Бухгалтерская отчетность для малых предприятий 2014

Оглавление:

Отчетность малых предприятий

Организации, которые применяют льготные режимы налогообложения и относятся к категории малого бизнеса, один раз в год обязаны предоставлять в органы статистики и налоговой службы бухгалтерскую отчетность. Баланс и отчет о финансовых результатах имеют сокращенную форму, но их очень важно заполнить правильно.

Составить и сдать бухгалтерскую отчетность за 2015 год все экономические субъекты обязаны до 31 марта 2016 года. В равной степени эта обязанность относится и к субъектам малого бизнеса. В частности, о том ООО на УСН какие отчеты сдавать. Однако для таких организаций в законодательстве предусмотрен целый ряд особенностей составления бухгалтерской отчетности, на которых необходимо остановиться подробнее.

Кто относится к малому бизнесу

В российском праве существует целый ряд критериев, в соответствии с которыми организации и индивидуальные предприниматели могут быть отнесены к субъектами малого бизнеса. По нормам Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малым предприятиям относятся те хозяйствующие субъекты, у которых:

Средняя численность работников за год, предшествующий отчетному, не превышает 100 человек, включительно. О том, как посчитать работников, можно узнать из приказа Росстата от 30.12.2014 г. N 739 «Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия». На микропредприятии, при этом, не может работать более 15 человек. Исчисление показателя средней численности сотрудников происходит с учетом всех граждан, которые фактически работали в отчетный период, включая тех, кто работал по гражданско-правовым договорам или по совместительству. С 1 января 2016 года данный показатель изменился, но это не влияет на сдачу отчетности за 2015 год.

Размер выручки от реализации товаров, работ или услуг без учета НДС не превышает 800 млн рублей за год для малых предприятий, и 120 млн рублей за год для микропредприятий. Это определено в статье 4 Закона N 209-ФЗ и установлено постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 г. N 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Аналогичные ограничения предусмотрены для балансовой стоимости активов организации, под которой следует понимать остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов организации. Вычислить этот показатель возможно только на основании данных бухгалтерского учета. А размер годовой выручки определяется в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ.

В письме от 10.09.2015 г. N Д05и-1163 Минэкономразвития России разъяснило, что категория хозяйствующего субъекта может быть изменена только при условии, когда предельные значения средней численности работников и выручки от реализации оказываются ниже или выше предельных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим. Этот порядок не относится к первоначальному определению категории предприятия.

  • Доля участия в уставном капитале других лиц не превышает предельно разрешенных значений. Изменения в этом критерии произошли с 30 июня 2015 года, когда вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 29.06.2015 г. N 156-ФЗ. Начиная с этой даты, к субъектам малого предпринимательства могут быть отнесены только те организации, у которых в уставном капитале суммарная доля участия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, а также общественных и религиозных организаций и благотворительных фондов не превышает 25%, а доля участия юридических лиц, включая иностранных, — 49%. Однако из этого правила существуют исключения. Так, ограничения по участию в уставном капитале не распространяются на хозяйственные общества и партнерства, которые работают над практическим применением результатов интеллектуальной деятельности, при условии, что исключительные права на эти результаты принадлежат их учредителям. Кроме того, требование не распространяется на организации, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 г. N 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково», и другие компании, включенных в «Перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2015 г. N 1459-р.
  • Поэтому, чтобы решить какие отчеты нужно сдавать ООО при УСН, а также других льготных режимах налогообложения, необходимо проверить соответствие этим критериям.

    Упрощенная отчетность

    Если организация удовлетворяет всем критериям, то она являлась в 2015 году субъектом малого предпринимательства и может пользоваться всеми привилегиями, установленными для данной категории юридических лиц. В частности, вести упрощенный бухучет, как это определено в статье 7 закона N 209-ФЗ. А упрощенные способы ведения бухгалтерского учета автоматически предполагают, что будут сданы упрощенные бухгалтерские (финансовые) отчеты.

    Как и остальные вопросы, связанные с учетом и документооборотом, порядок того, ООО на УСН какие отчеты сдавать регулирует Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». В статье 20 этого документа говорится, что право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, а также на упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность является одним из принципов регулирования бухгалтерского учета в России.

    Однако в силу пункта 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ, не у всех малых предприятий (МП) есть право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Существует закрытый перечень организаций, которые обязаны вести полный учет. Это касается:

  • всех организаций, у которых в силу закона годовая отчетность подлежит обязательному аудиту;
  • жилищных и жилищно-строительныхкооперативов;
  • микрофинансовых организаций;
  • кредитных потребительских кооперативов;
  • нотариальных палат;
  • юридических консультаций;
  • коллегий адвокатов;
  • адвокатских бюро;
  • организаций государственного сектора;
  • политических партий, их региональных отделений ;
  • некоммерческих организаций, которые включены в реестр, предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в качестве иностранных агентов.
  • Поэтому, если ООО на УСН является ЖСК или адвокатским бюро, ему придется сдавать все отчеты в полном варианте.

    Для упрощенного учета у субъектов малого бизнеса, согласно пункту 3 статьи 21 Закона N 402-ФЗ, законодатели должны были разработать специальный федеральный стандарт. Однако такого стандарта до сих пор нет, поэтому малые предприятия руководствуются целым рядом законов и нормативных актов. В их число входят:

    • Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
    • Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.07.1999 г. N 43н;
    • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 г. N 34н;
    • Приказ Минфина России от 02.07.2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
    • другие действующие нормативные документы по бухгалтерскому учету.

    Для того, чтобы вести упрощенный бухучет, необходимо согласовать этот вопрос с учредителями и прописать его порядок в учетной политике организации. В статье 14 Закона N 402-ФЗ определен состав упрощенной бухгалтерской отчетности, а формы годовых отчетов (баланса и отчета о финансовых результатах) утверждены приказом N 66н. Отдельно в законе отмечается, что малые предприятия не должны подавать вместе с отчетом пояснительную записку. Однако в силу пункта 39 ПБУ 4/99, МП могут представить контролирующим органам любую дополнительную информацию о всей годовой бухгалтерской отчетности. Эта информация подается в произвольной форме, так как не является утвержденным приложением к отчету.

    Порядок оформления упрощенной отчетности малых предприятий изложен в информации Минфина N ПЗ-3/2015 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности». В документе дано право самостоятельно принимать решение о включении в годовой отчет форм об изменениях капитала и движении денежных средств. Кроме того, МП может самостоятельно разработать форму отчета, используя упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.

    Как правильно заполнить отчетные формы

    Кроме того, заполняя строку «Материальные внеоборотные активы», необходимо включить данные о дебетовых сальдо по счетам 01, 03, 07, 08 (за исключением субсчетов 08-5 и 08-8), 15 и 60, а также указать сальдо по счету 16 и кредитовое сальдо по счету 02. Заполняя строку «Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы», необходимо включить в нее дебетовые сальдо по счетам 04, 58, 97, а также субсчетам 08-5, 08-8, 55-3, 73-1 и кредитовое сальдо по счетам 05 и 59. Это определено в пункте 35 ПБУ 4/99.

    В отчете о финансовых результатах для малых предприятий всего семь строк вместо обычных восемнадцати, а также полностью отсутствует раздел «Справочные данные». Организация может не указывать данные о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности и не представлять информацию по ее сегментам. Любые события бухучета должны отражаться в отчете только из требования рациональности, как это предписано пунктом 19.4 Информации Минфина. В соответствии с этим документом, при формировании бухгалтерской отчетности субъектом малого бизнеса, необходимо исходить из того, что в бухгалтерской отчетности должно быть дано достоверное и полное представление о финансовом положении организации, результатах ее деятельности и обо всех изменениях в финансовом положении за год.

    Непредоставление или несвоевременное предоставление в органы статистики и ФНС бухгалтерской отчетности малым предприятием является правонарушением. За каждый непредставленный документ организацию оштрафуют на 200 рублей, а ее руководителя или главного бухгалтера — на сумму от 300 до 500 рублей. Кроме того, в 2016 году значительно выросли санкции статьи 19.7 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несвоевременную сдачу статистической отчетности. Штраф для должностного лица теперь составляет до 5 тысяч рублей.

    Срок сдачи бухгалтерского отчета за 2015 год для ООО на УСН и других малых предприятий отчета — 31 марта 2016 года. Не нужно также забывать, что у органов статистики есть право отправить отчет на доработку при выявления несоответствий. В этом случае исправленный отчет должен быть повторно направлен в Росстат в течение двух дней. Не ошибиться со сроками сдачи годовых отчетов в 2016 году поможет календарь бухгалтера на ППТ.

    Бухгалтерская финансовая отчетность субъектов малого предпринимательства 2017. Форма по КНД 0710096 (бланк)

    Актуально на: 18 апреля 2017 г.

    ​Упрощенная бухгалтерская отчетность

    В нашей консультации мы рассказывали о том, что субъекты малого предпринимательства могут вести упрощенный бухучет. О составе и сроках сдачи бухгалтерской отчетности 2017-2018 субъектами малого предпринимательства расскажем в нашем материале.

    Упрощенный бухучет? Упрощенная отчетность!

    Малые предприятия имеют право не только вести упрощенный бухгалтерский учет, но и формировать бухгалтерскую отчетность по упрощенной системе.

    Упрощенная отчетность предполагает составление упрощенного бухгалтерского баланса, упрощенного отчета о финансовых результатах, а для некоммерческих организаций – упрощенного отчета о целевом использовании средств.

    Другие формы бухгалтерской отчетности малые предприятия могут не составлять вовсе, если посчитают, что информация в других формах не будет являться существенной для оценки финансового положения малого предприятия или его финансовых результатов (п. 6 Приказа Минфина от 02.07.2010 № 66н).

    При этом при составлении упрощенной бухгалтерской отчетности в 2018 году малые предприятия руководствуются следующим подходом:

    • в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
    • в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

    В то же время право применения упрощенного бухучета не лишает малые предприятия выбора: они могут вести бухучет как «большие», а также составлять годовую отчетность в полном объеме.

    Упрощенные формы отчетности

    Упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств для малых предприятий 2017-2018 утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н.

    Приведем бланки форм упрощенной бухотчетности с графой «Код» в формате Excel.

    При представлении упрощенной отчетности в налоговую инспекцию на бумаге необходимо использовать машиночитаемую форму упрощенной бухгалтерской отчетности (форма по КНД 0710096). Ранее использовалась форма с кодом по КНД 0710098. Ее нужно было представлять за 2013 — 2014 гг.

    Скачать бланк формы в удобном для заполнения формате PDF можно здесь.

    Когда сдавать упрощенную отчетность

    Особенности в сроках представления годовой бухгалтерской отчетности для малых предприятий законом не предусмотрены. Как и все организации, не позднее 31 марта они обязаны представлять годовую отчетность по своему месту нахождения:

    Если 31 марта совпадет с выходным днем, сдать отчетность можно не позднее следующего за ним рабочего дня (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

    За 2016 год сдать годовую отчетность малые предприятия должны были не позднее 31.03.2017.

    За 2017 год сдать годовую бухгалтерскую отчетность малые предприятия должны не позднее 02.04.2018.

    Упрощенная бухгалтерская отчетность: кто сдает

    Составление упрощенной бухгалтерской отчетности – это своего рода послабление, которое предоставляется далеко не всем. У бухгалтеров периодически возникают вопросы об упрощенной бухгалтерской финансовой отчетности, кто сдает ее и при каких условиях. Однако чтобы ответить на вопрос, кто сдает упрощенную бухгалтерскую отчетность, а точнее, кто имеет право сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, необходимо определиться с тем, у кого вообще есть право на упрощенный бухучет. И связь здесь прямая: кому можно сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, им же можно вести и упрощенный бухучет. Но это далеко не значит, что если у вас есть право вести упрощенный учет, вы должны его вести и обязаны сдавать только упрощенную финотчетность. Вы по-прежнему можете вести бухгалтерский учет в полном объеме и, соответственно, представлять полный комплект бухгалтерской отчетности. И даже если вы применяете упрощенный бухучет, сдавать весь комплект бухгалтерской отчетности вам никто не может запретить.

    Какие организации сдают упрощенную бухгалтерскую отчетность?

    Вести упрощенный бухучет и готовить финансовую отчетность в упрощенном формате в 2018 году имеют право лица, перечисленные в ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

    В ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ указаны те хозяйствующие субъекты, которые не вправе вести упрощенный бухучет. К ним относятся:

    • организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту;
    • жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
    • кредитные потребительские кооперативы;
    • микрофинансовые организации;
    • организации государственного сектора;
    • политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
    • коллегии адвокатов;
    • адвокатские бюро;
    • юридические консультации;
    • адвокатские и нотариальные палаты;
    • некоммерческие организации, внесенные в реестр иностранных агентов.

    Указанный выше перечень в отношении упрощенной бухгалтерской отчетности 2017-2018 (кто может сдавать ее, а кому такое право не предоставлено) является закрытым. При этом нужно руководствоваться ч. 4 с учетом требований ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ . Это значит, что ответить утвердительно на вопрос, может ли НКО сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, нельзя, руководствуясь лишь ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ , где указано, что некоммерческие организации относятся к тем, кто сдает упрощенную бух отчетность. В частности, нужно проверить, не относится ли такая НКО к некоммерческим организациям, включенным в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. Если относится, то вести упрощенный бухучет такой организации нельзя.

    А может ли ломбард сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность? Здесь уже нужно знать лишь то, относится ли такая организация к субъектам малого предпринимательства. Ведь прямого запрета на упрощенную отчетность в отношении ломбардов в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ нет.

    Бухгалтерская отчетность малых предприятий

    Рубрика: Экономика и управление

    Статья просмотрена: 1670 раз

    Библиографическое описание:

    Пинясова И. А. Бухгалтерская отчетность малых предприятий // Молодой ученый. — 2013. — №4. — С. 278-280. — URL https://moluch.ru/archive/51/6660/ (дата обращения: 04.11.2018).

    Малый бизнес: от иллюзий к успеху.

    Майкл Э. Гербер
    Как показывает западная практика, стабильность в экономике страны, прежде всего, зависит от того, насколько развит в стране малый бизнес. В нашей стране проблема развития малого бизнеса остается актуальной по сей день. По прогнозам количество предприятий малого и среднего бизнеса в будущем должно возрастать, однако это крайне сложно из-за сырьевой направленности нашей экономики. Единственным выходом в данной ситуации является создание благоприятного климата для малых предприятий, производственной базы и, несомненно, вливание инвестиций в этот сектор экономики. Следует отметить, что в последнее время произошли значительные сдвиги в данном направлении, в частности, создание специальных режимов налогообложения для малого бизнеса. Однако законодательная база является не единственной проблемой в данном вопросе. Наиболее актуальной является проблема кредитования малого бизнеса, его ресурсного обеспечения. Из-за низкой залогоспособности малых предприятий, только 2 % малых фирм получают кредиты в банках. Единственная надежда — международные финансовые организации и иностранные инвесторы. В этих условиях для инвесторов и кредиторов, как отечественных, так и иностранных, очень важным является информация об имущественном и финансовом положении предприятия. Поэтому правильное формирование показателей бухгалтерской отчетности малых предприятий, ее полнота и достоверность имеют решающее значение для целей развития малого бизнеса. Именно бухгалтерская отчетность организации является источником информации, которая определяет ее позиционирование в среде инвесторов и кредиторов. Как известно, порядок предоставления отчетности для малого предприятия мало чем отличается от порядка предоставления отчётности любого другого предприятия. Отчётность малых предприятий точно так же должна быть составлена в соответствии с определёнными требованиями, а срок её подачи не превышает 90 дней после истечения отчётного периода. Сдача бухгалтерской и налоговой — отчётности малых предприятий представляет интерес для различных лиц и государственных структур. Для налоговой инспекции бухгалтерская отчётность на малом предприятии — способ исчисления налога, которым облагается предприятие, а для прочих лиц, среди которых акционеры, собственники, учредители и коммерческие партнёры — это способ получить исчерпывающую и объективную информацию об истинном финансовом положении предприятия. Федеральный Закон № 402-ФЗ требует, чтобы бухгалтерская (финансовая) отчетность давала достоверное представление о:

    • финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату;
    • финансовом результате его деятельности;
    • движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

    Подготовка и представление годового отчета, а также сами типовые формы бухгалтерской (финансовой) отчетности регламентируются следующей нормативной базой:

    • Федеральный Закон N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
    • Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» (п.6 и п.37, раздел VIII);
    • Приказ Министерства Финансов РФ от 2 июля 2010 г. N 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций».

    С вступлением в силу нового Федерального закона «О бухгалтерском учете» состав годовой бухгалтерской отчетности не изменился. Но изменилось название отчета о прибылях и убытках: теперь он будет называться отчетом о финансовых результатах. В итоге отчетность за 2012 г. должна включать в себя:

    • бухгалтерский баланс;
    • отчет о финансовых результатах;
    • приложения к балансу и отчету о финансовых результатах, к которым относятся отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, пояснения.

    Это изменение объясняется тем, что применяемая в настоящее время форма отчета о прибылях и убытках помимо чистой прибыли (убытка) организации содержит такие показатели, как результат от переоценки внеоборотных активов, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода, результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода, и совокупный финансовый результат периода. То есть данная форма, по сути, уже является формой отчета о финансовых результатах. [1]

    В пояснениях надо указывать, в частности: сведения, относящиеся к учетной политике организации, дополнительные данные, которые нецелесообразно включать в баланс и отчет о финансовых результатах, но которые необходимы для реальной оценки финансового положения организации, финансовых результатов ее деятельности и движения денежных средств.

    Как правило, пояснения связаны с числовыми показателями бухгалтерского баланса или отчета о финансовых результатах (отчета о целевом использовании средств).

    Пока не утверждены новые федеральные и отраслевые стандарты бухгалтерского учета, применяются правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденные уполномоченными федеральными органами исполнительной власти ранее, в части, не противоречащей новому Закону.

    К составлению отчета о финансовых результатах применяются те же правила, что и к составлению отчета и прибылях и убытках, пока не утверждены новые. [2]

    Помимо иных заинтересованных пользователей годовая бухгалтерская отчетность подлежит представлению, в том числе, в Налоговую инспекцию. Причем сдавать отчетность за 2012 г. в том, что касается сроков ее представления, следует по новым правилам. В связи с этим представлять отчетность за 2012 г. необходимо:

    в налоговый орган — не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК);

    в орган государственной статистики — не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Закона N 402-ФЗ).

    Таким образом, последний день представления бухгалтерской отчетности за 2012 г. приходится на 1 апреля 2013 г.

    Квартальная отчетность в налоговые органы теперь не представляется. Однако в некоторых случаях необходимость составления промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности есть.

    Как и прежде, малые предприятия могут составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме.

    В данном случае нелишним будет вспомнить критерии отнесения лиц к субъектам малого предпринимательства. Указанные значения прописаны в ст. 4 Закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

    Состав участников. Суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, фондов в уставном капитале не должна превышать 25 процентов (за исключением активов инвестиционных фондов).

    Численность. Средняя численность работников (в т. ч. работающих по гражданско-правовым договорам и по совместительству с учетом реально отработанного времени) в предшествующий год должна быть не более 100 человек.

    Выручка. Выручка от реализации (по данным налогового учета) без учета НДС или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов (по данным бухгалтерского учета) в предшествующий год не может превышать 400 млн. руб.

    Вновь созданные организации могут быть отнесены к субъектам малого предпринимательства, если их показатели за период, прошедший со дня регистрации, не превышают вышеуказанных предельных значений.

    Они вправе не представлять приложения и пояснительную записку. В частности, решение вопроса о включении отчета об изменениях капитала и отчета о движении денежных средств определяется необходимостью приведения наиболее важной информации, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Например, упрощенная форма Отчета о финансовых результатах для субъектов малого предпринимательства состоит всего из семи строк:

    чистая прибыль (убыток). [3]

    Субъекты малого предпринимательства играют важную роль в экономике любой страны. Россия в этом смысле не является исключением, и поддержка малого бизнеса сегодня является одним из приоритетов государственной политики. Тем более, что в условиях экономического кризиса роль малого и среднего бизнеса как источника занятости населения особенно велика. В настоящее время ситуацию с развитием малого предпринимательства в России в целом пока еще трудно оценить позитивно. Причины, по которым малый бизнес не получил достаточного развития в экономике России, понятны. Еще с советских времен особый акцент делался на крупные государственные предприятия, индустриальные гиганты, способные обеспечить продукцией всю страну. Кроме того, субъекты малого и среднего предпринимательства нуждаются в особой государственной поддержке, которой они не получали на протяжении практически всей новейшей российской истории. Основным документом при проведении анализа служит финансовая отчетность предприятия и самым большим ее недостатком является то, что понять ее, в той форме, в которой она существует сейчас, может только человек, имеющий соответствующую подготовку. Поэтому основной задачей совершенствования отчетности малых предприятий (и не только) является решение задачи о том, чтобы она стала исполнять роль унифицированной информационной системы, которая оценивает и передает финансовую информацию об объекте любому, кому она необходима. Возможно, решением данной проблемы может стать законопроект, который будет опираться на мнения различных пользователей данной отчетности.

    М.Малышева «Бухгалтерская отчетность по «малым» стандартам», «Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия», 2013, № 6

  • Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
  • Упрощенная бухгалтерская отчетность для малых предприятий 2016

    Упрощенная бухгалтерская отчетность

    Похожие публикации

    По нашему законодательству, регулирующему деятельность в области бухучета, может составляться упрощенная бухгалтерская отчетность за 2016 год определенными юридическими лицами, являющимися малыми. Данная льгота очень облегчает жизнь бухгалтерам, ведь значительно упрощается объем подготавливаемой документации, полная отчетность включает в себя сразу несколько форм — бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств и отчет о целевом использовании средств. Хотя раньше было еще проще – «малышам» на спецрежимах не надо было сдавать отчетность вовсе. Но теперь она нужна, пусть и в усеченном виде.

    Бухгалтерская отчетность малого предприятия состоит всего из двух форм. Также упрощенная финансовая отчетность состоит из гораздо меньшего количества строк, чем привычная отчетность, так как информация выводится более укрупнено.

    Упрощенную форму отчетности ввели сравнительно недавно в наше законодательство, уже отчетность за 2013 год можно было сдавать по новой облегченной форме.

    Состав бухгалтерской отчетности 2016 для малых предприятий

    Напомним, какую бух. отчетность сдают малые предприятия – это бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах и отчет о целевом использовании средств. Фирмы, которые занимаются предпринимательской деятельностью, сдают две формы — бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Компании, которые занимаются некоммерческой деятельностью, представляют бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств. Но если требуется предоставить дополнительную информацию, для оценки финансового состояния компании, то фирма вправе сдать большее количество форм, которые раскрывают недостающие сведения.

    Отчетность субъектов малого предпринимательства 2016 (кнд 0710096) используется для сдачи информации о деятельности за 2015 и 2016 годы, до этого времени использовались другие формы.

    Бухгалтерская отчетность малых предприятий в 2017 году сдается до 31 марта, отчетным является 2016 год. Бухгалтерская финансовая отчетность субъектов малого предпринимательства сдается в два органа в обязательном порядке – это налоговая инспекция и органы государственной статистики.

    Обязательно нужно соблюдать установленный законодательством срок для сдачи отчетности, когда он нарушается, то налагаются штрафы, как на саму компанию, так и на сотрудников, которые несут ответственность за сдачу отчетности, в том числе на директора. Даже если компания не ведет пока своей деятельности, то все равно требуется сдавать нулевую отчетность.

    Когда идет просрочка сдачи в налоговую инспекцию, то компания должна уплатить 200 рублей за каждый несданный документ. При задержке сдачи в органы статистики, штрафы гораздо значительнее – от 3 до 5 тысяч рублей. А на должностных лиц штрафы одинаковые – от 300 до 500 рублей.

    Упрощенная бухгалтерская отчетность. Кто сдает

    Какие предприятия сдают упрощенную бухгалтерскую отчетность? К ним относятся малые предприятия, участники проекта «Сколково», компании, являющиеся некоммерческими. Основными критериями отнесения компаний к малым предприятиям является: численность (среднесписочная должна быть до 100 человек) и прибыль не должна быть больше 800 млн за год. Есть другие критерии, они перечислены в нормативно-правовом акте, регулирующем развитие малого и среднего бизнеса в России (ст. 4 закона №209-ФЗ). Упрощенная бухгалтерская отчетность для малых предприятий в 2017 году не может сдаваться компаниями, где имеется обязательный аудит, кооперативы жилищные и строительные, микрофинансовые фирмы, госпредприятия, нотариусы, адвокаты, партии и т.д. Поэтому акционерные общества не могут прибегнуть к данной форме отчетности, так как у них обязательный аудит.

    Бухгалтерская отчетность для малых предприятий: учимся применять новые формы

    • Полятков Сергей | главный бухгалтер ООО «Инс-ТРЕЙД»

    П риказом Минфина России от 17.08.2012 № 113н для малых предприятий были введены упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах (так с этого года называется отчет о прибылях и убытках). Данный приказ вступил в действие 28.10.2012, поэтому вряд ли кто-то успел им воспользоваться при составлении отчетности за девять месяцев. Между тем при составлении годовой отчетности у малых предприятий появился выбор, какие из форм использовать – обычные либо упрощенные.

    Порядок предоставления отчетности

    Состав и формы отчетности

    В общем случае годовая бухгалтерская отчетность организации состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним. На это указано в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 402-ФЗ). Для некоммерческих организаций это бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании средств и приложений к ним (ч. 2 ст. 14 Закона № 402-ФЗ).

    Обратите внимание: в связи с прекращением действия Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон № 129-ФЗ) теперь пояснительная записка не входит в состав бухгалтерской отчетности, однако в силу ч. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ продолжает применяться Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н. Согласно п. 39 ПБУ 4/99 организации могут представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если считают ее полезной для заинтересованных пользователей. При этом данные сведения не являются приложением к балансу и отчету о финансовых результатах. Соответственно, в бухгалтерской отчетности не должно быть ссылок на них. На это было указано в Рекомендациях аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2012 г., являющихся приложением к письму Минфина России от 09.01.2013 № 07-02-18/01 (далее – письмо Минфина № 07-02-18/01).

    Как и раньше, малые предприятия вправе составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах). Об этом сказано в п. 85 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н (далее – Положение).

    Формы отчетности утверждены приказом Минфина РФ от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (далее – Приказ № 66н). При этом для малых предприятий приказом Минфина России от 17.08.2012 № 113н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н» введены упрощенные бланки баланса и отчета о финансовых результатах.

    Критерии отнесения лиц к субъектам малого предпринимательства прописаны в Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) и постановлении Правительства РФ от 22.07.2008 № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Речь здесь идет о следующем:

    1. Доля участия, принадлежащая юридическим лицам, не превышает 25% (полный список критериев по доле участия прописан в подп. 1 п. 1 ст. 4 Закона № 209-ФЗ).
    2. Средняя численность работников в предшествующий год не превысила 100 человек.
    3. Выручка от реализации (по данным налогового учета) без учета НДС или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов (по данным бухгалтерского учета) в предшествующий год не превысила 400 млн руб.

    Куда и когда представлять

    Годовую бухгалтерскую отчетность за прошедший год необходимо представить в налоговый орган. Сделать это надо не позднее 01.04.2013, поскольку 31 марта приходится на выходной день (подп. 5 п. 1 ст. 23 и подп. 7 ст. 6.1 НК РФ). Также не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода следует подать бухгалтерскую отчетность в территориальный орган Росстата (ч. 1 и 2 ст. 18 Закона № 402-ФЗ).

    Как и ранее, датой представления отчетности считается день ее почтового отправления либо день фактической передачи (п. 47 ПБУ 4/99 и п. 88 Положения).

    Налоговики 1 рекомендовали организациям, не имеющим возможности сдавать бухгалтерские отчеты в электроном виде, воспользоваться шаблонами, размещенными на сайтах ФНС России и ФГУП ГНИВЦ ФНС России. Дело в том, что на указанные формы нанесены штрих-коды, которые позволяют производить автоматизированную обработку бланков.

    Ответственность

    Непредставление в налоговый орган форм бухгалтерской отчетности грозит штрафами:

    • 200 руб. за каждый непредставленный документ на организацию (подп. 5 п. 1 ст. 23 и п. 1 ст. 126 НК РФ);
    • от 300 руб. до 500 руб. на должностных лиц (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

    Учтите, что уплата штрафа не освобождает от обязанности представления данной бухгалтерской отчетности (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

    Кому не надо сдавать годовую отчетность

    В данном разделе рассмотрим круг лиц, которым не придется представлять годовую отчетность. Во-первых, это касается индивидуальных предпринимателей (п. 1 и 2 ст. 4 Закона № 129-ФЗ).

    Действие нового закона о бухучете распространяется на индивидуальных предпринимателей (подп. 4 ч. 1 ст. 2 Закона № 402-ФЗ). Тем не менее они, как и ранее, вправе не вести бухгалтерский учет и не сдавать бухгалтерскую отчетность (п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ, письма Минфина России от 23.10.2012 № 03-11-11/324, от 05.09.2012 № 03-11-11/267, от 27.08.2012 № 03-11-11/257, от 26.07.2012 № 03-11-11/221 и ФНС России от 21.08.2012 № ЕД-4-3/[email protected]).

    Во-вторых, в 2012 г. освобождались от обязанности ведения бухгалтерского учета и сдачи отчетности фирмы, применявшие упрощенную систему налогообложения (п. 3 ст. 4 Закона № 129-ФЗ). Указанный вывод не касался организаций, применявших одновременно УСН и ЕНВД (письма ФНС России от 02.08.2012 № ЕД-4-3/[email protected] и от 14.03.2012 № ЕД-4-3/[email protected]).

    С 2013 г. компании, применяющие «упрощенку», обязаны вести бухгалтерский учет и, соответственно, представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность (ч. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ, письмо Минфина России от 23.10.2012 № 03-11-09/80).

    В-третьих, в соответствии с п. 4 ст. 4 Закона № 129-ФЗ организации – участники проекта «Сколково» обязаны были вести бухгалтерский учет только с начала календарного года, следующего за годом, в котором годовой объем выручки от реализации превысил 1 млрд руб.

    С этого года компании – участники проекта «Сколково» вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, установленные для субъектов малого предпринимательства (ч. 4 ст. 6 Закона № 402-ФЗ).

    В-четвертых, первым отчетным годом для организаций, созданных после 30 сентября, по их выбору может являться период с даты их государственной регистрации по 31 декабря следующего года (ч. 3 ст. 15 Закона № 402-ФЗ).

    Требования к отчетности

    Отметим основные моменты, которым должна удовлетворять бухгалтерская отчетность. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех ее подразделений (п. 8 ПБУ 4/99).

    По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года – отчетный и предшествующий отчетному. Если данные за предыдущий период несопоставимы с данными за отчетный период, то первые из них подлежат корректировке (п. 10 ПБУ 4/99). В результате корректировок показатели 2010 г., представленные в бухгалтерской отчетности за 2012 г., могут не совпадать с этими же показателями в отчетности за 2011 г.

    В отчетности все существенные показатели отражают обособленно (п. 11 ПБУ 4/99). Речь здесь идет об информации, без знания которой заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения фирмы (письмо Минфина РФ от 27.01.2012 № 07-02-18/01).

    В свою очередь детализацию показателей по статьям отчетов организации определяют самостоятельно (п. 3 Приказа № 66н). При этом малые предприятия вправе в бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах включать показатели только по группам статей, без их детализации (подп. «а» п. 6 Приказа № 66н). Отметим, что новые упрощенные формы бухотчетности содержат лишь обобщенные статьи. Указанное нововведение весьма логично, ведь малые предприятия вправе использовать в учете сокращенный план счетов. К примеру, для учета затрат – только один счет 20 «Основное производство» вместо счетов 20, 23, 25, 26, 28, 29 и 44 (подп. «б» п. 3.1 Информации Минфина РФ № ПЗ-3/2012 «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства», далее – Информация Минфина России № ПЗ-10/2012).

    По порядку заполнения форм все осталось как и прежде. Из нового – лишь то, что теперь отчетность считается составленной после ее подписания на бумажном носителе руководителем фирмы (ч. 8 ст. 13 Закона № 402-ФЗ). Поэтому чиновники сказали, что в организации следует хранить бумажный экземпляр отчета, подписанный руководителем, причем подпись должна содержать дату этого отчета (Информация Минфина России № ПЗ-10/2012).

    Бухгалтерский баланс

    Бухгалтерский баланс характеризует финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату (п. 18 ПБУ 4/99). В нашем случае – это 31.12.2012, 31.12.2011 и 31.12.2010.

    Новые упрощенные формы бухотчетности содержат только обобщенные статьи, без какой бы то ни было детализации. При этом актив баланса состоит всего из пяти строк (см. Таблицу 1).

    Поясним каждую из строк.

    «Материальные внеоборотные активы». По этой строке показывают стоимость основных средств (за вычетом амортизации 2 ) и незавершенные капитальные вложения в основные средства.

    «Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы». По данной строке показывают стоимость нематериальных активов (за вычетом амортизации 3 ), незавершенные вложения в нематериальные активы, результаты исследований и разработок, долгосрочные финансовые вложения, отложенные налоговые активы и т.д. Отметим, что малым предприятиям установлены законодательные послабления. Они вправе учитывать финансовые вложения по их первоначальной стоимости 4 (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг), а также не рассчитывать отложенные налоговые активы 5 .

    «Запасы». Следует показать остатки по сырью, материалам, готовой продукции и товару 6 . Давальцы отражают давальческое сырье, переданное в переработку 7 .

    «Денежные средства и денежные эквиваленты». Речь идет об имеющихся денежных средствах и денежных эквивалентах (денежные эквиваленты – это высоколиквидные финансовые вложения, которые могут быть легко обращены в заранее известную сумму денежных средств и которые подвержены незначительному риску изменения стоимости 8 ).

    «Финансовые и другие оборотные активы». По данной строке отражают краткосрочные финансовые вложения (срок обращения (погашения) составляет не более 12 месяцев после отчетной даты либо продолжительности операционного цикла, превышающего 12 месяцев 9 ), дебиторскую задолженность и прочие оборотные активы, не вошедшие в другие строки баланса. Согласно разъяснениям Минфина РФ 10 в случае перечисления организацией оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок дебиторскую задолженность отражают за минусом НДС, подлежащего вычету (принятого к вычету).

    Пассив «упрощенного» баланса так же лаконичен, как и актив (см. Таблицу 2).

    «Капитал и резервы». Данная строка предназначена для уставного, добавочного и резервного капиталов. Также здесь показывают сумму нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

    «Долгосрочные заемные средства». Здесь отражают задолженность по кредитам и займам (вместе с процентами 11 ), срок погашения по которым на отчетную дату превышает 12 месяцев 12 .

    «Другие долгосрочные обязательства». Указанная строка предназначена для прочих долгосрочных обязательств (срок погашения по которым на отчетную дату превышает 12 месяцев 13 ).

    «Краткосрочные заемные средства». Здесь учитывают задолженность по кредитам и займам (вместе с процентами 14 ), срок погашения по которым на отчетную дату не превышает 12 месяцев 15 .

    «Кредиторская задолженность». Данная строка предназначена для краткосрочной задолженности перед контрагентами, сотрудниками, бюджетом и т.д. Если срок обращения (погашения) по активам и обязательствам не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев 16 .

    «Другие краткосрочные обязательства». По данной строке отражают прочие краткосрочные обязательства, не попавшие в другие строки баланса (если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев 17 ). Согласно разъяснениям Минфина России 18 при получении организацией оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок кредиторскую задолженность отражают за минусом НДС, подлежащего уплате (уплаченного) в бюджет.

    Отчет о финансовых результатах

    При составлении годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2012 г. необходимо иметь в виду, что отчет о прибылях и убытках должен именоваться отчетом о финансовых результатах (ч. 1 ст. 14 Закона № 402-ФЗ, Информация Минфина России № ПЗ-10/2012).

    Отчет о финансовых результатах характеризует финансовые результаты деятельности компании за отчетный период (п. 21 ПБУ 4/99). В годовом отчете следует отразить данные за 2012 и 2011 гг.

    Упрощенная форма отчета о финансовых результатах состоит всего из семи строк (см. Таблицу 3).

    «Выручка». Здесь отражают доходы от обычных видов деятельности за минусом НДС и акцизов 19 . В соответствии с разъяснениями Минфина России 20 выручку не уменьшают на сумму уплачиваемых вывозных таможенных пошлин в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

    «Расходы по обычной деятельности». По указанной строке показывают все расходы по обычным видам деятельности без подразделения на себестоимость продаж, коммерческие и управленческие 21 .

    В бухгалтерской отчетности все вычитаемые или отрицательные показатели указывают в круглых скобках 22 .

    «Проценты к уплате». Данная строка предназначена для процентов, уплачиваемых по кредитам и займам, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива. Малые предприятия (за исключением эмитентов публично размещаемых ценных бумаг) вправе признавать все расходы по займам прочими расходами 23 .

    «Прочие доходы». Здесь показывают прочие доходы 24 . Например, арендную плату (за исключением организаций, у которых аренда относится к основному виду деятельности 25 ). Учтите, что прочие доходы можно отражать за минусом расходов, относящихся к этим доходам, если соответствующие правила учета предусматривают или не запрещают это либо доходы и связанные с ними расходы, возникающие в результате одного и того же или аналогичного по характеру факта хозяйственной деятельности, не являются существенными 26 .

    «Прочие расходы». По данной строке отражают прочие расходы 27 . Например, расходы, связанные со сдачей в аренду активов (за исключением организаций, у которых аренда относится к основному виду деятельности 28 ), либо расходы, связанные с выбытием и прочим списанием основных средств 29 .

    «Налоги на прибыль (доходы)». Данная строка предназначена для отражения текущего налога на прибыль, сумм изменения отложенных налоговых обязательств и активов, единого налога при УСН и ЕНВД 30 . Напоминаем, что малые предприятия вправе не рассчитывать отложенные налоговые активы и обязательства 31 .

    «Чистая прибыль (убыток)». По этой строке показывают получившуюся чистую прибыль или убыток (итоговую сумму расчета по отчету о финансовых результатах).

    Опубликовано на сайтах УФНС по Новосибирской области ( http://www.r54.nalog.ru/nalot/3940677/print/) и по Костромской области ( http://www.r44.nalog.ru/help_nalog/inf_mater/3942725/print/). Вернуться назад

    Пункт 35 ПБУ 4/99 и письмо Минфина РФ от 30.01.2006 № 07-05-06/16. Вернуться назад

    Пункт 19 Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02, утвержденного приказом Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н. Вернуться назад

    Пункт 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н. Вернуться назад

    Пункт 20 ПБУ 4/99 и п. 2 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина РФ от 09.06.2001 № 44н. Вернуться назад

    Пункт 3 письма ФНС России от 20.11.2012 № ЕД-4-3/[email protected] Вернуться назад

    Пункт 5 Положения по бухгалтерскому учету «Отчет о движении денежных средств» (ПБУ 23/2011), утвержденного приказом Минфина РФ от 02.02.2011 № 11н. Вернуться назад

    Пункт 41 ПБУ 19/02 и п. 19 ПБУ 4/99. Вернуться назад

    Письмо Минфина РФ № 07-02-18/01. Вернуться назад

    Еще по теме: