Исковое заявление в сфере экологии

Исковое заявление в сфере экологии

Боголюбов С.А. Экологическое право: Учебник. М., 1998.

Валова В.Д. Основы экологии: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИД «Дашков и К 0 », 2001.

Воронцов А.И. Охрана природы. М., 1989.

Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. М., 1996.

Федеральный закон “Об охране окружающей среды” // Российская газета, 2002.

Полинский Ю.В. Общая биология. М., 1993.

Журналы: “Зеленый мир”, “Экология и жизнь”, “Экологический вестник России”, “Экономика, предпринимательство, окружающая среда”, “Использование и охрана природных ресурсов в России” (ежемесячный бюллетень).

Лекция 1. Введение. Предмет изучения дисциплины ——————— 2

Лекция 2. Природа и общество. Общие и специфические

Лекция 3. Развитие производительных сил общества——————— 10

Лекция 5. Охрана биосферы от загрязнений выбросами

Лекция 6. Природные ресурсы и их классификация ——————- 34

Лекция 7. Проблемы использования и воспроизводства

Лекция 9. Загрязнение биосферы. Основные

Лекция 10. Основные пути миграции и накопление в

биосфере токсичных и радиоактивных веществ —— 57

Лекция 12. История Российского природоохранного

Лекция 13. Участие России в деятельности международных

Лекция 14. Органы управления и надзора по охране природы.

Лекция 15. Экологическая и юридическая ответственность

предприятий, загрязняющих окружающую среду —— 82

Лекция 16. Экологическая оценка производств и

Исковое заявление в сфере экологии

Образец
исковое заявление о компенсации морального вреда

В Дзержинский районный суд г. Перми
г. Пермь, ул. Плеханова, 40
Истец:
Иванов Иван Иванович, 1967 г.р.
Адрес: Пермский район, п. Юго-камский,
ул. Металлистов, 5-150.

Ответчики:
1. ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт»,
Адрес: г. Пермь, ул. Ленина, 77
2. Администрация поселка Юго-камский
Пермского района Пермской области
Адрес: Пермский район, п. Юго-камский,
ул. Советская, 112.

Исковое заявление
О компенсации морального вреда

Я проживаю в поселке Юго-камский Пермского района Пермской области с момента рождения.
23 апреля 2002 года на 38-м километре нефтепродуктопровода «Пермь-Альметьевск», принадлежащего ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт» произошла разгерметизация. В результате излившееся на поверхность почвы дизельное топливо (по данным «Лукойл-Пермнефтепродукт» более 140 тонн) по уклону рельефа местности попало в реки Малая Северка и Северка и в Северинский пруд, служащий источником питьевого водоснабжения поселка Юго-камский, что привело к загрязнению водных объектов и прибрежной полосы.
По результатам лабораторного контроля качества воды на водозаборе содержание нефтепродуктов в водоеме превышало ПДК в 10-14 раз.
О случившейся аварии я узнал только 26 апреля, от знакомых. Несколько дней я употреблял загрязненную воду в качестве питьевой и для бытовых нужд. Достоверной информации о недопустимости использования водопроводной воды не было.
В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Считаем, что ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт» не обеспечило безопасной эксплуатации нефтепродуктопровода, который является источником повышенной опасности. В соответствии со ст. 1079 ГК РФ юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих обязана возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
В соответствии со ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины в случаях, когда вред причинен жизни или здоровью источником повышенной опасности. Считаем, что вина Администрации поселка Юго-камский Пермского района Пермской области заключается в том, что она своевременно не информировала местных жителей о недопустимости использования загрязненной воды.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 10.01.02 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Моральный вред (физические и нравственные страдания) выразились в следующем.
При употреблении загрязненной воды в пищу я почувствовал недомогание, боли в желудке, (расстройство пищеварения, тошнота, рвота, аллергия). Также были покраснения на коже, зуд и т.п. Я обращался к врачу с жалобами на эти симптомы, что зафиксировано в амбулаторной карте.
Я испытываю большие неудобства в связи с тем, что вынужден носить привозную воду на 5 этаж, по несколько раз за день, из-за этого у меня болит спина.
В настоящее время приходится пользоваться водопроводной водой (для мытья посуды, стирки белья, для принятия ванны и т.п.), поскольку я не могу носить много привозной воды. Последствия использования загрязненной воды будут проявляться и в дальнейшем.
Кроме того, у меня есть садовый участок, который я вынужден был поливать загрязненной водой из пруда, соответственно овощи и фрукты, выращенных на данном участке, не являются экологически чистыми.

Сам факт проживания в зоне экологической катастрофы меня угнетает, в связи с этим я испытываю раздражение, негодование, дискомфорт, подавленность.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст.ст.15, 151, 1064, 1079, 1100 ГК РФ, ст. 3 Закона РФ «Об охране окружающей среды»

Взыскать с ООО «Лукойл-Пермнефтепродукт» в счет компенсации морального вреда 30000 (тридцать тысяч рублей),
Взыскать с Администрации поселка Юго-камский Пермского района Пермской области в счет компенсации морального вреда 10000 (десять тысяч) рублей.

Приложение:
2 копии иска, квитанция госпошлины 10 руб. справка ос составе семьи, выписка из амбулаторной карты, копия свидетельства по праве собственности на земельный участок, другие документы на ___ листах.

Прошу вызвать в суд в качестве свидетеля Петрова Петра Петровича, Адрес: Пермский район, п. Юго-камский, ул. Металлистов, 5-151.

Инструкция по написанию иска

Данный иск является примером, как необходимо писать заявление в суд. Подчеркнутый текст НУЖНО изменять в зависимости от конкретных обстоятельств дела (дополнять, уточнять и т.д.). Иск можно писать от руки либо печатать на компьютере или машинке.

Госпошлина платится в отделении сбербанка, находящемся на территории Дзержинского района г. Перми, реквизиты можно узнать в самом банке.

Вы вправе в одном иске указать несколько истцов (членов одной семьи). Также можно предъявить иск в интересах несовершеннолетнего ребенка. Размер госпошлины не зависит от суммы морального вреда и составляет 10 рублей на 1 человека. Вы вправе указывать сумму морального вреда, какую считаете нужной, однако суд самостоятельно определяет размер компенсации.

Если Вы понесли материальные убытки (денежные расходы) в связи с аварией (например, нанимали няню для ребенка из-за закрытия садика), Вы также можете требовать их возмещения ПРИ НАЛИЧИИ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ РАСХОДОВ (квитанции, кассовые и товарные чеки, расписки и т.п. в крайнем случае свидетельские показания). При этом размер госпошлины для этих требований составляет 5% от суммы, которую Вы просите взыскать.

Иск подается в суд в количестве 3 экземпляров, все остальные документы, приложенные к нему, подаются в 1 экземпляре. Необходимо прикладывать только ксерокопии документов. Оригиналы предоставляются непосредственно в судебном заседании.

В течение месяца после подачи иска Вам придет повестка из суда, в которой будет указана точная дата и время рассмотрения иска.

Вы вправе указывать в иске, каких свидетелей Вы хотели бы допросить. Свидетелями могут быть любые лица, в том числе и родственники, которым что-либо известно об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении. Необходимо указать полностью их фамилию, имя, отчество и точный адрес жительства.

Судебные решения

Новые материалы для пополнения раздела Вы можете добавить со своей персональной страницы

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгея обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском о взыскании с муниципального унитарного предприятия Кореновского городского поселения «Жилищно-коммунальное хозяйство» о взыскании вреда, причиненного водному объекту, в размере 26 716 676 руб.

Предприятием, имеющим разрешение на использование водного объекта (р. Левый Бейсужек) для сброса сточных вод, не обеспечило соблюдение нормативов качества окружающей среды.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Лотос», г.Саратов о взыскании суммы вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, в размере 2.457.600 рублей.

Согласно протоколу испытаний почвы (грунта) № 7 от 13.04.2017 г. содержание нефтепродуктов в почве производственной площадки поисково-оценочной скважины №2 Урожайной площадки в пробе № 13 составило 1640 мг/кг почвы, что превышает фоновый показатель в 12,6 раз, в пробе № 14 составило 3790 мг/кг, что превышает фоновый показатель в 29 раз.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Камчатскому краю обратилось в суд с исковым заявлением к муниципальному автономному учреждению «Строительства, благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства» с требованием о возмещении вреда, причиненного почвам, в размере 220 000 руб.

Суд пришел к выводу, что вина МАУ «СБ и ЖКХ» в совершении административного правонарушения доказана полностью и квалифицировал действия по статье 8.2 КоАП РФ, как несоблюдение экологических требований при размещении отходов производства и потребления.

Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Республике Тыва обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Аэропорт Емельяново» о возмещении суммы вреда, причиненного водному объекту в размере 464 038,59 руб.

Качество поверхностных вод в месте обследования превышает нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, том числе нормативы предельно-допустимых концентраций вредных веществ в воды водных объектов рыбохозяйственного значения по содержанию: проба № 12г-пр — аммоний-иона в 3,2 раза, проба № 13г-пр — аммоний-иона в 1,8 раза, проба № 14г-пр — аммоний-иона в 2,8 раза.

ООО «Абаза-Энерго» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия от 2 марта 2018 года №В-013.

По итогам проверки 02.03.2018 уполномоченным должностным лицом управления составлен акт проверки №В-013-в, в котором зафиксировано невыполнение в срок до 15.01.2018 предписания от 15.11.2107 №В-226/1, в котором было указано на необходимость соблюдения разрешенных нормативов допустимого сброса.

ООО «Энергонефть Томск» обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области о признании незаконными действий, выразившихся в возврате письмом от 02.11.2017 №7197/03 заявления и проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и не утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а так же об обязании Управление Росприроднадзора по Томской области принять решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по заявлению от 06.09.2017г. №01-13-8/5755.

ООО «Газпром добыча Оренбург» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Оренбургской области о признании недействительными предписания от 11.10.2017 года № ПН/Э-228-1 об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, представления от 01.11.2017 года № 03-248/2017 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ФБУ-ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 26302 и Министерству обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по обязательным платежам в размере 2 097 666, 40 руб. за период с 4 квартала 2010 года по 4 квартал 2014 года, с учетом уточнений исковых требований в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 1, л.д. 153).

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с иском к МБУ «Управление ЖКХ и благоустройства» о взыскании 13 766 440 руб. 07 коп., в том числе суммы основной задолженности платы за негативное воздействие на окружающую среду в размере 13 421 496 руб. 48 коп., пени в сумме 344 943 руб. 59 коп.

Краевое государственное унитарное предприятие «Приморский водоканал» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Приморскому краю от 30.11.2017 № 254-КНД/19.

В отношении предприятия проведена проверка выполнения ранее выданных предписаний об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, в ходе которой установлено, в частности, что предприятие осуществляет сброс сточных вод в ручей без названия – приток р. Васильевка в отсутствие действующего разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду.

Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Кировской области и Удмуртской Республике обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к акционерному обществу «Кирово-Чепецкое управление строительства» о взыскании 4 525 066 руб. 00 коп. ущерба, причиненного в результате совершения земельного правонарушения.

Управление Росприроднадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с исковым заявлением к ООО Фирма «Макс» о взыскании 2 236 176 рублей вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды.

04.10.2017 в рамках внеплановой выездной проверки, проводимой Управлением в отношении ООО Фирма «Макс» (акт проверки от 07.12.2017 № 176) при осмотре, обследовании производственной базы ООО Фирма «Макс» и прилегающей к ней территории на ст. Фарафонтьевская в Пуровском районе Ямало-Ненецкого автономного округа, был выявлен загрязнённый нефтепродуктами земельный участок № 2, расположенный в месте с координатами N66°02’25,94535″ Е77°02’35,95568″.

ОАО «Сети» обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к ООО «РН-Архангельскнефтепродукт» о взыскании 709 руб. 20 коп. платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения.

ООО «ММСК» обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с требованиями к Управлению Росприроднадзора по Оренбургской области о признании незаконным пункта 3 приказа от 17.01.2018 № Н/О-7, обязании утвердить нормативы образования и лимиты на размещение по виду отходов «шлак плавки медных концентратов в отражательной печи производства черновой меди», включенных в проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, направленный с заявлением от 18.09.2017 года № 01-2017/1725, сроком действия на 5 лет, начиная с 07.11.2017 года.

Управление Росприроднадзора по Астраханской области, в соответствии со статьями 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилось в арбитражный суд Астраханской области с иском к ООО «Производственно-коммерческая фирма «Каналводстрой» о взыскании ущерба, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, в сумме 172 260 руб.

В ходе рейда, информация по факту сброса сточных вод на почву и в водный объект ер.Казачий подтвердилась. На момент осмотра установлено, что на напорном трубопроводе образована трещина из которой происходил сброс сточных вод на почву, а затем вода самотеком поступала в водный объект ер.Казачий. Площадь загрязненного земельного участка составила 87 кв.м. На всем протяжении обследуемой территории ощущался запах, характерный для хозяйственно бытовых и фекальных стоков.

Экологические новости

Мероприятия

Последние сообщения

Контактная информация

РЕДАКЦИЯ
Адрес: 105066, Москва,
Токмаков пер., д. 16, стр. 2
+7 (499) 267-40-10
E-mail: [email protected]

ПРЯМОЙ ТЕЛЕФОН ОТДЕЛА ПОДПИСКИ:
+7 (800) 200-111-2
(звонок бесплатный
по всей территории РФ)
E-mail: [email protected]

Еще по теме «Тара для медицинских отходов»

© 2004-2018 Издательский дом «Отраслевые ведомости». Все права защищены
Копирование информации данного сайта допускается только при условии указания ссылки на сайт

Настоящим, в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006 года, Вы подтверждаете свое согласие на обработку компанией ООО «Концепция связи XXI век» персональных данных: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, передачу в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с помощью средств связи, продажи продуктов и услуг на Ваше имя, блокирование, обезличивание, уничтожение.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует конфиденциальность получаемой информации. Обработка персональных данных осуществляется в целях эффективного исполнения заказов, договоров и иных обязательств, принятых компанией в качестве обязательных к исполнению.

В случае необходимости предоставления Ваших персональных данных правообладателю, дистрибьютору или реселлеру программного обеспечения в целях регистрации программного обеспечения на Ваше имя, Вы даёте согласие на передачу своих персональных данных.

Компания ООО «Концепция связи XXI век» гарантирует, что правообладатель, дистрибьютор или реселлер программного обеспечения осуществляет защиту персональных данных на условиях, аналогичных изложенным в Политике конфиденциальности персональных данных.

Настоящее согласие распространяется на следующие персональные данные: фамилия, имя и отчество, место работы, должность, адрес электронной почты, почтовый адрес доставки заказов, контактный телефон, платёжные реквизиты. Срок действия согласия является неограниченным. Вы можете в любой момент отозвать настоящее согласие, направив письменное уведомление на адрес: [email protected] с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

Обращаем Ваше внимание, что отзыв согласия на обработку персональных данных влечёт за собой удаление Вашей учётной записи с соответствующего Интернет-сайта и/или уничтожение записей, содержащих Ваши персональные данные, в системах обработки персональных данных компании ООО «Концепция связи XXI век», что может сделать невозможным для Вас пользование ее интернет-сервисами.

Давая согласие на обработку персональных данных, Вы гарантируете, что представленная Вами информация является полной, точной и достоверной, а также что при представлении информации не нарушаются действующее законодательство Российской Федерации, законные права и интересы третьих лиц. Вы подтверждаете, что вся предоставленная информация заполнена Вами в отношении себя лично.

Настоящее согласие действует в течение всего периода хранения персональных данных, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Как обращаться в органы власти в случае экологического правонарушения

Обращения в органы власти являются по сути тем инструментом реагирования, который доступен абсолютно
каждому гражданину, независимо от его образования, социального статуса или навыков работы в Интернете. Очевидно, что найти квалифицированного юриста, особенно в такой узкой сфере, как экологическое право, — это задача не из лёгких, а разобраться самостоятельно, какой именно нормативный правовой акт нарушается и какие санкции могут быть применены за такое нарушение – практически непосильная. И в этом случае мы должны максимально полно реализовывать своё право на обращение в органы власти, убивая таким образом двух зайцев: в ответе нам будет указано на конкретную норма права, которая нарушается в том или ином случае, плюс будут применены соответствующие меры к нарушителям.

Это, конечно, в идеале, на практике можно получить и простую отписку. И именно для того, чтобы таких отписок становилось всё меньше, ниже мы рассмотрим основные правила составления грамотного обращения.

I. Общие правила

Порядок составления и рассмотрения обращений регулируется отдельным Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – закон «Об обращениях»). Это совсем небольшой документ, который желательно иметь под рукой каждому, кто занимает активную гражданскую позицию и готов отстаивать свои права.

Обращения бывают трёх видов (ст. 4 закона «Об обращениях»):
предложение — рекомендация по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
заявление — просьба о содействии в реализации прав и свобод либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов;
жалоба — просьба о восстановлении или защите нарушенных прав и свобод.

Грамотно составленное обращение в своём заголовке уже должно содержать указание на одну из перечисленных выше форм (предложение, заявление или жалоба) с целью указания на то, о чём именно пойдёт речь в обращении, и какие меры требуется принять по результатам его рассмотрения.

Также неотъемлемыми атрибутами любого обращения являются следующие (ст. 7 закона «Об обращениях»):
— наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляется обращение либо фамилия, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица;
— фамилия, имя, отчество заявителя;
— почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ,
— суть обращения;
— личная подпись заявителя;
— дата.

Помимо указанных выше обязательных атрибутов мы рекомендуем указывать также свой личный электронный адрес (e-mail) с просьбой отправить на него электронную версию ответа, а также номер контактного телефона (желательно мобильного). Эти контакты помогут специалисту оперативно связаться с вами в случае возникновения дополнительных вопросов и помогут сэкономить ценное время при ожидании ответа.

Наибольшие трудности всегда вызывает вопрос о том, в какой же именно орган необходимо обратиться при обнаружении того или иного нарушения. Обычно, не вникая в суть, граждане пишут свои обращения сразу на имя губернатора области, а то и вообще – Президента Российской Федерации. И в целом можно сказать, что на такое обращение, пусть и попавшее в государственный орган, который не уполномочен его рассматривать, рано или поздно тоже придёт ответ. Ведь согласно ст. 8 закона «Об обращениях» «письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения». Проблема только в том, что пока идёт пересылка, мы можем потерять драгоценное время, за которое окончательно вырубят наш старый парк и выстроят на его месте блестящую автозаправку. Поэтому, прежде чем выводить на конверте «Путину В.В.», постарайтесь самостоятельно определить, в компетенцию какого органа может входить решение вашего вопроса (в этом вам помогут наши рекомендации в Главе «Система органов государственной власти» данного методического пособия).

Что касается самого текста обращения, то здесь мы хотели бы обратить ваше внимание на несколько ключевых ошибок, которые допускают многие граждане, обращающихся в органы власти впервые.

Во-первых, постарайтесь избегать в тексте красивых фраз и оборотов с описанием того, какой прекрасный уголок природы вы пытаетесь защитить, как вы ещё ребёнком собирали там гербарий и каким удивительным воздухом пропитано всё после майской грозы. Иначе говоря, опустите всю лирику и сосредоточьтесь исключительно на том, что должно защищаться нормами закона. Обращение на одном листе с сухим изложением фактов ничем не хуже (а обычно даже лучше) большого сочинения на тему «Как я люблю природу».

Во-вторых, не стоит обвинять в коррупции и сговоре местную власть, если у вас на руках не имеется прямых тому доказательств. Помимо того, что такие голословные обвинения никак не будут способствовать разрешению самого вопроса, следует помнить и о статье 129 Уголовного кодекса — «Клевета» (распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию). Если вы действительно располагаете сведениями и доказательствами совершённого преступления, обращайтесь напрямую в правоохранительные органы с просьбой о возбуждении уголовного дела.

В-третьих, не надо ссылаться в обращении на нормы Европейской конвенции прав человека или иных документов международного права, а также на Конституцию РФ. Такие ссылки лишь увеличат объём вашего обращения. Если вам не известны конкретные правовые нормы законодательства, нарушаемые в данном конкретном случае, то не стоит маскировать это под просьбу защитить ваше «право на благоприятную окружающую среду». В таком случае вполне допустимо честно признаться, что специальными юридическими знаниями вы не обладаете, попросив орган власти разобраться в ситуации и принять соответствующие меры в рамках его компетенции.

Ну, и наконец, желательно указывать в обращении как можно больше фактического материала: проследить хронологию событий с чётким указанием дат, дать точное местоположение или географические координаты предполагаемого нарушения, рассказать о своих предыдущих действиях и обращениях, приложить копии всех имеющихся у вас документов, относящихся к делу. При наличии – приложить фото или видеодоказательства (стоит озаботиться тем, чтобы они были в наличии). При соблюдении данных правил ваши шансы на скорый ответ и принятие мер к нарушителям существенно возрастут.

II. Сроки рассмотрения обращения

Итак, мы описали суть проблемы, поставили подпись, дату, определили, в какой орган обращение отправить, не забыли приложить максимальное количество имеющихся у нас документов, в том числе, фотографий незаконных свалок, вырубок и иных видимых результатов нарушений законодательства, что теперь? Сидеть и ждать, сложа руки, изредка проверяя почтовый ящик? Ни в коем случае. Срок рассмотрения любого обращения составляет 30 дней с момента его регистрации (ст. 12 закона «Об обращениях»), при этом своими активными действиями вы можете постараться этот срок ускорить. Через несколько дней после отправки позвоните в орган, куда вы отослали обращение, выясните, какой входящий номер ему был присвоен и в какой отдел оно направлено на рассмотрение. После этого уже по телефону указанного вам отдела вы сможете узнать исполнителя, который ответственен за направление вам ответа. Выясните внутренний номер этого исполнителя и находитесь с ним в контакте, возможно, ему потребуются от вас какие-то дополнительные материалы или комментарии, которые вы сможете незамедлительно предоставить. В противном случае через 30 дней вы рискуете получить стандартную отписку в стиле «нарушений не выявлено».

«В исключительных случаях» (что именно это за случаи, закон не расшифровывает, что даёт возможности для самого широкого толкования данного термина) срок рассмотрения обращения может быть продлён ещё на 30 дней, о чём обязательно уведомляется гражданин, направивший обращение.

Таким образом, в течение 30 дней после регистрации обращения у вас на руках должен оказаться первый официальный документ из госоргана. С учётом вышеизложенного это может быть:
— информация о том, что выявлено нарушение и принимаются меры к его пресечению и наказанию нарушителей;
— уведомление о том, что письмо направлено на рассмотрение в иной орган, к чьей компетенции относится его рассмотрение;
— уведомление о том, что срок рассмотрения продлён ещё на 30 дней;
— ответ, что нарушений действующего законодательства не выявлено.

Если по истечении 30 суток на указанный вами почтовый адрес не поступило никакого ответа, можете смело дублировать своё обращение в вышестоящий орган с обязательным указанием на то, что срок рассмотрения предыдущего обращения был нарушен, а также входящего номера и даты своего обращения. Также можете обратиться в прокуратуру, указав на несоблюдение конкретным государственным органом или должностным лицом требований закона «Об обращениях».

III. Альтернативные способы подачи обращений

Помимо стандартного письма в настоящее время вы можете использовать средства Интернета и отправить обращение в электронном виде на официальный е-мэил государственного органа или написать текст обращения в «электронной приёмной» на его официальном сайте. Сроки рассмотрения и все иные требования к рассмотрению электронного обращения будут точно такими же, как если бы вы отправили обычное письмо «по старинке».

Ну и наконец, своё обращение вы можете озвучить устно в ходе личного приёма в органе государственной власти. Такие приёмы происходят с некой периодичностью (дни и часы вы можете посмотреть на официальном сайте данного органа в Интернете). Ответ на обращение в ходе личного приёма может быть дан непосредственно в устной форме (но только с согласия заявителя) или же форма будет письменной с соблюдением всех требований закона, указанных выше.

IV. Судебная защита

Согласно правилу статьи 11 закона «Об обращениях» заявление, в котором «обжалуется судебное решение, в течение семи дней со дня регистрации возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения». Что означает данная норма? Она говорит о том, что судебная защита – это ваша последняя надежда, когда исчерпаны все другие возможные способы. Судебная власть является отдельной ветвью органов государственной власти, которая имеет полномочия отменять решения любых иных органов, её решения окончательны и могут быть пересмотрены только вышестоящим судом и никаким иным органов власти в государстве.

Однако такие полномочия требуют и соответствующего подхода к разбирательству дел, доходящих до суда. Все процедуры судебных разбирательств жёстко регламентированы Гражданским процессуальным (ГПК) и Арбитражным процессуальным (АПК) кодексами. Общую систему судов в РФ мы разобрали в главе «Система органов государственной власти», сейчас же обратимся к порядку подачи соответствующего искового заявления.

В целом по форме и содержанию исковое заявление будет мало отличаться от грамотно составленного обращения в любой иной орган государственной власти (требования к гражданскому иску установлены главой 12 ГПК РФ). Основное отличие в том, что в исковом заявлении вы уже не сможете сослаться на свою юридическую безграмотность и абстрактно попросить «принять меры в соответствии с нормами действующего законодательства». В иске должны быть совершенно чётко указаны все правовые акты, нормы которых нарушаются в данном случае, а также конкретно сформулирована просьба к суду: отменить решение губернатора, обязать ответственную организацию прекратить вырубки и восстановить повреждённые зелёные насаждения и т.д.

Кроме того, есть ряд обязательных требований, предъявляемых исключительно к судебным искам в отличие от обычных обращений в иные органы государственной власти. Так, к исковому заявлению должны быть приложены (ст. 132 ГПК РФ):

копии иска в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц;

— документ, подтверждающий уплату государственной пошлины (например, банковская квитанция), размер пошлины устанавливается Налоговым кодексом (ст.333.19), в настоящее время (июнь 2015 года) для граждан, подающих исковое заявление неимущественного характера, она составляет 300 рублей;

текст опубликованного нормативного правового акта в случае его оспаривания;

а также различные иные документы в зависимости от требований, заявляемых вами в исковом заявлении.

Как видим, уже сам процесс составления иска у неподготовленного человека может вызвать ряд затруднений. Кроме того, процедура его рассмотрения также детально прописана в кодексе и вы вряд ли сумеете быстро в ней разобраться, да и ваши ответчики явно подойдут к судебному разбирательству во всеоружии, ведь для них проиграть дело в суде станет окончательным и бесповоротным поражением. Вот почему мы настоятельно рекомендуем обращаться в суд только тогда, когда все иные способы воздействия на нарушителей исчерпаны, а у вас на руках имеется хотя бы два-три чётких письменных ответа из иных органов государственной власти, подтверждающих вашу позицию (представители этих органов могут быть вызваны в качестве экспертов в ходе самого судебного разбирательства). В противном случае вероятность того, что суд вынесет решение не в вашу пользу, стремится к ста процентам, и в вашей борьбе будет поставлена окончательная жирная точка только лишь по причине низкой юридической грамотности и недостаточной предварительной проработки вопроса.

V. Итоги

С учётом вышеизложенного хочется ещё раз подчеркнуть, что обращение в уполномоченный орган государственной власти – это возможно самый сильный и действенный инструмент, которым обладает абсолютно любой гражданин Российской Федерации. Современная система госорганов обладает широчайшими полномочиями, в том числе, в сфере защиты окружающей среды, и наша задача – научиться нажимать на правильные рычаги, чтобы заставить эту машину двигаться в нужном направлении, и тогда всё начнёт получаться.

Отрывок из методического пособия по защите экологических прав граждан

Еще по теме:

  • Гусов право соц обеспечения 68 книг по социальной работе / Гусов-Право социального обеспечения 2001 Под редакцией . заслуженного деятеля науки РФ , академика РАСН , доктора юридических наук , […]
  • Города павлодар очередь на жилье Просмотр номера очереди на жилье из государственного жилищного фонда 30 календарных дней Как получить услугу онлайн Перейти по кнопке «Заказать услугу онлайн». Заполнить и отправить […]
  • Трудовой кодекс рк 5 раздел Кодекс Республики Казахстан от 23.11.2015 N 414-V ЗРК"Трудовой кодекс Республики Казахстан" Часть 2. Особенная часть Раздел 2. Трудовые отношения Глава 5. Трудовой […]
  • Ст 399 ч 2 упк рф Статья 399 УПК РФ. Порядок разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора 1. Вопросы, связанные с исполнением приговора, рассматриваются судом: 1) по ходатайству реабилитированного […]
  • Законодательство по приватизации жилья Закон Украины "О приватизации государственного жилищного фонда" Закон о приватизации определяет правовые основы приватизации государственного жилищного фонда, его дальнейшего использования […]
  • Защита прав потребителей горячая линия омск Роспотребнадзор Роспотребнадзор Breadcrumbs Контакты Реквизиты Название: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по […]
  • Статья 30 настоящего федерального закона Статья 30. Введение в действие настоящего Федерального закона Статья 30. Введение в действие настоящего Федерального закона 1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его […]
  • 79 фз материальная помощь Приложение N 3. Положение о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим и […]