Клевета как способ борьбы крепостников с чацким

Чацкий и фамусовское общество.

Свободолюбивый герой противопоставлен в комедии «Горе от ума» не только отдельным лицам, но и фамусовскому обществу в целом.
Создание широкой сатирической картины жизни реакционного дворянского общества — огромная заслуга Грибоедова. Он не ограничился многосторонним изображением Фамусова как барина-крепостника и чиновника-бюрократа. Писатель нарисовал его единомышленника, типичного для военных кругов, — карьериста Скалозуба, расширил и расцветил картину введением многих эпизодических лиц, гостей в доме Фамусова. Все они объединены общими взглядами на жизнь и людей, но каждый имеет свой яркий, сатирически обрисованный характер.
Хлестова — властная барыня, мать-командирша, типичная крепостница. Держится и говорит она грубовато, бесцеремонно. Завсегдатаем гостиных и столовых изображен «лгунишка, картежник, вор» Загорецкий. Однако он «мастер услужить», и потому везде его принимают. Репетилов отличается болтливостью, глупостью, ветреностью. С грустной иронией рисует Грибоедов образ «мужа-мальчика, мужа-слуги, из жениных пажей» в слабохарактерном Платоне Михайловиче Горичей, всецело подчинившемся своей капризной жене Наталье Дмитриевне. Злая, недовольная всем на свете графиня Хрюмина-внучка приехала к Фамусовым со своей старой полуглухой бабушкой. Графиня-внучка проявляет особое пристрастие к «хорошему тону», который немыслим для нее без французского языка. Многочисленная княжеская семья Тугоуховых признает в людях только знатность, богатство, чины. Интересы княжон — наряды и сплетни; родители озабочены подыскиванием для дочерей подходящих женихов. Заядлые сплетники господа N. и D. с увлечением распространяют слух о сумасшествии Чацкого. Наконец, широкий социальный фон в комедии создается упоминанием в разговорах действующих лиц о множестве людей, их жизни и нравах (Кузьма Петрович, Фома Фомич, Татьяна Юрьевна и другие).
Единомышленники есть и у Чацкого. Это упоминаемые лица: двоюродный брат Скалозуба, племянник княгини Тугоуховской, профессора педагогического института. Сам Чацкий постоянно говорит «мы», «один из нас», выступая, таким образом, не только от своего лица. Но все же здесь, в доме Фамусова, он одинок. Все фамусовское общество единодушно выступает против Чацкого. Софья раздражена из-за нападок Чацкого на Молчалина,- Фамусов — из-за его «завиральных идей». Старуха Хлестова, привыкшая к тому, что ее слушают в почтительном молчании, оскорбилась, когда Чацкий захохотал в ответ на ее слова о Загорецком. Наталья Дмитриевна Горич в претензии на Чацкого за совет жить в деревне. Графиня-внучка обижена на Чацкого за то, что он якобы ее «модисткою изволил величать». Даже семейство Тугоуховских дурного мнения о нем: Чацкий не оправдал надежд как возможный жених,он оказался не чиновен и не богат.
Однако дело не только в отдельных обидах. Чацкий ненавистен реакционному обществу как идейный враг, как передовой, свободолюбивый человек. И общество принимает свои меры, чтобы его обезвредить. — возводит на него клевету.
Обличение крепостнических взглядов, чинопочитания, невежества, преклонения перед всем иностранным, ничтожности интересов и безделья московских бар непрестанно звучит в комедии, начиная со сцены приезда Чацкого и кончая финалом пьесы. Чацкий критикует принятую в обществе систему воспитания и с осуждением говорит о невежественных учителях-иностранцах. Воспитание молодежи в духе презрения к народу, к национальной культуре, к русскому языку возмущает его. Всю страсть души своей он вкладывает в обличение «пустого, рабского, слепого подражанья». Он призывает сильных душой людей «словом и примером нас удержать, как крепкою вожжой, от жалкой тошноты по стороне чужой». Поклонникам всего иностранного он противопоставляет передовых людей, его единомышленников, которые осмеливаются «гласно объявлять» свои здравые мысли, но их-то и ненавидят в обществе, называя «мечтателями, опасными», сумасшедшими.
Причиной «сумасшествия» Чацкого многие из гостей Фамусова считают просвещение, науку. Сами они — люди невежественные, хотя берутся обо всем судить, считая, что их мнения непререкаемы. Именно так отзывается Хлестова об образовании: «И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних от пансионов, школ, лицеев. »
Так во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в отношении к людям, в понимании цели и смысла жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета — вот испытанное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово — оружие Чацкого. Но старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок!».
Однако бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринять как его поражение. «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей» — так определил значение Чацкого Гончаров. Декабристы воспринимали Чацкого как близкого им человека. Позднее Герцен писал о близости Чацкого к декабристам:»-Образ Чацкого, меланхолический, ушедший в свою иронию, трепещущий от негодования и полный мечтательных идеалов, появляется в последний момент царствования Александра I, накануне восстания на Исаакиевской площади; это — декабрист».
Белинский считал «Горе от ума» энергичным протестом против «гнусной расейской действительности». Носителем протеста и является в комедии страстный, умный и непримиримый Чацкий.

