Вступление в брак психология

Мотивы вступления в брак.

Различают три мотивации на брак:
мотивация на сам факт брака. Главная движущая сила – намерение заключить брак. Порой это происходит под влиянием других при реализации лозунга «Пора!». При этом другой человек является только средством для исполнения заветного. И в общем неважно, какой именно партнер рядом. Важно, чтобы был и не возражал против заключения брака. Если такого человека поблизости нет – все силы тратятся на его поиски. Во многих случаях брак стартует именно с этой позиции, и люди, имевшие серьезную потребность в семейной самореализации, долго и счастливо, во всяком случае благополучно живут в браке. Проблемы возникают, когда впоследствии встречается человек, который способен вызвать сильное чувство. Такой вариант даже не рассматривается как психологическая измена: ведь внутренняя убежденность свидетельствует, что законный супруг был всего лишь средством;
мотивация на определенный тип брака. В этих случаях действуют более уверенные люди, они ориентируются на такого партнера, который способен осуществить их мечты, который соответствует некоему представлению о престижном варианте брачных отношений. В прежние времена для женщины признаком успешного замужества был брак с капитаном дальнего плавания, артистом, дипломатом. Для юноши – брак с дочкой известных людей, начальников. В нынешние времена символом успешного замужества является брак с иностранцем или иностранкой, богатым человеком, фотомоделью. Проблемы возникают, если сравнительные выборы могут происходить в жизни многократно: всегда можно найти кого-то еще лучше;
мотивация на определенного человека. В этом случае избранник воспринимается как конкретный реальный человек, со всеми слабостями и недостатками. Конечно, могут встретиться и лучше и красивее, но это ничего не меняет. Это был сознательный выбор с установкой на принятие определенного человека и с вытекающей отсюда личной ответственностью за свои чувства.

В первых двух мотивациях в дальнейшем могут возникнуть проблемы. Третья мотивация — лучшая.

А. Б. Добрович выделил группу неосознанных мотивов, побуждающих человека вступать в брак:
1) Обоюдное актерство, когда молодые люди играют романтические роли;
2) Общность интересов, когда совпадение интересов, общее увлечение принимают за родство душ;
3) Уязвленное самолюбие, которое побуждает достичь «заветного» любой ценой, стимулирует азарт и жажду победы через обладание «непокорным»;
4) Ловушка неполноценности, в которой сливаются воедино установка благодарности и ощущение реализации «последнего шанса»;
5) Интимная удача, когда успех в сексуальных отношениях сводится к предвосхищению хорошего брака;
6) Взаимная легкодоступность, что очень привлекает в добрачных отношениях;
7) Жалость, она же в вариантах вины, долга, воспринимается как «собственная доблесть» и позволяет играть на сцене жизни весьма благородную роль;
8) Порядочность, когда брак стимулируется мнением ближайшего окружения и ответственностью перед ним;
9) Выгода, когда человек обретает посредством такого союза пристанище, финансовое и материальное благополучие;
10) Месть, когда выбор партнера и вступление в брак совершают «назло обидчику»;
11) Боязнь одиночества, когда брачный союз выступает в роли спасения от своих проблем, от самого себя, от страха будущей жизни.
Данные мотивационные модификации могут быть осознаны, и тогда, при условии, что люди не лукавят сами с собой, намерения их серьезны, а ответственность за семейную жизнь принимается в полном объеме, есть шанс, что брак, стартовавший с этих позиций, может оказаться успешным.

Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и
основы семейного консультирования: учеб. пособие / О. А. Ка­
рабанова. М.: Гардарики, 2004.

Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений:
курс лекций / Л. Б. Шнейдер. М.: Апрель-Пресс: Изд-во
«ЭКСМО-Пресс», 2000.

Ученые назвали лучший возраст для вступления в брак

Социологи задались вопросом, действительно ли существует лучший возраст для того, чтобы создать семью. Результаты исследования, проведенного ученым из Университета Юты Николасом Вольфингером, были опубликованы в британской газете The Independent.

Вольфингер заявил, что самый низкий процент разводов наблюдается среди пар, которые вступили в брак в возрасте 28-32 лет.

Люди, которые женятся сразу после 20-ти, или уже в зрелом возрасте (после 32 лет), разводятся значительно чаще, чем те, кто женились в 28-32 года“, – именно к такому выводу пришел профессор социологии.

