2 статьи 146 коап рф

Статья 14.6 КоАП РФ — Нарушение порядка ценообразования

1. Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

2. Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

3. Ответственность за нарушение настоящей статьи предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями не может быть возложена на производителя или поставщика табачных изделий.

Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования

СТ 14.6 КоАП РФ

1. Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

2. Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

3. Ответственность за нарушение настоящей статьи предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями не может быть возложена на производителя или поставщика табачных изделий.

Комментарий к Ст. 14.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Объектом административных правонарушений являются общественные отношения в области ценообразования. Предметом выступает регулируемый государством порядок ценообразования. Государственное регулирование цен в сфере естественных монополий осуществляется на основании Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях». Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования, утверждаются Правительством РФ (см. Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)»).

2. Объективная сторона административного правонарушения (ч. 1) выражается в завышении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и т.п.), завышении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).

3. Объективная сторона административного правонарушения (ч. 2) выражается в занижении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), занижении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушении установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), а равно в ином нарушении установленного порядка ценообразования.

4. Административная ответственность по ст. 14.6 КоАП РФ применяется за завышение либо занижение регулируемых государством цен, предельных цен, установленных надбавок (наценок) только в том случае, если соответствующие цены, предельные цены и надбавки (наценки) установлены на федеральном уровне федеральными органами государственной власти. Если же они установлены на уровне субъектов РФ органами государственной власти субъектов РФ, то административная ответственность по комментируемой статье не применяется.

5. Субъектами правонарушений являются граждане, должностные и юридические лица.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.6 КоАП РФ ответственность за административные правонарушения, предусмотренные комментируемой статьей, совершенные предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями, не может быть возложена на производителя или поставщика табачных изделий. Данная норма конкретизирует применительно к рассматриваемым составам правонарушений положения ч. 1 ст. 1.5 и ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ.

6. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

7. Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела данной категории (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (п. 64 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).

По делам об административных правонарушениях по комментируемой статье возможно проведение административного расследования (ст. 28.7 КоАП РФ).

8. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка (ст. 23.49 КоАП РФ), органов, уполномоченных в области государственного регулирования тарифов (ст. 23.51 КоАП РФ), а также судьи, если возникнет необходимость применения к должностному лицу такого вида административного наказания, как дисквалификация (ч. 2 ст. 23.1 КоАП РФ).

Отграничение преступлений, связанных с нарушениями авторских прав, от административных правонарушений

Рубрика: Государство и право

Статья просмотрена: 579 раз

Библиографическое описание:

Федорова О. А. Отграничение преступлений, связанных с нарушениями авторских прав, от административных правонарушений // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 209-211. — URL https://moluch.ru/archive/43/5219/ (дата обращения: 03.11.2018).

За нарушение авторских и смежных прав, помимо гражданско-правовой, предусмотрена уголовная и административная ответственность. Для привлечения нарушителей к ответственности необходимо, чтобы в их действиях содержался состав либо административного правонарушения, либо уголовного преступления, так как оба вида ответственности одновременно не могут быть применены. Однако привлечение лица к уголовной или административной ответственности не лишает возможности привлечь его к гражданско-правовой ответственности, так как с помощью гражданско-правовых способов защиты охраняются интересы потерпевшей стороны, а с помощью административно-правовых и уголовно-правовых – интересы общества [1, с. 65].

Хотя административные и уголовно-правовые меры борьбы с правонарушениями в области авторского права не являются основными, иногда они оказываются более эффективными средствами воздействия на нарушителей. Основные преимущества применения некоторых административных санкций заключаются в простоте и быстроте их реализации. Это позволяет оперативно реагировать на относительно мелкие нарушения авторского права и смежных прав, например, пресекать незаконную торговлю контрафактной продукцией. Угроза же привлечения к уголовной ответственности нередко оказывается единственным сдерживающим фактором для лиц, которые делают бесперспективным применение к ним гражданско-правовых санкций, например, из-за отсутствия у них имущества, достаточного для исполнения решения суда по гражданским делам.

До 1995 года административная ответственность за нарушения авторских прав вообще не предусматривалась, за исключением почти не применявшихся на практике мер, закреплённых Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В 1995 году в Кодексе РСФСР об административных правонарушениях появился самостоятельный состав «Продажа, сдача в прокат и иное незаконное использование экземпляров произведений и фонограмм».

Ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, оместах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 ст. 14.33 КоАП. Эти случаи (недобросовестная конкуренция, выразившаяся во введении в оборот товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации) предусматривают более жёсткие административные санкции.

Интересно, что данная статья, касающаяся нарушений авторских и смежных прав, помещена в раздел «Административные правонарушения в области охраны собственности», а не в раздел «Административные правонарушения, посягающие на права граждан» по аналогии со ст. 146 УК РФ, которая входит в главу 19 УК – «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина».

Общим объектом и административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.12 КоАП РФ, и преступления, предусмотренного ст. 146 УК РФ, являются права и законные интересы авторов и правообладателей, а также экономические интересы государства. Непосредственным объектом как административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 7.12 КоАП, так и преступлений, предусмотренных ст. 146 УК РФ, являются общественные отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторские права), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

Если предметом преступлений, предусмотренных ст. 146 УК РФ, являются любые охраняемые в России произведения (как обнародованные, так и не обнародованные) и объекты смежных прав, то есть результаты творческой деятельности, то предметом административного правонарушения по ч. 1 ст. 7.12 КоАП являются экземпляры произведений и фонограмм, изготовленные или распространяемые с нарушением авторских и смежных прав.

Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которую устанавливается в ч. 1 ст. 7.12 КоАП, выражается в противоправных действиях в форме ввоза, продажи, сдачи в прокат или иного незаконного использования экземпляров произведений или фонограмм в случаях, если:


они являются контрафактными (то есть если они изготовлены с нарушениями авторских или смежных прав);

на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об изготовителях, о местах производства данных экземпляров, а также об обладателях авторских или смежных прав.

Под ввозом экземпляров произведений или фонограмм, в соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ понимается фактическое пересечение товарами таможенной границы РФ.

Под продажей экземпляров, в соответствии с п. 1 ст. 454 ГК РФ, понимается то, что одна сторона (продавец) передаёт вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель принимает этот товар и уплачивает за него определённую денежную сумму (цену).

Под сдачей в прокат экземпляров, в соответствии с п. 1 ст. 626 ГК РФ, понимается деятельность арендодателя, который сдаёт имущество в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности и предоставляет арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование.

Иное незаконное использование экземпляров заключается в осуществлении действий, связанных с воспроизведением, распространением, демонстрацией, оглашением чужого произведения, противозаконным опубликованием произведения с внесением в него без согласия автора изменений, дополнений или сокращений и т. д., нарушающих имущественные права автора или правообладателя, не связанные с ввозом, продажей или сдачей в прокат. Это могут быть такие действия, как продажа вычислительной техники с предустановленным программным обеспечением без согласия правообладателя, воспроизведение нелицензионных программ на персональных компьютерах конечными пользователями, незаконное распространение произведений (текстов книг, программ и т. п. и фонограмм по телекоммуникационным каналам (сеть Интернет и т. д.).

Так, постановлением судьи Благовещенского городского суда от 17 ноября 2006 года к административной ответственности по ч. 1 ст. 7. 12 КоАП РФ был привлечён О. Ю. Слободян. Из материалов дела следует, что 12 сентября 2006 года в г. Благовещенске в ходе проведения контрольной закупки в торговой секции № 10, принадлежащей ИП Слободяну О. Ю., расположенной в помещении торгового центра «Хуафу» по адресу: г. Благовещенск, ул. Красноармейская 102, установлен факт реализации (продажи) игры «Мах Раупе 2» для персонального компьютера на двух С D -носителях фирмы «1С» с признаками контрафактности. Кроме этого, в ходе проверки, обнаружены выставленные для продажи в торговой витрине игра «Боот 3», на двух СП-дисках для персонального компьютера фирмы «1С» с признаками контрафактности. Своими действиями ИП Слободян О.Ю. совершил административное правонарушение — продажу контрафактных экземпляров произведений в целях извлечения дохода [2].

Субъектом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 146 УК РФ, является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, а субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.12 КоАП – граждане, должностные лица и юридические лица, виновные в его совершении.

Субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 7.12 КоАП РФ, характеризуется умыслом и наличием цели – извлечение дохода. При этом виновный осознаёт противоправный характер незаконного использования экземпляров произведений или фонограмм, предвидит его вредные последствия и желает или сознательно их допускает либо относится к ним безразлично (ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ).

В качестве примера можно привести дело об административном правонарушении, рассматриваемое в Колпинском районном суде в отношении Рябова А. В., который реализовывал контрафактные DVD -диски, однако об их контрафактности он осведомлён не был. В судебном заседании Рябов А.В. пояснил, что был уверен в надлежащем качестве продаваемой видеопродукции, поскольку DVD-диски приобретались им для последующей продажи на основании официально заключенного договора поставки с генеральным директором ООО «Вольт» Ш., и в п.2.1 указанного договора прямо прописано, что поставщик гарантирует качество товара. Ввиду того, что у суда возникли неустранимые сомнения в виновности Рябова, дело было прекращено за отсутствием состава административного правонарушения [4].

Аналогичное дело рассматривалось в том же суде в отношении Николаевой Е. Г., торговавшей контрафактными DVD -дисками. В ходе судебного заседания Николаева Е.Г. пояснила, что не знала о контрафактности продаваемой продукции ввиду того, что приобретала диски с кинофильмами посредством официально оформленного договора купли-продажи с ООО «СПАРК» по юридическому адресу нахождения указанной организации, а поскольку договор был подписан менеджером указанной организации, официально занимающейся распространением DVD -продукции от имени генерального директора С., Николаева была уверена в том, что диски являются лицензионными. При отсутствии специального образования, она, доверяя продавцу (поставщику товара), самостоятельно не могла визуально определять, т.е. отличать лицензионные диски с DVD -фильмами от нелицензионных. Дело было прекращено за отсутствием состава преступления [3].

Таким образом, обязательным признаком данного состава административного правонарушения является цель – извлечение дохода, а состава преступления, предусмотренного ст. 146 УК РФ – причинение крупного ущерба. Но если действия правонарушителя не были направлены на получение прибыли от незаконного использования экземпляров произведений или фонограмм, то возникает определённая трудность в квалификации данного деликта как административного правонарушения. Получение дохода как такового необязательно; главным является цель его получения. Если цели извлечения дохода нет, но имеется факт нарушения авторских и смежных прав, то в данном случае отсутствует состав административного правонарушения, и действия правонарушителя могут повлечь за собой только гражданско-правовые или уголовно-правовые (в случае причинения крупного ущерба) санкции.

Моргунова Е. Введение в авторское право и смежные права // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2004. № 9. С. 58-68.

Или оштрафуют, или посадят. Третьего не дано?. Статьи по предмету Административное право

ИЛИ ОШТРАФУЮТ, ИЛИ ПОСАДЯТ. ТРЕТЬЕГО НЕ ДАНО?

Е. НИКОЛАЕВА

За незаконное использование объектов авторских, смежных и патентных прав грозит административная и уголовная ответственность. Как отличить правонарушение, предусмотренное КоАП РФ, от преступного деяния, установленного УК РФ?

Все дело в контрафакте

В статье 7.12 КоАП РФ и ст. 146 УК РФ говорится о незаконном использовании объектов авторских и смежных прав, а также о санкциях за такое использование. Анализ указанных норм порождает вопрос о том, что понимается под «незаконным использованием»? Ответ на него можно найти в ч. 2 ст. 146 УК РФ («незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере»). В статье 7.12 КоАП РФ также перечислены некоторые виды незаконного использования объектов авторских и иных смежных прав («ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм»). Но означает ли, что только перечисленные в данной статье способы использования объектов авторских и иных смежных прав являются незаконными? Думается, что нет.
Способы использования произведений и фонограмм перечислены в п. 2 ст. 1270 и п. 2 ст. 1324 ГК РФ. Думается, что любой из способов, установленных в указанных статьях, можно считать незаконным, если был изготовлен или использован контрафактный экземпляр. Например, воспроизведение произведения можно считать незаконным, если был изготовлен один контрафактный экземпляр произведения или более (подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Таким образом, ключевым словом и в ст. 146 УК РФ, и в ст. 7.12 КоАП РФ является «контрафакт».
Понятие «контрафактный экземпляр» не раскрывается ни в УК РФ, ни в КоАП РФ. Тем не менее существует легальная трактовка этого термина. Например, понятие «контрафактный экземпляр» раскрывается в ст. 1252 ГК РФ, согласно которой «в случаях, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными. «.
Таким образом, контрафактным экземпляром считается материальный носитель, в котором выражен объект авторских или смежных прав, изготовление или использование которого влечет нарушение исключительного права. Оно может выражаться в изготовлении или использовании экземпляра объекта авторского или смежного права без согласия правообладателя или вопреки его запрету.

Объекты патентных прав

Понятие «незаконное использование объектов патентных прав» ни в УК РФ, ни в КоАП РФ не раскрывается. Более того, в ст. 147 УК РФ (нарушение изобретательских и патентных прав) и ч. 2 ст. 7.12 КоАП РФ термин «контрафакт» не упоминается. Так что же понимается под «незаконным использованием объектов патентных прав»?
Думается, что незаконным является использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей способом или способами, установленными гражданским законодательством РФ (ст. ст. 1358, 1421 ГК РФ), без согласия или вопреки запрету патентообладателя, за исключением случаев, установленных ст. 1361 и ст. 1422 ГК РФ.
Кроме того, нарушением изобретательских и патентных прав является не только незаконное использование изобретения, полезной модели, промышленного образца, но и разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели либо промышленного образца до официального опубликования сведений о них, а также присвоение авторства или понуждение к соавторству.

Разбираемся в терминологии

Разница в первую очередь заключается в терминологии. В КоАП РФ говорится о незаконном использовании объектов авторских и смежных прав в целях извлечения прибыли, а в УК РФ — в целях сбыта.
Использование в целях извлечения прибыли предполагает осуществление коммерческой деятельности, и, конечно же, без заключения договора купли-продажи или одной из его разновидностей не обойтись. Сбыт же представляет собой возмездное отчуждение контрафактных экземпляров объектов авторских и смежных прав. Представляется, что речь о сбыте может идти и в случае использования в целях извлечения прибыли. Сходство содержания ст. 7.12 КоАП РФ и ст. 146 УК РФ заключается еще и в том, что в них говорится о нарушении авторских и иных смежных прав. То есть ответственность наступает не только в случае, когда незаконное использование повлекло нарушение исключительного права, но и в случаях, когда были нарушены личные неимущественные права автора произведения, изготовителя и т.д.
Следовательно, незаконное использование результата интеллектуальной деятельности можно назвать действием, которое носит противоправный характер, вредным результатом которого является нарушение исключительного права, а последствием — причинение имущественного вреда конкретному лицу или неопределенному кругу лиц.
Главное отличие заключается в том, что ст. 7.12 КоАП РФ предусматривает ответственность за административное правонарушение, а ст. 146 УК РФ — за преступное деяние.
Вопрос лишь в одном: как квалифицировать то или иное незаконное использование объекта авторских, смежных или патентных прав? Как узнать, было ли совершено административное правонарушение или преступление?
Ответ на этот вопрос имеет значение не столько для правоохранительных органов, сколько для правообладателей, то есть лиц, которые обладают исключительным правом, личными неимущественными правами или смежными, так как с проблемами незаконного использования произведений, объектов смежных прав, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов сталкивается огромное количество предприятий и авторов. Выявление признаков, по которым можно разграничить административное правонарушение и преступное деяние, способствует правильной и своевременной защите прав. Порой у потерпевших, обнаруживших факт нарушения принадлежащих им прав, возникает вопрос: куда обращаться?
Итак, рассмотрим сходства и различия административного правонарушения и преступного деяния.

Сходство и различия

КоАП РФ и УК РФ предусматривают как умышленное нарушение авторских, смежных и патентных прав, так и по неосторожности. В этом сходство. Конечно, сложно себе представить ситуацию, в которой произведение было незаконно использовано по неосторожности. Тем не менее правило о двоякости формы вины распространяется на все административные правонарушения и преступления.
Но в то же время существуют и различия. Первое заключается в легальном определении административного правонарушения и преступления.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ под административным нарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Под преступлением в соответствии со ст. 14 УК РФ понимается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством.
Сравнение этих двух понятий позволяет сделать вывод о том, что если нарушение авторских, смежных или патентных прав общественно опасно, то оно наказывается в соответствии с УК РФ. Однако и административный проступок общественно опасен. В чем же заключается общественная опасность незаконного использования объектов авторских, патентных и смежных прав?
Незаконное использование результата интеллектуальной деятельности, предусмотренное УК РФ, причиняет или может причинить ущерб объекту правовой охраны.
По мнению некоторых авторов, общественная опасность предполагает реальное причинение или создание возможности причинения не любого, а существенного вреда соответствующим объектам уголовно-правовой охраны . Значит, степень общественной опасности у административного проступка ниже, чем у преступного деяния. В этом и заключается главное отличие. Кроме того, административный проступок отличается от уголовного характеристиками вредного результата противоправного деяния — преступление всегда наносит неоценимый вред объекту правовой охраны (общественным правоотношениям в той или иной сфере).
———————————
Уголовное право России: Учебник / Под ред. Л.Л. Кругликова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: WoltersKluwer, 2005. Часть общая. С. 95.

К тому же в КоАП РФ говорится: «виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность», а в УК РФ сказано: «виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ».
Второе различие заключается в том, что к уголовной ответственности невозможно привлечь юридическое лицо, в то время как административная ответственность может наступить для субъекта предпринимательской деятельности (ООО, ОАО, ЗАО и т.п.).
Также различие состоит и в видах наказаний за незаконное использование объекта авторских, смежных или патентных прав.
Так, ст. 7.12 КоАП РФ предусматривает за незаконное использование объектов авторских и смежных прав наказание в виде штрафа и конфискацию контрафактных экземпляров, а также материалов и оборудования, используемых при изготовлении контрафактных экземпляров, любое нарушение патентного права карается только штрафом.
УК РФ в отличие от КоАП РФ предусматривает три вида наказания за незаконное использование объектов авторских, смежных, патентных прав:
— штраф;
— исправительные или обязательные работы;
— лишение свободы.
В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ для возбуждения дела об административном правонарушении достаточно поводов, перечисленных в ч. 1 указанной статьи. В то время как для возбуждения уголовного дела необходим не только повод, но и основание, указывающее на то, что незаконное использование объекта авторского, смежного или патентного права содержит признаки преступления.
Кроме того, в случае привлечения лица, незаконно использовавшего результат интеллектуальной деятельности, к административной ответственности оно выплатит штраф и лишится материалов и оборудования, которые использовались при изготовлении контрафактных экземпляров. Если речь идет об уголовном преследовании, то лицо совершившее деяние, предусмотренное ст. ст. 146 — 147 УК РФ, приобретет особый статус «судимый», что повлечет соответствующие последствия. Чтобы снять с себя этот статус, после исполнения назначенного наказания ему нужно будет пройти установленную законом процедуру «погашения судимости».
Таким образом, главное различие состоит не в видах наказания или наличии общественной опасности, а в порядке привлечения к ответственности и статусе лица, использующего незаконно тот или иной объект интеллектуальных прав.

Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Статья 14.6 КоАП РФ. Нарушение порядка ценообразования

Новая редакция Ст. 14.6 КоАП РФ

1. Завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.

2. Занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — ста тысяч рублей.

3. Ответственность за нарушение настоящей статьи предприятиями розничной торговли или индивидуальными предпринимателями не может быть возложена на производителя или поставщика табачных изделий.

Комментарий к Статье 14.6 КоАП РФ

1. Объект правонарушения — общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, и установленный порядок ценообразования.

Правовое регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей.

Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости — и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством РФ. Так, цены на лекарственные средства, которые включены в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, регулируются государством. Для этого проводится государственная регистрация цен производителей на лекарственные средства как отечественного, так и импортного производства. Также на них устанавливается размер предельной оптовой и розничной надбавки.

Государственное регулирование в сфере деятельности естественных монополий (транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, а также газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, услуги по передаче тепловой энергии) осуществляется посредством Постановления Правительства от 24 октября 2005 г. N 637; Постановления Правительства от 13 октября 1999 г. N 1158; Указа Президента от 17 октября 1996 г. N 1451; Постановления Правительства от 17 июля 1996 г. N 869; Постановления Правительства от 17 июля 1996 г. N 863; Постановления Правительства от 12 февраля 1996 г. N 140; письма МНС от 3 ноября 1999 г. N ВГ-15-02/1035.

В соответствии с Постановлением Правительства от 30 июня 2004 г. N 332 Федеральная служба по тарифам является федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.

2. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении противоправных деяний:

завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» ценовое регулирование осуществляется посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.6 КоАП, судьям необходимо выяснять, имеются ли в материалах дела доказательства, подтверждающие факт реализации товаров (например, акт контрольной закупки). При этом необходимо учитывать, что выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной, образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи (п. 2 ст. 494 ГК).

3. Субъекты данного правонарушения — граждане и юридические лица, а также должностные лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Другой комментарий к Ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объект правонарушения — экономические права и интересы граждан и государства, нормальное функционирование отраслей в целом, отдельных субъектов предпринимательской деятельности, порядок государственного управления, порядок ценообразования.

2. Государственное регулирование осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ и регламентируется законодательными и подзаконными актами. Например, цены на газ и тарифы на услуги по транспортировке газа устанавливает федеральный орган исполнительной власти по регулированию естественных монополий (Федеральный закон от 31 марта 1999 г. «О газоснабжении в Российской Федерации»).

3. В целом цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги устанавливаются Правительством РФ (см., в частности, постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».

4. Государственный порядок ценообразования включает в себя:

а) установление предельных цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги, имеющие социальное или экономическое значение (товары первой необходимости, продукции (услуг) естественных монополий);

б) установление предельных коэффициентов изменения цен (тарифов), предельных уровней рентабельности и других наценок (надбавок) к ценам (тарифам);

в) установление системы скидок, порядка декларирования свободных цен и тарифов, порядка включения в себестоимость продукции различных сумм;

г) установление минимальных цен на отдельные виды продукции (минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%, производимых на территории Российской Федерации);

д) регистрацию оптовых цен на важнейшие виды вооружения, военной техники и основных комплектующих изделий, регистрацию отпускных цен производителей на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

5. Объективная сторона правонарушения выражается в:

а) завышении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.);

б) занижении регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.);

в) завышении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам и т.п.);

г) занижении установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.);

д) иное нарушение установленного порядка ценообразования.

6. Перечень противоправных действий, образующих юридический состав административного правонарушения, является далеко неисчерпывающим. Так, нарушение порядка ценообразования может выражаться в несоблюдении установленных минимальных цен на ликероводочную и другую алкогольную продукцию, включении в стоимость услуг фактически невыполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этих услуг, а также применении цен, согласованных на комплектную продукцию, при поставке некомплектной продукции; нарушении порядка декларирования свободных цен и тарифов предприятиями-монополистами и др.

7. Учитывая, что диспозиция ст.14.6 является бланкетной, при привлечении к административной ответственности следует устанавливать, в чем выразилось нарушение порядка ценообразования с указанием вида продукции, услуги.

8. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла: лицо знает, осознает, что завышает или занижает регулируемые государством цены (тарифы, расценки, ставки) на продукцию, товары либо услуги. В этом случае лицо предвидит возможность причинения своими действиями вреда правам и законным интересам граждан, экономическим интересам государства и желает или допускает эти последствия. Мотивы могут быть разные, однако основной — незаконное извлечение прибыли.

9. Субъекты правонарушения — граждане, должностные лица, юридические лица.

Еще по теме: