Конституционные права свободы и обязанности кпзс

Конституционные права свободы и обязанности кпзс

11. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ

Эта группа конституционных прав и свобод предоставляет гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни. Эти права и свободы провозглашены во Всеобщей декларации прав человека, закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах.

Свобода союзов и ассоциаций подразумевает право граждан на создание политических партий и других общественных организаций, которые обладают свободой деятельности. Право граждан на объединение в политические партии подкреплено достаточно серьезными гарантиями, кроме партий, преследующих незаконные цели. Суть свободы демонстраций и собраний состоит в том, что на проведение собраний, митингов, шествий, манифестаций, демонстраций не требуется предварительного разрешения властей и они не ограничиваются местом и временем. Составной частью политической свободы является свобода печати, радио и телевидения. Так, в ряде стран (США, Великобритания, Австралия и др.) предусмотрена высокая материальная ответственность и даже уголовные наказания за нарушения законов о печати.

В число политических прав нередко включается право на участие в отправлении правосудия. Некоторые конституции фиксируют это в общем виде, используя формулу: «Народ участвует в отправлении правосудия» (Конституция Италии), другие – путем указания на формы участия представителей населения в судебном рассмотрении конкретных дел (Конституция США). Самая распространенная форма – институт присяжных заседателей (США, Великобритания): присяжные, также обычные граждане, образуют самостоятельную коллегию в составе, как правило, 12 человек (бывает и 6), которые призваны в итоге судебного разбирательства единогласно или большинством голосов ответить на вопрос: виновен обвиняемый или нет. В зависимости от этого вердикта профессиональный судья выносит приговор.

Обязанности граждан в своей совокупности составляют правовой статус гражданина и человека. Обязанности далеко не всегда закрепляется в конституционном порядке, но все же вытекают из предписаний тех отраслей права (уголовного, административного и др.), которые указанные ограничения закрепляют Среди основных обязанностей – уважать конституцию, участвовать в голосовании на выборах в высшие органы государственной власти (там, где существует обязательное голосование), соблюдать законы, платить налоги, являться в суд по вызову, отбывать воинскую повинность (там, где она существует), подчиняться полицейским предписаниям и др. Нарушение этих обязанностей влечет за собой наказание. Новейшие конституции (Словакия и др.) подчеркивают, что обязанности граждан могут устанавливаться только законом. При этом различаются обязанности граждан и лиц, не имеющих гражданства данного государства (последние, например, не несут воинской повинности).

Конституционные права и свободы Германии

Регулируя правовой статус личности, конституция уделяет особое внимание политическим и личным свободам, однако закрепляет и социально-экономические права в том варианте, который был возможен в ситуации, сложившейся в Германии к 1949 г. (не говорится о праве на труд и др.). Конституционные принципы, относящиеся к социально-экономическим правам, были существенно развиты и дополнены в дальнейшем современным законодательством.

Среди социально-экономических и социально-культурных прав Конституция называет свободу выбора профессии, места работы (ограничения возможны только по приговору суда), свободу объединения для охраны и улучшения условий труда (прежде всего это профсоюзные свободы), право собственности и ее наследования (с тем ограничением, что собственность должна служить общему благу), свободу искусства, науки, образования, свободу преподавания, но при условии соблюдения Конституции (свобода преподавания относится в основном к высшей школе).

В Основном законе Германии содержится обычный перечень политических прав и свобод: свобода выражения и распространения мнений, свобода печати, свобода доступа к информации, свобода мирных собраний, право на объединение и др. Предусматривается право индивидов или коллективов обращаться в государственные органы с жалобами и просьбами.

Среди личных прав и свобод Конституция называет: право на жизнь и физическую неприкосновенность, на неприкосновенность жилища (без разрешения хозяина и постановления судьи проникновение в жилище возможно лишь в случае опасности для общества и лица, для предотвращения нарушений общественной безопасности и порядка), на тайну переписки, на свободу совести и др.

Об обязанностях граждан в конституции содержатся лишь краткие положения: об обязанности родителей заботиться о детях, закреплена обязанность воинской службы.

В Конституции предусмотрены юридические гарантии прав и выполнения обязанностей. В частности, государство или ведомство, на службе которого состоят лица, нарушившие свои служебные обязанности в отношении третьих лиц (физических и юридических), несут ответственность за действия своего служащего. Права военнослужащих обязан защищать уполномоченный Бундестага (омбудсмен) по обороне.

4. Гражданские (личные) права, свободы и обязанности

Личные права, свободы и обязанности на конституционном уровне представлены свободой и неприкосновенностью лично­сти, неприкосновенностью чести и достоинства граждан, сво­бодой совести, свободой и тайной переписки, неприкосновенностью жилища, правом на получение компенсации за ущерб, нанесенный государственными органами или государственны­ми служащими, а также некоторыми правами и обязанностя­ми, связанными с браком и семьей, обязанностью соблюдать общественный порядок, уважать нормы общественной морали.

Мы уже отмечали, что в качестве реакции на период «культурной революции» ст. 38 Конституции запрещает каким бы то ни было способом подвергать граждан оскорблениям, клевете, ложным обвинениям и травле. Эта конституционная норма особо подкреплена уголовным законодательством. В ча­стности, ст. 138 УК КНР гласит: «Строго запрещается распро­странение клеветы на кадры, массы с использованием раз­личных способов и средств. Каждый акт клеветы на другого человека (в том числе на преступника) с учетом характера пре­ступления, обстоятельств, последствий и степени вины влечет за собой уголовную ответственность виновного. Работники го­сударственных органов, виновные в клевете, наказываются более строго». Имеется в УК и специальная статья, посвящен­ная использованию получивших печальную известность в пе­риод «культурной революции» дацзыбао и сяоцзыбао (стен­ные газеты, написанные соответственно большими и малыми иероглифами) для оскорбления другого лица. В соответствии со ст. 145 УК такое действие влечет за собой лишение свобо­ды на срок до трех лет, уголовный арест либо лишение поли­тических прав*.

* См.: Китайская Народная Республика. Конституция и законодательные акты. М., 1984. С. 358.

Целый ряд личных прав и свобод не нашел отражения на конституционном уровне. Прежде всего это право на жизнь. Вполне понятно, что ценность человеческой жизни в государ­стве с миллиардным населением и тоталитарным строем не может быть высокой, независимо от того, записано в Консти­туции право на жизнь или нет. Здесь китайская Конституция просто следует социалистической традиции, которая сама по себе многое говорит о государстве и его строе.

При формулировании конституционного права на жизнь современный законодатель вынужден проводить грань между правом родителей свободно решать вопрос о рождении ребенка и правом на жизнь. Китайский подход к этой проблеме обуслов­лен почти уникальной ситуацией: быстрые темпы роста милли­ардного населения препятствуют обеспечению ему нормально­го жизненного уровня. Ведь более 25% прироста национального дохода приходится отдавать на нужды нового родившего­ся поколения. В связи с этим в КНР была разработана и актив­но проводится в жизнь долгосрочная программа мероприятий в области снижения естественного прироста населения с тем, чтобы численность населения КНР на рубеже XXI в. не пре­высила 1,28 млрд. человек. Однако, как это признается и в китайской печати, такая задача трудновыполнима, поскольку в настоящее время страна переживает третий бум рождаемо­сти со времени образования КНР. Удержать намеченный пре­дел численности можно только в случае жесткого и постоян­ного контроля.

Статья 25 Конституции гласит: «Государство распространяет планирование рождаемости с тем, чтобы при­вести рост населения в соответствие с планами экономическо­го и социального развития». Эта политика включает предо­ставление льгот по снабжению, кредитных, налоговых и дру­гих льгот семьям, соблюдающим требования государства, и применение целого ряда мер к нарушителям политики плани­рования рождаемости, в частности при рождении второго ре­бенка в городской семье родители должны выплатить в фонд государства штраф в размере 2900 юаней, а при рождении тре­тьего — 5800 юаней*. Кроме того, нередко применяются меры административного характера.

* См.: Проблемы Дальнего Востока. 1996. № 4. С. 35.