24979 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу «одно сочинение в одну школу»:

Обвиняемые и судьи в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума».
«Чацкого роль – страдательная. Такова роль всех Чацких, хотя она в то же время и всегда победительная» (И. А. Гончаров) (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Чацкий и фамусовское общество.

Смотрите также по произведению «Горе от ума»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Социальное и личностное в конфликте комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Грибоедов знаменит как творец одного произведения. Но настолько значительна роль его комедии «Горе от ума» в истории русской литературы, настолько остро отвечала пьеса на насущные вопросы своего времени, настолько блестяще она написана, что уже одно это произведение обессмертило имя его автора.
Комедия была написана в годы создания тайных революционных организаций декабристов. Их борьба с многочисленными и сильными противниками – дворянами-реакционерами, борьба нового со старым разгоралась все сильнее, проникая в разные сферы жизни, отражаясь в искусстве и литературе. Наблюдая это противостояние, являясь его непосредственным участником, Грибоедов отразил это в своей комедии.
Таким образом, содержание пьесы тесно связано с исторической действительностью, а основной ее конфликт – столкновение умного, передового человека с косным обществом дворян-крепостников – драматург сам мог наблюдать в жизни.
В главном герое комедии писатель воплотил важнейшие качества передового человека своей эпохи.

В основе композиции произведения лежит приём антитезы – противопоставление Чацкого и старого московского общества, названного Грибоедовым «фамусовским». Сам автор писал, что план комедии «прост и ясен по цели и исполнению; …в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека, и этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим…».
На первый взгляд может показаться, что главное в произведении – история неудачной любви Чацкого к Софье. Действительно, эта сюжетная линия занимает в комедии значительное место. Она вводит зрителя в мир сердечных переживаний и чувств героев, придает особенную живость развитию действия. Однако главное в комедии – общественная драма Чацкого. История несчастной любви к Софье и история его разрыва с московским дворянством, тесно переплетаясь, соединяются в единую линию сюжета пьесы.

Любовь главного героя к Софье – чувство искреннее, горячее. Он объясняется с ней при первом же появлении. В Чацком нет никакой скрытности, никакой фальши. О силе и характере его чувств можно судить по его словам о Молчалине, обращенным к Софье:

Но есть ли в нем та страсть? То чувство? Пылкость та?

Чтоб, креме вас, ему мир целый

Казался прах и суета?

В своем чувстве к Софье Чацкий непосредственен, искренен, честен. В то же время, в отношениях с девушкой им движет не ум, а сердце, и иногда это ставит его в неловкое, даже смешное, положение. Но от этого образ Чацкого только делается читателю ближе, правдивее. Герой – живой человек, а не отвлеченная схема положительного героя, никогда не ошибающегося.

Кто же такая Софья, которую так страстно любит Чацкий, и почему их взаимоотношения потерпели крах? Образ этой ероини вызвал немало споров критиков. Одни считают, что она целиком принадлежит к фамусовскому обществу и по своим взглядам и поведению кровно связана с породившей и воспитавшей ее средой. Другие доказывают, что Софья – человек лагеря Чацкого, но в силу сложных причин движется от этого лагеря к лагерю «староверов».
Очень точно охарактеризовал Софью Гончаров в своей знаменитой статье «Мильон терзаний»: «Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга». Софья молода и неопытна, а воспитание и среда уже наложили отпечаток на ее взгляды и поступки. И Чацкому приходится признать, что он в ней горько обманулся. Тяжело переживает Чацкий разочарование в любимой девушке. Личная драма главного героя проходит перед глазами зрителя, осложняя его общественную драму, все более ожесточая против дворянской Москвы.

Вольномыслящий и свободолюбивый герой противопоставлен в комедии как отдельным личностям, так и всему фамусовскому обществу в целом. Главный его противник из лагеря дворян-крепостников – Фамусов. Уже из первого действия становится ясно, насколько это разные люди. По большому счету, Фамусов, «как все московские», ценит в людях лишь чины и богатство, да и сам он говорит Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». Также он пытается поучать Чацкого: «Именьем, брат, не управляй оплошно, а главное – поди-тка послужи». Он подкрепляет свои поучения ссылкой на придворные порядки екатерининских времен, когда его дядя Максим Петрович лестью и низкопоклонством снискал расположение императрицы, и убеждает служить, «на старших глядя». «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — отвечает ему Чацкий фразой, позднее ставшей крылатой. Он презирает людей, готовых

У покровителей зевать на потолок,

Явиться помолчать, пошаркать, пообедать,

Подставить стул, поднять платок.

