ставит во главу угла не принцип равенства прав при совершении нотариальных действий, а равенство порождаемых юридических последствий при оформлении документов нотариусами1.

Рассмотрим права, присущие как государственному нотариусу, так и занимающемуся частной практикой. Согласно ст. 15 Основ о нотариате нотариус вправе:

совершать предусмотренные Основами нотариальные действия в интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством Российской Федерации или международными договорами;

составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий;

истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий.

Есть и отсылочная норма к региональным правовым актам. Законодательством республик в составе Российской Федерации нотариусу могут быть предоставлены и иные права. Закон Республики Карелия » О нотариате» не расширяет этот перечень, а лишь воспроизводит его (ст. 4). Идентична ст. 15 Закона Республики Саха (Якутия). Иные региональные законы о нотариате вообще ничего не говорят о правах нотариуса, так и не реализуют полномочия делегированные федеральным законодательством.

Обратимся к правам, присущим отдельно государственному нотариусу и частнопрактикующему. Государственный нотариус является работником, а работодателем выступает соответствующий региональный орган юстиции Относится ли такой нотариус к государственным служащим (уже отмечалось, что в некоторых регионах специальным законом предусматривалось распространение статуса государственного служащего на нотариуса)? Обратимся к Федеральному закону » Об основах государственной службы РФ»2.

Согласно ст. 3 этого закона государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Чтобы понять, является ли государственный нотариус государственным служащим, нужно рассмотреть понятие государственной должности. В соответствии со ст. 1 Федерального закона » Об основах государственной службы РФ» государственнаядолжность -это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с КонституциейРФ (далее — государственные органы), с установленным кругом обязанностейпо исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержаниеми ответственностьюза исполнение этих обязанностей.

1 Проект Федерального закона «О нотариате» закрепляет: «Удостоверенные и засвидетельствованные в нотариальном порядке сделки и факты имеют одинаковую юридическую силу на всей территории Российской Федерации независимо от того, каким нотариусом было совершено нотариальное действие».

2 Собрание законодательства РФ, 1995, № 31, ст. 2990.

Следовательно, особенности статуса государственного служащего состоят в том, что он наемный работник, основная задача которого — обеспечение нормального функционирования государственного органа. В этом случае государственный орган наделен определенным объемом компетенции, который реализует соответствующий служащий. Это отмечает и профессор Ю.Н. Старилов: » Государственные служащие представляют собой социальную группу, состоящую из индивидуальных субъектов права (физических лиц), осуществляющих на возмездных началах определенные социально необходимые функции и вытолняющих задачи учрежденных и действующих государственных органов и организаций. Для нормального функционирования каждой организации необходим собственный персонал, состоящий из специально подготовленных служащих»1. Характерен ли данный признак для нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе? Представляется, что нет.

Согласно Основам о нотариате нотариус — основной субъект данного круга правоотношений «Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой» ( ст. 1). Негосударственная нотариальная контора наделена полномочиями по совершению нотариальных действий, а нотариус (конкретное физическое лицо) имеет индивидуальную лицензию, личную печать, штампы и бланки.

Региональноезаконодательствозачастую определяетнотариуса, работающегов го-сударственнойнотариальнойконторе, как государственногослужащего субъекта РФ. Так, согласно ст. 3 ЗаконаРеспубликиКарелия»О нотариате» государственнышнотари ус является государственнымслужащим осуществляет свои полномочия в пределах прав, предоставленныхему законодательствомРоссийскойФедерациии Республики Карелия о нотариате.

В соответствии со ст. 7 Закона Республики Саха (Якутия) нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах, являются государственными служащими и на них распространяется законодательство о государственной службе Республики Саха ( Якутия). Государственная нотариальная контора является юридическим лицом.

Сторонники придания статуса государственного служащего нотариусу, работающему в государственной нотариальной конторе, могут сослаться на то, что данный вопрос является предметом регулирования регионального законодательства. Статус служащего субъекта — это предмет ведения региона. Соответственно, раз региональный правовой акт наделил его таким статусом, значит нотариус, работающий в государственнойнотариальнойконторе, будет иметь такой статус В данном случае следует исходить из того, что институт государственнойслужбы относится к административному праву, а значит, любой региональный закон должен соответствовать федеральному закону «Об основах государственнойслужбы РФ». (О понятиях, предусмотренных данным законом, было сказано выше.) Старилов Ю.Н. Служебное право. — М., 1996, с. 311.

Основы законодательства РФ о нотариате предусматривают также, что увольнение государственного нотариуса осуществляется в соответствии с законодательством о труде. Проект Федерального закона » О нотариате» идет по иному пути, предусматривая, что нотариус, работающий в нотариальной конторе при органах юстиции, является государственным служащим субъекта Российской Федерации, замещающим ведущую государственную должность» (ст. 54 проекта).

Обращает на себя внимание тот факт, что иногда законодатель субъекта Российской Федерации называет нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе, «государственным нотариусом». Такое совмещение допустимо в доктрине, статьях, монографиях, где оно применяется в целях сокращения и является условным. Подобное недопустимо в официальных нормативных актах, так как за кажущейся идентичностью скрывается различный смысл. Как уже отмечалось, основной субъект — нотариус, который лишь выбирает место своей работы — государственная контора или частная практика.

Частнопрактикующийнотариус обладает некоторыми дополнительнымиправами, вытекающими из специфики организации его деятельности. Основы о нотариате не предусматривают самостоятельногокомплекса прав, закрепленного отдельной статьей закона Поэтому при систематизацииих необходимо исследовать весь текст Основ о нотариате Согласно ст. 8 нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открыватьв любом банке расчетныши другие счета, в том числе валютный, иметь имущественныеи личные неимущественныеправа и обязанности нанимать и увольнятьработников распоряжатьсяпоступившимдоходом выступатьв суде, ар-битражномсуде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством РФ и республик в составе РФ. Комплекс названных прав нуждаетсяв небольшомкомментарии.

Как отмечалось авторами одного из Комментариев к Основам законодательства РФ о нотариате, » в статье, определяющей правовой статус нотариуса, занимающегося частной практикой, по существу перечисляются все признаки юридического лица»1. Действительно, ст. 48 ГК РФ предусматривает, что юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Поэтому текст Основ о нотариате несовершенен, так как законодатель » применил» к нотариусу норму, которая касается совсем иного вида лиц в гражданском праве. Недаром фраза о » возможности участия частнопрактикующего нотариуса в арбитражном суде от своего имени», а также механическое упоминание о наличии имущественных и личных неимущественных прав породила спор. Предметом этого спора стали вопросы, следует ли рассматривать нотариуса как частного предпринимателя или по аналогии как юридическое лицо, соответственно, подведомственны ли арбитражному суду все споры с участием частнопрактикующего нотариуса. Комментарий к Основам законодательства РФ о нотариате. — М., 1996, с. 14.

Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 мая 1993 года № С-13/ОСЗ-1691 » В связи с введениемв действиеОснов законодательстваРФ о нотариате» специально разъяснило, что арбитражному суду не подведомственны споры:

а) о лишении нотариуса, занимающегося частной практикой, права нотариаль- ной деятельности (ст. 12 Основ);

б) о возмещении нотариусом, занимающимся частной практикой, ущерба, при- чиненного вследствие умышленного разглашения им сведений о совершенном но- тариальном действии или совершения нотариального действия, противоречащего законодательству РФ (ст. 17 Основ);

в) о прекращении деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, в случае совершения им действий, противоречащих законодательству РФ ( ст. 17 Основ);

г) об обжаловании отказа нотариуса совершить нотариальное действие или не- правильное совершение им нотариального действия (статьи 33, 49 Основ).

Подведомственносгарбитражнымсудам споров о праве, основанномна совершенном нотариальномдействии, определяетсяв соответствиис их компетенцией, установленной АрбитражнымпроцессуальнымкодексомРФ.

Закон Смоленской области » О нотариате» систематизировал права нотариуса.

иметь контору в закрепленном управлением юстиции и нотариальной палатой нотариальном округе на территории Смоленской области;

совершать предусмотренные федеральным законодательством о нотариате нотариальные действия в интересах граждан и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением случаев, когда место совершения нотариального действия определено законодательством РФ и международными договорами;

иметь в любом банке расчетный, депозитный и другие счета, в том числе валютный счет;

иметь имущественныеи личные неимущественныеправа и обязанности

нанимать и увольнять работников в соответствии с законодательством о труде, а также привлекать работников по договорам гражданско-правового характера;

распоряжаться поступившими денежными средствами;

выступать в суде, арбитражном суде от своего имени;

осуществлять иные права, предусмотренные действующим федеральным законодательством.

Как было упомянуто, нотариус вправе иметь контору. Данное право не носит абсолютного характера, оно ограничено требованием о соблюдении нотариусом границ нотариального округа. Согласно ст. 13 Основ о нотариате нотариус должен иметь место для совершения нотариальных действий в пределах нотариального округа, в который он назначен на должность. Однако совершение нотариусом нотариального действия за пределами своего нотариального округа не влечет за собой признания недействительности этого действия. Причем законодатель не оговаривает данное правило какими-либо специальными условиями. Поэтому можно согласиться с мнением В. С. Репина, что » здесь вопрос не столько в законодательныхнор-мах, сколько в нравственных.. По крайней мере, гражданин не должен страдать из-за необдуманных действий нотариуса». Следует также учесть, что » поскольку обжалование действий нотариуса допускается только по месту нахождения его конторы, то обжалование действий нотариуса будет сильно затруднено, если действие совершалось вне нотариального округа, в котором действует нотариус»1. Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ, 1993, № 7.

