Трудовой кодекс статья 37

Статья 37 ТК РФ. Порядок ведения коллективных переговоров

Новая редакция Ст. 37 ТК РФ

Представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.

Две или более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, по решению их выборных органов могут создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (далее — единый представительный орган). Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом в его состав должен быть включен представитель каждой из первичных профсоюзных организаций, создавших единый представительный орган. Единый представительный орган имеет право направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора от имени всех работников.

Первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников организации, индивидуального предпринимателя, имеет право по решению своего выборного органа направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников без предварительного создания единого представительного органа.

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций или в совокупности первичные профсоюзные организации, пожелавшие создать единый представительный орган, не объединяют более половины работников данного работодателя, то общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой при согласии ее выборного органа поручается направить работодателю (его представителю) предложение о начале коллективных переговоров от имени всех работников. В случаях, когда такая первичная профсоюзная организация не определена или работники данного работодателя не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации, общее собрание (конференция) работников тайным голосованием может избрать из числа работников иного представителя (представительный орган) и наделить его соответствующими полномочиями.

Первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель (представительный орган) работников, наделенные правом выступить с инициативой проведения коллективных переговоров в соответствии с частями второй — четвертой настоящей статьи, обязаны одновременно с направлением работодателю (его представителю) предложения о начале указанных коллективных переговоров известить об этом все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа. Если в указанный срок данные первичные профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом направить своих представителей в состав единого представительного органа, то коллективные переговоры начинаются без их участия. При этом за первичными профсоюзными организациями, не участвующими в коллективных переговорах, в течение одного месяца со дня начала коллективных переговоров сохраняется право направить своих представителей в состав единого представительного органа. В случае, когда представителем работников на коллективных переговорах является единый представительный орган, члены указанного органа представляют сторону работников в комиссии по ведению коллективных переговоров.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, одного или нескольких субъектов Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов). При наличии на соответствующем уровне нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе единого представительного органа для ведения коллективных переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности о создании единого представительного органа для ведения коллективных переговоров право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

Стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Участники коллективных переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров, не должны разглашать полученные сведения, если эти сведения относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой и иной). Лица, разгласившие указанные сведения, привлекаются к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон, являющимися участниками указанных переговоров.

Комментарий к Статье 37 ТК РФ

Данная статья предусматривает несколько вариантов действий, которыми в зависимости от ситуации может воспользоваться первичная профсоюзная организация для инициации коллективных переговоров, а именно:

1) первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников предприятия (индивидуального предпринимателя), вправе предложить работодателю начать коллективные переговоры от имени всех работников предприятия без предварительного создания единого (по отношению к данному предприятию) представительного органа;

2) две и более первичные профсоюзные организации, объединяющие в совокупности более половины работников данного работодателя, могут создать для ведения коллективных переговоров единый представительный орган, от имени которого работодателю и направляется соответствующее предложение;

3) две и более первичные профсоюзные организации, создавшие единый представительный орган, но в совокупности не объединяющие более половины работников данного работодателя, вправе определить особым образом либо ту первичную профсоюзную организацию, от имени которой работодателю направляется предложение о начале коллективных переговоров, либо иного представителя (представительный орган) с соответствующими полномочиями.

Часть пятая статьи 37 Трудового кодекса РФ устанавливает порядок дальнейших действий представителя работников, наделенного правом инициации коллективных переговоров. Этот порядок, в частности, предполагает извещение прочих первичных профсоюзных организаций, объединяющих работников данного работодателя, о начале переговоров.

Другой комментарий к Ст. 37 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Коллективные переговоры проводятся соответствующими комиссиями, формируемыми сторонами социального партнерства на равноправной основе. О соответствующих комиссиях (см. ст. 35 ТК РФ и комментарий к ней).

2. Часть 1 комментируемой статьи определяет правомочия сторон социального партнерства по определению предмета коллективных переговоров. Перечень вопросов, являющихся предметом коллективных переговоров определяется участниками коллективных переговоров самостоятельно. При этом стороны должны учитывать общие правила разграничения полномочий по регулированию трудовых отношений между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, работодателями (см. об этом подробнее ст. ст. 6 — 9 ТК РФ и комментарий к ним).

3. Общие правила проведения коллективных переговоров установлены в ч. 9 ст. 37. Участники переговоров самостоятельно определяют сроки, место и порядок их проведения. Поскольку коллективные переговоры проводятся соответствующими комиссиями, состоящими из лиц, представляющих стороны переговоров (участников переговоров), то и указанные решения принимаются соответствующей комиссией, определяя порядок ее деятельности.

4. Части 2 — 5 комментируемой статьи устанавливают порядок определения участников коллективных переговоров, представляющих работников, при проведении переговоров на локальном уровне.

Часть 2 определяет возможные действия представителей работников при наличии нескольких первичных профсоюзных организаций (двух или более), которые в совокупности объединяют более половины работников данного работодателя. Эти организации для ведения коллективных переговоров вправе образовать единый представительный орган работников. Для создания такого органа необходимо принятие соответствующего решения выборным органом каждой из первичных профсоюзных организаций. Если какая-либо из первичных профсоюзных организаций не примет данное решение, но решения будут приняты иными профсоюзными организациями, которые в совокупности объединяют более половины работников данного работодателя, то решение о создании единого представительного органа следует считать состоявшимся. Формирование данного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза, состоящих на учете в соответствующей организации профсоюза. При этом в едином представительном органе должна быть представлена каждая профсоюзная организация, участвовавшая в создании единого представительного органа. Например, если в организации действуют две профсоюзные организации, одна из которых представляет 500 человек, а другая — 100, то в состав комиссии по ведению коллективных переговоров первая организация может направить пять человек, а вторая одного. В данном случае именно единый представительный орган может выступать инициатором проведения коллективных переговоров.

Часть 3 определяет возможные действия представителей работников при наличии первичной профсоюзной организации, которая объединяет более половины работников, занятых у соответствующего работодателя. Такая профсоюзная организация может выступить инициатором коллективных переговоров вне зависимости от наличия или отсутствия иных профсоюзных организаций.

Часть 4 применяется в том случае, когда в профсоюзные организации, действующие у конкретного работодателя, объединено не более половины работников, либо если меньшинство работников объединено в профсоюзные организации, участвовавшие в создании единого представительного органа. В данном случае решение о представительстве принимается непосредственно работниками. Для этого проводится собрание (конференция) работников, которая определяет первичную профсоюзную организацию, которая будет представлять работников в коллективных переговорах, либо избирает иного представителя. Соответствующее решение принимается на собрании (конференции) работников тайным голосованием. Поручение представления работников первичной профсоюзной организации возможно только при наличии ее согласия, выраженного в решении выборного органа. Об ином представителе работников см. ст. 31 ТК РФ и комментарий к ней.

Часть 5 устанавливает гарантии участия в коллективных переговорах представителей первичных профсоюзных организаций, которые не участвовали в инициировании коллективных переговоров. Представители работников, определенные в соответствии с ч. ч. 2 — 4 ст. 37, обязаны проинформировать о выдвижении предложения о начале коллективных переговоров все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя. Такое извещение должно быть осуществлено в письменной форме в день направления работодателю предложения о начале коллективных переговоров. Первичные профсоюзные организации, проинформированные о начале коллективных переговоров и желающие участвовать в коллективных переговорах с самого начала, должны направить своих представителей в состав единого представительного органа в течение пяти рабочих дней с момента получения извещения. Если указанный срок пропущен или данные первичные профсоюзные организации отказались от участия в коллективных переговорах, то переговоры начинают без их представителей. В любом случае за этими первичными профсоюзными организациями сохраняется право присоединиться к участию в коллективных переговорах в течение одного месяца со дня их начала. По истечении месяца в участии в переговорах им может быть отказано.

5. Часть 6 устанавливает порядок определения участников коллективных переговоров, представляющих работников, при проведении переговоров на всех остальных уровнях (федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном).

Если на соответствующем уровне действует несколько профсоюзов (объединений профсоюзов), то они также могут создать единый представительный орган. Формирование такого органа осуществляется с учетом количества членов профсоюза (профсоюзов), представляемых соответствующим профсоюзом (объединением профсоюзов); причем каждый профсоюз (объединение профсоюзов) должен быть представлен в данном органе. На практике формирование единого представительного органа на рассматриваемых уровнях зачастую осуществляется на основе пропорционального представительства.

Если договоренность о создании единого представительного органа между профсоюзами (объединениями профсоюзов) не достигнута, то право на ведение коллективных переговоров предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов). При этом не имеет значения составляет ли данное число членов профсоюза (профсоюзов) большинство работников, занятых на соответствующем уровне: правом на ведение коллективных переговоров обладает профсоюз (объединение профсоюзов), который объединяет большее количество работников по сравнению с другими профсоюзами (объединениями профсоюзов), представляющими работников на соответствующем уровне.

Трудовой кодекс не определяет сроки, в течение которых должна быть достигнута договоренность о формировании единого представительного органа. Как следствие, отсутствует указание на время, по истечении которого наиболее представительный профсоюз (объединение профсоюзов) имеет право на самостоятельное формирование представительного органа. В данном случае следует применять аналогию закона: если единый представительный орган не создан в течение пяти рабочих дней с момента извещения иных профсоюзов (объединений профсоюзов), то ведение коллективных переговоров осуществляет профсоюз, объединяющий наибольшее количество работников.

6. Части 7, 8 комментируемой статьи устанавливают обязанности сторон коллективных переговоров по обеспечению проведения переговорного процесса.

Трудовой кодекс предусматривает обязанность каждой из сторон переговоров предоставлять другой стороне (другим сторонам) имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров. Такая информация должна быть предоставлена не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса. Данный запрос необходимо составлять в письменной форме и направлять его другой стороне (сторонам) способом, позволяющим зафиксировать факт его получения другой стороной (вручение уполномоченному лицу под расписку, направление почтовой связью с уведомлением о вручении и т.п.).

При этом участники переговоров, другие лица, связанные с ведением коллективных переговоров (эксперты, специалисты, посредники), не должны разглашать полученные сведения, если они относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой или иной). О понятии государственной, служебной и коммерческой тайны (см. комментарий к ст. 57 ТК РФ).

Лица, разгласившие указанные сведения, могут быть привлечены к ответственности, установленной федеральным законом. Участники коллективных переговоров, представляющие работодателя, а также состоящие в трудовых отношениях с профсоюзом (объединением профсоюзов, профсоюзной организацией), могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (см. гл. 30 ТК РФ и комментарий к ней).

Эти и иные лица, связанные с ведением коллективных переговоров, за данное правонарушение могут быть привлечены к административной, гражданско-правовой, уголовной ответственности. Статья 13.14 КоАП предусматривает ответственность в виде административного штрафа, налагаемого на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц — от 40 до 50 минимальных размеров оплаты труда, за разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, при условии, что лицо, разгласившее информацию, получило к ней доступ в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей.