Эта политика КНР не пользуется популярностью в меж­дународном сообществе, поскольку означает ограничение прав человека, но она позволяет китайскому руководству смягчить противоречие между чрезмерным ростом населения и сравни­тельно низким уровнем экономического и социального разви­тия. Вместе с тем нельзя сказать, что реализация данной по­литики проходит совершенно безоблачно: в ряде мест штра­фы превратились в источник доходов для местных бюджетов, и местной администрации выгодно несоблюдение установлен­ных норм. Сам размер штрафов, хотя они существенно вырос­ли с 1983 г .*, мало кого останавливает: «Богатые могут позво­лить себе заплатить, простые люди занимают деньги, а с бед­ных штраф взять все равно невозможно»**.

* Там же. В 1983 г . они составляли соответственно 300 и 600 юаней.

В Китае идет дискуссия о мерах, которые помогли бы ре­ализации политики планирования рождаемости. Сторонники жестких мер выступают за ужесточение штрафов и примене­ние административных мер к нарушителям. Сторонники другой, преобладающей, точки зрения призывают совершенство­вать контроль над рождаемостью, над деятельностью кадро­вых работников по планированию семьи на местах, шире при­менять меры материального и морального поощрения однодетных семей, используя для этого средства, полученные в виде штрафов с многодетных семей. Однако население вос­принимает все меры в контексте реальностей собственного существования на местном, а не общегосударственном уровне. А на местах традиционно богатство семьи, клана связывается с рождением большого количества прежде всего детей мужс­кого пола, и в борьбе кланов за власть преимущества в этом плане являются весомым аргументом. Понятно, что политика планирования рождаемости расценивается населением как по­сягательство не только на традиционные ценности, но и на возможное процветание рода (клана) в будущем. Естественно, что население нашло свои способы решения проблемы про­должения рода в необходимом для него количестве. Например, в литературе описаны случаи, когда, проявляя смекалку в решении данной проблемы, китайцы заводят много жен (хотя это и нарушает законодательство), молодые семьи уходят в горы на годы и не возвращаются, пока не родится достаточ­ное для данного клана количество мальчиков*, и т. п.

* Лю Сумэй приводит слова своего земляка, который появился в деревне с женой и пятью родившимися в горах сыновьями: «Штрафуйте теперь сколько хотите! Сыновья не имеют цены!» (см.: Лю Сумэй, Румянцев Е. Н. Указ. соч. С. 55).

Планирование рождаемости нашло отражение на консти­туционном уровне не только как сфера деятельности государ­ства, но и как обязанность семьи: часть вторая ст. 49 Консти­туции гласит: «Супруги — муж и жена — обязаны осуществ­лять планирование рождаемости».

Другой аспект права на жизнь — запрет или ограничение смертной казни — не нашел и не мог найти отражение на конституционном уровне. В КНР довольно широко по совре­менным меркам применяется смертная казнь за такие преступ­ления, как поджоги, взрывы, затопления, отравление либо совершение других опасных действий, повлекших смерть или тяжкие телесные повреждения либо причинившие крупный ущерб общественной и личной собственности (ст. 106 УК), умышленное убийство (ст. 132 УК), изнасилование (ст. 139 УК), грабеж общественной и частной собственности (ст. 150 УК), «коррупция в отношении общественной собственности» работников государственных органов (ст. 155 УК) и некоторые другие; кроме того, смертная казнь применяется к лицам, осужденным за так называемые контрреволюционные преступ­ления.

Следует, однако, отметить, что отсутствие конституци­онного закрепления права на жизнь не означает полного от­сутствия его защиты в текущем законодательстве. Право на жизнь в Китае защищается нормами УК, ГК, социальным законодательством, законодательством об охране окружающей среды, законодательством об обеспечении безопасности на транспорте, о контроле за качеством продуктов питания и др.

Не нашла отражения на конституционном уровне и сво­бода мысли. Для тоталитарного государства это неудивительно и вместе с тем не значит, что проблема государству безраз­лична. Ниже, в п. 3 следующего параграфа, мы приведем соот­ветствующие конституционные положения, свидетельствующие о стремлении государства (прежде всего, конечно, КПК) обес­печить желаемое единомыслие.

В Конституции нашел отражение только один аспект сво­боды мысли — свобода вероисповедания. В соответствии со ст. 36 Конституции, граждане КНР имеют свободу вероисповедания. Никакие государственные органы, общественные организации и отдельные лица не могут принудить граждан исповедовать или не исповедовать религию, не могут дискриминировать граждан за исповедание или неисповедание религии. В этой же статье установлена обязанность государства охранять нор­мальное отправление религиозной деятельности, указывает­ся, что «никто не может использовать религию для наруше­ния общественного порядка, нанесения вреда здоровью граж­дан и в ущерб государственной системе образования». Кроме того, предписано, что религиозные организации и религиоз­ная деятельность должны быть свободны от иностранного конт­роля.

В частях третьей и четвертой ст. 49 Конституции установ­лены обязанность родителей содержать и воспитывать несовер­шеннолетних детей и обязанность совершеннолетних детей содержать и поддерживать родителей, а также содержится запрещение нарушать свободу брака и жестоко обращаться со стариками, женщинами и детьми. Это тоже своеобразная черта содержания китайской Конституции. Последняя норма наводит на предположение о том, что с молодыми мужчинами жестоко обращаться можно; впрочем, разработчики текста Конститу­ции вряд ли имели это в виду.

Конституционные права свободы и обязанности кпзс

1. Содержание и способы определения правового положения личности

Вопрос о правах человека и гражданина является составной частью проблемы фактического положения личности в обществе и государстве.

Этимологически и по существу понятия «правовое положение» и «правовой статус» совпадают. Положение личности в обществе определяется не только правовыми нормами, но и всеми другими видами социальных норм и называется общественным статусом.

Правовой статус личности составляет лишь часть ее общественного статуса и относится исключительно к ее качеству человека и гражданина, к связям личности только с государством, а не с обществом в целом.

В самом общем виде правовой статус личности определяется как юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе.

Выделяют несколько видов правового статуса:

1. общий или конституционный статус человека и гражданина;

2. специальный или родовой статус определенной категории граждан;

3. индивидуальный статус (пол, возраст, семейное положение и т.д.);

4. статус иностранцев, лиц без гражданства, лиц с двойным гражданством;

5. отраслевые правовые статусы (уголовно-процессуальный, административно-процессуальный и др.);

6. статус физического лица и т.д.

Конституционный статус является единым и одинаковым для всех граждан, делающим все иные статусы производными от него.

Структура конституционного статуса личности:

правосубъектность (правоспособность и дееспособность);

основные права, свободы и обязанности;

гарантии правового статуса.

Основу правового положения личности составляют ее права, свободы и обязанности.

Конституционные гарантии прав личности действительны тогда, когда они закреплены не только (и не столько) в тексте Основного Закона, сколько в развернутой системе устоявшихся процедурных правил, которые на практике реализуют жизненность этих конституционных гарантий.

Итак, конституционное обеспечение прав человека складывается из:

1) текста самой конституции;

2) системы конституционно-применительных нормативных актов;

3) решений судов.

Для оценки реальности обеспечения прав человека конституционно-правовая практика значительно важнее чистой конституционной теории, закрепленной в тексте соответствующего раздела Основного Закона.

В качестве успешно действующей (или действовавшей) конституционной схемы можно признать только ту, которая обеспечила своим гражданам максимально возможный для данного периода времени уровень развития прав и свобод.

Способы определения правового положения личности:

позитивный (разрешительный) — устанавливает или констатирует, что субъект обладает определенным правом;

негативный (запрещающий) — запрещение любому субъекту нарушать или ограничивать определенное право или определенную свободу.

2. Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства

Важнейшей юридической предпосылкой правового положения личности в обществе является состояние гражданства, т.е. политическая принадлежность индивидуума к данному государству, которая обуславливает характер политико-правовых отношений между личностью и государством. Гражданство — это устойчивая правовая связь человека со своим государством, обусловливающая взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе.

Гражданин находится под суверенитетом государства, и последнее может требовать от него выполнения обязанностей, даже если он пребывает за границей. Государство, со своей стороны, должно защищать граждан на своей территории и оказывать им покровительство, когда они находятся за ее пределами.

Наряду с термином «гражданство», в монархиях употребляется термин «подданство». Эти понятия сегодня тождественны.

Способы приобретения гражданства:

по рождению (филиация — от лат. «филиус» — сын) — на основе принципов «права крови» или «права почвы» (в странах Американского континента);

прием в гражданство (натурализация) — по заявлению иностранца (условия: проживание определенный срок на территории данной страны, владение ее языком, наличие средств к существованию и др.);

восстановление в гражданстве — для лица, по какой-то причине утратившее гражданство (обычно упрощенный порядок);

выбор гражданства (оптация);

трансферт (в отличие от оптации не предоставляет право выбора)

Практике известны и другие способы:

вступление в брак;

занятие определенных должностей и др.

Сам способ приобретения гражданства может оказать определенное влияние на последующий правовой статус индивидуума, причем, как правило, это влияние сводится к определенным ограничениям правоспособности тех лиц, которые приобрели гражданство по натурализации (различного рода политические, экономические, религиозные, расовые и др. ограничения).

Основания прекращения гражданства:

отказ от гражданства (выход из гражданства);

утрата гражданства (особый случай);

лишение гражданства — санкция государства (Германия, Австрия, Испания).

Сложность, противоречивость и запутанность современного законодательства о гражданстве породили такие аномалии, как безгражданство (апатриды) и множественное гражданство (бипатриды). Оба состояния, как правило, порождаются несовпадением принципов приобретения и прекращения гражданства в различных странах. Более подробно — в курсе международного права.

Режим иностранцев. В демократических странах иностранцы по своему правовому статусу в основном приравниваются к собственным гражданам (национальный режим), за отдельными изъятиями:

не подлежат призыву на военную службу;

не пользуются избирательными правами;

не могут осуществлять некоторые занятия, занимать некоторые должности, а иногда приобретать некоторые объекты собственности.

Демократические конституции обычно предусматривают возможность предоставления политического убежища иностранцам (однако это не влечет автоматического предоставления гражданства).

В некоторых странах запрещена высылка из страны как своих граждан ( экспатриация ), так и законно находящихся в стране иностранцев. Так же запрещается выдача ( экстрадиция ) иностранным государством своих граждан и иностранцев, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами).

3. Классификация прав и свобод

Конституции и другие формы конституционного права провозглашают права и свободы самого различного характера и содержания.

Юридическое различие между субъективным правом и свободой провести трудно. И то и другое есть мера возможного поведения лица . Однако, когда речь идет о субъективном праве, имеется в виду наличие корреспондирующей обязанности у другого субъекта это право реализовать. Когда же говориться о свободе, имеется в виду запрещение кому бы то ни было эту свободу отрицать или ограничивать.

Основные права и свободы можно подразделить на три группы в зависимости от характера отношений, возникающих между индивидуумом и государством, а также между самими индивидуумами.

Во-первых, как физическое лицо личность наделяется определенными личными правами и свободами;

Во-вторых, личность как член политической общности наделяется определенными политическими правами и свободами;

В третьих, личность как член гражданского общества наделяется определенными социально-экономическими правами и свободами.

1. Личные права и свободы (принадлежат каждому) :

право на жизнь и неприкосновенность личности;

право на сопротивление насилию;

право на свободу;

право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну;

право на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений;

свобода передвижения и места жительства;

свобода совести, свобода вероисповедания.

2. Политические права и свободы (принадлежат гражданам) :

избирательная правосубъектность (активное и пассивное избирательное право);

право участвовать в управлении делами государства;

право на объединение;

свобода слова, печати;

право на получение информации и свобода распространения информации;

свобода союзов и свобода ассоциаций;

свобода шествий, свобода собраний и манифестаций.

право на владение и распоряжение частной собственностью;

право на равную плату за равный труд;

право на забастовку;

право на страхование по безработице;

право социального обеспечения;

право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

право на благоприятную окружающую среду;

свобода различных видов творчества и преподавания;

право пользования учреждениями культуры;

охрана женского и детского труда.

право на свободное заключение брака;

4. Обязанности граждан — мера должного поведения лица (этот институт начал оформляться и приобретать юридическое выражение лишь после второй мировой войны) :

подчинение законам и иным нормативным актам;

обязанность охранять природу;

обязанность трудиться (лишь в некоторых странах — Гватемала, Коста-Рика, Испания).

4. Гарантии прав и свобод человека и гражданина

Каждому человеку должна быть обеспечена возможность пользования всеми основными правами и свободами. Государство обязано гарантировать реальное осуществление этих прав и свобод всеми доступными средствами.

Чем выше степень реализации правового статуса личности, тем в большей мере ограничивается возможность произвола со стороны государства и его органов.

Гарантии прав и свобод подразделяются на две категории:

1. Внутригосударственные (судебные и несудебные):

когда права и свободы гражданина подвергаются посягательству как со стороны государственных органов, так и отдельных лиц;

когда необходимо принудительно обеспечить установленные законом права и свободы.

ряд прав личности (право петиций, право жалобы в административном порядке);

институт парламентского уполномоченного по правам человека (омбудсман, комиссар, посредник, народный защитник и т.п.);

помощь профессионального защитника (адвоката);

юридическая ответственность за нарушения прав и свобод (прежде всего органов государства и должностных лиц)

В некоторых странах суды даже по формальным признакам не пропускают дела, если имеются только процедурные нарушения. Так, в США по инициативе судебной власти введено так называемое «правило Миранды», в соответствии с которым полицейский в момент задержания (а не позже!) обязан сообщить задержанному лицу перечень его прав. Этот перечень заслуживает цитирования:

1. Вы имеете право не давать показания.

1. Все, что Вы скажете, может быть и будет использовано против Вас в суде.

2. Вы имеете право консультироваться с адвокатом, и он может присутствовать на Ваших допросах.

3. Если у Вас нет средств на оплату труда адвоката, он, если Вы пожелаете, будет назначен до начала допросов.

4. Вы можете воспользоваться этими правами в любое время и не отвечать ни на какие вопросы и не делать никаких заявлений».

В случае если полицейский не сообщит хотя бы одно из этих прав, это будет считаться грубейшим процессуальным нарушением, которое само по себе может привести к оправданию в суде. Нужно подчеркнуть реальность этих прав в части, например, предоставления бесплатной адвокатской помощи.

Процедурная детализация обеспечения прав человека является характерной чертой наиболее развитых правовых систем, а также, по сути, показателем реальности предоставляемых прав.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г.;

Международные пакты о правах человека;

Международный суд ООН;

Специализированные учреждения в рамках межамериканской, европейской и африканской систем.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и дополнительные протоколы к ней;

Европейская комиссия по правам человека;

Европейский суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы (Россия принята в него в 1996 г. в качестве 39-го члена).

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

электронное учебное пособие

Краткий конспект лекций по курсу

ЛЕКЦИЯ 5. КОНСТИТЦИОННЫЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ
В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

  1. Содержание и способы определения правового положения личности.
  2. Институт гражданства в зарубежных странах.
  3. Классификация прав и свобод личности.
  4. Виды гарантий прав и свобод в зарубежных странах.

1. Содержание и способы определения правового положения личности

Конституционные гарантии прав личности действительны тогда, когда они закреплены не только в тексте Основного Закона, сколько в развернутой системе устоявшихся процедурных правил, которые на практике реализуют жизненность этих конституционных гарантий.

Конституционное обеспечение прав человека складывается из текста самой конституции и решений судов. В качестве успешно действующей (или действовавшей) конституционной схемы можно признать только ту, которая обеспечила своим гражданам максимально возможный для данного периода времени уровень развития прав и свобод.

Главной гарантией прав и свобод человека в демократическом государстве является стройная, четко разработанная система конституционно-применительных нормативных актов всех уровней. Только в странах с прецедентной системой права, где суд наделен по сути правотворческими правами, можно назвать главной гарантией суд. Во всех других странах неполнота и противоречивость законодательства может свести на нет любую конституционную норму даже при наличии независимого и самостоятельного суда.

В любом государстве правовое положение личности во многом определяется экономической основой соответствующего государства.

Предоставление равных возможностей каждому гражданину предполагает в соответствии с принципами конституционализма самостоятельную реализацию их в действительности. Эффективность подобной реализации находится в прямой и непосредственной зависимости от материального статуса гражданина, т.е. от характера и размера находящейся в его обладании частной собственности.

Таким образом, личности предоставляется полная свобода самостоятельно реализовать свои возможности как в сфере экономической, так и политической. Государство вмешивается в этот процесс лишь постольку, поскольку оно силой своего принудительного аппарата обеспечивает внешние юридические условия, в рамках которых действует личность. Подобное положение создает иллюзию беспристрастности государства по отношению к любой личности вне зависимости от ее социального положения. Эта иллюзия культивируется и поддерживается всеми средствами идеологического воздействия.

2. Институт гражданства в зарубежных странах.

Правовое положение лица зависит прежде всего от его статуса: гражданин, иностранец (гражданин другого государства), лицо без гражданства, лицо с множественным (частный случай — с двойным) гражданством. Особый статус могут иметь также беженцы (не граждане государства их пребывания), вынужденные переселенцы (граждане), перемещенные лица и др. Отчасти их положение регулируется международным правом, а в основном — внутренним законодательством отдельно взятой страны.

Наиболее широкими правами (включая политические, в том числе избирательные, право на объединение в политические партии, право на доступ к государственной службе) пользуются граждане данного государства, они же несут и наибольшие обязанности (включая воинскую службу там, где существует всеобщая воинская обязанность, например в Германии, Израиле или Китае). Иностранцы, как правило, не обладают многими политическими правами, хотя в отдельных странах, например в Германии и Польше, они участвуют в выборах органов местного самоуправления, а в государствах Латинской Америки на основе взаимности — и в выборах в парламент.

Они обладают правом собственности, могут получать, в том числе бесплатно, муниципальное жилье, имеют право на труд, но их доступ к некоторым видам работ ограничен: в ряде стран иностранцы не могут быть капитанами кораблей морского судоходства, командирами экипажей воздушных судов, работать на радио, телеграфе, телевидении и т.д.

Положение лиц без гражданства во многом аналогично положению иностранцев. Однако в отличие от иностранцев они не пользуются дипломатической защитой какого-либо государства, что усложняет ситуацию. Поэтому в современном международном праве господствует тенденция к принятию мер, сокращающих состояние безгражданства (заключаются международные конвенции, многосторонние и двусторонние договоры). В соответствии с действующим в большинстве стран законодательством лица без гражданства, как и иностранцы, могут быть принудительно высланы из страны (в отношении граждан применять такую меру новейшие конституции запрещают). Сказанное относится и к работникам дипломатических миссий, хотя в отношении их действуют особые правила и особый порядок выдворения из страны.

Лица с множественным, двойным гражданством обладают правами и несут обязанности в соответствии с законодательством всех тех государств, гражданами которых они являются. Коллизии (совпадение обязанностей по отношению к нескольким государствам, например служба в армии) разрешаются по дипломатическим каналам.

3. Классификация прав и свобод личности.

Существуют различные классификации прав и свобод личности, а также граждан (одни права относятся к личности в целом, другие — только к гражданам, третьи — к определенной группе граждан, например достигших определенного возраста для обладания политическими правами). Чаще всего конституционные права и свободы делятся на четыре группы: права и свободы, выражающие равноправие граждан (например, равноправие граждан перед законом): социально-экономические и культурные права, создающие юридические условия для активного участия личности в социально-экономической и культурной жизни общества (например, право на труд и свобода труда, право на использование достижений культуры); политические права и свободы граждан, связанные с их участием в политической жизни общества, предоставляющие им возможность участия в управлении обществом и государством (например, свобода объединения, используемая, в частности, для давления на государственную власть); личные права и свободы, гарантирующие свободу, неприкосновенность, достоинство личности.

Помимо индивидуальных выделяют также коллективные конституционные права. Кроме того, принято, особенно в международном праве, различать права первого, второго, третьего и даже четвертого поколений.

К первому, традиционному поколению обычно относят личные и политические права, первоначально появившиеся в конституциях, ко второму — социально-экономические права, конституционное закрепление которых связано с движениями широких масс, в частности с выступлениями рабочего класса и опытом конституционного строительства в странах тоталитарного социализма, к третьему — права, связанные в основном с глобализацией общественной жизни, с коллективными требованиями народов (например, право народов на мир, на развитие, на самоопределение), а также так называемые гуманитарные права, к четвертому — группу прав, связанную прежде всего с условиями и результатами научно-технической революции (например, право на здоровую окружающую среду).

Следует, однако, учитывать, что все эти классификации имеют условный характер: одно и то же право может быть отнесено к нескольким группам. Так, право на использование достижений культуры — это социально-экономическое право и одновременно право личности, гуманитарное право, в котором нашли отражение новые сдвиги в сознании людей в эпоху научно-технической революции и информатизации.

Это право может приобрести и политический характер (вспомним преследования деятелей культуры за их творчество в условиях тоталитарных режимов).

4. Виды гарантий прав и свобод в зарубежных странах.

Права и свободы обеспечиваются конституционными и судебными гарантиями.

Конституционная гарантия может стать реальной лишь в том случае, если содержащиеся в ней положения будут конкретизированы и детализированы в соответствующем законе, устанавливающем механизм применения данной гарантии.

Судебные гарантии прав и свобод, первоначально возникшие в англосаксонских странах, в настоящее время получили весьма широкое распространение. В принципе содержание судебных гарантий сводится к двум основным положениям. Во-первых, гражданину предоставляется право прибегать к судебной защите всякий раз, когда его права и свободы подвергаются посягательству как со стороны государственных органов, так и отдельных лиц. Во-вторых, гражданин наделяется правом обращения к суду с требованием принудительного обеспечения установленных законом прав и свобод, т.е. в данном случае речь идет об осуществлении субъективного права.

Для осуществления подобных полномочий суду предоставляется право издания актов, принуждающих к осуществлению соответствующих норм права или обеспечивающих их защиту от посягательства. Так, если какому-либо лицу отказано министерством иностранных дел или другим компетентным органом в выдаче заграничного паспорта, то это лицо может обратиться в надлежащий суд с требованием издать приказ, обязывающий указанный орган выдать ему заграничный паспорт. В этом же порядке можно оспорить запрещение на проведение митинга, арест газеты, незаконное увольнение с работы и т.д.

Судебные гарантии, если они должным образом применяются, являются действенным средством защиты и обеспечения прав и свобод. Р

ядом зарубежных стран внесен большой позитивный вклад в развитие политической демократии и достижение правовой и социальной защищенности человека. Судебные гарантии и последовательное соблюдение принципа презумпции невиновности следует отметить здесь в первую очередь.

Еще по теме:

  • Как прописать ребенка в квартире украина Как прописать ребёнка Содержание статьи (нажмите чтобы перейти к нужному разделу): Кратко по теме: Статья актуальна на 2018 год В этой статье речь пойдёт о том, что нужно для прописки […]
  • Как написать интересное письмо другу Как написать письмо другу Давайте подумаем, каким способом мы можем передать другу послание, наполненное душевной теплотой и настоящей радостью? Написать письмо! Благодаря интернету, […]
  • Трудовой кодекс рф глава 48 ТРУДОВОЙ КОДЕКС РФ. Глава 48. ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ, РАБОТАЮЩИХ У РАБОТОДАТЕЛЕЙ – ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ Статья 303. Заключение трудового договора с работодателем – физическим […]
  • Увольнение при недостаче по статье Увольнение за недостачу Расторжение контракта на основании утраты доверия допустимо с лицами, которые непосредственно должны были обслуживать ценности (денежные, товарные) – принимать на […]
  • Непубличная корпоративная коммерческая организация Непубличная корпоративная коммерческая организация В 2018 году действует новая редакция Гражданского Кодекса, которая существенно за последние годы изменила статьи, касающиеся понятия […]
  • Гпк основания для отмены заочного решения Гпк основания для отмены заочного решения Заявление об отмене заочного решения рассматривается в судебном заседании. О судебном заседании, в ходе которого рассматривается заявление об […]
  • Страхование по каско в рассрочку Рассрочка по КАСКО. Всегда ли это выгодно? КАСКО – один из самых дорогостоящих видов добровольного страхования. И чтобы сделать его более доступным и привлекательным для клиента, правила […]
  • Сроки лицензии на страховую деятельность Сроки лицензии на страховую деятельность Услуги страхования – это виды финансовой деятельности, которые могут предоставляться, только при условии получения страховой компанией лицензии на […]