Законопроект по новому гк рф

Проект изменений в ГК: обсуждение поправок

В Госдуме РФ продолжается рассмотрение проекта Федерального закона «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты РФ»

Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по финансовым рынкам Владислав Резник предложил пакет поправок в законопроект о внесении изменений в ГК РФ, который сейчас готовится для принятия во втором чтении. Предложения направлены на приведение проекта кодекса в соответствие с действующим профильным законодательством.

В частности, предлагаемые поправки касаются регулирования отношений, возникающих из договоров займа, и приводят соответствующие статьи новой редакции ГК РФ в соответствие с ранее принятым законом, предусматривающим возможность досрочного возвращения гражданином суммы займа при условии того, что проценты за пользование им начисляются только до дня фактического возврата суммы.

Ряд поправок, предложенных Резником, предусматривает приведение статей ГК РФ в соответствие с Федеральным законом от 27 июня 2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (НПС) в части регулирования взаимоотношений между банком и клиентами в случае утраты банковской карты или списания средств без согласия клиента. Согласно закону в таких случаях клиент обязан проинформировать банк не позднее чем через день после получения уведомления о совершенной операции. С этого момента банк несет ответственность за несанкционированное списание средств и обязан возместить клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента.

Кроме того, Резник предлагает исключить из законопроекта изменения, регулирующие такие виды банковских счетов, как «корреспондентский счет» и «карточный счет», поскольку использование данных видов платежей полностью урегулировано профильным законодательством.

Также законопроектом предусмотрено внесение изменений в статьи ГК РФ, касающиеся защиты авторских прав. В частности, эти изменения направлены на создание условий для выплаты авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений вознаграждений за свободное использование их произведений исключительно в личных целях, осуществляемое с использованием услуг связи. Поправки предусматривают определение источника средств, за счет которых авторам и исполнителям аудиовизуальных произведений должно выплачиваться это вознаграждение. Предлагается дополнить перечень лиц, обязанных отчислять средства для выплаты вознаграждений операторами связи. По мнению Резника, принятие данной поправки позволит более эффективно обеспечивать защиту прав авторов и исполнителей.

Напомним, законопроект «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса РФ, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят Госдумой в первом чтении 27 апреля. В ходе подготовки документа ко второму чтению продолжается его обсуждение. Соответствующие предложения от всех заинтересованных сторон Комитет Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, как ранее сообщалось, будет принимать до 25 мая. В Госдуме предполагают, что только на данном этапе к законопроекту может быть предложено более тысячи поправок.

Новости по теме

Опрос ИА «ГАРАНТ»

Как вы думаете, поправки в ГК РФ носят революционный для гражданского права России характер или это просто корректировка действующего законодательства, продиктованная временем?

Поправки в ГК РФ — это
революционное изменение
в российском законодательстве

Поправки были вызваны необходимостью
привести ГК РФ в соответствие со временем

Эффективность поправок покажет их
практическое применение

По мнению участников опроса, проведенного ИА «ГАРАНТ», всего 14% респондентов считают поправки в ГК РФ революционным изменением в российском законодательстве, 27% опрошенных полагают, что поправки вызваны необходимостью привести ГК РФ в соответствие со временем. Большинство же проголосовавших — 59% — уверены, что эффективность вносимых поправок покажет их практическое применение.

К сведению

  • Ознакомиться с проектом новой редакции ГК можно одним из следующих способов: перейти по ссылкам из комментариев юристов как из текста и справки самого ГК, так и из Досье на проект федерального закона N 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации», либо задать в Базовом поиске контекст «проект поправок в гк», «проект изменений в гк» или «новый ГК».
  • Работа над поправками ГК РФ началась в июле 2008 года после принятия Указа Президента РФ «О совершенствовании Гражданского кодекса РФ», в ноябре 2010 года был опубликован первый свод поправок.
  • Согласованный вариант законопроекта был обнародован в начале февраля 2012 года, а в начале апреля он был внесен на рассмотрение в Госдуму.
  • В конце апреля Госдума РФ приняла в первом чтении президентский законопроект «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  • Документ предусматривает внесение в Гражданский кодекс более 900 поправок. Изложено в новой редакции, дополнено и изменено будет в общей сложности порядка 461 статьи, что составляет 30% содержания кодекса.
  • Действующий Гражданский кодекс РФ не раз изменялся. Например, ч.I изменялась 53 раза, во II часть внесена 41 правка, ч.III дополнялась и уточнялась семь раз, а IV часть — шесть раз. В общей сложности в Гражданский кодекс с 1996 по 2011 год изменения вносились 107 раз.

Изменение Гражданского кодекса РФ с 4 августа 2018 года

4 августа 2018 года вступила в силу новая редакция Гражданского кодекса РФ. Законодатели урегулировали правила признания построек самовольными, а также уточнили порядок их сноса в целях защиты прав добросовестных собственников. Также уточняется понятие «личный закон юридического лица».

Редакцию Гражданского кодекса РФ с 4 августа 2018 года изменили сразу два новых закона, вступивших в силу в день официального опубликования:

  1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 292-ФЗ «О внесении изменения в статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»;
  2. Федеральный закон от 03.08.2018 № 339-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и статью 22 Федерального закона «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»».

Законодатели добавили в текст ГК РФ упоминание о Федеральном законе «О международных компаниях», а также уточнили понятие «самовольная постройка», ограничили правила принятия решений об их сносе, а также защитили права добросовестных собственников строений, которые могли не знать о существовании ограничений на строительство на принадлежащем им земельном участке.

Личный закон юридического лица

Изменилась редакция статьи 1202 части третьей Гражданского кодекса РФ, которая определяет понятие «личный закон юридического лица». Законодатели добавили в ее пункт 1 слова: «и Федеральным законом «О международных компаниях»». Таким образом, теперь личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»» и Федеральным законом «О международных компаниях». Это понятие служит для того, чтобы, в частности, определять:

  • статус организации в качестве юридического лица;
  • организационно-правовую форму юридического лица;
  • требования к наименованию юридического лица;
  • вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства;
  • содержание правоспособности юридического лица;
  • порядок приобретения юридическим лицом гражданских прав и принятия на себя гражданских обязанностей;
  • внутренние отношения, в том числе отношения юридического лица с его участниками;
  • способность юридического лица отвечать по своим обязательствам;
  • вопросы ответственности учредителей (участников) юридического лица по его обязательствам.

Понятие «самовольная постройка»

В соответствии с новой редакцией статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой теперь признается:

Здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Пунктом 2 этой же статьи 222 ГК РФ предусмотрено, что использование самовольной постройки не допускается. Она подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными:

  • правилами землепользования и застройки;
  • документацией по планировке территории;
  • обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом.

Это должен выполнить собственник самостроя за свой счет, либо лицо, в собственности (пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании) которого находится земельный участок, на котором расположена самовольная постройка. Если снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления, то это происходит, в том числе, и за его счет.

Правила сноса самовольных построек

По нормам нового пункта 3.1 статьи 222 ГК РФ, решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями может принять:

  • суд;
  • орган местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории) исключительно в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 ГК РФ.

Такими случаями, в частности, признаются следующие.

  • Возведение самостроя на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, при условии, что в отношении самовольной постройки нет разрешения на строительство.
  • Границы особой зоны и (или) необходимость наличия разрешения на строительство установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства самовольной постройки.

При этом срок для сноса самовольной постройки устанавливается с учетом характера самовольной постройки, но не может составлять менее чем 3 месяца и более чем 12 месяцев. Также теперь предусмотрен срок для приведения самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями. Он также устанавливается с учетом характера самостроя, но не может составлять менее чем 6 месяцев и более чем 3 года.

Органы местного самоуправления не могут принимать решение о сносе самовольной постройки в следующих случаях:

  • в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом;
  • по постройкам, в отношении которых ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе;
  • в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.

Исключение составляют ситуации, когда сохранение таких построек создает угрозу жизни и здоровью граждан.

По нормам новой редакции статьи 263 ГК РФ , последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определены в статье 222 ГК РФ.

Изъятие земельных участков

Новая редакция статьи 285 ГК РФ предусматривает, что изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства РФ, происходит в том числе, если такой земельный участок используется собственником или арендатором с нарушением требований законодательства Российской Федерации, в частности:

  • не по целевому назначению;
  • использование земельного участка приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде;
  • на земельном участке возведена или создана самовольная постройка и ее собственниками не выполнены предусмотренные законом обязанности по ее сносу или приведению в соответствие с установленными требованиями.

То есть если владелец самостоя отказался его сносить, у него теперь могут изъять земельный участок на законных основаниях.

Обзор законопроектов

19 октября 2018 года

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

В целях усиления контроля за своевременным и полным привлечением сил и средств пожаротушения, предусмотренных сводным планом тушения лесных пожаров на территории субъекта РФ, предлагается штрафовать должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за невыполнение мероприятий, определенных в сводном плане.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Законопроект разработан в целях введения обязательного страхования гражданской ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу перевозимых ими пассажиров.

Для этого предлагается действие Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» распространить на легковое такси. В случае перевозок пассажиров легковым такси договор обязательного страхования должен заключаться с перевозчиком в отношении каждого транспортного средства, на которое выдано разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее — разрешение).

Разработчиками проекта планируется внести изменения в Федеральный закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дополнив его положением, предусматривающим, что после выдачи разрешения юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны представить в уполномоченный орган копию договора обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в отношении транспортного средства, указанного в разрешении. До заключения договора обязательного страхования юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не вправе осуществлять деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.

Кроме того, на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, возлагается обязанность при причинении вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров сообщать потерпевшим и (или) их родственникам сведения о страховщике, с которым ими заключен договор обязательного страхования, его филиалах и представительствах (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона, адрес официального сайта в сети Интернет, режим работы), в которые следует обращаться за разъяснением условий обязательного страхования и возмещением вреда.

Правительство РФ предлагает дополнить Земельный кодекс РФ главой, предусматривающей регулирование вопросов, связанных с установлением, определением и изменением видов разрешенного использования земельных участков.

Закрепляется, что вид или виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются соответствующими регламентами использования территории: градостроительным регламентом, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, расположенных на землях лесного фонда, положением об особо охраняемой природной территории.

Планируется разрешенное использование земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, являющихся сельскохозяйственными угодьями, устанавливать и изменять в порядке, определяемом законом субъекта РФ.

Предусматривается ряд случаев, когда разрешенное использование земельного участка устанавливается не регламентом использования земель, а документацией по планировке территории.

Также проектом определяется, что могут устанавливаться основные и вспомогательные виды разрешенного использования.

При этом закрепляется ряд случаев, при которых использование земельных участков допускается вне зависимости от установленных видов разрешенного использования и категории земель (например, ликвидация чрезвычайных ситуаций).

Инициаторами проекта подготовлены корреспондирующие изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» в части внесения в ЕГРН сведений о видах разрешенного использования земельных участков.

Кроме того, предлагается уточнить положения Федерального закона «Об охране окружающей среды» в части вопросов, касающихся гражданского оборота земельных участков, расположенных в границах второго и третьего поясов округа санитарной (горно-санитарной) охраны.

Рассматриваемый законопроект направлен на совершенствование ипотечного кредитования.

Так, предлагается разрешить включать права требования, обеспеченные залогом прав требования участника долевого строительства по договору участия в долевом строительстве, в ипотечное покрытие облигаций.

Для снижения рисков в отношении облигаций, в ипотечное покрытие которых будут включаться права требования дольщиков, предусматриваются следующие ограничения:

— доля кредитов с залогом прав по договорам долевого участия в строительстве не может превышать 40% размера ипотечного покрытия;

— отношение долга по кредиту к денежной оценке прав требования участника долевого строительства по договору участия в долевом строительстве не должно превышать 80%;

— запрет залогодателю без согласия залогодержателя на замену предмета залога, на отказ в одностороннем порядке от исполнения договора участия в долевом строительстве, а также передачу по нему права.

Как полагают разработчики законопроекта, данные изменения позволят банкам увеличить объемы ипотечного кредитования и снизить ставки по нему.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Проект разработан Правительством РФ в целях недопущения снижения привлекательности для граждан с невысокими доходами механизма формирования пенсионных прав.

Так, предлагается для лиц, принявших решение о формировании пенсионных прав путем добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, исчислять минимальный размер страховых взносов исходя из однократной величины МРОТ.

Также уточняются порядок исчисления и сроки уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, а также порядок исчисления размера страховых взносов, подлежащих уплате в случае вступления в правоотношения (прекращения правоотношений) по обязательному пенсионному страхованию в течение расчетного периода.

Проект Закона разработан во исполнение Постановления Конституционного Суда РФ от 16.0.2018 N 11-П, которым положение ч. 4 с. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой его предписания в силу неопределенности их нормативного содержания допускают в системе действующего правового регулирования различный подход к установлению ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров членам семей умерших инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, если при жизни кормильцев эта выплата им не предоставлялась.

В связи с этим подготовлена новая редакция ст. 14 указанного Закона, уточняющая категории граждан, имеющих право на назначение ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в случае смерти кормильца.

Одновременно разработчиками законопроекта предлагается сохранить за семьями, которым ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров была назначена ранее, право на получение данной выплаты на условиях, установленных действующей редакцией ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (без учета подготовленных изменений), до наступления оснований прекращения этой выплаты в соответствии с законодательством РФ.

Законопроект подготовлен в целях эффективной реализации и стимулирования применения физическими лицами норм, предусматривающих возможность безналогового перевода иностранных активов в Российскую Федерацию.

Предусматривается, что уголовная ответственность не наступает за деяния, связанные с неуплатой или неполной уплатой сумм налога в результате невключения прибыли контролируемой иностранной компании в налоговую базу контролирующего лица, совершенные в 2016 — 2018 гг., в случае, если контролирующим лицом является физическое лицо и ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате совершения преступления, возмещен в полном объеме.

В целях создания равных условий налогообложения для российских производителей табачной продукции и ее импортеров разработчиками законопроекта предлагается распространить действие п. 9 ст. 194 Налогового кодекса РФ в части повышающего коэффициента для исчисления акцизов, действующего в настоящее время для производителей табачной продукции на территории РФ, также и на импортеров данной подакцизной продукции.

Повышающий коэффициент планируется применять в случаях, если общий объем ввезенных (в т.ч. ввезенных в РФ с территорий государств — членов ЕАЭС) за налоговый период подакцизных товаров превышает среднемесячный совокупный показатель их реализации за предыдущий календарный год. Закрепляется порядок определения среднемесячного совокупного объема ввезенных на территорию РФ подакцизных товаров.

В целях создания более благоприятных экономических и финансовых условий функционирования субъектов малого предпринимательства и снижения налоговой нагрузки на малый бизнес, в частности, на индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, законопроектом предлагается:

— включить животноводство и растениеводство, а также услуги в данных областях в перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения;

— наделить субъектов РФ правом объединять виды предпринимательской деятельности в области животноводства и растениеводства, включая услуги в этих видах деятельности, в отношении которых может применяться патентная система налогообложения, в единый патент с установлением единого потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

Законопроект разработан в целях повышения инвестиционной привлекательности паев паевых инвестиционных фондов, а также совершенствования ряда регулятивных процессов, связанных с управлением паевыми инвестиционными фондами.

Планируется внести изменения в отдельные законодательные акты РФ, регулирующие вопросы управления паевыми инвестиционными фондами, закрепив нормы, в соответствии с которыми новые требования к правилам доверительного управления паевым инвестиционными фондами устанавливаются Банком России, а не Правительством РФ.

Кроме того, предлагается установить возможность осуществления выплаты текущего дохода по паям паевого инвестиционного фонда, а также выделения активов, составляющих паевой инвестиционный фонд, инвестиционные паи которого ограничены в обороте, в натуре при погашении пая.

БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА

Правительством РФ предлагается дополнить перечень операций, подлежащих обязательному контролю, операциями по получению наличных денежных средств с использованием платежных карт иностранных банков. При этом обязательному контролю будут подлежать только операции, совершаемые с использованием платежных карт, эмитированных иностранными банками, расположенными в иностранных государствах (на территориях) по перечню, определяемому приказом Росфинмониторинга.

ПРАВОСУДИЕ

Законопроект подготовлен с целью закрепления порядка неоднократного продления меры пресечения в виде содержания обвиняемого под стражей для ознакомления с материалами уголовного дела после истечения предельного срока содержания под стражей.

Предлагается внести изменения, предписывающие следователю в ходатайстве о продлении срока содержания под стражей указывать конкретные, фактические обстоятельства, подтверждающие необходимость дальнейшего применения в отношении обвиняемого меры пресечения в виде содержания под стражей в период его ознакомления с материалами уголовного дела.

Одновременно вводится положение, согласно которому в постановлении суда о продлении срока содержания обвиняемого под стражей должна указываться конкретная дата, до которой продлевается такой срок, при этом продление указанного срока допускается каждый раз не более чем на 3 месяца.

ВНЕСЕННЫЕ ЗАКОНОПРОЕКТЫ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ

«Криптореформа» Гражданского кодекса: эксперты оценили новые поправки

Павел Крашенинников сообщил, что в Гражданском кодексе предлагается закрепить несколько базовых положений, которые позволят регулировать рынок новых объектов экономических отношений, таки[ как «токены», «криптовалюты» и прочие. Это делается для того, чтобы обеспечить правовые условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде (так называемые «смарт-контракты») и предоставить защиту гражданам и юридическим лицам по таким сделкам.

«Без закрепления базовых понятий в гражданском законодательстве будет невозможно регулировать рынок «цифровых объектов» и принимать специальные законы в сфере «цифровой экономики», развитие которой происходит очень быстрыми темпами», – отметил Крашенинников.

Цифровое право

О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации

Авторы: Павел Крашенинников и Вячеслав Володин

Дата внесения: 26 марта 2018 года

Так, законопроект вводит в Гражданский кодекс понятие «цифровое право». Под ним предлагается совокупность электронных данных, которая удостоверяет права на такие объекты гражданских прав, как вещи, иное имущество, результаты работ, оказание услуг и исключительные права. Оборот «цифровых прав» осуществляется только посредством внесения записей в информационную систему. «Под определение «цифрового права» будет подпадать существующий на данный момент термин «токен». Изначально он обозначает устройство для идентификации, а сейчас стал использоваться в IT-лексиконе для обозначения шифров, владение которыми дает определенные возможности в сети», – говорится в пояснительной записке.

Чтобы это понятие заработало, понадобится законодательно закрепить такой критерий, как существование этого права в информационной системе, отвечающей признакам децентрализованной информационной системы («распределенный реестр»).

Создание цифровых прав, сфера их использования и особенности оборота будут определяться отдельными законами, разрабатываемыми с участием Центробанка, Минфина и Минэкономразвития.

«В ГК вводятся ряд определений, в том числе «цифровое право» – права на объекты гражданских прав, установленные совокупностью электронных данных в блокчейне, к которому у лица есть уникальный доступ. То есть фактически это – токен в блокчейне, который обеспечивает какие-либо права собственнику пароля. При этом сделки с «цифровыми правами» должны осуществляться в той же форме, что и с обеспечиваемыми правами. То есть, если токен обеспечивает право на недвижимость, ее нужно регистрировать в установленном порядке», – поясняет Игорь Судец, член Экспертного совета Госдумы по цифровой экономике и блокчейн-технологиям.

Цифровые деньги

Законопроект также вводит понятие «цифровые деньги» (в обиходе «криптовалюта») и закрепляет главное правило: законным средством платежа они не являются. «В перспективе цифровые деньги смогут использоваться в качестве платежного средства, но только в случаях и на условиях, которые будут устанавливаться в законодательстве», – подчеркивает Крашенинников.

Для описания того, как будет осуществляться оборот цифровых денег, правила о цифровых правах будут применяться к цифровым деньгам. Это означает, что в информационной системе должны существовать записи об обладателях цифровых денег, и с помощью записи должен фиксироваться момент перехода цифровых денег от одного лица к другому. Однако это станет возможным лишь тогда, когда будет техническая возможность принудительного совершения записи о новом обладателе прав на данный момент, отмечают авторы поправок.

«Цифровые деньги» – это фактически те же токены, созданные «майнерами», только не удостоверяющие никакое право. Сначала может показаться, что в законопроекте написано, что это не деньги. Но в нем достаточно либеральный подход. Да, это не деньги, – такой подход противоречил бы Конституции, –они не обязательны к приему, но могут использоваться как средство платежа в описанных законом случаях. Будем надеяться, что такие случаи будут перечислены в законе».

Игорь Судец, член Экспертного совета Госдумы по цифровой экономике и блокчейн-технологиям

Форма договора

Для облегчения совершения сделок с цифровыми правами законопроект совершенствует правила гражданского законодательства о форме сделок, в том числе договоров.

Так, выражение лицом своей воли с помощью электронных или других аналогичных технических средств будет приравнено к простой письменной форме сделки. Это закладывает основу для заключения того, что в обиходе называют «смарт-контрактом», но также позволит упростить совершение целого ряда односторонних сделок, уверены законотворцы. Игорь Судец подчеркивает, что возможность соблюдения простой письменной формы сделки в блокчейне «дает ряд свобод для его дальнейшего внедрения».

«Это изменение будет отвечать не только вызовам цифровой эпохи, но и чаяниям большого количества участников гражданского оборота», – говорится в пояснительной записке.

Оспаривание сделки

Для целей исполнения сделок с цифровыми правами вводится правило, что факт совершенного компьютерной программой исполнения сделки не оспаривается. Это будет действовать во всех случаях, за исключением вмешательства в действие программы.

Так, после идентификации пользователей в системе дальнейшее их поведение подчиняется алгоритму компьютерной программы, организующей сеть. Лицо, покупающее то или иное цифровое право, получит его автоматически при наступлении указанных в пользовательском соглашении обстоятельств.

«К примеру, некое лицо является обладателем цифрового права на бокс с алмазами, имеющий индивидуализирующий его номер и хранящийся у профессионального хранителя. В информационной системе сделка с таким объектом будет исполнена «автоматически» – у продавца будет списано цифровое право, а у покупателя деньги, и оспорить эти списания по общему правилу будет нельзя», – пояснил Крашенинников.

Легализация Big Data

Законопроект также решает вопрос о легализации сбора и обработки значительных массивов обезличенной информации (в обиходе «big data»). Для этого в ГК вводится конструкция договора об оказании услуг по предоставлению информации и расширяется понятие базы данных – «совокупность данных и сведений». При этом закрепляется, что согласно интересам сторон сделки договором может предусматриваться обязанность не совершать действия, в результате которых передаваемая информация может быть раскрыта третьим лицам.

Принятие законопроекта позволит закрепить базовые нормы для регулирования оборота цифровых прав и цифровых денег, для совершения и исполнения сделок с ними, а также позволит решить целый ряд других задач. Так, будет обеспечена судебная защита прав граждан и юридических лиц, возникающих в отношениях цифровой экономики. Кроме того, будут устранены существующие сегодня риски для использования цифровых объектов в целях вывода активов в нерегулируемую цифровую среду для легализации доходов, полученных преступным путем, или для увода из-под обращения взыскания при банкротстве, либо для финансирования терроризма, уверены авторы инициативы.

Несомненно, закрепляя базовые понятия в сфере цифровой экономики, законопроект закладывает правовую основу для нового этапа развития нашего государства.

Павел Крашенинников, председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству

Володин и Крашенинников подчеркивают – предлагаемые ими поправки в случае принятия не будут иметь обратной силы.

«Законопроект не решает всех поставленных Президентом в перечне поручений задач, однако он создает базовые условия для дальнейшего регулирования отрасли», – отмечает Судец. Он ожидает, что проект Федерального закона «О цифровых финансовых активах», внесенный депутатом Анатолием Аксаковым на прошлой неделе, будет доработан ко второму чтению с учетом инициативы Крашенинникова и Володина.

«Законопроект наводит лексический порядок в фундаментальной статье 128 ГК, консолидируя бездокументарные ценные бумаги, безналичные деньги и цифровые права в единую категорию имущественных прав», – отмечает Михаил Успенский из Taxology. Он похвалил авторов инициативы, которые устранили главную, на его взгляд, проблему: некорректное понимание сущности токена в законопроекте Аксакова. «Токен должен удостоверять право на уже существующие объекты гражданского оборота. Однако авторы не спешат, поэтому предлагают устанавливать такие случаи непосредственно в законе», – пояснил эксперт.

Абсолютно правильным и корректным представляется подход к определению понятия «блокчейн». Требования к децентрализованной информационной системе («распределенный реестр») должны определяться в отдельном акте, а не в Гражданском кодексе. Возможно, даже не требуется их закрепление в федеральном законе, достаточно будет соответствующего приказа Минсвязи.

Михаил Успенский, партнер Taxology

Успенский также выразил надежду, что разработчикам двух противопоставленных друг другу законопроектах удастся найти «компромиссное решение», несмотря на то, что подход к некоторым вопросам в них существенно различается, оба они содержат уникальные положения. Так, законопроект «О цифровых финансовых активах» содержит способ борьбы с ICO-мошенниками, а инициатива Крашенинникова и Володина «с юридической точки зрения прописана более умело и в большей степени соответствует традициям отечественной цивилистики».

Ознакомиться с текстом законопроекта № 424632-7 «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» можно здесь.

Facebook создал новое правило, которое запрещает рекламировать бинарные опционы, ICO и криптовалюты, потому что они часто бывают связаны с мошенничеством.

«Мы хотим, чтобы люди продолжали открывать и узнавать о новых продуктах и услугах через рекламные объявления в Facebook, не опасаясь мошенничества или обмана. Тем не менее существует множество компаний, которые рекламируют бинарные опции, ICO и криптосервисы, которые в настоящее время не работают добросовестно», – сказал Лезерн.

Он признал, что будет сложно удалить все нарушающие новое правило объявления. Помочь в этом руководству соцсети смогут сами пользователи. Для того, чтобы сообщить администрации, что реклама нарушает правила Facebook, можно нажать на верхний правый угол объявления.

Еще осенью прошлого года Владимир Путин поручил правительству и Центробанку подготовить законопроект, который бы регламентировал отношения вокруг цифровых финансовых активов. А на первом пленарном заседании Госдумы в 2018 году ее спикер Вячеслав Володин подтвердил приоритетность этой задачи для своих коллег.

В РФ изначально существовали два основных подхода к решению этого вопроса, считает юрист ЮФ VEGAS LEX Кирилл Никитин: «Назовем их условно «разрешительный» и «запретительный». К сторонникам первой группы эксперт относит Центральный банк. Еще в мае 2017 года ЦБ предложил идентифицировать криптовалюты как цифровой товар, который нужно обложить налогом. Осенью того же года Минфин России разъяснил, что с дохода от операций с биткоинами надо платить НДФЛ, добавляет старший партнер “Интеллект-С” Роман Речкин. Но уже в начале этого года другой орган исполнительной власти – Роструд – прямо указал, что криптовалюты можно не указывать при декларировании чиновниками своих доходов.

В то же время позиция «силового» блока госорганов вполне однозначная и неизменная, констатирует Никитин. По его мнению, правоохранительные ведомства хотят установить тотальный запрет на операции с криптовалютой и ввести ответственность даже за ее майнинг. В подтверждение своих слов юрист приводит факт возбуждения уголовного дела против трех граждан Костромы, которые занимались обменом биткоинов. Задержанным инкриминировали совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 172 УК («Незаконная банковская деятельность, совершенная организованной группой в особо крупном размере»).

Первый конкретный проект регулирования криптовалют представил именно Минфин. Документ формулирует понятия, связанные с криптовалютой, а также регламентирует отношения на всех этапах манипуляций с ней. В ведомстве планируют, что новеллы вступят в силу уже осенью этого года.

Как Минфин предлагает регулировать криптовалюту*

Закон вводит понятие «цифровой финансовый актив», к которому относятся криптовалюта и токены. Но они не будут считаться законными средствами платежа в РФ. Авторы документа рассматривают криптовалюту как электронную вещь. К примеру, как амуниция персонажа в компьютерной онлайн-игре. То есть эти активы можно обменивать и покупать, но нельзя ими расплачиваться.

В России должны появиться операторы обмена цифровых финансовых активов (далее – оператор). Речь идет об организациях, которые будут обменивать криптовалюту между собой, на рубли или иностранную валюту. Такие услуги смогут оказывать только профессиональные участники рынка ценных бумаг или организации, у которых есть лицензия биржи или торговой системы.

Информация о количестве криптовалюты будет храниться в цифровом кошельке, который открывается оператором после прохождения всех процедур идентификации владельца. Подобное правило идентично процедуре открытия электронного кошелька в любой платежной системе.

Майнинг рассматривается как предпринимательская деятельность, которой могут заниматься только ИП и юрлица, а результаты майнинга будут облагаться налогом. Но как определять налоговую базу в таких отношениях, пока неизвестно.

Документ ограничивает приобретение токенов в рамках одного выпуска суммой в 50 000 руб. для неквалифицированных инвесторов. Если вы хотите приобрести больше токенов, то вам придется обратиться к квалифицированным инвесторам.

Сама процедура выпуска токенов (ICO) описана почти как полноценный публичный выпуск акций. Тот, кто хочет провести ее, должен будет составить оферту на покупку токенов, инвестиционный меморандум и правила ведения реестра цифровых транзакций (именно в нем закрепляется право собственности на имущество).

*Криптовалюта – это новый цифровой актив, который выпускают («майнят») компьютеры по всему миру. За такой валютой не стоит государство, но люди верят в ее покупательную способность, поэтому ее курс растет.

Блокчейн – это база данных, которая хранит информацию о сделках в виде «одна сделка связана с другой». Надежность базы обеспечивается тем, что сведения нельзя подделать и они записываются одновременно сотнями тысяч компьютеров по всему миру.

Токен («монета») – это нечто вроде «акции»: актив, который инвестор получает в обмен на вложения в какой-либо проект. ICO – это предложение инвестировать в проект. Если он станет успешным и популярным, токены вырастут в цене.

Смарт-контракт – договор в виде программы с автоматическим исполнением. Например, если оплата за партию производится после доставки в порт, то датчики на коробках с товарами могут передать сигнал о прибытии в пункт назначения, и деньги продавцу будут переведены автоматически.

Квалифицированный инвестор – это тот, кто имеет высшее экономическое образование или ценные бумаги на сумму не меньше 6 млн руб., или определенный опыт работы в организации, которая занималась ценными бумагами либо деривативами. Другие варианты требований перечислены в законе о рынке ценных бумаг.

Однако Банк России инициативу коллег из Минфина воспринял скептически. Регулятор считает, что обменивать стоит только криптовалюту российского происхождения. В противном случае это может привести к «легализации сомнительных транзакций». В Минэкономразвития тоже высказались против некоторых положений проекта. По словам представителя МЭР, в документе Минфина «не проведены различия между виртуальной и национальной валютой, электронными деньгами и цифровой валютой». Сами криптовалюты не классифицированы, а их определения «не отражают технологическую и правовую сущность этих явлений».

Параллельно с Минфином свой проект опубликовала и Минкомсвязь. Ведомство предлагает сделать для майнеров (те, кто добывает криптовалюту) квоты и специальные тарифы на электричество. Их обяжут вести бухучет, а после двухлетних или пятилетних налоговых каникул – уплачивать налоги. Речь идет о налоге на прибыль для организаций, ситуация с физлицами пока неясная. Один из вариантов – освободить граждан-майнеров от налогообложения вовсе. Также могут появиться критерии по объемам привлекаемых мощностей и электроэнергии, исходя из которых майнинг признается промышленным.

Обмен криптовалют на обычные деньги предлагается проводить на специальной российской криптобирже. Лимиты для компаний и для граждан будут разными. Ограничивать продажу токенов (актив за инвестиции в разработку будущей криптовалюты) Минкомсвязь не планирует, но сделки с ними разрешены только через биржу. Налогооблагаемую базу планируется рассчитывать в момент продажи криптовалюты.

Как же все-таки классифицировать криптовалюту

Так или иначе, для того чтобы ввести правовое регулирование криптовалюты, надо сначала определиться с ее квалификацией. Иван Хаменушко, старший партнер «Пепеляев Групп», считает, что у криптовалюты преобладают черты, которые присущи деньгам: «Это договорное средство платежа или, другими словами, деньги, не являющиеся законным средством платежа в нашей стране». Но никакой иной «внутренней ценности», за исключением способности быть средством обмена, в том же биткоине нет, подчеркивает эксперт. Речкин уточняет, что по существу криптовалюта является определенным денежным правом требования, которое зафиксировано в специфической форме.

А юрист практики «Интеллектуальная собственность и информационные технологии» санкт-петербургского офиса ЮФ «Борениус» Алексей Грибанов полагает, что криптовалюта относится к новому виду имущества – цифровым объектам, на которые можно распространить режим вещного права. Георгий Пчелинцев, партнер российской практики Dentons в области ИС, ИТ и телекоммуникаций, в свою очередь, утверждает, что для криптовалюты надо выработать специальный правовой режим с учетом её специфики: «Такой режим должен обеспечить баланс между охранительной функцией госорганов и удобством легального оборота криптовалюты для рынка».

Самым перспективным вариантом Хаменушко считает квалификацию обсуждаемого института как иного финансового инструмента. Именно такую редакцию и предлагает Минфин. Подобная трактовка не противоречит наличию платежной функции криптовалюты и одновременно позволяет применять законодательство, регламентирующее операции на финансовом рынке, поясняет эксперт. Вместе с тем реализация подобного предложения невозможна без поправок в существующем законодательстве, подчеркивает юрист.

Еще по теме:

  • Личные данные ученика форма Персональные данные Уважаемые родители и сотрудники МБОУ "СОШ № 6" им. А.И.Гордиенко! 27 июля 2006 г. был принят Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» для обеспечения защиты […]
  • Грабёж статья ук рф наказание Статья 161 УК РФ: Грабеж Воры, проникающие в пустой дом, не грабят его, а «обкрадывают». Тайное хищение чужого имущества считается в уголовном праве России кражей и преследуется по ст. 158 […]
  • Договор ип с ооо шапка Договор между ООО и ИП Обновление: 20 июля 2017 г. Договор поставки ИП с ООО (образец) В предпринимательской деятельности договорные отношения между ООО и ИП возникают довольно часто. […]
  • Прозрачность судебного процесса Открытость судебной системы и гласность судопроизводства: получаем информацию Количество дел, рассматриваемых арбитражными судами и судами общей юрисдикции, возрастает от года к году. Во […]
  • Заявление на инн 2011 Оформление свидетельства ИНН для физ. лица через Интернет В Российской Федерации индивидуальный номер налогоплательщика физическим лицам стали присваивать в 1999 году, а для юридических […]
  • Экзамены пдд онлайн 2018 по билетам в гаи гибдд категории в с ком ПДД 2018 онлайн России Новые правила ПДД экзамена 2018 5 вопросов за ошибку Официальные экзаменационные билеты ПДД 2018 новые с 10 апреля 2018 категории ABM A1B1 Частные Автоинструкторы […]
  • Права матери несовершеннолетнего ребенка при разводе Все о детях до и после развода супругов Бракоразводный процесс сам по себе очень сложен, особенно если в нем принимаю участие дети супругов и стоит вопрос о разделе имущества. В редких […]
  • Служба приставов волгоград узнать задолженность УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ИНН: 3445071308 Генеральный директор: Белова Юлиана Борисовна Юридический адрес: 400001, Волгоградская область, […]