В силу ст. 139 ГК РФ к гражданско-правовой ответственности за нарушение законодательства о служебной и коммерческой тайне могут быть привлечены: во-первых, лица, получившие данную информацию незаконными методами; во-вторых, работники, разгласившие служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, и в-третьих, контрагенты, нарушающие соответствующие обязательства, принятые по гражданско-правовому договору. Лица, участвующие в коллективных переговорах, не относятся ни к одной из вышеперечисленных категорий. Исключение составляют лишь эксперты, специалисты и посредники, приглашенные работодателем и оказывающие ему соответствующие услуги на основании гражданско-правового договора, а также работники организации. Однако работники за разглашение информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, могут быть привлечены лишь к полной материальной ответственности (но ни к гражданско-правовой). Об этом см. п. 7 ст. 243 ТК РФ и комментарий к нему. Таким образом, лица, участвующие в коллективных переговорах, в настоящий момент не могут быть привлечены к гражданско-правовой ответственности, за исключением экспертов, специалистов и посредников, оказывающих работодателю соответствующие услуги на основании гражданско-правового договора.

В соответствии со ст. 183 УК РФ к уголовной ответственности за незаконные разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую тайну, может быть привлечено лицо, которому она была доверена или стала известна по службе или работе. К этим лицам из числа участников коллективных переговоров могут быть отнесены работники, получившие доступ к соответствующей информации в силу своих трудовых обязанностей вне зависимости от их участия в коллективных переговорах. Уголовная ответственность за разглашение государственной тайны предусматривается ст. 283 УК РФ.

7. Трудовой кодекс не содержит императивных норм относительно сроков проведения коллективных переговоров, осуществляя по данному вопросу лишь косвенное регулирование.

В частности, ч. 2 ст. 40 ТК РФ обязывает стороны коллективных переговоров по заключению коллективного договора по истечении трех месяцев со дня начала коллективных переговоров подписать коллективный договор на согласованных условиях. Однако подписание в данном случае коллективного договора не является основанием для прекращения переговоров, которые могут продолжаться относительно существующих разногласий.

Косвенным ограничителем срока проведения коллективных переговоров выступает также трехмесячный срок освобождения от основной работы лиц, в них участвующих (см. ст. 39 ТК РФ и комментарий к ней).

Статья 37. Прекращение трудового договора с работником, направленным по постановлению суда на принудительное лечение.

Статья 37 исключена на основании Закона N 1254-VI (1254-17) от 14.04.2009

  • Jobs.ua
  • О компании
  • Контакты
  • Информер
  • Карта сайта
  • Рубрики | Города
  • Правила сайта
  • Вопросы и ответы (FAQ)
  • Пользовательское соглашение
  • Соискателю
  • Создать резюме
  • Услуги для соискателя
  • Поиск вакансий
  • Подписка на вакансии
  • Все вакансии
  • Горячие вакансии
  • Вакансии VIP-компаний
  • Вакансии агентств
  • Работодателю
  • Добавить вакансию
  • Услуги для работодателя
  • Поиск резюме
  • Подписка на резюме
  • Все резюме
  • VIP резюме
  • В помощь HR
  • Классификатор профессий
  • Обучение
  • ВУЗы
  • Колледжи
  • Техникумы
  • Училища
  • Курсы языков
  • Повышение квалификации
  • Обучение за рубежом
  • MBA образование
  • Полезно
  • Новости компании
  • Статьи о трудоустройстве
  • Статистика по зарплатам
  • Законодательство и право
  • Должностные инструкции
  • Каталог компаний
  • Центры занятости Украины
  • Тренинги
  • Наши сайты
  • Pro-robotu.ua
  • Training.ua
  • Arendazala.com.ua
  • Srochno.ua
  • Profi.ua
  • Personal.ua
  • Ladyjob.com.ua

Все права защищены.

Администрация может не разделять точку зрения авторов информационных материалов и не несет ответственности за размещаемую пользователями информацию.

Комментарии к СТ 37 ТК РФ

Статья 37 ТК РФ. Порядок ведения коллективных переговоров

1. Правила взаимодействия представительных органов работников при проведении коллективных переговоров основаны на представлении о том, что преимущественное право на представительство интересов работников на коллективных переговорах принадлежит профсоюзу (нескольким профсоюзам), объединяющему большинство работников данного работодателя.

2. Стороны при разработке проекта коллективного договора, соглашения свободны в выборе предмета регулирования — общественных отношений (элементов трудового правоотношения), которые подлежат регламентации в соответствующих договорных актах.

Это право вытекает из положений основополагающих Конвенций МОТ о свободе объединения (Конвенции N 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948) и Конвенции N 98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949)). Комитет экспертов по применению конвенций и рекомендаций МОТ в своем докладе о свободе объединения и коллективных переговорах подчеркивает, что реализация принципа добровольности переговоров возможна в полной мере лишь при создании такой процедуры, которая позволяла бы сторонам свободно и самостоятельно прийти к соглашению, в т.ч. обсуждать все вопросы, связанные с условиями труда. Ограничение круга дискуссионных вопросов может рассматриваться как решение, несовместимое с Конвенцией МОТ N 98.

3. Свобода выбора вопросов не означает, что стороны могут вынести на обсуждение проблемы, не связанные с трудом, его организацией, условиями и т.п.

Предмет коллективных переговоров определяется с учетом цели их проведения — регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений и компетенции работодателя (см. коммент. к ст. ст. 41, 46).

4. Части 2 — 6 ст. 37 регламентируют порядок ведения переговоров при наличии на соответствующем уровне нескольких представителей работников. При этом закон исходит из того, что работники должны быть представлены одним органом и выработать единую позицию на коллективных переговорах. Кроме того, подчеркивается, что в организации должен быть заключен один (единый) коллективный договор. Соответственно, в отрасли должно действовать одно отраслевое соглашение. В создании единого представительного органа могут участвовать не все первичные профсоюзные организации, а те из них, которые добровольно решили объединиться. Единственным требованием является охват такими организациями более половины работников соответствующего работодателя.

5. При наличии в юридическом лице или у индивидуального предпринимателя двух и более первичных профсоюзных организаций любые несколько организаций, объединяющие в совокупности более половины работников, могут создать единый представительный орган. Этот орган создается исключительно в целях ведения коллективных переговоров и заключения коллективного договора.

Часть 2 комментируемой статьи предусматривает правила создания такого органа: пропорциональное представительство, обязательное включение в состав единого представительного органа представителей каждой из первичных профсоюзных организаций.

6. Единый представительный орган с момента его создания считается представителем всех работников данного работодателя и может выступить с инициативой о вступлении в коллективные переговоры для заключения или изменения единого коллективного договора. Он уравнивается в правах с первичной профсоюзной организацией, которая объединяет более половины работников.

Таким образом, законодатель формирует определенную модель, в соответствии с которой профсоюзная организация либо несколько профсоюзных организаций, объединяющих более половины работников, пользуются преимущественным правом вступления в коллективные переговоры от имени всех работников.

Предложенная законодателем модель в полной мере соответствует международным нормам и согласуется с распространенной зарубежной практикой организации коллективных переговоров. По мнению Комитета экспертов МОТ, признание за наиболее представительным профсоюзом преимущественного права на проведение коллективных переговоров не противоречит международным трудовым стандартам, в т.ч. одной из важнейших по данному вопросу Конвенции МОТ N 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948). Вместе с тем признаются желательными разработка и применение специальных процедур определения наиболее представительного профсоюза (первичной профсоюзной организации) на основе заранее определенных критериев (см.: Свобода объединения и коллективные переговоры. Издание МБТ. 1995. С. 114).

К сожалению, российское законодательство не устанавливает порядка определения наиболее представительного профсоюза. Поэтому на практике представительный профсоюз может определяться по соглашению всех действующих профсоюзов (первичных профсоюзных организаций) на основе представленных доказательств (списков членов профсоюзов, документов об уплате членских взносов, учредительных документов профсоюза и т.п.). В этом процессе может участвовать и представитель работодателя.

7. Если ни одна из действующих у работодателя первичных профсоюзных организаций (или несколько первичных профсоюзных организаций) не объединяет более половины работников, используется механизм непосредственной демократии: профсоюзная организация, которой доверяется вести коллективные переговоры и заключать коллективный договор от имени всех работников, избирается на общем собрании (конференции).

При невозможности избрать такую профсоюзную организацию работники избирают иного (непрофсоюзного) представителя (представительный орган) (см. коммент. к ст. 31).

Кодекс не определяет, кто созывает общее собрание (конференцию). Этот вопрос в соответствии с принципами социального партнерства решается по соглашению сторон. Например, возможна ситуация, когда один из профсоюзов обращается к работодателю с просьбой созвать собрание (конференцию). Однако законодателем определен способ голосования при избрании представителей работников: используется тайное голосование.

8. В том случае, когда интересы работников представляет наиболее представительная профсоюзная организация, созданный в добровольном порядке единый представительный орган или профсоюзная организация по выбору собрания (конференции) работников, обеспечивается право других профсоюзных организаций на получение информации о вступлении в коллективные переговоры с работодателем и участие в переговорах путем создания единого представительного органа (если он не был создан) или вступления в уже созданный единый представительный орган.

Таким образом, еще раз подчеркивается необходимость сотрудничества, согласования позиций и требований всех профсоюзных организаций, действующих в рамках организации, у индивидуального предпринимателя.

Это в полной мере согласуется с позицией Комитета экспертов МОТ, которые подчеркивают необходимость предоставления возможности всем профсоюзам (в том случае, когда ни один из них не объединяет более 50% работников) принять участие в коллективных переговорах (см.: Свобода объединения и коллективные переговоры. Издание МБТ. 1995. С. 113).

На процедуру создания (изменения состава) единого представительного органа отводится пять дней. Если в течение указанного срока извещенные надлежащим образом профсоюзные организации не сообщат о своем решении или ответят отказом, комиссия по ведению коллективных переговоров формируется без их участия. Однако в течение месяца со дня начала коллективных переговоров за ними сохраняется право присоединиться к коллективно-договорному процессу.

9. Такой же подход должен применяться при наличии в обособленном структурном подразделении нескольких профсоюзных организаций.

10. На уровне отрасли, региона, территории при заключении различного вида соглашений профсоюзы (объединения профсоюзов) также должны создать единый представительный орган на основе пропорционального представительства. Если профсоюзы не смогли договориться о создании такого органа, представительство интересов всех работников отрасли, территории и т.п. поручается наиболее представительному профсоюзу.

Применение этой нормы иногда вызывает определенные трудности в связи с возможностью возникновения разногласий между профсоюзами и их объединениями по поводу отнесения того или иного профсоюза к наиболее представительному. Разрешение подобных разногласий может быть осуществлено только на основе соглашения между профсоюзами; иного способа урегулирования конфликта закон пока не предусматривает. Вместе с тем в судебной практике встречаются случаи рассмотрения споров, так или иначе связанных с оценкой профсоюзных организаций, как объединяющих более половины работников данного работодателя, так и не соответствующих данному требованию. Например, Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда, рассматривая дело по кассационной жалобе Межрегионального объединения рабочих профсоюзов «Защита», настаивавшего на признании наличия коллективного трудового спора и требовавшего понудить работодателя принять участие в примирительных процедурах по разрешению коллективного трудового спора, пришла к выводу, что указанное объединение профсоюзов не является надлежащей профсоюзной организацией, которая может выдвигать требования в адрес работодателя ОАО ХК «Коломенский завод» относительно проведения коллективных переговоров, заключения или изменения коллективного договора, осуществления контроля за его исполнением от имени работников предприятия. Этот вывод основан на анализе численности первичной профсоюзной организации профсоюза машиностроителей, объединяющей более половины работающих в ОАО (3409 человек), и организации профсоюзного объединения «Защита», членами которого являются 87 человек (Определение от 01.07.2010 N 33-12897).