Чацкий считает, что нужно служить делу, а не лицам, и одобряет тех молодых людей, которые «не торопятся вписаться в полк шутов». Этот герой защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, «вперить ум» в науки или посвятить себя «искусствам творческим, высоким и прекрасным». Во ответ на это Фамусов объявляет Чацкого опасным человеком, не признающим властей и угрожает ему судом.
Защитник самодержавно-крепостнического строя, Фамусов восхищается старыми порядками, верностью родовитых москвичей, дворянским традициям, старым устоям жизни. Этот богатый барин боится таких людей, как Чацкий, потому что они посягают на тот строй жизни, который является основой его благополучия. На этого сторонника крепостнических взглядов и старой, лживой морали идет в наступление Чацкий, смотрящий на жизнь и людей иными глазами. Так Грибоедов противопоставляет «век нынешний веку минувшему».

Если Фамусов и Чацкий – люди разных поколений, то Молчалин и Чацкий – ровесники, поэтому контраст между ними виден еще ярче. Молчалин – соперник главного героя в любви. Однако, если бы он был достоин любви Софьи, Чацкому, может быть, было бы не так горько, как горько теперь от сознания, что ему предпочли ничтожного человека. «Вон он, на цыпочках и небогат словами», — говорит Чацкий о скромном, наиграно вежливом и лицемерно-услужливом секретаре Фамусова.
Молчалин беден и безроден, но он поставил перед собой цель достичь «степеней известных». Способ достижения этой цели наиболее точно характеризует следующая цитата:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья:

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Нравственный облик Молчалина выглядит неприглядно. Когда его лицемерие по отношению к Софье открылось, он попросту струсил. Он униженно просил у нее прощения, но не потому, что чувствует свою вину, а потому, что может пострадать его карьера. «Молчалины блаженствуют на свете!» — с горечью восклицает Чацкий. Его возмущают практицизм и приспособленчество, лицемерие и подхалимство, возведенные Молчалиным в жизненный принцип, и, к сожалению, разделяемые многими представителями дворянского общества.

Кроме Фамусова и Молчалина, главному герою противопоставлены такие приверженцы старых правил, как полковник Скалозуб, мечтающий стать генералом; властная Хлестакова, типичная крепостница и мать-командирша; завсегдатай гостиных и столовых, «лгунишка, картежник и вор» Загорецкий; болтливый и глупый Репетилов а также еще немало ярких представителей старого московского дворянства.

Обличение крепостнических взглядов, чинопочитания, невежества, преклонения перед всем иностранным, ничтожности интересов и безделья московских дворян непрестанно звучит в комедии, начиная со сцены приезда Чацкого и кончая финалом пьесы. Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в отношении к людям, в понимании цели и смысла жизни Чацкому противостоит общество невежд и крепостников. Сплетни, клевета – вот испытанное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово – оружие Александра Андреевича. Это сильное, поистине разящее оружие. Но старый мир еще силен, и ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок».

Кульминационный момент в пьесе наступает в IV акте последнего действия, где и личный, и общественный конфликт Чацкого тесно переплетаются между собой и приходят к логическому завершению. Главный герой узнает о клевете и тут же оказывается свидетелем сцен между Софьей, Мочалиным и Лизой. «Вот, наконец, решение загадки! — восклицает Чацкий. – Вот я пожертвован кому!»
Но главного героя ждет еще последний удар: он узнает о роли Софьи в клевете на него. Тут и приходит к нему окончательное прозрение и разочарование. С огромной внутренней болью Чацкий произносит свои последние слова, не щадя ни Фамусова и ему подобных, ни Софью, ни себя. Оба конфликта подводятся к развязке: столкновение с обществом завершается разрывом, крушение любви становится очевидным.
И ум, и любовь принесли Чацкому только горе. Он покидает Москву. Однако его бегство нельзя воспринимать как поражение. «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством силы свежей, — так определяет значение Чацкого И.А.Гончаров. – он вечный обличитель лжи, запрятавшейся в пословицу «Один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель. Но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва».