Здесь также можно отметить коллизию двух терминов. В ст. 8 Основ о нотариате говорится о » нотариальной конторе», в ст. 13 — о » месте совершения нотариальных действий». Под нотариальной конторой следует понимать специальное помещение, профессионально оборудованное для нотариальной деятельности. По-видимому, законодатель хотел подчеркнуть, что нотариус, занимающийся частной практикой, может выступать арендатором нежилого помещения. В ст. 13 подразумевается лишь наличие рабочего места, где нотариус должен осуществлять прием граждан. Иными словами, это может быть и квартира, переоборудованная под офис, и жилое помещение, где проживает сам нотариус. Закон не содержит какого-либо запрета на этот счет. Поэтому нельзя согласиться с В. С. Репиным, что » какой бы ни был правовой статус помещения, оно должно удовлетворять следующим требованиям: иметь приемную, где посетители могут подождать, комнату секретаря нотариуса, комнату нотариуса»2. Основы о нотариате не предусматривают таких дополнительных требований, что опять же является недостатком данного правового акта.

Почему мы заостряем внимание на данной терминологии? Потому что государственное регулирование в основном и должно быть направлено на упорядочение деятельности нотариуса. Зачастую нотариусы понимают частную практику как полную свободу деятельности Устанавливаютпроизвольный график работы, ведут прием на дому, помещение не отвечает требованиям соблюдения нотариальной тайны и т. д. Эти недостатки способствовали появлению инициативы со стороны регионального законодателя, который взялся за устранение данного пробела. И если исследовать данный » срез» законодательства, то именно организационно-технические вопросы региональным законодателем урегулированыболее четко.

Согласно ст. 6 (» Организация работы нотариальных контор») Закона Нижегородской области » О нотариате» нотариальные конторы как государственные, так и нотариусов, занимающихся частной практикой, обязаны иметь вывеску с указанием профиля деятельности, а также вывеску с указанием режима работы. Нотариусы обязаны осуществлять прием физических и юридических лиц не менее 30 часов в неделю. Режим работы нотариуса устанавливается при наделении его полномочиями. Изменение режима работы нотариус обязан согласовать с управлением юстиции и нотариальной палатой.

В ст. 6 Закона Ульяновскойобласти»О нотариате» предусмотрено что «нотариусы, работающие в государственныхнотариальныхконторах или занимающиесячастной практикой обязаны иметь место для приема граждан и совершениянотариальныхдей-ствийв пределах нотариальногоокруга в котором они назначены на должность Конкретное место расположениянотариальнойконторы определяетсянотариусомпо согласованию с Управлениемюстиции администрацииУльяновскойобласти и нотариальной палатой Помещение для нотариальнойконторы должно обеспечиватьосуществление нотариальнойдеятельности, в том числе свободныйдоступ заинтересованныхлиц на прием к нотариусу, тайну совершениянотариального действия хранение материалов нотариальногоделопроизводств,а архив». Репин В.С. Комментарий к Основам законодательства РФ о нотариате. — М., 1999, с. 23. Репин В.С. Указ. соч., с. 12.

Опыт регулирования нотариальной деятельности на региональном уровне был учтен при подготовке проекта Федерального закона » О нотариате». В частности, ст. 31 проекта предусматривает, что местом осуществления нотариальной деятельности является нотариальная контора, расположенная в пределах нотариального округа, в котором лицо назначено на должность нотариуса. При этом помещение нотариальной конторы должно обеспечивать доступ граждан и иных лиц на прием к нотариусу, тайну нотариального действия, сохранность материалов нотариального делопроизводства и архива (п. 3). Не допускается использование в качестве помещения для нотариальной конторы жилого помещения.

Согласно ч. 2 ст. 8 Основ о нотариате частнопрактикующий нотариус » пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством РФ». Законодательством, устанавливающим порядок пользования такого рода услугами, предусматривается, что пользование вменяется в обязанность, в частности, относительно пенсионного и медицинского страхования. По нашему мнению, формулировка » пользуется» неудачна, так как она отражает элемент субъективного права, а реально присутствует обязанность. Право пользования — один из элементов структуры субъективного права.

