Защита авторских и смежных прав в законодательстве рф

Защита авторских и смежных прав в России

В качестве одного из важнейших институтов права интеллектуальной собственности в России выступает авторское право. Данный термин включает в себя отношения, напрямую связанные с созданием или использованием разнообразных произведений искусства, литературы, науки или иных отраслей. Действие авторских прав распространяется на любое произведение, вне зависимости от его ценности, достоинства, способа выражения и назначения, а также было ли оно обнародовано или нет.

В результате обнародования результата интеллектуальной собственности возникают права, смежные с авторскими. Так, владельцами смежных прав становятся все лица, которые принимали участие в процессе исполнения произведения. Например, производитель фонограммы, публикаторы, режиссеры и так далее.

Объекты авторских и смежных прав

Закон об авторском праве и смежных правах от 09.07.93 № 5351-1 (ред. от 20.07.2004) в ст. 4 выделяет определенные черты и признаки произведения с авторско-правовой защитой. Стоит отметить, что главная цель авторского права – охрана именно формы выражения произведения (образ, структура, язык), а не его содержания.

Таким образом законодательство определяет авторское право как совокупность исключительных прав на произведение в определённой объективной форме. Это может быть как программное обеспечение, нотная запись, видео- или звукозапись, так и текст, фотография, картина, скульптура или иное. А вот концепции, идеи, способы, процессы, методы не могут выступать в роли объекта авторских прав.

В свою очередь авторы, соавторы, а также составители сборников каких-либо произведений литературы, искусства и науки, их правопреемники — это субъекты авторских и смежных прав. В данной категории также относятся работодатели либо лица, которыми были приобретены исключительные права на произведение.

Защита авторских и смежных прав действует в отношении следующих объектов:

программное обеспечение и базы данных;

геологические, географические произведения или иные карты;

произведения градостроительства, объекты садово-паркового искусства либо архитектуры;

пантомимы или хореографические произведения;

видео или аудио произведения;

живопись, графика, дизайн, комиксы или иной вид изобразительного искусства;

образцы декоративно-прикладного искусства.

Что касается любых официальных документов, законов, государственной символики, флагов, гербов, произведений народного творчества, а также любых информационных сообщений о событиях и фактах, то они не могут выступать в качестве объектов авторских прав.

Использование авторских и смежных прав

Федеральный закон РФ «Об авторских и смежных правах» от 09.07.93 № 5351-1 (ред. от 20.07.2004) в ст. 15-16 наделяет владельца авторского права возможностью давать разрешение сторонним лицам использовать и обнародовать свое произведение. Стоит отметить, что в любой момент автор вправе передумать и отказаться от ранее данного согласия. Однако, в этом случае он обязуется публично оповестить об отзыве произведения и возместить причиненные своим решение убытки. В эту компенсацию также входит размер упущенной выгоды.

Авторские и смежные права наделяют своих владельцев следующими личными неимущественными и имущественными правами на произведение:

использовать любым способом;

переделывать, аранжировать и как-либо иначе перерабатывать;

воспроизводить, распространять, импортировать;

обнародовать в любой форме;

защищать от любого посягательства или искажения, которое способно как-либо навредить чести и достоинству автора.

В связи с тем, что авторское право возникает именно в момент создания произведения и по своей сути не нуждается в дополнительном обозначении, все же его можно зарегистрировать. Например, в Роспатенте, в Российском авторском обществе либо в любой другой аналогичной организации.

Для многих компаний весьма остро стоит вопрос о взаимодействии авторского права, патентного права и прав на торговую марку. Зачастую искаженное воспроизведение того или иного товарного знака может вызвать ассоциации с известным брендом и негативно повлиять на его репутацию. При защите авторских прав в подобной ситуации именно депонирование станет неоспоримым доказательством того, что на момент регистрации данный объект авторского и смежного права уже существовал в объективном виде.

Гражданский кодекс РФ (ст. 1242-1244) регламентирует такое понятие, как коллективное управление авторскими и смежными правами. Оно включает в себя определенный порядок реализации данных прав через систему организаций по управлению вышеуказанными правами на коллективной основе и, как правило, применяется в ситуациях, когда в индивидуальном порядке затруднено осуществление авторских и смежных прав авторами, исполнителями или их правопреемниками. В таких случаях закон позволяет использовать произведения без согласия их авторов или владельцев прав, но с обязательной выплатой положенного вознаграждения.

Нарушение авторских и смежных прав

Законом предусмотрен ряд ситуаций, когда допускается использование в личных целях произведений без сопутствующего согласия автора и выплаты авторского вознаграждения. Исключение составляют лишь предусмотренные ст.26 Федерального закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» случаи. Речь идет о воспроизведении баз данных, программного обеспечения, некоторых произведений архитектуры, репродуцирования нотных текстов и книг.

Охрана авторских и смежных прав регулируется не только Гражданским и Уголовным кодексами РФ, но регламентирована и Кодексом об административных правонарушениях РФ, а также рядом иных нормативно-правовых актов российского законодательства. Степень наказания напрямую зависит от тяжести деяния и степени вины.

Так, использование произведения без указания авторства, под своим именем, для собственного обогащения или получения иной выгоды – это прямое нарушение авторских и смежных прав. Уголовное право рассматривает данное правонарушение в ст. 146 УК РФ.

В отношении лиц, использующих какое-либо произведение в личных целях, законом установлены штрафные санкции до 200 тысяч рублей. В некоторых случаях ответственность наступает в виде обязательных работ и даже ареста. Более строгое наказание понесут лица, незаконно распространяющие в особо крупном размере копии произведения для личного обогащения. Им грозит не только 500 тысяч рублей штрафных санкций, но и лишение свободы сроком до 6 лет.

Сегодня авторские патентные и смежные права являются чрезвычайно актуальной темой. Защита авторских и смежных прав осуществляется, как правило, в досудебном порядке или через суд. С грамотно выстроенной линией защиты обладатель авторских прав может гарантированно рассчитывать на пресечение действий нарушителя, восстановления ситуации до нарушения своих прав, обнародования судебного решения и, конечно же, возмещение убытков.

Сергей Воронин, адвокат и управляющий партнер ООО «Правовое решение»

Защита авторских и смежных прав (3)

Главная > Закон >Государство и право

Глава 1. Авторское право в современном гражданском законодательстве РФ

§1. Понятие авторских и смежных прав………………………………….……. 5

§2. Субъекты и объекты авторских прав…………………………………. ….11

Глава 2. Защита авторских и смежных прав

§1. Понятие и общая характеристика защиты авторских прав………….……15

§2. Гражданско-правовые способы защиты авторских и смежных прав……20

§3. Авторский договор и его значение…………………………………………30

Список использованной литературы…………………. ………………………34

В соответствии с Федеральным законом от 18.12.2006 N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» 1 была принята часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), которая включает один раздел VII «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации», состоящий из 9 глав. Данная часть Гражданского кодекса вступила в действие с 1 января 2008 года.

С принятием части четвертой ГК РФ произошла кодификация (включение всех законодательных норм по интеллектуальной собственности в ГК с одновременной отменой шести действующих специальных законов в этой области) правовых норм, регулирующих порядок использования в гражданском обороте и охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

Четвертая часть Гражданского кодекса Российской Федерации текстуально в значительной части повторяет положения уже действующих законодательных актов по вопросам интеллектуальной собственности, в том числе положения Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах».

Соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности является одним из главных показателей развития общества. Но эти правила в настоящее время часто нарушаются. Одним из самых распространенных правонарушений в сфере авторского права и смежных прав является воспроизведение контрафактных экземпляров произведений, а также фонограмм и их незаконная реализация. Все большую угрозу правообладателям представляет незаконное размещение произведений и фонограмм в телекоммуникационных сетях, в частности в сети Интернет и сети сотовой связи.

Объекты авторского права и (или) смежных прав не могут приносить правообладателям прибыль, а государству — налоговые отчисления, если не обеспечивается специальная правовая охрана таких объектов со стороны государственных органов. На это обращено внимание в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.06.2006 N 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах» (далее — Постановление N 15).

Основной целью курсовой работы является исследование новой правовой базы в области авторского права.

В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Дать определение понятию, рассмотреть субъекты и объекты авторского права.

2. Раскрыть сущность авторского договора.

3. Охарактеризовать меры гражданско-правовой защиты авторских прав.

Глава 1. Авторское право в современном гражданском законодательстве России.

§1. Понятие авторских и смежных прав

Авторские права – это интеллектуальные права на произведение науки, литературы и искусства.

Под авторским правом понимаются права, возникающие у автора, а в некоторых случаях и у других лиц (соавторов), при создании им произведения. Впервые положения об авторском праве в России получили своё отражение в Цензурном уставе 1828г. В главе «О сочинителях и издателях», а в 1877г. нормы об авторском праве были предусмотрены в части первой Свода законов Российской империи. Первый социальный закон в сфере авторского права был принят 20 марта 1911г. и назывался «Положение об авторском праве». Этот закон как по содержанию, так и по форме был на голову выше актов западноевропейских государств, что говорит о высоком профессиональном уровне российских цивилистов того времени. 11 июня 1964 г. Был разработан и принят Гражданский кодекс РСФСР, в который были включены всего лишь отдельные разделы об авторском праве, положения которых предусматривали 15-летний срок действия авторского права после смерти автора. 27 мая 1973г. СССР стал членом Всемирной конвенции об авторском праве. 3 августа 1993г. он был признан недействующим. Именно с этого числа вступил в законную силу ФЗ «Об авторском праве и смежных правах». 2

В настоящее время, авторское право регулируется и защищается частью четвертой ГК РФ. В соответствии со ст. 1255 ГК РФ, к авторским правам относятся:

исключительное право на произведение – право на результат интеллектуальной деятельности;

право авторства – право признаваться автором произведения;

право автора на имя – право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под псевдонимом или анонимно.

право на неприкосновенность произведения – недопустимость внесения изменений в произведение без согласия автора;

право на обнародование произведения – право сделать произведение доступным для всеобщего сведения путём опубликования, публичного показа, исполнения и т.д.

В некоторых случаях, также предусмотренных Кодексом, к авторским правам ещё относятся право на вознаграждение, на отзыв, право следования, доступа к произведениям изобразительного искусства. Автором результата интеллектуальной деятельности признаётся гражданин, творческим трудом которого был создан этот результат. Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внёсшие личного творческого вклада создание такого результата, в том числе оказавшие его автору техническое, консультативное, организационное или материальное содействие или помощь, либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением таких работ. Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен. Права на результат интеллектуальной деятельности, созданный совместным творческим трудом двух или более граждан (соавторство), принадлежит соавторам совместно. Авторские права – это имущественные и личные неимущественные права.

Смежные права – это права на результаты исполнительской деятельности. Смежные права не носят самостоятельного и независимого характера, поскольку в большинстве случаев они неотделимы от процесса создания и использования первоначального авторского произведения либо объекта смежных прав. Вместе с тем они могут существовать независимо от авторских прав, например, когда автор неизвестен или произведение вообще не охраняется авторским правом. Также возможен и пограничный случай, то есть когда исполнитель делает акцент на определённых сторонах авторского произведения, проигнорированных самим автором, придавая ему дополнительную ценность. Что же касается смежных прав производителей фонограмм и организаций эфирного и кабельного вещания, то здесь безусловным критерием выделения их в отдельные виды смежных прав, по мнению большинства учёных-цивилистов, является технический, вспомогательный, посреднический характер деятельности указанных субъектов по доведению произведений до широкой публики. 3 То есть, если авторская деятельность – это творческая деятельность, то смежные права имеют исполнители и распространители.

К смежным правам относятся:

право на исполнение – исключительное право на исполнение, право признаваться автором исполнения, право на указание своего имени на экземплярах фонограммы, право на неприкосновенность исполнения, т.е. защиту исполнения от всякого искажения;

право на фонограмму – исключительное право изготовителя на фонограмму, право на указание своего имени на экземплярах, право на защиту фонограммы от искажения при её использовании, право на обнародование фонограммы;

право организаций эфирного и кабельного вещания – право использовать сообщение в эфир любыми не противоречащими закону способами;

право изготовителя базы данных – право извлекать из базы данных материалы и использовать их в любой форме и любыми способами, п также право на указание своего имени на экземплярах.

право публикатора на произведение науки , литературы и искусства – исключительное право на обнародование, право на указание своего имени на экземплярах.

Исполнителям в отношении их исполнений или постановок принадлежат исключительные смежные права: личные неимущественные — право на имя, право на защиту исполнения или постановки; имущественные — право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки. Обладатель смежных прав вправе использовать результат своей деятельности по своему усмотрению любым законным способом. Он может разрешить или запретить другим использование такого результата, однако отсутствие запрета не считается согласием. Смежные права возникают в силу факта создания результата интеллектуальной деятельности. Исполнитель имеет исключительное право использовать и разрешать использовать исполнение путем воспроизведения. Это право он может передать по договору производителю фонограммы либо организации эфирного или кабельного вещания. В таком случае договор производителя фонограммы либо организации эфирного или кабельного вещания с исполнителем должен устанавливать объем переданных прав. При этом следует учитывать, что прямо не переданные по договору права исполнителя считаются непреданными. Режиссер-постановщик спектакля приравнивается к исполнителю. 4

Права исполнителя, как и права вещательных организаций, действуют в течение 50 лет после первого исполнения, постановки или передачи в эфир. Исключение составляют право на имя и на защиту исполнения от всякого искажения либо иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя. Эти права охраняются бессрочно.

Наряду с обладателями таких прав, ими могут воспользоваться и их правопреемники, в том числе наследники. 5

Соблюдение правил в сфере интеллектуальной собственности является одним из главных показателей развития общества. Принятые с 1992 по 2004 год законы об авторском праве и смежных правах способствовали тому, что произведения науки, литературы и искусства, а также объекты смежных прав стали выгодными объектами гражданского оборота. Одновременно законодательством определен баланс прав авторов и интересов общества, в частности, в области образования, научных исследований и доступа к информации. 6

Таким образом, критерием разграничения авторских и смежных прав служит характер деятельности соответствующих субъектов. Деятельность автора является творческой, так как она направлена на создание нового произведения, а деятельность исполнителей, производителей фонограмм, организаций эфирного или кабельного вешания характеризуется оригинальностью, выраженной в уникальности способов и приёмов, мастерства тех или иных субъектов, с помощью которых авторские произведения становятся доступными для массового восприятия публикой. 7

Объекты авторского права и (или) смежных прав не могут приносить правообладателям прибыль, а государству налоги, если они не обеспечиваются специальной правовой охраной со стороны государственных органов.

В связи с этим к одной из важных задач в деятельности судов общей юрисдикции относится защита интеллектуальной собственности, составной частью которой являются авторское право и смежные права. Особую роль в этом играет правоприменительная практика, которая является реальным механизмом защиты этих прав. 8

§2. Субъекты и объекты авторского права

Публикации

Защита авторских прав в интернет-среде

Кирилл Никитин, Старший юрист

Никитин_эж-Юрист_Защита авторских прав в интернет среде_12.2016

Федеральный закон от 02.07.2013 № 187-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях», получивший неофициальное название «Антипиратский закон», вступил в силу 1 августа 2013 года.

«Антипиратский закон» определил порядок ограничения доступа к информационным ресурсам, посредством которых осуществляется распространение аудиовизуальных произведений с нарушением интеллектуальных прав правообладателей.

Отныне правообладатель в случае обнаружения в информационно-телекоммуникационных сетях фильмов или информации, необходимой для их получения с использованием таких сетей, которые распространяются без его разрешения или иного законного основания, вправе обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такие фильмы или информацию, на основании вступившего в силу судебного акта.

Предусмотрена возможность досудебного урегулирования претензий правообладателей. Так, если оператор связи в добровольном порядке исполнил требование правообладателя об удалении спорного контента, он освобождается от ответственности перед правообладателем.

В случае если в досудебном порядке не удается достичь соглашения, правообладатель вправе обратиться за защитой своих прав в судебном порядке. При этом на время судебного разбирательства доступ к сайту блокируется.

Законом № 187-ФЗ также предусмотрена возможность вечной блокировки интернет-сайта: с момента вступления указанного Закона в силу суд вправе принять решение о постоянном ограничении доступа к интернет-сайту, на котором неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.

В дальнейшем в связи с принятием Федерального закона от 24.11.2014 № 364-ФЗ Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.11.2014 № 364-ФЗ действие «Антипиратского закона» распространено практически на все объекты авторских прав, кроме фотографий.

Интересно отметить, что с момента принятия «Антипиратского закона» существенно возросло число исков со стороны правообладателей о нарушении авторских прав. В качестве одного из самых ярких примеров можно привести дело по иску издательства «Эксмо» о «пожизненной» блокировке торрент-трекера rutracker.org. Как видно из материалов дела, причиной «пожизненной» блокировки стали книги писателей А. Громова и Д. Донцовой, неправомерно размещенные на интернет-ресурсе.

Таким образом, «Антипиратский закон» предоставляет авторам и иным законным правообладателем широкий перечень инструментов по защите своих прав прежде всего в сети Интернет.

Управление правами на коллективной основе

Особым субъектом авторского права являются организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами.

Как установлено положениями ст. 1242 ГК РФ, авторы, исполнители, изготовители фонограмм и иные обладатели авторских и смежных прав в случаях, когда осуществление их прав в индивидуальном порядке затруднено или когда допускается использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения, могут создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые в соответствии с полномочиями, предоставленными им правообладателями, возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе (организации по управлению правами на коллективной основе).

Создание таких организаций не препятствует осуществлению представительства обладателей авторских и смежных прав другими юридическими лицами и гражданами.

Организации по управлению правами на коллективной основе могут создаваться для управления правами, относящимися к одному или нескольким видам объектов авторских и смежных прав, для управления одним или несколькими видами таких прав в отношении определенных способов использования соответствующих объектов либо для управления любыми авторскими и (или) смежными правами.

Интересно отметить методику работы подобных организаций. Зачастую в подтверждение факта использования объектов авторских и смежных прав истец предъявляет аудио- или видеозапись, сделанную им во время концерта, который он посетил в качестве рядового зрителя. При этом деятельность указанных организаций вызывает множество вопросов как со стороны пользователей, так и, как ни парадоксально, со стороны авторов произведений, чьи права подобные организации призваны защищать.

В частности, с момента появления подобных организаций в разы возросло количество исков, подаваемых ими от имени авторов. При этом если раньше большинство подобных исков судами удовлетворялось, то в последнее время намечается иная тенденция, направленная на защиту прав прежде всего добросовестных пользователей.

Так, в рамках рассмотрения Судом по интеллектуальным правам прецедентного дела № А40-25230/13 суд разрешил магазинам не платить зарубежным исполнителям за музыку. Речь идет о композициях, которые были записаны до 26 мая 2003 года. Такое решение российский Суд по интеллектуальным правам принял по итогам рассмотрения иска Всероссийской организации интеллектуальной собственности к ретейлеру. Заявитель требовал от ответчика компенсировать 500 тыс. руб. за публичное исполнение 11 фонограмм западных исполнителей в сети магазинов. Как видно из материалов дела, поводом для обращения с исковым заявлением послужили факты публичного исполнения фонограмм различных зарубежных исполнителей в торговом центре ответчика.

Спорные объекты интеллектуальных прав, правообладателями которых являются иностранные физические и/или юридические лица, в силу ст. 1321 ГК РФ не подлежат правовой охране на территории РФ, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами. Положения Международной конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (заключена в г. Риме 26.10.1961) (далее – Римская конвенция), применимой к спорным правоотношениям, обратной силы не имеют. Согласно ч. 2 ст. 20 Римской конвенции ни одно договаривающееся государство не обязано применять положения данной конвенции к исполнениям или передачам в эфир, которые имели место, или фонограммам, которые были записаны до вступления данной конвенции в силу в отношении этого государства.

Как установлено ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, за исключением случаев, прямо предусмотренных соответствующим актом.

С учетом изложенного Суд по интеллектуальным правам указал, что Римская конвенция не имеет обратной силы. Таким образом, на территории РФ охраняются лишь те исполнения и записи фонограмм, которые имели место после 26.05.2003.

При этом истцом не было предоставлено каких-либо доказательств, подтверждающих введение спорных объектов в гражданский оборот на территории РФ после указанной даты. Кроме того, истец в принципе не доказал наличия у него права на подачу подобного иска от имени правообладателей соответствующих произведений.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 19.06.2006 № 15, истец должен подтвердить факт принадлежности ему авторского права и (или) смежных прав или права на их защиту, а также факт использования данных прав ответчиком. Однако истцом указанные факты подтверждены не были.

Как следует из вышеизложенного, основное бремя защиты авторских прав в сети Интернет лежит на информационных посредниках, в то время как конечные пользователи остаются совершенно в тени, хотя они в принципе и определяют основной спрос на контрафактный контент; вполне очевидно, что, если исключить из пиратского сайта контрафактный контент, такой сайт гарантированно перестанет существовать (1.

В заключении необходимо отметить, что при регулировании такой стратегической сферы, как авторские права в сети Интернет, необходимо соблюдать баланс интересов правообладателей, владельцев интернет-сайтов, провайдеров хостинга, операторов связи, а также конечных, то есть обычных пользователей, непосредственно использующих произведения.

1. Еременко В.И. Совершенствование законодательства в сфере защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях // Законодательство и экономика. 2015. № 8.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • ЗАКОН РФ от 09.07.93 N 5351-I «ОБ АВТОРСКОМ ПРАВЕ И СМЕЖНЫХ ПРАВАХ»
  • «Российская газета», N 147, 03,08,93,
  • «Ведомости СНД и ВС РФ», 12.08.1993, N 32, ст. 1242,
  • «Собрание законодательства РФ», 1995, N 30, ст. 2866

Статья 49. Защита авторских и смежных прав

1. Обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя:

1) признания прав;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушению;

3) возмещения убытков, включая упущенную выгоду;

4) взыскания дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения авторских и смежных прав, вместо возмещения убытков;

5) выплаты компенсации в сумме от 10 до 50 000 минимальных размеров оплаты труда, устанавливаемых законодательством Российской Федерации, определяемой по усмотрению суда или арбитражного суда, вместо возмещения убытков или взыскания дохода;

6) принятия иных предусмотренных законодательными актами мер, связанных с защитой их прав.

Указанные в подпунктах 3, 4, 5 настоящего пункта меры применяются по выбору обладателя авторских и смежных прав.

2. Помимо возмещения убытков, взыскания дохода или выплаты компенсации в твердой сумме, суд или арбитражный суд за нарушение авторских или смежных прав взыскивает штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной судом в пользу истца. Сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке в соответствующие бюджеты.

3. За защитой своего права обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе обратиться в установленном порядке в суд, арбитражный суд или третейский суд в соответствии с их компетенцией.

4. Суд или арбитражный суд может вынести решение о конфискации контрафактных экземпляров произведения или фонограммы, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения.

Контрафактные экземпляры произведения или фонограммы могут быть переданы обладателю авторских или смежных прав по его требованию.

Не востребованные обладателем авторских и смежных прав контрафактные экземпляры произведения и фонограммы, а также материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, по решению суда подлежат уничтожению.

Защита авторских прав в российском законодательстве

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 29.02.2016 2016-02-29

Статья просмотрена: 1680 раз

Библиографическое описание:

Назайкин И. А. Защита авторских прав в российском законодательстве // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 506-508. — URL https://moluch.ru/archive/109/26437/ (дата обращения: 04.11.2018).

В современном мире в связи с бурным развитием интеллектуальной собственности большое значение приобретает исследование общественных отношений, возникающих в сфере интеллектуальной собственности, защиты авторских и смежных прав.

Формирование рыночных отношений в России, а также устойчивая тенденция развития мировых интеграционных процессов в социально-экономической и правовой сферах делают одним из основных аспектов международного экономического и правового сотрудничества уголовно-правовую охрану интеллектуальной собственности, в частности, защиту от преступных посягательств авторских и смежных прав.

В отечественной юридической науке проблемам совершенствования законодательства в области защиты авторских и смежных прав с давних пор делалось большое внимание, так как их исследование имело важное практическое значение, способствовало выработке оптимальных направлений и эффективных средств борьбы с нарушениями в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Необходимость совершенствования российского законодательства в области защиты авторских и смежных прав вызвана различными предпосылками. Определяющие из них лежат в социально-экономической, политической и правовой сферах. Авторские и смежные права органически взаимосвязаны, взаимообусловлены, и обособление, расчленение тех и других возможно лишь в абстракции, так как в действительности они существуют неотделимо друг от друга, последнее обусловливает возможность рассматривать их слитно.

В принятой в 2006 г. и вводимой в действие с 1 января 2008 г. части IV Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), регулирующей правовые отношения в сфере интеллектуальной собственности, нашел выражение новый подход к сложному и неоднозначному понятию правового регулирования отношений по поводу интеллектуальной собственности [4].

В целом, охране авторства посвящена часть IV Гражданского кодекса РФ, в которой содержится огромное количество статей, предусматривающих особенности реализации авторских прав, их защиты и ответственности за неправомерное использование результатов авторства.

Целый ряд новелл, не известных ранее разрозненным законам в сфере интеллектуальной деятельности позволяет говорить о части четвертой ГК РФ как о новом нормативном акте, благодаря которому на новых началах регулируются отношения в сфере интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации результатов творческой деятельности.

Следует отметить, что в часть IV ГК РФ включены новые правовые институты в сфере авторских и смежных прав требующие своей уголовно-правовой охраны. В частности, впервые в российское законодательство включена охрана исключительного права изготовителя базы данных. Также впервые предусмотрена охрана исключительного смежного права граждан, впервые обнародовавших произведения литературы, науки или искусства (так называемые исключительные права публикатора — § 6 Гл. 71 ГК РФ).

Ст. 1253 ГК РФ, посвященная ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение исключительных прав, стала новеллой российского законодательства и санкции, предусмотренные в ней, делают данную статью похожей на уголовно-правовую норму. В соответствии с данной статьей, так же как и со ст. 146, 180 УК РФ возможно прекращение деятельности юридического лица и индивидуального предпринимателя по приговору суда общей юрисдикции (Положения ст. 1253 ГК РФ корреспондирует абз. 3, п. 2 ст. 61 ГК РФ) [5].

Согласно действующему законодательству, защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Защита гражданских прав в административном порядке осуществляется лишь в случаях, предусмотренных законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть оспорено в суде [1].

Важно учесть, что в целях доказывания факта нарушения авторства необходимо одновременное наличие двух обстоятельств:

  1. факта использования произведения каким-либо способом, в том числе совершения в отношении произведения одного из видов действий, предусмотренных статьей 1270 ГК РФ;
  2. отсутствия у лица, осуществляющего использование произведения, договора с правообладателем (или предшествующим лицензиатом).

За различные случаи нарушений авторских прав законодательством установлена ответственность:

  1. гражданско-правовая — заключается в предъявлении к нарушителю требований, предусмотренныхГражданским кодексом РФ, в частности, статьями 12, 1250–1253 и 1301.
  2. административная — установлена ст. 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения — «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» [2].
  3. уголовная — ст. 146 УК РФ «Нарушение авторских и смежных прав» [3]. Здесь основным квалифицирующим признаком будет причинение крупного ущерба правообладателю авторского права.

Понятие «защита авторских прав» следует отграничивать от смежных понятий: «охрана прав» и «гражданско-правовая ответственность». Охрана авторских прав — более широкий и комплексный институт, включающий в себя разнообразные механизмы, используемые правопорядком для оптимизации условий гражданского оборота, в том числе меры экономического, административно-управленческого и уголовно-репрессивного характера.

Защита авторских прав возможна в трех формах: административной, судебной и в виде самозащиты. Представляется, что судебный порядок является приоритетным.

Защита авторских прав осуществляется с помощью специальных способов, установленных в ГК РФ (ст. 12 ГК РФ). Их можно разделить на две группы в соответствии с формой, в которой они реализуются, юрисдикционной или неюрисдикционной. Юрисдикционная форма осуществляется в рамках деятельности уполномоченных государством органов, наделённых специальными полномочиями по защите нарушенных прав граждан. В рамках неюрисдикционной формы права защищаются субъектами прав самостоятельно, в зависимости от возможностей, которыми они располагают, действиями фактического или юридического характера. Виды таких действий можно разделить на две группы: действия, связанные с самозащитой права, и меры оперативного характера.

Представляется весьма актуальным приведение отечественного законодательства в части защиты авторских прав в соответствие с принятыми международными обязательствами и произошедшими в связи с этим изменениями в гражданском законодательстве принципиально возможно в двух основных формах:

  1. Путем создания, изменения или отмены норм уголовного права.
  2. Применяя бланкетную формулы, т. е. путем создания нормы права, объективированной по крайней мере в двух частичных источниках.

Указанные положения должны базироваться на следующих основных принципах политики в области защиты авторских и смежных прав:

 принцип конституционных гарантий соблюдения прав и защиты объектов интеллектуальной собственности;

 принцип выполнения международных обязательств в области охраны интеллектуальной собственности;

 принцип защиты национальной безопасности;

 принцип превалирования системы государственного регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности;

 принцип постоянной пропаганды правовых знаний в области защиты прав интеллектуальной собственности [5].

Помимо вышесказанного необходимо отметить, что перспективные направления правовой политики, находящие свое выражение и закрепление в законе, часто зависят от многих иных обстоятельств, основным из которых является соотношение уголовного законодательства с другими отраслями действующего российского законодательства [4].

От тщательной проработки и глубины исследованных проблем по согласованию российского законодательства, создания единого подхода к применению инкорпорированных норм права, зависит эффективность механизма имплементации норм международного права на внутригосударственном уровне. Основанное на инкорпорации норм международного права российское уголовное законодательство должно пройти через этап унификации дефиниций в области сотрудничества государств по противодействию преступности в интеллектуальной сфере.

Помимо внедрения общих международных стандартов в области защиты прав интеллектуальной собственности охрана авторских и смежных прав может быть обеспечена: путем введения условий о взаимной охране; путем заключения двухсторонних соглашений; путем участия в многосторонних международных конвенциях. В любом случае наилучшие условия для обеспечения охраны авторских и смежных прав создаются в условиях участия страны в международной универсальной системе охраны прав интеллектуальной собственности [5].

Таким образом, существующее в Российской Федерации законодательство в области нарушения прав интеллектуальной собственности в сфере информационно-электронных технологий охватывает лишь часть имеющихся или возможных нарушений, поэтому следует считать оправданным мнение различных авторов, согласно которому в данной области общественных отношений следует применять единообразные нормы с учетом судебной практики различных стран.

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) // СЗ РФ — 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1 (с изм. и доп.).
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 16.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 25.07.2015)
  4. Босхолов С. С. Основы уголовной политики: Конституционный, криминологический, уголовно-правовой и информационный аспекты. — 2-е изд., перераб. — М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2014.
  5. Глоба Н. С., Кантер Д. А. Некоторые направления совершенствования уголовного законодательства в области защиты авторских и смежных прав. // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2010. № 602. С. 30–40.

Еще по теме:

  • Гпк основания для отмены заочного решения Гпк основания для отмены заочного решения Заявление об отмене заочного решения рассматривается в судебном заседании. О судебном заседании, в ходе которого рассматривается заявление об […]
  • Увольнение при недостаче по статье Увольнение за недостачу Расторжение контракта на основании утраты доверия допустимо с лицами, которые непосредственно должны были обслуживать ценности (денежные, товарные) – принимать на […]
  • Страхование по каско в рассрочку Рассрочка по КАСКО. Всегда ли это выгодно? КАСКО – один из самых дорогостоящих видов добровольного страхования. И чтобы сделать его более доступным и привлекательным для клиента, правила […]
  • Сроки лицензии на страховую деятельность Сроки лицензии на страховую деятельность Услуги страхования – это виды финансовой деятельности, которые могут предоставляться, только при условии получения страховой компанией лицензии на […]
  • Договор возмещения затрат на теплоснабжение Договор возмещения коммунальных услуг (Мандрюков А.) Дата размещения статьи: 06.10.2015 В ходе проведения проверок соблюдения установленного порядка предоставления имущества, […]
  • Приватизация земельного участка для пенсионеров Приватизация земельного участка для пенсионеров М ногие наши пенсионеры задаются вопросом, могут ли они получить бесплатно земельный участок. По общему правилу, действующему в настоящее […]
  • Страхование как экономическая категория лекция Страхование как экономическая категория лекция 1.1. Экономическая сущность и значение страхования. 4-6 1.2. Функции страхования. 7-8 1.3. Отрасли страхования. 8-17 1.3.1.Социальное […]
  • Субсидии на улучшение жилищных условий молодых семей Жилищная субсидия молодым семьям По статистике, немногие люди знают о том, что молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предполагаются безвозмездные государственные […]