Таким образом, Чацкий наносит первый удар фамусовскому обществу. Да, он терпит поражение в любви. Но можно ли считать это поражением, если Софья была недостойна Чацкого, если она сама сделала выбор в пользу «фамусовщины»? Скорее всего, в проигрыше, в конечном счете, окажется именно она. Да, Чацкий не смог дальше продолжать бессмысленный спор с приверженцами старых порядков, но это не значит, что он струсил и сбежал. Он достойно покинул дом Фамусовых, высказав всем в лицо, а не за спинами, свое отношение к ним.
Гончаров писал, что в речах позднейших Чацких – борцов со старым, живущим во имя нового, развивающегося – будут слышны смысл и тон речей Чацкого. Именно в этом и заключается бессмертие образа главного героя и актуальность комедии «Горе от ума» во все времена.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Два взгляда на мир в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат, один из образованнейших людей своего времени, Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией “Горе от ума” положил начало расцвету русской реалистической драматургии. В 1824 г. он закончил работу над произведением. “Горе от ума” дает общую картину русской жизни эпохи после Отечественной войны 1812 года. В столкновении двух взглядов на мир – “века нынешнего” и “века минувшего”, старого и нового – главная социальная интрига пьесы.
И. А. Гончаров писал, что в комедии “главная роль, конечно, – роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов”. Образ Чацкого – это образ “нового” человека, смелого и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, это что-то свежее, врывающееся в жизнь, несущее перемены. Александр Андреевич – человек с волевым характером, выражающий передовые идеи своего времени. Он дает беспощадную характеристику фамусовскому обществу, твердо хранившему традиции “века минувшего”. Незаурядный, остроумный, он, бесспорно, возвышается над этим обществом. Столкновение Чацкого с Фамусовым обществом было неизбежно. Оно принимает постепенно все более ожесточенный характер, осложняется личной драмой Чацкого. Его взгляды против существующих устоев общества становятся все более резкими.
Диалоги Фамусова

и Чацкого – это борьба. В начале комедии она проявляется еще не в острой форме. Фамусов выступает в роли воспитателя Чацкого. Сперва Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже готов уступить руку Софьи, но ставит при этом свои условия: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди-тка послужи. На что Чацкий бросает: Служить бы рад, прислуживаться тошно. Смотрели бы, как делали отцы, Учились бы, на старших глядя! – поучает Фамусов. А в ответ – монолог Чацкого “А судьи кто?”. Он гневно высказывается против идеалов фамусовского общества, против существующих в нем порядков. В своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения: Где, укажите Нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?. Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи! Эти страстные речи Чацкого вызывают неподдельный страх Фамусова: Он вольность хочет проповедать! Духовные качества Чацкого выявляются в подборе слов, в построении фразы, интона
Циях, манере говорить. Речь этого литературного героя – это речь оратора, высокообразованного человека, прекрасно владеющего словом. По мере обострения его борьбы с фамусовским обществом, речь Чацкого все больше окрашивается негодованием, едкой иронией.
Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в поминании смысла и цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета – основные орудия борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово – оружие Чацкого. Это сильное, поистине разящее оружие. Но старый мир еще силен. И ряды его сторонников многочисленны.
Чацкий вынужден уехать из Москвы “искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок”. Однако бегство Чацкого нельзя воспринять как его поражение. Гончаров сказал: “Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством сипы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу – “Один в поле не воин”. Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и – всегда жертва”.
Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось: его осудили, против него восстали, если новое поколение пока слабо в своей борьбе, то и старое бессильно остановить развитие просвещения и передовых идей.

НОВАТОРСТВО И ТРАДИЦИИ В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”Своей Комедией А. С. Грибоедов сделал решительный Щаг (по определению В. Г. Белинского) От “пошлого стертого ме-ханизма старинной Драмы” к новому, реалистическому методу. Еще задолго до Грибоедова великий Фонвизин Стал.

Чацкий и фамусовское общество. (1)В мире встречается много разных людей: одни, как Чацкий, образованные и интересные, другие, как фамусовское общество, подлые, завистливые, думающие только о богатстве и знатности. Таких людей сопоставил в своей комедии.

Значение образа ФамусоваНеслыханным был успех комедии. Блестящую и глубокую характеристику “Горе от ума” дал Пушкин. По мнению поэта, цель комедии – “характеры и резкая картина нравов”. Комедия, по словам Белинского, явилась “страстным.

“Горе от ума” бесценный вклад А. С. Грибоедова в развитие реалистического искусства“Горе от ума”, полемическое по своей направленности произведение, не раз вызывало споры среди писателей и критиков ( Бестужев-Марлинский, П. А. Катенин, В. К. Кюхельбекер, А. С. Пушкин, В. Т. Белинский.

Фамусов 1Фамусов Павел Афанасьевич – московский барин, “управляющий в казенном доме”. Отец Софьи, друг отца Чацкого. В его доме происходят события пьесы. Ф. – один из ярчайших представителей “века минувшего”. В.

Характер конфликта в комедии Грибоедова “Горе от ума”А. С.Грибоедов вошел в русскую литературу как автор одного произведения. Его комедию “Горе от ума” нельзя поставить в один ряд с бессмертным творением А. С.Пушкина “Евгением Онегиным”, так как “Евгений.