После публикации результатов своего исследования Вольфингер столкнулся с долей скептицизма. Так, известный британский специалист по брачной терапии Эндрю Дж. Маршалл полагает, что люди, возможно, слишком стараются продемонстрировать “идеальные отношения“. Многие стремятся найти “идеального партнера“, тратят десятки тысяч долларов на свадьбу, организованную, по большей части, для родственников и друзей, при этом до конца не осознавая, что с этим человеком ему (ей) предстоит прожить всю свою жизнь.

Желаемое выдается за действительное – если мы сделаем это в правильный день и в точности правильным способом, то мы отправимся в правильном направлении и получим правильный брак. Мы страшимся совершать ошибки“, – пояснил Маршалл.

По мнению Маршалла, лучший возраст для заключения брака наступает только тогда, когда оба партнера действительно готовы это сделать.

Мотивы вступления в брак

Психологами отмечено, что мотивы любви и секса различны по своей психологической природе. Так, желание иметь регулярный секс — это преимущественно мужской мотив, а для женщин важнее эмоциональная сторона отношений и чаще ведущим мотивом является любовь. К мотивам психологического свойства относят стремление реализовать потребность властвовать, руководить кем-то, самоутвердиться в этой роли. Желание иметь детей — очень сильный мотив вступления в брак для женщин, так как возникает он на основе природного инстинкта.
Для многих людей вступление в брак является прежде всего средством обретения материального достатка и бытового комфорта. По данным социологов, сегодня 98 % молодых женщин стремятся выйти замуж за материально обеспеченного мужчину, умеющего зарабатывать деньги. К вступлению в брак нередко подталкивают партнеров сложившиеся вынуждающие обстоятельства. Например, женитьба для того, чтобы у ожидаемого ребенка был законный отец («вынужденный брак»). Так, большинство беременностей у нерожавших женщин во всех возрастах происходит вне брака (61,7 % от всех зачатий, причем в возрасте 16-17 лет они составляют 95,6 %, а в возрасте 25-29 лет — 54,9 %). Наряду с усилением тенденции к внебрачной беремен

ности ожидание ребенка как главную причину заключения брака женихи называют в полтора раза чаще, чем невесты. Примечательно, что 40 % от общего числа опрошенных, вступивших в вынужденный брак, через пять лет после его заключения сообщили исследователям, что живут вполне счастливо. Это объясняется тем, что мужчины, регистрирующие брак при ожидании или появлении ребенка, испытывают доброе отношение к забеременевшей подруге, серьезно относятся к появлению ребенка и любят детей как таковых (эти обстоятельства играют позитивную роль для устойчивости семьи).

С. И. Голод’ на основе данных экспериментального исследования выделяет следующие мотивы вступления в брак для мужчин и женщин: любовь; общность взглядов и интересов; чувство одиночества; чувство сострадания; ожидание ребенка; случайность; материальная обеспеченность.
В результате современных исследований ранжирования мотивов выявлена удовлетворенность супругов совместной жизнью в зависимости от мотивов вступления в брак (через 2-3 года совместной жизни). Наиболее успешными и стабильными оказались браки, заключенные на основе общности интересов. Мотив любви, преобладающий у невест, занимает второе место по удачности брака. Важно, что при доминировании мотива материальной обеспеченности 100 % пар признали состояние семьи плохим. Неудовлетворительными отношения оказались и в связи с мотивами одиночества (40 %), чувства сострадания (56,2 %).
Особую группу составляют так называемые рентные мотивы: меркантильно-экономические интересы; легализация интимных отношений; желание повысить свой социальный статус; стремление освободиться из-под опеки родителей.

Л. Б. Шнейдер [10] выделяет три вида мотивации на брак. Мотивация на факт брака, связанная с самим намерением заключить брак. В этом случае партнер является лишь средством исполнения желания выйти замуж или жениться. Часто люди, имеющие потребность в семейной самореализации и вступающие в брак именно с данным видом мотивации, создают достаточно благополучную семью. Мотивация на определенный тип брака. Здесь главным является ориентация на такого партнера, который соответствует определенному образу, идеальному представлению о возможных брачных отношениях, чаще всего престижном их варианте. Мотивация на определенного человека. Данный вид мотивации связан прежде всего с установкой на безусловное принятие. Это наиболее сознательный выбор, когда избранник воспринимается реально, без идеализации, т. е. со всеми слабостями и недостатками.

Мотивы вступления в брак у мужчин и женщин

Главная > Реферат >Психология

Понятие брака, его значение в жизни человека………………..5

Мотивы вступления в брак………………………………………9

Готовность к браку. Удачный брак………………………. ….17

Каждый человек уникален и неповторим, оборотной стороной этой уникальности является фатальное одиночество. Осознание уникальности своего бытия и неповторимости личностных качеств и проявлений толкает человека к преодолению одиночества. Нужно, чтобы кто-то понял, принял его, необходимо стать кому-то нужным. Человек жаждет любить и быть любимым. Найти это он предполагает в браке.

Семья – это ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья, ее формы и функции напрямую зависят от общественных отношений в целом, а также от уровня культурного развития общества.

Первоначальную основу семейных отношений составляет брак – легитимное признание тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства и партнерства, которые сопровождаются рождением детей.

Брачно-семейные отношения формируются и развиваются как отражение многообразных и многовариантных межличностных контактов, а также системы ценностей супругов. Последние играют ключевую роль в мотивации вступления в брак. А мотивы вступления в брак в значительной мере определяют успешность будущих семейных отношений. Поэтому рассмотрение мотивов вступления в брак у мужчин и женщин является актуальным.

В психологической парадигме понимание данной проблемы нашло свое отражение в работах таких ученых-психологов, как: Голод С. И, Андреева Т. В., Шнейдер Л. Б., Добрович А. Б., Федорова Т. А., Самоукина Н.В., Шапиро Б. Ю., Волкова А. Н., Штильбанс В. И., Гозман Л. Я., Панкова Л. П., Сысенко В. А., Абалакина М. А. и другие.

Объектом реферативной работы является брак (супружеские отношения).

Предметом – мотивы вступления в брак у мужчин и женщин.

Цель работы: изучить мотивы вступления в брак у мужчин и женщин.

Для достижения цели и доказательства гипотезы выдвинуто ряд задач:

сформулировать определение брака, выявить значение брака в жизни человека;

формулировка основных мотивов вступления в брак;

определение «удачного» брака;

узнать, как же подготовиться к браку, чтобы он был удачным.

Структура работы представляет собой три главы: в первой главе рассматриваются понятия брака и его значение в жизни человека. Во второй главе – мотивы вступления в брак у мужчин и женщин. В третьей главе приведено определение «удачного брака» и представлены основные правила подготовки к браку.

Понятие брака, его значение в жизни человека

Брак представляет собой одну из важнейших сфер действия морали, выступающей наряду с правом, в качестве основного регулятора взаимоотношений супругов. Брак и семья присущи каждой общественно – экономической формации. С течением времени эти отношения изменяются, но не исчезают.

Любой брак начинается со знакомства. В прошлые века эту обязанность на себя брали родители. Брак был великим событием не только для молодых, но и для всего рода. В настоящее время проблема знакомства и последующего заключения брака – дело исключительно молодых людей. Но это не значит, что в этом нет своих недостатков, молодежь зачастую недостаточно образована в вопросах брака и семьи. Поэтому часто вступление в брак – это не до конца осознанный шаг, в результате которого возникают проблемы в семье, и статистика безжалостно констатирует большое количество разводов.

Изменившиеся моральные принципы в обществе также не укрепляют брачный союз, очень распространенным явлением стали гражданские браки, то есть браки, не зарегистрированные официально. Такие браки не предполагают ответственности супругов за будущее семьи и детей. А существующий в законе порядок заключения и прекращения брака регулирует сложные брачные отношения.

В качестве такого института брак функционирует в двух направлениях:

1. Регулирование личных половых отношений.

2. Регулирование передачи и получения наследства, правопреемства и общественного порядка, что является его более древней и изначальной функцией.

Создаваемая в браке семья сама укрепляет институт брака, наряду с нравами, регулирующими отношения собственности. К другим потенциальным факторам устойчивости брака относятся достоинство, тщеславие, рыцарский дух, долг и религиозные убеждения.

Однако, хотя браки могут одобряться или не одобряться свыше, они едва ли заключаются на небесах. Человеческая семья является явно выраженным человеческим институтом, эволюционным обретением. Брак есть общественный, а не религиозный институт. Конечно, религия должна оказывать ощутимое воздействие на брак, однако ей не следует пытаться подчинить его своему исключительному управлению и контролю.

Говоря об отношениях на уровне социальных общностей, то можно отметить, что брак и брачные отношения рассматриваются как организм, способный существовать и функционировать даже, если его составляющие (члены) находятся на большом расстоянии друг от друга, способный подчиняться закону развития, то есть облик семьи претерпевает со временем изменения: семья может перестроиться, разделиться, дать начало другой.

Брак основа и ядро семьи – это санкционированная обществом (как правило, закрепленная законодательным актом или религиозным обрядом), социально и личностно целесообразная форма половых отношений.

Существуют различные формы брака. Эндогамный брак – это брак между мужчиной и женщиной, принадлежащих к одной социальной групе. Экзогамный брак – брак между мужчиной и женщиной, принадлежащих разным социальным группам.

Другим критерием типологии браков и супружества может служить численность партнеров, вступающих в семейно-родственные отношения. По этому критерию различают моногамный брак, заключаемый между одним мужчиной и одной женщиной, и полигамный брак, состоящий из нескольких партнеров. Последний тип подразделяется на два отдельных вида: полигиния — брак одного мужчины с двумя и более женщинами, и полиандрия — брак нескольких мужчин с одной женщиной.

В современном обществе возникают «неформальные» брачные союзы: так называемая шведская семья – сожительство двух пар, периодически меняющихся партнерами; гомосексуальная семья и семья лесбиянок. Отношение в обществе к подобным экспериментам неоднозначно. Большинство людей полагают, что такие браки противоречат природе и нравственности и должны быть запрещены, другие считают их показателем свободы и толерантности (терпимости) современного общества. В одних странах (например, в Голландии) они разрешены законом и регистрируются наравне с обычными, в других члены подобных союзов подвергаются преследованию и даже подлежат тюремному заключению.

Гостевой брак. Этот термин пришел из Франции. Супруги имеют две квартиры и живут раздельно, навещая друг друга 2-3 раза в неделю: и женаты, и свободны одновременно.

Неравный брак подразумевает, что супруги различаются по какому-либо значимому признаку – общественному положению, возрасту, доходу и т. д.

Почему брак так важен? Многие испытали в жизни по два, а то и по три брака. Но идеалом брака является прожить всю жизнь с одним человеком, которому можно полностью посвятить себя. Брак обеспечивает возможность для максимального духовного роста. Очень важно сохранить взаимную преданность, чтобы вместе преодолевать все невзгоды, которые могут встретиться на пути. Совместное преодоление супругами трудностей крепит союз двух сердец. В наше время развод стал общедоступным, к нему прибегают чтобы отмахнуться от сложностей.

Дает ли брак преимущества? Он благоприятен для здоровья – как духовного, так и физического. Исследования показали, что у людей, состоящих в браке, увеличивается продолжительность жизни. По сравнению с женатыми, у одиноких мужчин в 3 раза выше вероятность смерти от алкоголизма. Замечено, что люди, состоящие в браке меньше подвержены заболеваниям, реже становятся жертвами несчастных случаев, а если и болеют, то выздоравливают быстрее.

Какова польза брака для духовного здоровья? Доказано, что люди, состоящие в браке легче преодолевают стрессовые ситуации, меньше страдают от одиночества. Неправильно было бы сказать, что брак не сопряжен с проблемами. Проблемы существуют, и их несложно заметить в своей семье или в семье друзей. Но в любом случае, если сравнить жизнь супружеских пар и людей одиноких, супруги, безусловно находятся в лучшем положении, и материально и духовно.

В конечном итоге брак несет в себе преимущества для общества. Общество одиночек проигрывает обществу, состоящему из супружеских пар. Последнее — более законопослушно, потому что каждый член семьи привык заботиться о других. Напротив, люди, вышедшие из неполных семей, более склонны к совершению преступлений. 90% тяжких преступлений совершается одинокими людьми. 75% молодых людей, находящихся в наркологических клиниках и в тюрьмах, выросли в неполных семьях. Это веское доказательство преимуществ брака и семьи. Лучший способ победить преступность, наркоманию и алкоголизм — это укрепление семьи.

Мы вступаем в брак не ради себя, а ради блага своего партнера. Выбирая будущего спутника жизни, нельзя ориентироваться лишь на привлекательную внешность или финансовое благосостояние. Люди должны жить друг ради друга, и этот же принцип применим и к браку. Не имеет значения, насколько необразован или неказист ваш будущий супруг; вступая с ним в брак, вы должны чувствовать, что будете любить его больше, чем если бы он был блестяще образован и ослепительно красив. Нам следует осознать бесценность брака, привести свою семейную жизнь в соответствие с истинной любовью и создать истинные семьи.

Мотивация вступления в брак

Интересны попытки рассмотрения «механизмов» зарождения любовных переживаний. Так, наиболее известен подход Отто Вейнингера, который полагал, что дифференциация полов, их разделение никогда не бывает совершенно законченным. Все особенности мужского пола можно найти, хотя бы и в самом слабом развитии, и у женского пола. Можно пользоваться понятиями идеального мужчины «М» и идеальной женщины «Ж» только как типичными половыми формами. «Закон полового притяжения», сформулированный О. Вейнингером, гласит: «Для соединения полов нужны совершенный мужчина «М» и совершенная женщина «Ж», хотя и разделенные в двух разных индивидуумах в совершенно различных сочетаниях». Автор этой теории полагал, что за существование института брака говорит тот факт, что наличие громадного количества промежуточных ступеней позволяет найти двух индивидуумов, наиболее подходящих друг другу (Вейнингер О., 1990, с. 12).

С.В. Ковалев полагает, что мотивация вступления в брак включает по крайней мере пять типов: любовь, духовную близость, материальный расчет, психологическое соответствие, моральные соображения. Изучение влияния брачной мотивации на удовлетворенность браком подтверждает важность двух первых мотивов. Среди тех, кто вступил в супружеский союз по любви и общности взглядов, максимальное число удовлетворенных и минимальное – неудовлетворенных. Важно единство этих двух мотивов. Разочарование семьей и браком оказалось более вероятным у тех, кто ориентировался исключительно на свои чувства без необходимой для их сохранения духовной общности супругов.

По мнению некоторых исследователей, в большом числе случаев любовь оказывается фактором, препятствующим сохранению семейного союза.

Во-первых, пишет С.В. Ковалев, в нетерпении любви мы ищем не супруга, а любимого, забывая о том, что жить нам придется не с одним этим прекрасным чувством, а с ее предметом и носителем – вполне конкретным человеком, обладающим уникальным психическим миром, образом своего «Я», темпераментом, характером и личностными особенностями, отчего слияние двух «Я» не всегда приводит к появлению одного «Мы».

Во-вторых, под романтическим покровом любви мы очень часто забываем, что, сколь бы супруги ни любили друг друга, в своей семье они просто обязаны будут выполнять обычные для каждой супружеской пары функции.

Западногерманский психолог X. Шельский утверждает, что, когда ожидание любви становится первостепенным мотивом брака, основной смысл семейной жизни с ее повседневными заботами, уходом за маленькими детьми сводится к гибели этих иллюзий, разрушению волшебства, что нередко приводит к поискам нового любовного партнера.

Таков один из вариантов пессимистического взгляда на соотношение любви и брака, содержащий в себе смешение понятий любви, влюбленности, иллюзии и потребительства как ожидания необыкновенных чувств от другого.

Другого взгляда на соотношение любви и брака придерживаются известные психотерапевты Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкий, излагая его при описании механизма «эмоциональной идентификации с семьей». Авторы рассматривают эмоциональные отношения симпатии как цементирующую силу в семейных отношениях. Они отмечают, что отношения симпатии в определенной мере нейтрализуют состояния фрустрации, возникающие в межличностных отношениях, в том числе и в семье. Легче возникает адаптация к фрустрирующим особенностям характера супруга (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В., 1990).

А.В. Петровский указывал, что степень эмоциональной близости – это особое качество настоящей семьи, и трудно представить другую группу, где подобное качество было бы в такой степени развито. Характеризуя эту сторону семейных взаимоотношений на примере родительской любви, говоря о различных и многочисленных проступках ребенка, Петровский замечает: «При этом любой проступок отнюдь не вызывает к себе бесстрастного отношения родителей. Напротив, порождает гнев, причем сплошь и рядом в весьма бурной и яростной форме. И так может продолжаться недели, месяцы. Но вот что интересно. Кумуляции зачастую не происходило. Складывается впечатление, что потоки возмущения, поступающие через пробоины корабля доверия, откачивают мощные помпы родительской любви» (Петровский А.В., 1983, с. 196-197).

Эйдемиллер и Юстицкий считают, что во многом сходным по психологической сути является действие симпатии в супружеских отношениях. И в этом отношении возникает эффект «растворения фрустрации». Отношения симпатии вызывают нарастание интереса к объекту симпатии (например, к человеку, которого любят). Следует подчеркнуть, что это интерес благожелательный, связанный со стремлением помочь, совместно радоваться или огорчаться, в свою очередь обусловливающий большую взаимную откровенность и, соответственно, нарастание эмпатии. Отсюда и значение отношений симпатии в профилактике и смягчении межличностных конфликтов в семье.

О связи любви как мотива вступления в брак и удовлетворенности браком говорит работа Н. Г. Юркевич. На выборке из 612 женщин и 365 мужчин ею были получены следующие результаты: в счастливых брачных союзах состояли женщины, из которых 75,10% вышли замуж по любви, 13,88% по симпатии, у 2,86% мотивом было стремление избавиться от одиночества, у 1,63% кратковременное увлечение. Среди неудачных браков распределение ответов следующее – по любви вышли замуж 27% женщин, по симпатии – 17%, мотив «стремление избавиться от одиночества» назвали 12,93% женщин, кратковременное увлечение – 1,63%. У остальных был иной ответ или ответа не было.

У мужчин ответы приблизительно сходные, хотя вступающих в брак по любви среди них в целом меньше: 62,80% в счастливых браках и 17,74% в неудачных, а назвавших мотивами заключения брака стремление избавиться от одиночества и легкомыслие больше (соответственно по 10,37% и 8,05% в счастливых браках и по 16,13% и 25,80% в неудачных). Среди мужчин большая доля давших иные ответы, не приведенные автором (среди неудачных браков – 25,81%).

Можно заметить, что у мужчин и женщин браки по любви оказываются наиболее счастливыми, а вступление в брак, основанное на сиюминутном желании, – наименее (Юркевич Н.Г., 1971).

В другом исследовании, проведенном спустя 30 лет, наиболее удачным при вступлении в брак оказалось сочетание любви и духовного единства. На основе полученных значимых корреляций выяснилось, что супруги, заключившие брачный союз по этим двум мотивам, были им наиболее удовлетворены (Андреева Т В., Толстова А.В., 2000).

Юркевич провела в Минске опрос 300 человек преимущественно с высшим образованием, из которых 94% считали, что в принципе брак должен заключаться по любви, – это нравственный идеал; 70% подтвердили, что сами вступили в брак по любви. Но лишь 47% назвали любовью чувство, которое они испытывали к жене (мужу) в момент, когда проводилось анкетирование.

Сопоставление данных о мнениях женщин-работниц минских предприятий об их отношении к мужу в момент заполнения анкеты с успешностью брака показало следующее. В счастливых браках к мужу испытывали любовь 63,67% женщин, симпатия и привычка составляли в их отношении меньшую долю (13,88% и 19,18%). Безразличных и испытывавших к мужу неприязнь не было. В удовлетворительных брачных союзах привычку отметили 39,43%; любовь– 32,8%, симпатию – 13,01%. Появился ответ «безразличие» – 4,47%. Не дали ответа 10,16%.

В неудачных браках превалировали привычка – 44,85% и безразличие – 33,04%. Каждая десятая женщина относится к мужу неприязненно, с любовью – 5,22%, симпатией – 1,74%.

На основе проведенных исследований автор делает следующий вывод: многие люди считают, что в браке они обходятся без любви, и следовательно, долг в обеспечении психологической установки на сохранение семьи играет весьма существенную роль (Юркевич Н.Г., 1971). Качество брака, самочувствие супругов и воспитание детей в таком случае страдают, даже если сами супруги-родители этого не хотят замечать. «Всякая настоящая семья возникает из любви и дает человеку счастье. Там, где брак заключается без любви, семья возникает лишь по внешней видимости; там, где брак не дает человеку счастья, он не выполняет своего главного назначения. Научить детей любви родители могут лишь тогда, если они сами в браке умели любить. Дать детям счастье родители могут лишь постольку, поскольку они сами нашли счастье в браке. Семья, внутренне спаянная любовью и счастьем, есть школа душевного здоровья, уравновешенного характера, творческой предприимчивости. Семья, лишенная этой здоровой центростремительности, растрачивающая свои силы на судороги взаимного отвращения, ненависти, подозрения и «семейных сцен», есть настоящий рассадник больных характеров, психопатических тяготений, неврастенической вялости и жизненного «неудачничества» (Ильин И.А., 1993).

О значении брака, в котором присутствует любовь, замечательно написал христианский писатель IV века св. Григорий Богослов в своей глубокой «моральной поэме»: «Смотри, что дает людям союз любви, «мудрый брак». Кто, как не брак, соединил море и сушу важной дорогой и объединил раздельное друг от друга?

Но есть и еще более высокое и лучшее. Благодаря браку мы являемся руками, ушами и ногами друг для друга; благодаря ему мы получаем двойную силу, к великой радости друзей и горю врагов. Общие заботы уменьшают затруднения. Общие радости становятся приятнее. Радостнее является богатство благодаря единодушию. А у небогатых единодушие радостнее богатства. Брак есть ключ, открывающий путь к чистоте и любви» (цит. по: Троицкий С, 1995, с. 56).

«Брак – чудо на земле. В мире, где все идет вразброд, брак – место, где два человека благодаря тому, что они друг друга полюбили, становятся едиными, где рознь кончается, где начинается осуществление единой жизни. Жить врозь – мучительно, тяжело, а вместе с тем – легко и привычно. Умственные интересы, вкусы расходятся, и потому очень легко сказать себе: я хочу жить тем, что меня интересует. Кто живет для прибыли, кто живет для культуры, кто ищет идеал, но я – самодовлеющая единица, мне хватает меня самого. А на самом деле от этого получается распыление общества, распыление человечества. В конечном итоге не остается ничего от того дивного, чудного единства, которое могло бы существовать между людьми. И брак, как я уже сказал, является чудом восстановления единства там, где оно не может быть восстановлено человеческими силам» (Сурожский А. 1994 с. 3-4).

Еще по теме:

  • Продажа лицензий на по ндс Как учитывается НДС при экспорте программного обеспечения в Белоруссию? Прежде всего, давайте разберемся в терминах. Экспорт возможен только в отношении товаров, т.е. весьма […]
  • 13 налога возврат 13 налога возврат Налоговый советник ъ Налоговая декларация 3-НДФЛ ( + ) Возврат подоходного налога в любом регионе России Контакты Главная > Услуги > Возврат подоходного налога […]
  • Что такое залог имущественных прав по договору Что такое залог имущественных прав по договору Автор: Удальцова Яна, риск-менеджер ООО «Риск-Консалт». У Вас есть некие имущественные права, на будущее имущество, можно ли передать данный […]
  • Военная служба по контракту вакансии тюмень Девять девушек из Тюменской области ушли служить по контракту Воинами-контрактниками в прошлом году стали 500 жителей Тюменской области. Об этом на сегодняшней пресс-конференции рассказал […]
  • Человек его права и свободы являются высшей ценностью это норма Конституционное право России Учебники для вузов 3.2.1. Человек, его права и свободы - высшая ценность Конституция РФ в ст. 2 провозглашает: «Человек, его права и свободы являются […]
  • Статья 58-10 ук рсфср Статья 58-10 ук рсфср center"> И з истории статьи 58-10 УК РСФСР Недавно в Москве в продаже появился каталог " 58-10 . Надзорные производства прокуратуры СССР по делам об антисоветской […]
  • Как правильно делать расписку Как правильно написать расписку Скажите, как правильно написать заявления в суд о долге, имеется расписка, за коммунальные счета, которые должен квартирант. подать гражданский иск. Для […]
  • Статья ук рф хранение наркотиков Статья ук рф хранение наркотиков Законодательство Российской Федерации Поправки в УК РФ, вступившие в силу с 12 мая 2004 года, существенно изменили ситуацию уголовно-правового […]