Статья 16 Основ о нотариате закрепляет круг обязанностей нотариуса (как частнопрактикующего, так и государственного). Всего в статье названо четыре обязанности ( одна из них включает в себя несколько составляющих), которые условно можно разделить на две группы. Обязанности, входящие в первую группу, направлены на защиту прав лиц, обратившихся к нотариусу. К ним относятся следующие обязанности:

оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов;

разъяснять им права и обязанности;

предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред;

хранить в тайне сведения, которые стали известны нотариусу в связи с осуществлением им профессиональной деятельности.

Выше уже говорилось об отношении авторов настоящего издания к обязанности нотариуса оказывать содействие в осуществлении прав и защите законных интересов граждан. Советское законодательство предусматривало такую обязанность. По нашему мнению, имея такую обязанность, нотариус становится заинтересованным лицом, так как две стороны, как правило, обращаются к нему за совершением нотариального действия ( в частности, при удостоверении договоров). Не исключена ситуация, когда, по мнению нотариуса, ущемлен чей-либо интерес. В таком случае нотариус должен отойти от принципа беспристрастности и встать на чью-то сторону. Данная ситуация не отвечает принципам частного права ( принцип равенства сторон). По всей видимости, следует руководствоваться нормами Гражданского кодекса РФ, устанавливающего признаки недействительности сделки. При наличии этих признаков нотариус должен оказывать содействие в защите прав » потерпевшей» стороны. Обязанность предполагает наличие ответственности, поэтому должна быть четко сформулирована, чтобы исключить возможность двоякого ее толкования. В данном случае такой определенности нет.

Обязанность соблюдения нотариальной тайны будет предметом самостоятельной главы данного исследования.

Во вторую группу входят обязанности, направленные на реализацию публичного интереса. К ним относятся:

обязанность отказать в совершении нотариального действия в случае его несоот-ветствиязаконодательствуРФ или международнымдоговорам

обязанность представления в налоговый орган справки о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимой для исчисления налога с имущества переходящегов порядке наследованияили дарения (в случаях, предусмотренных законодательнымиактами РФ).

Как видно из текста ст. 48 Основ о нотариате, обязанность отказать в совершении нотариального действия возникает только тогда, когда это действие противоречит федеральному законодательству или международному договору. Данная обязанность не возникнет в случае, если совершение нотариального действия противоречит региональному законодательству. Известны факты, когда в субъектах Российской Федерации принимаются правовые акты, противоречащие Конституции РФ и Гражданскому кодексу РФ, устанавливающие нотариальную форму какого-либо договора, вводятся обязательные бланки договоров, доверенностей. В частности, в Санкт-Петербурге вводились специальные бланки доверенностей на отчуждение недвижимости. В Мордовии некоторое время было установлено ограничение на оформление доверенностей на автомобили, в Ярославской области вводилось обязательное нотариальное удостоверение договоров отчуждения транспортного средства.

Основы о нотариате устанавливают дополнительную обязанность нотариуса -представлять сведения нотариальной палате. Причем эта обязанность относится как к частнопрактикующему нотариусу, так и работающему в государственной нотариальной конторе. Согласно ст. 28 нотариальная палата может истребовать от нотариуса ( лица, замещающего временно отсутствующего нотариуса) представления сведений о совершенных нотариальных действиях, иных документов, касающихся его финансово-хозяйственной деятельности, а в необходимых случаях — личных объяснений в нотариальной палате, в том числе и по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики. Несмотря на то, что название данной статьи содержит слово » обязанность», сама статья ничего не говорит о должном поведении нотариуса. Указывается только на право нотариальной палаты истребовать материалы, документы, объяснения, но нет корреспондирующей обязанности к самому нотариусу.

Согласно ч. 3 ст. 34 Основ о нотариате нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами.

Уставы нотариальных палат значительно расширяют обязанности своих членов. В наибольшей степени это относится к нормам, направленным на организацию деятельности нотариальной палаты. В качестве таких обязанностей могут быть установлены следующие:

уплачивать членские и иные взносы;

посещать общие собрания членов нотариальной палаты;

соблюдать устав нотариальной палаты и т. д. Перечисленныеобязанности хотя и имеют текстуальноезакрепление но вряд ли их

можно назвать порождающимиправоотношения, которые могут быть обеспеченысо стороны государства Нотариальнаяпалата не управомоченапринимать решения нор мативногохарактера обязательныедля нотариусов В ст. 25 Основ о нотариатеговорит ся лишь о том, что полномочиянотариальнойпалаты определяютсяОсновамио нотариате и Уставом. Но в ней нет указанияна делегированиеполномочийпо правотворчеству таких документов, которые обязательныдля исполнениянотариусами

Еще по теме: