Земельный участок в системе недвижимого имущества

Оглавление:

Глава 27. Право собственности на землю (земельный участок).

Статья 373. Земля (земельный участок) как объект права собственности.
1. Земля является основным национальным богатством, которое находится под особой охраной государства.
2. Право собственности на землю гарантируется Конституцией Украины. Право собственности на землю (земельный участок) приобретается и осуществляется в соответствии с законом.
3. Право собственности на земельный участок распространяется на поверхностный (почвенный) слой в пределах этого участка, на водные объекты, леса, многолетние насаждения, находящиеся на нем, а также на пространство, имеющееся над и под поверхностью участка, высотой и глубиной, которые необходимы для возведения жилых, производственных и других зданий и сооружений.
4. Собственник земельного участка имеет право использовать его по своему усмотрению в соответствии с его целевым назначением.
5. Собственник земельного участка может использовать по своему усмотрению все, что находится над и под поверхностью этого участка, если иное не установлено законом и если это не нарушает прав других лиц.

Статья 374. Субъекты права собственности на землю (земельный участок).
1. Субъектами права собственности на землю (земельный участок) являются физические лица, юридические лица, государство, территориальные громады.
2. Иностранцы, лица без гражданства могут приобретать право собственности на землю (земельные участки) в соответствии с законом.
3. Иностранные юридические лица, иностранные государства и международные организации могут быть субъектами права собственности на землю (земельный участок) в случаях, установленных законом.
4. Права и обязанности субъектов права собственности на землю (земельный участок) устанавливаются законом.

Статья 375. Право собственника на застройку земельного участка.
1. Собственник земельного участка имеет право возводить на нем здания и сооружения, создавать закрытые водоемы, осуществлять перестройку, а также разрешать строительство на своем участке другим лицам.
2. Собственник земельного участка приобретает право собственности на возведенные им здания, сооружения и другое недвижимое имущество.
3. Право собственника на застройку осуществляется им при условии соблюдения архитектурных, строительных, санитарных, экологических и других норм и правил, а также при условии использования земельного участка по его целевому назначению.
4. Правовые последствия самочинной застройки, осуществленной собственником на его земельном участке, устанавливаются статьей 376 настоящего Кодекса.

Статья 376. Самочинное строительство.
1. Жилой дом, здание, сооружение, иное недвижимое имущество считаются самочинным строительством, если они построены или строятся на земельном участке, который не был отведен для этой цели, или без надлежащего разрешения либо должным образом утвержденного проекта, или с существенными нарушениями строительных норм и правил.
2. Лицо, осуществившее или осуществляющее самочинное строительство недвижимого имущества, не приобретает право собственности на него.
3. Право собственности на самочинно построенное недвижимое имущество может быть по решению суда признано за лицом, осуществившим самочинное строительство на земельном участке, который не был ему отведен для этой цели, при условии предоставления земельного участка в установленном порядке лицу под уже построенное недвижимое имущество.
4. Если собственник (пользователь) земельного участка возражает против признания права собственности на недвижимое имущество за лицом, осуществившим (осуществляющим) самочинное строительство на его земельном участке, или если это нарушает права других лиц, имущество подлежит сносу лицом, осуществившим (осуществляющим) самочинное строительство, или за его счет.
5. По требованию собственника (пользователя) земельного участка суд может признать за ним право собственности на недвижимое имущество, самочинно построенное на нем, если это не нарушает права других лиц.
6. Лицо, осуществившее самочинное строительство, имеет право на возмещение расходов на строительство, если право собственности на недвижимое имущество признано за собственником (пользователем) земельного участка, на котором оно размещено.
7. При существенном отклонении от проекта, что противоречит общественным интересам или нарушает права других лиц, существенном нарушении строительных норм и правил суд по иску соответствующего органа государственной власти или органа местного самоуправления может постановить решение, обязывающее лицо, которое осуществило (осуществляет) строительство, провести соответствующую перестройку.
Если проведение такой перестройки невозможно или лицо, осуществившее (осуществляющее) строительство, отказывается от ее проведения, та-кое недвижимое имущество по решению суда подлежит сносу за счет лица, осуществившего (осуществляющего) строительство. Лицо, осуществившее (осуществляющее) самочинное строительство, обязано возместить расходы, связанные с приведением земельного участка в прежнее состояние.

Статья 377. Право на земельный участок при приобретении жилого дома, здания или сооружения, размещенных на нем.
1. К лицу, которое приобрело жилой дом, здание или сооружение, переходит право собственности на земельный участок, на котором они размещены, без изменения его целевого назначения, в размерах, установленных договором.
Если договором об отчуждении жилого дома, здания или сооружения размер земельного участка не определен, к приобретателю переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята жилым домом, зданием или сооружением, и на часть земельного участка, необходимую для их обслуживания.
2. Если жилой дом, здание или сооружение размещены на земельном участке, предоставленном в пользование, то в случае их отчуждения к приобретателю переходит право пользования той частью земельного участка, на которой они размещены, и частью участка, необходимой для их обслуживания.

Статья 378. Прекращение права собственности на земельный участок.
Право собственности лица на земельный участок может быть прекращено по решению суда в случаях, установленных законом.

Приобретение земельных участков в Украине иностранцами

Привлечение иностранного инвестора к участию в строительном проекте в индустрии гостеприимства – будь-то гостиница, аквапарк, развлекательных или рекреационный комплекс, уже на самой начальной стадии переговорного процесса требует тщательной подготовки к длительному и скрупулезному разговору о статусе земельного участка, о порядке приобретения необходимых для строительства прав на такой земельный участок, в частности – о возможности приобретения права собственности на него. Надеемся, нижеизложенные комментарии позволят лучше сориентироваться в проблеме, а также выбрать наиболее оптимальную форму сотрудничества с иностранным инвестором для реализации совместного проекта.

На сегодняшний день существует несколько возможностей (или вариантов) приобретения права пользования земельным участком для строительства и получения статуса компании-застройщика, наиболее распространенными среди которых являются аренда и собственность. Несмотря на устоявшуюся и достаточно распространенную практику использования земельного участка на условиях аренды, многие инвесторы, включая иностранных, предпочитаю приобретать земельные участки в собственность. Такое желание обусловлено множеством причин, основные из которых заключаются в получении гарантий непреложности права собственности, стабильности проекта, его относительной независимости от изменения правовых обстоятельств, возможности переориентации бизнеса в случае его низкой рентабельности, а также в возможности последующей продажи проекта без обременительной для потенциального покупателя процедуры земельного отвода и конкурса. Названные причины являются весомым, а зачастую и определяющим, аргументом в принятии решения о приобретении земельного участка в собственность для реализации строительного проекта.

При этом, если для резидентов Украины объем субъективного права собственности на землю и процедура его реализации, несмотря на все недостатки и пробелы регулятивного поля, относительно понятны, то с нерезидентами – дела обстоят гораздо сложнее. Недостаточно развитая, весьма противоречивая законодательная база неблагоприятно влияет на ситуацию с приобретением права собственности на землю, которая на сегодняшний день остается одной из наиболее актуальных и ощутимых проблем для иностранных инвесторов.

Поскольку для целей коммерческих строительных проектов застройщиками наиболее часто выступают юридические лица, мы коснемся наиболее спорных аспектов приобретения права собственности на землю иностранными юридическими лицами, оставив при этом вопрос приобретения права собственности иностранными гражданами за пределами настоящих комментариев.

статус иностранных юридических лиц

По общему правилу, установленному ст. 26 Конституции, иностранные юридические лица в Украине имеют такой же статус, как и юридические лица Украины, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами. В отношении приобретения права собственности на землю иностранными юридическими лицами законодательство Украины содержит определенные исключения. В частности, ч. 3 ст. 374 Гражданского кодекса Украины устанавливает, что иностранные юридические лица могут приобретать право собственности на землю исключительно в случаях, предусмотренных законом. Исчерпывающий перечень таких случаев установлен ч. 2 ст. 82 Земельного кодекса Украины, в соответствии с которой иностранные юридические лица могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения:

  • в границах населенного пункта в случаях приобретения объектов недвижимого имущества и для возведения объектов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в Украине;
  • — за пределами населенного пункта в случае приобретения объектов недвижимого имущества.

При этом, основным проблемным вопросом, который вызвал массу дискуссий среди специалистов, являлся вопрос о том, какое же юридическое лицо следует считать иностранным в контексте установленных ограничений на приобретение права собственности на земельные участки. Не углубляясь детально в проблематику вопроса, укажем только, что ст. 82 Земельного кодекса Украины относит к категории иностранных юридических лиц не только юридических лиц, учрежденных в соответствии с законодательством иностранного государства (традиционное понимание). К ним также приравнены и юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, но на основании собственности иностранных юридических лиц, иностранных граждан и/или лиц без гражданства. Следует отметить, что такая трактовка, корреспондируясь с нормами ст. ст. 63 и 117 Хозяйственного кодекса Украины, включает также украинские предприятия со 100%-й иностранной инвестицией. Обратим внимание, что именно такой подход, несмотря на его спорность, стал доминирующим среди органов власти, что предопределило в дальнейшем выбор стратегии приобретения права собственности на землю, о которой речь пойдет дальше.

возможности и ограничения

В соответствии в ч. 2 ст. 82 Земельного кодекса Украины иностранные юридические лица имеют возможность приобретать право собственности исключительно на земельные участки несельскохозяйственного назначения. При этом, определяющими факторами для возможности реализации установленного права являются местоположение земельного участка и цель его приобретения. Так, в случае приобретения объектов недвижимого имущества иностранное юридическое лицо имеет право приобрести земельный участок в собственность, как в пределах, так и за пределами населенного пункта. В свою очередь, установленное пунктом а) ч. 2 указанной ст. 82 законодательное положение ограничивает возможность иностранного юридического лица приобрести в собственность земельный участок за пределами населенного пункта для целей строительства. Таким образом, приобретение права собственности на земельный участок за пределами населенного пункта для строительства, скажем, гостиниц, рекреационных центров и прочих объектов сервиса на участках автомобильных дорог национального значения, является для иностранного юридического лица формально невозможным.

В дополнение, следует отметить еще одно существенное ограничение, содержащееся в ст. 82 Земельного кодекса Украины. Такое ограничение касается наличия специальной цели у субъекта, имеющего намерение приобрести земельный участок в собственность, а именно: цели ведения предпринимательской деятельности, направленной на получение прибыли. На первый взгляд, указанное положение имеет скорее уточняющий характер, нежели ограничивающий. На самом же деле, такое уточнение вызвало ряд отчаянных дискуссий. Причиной тому послужило буквальное понимание указанной нормы, как ограничивающей все неприбыльные организации, имеющие другие основные цели своей деятельности, не направленные на получение прибыли (научные, исторические, социологические, религиозные), в возможности приобрести земельный участок в собственность. Учитывая принцип равенства всех субъектов перед законом, отсутствие прямого запрета на приобретение земельного участка непредпринимательских целях, а также наличие законодательной гарантии о недопущении необоснованных исключений и ограничений, наиболее аргументированной представляется позиция, в соответствии с которой указанное положение расценивается как дефект юридической техники. Тем не менее, несмотря на единодушие представителей научного круга в высказанной позиции, официальное мнение Государственного комитета по земельным ресурсам в этом вопросе — диаметрально противоположное, что подтверждается, в частности, одним из последних писем №15331/17/12-09 от 01 октября 2009 г.

В случае приобретения земельного участка из частной собственности, иностранные юридические лица несут основные издержки, помимо обязательства уплаты стоимости земельного участка, аналогичные тем, что возлагаются на национальных юридических лиц. Так, например, в случае заключения договора купли-продажи, основные затраты будут состоять из государственной пошлины в размере 1% от цены договора и сбора на обязательное пенсионное страхование в том же размере 1% от цены договора, а также платы нотариусу за нотариальное удостоверение договора. Стоимости нотариальных бланков, извлечений об отсутствии или наличии запретов и обременений, а также извлечения из Государственного реестра сделок также будет входить в состав затрат. Несмотря на то, что стороны договора купли-продажи могут договориться о разделении затрат между собой, обычно большая, и наиболее ощутимая, их часть возлагается на покупателя.

Важно отметить, что в соответствии с недавними изменениями земельного законодательства, юридическому лицу уже нет необходимости получать государственный акт о праве собственности на землю, что также составляло отдельную статью расходов. В соответствии с ч. 2 ст. 126 Земельного кодекса Украины договор купли-продажи является документом, подтверждающим право собственности. В связи с вышеуказанным, иностранному юридическому лицу, как новому собственнику, необходимо обратиться в управление земельных ресурсов органа местного самоуправления для проведения государственной регистрации земельного участка. В этом контексте необходимо обратить внимание, что такой порядок регистрации является временным и действует до создания централизованной системы органов регистрации прав на недвижимое имущество и их ограничений. С момента такой регистрации земельного участка — у иностранного юридического лица возникает право собственности на соответствующий земельный участок.

В случае же приобретения земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности затраты на приобретение земельного участка существенно увеличиваются за счет необходимости участия в обязательной процедуре земельных торгов (за исключением приобретения земельного участка с расположенным на нем объектом недвижимого имущества), включающей и затраты на отвод земельного участка. Важно указать, что в этом случае, после заключения договора купли-продажи земельного участка и уплаты всех, связанных с его оформлением издержек, необходимо получить государственный акт на право собственности на землю, что также связанно с дополнительными временными и финансовыми затратами. Право собственности и в этом случае возникает с момента государственной регистрации земельного участка. Документом же, подтверждающим право собственности, будет являться выданный структурным подразделением Центра государственного земельного кадастра при Государственном комитете земельных ресурсов государственный акт.

особенности процедуры

К тому же, приобретение земельных участков иностранным юридическим лицам из государственной или коммунальной собственности обременено необходимостью получения согласования Кабинетом Министров Украины (в случае отчуждения земель коммунальной собственности) и Верховного Совета Украины (в случае отчуждения земель государственной собственности). При этом, отсутствует прозрачная и четкая процедура получения такого согласования с установлением сроков предоставления требуемого согласия, что, к сожалению, зачастую приводит к существенным временным издержкам при решении этого вопроса. Дополнительно, для реализации возможности приобретения земельного участка иностранному юридическому лицу потребуется зарегистрировать постоянное представительство в Украине, и стать на налоговый учет в органах Государственной налоговой администрации Украины.

статус совместных предприятий

На практике, обычно наиболее желаемой формой привлечения иностранного инвестора к строительному проекту, является создание совместного предприятия. Анализ ч. 3 ст. 82 Земельного кодекса Украины дает основания полагать, что под совместными предприятиями для целей регулирования земельных отношений следует понимать юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, но при участии иностранных юридических и физических лиц. При этом, ни указанное определение ст. 82 Земельного кодекса Украины, ни определение, содержащееся в ст. 1 Закона Украины «О внешнеэкономической деятельности», не является удовлетворительными и исчерпывающими. Другого, более ясного и четкого, понимания совместного предприятия законодательство Украины на сегодняшний день не содержит. К тому же, несовершенство юридической техники ч. 3 ст. 82 Земельного кодекса Украины положило начало длительной дискуссии касательно практического применения указанной нормы. Так, совместные предприятия могут приобретать право собственности только на земельные участки несельскохозяйственного назначения «в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 82 Земельного кодекса Украины». Очевидно, речь идет о видах несельскохозяйственных земельных участков, которые могут приобретаться в собственности (ч. 2 ст. 82), и о способах их приобретениях (ч. 1 ст. 82). В дополнение к указанным ограничениям, совместное предприятие приобретает право собственности в порядке, предусмотренном для иностранных юридических лиц, что подразумевает необходимость получения согласований Кабинета Министров Украины или Верховной Рады Украины в отношении приобретения земли из коммунальной или государственной собственности.

Таким образом, статус иностранных и совместных предприятий фактически уравнивается на законодательном уровне, что не совсем оправдано с точки зрения сегодняшних реалий и не совсем приемлемо с точки зрения ожидаемых перспектив инвестирования.

Указанные выше проблемы породили практику, в соответствии с которой для обхода установленных ограничений создается совместное предприятие с номинальным участием резидента Украины (физического или юридического лица), которое в дальнейшем учреждает украинское юридическое лицо для целей приобретения земельного участка в собственность для реализации строительного проекта. Созданное таким образом юридическое лицо не будет подпадать под ограничения, установленные ч. 2 и ч. 3 ст. 82 Земельного кодекса Украины для иностранных юридических лиц и совместных предприятий. Такое юридическое лицо будет иметь право приобретать земельные участки на общих основаниях, установленных законодательством Украины, в частности ч. 1 ст. 82 Земельного кодекса Украины.

дальнейшие перспективы

На сегодняшний день в Верховной Раде Украины зарегистрировано два законопроекта, направленных на реальное сбалансирование интересов всех созданных в соответствии с законодательством Украины юридических лиц при приобретении права собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения, о которых важно упомянуть в разрезе освещенных здесь вопросов.
Первый законопроект N2180 от 06 марта 2008 г. (внесенный народными депутатами Бевзенко В.Ф., Присяжнюком М.В., Сигалом Е.) предполагает наиболее радикальное разрешение указанных проблем. В частности, предлагается оставить две группы юридических лиц с соответствующим объемом прав в отношении приобретения права собственности на земельные участки: «национальные» юридические лица и иностранные, а понятие «совместного предприятия» – исключить. При этом, предполагается, что все юридические лица, учрежденные в соответствии с законодательством Украины, будут иметь право приобретать земельные участки на общих основаниях. Ограничения же в отношении иностранных юридических лиц – останутся без изменений, но само понятие таких лиц предполагается существенно изменить путем установления лишь одного квалификационного признака: создание в соответствии с законодательством других государств. Таким образом, предполагается снять все существующие ограничения на приобретение земельных участков в отношении большинства юридических лиц, подвергающихся на сегодняшний день таким ограничениям, а именно: в отношении лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины на основании собственности иностранных юридических лиц, иностранных граждан и/или лиц без гражданства; а также лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины гражданами и/или юридическими лицами Украины при участии иностранных юридических лиц, иностранных граждан и/или лиц без гражданства. Обращаем внимание, что ограничения в отношении местоположения земельного участка, цели его приобретения и категории (несельскохозяйственные земли) предполагается оставить без изменений только касательно «чистых» иностранных юридических лиц, то есть тех, которые созданы в соответствии с законодательством иностранных государств.

Второй законопроект №2600 от 23 июля 2008 г. (внесенный народным депутатом Р. Ткачем) разделяет предложенный проектом N2180 подход к понимаю юридических лиц Украины (приобретающих право собственности на земельные участки в общем порядке) и иностранных юридических лиц, также исключая понятие «совместных предприятий». Тем не менее, предлагается оставить существующее ограничение приобретения земельных участков сельскохозяйственного назначения юридическими лицами, относящимися в соответствии с действующим на сегодняшний день законодательством к совместным предприятиям (созданные в порядке, определенном законодательством Украины, при участии иностранных юридических лиц, иностранных граждан и/или лиц без гражданства). При этом, неоспоримыми позитивными моментами указанного законопроекта, позволяющими успешно устранить поднятые в первой части этого комментария проблемы, являются: 1) исключение предпринимательской цели, как обязательного условия приобретения земельных участков в собственность, а также 2) исключение зависимости цели приобретения земельного участка (в случае приобретения или строительства объекта недвижимого имущества) к его местоположению (в пределах или за пределами населенного пункта).

Оба указанных законопроекта являются актуальными и уместными, требующими безотлагательно их принятия. Объединение и имплементация прогрессивных положений позволит максимально сбалансировать интересы всех юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством Украины, независимо от статуса резидентности их участников, а также позволит думать о некотором упрощении процедуры приобретения земельных участков несельскохозяйственного назначения иностранными юридическими лицами.

Вернуться к списку

Права на землю

Глава 14 — Право собственности на землю

Статья 78. Содержание права собственности на землю

1. Право собственности на землю — это право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участками.

2. Право собственности на землю приобретается и реализуется на основании Конституции Украины, этого Кодекса, а также других законов, издаваемых в соответствии с ними.

3. Земля в Украине может находиться в частной, коммунальной и государственной собственности.

4. Лицам (их наследникам), имевшим в собственности земельные участки до 15 мая 1992 (до дня вступления в силу Земельного кодекса Украины), земельные участки не возвращаются.

Статья 79. Земельный участок как объект права собственности

1. Земельный участок — это часть земной поверхности с установленными границами, определенным месторасположением, с определенными относительно него правами.

2. Право собственности на земельный участок распространяется в его пределах на поверхностный (почвенный) слой, а также на водные объекты, леса и многолетние насаждения, находящиеся на нем, если иное не установлено законом и не нарушает прав других лиц.

3. Право собственности на земельный участок распространяется на пространство, находящееся над и под поверхностью участка на высоту и в глубину, необходимые для возведения жилищных, производственных и других зданий и сооружений.

Статья 79-1. Формирование земельного участка как объекта гражданских прав

1. Формирование земельного участка заключается в определении земельного участка как объекта гражданских прав. Формирование земельного участка предусматривает определение ее площади, границ и внесение информации о нем в Государственный земельный кадастр.

2. Формирование земельных участков осуществляется:

  • в порядке отвода земельных участков из земель государственной и коммунальной собственности;
  • путем разделения или объединения ранее сформированных земельных участков;
  • путем определения границ земельных участков государственной или коммунальной собственности по проектам землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, проектами землеустройства по упорядочению территории для градостроительных нужд, проектами землеустройства по приватизации земель государственных и коммунальных сельскохозяйственных предприятий, учреждений и организаций;
  • путем инвентаризации земель государственной или коммунальной собственности в случаях, предусмотренных законом;
  • по проектам землеустройства по организации территории земельных долей (паев)

3. Сформированные земельные участки подлежат государственной регистрации в Государственном земельном кадастре.

4. Земельный участок считается сформированной с момента присвоение ему кадастрового номера.

5. Формирование земельных участков (кроме случаев, определенных в частях шестой — седьмой настоящей статьи) осуществляется по проектам землеустройства по отводу земельных участков.

6. Формирование земельных участков путем раздела и объединения ранее сформированных земельных участков, находящихся в собственности или пользовании, без изменения их целевого назначения осуществляются по технической документации по землеустройству относительно разделения и объединения земельных участков.

7. Вынос в натуру (на местность) границ сформированного земельного участка до его государственной регистрации осуществляется по документацией по землеустройству, которая стала основанием для ее формирования.

8. В случае установления (восстановления) границ земельных участков по их фактическим использованием в связи с невозможностью обнаружения действительных границ, формирование новых земельных участков не осуществляется, а изменения в сведения о границах земельных участков вносятся в Государственного земельного кадастра.

9. Земельный участок может быть объектом гражданских прав исключительно с момента ее формирования (кроме случаев субаренды, сервитута относительно частей земельных участков) и государственной регистрации права собственности на нее.

10. Государственная регистрация прав на земельные участки осуществляется после государственной регистрации земельных участков в Государственном земельном кадастре.

11. Государственная регистрация прав субаренды, сервитута, которые распространяются на часть земельного участка, осуществляется после внесение сведений о такой части в Государственный земельный кадастра.

12. Границы смежных земельных участков частной собственности могут быть изменены их владельцами без формирования новых земельных участков по проектам землеустройства по упорядочению существующих землевладений.

Статья 80. Субъекты права собственности на землю

Субъектами права собственности на землю являются:

  • а) граждане и юридические лица — на земли частной собственности;
  • б) территориальные громады, реализующие это право непосредственно или через органы местного самоуправления, — на земли коммунальной собственности;
  • в) государство, реализующее это право через соответствующие органы государственной власти, — на земли государственной собственности.

Статья 81. Право собственности на землю граждан

1. Граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки на основании:

  • а) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;
  • б) бесплатной передачи из земель государственной и коммунальной собственности;
  • в) приватизации земельных участков, ранее предоставленных им в пользование;
  • г) принятия наследства;
  • ґ) выделения в натуре (на местности) принадлежащей им земельной доли (пая).

2. Иностранцы и лица без гражданства могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения в пределах населенных пунктов, а также на земельные участки несельскохозяйственного назначения за пределами населенных пунктов, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие им на праве частной собственности.

3. Иностранцы и лица без гражданства могут приобретать право собственности на земельные участки в соответствии с частью второй настоящей статьи в случае:

  • а) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;
  • б) выкупа земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие им на праве собственности;
  • в) принятия наследства.

4. Земли сельскохозяйственного назначения, принятые в наследство иностранцам, а также лицами без гражданства, в течение года подлежат отчуждению.

Статья 82. Право собственности на землю юридических лиц

1. Юридические лица (учрежденные гражданами Украины или юридическими лицами Украины) могут приобретать в собственность земельные участки для осуществления предпринимательской деятельности в случае:

  • а) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;
  • б) внесения земельных участков его учредителями в уставный капитал;
  • в) принятия наследства;
  • г) возникновения иных оснований, предусмотренных законом.

2. Иностранные юридические лица могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения:

  • а) в пределах населенных пунктов в случае приобретения объектов недвижимого имущества и для сооружения объектов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности в Украине;
  • б) за пределами населенных пунктов в случае приобретения объектов недвижимого имущества.

3. Совместные предприятия, основанные с участием иностранных юридических и физических лиц, могут приобретать право собственности на земельные участки несельскохозяйственного назначения в случаях, определенных частями первой и второй настоящей статьи, и в порядке, установленном настоящим Кодексом для иностранных юридических лиц.

4. Земли сельскохозяйственного назначения, полученные в наследство иностранными юридическими лицами, подлежат отчуждению в течение одного года.

Статья 83. Право собственности на землю территориальных общин

1. Земли, принадлежащие на праве собственности территориальным общинам сел, поселков, городов, являются коммунальной собственностью.

2. В коммунальной собственности находятся:

  • а) все земли в пределах населенных пунктов, кроме земельных участков частной и государственной собственности;
  • б) земельные участки, на которых расположены здания, сооружения, другие объекты недвижимого имущества коммунальной собственности независимо от места их расположения.

3. Земельные участки государственной собственности, которые предполагается использовать для размещения объектов, предназначенных для обслуживания потребностей территориальной общины (коммунальных предприятий, учреждений, организаций, общественных пастбищ, кладбищ, мест обезвреживания и утилизации отходов, рекреационных объектов и т.д.), а также земельные участки, которые в соответствии с утвержденной градостроительной документацией предполагается включить в границы населенных пунктов, по решениям органов исполнительной власти передаются в коммунальную собственность.

4. К землям коммунальной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся:

  • а) земли общего пользования населенных пунктов (площади, улицы, проезды, дороги, набережные, пляжи, парки, скверы, бульвары, кладбища, места обезвреживания и утилизации отходов и т.д.);
  • б) земли под железными дорогами, автомобильными дорогами, объектами воздушного и трубопроводного транспорта;
  • в) земли под объектами природно-заповедного фонда, историко-культурного и оздоровительного назначения, имеющие особую экологическую, оздоровительную, научную, эстетическую и историко-культурную ценность, если иное не предусмотрено законом;
  • г) земли лесного фонда, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом;
  • ґ) земли водного фонда, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом;
  • д) земельные участки, используемые для обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
  • е) земельные участки, искусственно созданные в пределах прибрежной защитной полосы или полосы отвода, на землях лесохозяйственного назначения и природно-заповедного фонда, находящиеся в прибрежной защитной полосе водных объектов, или на земельных участках дна водных объектов;
  • ж) земли под объектами инженерной инфраструктуры межхозяйственных мелиоративных систем, находящихся в коммунальной собственности.

5. Территориальные общины приобретают землю в коммунальную собственность в случае:

  • а) передачи им земель государственной собственности;
  • б) отчуждение земельных участков для общественных нужд и по мотивам общественной необходимости в соответствии с законом;
  • в) принятия наследства или перехода в их собственность земельных участков, признаваемых судом выморочным наследством;
  • г) приобретения по договору купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым договорам;
  • ґ) возникновения других оснований, предусмотренных законом.

6. Территориальные общины сел, поселков, городов могут объединять на договорных началах принадлежащие им земельные участки коммунальной собственности. Управление указанными земельными участками осуществляется в соответствии с законом.

Статья 84. Право собственности на землю государства

1. В государственной собственности находятся все земли Украины, кроме земель коммунальной и частной собственности.

2. Право государственной собственности на землю приобретается и реализуется государством в лице Кабинета Министров Украины, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских, районных государственных администраций, государственных органов приватизации в соответствии с законом. (Часть вторая статьи 84 с изменениями, внесенными согласно Законам N 3235-IV от 20.12.2005, N 489-V от 19.12.2006, N 107-VI от 28.12.2007 — изменение признано неконституционным согласно решению Конституционного Суда N 10 — рп/2008 от 22.05.2008; в редакции Закона N 309-VI от 03.06.2008)

3. Часть третья статьи 84 исключена на основании Закона № 5245-VI от 06.09.2012

4. К землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся:

  • а) земли атомной энергетики и космической системы;
  • б) земли под государственными железными дорогами, объектами государственной собственности воздушного и трубопроводного транспорта;
  • в) земли обороны;
  • г) земли под объектами природно-заповедного фонда, историко-культурного и оздоровительного назначения, имеющие особую экологическую, оздоровительную, научную, эстетическую и историко-культурную ценность, если иное не предусмотрено законом;
  • ґ) земли лесного фонда, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом;
  • д) земли водного фонда, кроме случаев, определенных настоящим Кодексом;
  • е) земельные участки, используемые для обеспечения деятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, других органов государственной власти, Национальной академии наук Украины, государственных отраслевых академий наук;
  • є) земельные участки зон отчуждения и безусловного (обязательного) отселения, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы;
  • ж) земельные участки, закрепленные за государственными профессионально-техническими учебными заведениями;
  • з) земельные участки, закрепленные за высшими учебными заведениями государственной и коммунальной форм собственности;
  • і) земельные участки, которые используются Черноморским флотом Российской Федерации на территории Украины на основании международных договоров, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины.
  • ї) земли под объектами инженерной инфраструктуры общегосударственных и межхозяйственных мелиоративных систем, находящихся в государственной собственности.

5. Государство приобретает право собственности на землю в случае:

  • а) отчуждения земельных участков у собственников по мотивам общественной необходимости и для общественных нужд;
  • б) приобретение по договорам купли-продажи, дарения, мены, другим гражданско-правовым соглашениям;
  • в) принятия наследства;
  • г) передачи в собственность государству земельных участков коммунальной собственности территориальными общинами;
  • ґ) конфискации земельного участка;

Статья 85. Право собственности на землю иностранных государств

Иностранные государства могут приобретать в собственность земельные участки для размещения зданий и сооружений дипломатических представительств и других, приравненных к ним, организаций в соответствии с международными договорами.

Статья 86. Общая собственность на землю

1. Земельный участок может находиться в общей собственности с определением доли каждого из участников общей собственности (общая долевая собственность) или без определения долей участников общей собственности (общая совместная собственность).

2. Субъектами права совместной собственности на землю могут быть граждане и юридические лица.

3. Субъектами права общей собственности на земельные участки территориальных громад могут быть районные и областные советы.

Статья 87. Возникновение права общей долевой собственности на земельный участок

1. Право общей долевой собственности на земельный участок возникает:

  • а) при добровольном объединении собственниками принадлежащих им земельных участков;
  • б) при приобретении в собственность земельного участка двумя или более лицами по гражданско-правовым соглашениям;
  • в) при принятии наследства на земельный участок двумя или более лицами;
  • г) по решению суда.

Статья 88. Владение, пользование и распоряжение земельным участком, находящимся в общей долевой собственности

1. Владение, пользование и распоряжение земельным участком, находящимся в общей долевой собственности, осуществляются с согласия всех совладельцев согласно договору, а при недостижении согласия — в судебном порядке.

2. Договор о совместной долевой собственности на земельный участок заключается в письменной форме и удостоверяется нотариально.

3. Участник общей долевой собственности имеет право требовать выделения принадлежащей ему доли из состава земельного участка как отдельно, так и совместно с другими участниками, требующими выделения, а в случае невозможности выделения доли — требовать соответствующей компенсации.

4. Участник общей долевой собственности на земельный участок имеет право на получение в его владение, пользование части общего земельного участка, соответствующей размеру принадлежащей ему доли.

5. Участник общей долевой собственности в соответствии с размером своей доли имеет право на доходы от использования общего земельного участка, отвечает перед третьими лицами по обязательствам, связанным с общим земельным участком, и должен участвовать в уплате налогов, сборов и платежей, а также в расходах по содержанию и сохранению общего земельного участка.

6. При продаже участником принадлежащей ему доли в общей долевой собственности на земельный участок другие участники имеют преимущественное право покупки доли в соответствии с законом.

Статья 89. Общая совместная собственность на земельный участок

1. Земельный участок может принадлежать на праве общей совместной собственности только гражданам.

2. В общей совместной собственности находятся земельные участки:

  • а) супругов;
  • б) членов фермерского хозяйства, если иное не предусмотрено соглашением между ними;
  • в) совладельцев жилого дома.

3. Владение, пользование и распоряжение земельным участком общей совместной собственности осуществляются по договору или закону.

4. Совладельцы земельного участка, находящегося в общей совместной собственности, имеют право на его раздел или на выделение из него отдельной доли.

5. Раздел земельного участка, находящегося в общей совместной собственности, с выделением доли совладельца, может быть осуществлен при условии предварительного определения размера земельных долей, которые являются равными, если иное не предусмотрено законом или не установлено судом.

Статья 90. Права собственников земельных участков

1. Собственники земельных участков имеют право:

  • а) продавать или другим путем отчуждать земельный участок, передавать его в аренду, залог, наследство;
  • б) самостоятельно хозяйствовать на земле;
  • в) собственности на посевы и насаждения сельскохозяйственных и других культур, на произведенную продукцию;
  • г) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, лесные насаждения, водные объекты, а также другие полезные свойства земли;
  • ґ) на возмещение убытков в случаях, предусмотренных законом;
  • д) сооружать жилые дома, производственные и иные строения и сооружения.

2. Нарушенные права собственников земельных участков подлежат восстановлению в порядке, установленном законом.

Статья 91. Обязанности собственников земельных участков

1. Собственники земельных участков обязаны:

  • а) обеспечивать использование их по целевому назначению;
  • б) соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды;
  • в) своевременно уплачивать земельный налог;
  • г) не нарушать права собственников смежных земельных участков и землепользователей;
  • г) повышать плодородие почв и сохранять другие полезные свойства земли;
  • д) своевременно предоставлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления данные о состоянии и использовании земель и других природных ресурсов в порядке, установленном законом;
  • е) соблюдать правила добрососедства и ограничений, связанных с установлением земельных сервитутов и охранных зон;
  • є) сохранять геодезические знаки, противоэрозионные сооружения, сети оросительных и осушительных систем;
  • ж) за свой счет привести земельный участок в прежнее состояние в случае незаконного изменения его рельефа, за исключением осуществления такого изменения не собственником земельного участка, когда приведение в прежнее состояние осуществляется за счет лица, незаконно изменившего рельеф.

2. Законом могут быть установлены другие обязанности собственников земельных участков.

Глава 15 — Право пользования землей

Статья 92. Право постоянного пользования земельным участком

1. Право постоянного пользования земельным участком — это право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока.

2. Права постоянного пользования земельным участком из земель государственной и коммунальной собственности приобретают:

  • а) предприятия, учреждения и организации, относящиеся к государственной и коммунальной собственности;
  • б) общественные организации инвалидов Украины, их предприятия (объединения), учреждения и организации;
  • в) религиозные организации Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, исключительно для строительства и обслуживания культовых и других зданий, необходимых для обеспечения их деятельности. (
  • г) публичное акционерное общество железнодорожного транспорта общего пользования, образованное в соответствии с Законом Украины «Об особенностях образования публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования
  • ґ) учреждения образования независимо от формы собственности;
  • д) высшие учебные заведения независимо от формы собственности

3. Право постоянного пользования земельными участками может вноситься государством в уставный капитал публичного акционерного общества железнодорожного транспорта, образованного в соответствии с Законом Украины «Об особенностях образования публичного акционерного общества железнодорожного транспорта общего пользования»

Статья 93. Право аренды земельного участка

1. Право аренды земельного участка — это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и иной деятельности.

2. Земельные участки могут передаваться в аренду гражданам и юридическим лицам Украины, иностранцам и лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам, международным объединениям и организациям, а также иностранным государствам.

3. Не подлежат передаче в аренду земельные участки, искусственно созданные в пределах прибрежной защитной полосы или полосы отвода, на землях лесного фонда и природно-заповедного фонда, которые находятся в прибрежной защитной полосе водных объектов, или на земельных участках дна водных объектов.

4. Срок аренды земельного участка не может превышать 50 лет.

5. Право аренды земельного участка может отчуждаться, в том числе продаваться на земельных торгах, а также передаваться в залог, наследство, вноситься в уставный капитал собственником земельного участка — на срок до 50 лет, кроме случаев, определенных законом.

6. Арендованный земельный участок или его часть может с согласия арендодателя передаваться арендатором во владение и пользование другому лицу (субаренда).

7. Если арендатором земельного участка является инициатор создания индустриального парка, такой земельный участок или его части передаются им в субаренду участникам индустриального парка в соответствии с земельным законодательством Украины без предварительного согласования с арендодателем, если это не противоречит договору аренды такого земельного участка

8. Арендодателями земельных участков являются их собственники или уполномоченные ими лица.

9. Отношения, связанные с арендой земли, регулируются законом.

10. В случае создания индустриального парка на землях государственной или коммунальной собственности земельный участок предоставляется в аренду на срок не менее 30 лет.

11. Срок аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения для ведения товарного сельскохозяйственного производства, фермерского хозяйства, личного крестьянского хозяйства не может быть меньше 7 лет.

12. Для ведения товарного сельскохозяйственного производства, фермерского хозяйства, личного крестьянского хозяйства срок аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые являются земельными участками мелиорируемых земель и на которых проводится гидротехническое мелиорация, не может быть меньше 10 лет.

Статья 94. Право концессионера на земельный участок

1. Для осуществления концессионной деятельности концессионеру предоставляются в аренду земельные участки в порядке, установленном настоящим Кодексом.

2. Виды хозяйственной деятельности, для которых могут предоставляться земельные участки в концессию, определяются законом.

Статья 95. Права землепользователей

1. Землепользователи, если иное не предусмотрено законом или договором, имеют право:

  • а) самостоятельно хозяйствовать на земле;
  • б) собственности на посевы и насаждения сельскохозяйственных и других культур, на произведенную продукцию;
  • в) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф, леса, водные объекты, а также другие полезные свойства земли;
  • г) на возмещение убытков в случаях, предусмотренных законом;
  • ґ) сооружать жилые дома, производственные и иные строения и сооружения.

2. Нарушенные права землепользователей подлежат восстановлению в порядке, установленном законом.

Статья 96. Обязанности землепользователей

1. Землепользователи обязаны:

  • а) обеспечивать использование земли по целевому назначению и за свой счет приводить ее в предыдущее состояние в случае незаконного изменения ее рельефа, за исключением случаев незаконного изменения рельефа не собственником такого земельного участка;
  • б) соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды;
  • в) своевременно уплачивать земельный налог или арендную плату;
  • г) не нарушать права собственников смежных земельных участков и землепользователей;
  • ґ) повышать плодородие почв и сохранять другие полезные свойства земли;
  • д) своевременно представлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления данные о состоянии и использовании земель и других природных ресурсов в порядке, установленном законом;
  • е) соблюдать правила добрососедства и ограничений, связанных с установлением земельных сервитутов и охранных зон;
  • є) сохранять геодезические знаки, противоэрозионные сооружения, сети оросительных и осушительных систем.

2. Законом могут быть установлены другие обязанности землепользователей.

Статья 97. Обязанности предприятий, учреждений и организаций, проводящих изыскательские работы

1. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие геологосъемочные, поисковые, геодезические и другие изыскательские работы, могут проводить такие работы на основании соглашения с собственником земли или по согласованию с землепользователем.

2. Сроки и место проведения разведывательных работ определяются соглашением сторон.

3. Проведение разведывательных работ на землях заповедников, национальных дендрологических, ботанических, мемориальных парков, захоронений и археологических памятников разрешается в исключительных случаях по решению Кабинета Министров Украины.

4. Предприятия, учреждения и организации, которые проводят разведывательные работы, обязаны возмещать собственникам земли или землепользователям все убытки, в том числе неполученные доходы, а также за свой счет приводить занимаемые земельные участки в предыдущее состояние.

5. Споры, возникающие при проведении разведывательных работ, разрешаются в судебном порядке.

6. При переходе из состояния опытно-промышленной разработки в промышленную разработку предприятиям, учреждениям и организациям, которые проводят разведывательные работы, разрешается использовать земельный участок на основании договора на проведение разведочных работ с владельцем земли или по согласованию с землепользователем на период оформления документов, удостоверяющих право пользования соответствующим земельным участком.

Глава 16 — Право земельного сервитута

Статья 98. Содержание права земельного сервитута

1. Право земельного сервитута — это право собственника или землепользователя земельного участка или другого заинтересованного лица на ограниченное платное или бесплатное пользование чужим земельным участком (участками).

2. Земельные сервитуты могут быть постоянными и срочными.

3. Установление земельного сервитута не ведет к лишению собственника земельного участка, относительно которого установлен земельный сервитут, прав владения, пользования и распоряжения им.

4. Земельный сервитут осуществляется способом, наименее обременительным для собственника земельного участка, относительно которого он установлен.

Статья 99. Виды права земельного сервитута

Владельцы или землепользователи земельных участков или другие заинтересованные лица могут требовать установления таких земельных сервитутов:

  • а) право прохода и проезда на велосипеде;
  • б) право проезда на транспортном средстве по имеющейся дороге;
  • в) право на размещение временных сооружений (малых архитектурных форм);
  • в-1) право на строительство и размещение объектов нефтегазодобычи;
  • в-2) право на размещение объектов трубопроводного транспорта;
  • г) право прокладывать на свой земельный участок водопровод из чужого природного водоема или через чужой земельный участок;
  • ґ) право отвода воды со своего земельного участка на соседний или через соседний земельный участок;
  • д) право забора воды из естественного водоема, расположенного на соседнем земельном участке, и право прохода к природному водоему;
  • е) право поить свой скот из естественного водоема, расположенного на соседнем земельном участке, и право прогона скота к природному водоему;
  • є) право прогона скота по имеющейся дороге;
  • ж) право установления строительных лесов и складирования строительных материалов с целью ремонта зданий и сооружений;
  • з) иные земельные сервитуты.

Статья 100. Порядок установления земельных сервитутов

1. Сервитут может быть установлен договором, законом, завещанием или решением суда. Сервитут может принадлежать собственнику (владельцу) соседнего земельного участка, а также другому конкретно определенному лицу (личный сервитут).

2. Земельный сервитут может быть установлен договором между лицом, которое требует его установления, и собственником (владельцем) земельного участка.

Земельный сервитут подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Статья 101. Действие земельного сервитута

1. Действие земельного сервитута сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, относительно которого установлен земельный сервитут, к другому лицу.

2. Земельный сервитут не может быть предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицом, в интересах которого этот сервитут установлен, другим физическим и юридическим лицам.

3. Собственник, землепользователь земельного участка, относительно которого установлен земельный сервитут, имеет право требовать от лиц, в интересах которых установлен земельный сервитут, плату за его установление, если иное не предусмотрено законом.

4. Собственник земельного участка, относительно которого установлен земельный сервитут, имеет право на возмещение убытков, причиненных установлением земельного сервитута.

Статья 102. Прекращение действия земельного сервитута

1. Действие земельного сервитута подлежит прекращению в случаях:

  • а) сочетания в одном лице субъекта права земельного сервитута, в интересах которого он установлен, и собственника земельного участка;
  • б) отказа лица, в интересах которого установлен земельный сервитут;
  • в) решение суда об отмене земельного сервитута;
  • г) истечения срока, на который был установлен земельный сервитут;
  • ґ) неиспользования земельного сервитута в течение трех лет;
  • д) нарушения владельцем сервитута условий пользования сервитутом.

2. По требованию собственника земельного участка, относительно которого установлен земельный сервитут, действие этого сервитута может быть прекращено в судебном порядке в случаях:

  • а) прекращения оснований его установления;
  • б) когда установление земельного сервитута делает невозможным использование земельного участка, относительно которого установлен земельный сервитут, по его целевому назначению.

Глава 16-1 — Право пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд или для застройки

Статья 102-1. Основания приобретения и содержание права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд или для застройки

1. Право пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) и право пользования чужим земельным участком для застройки (суперфиций) возникают на основании договора между собственником земельного участка и лицом, которое изъявило желание пользоваться этим земельным участком для таких нужд, согласно Гражданскому кодексу Украины.

Право пользования чужим земельным участком для застройки (суперфиций) может возникать также на основании завещания.

2. Право пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) и право пользования чужим земельным участком для застройки (суперфиций) могут отчуждаться или передаваться в порядке наследования, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.

3. Право пользования земельным участком государственной или коммунальной собственности не может быть отчуждено его землепользователем другим лицам (кроме случаев перехода права собственности на здания и сооружения), внесено в уставный капитал, передано в залог.

4. Срок пользования земельным участком государственной или коммунальной собственности для сельскохозяйственных нужд или для застройки не может превышать 50 лет.

5. Заключение договоров о предоставлении права пользования земельным участком для сельскохозяйственных нужд или для застройки осуществляется согласно Гражданскому кодексу Украины с учетом требований настоящего Кодекса.

6. Право пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис) и право пользования чужим земельным участком для застройки (суперфиций) прекращаются в случае:

  1. сочетание в одном лице собственника земельного участка и землепользователя;
  2. истечения срока, на который было предоставлено право пользования;
  3. отчуждение земельного участка частной собственности для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости
    3.1. принятия уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления решения об использовании земельного участка государственной или коммунальной собственности для общественных потребностей
  4. неиспользования земельного участка для застройки в случае пользования чужим земельным участком для застройки в течение трех лет;
  5. прекращение действия договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства (относительно договоров эмфитевзиса и суперфиция, заключенных в рамках такого партнерства;

7. Прекращение действия договора эмфитевзиса, суперфиция земельного участки государственной или коммунальной собственности на основаниях, определенных в пункте 3-1 части шестой этой статьи, осуществляется по правилам, установленным статьей 32-1 Закона Украины «Об аренде земли».

Глава 17 — Добрососедство

Статья 103. Содержание добрососедства

1. Собственники и землепользователи земельных участков должны выбирать такие способы использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением, при которых собственникам, землепользователям соседних земельных участков причиняется наименее неудобств (затенение, задымление, неприятные запахи, шумовое загрязнение и т.п.).

2. Собственники и землепользователи земельных участков обязаны не использовать земельные участки способами, которые не позволяют собственникам, землепользователям соседних земельных участков использовать их по целевому назначению (недопустимое воздействие).

3. Собственники и землепользователи земельных участков обязаны сотрудничать при совершении действий, направленных на обеспечение прав на землю каждого из них и использование этих участков с внедрением и соблюдением прогрессивных технологий выращивания сельскохозяйственных культур и охраны земель (обмен земельных участков, рациональная организация территорий, соблюдение севооборотов, установление, сохранение межевых знаков и т.п.).

Статья 104. Предупреждение вредного воздействия на соседний земельный участок

Собственники и землепользователи земельных участков могут требовать прекращения деятельности на соседнем земельном участке, осуществление которой может повлечь вредное воздействие на здоровье людей, животных, на воздух, земельные участки и другое.

Статья 105. Последствия проникновения на земельный участок ветвей и корней деревьев

В случае проникновения корней и ветвей деревьев с одного земельного участка на другой собственники и землепользователи земельных участков имеют право отрезать корни деревьев и кустов, которые проникают с соседнего земельного участка, если такое проникновение является препятствием в использовании земельного участка по целевому назначению.

Статья 106. Обязанности по определению общих границ

1. Собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка содействия установлению твердых границ, а также восстановления межевых знаков в случаях, когда они исчезли, переместились или стали невыразительными.

2. Виды межевых знаков и порядок восстановления границ определяются центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере земельных отношений.

3. Расходы на установление смежных границ несут собственники земельных участков в равных частях, если иное не установлено соглашением между ними.

Статья 107. Восстановление границ

1. Основанием для восстановления границ являются данные земельно-кадастровой документации.

2. При невозможности выявления действительных границ их установление осуществляется по фактическому использованию земельного участка. Если фактическое использование участка невозможно установить, то каждому выделяется одинаковая по размеру часть спорного участка.

3. В случаях, когда таким образом определение границ не согласовывается с выявленными обстоятельствами, в частности с установленными размерами земельных участков, то границы определяются с учетом этих обстоятельств.

Статья 108. Совместное использование межевых сооружений

1. В случаях, когда соседние земельные участки отделены растительной полосой, тропой, бороздой, каналом, стеной, забором или иным сооружением, то собственники этих участков имеют право на их совместное использование, если внешние признаки не указывают на то, что сооружение принадлежит лишь одному из соседей .

2. Собственники соседних земельных участков могут пользоваться межевыми сооружениями совместно по договоренности между ними. Расходы на содержание сооружения в надлежащем состоянии соседи несут в равных частях. К тому времени, пока один из соседей заинтересован в дальнейшем существовании общего межевого сооружения, оно не может быть ликвидировано или изменено без его согласия.

Статья 109. Использование деревьев, стоящих на границах земельных участков

1. Деревья, стоящие на меже смежных земельных участков, а также плоды этих деревьев принадлежат собственникам этих участков в равных частях.

2. Каждый из соседей вправе требовать ликвидировать деревья, стоящие на общей меже. Расходы на ликвидацию этих деревьев возлагаются на соседей в равных частях.

3. Сосед, требующий ликвидации деревьев, которые стоят на общей меже, должен один нести расходы по ликвидации деревьев, если другой сосед отказывается от своих прав на деревья.

4. Требование о ликвидации деревьев (кустов) исключается, если они служат межевыми знаками и в зависимости от обстоятельств не могут быть заменены другими межевыми знаками.

Глава 18 — Ограничение прав на землю

Статья 110. Понятие ограничения в использовании земельных участков, обременение прав на земельный участок

1. На использование собственником земельного участка или его части может быть установлено ограничение.

Право собственности на земельный участок может быть обременено правами других лиц.

2. Переход права собственности на земельный участок не прекращает установленных ограничений, обременений

3. Разделение или объединение земельных участков не прекращает действия ограничений, обременений, установленных на земельные участки, кроме случаев, когда ограничения (обременения) распространялись лишь на часть земельного участка, которая в результате раздела земельного участка не вошла в сформированный новый земельный участок.

Статья 111. Обременения прав на земельный участок, ограничения в использовании земель

1. Обременение прав на земельный участок устанавливается законом или актом уполномоченного на это органа государственной власти, должностного лица, или договором путем установления запрета на пользование и / или распоряжения, в том числе путем его отчуждения.

2. Законом, принятым в соответствии с ним нормативно-правовыми актами, договором, решением суда могут быть установлены такие ограничения в использовании земель:

  • а) условие начать и завершить застройку или освоение земельного участка в течение установленных сроков;
  • б) запрет на осуществление отдельных видов деятельности;
  • в) запрет на изменение целевого назначения земельного участка, ландшафта;
  • г) условие осуществить строительство, ремонт или содержание дороги, участка дороги;
  • ґ) условие соблюдения природоохранных требований или выполнения определенных работ;
  • д) условия предоставлять право охоты, вылова рыбы, сбора дикорастущих растений на своем земельном участке в установленное время и в установленном порядке.

3. Обременения прав на земельные участки (кроме обременений, непосредственно установленных законом) подлежат государственной регистрации в Государственном реестре прав на недвижимое имущество в порядке, установленном законом.

4. Ограничения в использовании земель (кроме ограничений, непосредственно установленных законом и принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами) подлежат государственной регистрации в Государственном земельном кадастре в порядке, установленном законом, и действуют с момента государственной регистрации.

Ограничения в использовании земель, непосредственно установлены законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами, действуют с момента вступления в силу нормативно-правовыми актами, которыми они были установлены.

5. Сведения об ограничениях в использовании земель указываются в схемах землеустройства и технико-экономических обоснованиях использования и охраны земель административно-территориальных единиц, проектах землеустройства по организации и установлению границ территорий природно-заповедного фонда и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного , лесного фонда, земель водного фонда и водоохранных зон, ограничений в использовании земель и их режимоутворюючих объектов, проектах землеустройства, обеспечивающих эколого-экономическое обоснование севооборота и упорядочение угодий, проектах землеустройства по отводу земельных участков, технической документации по землеустройству относительно установления ( восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности). Сведения о таких ограничениях вносятся в Государственный земельный кадастр.

Статья 112. Охранные зоны

1. Охранные зоны создаются:

  • а) вокруг особо ценных природных объектов, объектов культурного наследия, гидрометеорологических станций и т.п. с целью охраны и защиты их от неблагоприятных антропогенных воздействий;
  • б) вдоль линий связи, электропередачи, земель транспорта, вокруг промышленных объектов для обеспечения нормальных условий их эксплуатации, предупреждения повреждения, а также уменьшения их негативного влияния на людей и окружающую среду, смежные земли и другие природные объекты.

2. Правовой режим земель охранных зон определяется законодательством Украины.

Статья 113. Зоны санитарной охраны

1. Зоны санитарной охраны создаются вокруг объектов, где имеются подземные и открытые источники водоснабжения, водозаборные и водоочистные сооружения, водоводы, объекты оздоровительного назначения и другие, для их санитарно-эпидемиологической защищенности.

2. В пределах зон санитарной охраны запрещается деятельность, которая может привести к нанесению вреда подземным и открытым источникам водоснабжения, водозаборным и водоочистительным сооружениям, водоводам, объектам оздоровительного назначения, вокруг которых они созданы.

3. Правовой режим земель зон санитарной охраны определяется законодательством Украины.

Статья 114. Санитарно-защитные зоны

1. Санитарно-защитные зоны создаются вокруг объектов, являющихся источниками выделения вредных веществ, запахов, повышенных уровней шума, вибрации, ультразвуковых и электромагнитных волн, электронных полей, ионизирующих излучений и т.п., с целью отделения таких объектов от территорий жилищной застройки.

2. В пределах санитарно-защитных зон запрещается строительство жилых объектов, объектов социальной инфраструктуры и других объектов, связанных с постоянным пребыванием людей.

3. Правовой режим земель санитарно-защитных зон определяется законодательством Украины.

Статья 115. Зоны особого режима использования земель

1. Зоны особого режима использования земель создаются вокруг военных объектов Вооруженных Сил Украины и других воинских формирований, образованных в соответствии с законодательством Украины, для обеспечения функционирования этих объектов, сохранности вооружения, военной техники и другого военного имущества, охраны государственной границы Украины, а также защиты населения, хозяйственных объектов и окружающей среды от воздействия аварийных ситуаций, стихийных бедствий и пожаров, которые могут возникнуть на этих объектах.

2. Вдоль государственной границы Украины устанавливается пограничная полоса, в пределах которой действует особый режим использования земель.

3. Размер и правовой режим пограничной полосы устанавливаются в соответствии с законом.

Еще по теме:

  • Составление модели финансовой отчетности Разработка модели финансовой отчетности Тополя Иван Владимирович к.э.н., АССА, заместитель начальника отдела планирования и экономики ОАО «Банк Москвы». Модель финансовой отчетности […]
  • Страхование по каско в рассрочку Рассрочка по КАСКО. Всегда ли это выгодно? КАСКО – один из самых дорогостоящих видов добровольного страхования. И чтобы сделать его более доступным и привлекательным для клиента, правила […]
  • Волховская 37 жк радуга планировки ул.Волховская, 39 (37 к2) ЖК Радуга Квартиры в этом доме от частных лиц и агентств недвижимости Квартиры от частных лиц и агентств недвижимости Волховская, 39 (37 к2): смотреть […]
  • Уголовный кодекс украины статья 190 часть 1 Статья 190 УК (мошенничество) — есть ли срок давности? (страница 1) Статья 190 УК (мошенничество) — есть ли срок давности? ← следующая страница 1 предыдущая → 2 1 Сроки есть, […]
  • Где пройти медкомиссию на водительские права в нижнем тагиле КЛИК ДЛЯ ЗВОНКА: 34-21-21 ЗАПИСЬ В АВТОШКОЛУ МЕДКОМИССИЯ Обязательным условием допуска к управлению транспортными средствами является прохождение медкомиссии и получение медицинской […]
  • Резюме ведущий юрист 35 резюме За 3 месяца Ведущий юрист, юрисконсульт Кажется, у вас пропал интернет.Все опять заработает, как только он появится. Ведущий юрисконсульт , 7000 грн Образование: 07.1987 - […]
  • Сколько платят алименты жене Глава 9. Права и обязанности супругов на содержание. Статья 75. Право одного из супругов на содержание. 1. Жена, муж должны материально поддерживать друг друга. 2. Право на […]
  • Закон о персональных данных с изменениями 2014 года Закон "О персональных данных" Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ"О персональных данных" С изменениями и дополнениями от: 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 28 июня, 27 июля, 29 […]