Характеристика образа Полковника Скалозуба в комедии “Горе от ума”Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб – “И золотой мешок и метит в генералы”. Полковник Скалозуб типичный представитель аракчеевской армейской среды. В его облике нет ничего карикатурного: исторически он.

Образы чиновников в пьесах А. С. Грибоедова “Горе от ума” и Н. В. Гоголя “Ревизор”Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” была закончена автором в 1824 году, пьеса Н. В. Гоголя “Ревизор” появилась в 1836. Это было время в истории России, когда чиновничье бюрократическая.

“Счастливые часов не наблюдают” Софья и Молчалин1. Актуальность драматургии Грибоедова в наши дни. 2. Сюжет и герои комедии “Горе от ума”. 3. Фамусовы и Молчалины. Комедию “Горе от ума” можно с уверенностью назвать одним из самых.

Чацкий и фамусовское общество. (6)“Горе от ума” – реалистическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни. В комедии поставлены злободневные общественные проблемы тех времен: о просвещении, презрении ко всему народному, поклонении иностранному.

Смысл названия комедии Александра Грибоедова “Горе от ума”“Горе от ума” – первая реалистическая комедия в русской литературе. Реалистический метод пьесы заключается не только в том, что в ней нет строгого деления на положительных и отрицательных героев, счастливой.

Смысл названия комедииЯ не случайно выбрал эту тему. Проблема, которую она затрагивает, интересует меня не только как читателя, но и как человека, живущего интересами своего времени и своего поколения. В наше время.

Значение женских образов в комедии ГрибоедоваКомедия Грибоедова была написана в первой четверти XIX века, после войны 1812 года. В это время общество в России разделилось на два лагеря. В первый входили сановники XVIII века, люди.

Человеческое очарование ЧацкогоХудожественное совершенство пьесы А. С. Грибоедова было понятно не сразу. Пушкин назвал ее “бурей в стакане воды”, а к Шацкому отнесся критично. Но особых споров комедия не вызвала и была.

Что возмущает Чацкого в эпизоде с “французиком из Бордо”Что возмущает Чацкого в эпизоде с “французиком из Бордо”? Прежде чем ответить на данный вопрос, мне хотелось бы ненадолго вернуться в прошлые события и посмотреть, как развивалось действие комедии до.

Жанровое своеобразие пьесы Александра Грибоедова “Горе от ума”Комедия “Горе от ума” создавалась в начале 20-х гг. XIX в. Главный конфликт, на котором построена комедия, – противостояние “века нынешнего” и “века минувшего”. В литературе того времени еще имел.

Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”Комедия “Горе от ума” является отражением острой политической борьбы, происходившей в начале 19 в. между реакционерами-крепостниками, стремившимися во всем сохранить самодержавно-крепостнический строй, и прогрессивным дворянством. Столкновение “века минувшего” и “века.

Конфликт комедии “Горе от ума” и ее композицияГениальным новатором оказался Грибоедов и в развитии языка русской драматургии. Он широко и обильно использовал в своей комедии живую разговорную речь. Важно отметить, что индивидуализации персонажей, их яркой портретности способствовали.

“Ах! Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!”В письме к П. А.Катенину Грибоедов пишет о Чацком: “Кто-то со злости выдумал, что он сумасшедший, никто не поверил, и все повторяют.” Действительно, в развитии комедии “Горе от ума” очень.

Внесценические персонажи и их роль в комедииГероев комедии “Горе от ума” можно разделить на несколько групп: главные герои, второстепенные Герои, герои-маски и внесценические персонажи. Все они, помимо отведенной им в комедии роли, важны и как Типы.

Сейчас вы читаете: Два взгляда на мир в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Раскрытие основного конфликта в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Характер основного конфликта в комедии Грибоедова «Горе от ума» Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб в 34 года мучительной смертью, растерзанный фанатиками, оставив потомкам два замечательных вальса и комедию «Горе от ума». «Горе от ума» — социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии показан процесс отхода передовой части дворянства от косной среды и борьбы со своим классом. Читатель может проследить развитие конфликта между двумя общественно-политическими лагерями: крепостников (фамусовское общество) и антикрепостников (Чацкий).

Фамусовское общество традиционно. Жизненные устои его таковы, что «учиться надо, на старших глядя», уничтожать вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное — быть богатым. Своеобразным идеалом этого общества являются в монологах Фамусова Максим Петрович и дядя Кузьма Петрович: . Вот пример:

Покойник был почтенный камергер,

С ключом и сыну ключ умел доставить;

Богат, и на богатой был женат;

Переженил детей, внучат;

Скончался, все о нем прискорбно поминают:

Кузьма Петрович! Мир ему!

Что за тузы в Москве живут и умирают.

Образ Чацкого, напротив, это что-то нс. вое, свежее, врывающееся в жизнь, несущее перемены. Это реалистический образ, выразитель передовых идей своего времени. Чацкого можно было бы назвать героем своего времени. В монологах Чацкого прослеживается целая политическая программа. Он разоблачает крепостничество и его порождения, бесчеловечность, лицемерие, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Он дает беспощадную характеристику фамусовскому обществу.

Диалоги Фамусова и Чацкого — это борьба. В начале комедии она проявляется еще не в острой форме. Ведь Фамусов воспитатель Чацкого. В начале комедии Фамусов благосклонен к Чацкому, он даже готов уступить руку Софьи, но ставит при этом свои условия: Сказал бы я, во-первых: не блажи, Именьем, брат, не управляй оплошно, А, главное, поди-тка послужи. На что Чацкий бросает: Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Но постепенно начинает завязываться другая борьба, важная и серьезная, целая битва. Оба, Фамусов и Чацкий, бросили друг другу перчатку.

Смотрели бы, как делали отцы,

Учились бы, на старших глядя!

Слово в пьесе тесно связано с игрой чувства его к Софье». Именно непонятное Чацкому поведение Софьи послужило мотивом, поводом к раздражению, к тому «мильону терзаний», под влиянием которых он только и мог сыграть указанную ему Грибоедовым роль. Чацкий мучается, не понимая, кто его соперник: то ли Скалозуб, то ли МолчалинПоэтому он становится по отношению к гостям Фамусова раздражительным, невыносимым, колким. Софья, раздраженная репликами Чацкого, оскорбляющего не только гостей, но и ее возлюбленного, в разговоре с г-ном Н упоминает о сумасшествии Чацкого: «Он не в своем уме». И слух о сумасшествии Чацкого несется по залам, распространяется среди гостей, приобретая фантастические, гротескные формы. И он сам, еще ничего не зная, подтверждает этот слух жарким монологом «Французик из Бордо», который он произносит в пустом зале. В четвертом действии комедии наступает развязка обоих конфликтов Чацкий узнает, кто избранник Софьи. Это Молчалин.

Тайна раскрыта, сердце пусто, мучениям нет конца. Ах! Как игру судьбы постичь

Людей с душой гонительница, бич! — Молчалины блаженствуют на свете! —

Говорит разбитый горем Чацкий. Его задетая гордость, вырвавшаяся обида жжет. Он порывает с Софьей: Довольно! С вами я горжусь моим разрывом.

И перед тем, как навсегда уйти, Чацкий в гневе бросает всему фамусовскому обществу: Из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет. Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. Чацкий уезжает. Но кто он — победитель или побежденныйНаиболее точно на этот вопрос ответил Гончаров в статье «Мильон терзаний»: «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей в свою очередь смертельный удар качеством сипы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу-»Один в поле не воин». Нет воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва»

В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе во весь рост показал «нового» человека, воодушевленного возвышенными идеями, поднимающего бунт против реакционного общества в защиту свободы, гуманности, ума и культуры человека, пытливо ищущего новые, более совершенные формы жизни, воспитывающего в себе новую мораль, вырабатывающего новый взгляд на мир и на человеческие отношения. Это — образ смелого и непримиримого борца за дело, за идеи, за правду, остро столкнувшегося с обществом реакционеров и крепостников, оболганного и оскорбленного этим обществом, но не смирившегося перед ним. Именно Чацкий воплотил черты такого «нового» человека.

В фамусовском обществе Чацкий чувствует себя одиноким. После трехлетнего путешествия за границей, не заезжая к себе домой, прямо из экипажа, он появляется в доме Фамусова и встречает весьма прохладный прием — и со стороны хозяина исо стороны его дочери. Его первые взгляды вызывают резкий отпор Фамусова и его гостей, а пылкая любовью Софье наталкивается на холодное равнодушное отношение с ее стороны. По Чацкому «век минувший» характеризуется всеобщем страхом покорностью и раболепством — ведь «тот и славился, чья чаще гнулась шея!». «Век нынешний», по мнению Чацкого, осуждает покорность и раболепство. В это он пока еще наивно верит. Позднее, по ходу пьесы он поймет, что «Молчалины господствуют на свете», что «прошедшего житья подлейшие черты» еще имеют прочные корни в обществе, основанном на самодержавии и крепостничестве. Под «веком нынешним» Чацкий понимает; революционно-освободительное течение русской общественной мысли конца 10-х начала 20-х годов XIX века. Эти страстные речи Чацкого вызывают неподдельный страх Фамусова: «Он вольность хочет проповедать!».Примечателен монолог Чацкого «А судьи кто». Чацкий страстно обличает признанные в обществе авторитеты. Он чувствует себя человеком «нынешнего века». В своем монологе Чацкий выступает от имени нового поколения: Где, укажите Нам, отечества отцы. Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи! Кто это — мыКого здесь имел в виду Чацкий»Судьям», которые непримиримы к «свободной жизни», он противопоставляет молодое поколение, идущее другими путями. Во взглядах на общественные порядки, на воспитание и образование, гражданский долг и службу, национальную культуру, в поминании смысла. И цели жизни Чацкий противостоит обществу невежд и крепостников. Сплетни, клевета — вот основное орудие борьбы этого общества с такими людьми, как Чацкий. Меткое, свободное, пламенное слово — оружие Чацкого.

Это сильное, по истине разящее оружие. Но старый мир еще силен. И ряды его сторонников многочисленны. Чацкий вынужден бежать из дома Фамусова и из Москвы «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок»..Однако бегство Чацкого из Москвы нельзя воспринять как его поражение. Чацкие наносят страшный удар своими обличениями фамусовым и молчалиным. Спокойное и беспечное существование фамусовского общества кончилось. Его осудили, против него восстали, если Чацкие пока слабы в своей борьбе то и фамусовы бессильны остановить развитие просвещения и передовых идей. Этому благородному образу в комедии Грибоедова противостоит образ Молчалина. Если Чацкий — сын знатного московского дворянина и воспитывался он в его доме, то Молчалин — человек более низкого происхождения. Он из милости «пригрет» Фамуеовым, хотя, безусловно, ему «нужен». Молчалин обладает многими деловыми качествами, достаточно образован. Чацкий напрасно недооценивал Молчалина. Его безмолвие отнюдь не глупость. Не случайно Белинский писал, что «Молчалин дьявольски умен, когда дело касается его личной выводы».Столкновение между Чацкими Молчалиным — это конфликт между носителями противоположных качеств дворянской молодежи того времени. Молчалин, не в пример Чацкому, человеку умному и благородному, умен и подл.

Основные качества его натуры — низость, подлость, которые он умело скрывает. Он бессловесен только потому, что он «в небольших чинах». Это расчетливый игрок, который ради своего благополучия продаст что и кого угодно. До какого цинизма и низости нужно дойти, чтобы использовать влюбленность в себя дочери богатого человека! Софья нужна Молчалину, так как она может «словечко замолвить».Фамуеовым и молчалиным их ум приносит лишь выгоду. Чацкийстрадает от своего прогрессивного, свободолюбивого ума. Не случайно фамусовское общество объявляет Чацкого безумным. Молчалин не терпит фиаско в глазах Фамусова совершенно случайно. Он «мастер услужить», найдет себе нового покровителя.

Если Чацкий, по выражению Герцена, «идет прямым путем на каторжные работы», то Молчалин любым способом устроит свои дела, свою карьеру. И всетаки история доказала, что победа останется за такими настоящими патриотами, как Чацкий.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй — » Раскрытие основного конфликта в комедии Грибоедова «Горе от ума». И в закладках появилось готовое сочинение.

План-конспект урока по литературе (9 класс) на тему:
Александр Андреевич Чацкий в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

Данная работа представляет собой разработку урока литературы в 9 классе по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» , которая дает возможность учащимся расширить свои знания, привести весь материал в систему, сделать выводы о значении образа Чацкого. урок разработан с использованием ИКТ.

Предварительный просмотр:

Александр Андреевич Чацкий в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» Слайд 1

Цель: расширить знания учащихся, привести весь материал в систему, обобщить его, сделать выводы о значении образа Чацкого в комедии.

Оборудование : компьютер, телевизор, фрагменты видеофильма «Горе от ума», презентация MicrosoftOfficePowerPoint «Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»

1. Организационный момент.

2. Постановка цели и задач урока.

3. Проверка домашнего задания.

4. Сообщение новой темы.

5. Знакомство с новой темой:

а) знакомство с планом работы над образом; беседа по вопросам с привлечением текста;

в) просмотр видеофрагмента;

7. Домашнее задание.

  1. Знакомство с планом работы.

1.Прошлое Чацкого; его занятия; как автор вводит эти сведения в пьесу?

  1. Личная драма Чацкого.
  2. Против чего протестует Чацкий; каковы его собственные идеалы?
  3. Как характеризует Чацкого его речь?
  4. Кто Чацкий – победитель или побеждённый?
  5. Значение образа Чацкого.

2. Просмотр видеоролика «Первое появление Чацкого»(Д. I) Слайд 3

Какое чувство вызывает его первое появление у читателей? Что знают они и чего не знает он?

Чацкий взволнован, оживлён, счастлив. Его появление вызывает симпатии. Но он не знает, что Софья его не любит.

Проверка домашней работы. Сообщения учащихся:

  1. Прошлое Чацкого.
  2. Личная драма Чацкого.
  1. Первая встреча читателя с Чацким.
  2. Личная драма Чацкого и качества, проявившиеся в отношении к Софье.
  3. Чацкий в борьбе со старым миром.

Что вызывает гнев Чацкого?

Что провозглашает Чацкий?

Крепостное право; жестокость помещиков.

Гуманность, уважение к простому русскому человеку.

Службу делу, а не лицам.

Рабская мораль, безгласие.

Свободу мысли и высказываний.

Пренебрежение к национальной культуре

Уважение к национальным нравам, языку; развитие национальной культуры.

  1. Клевета как способ борьбы крепостников с Чацким; обличающее слово как средство борьбы Чацкого.
  2. Речевая характеристика Чацкого.
  3. Значение образа Чацкого.
  1. Чацкий – победитель и жертва (оценка Гончаровым образа Чацкого)
  2. Чацкий – выразитель взглядов декабристов.
  3. Типичность образа Чацкого.

Беседа по вопросам, работа с текстом: Слайд 5

  1. Что же вызывает негодование Чацкого?
  2. Каковы его собственные идеалы?
  3. Как говорит Чацкий? Работа в группах.
  1. Д. I
  2. Д.II
  3. Д. III
  4. Д.IV

Прослушивание фрагмента (видеоролик) « Монолог Чацкого «А судьи кто?» Слайд 6

  1. Как старый мир борется с Чацким? Кто побеждает в этой борьбе?

Выводы: Казалось бы порок не наказан, и добродетель не торжествует в комедии. Однако читатель твёрдо убеждён в моральной победе Чацкого над старым миром.

  1. Чтение фрагмента статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний» о Чацком. Слайд 7
  2. Слово учителя о значении образа Чацкого.

Значение образа Чацкого не только в разоблачении старого мира, но и в утверждении новых, декабристских идеалов. У Чацкого они ясно выражены: он требует освобождения закрепощённой личности, уважения к простому народу, развития науки и национальной культуры, свободы мнений, свободного выбора профессий, справедливой оценки человека по его качествам.

С первого взгляда кажется, что Чацкий совершенно одинок. Но если вчитаться в пьесу, можно увидеть, что за Чацким стоят его единомышленники. Кроме двоюродного брата Скалозуба, князя Фёдора и профессоров Педагогического института, «упражняющихся» «в расколах и безверьи», к ним относятся и те студенты, которые обучались у этих профессоров.

Итак, круг единомышленников Чацкого шире, чем кажется на первый взгляд.

  1. Чацкий – образ типичный . Таких людей, как он, в русской жизни было не так уж много, протестовало меньшинство, но Грибоедов понял, что за такими людьми – будущее, и создал образ передового человека первого периода освободительного движения в России.
  2. Итог урока : составление плана характеристики Чацкого
  1. Первая встреча читателя с Чацким.
  2. Личная драма Чацкого и качества, проявившиеся в отношении к Софье.
  3. Чацкий в борьбе со старым миром.

Еще по теме:

  • Как написать интересное письмо другу Как написать письмо другу Давайте подумаем, каким способом мы можем передать другу послание, наполненное душевной теплотой и настоящей радостью? Написать письмо! Благодаря интернету, […]
  • Договор возмещения затрат на теплоснабжение Договор возмещения коммунальных услуг (Мандрюков А.) Дата размещения статьи: 06.10.2015 В ходе проведения проверок соблюдения установленного порядка предоставления имущества, […]
  • Коллективный иск по защите прав потребителей Коллективный иск Вот что писало по поводу коллективных исков Правительство РФ в «Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2002-2004)» (утв. […]
  • Воинская часть 3214 минск как добраться СПЕЦНАЗ В/Ч 3214 Информация 284 записи к записям сообщества Лазерная гравировка! АРМЕЙСКИЕ ЖЕТОНЫ, БЛЯХИ, НОЖИ, ФЛЯЖКИ,ЗАЖИГАЛКИ, АДРЕСНИКИ. Все вопросы пожалуйста пишите мне в […]
  • Просроченный товар закон о защите прав потребителей Какие нормы регулируют права покупателя, если товар просрочен? Согласно какой статье Закона РФ «О защите прав потребителей» я могу за просроченный товар с прилавка получить такой же […]
  • Статья 105 ук какой срок Изминения по ч1 статьи 105 УК РФ в пользу смягчения наказания Есть ли изменения по ч. 1 ст. 105УК РФ,в пользу смягчения наказания? Может быть есть кокие нибудь поправки? Ответы юристов […]
  • Как правильно заверить копии документов для арбитражного суда Нужно ли для суда заверять копии документов у нотариуса? В определении арбитражного суда сказано: "Заявителю представить в суд подлинные документы, подтверждающие основания заявленных […]
  • Картинки консультации для родителей подготовительной группы Консультация для родителей ДОУ. Готовимся к школе Описание материала: эта консультация будет полезна родителям будущих первоклассников, воспитателям подготовительных к школе групп. До […]