11. Участники коллективных переговоров должны предоставлять друг другу информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Для определения состава информации необходимо применить норму ст. 53 ТК (см. коммент. к ней). Перечень сведений, которые предоставляются работникам организации, может служить ориентиром и для определения состава информации, необходимой для ведения коллективных переговоров на других уровнях.

Необходимо иметь в виду, что Международной организацией труда принята специальная Рекомендация (Рекомендация МОТ N 129 «О связях между администрацией и трудящимися на предприятии» (1967)), уделяющая внимание предоставлению работникам информации для участия в управлении организацией и ведения коллективных переговоров.

Рекомендация указывает на цель предоставления информации — достижение взаимопонимания сторон; устанавливает принцип отбора сведений — все интересующие трудящихся вопросы, относящиеся к работе предприятия и его перспективам, а также к положению трудящихся. Наряду с этим Рекомендация содержит примерный перечень вопросов, по которым администрация должна информировать представителей работников. К ним, в частности, относятся:

— общие условия занятости, включая условия приема на работу, перевода и увольнения;

— описание обязанностей, подлежащих исполнению на различных работах, и роль конкретной работы в деятельности предприятия;

— возможности профессионального обучения и перспективы продвижения по работе на предприятии;

— общие условия труда;

— правила техники безопасности и гигиены труда и инструкции по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

— процедуры, установленные для рассмотрения жалоб, а также правила и практика, регулирующие их применение, и условия, дающие право прибегать к ним;

— социально-бытовое обслуживание персонала (медицинское обслуживание, здравоохранение, столовые, жилищные условия, условия отдыха, условия для хранения сбережений и банковское обслуживание и т.д.);

— системы социального обеспечения или социальной помощи, существующие на предприятии;

— положения государственной системы социального обеспечения, распространяющиеся на трудящихся, в силу того что они работают на предприятии;

— общее положение организации и перспективы или планы ее дальнейшего развития;

— разъяснение решений, которые могут прямо или косвенно повлиять на положение работников.

12. Участники переговоров связаны обязанностью не разглашать сведения, относящиеся к охраняемой законом тайне.

Действующее законодательство выделяет широкий круг сведений (информации), которые охраняются как тайна: государственная тайна, охрана которой предусмотрена Законом о государственной тайне; коммерческая тайна и служебная тайна, которые охраняются в соответствии с гражданским законодательством, Законом о коммерческой тайне; тайна переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ «О почтовой связи»; ст. 13 УПК РФ); налоговая тайна (ст. 102 НК РФ) и др.

Необходимо иметь в виду, что ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную, коммерческую или служебную тайну, предусмотрена в т.ч. и уголовным законодательством (ст. ст. 183, 283 УК РФ).

13. Процедура проведения коллективных переговоров за пределами тех требований, которые установлены комментируемой статьей (формирование единого представительного органа, свобода выбора вопросов для обсуждения, предоставление информации), устанавливается представителями сторон. Они определяют место и сроки проведения коллективных переговоров, порядок проведения заседаний комиссии, необходимость ведения протокола, привлечения экспертов и специалистов и т.п.

Прекращение трудового контракта по соглашению сторон (статья 37 ТК РБ)

Возможность прекратить действие трудового контракта соглашением между нанимателем и работником, предусмотренная Трудовым Кодексом, — реализация права на свободу договора. Стороны имеют право не только заключить договор, но также изменить его и расторгнуть в любое время по обоюдному желанию.

Обязательным условием является именно обоюдное желание сторон прекратить трудовые отношения. И никак иначе. При наличии возражений хотя бы от одной из сторон прекращение трудовых отношений по данным основаниям не допускается.

По соглашению сторон может быть прекращен любой трудовой договор. Однако нет правил без исключений.

По соглашению сторон (в течение 1 года или 2 лет) не может быть расторгнут контракт с молодым специалистом, направленным на работу по распределению, после окончания учебного заведения, предоставляющего получение профессионального образования.

При расторжении контракта по соглашению сторон, наниматель и работник согласовывают дату прекращения его действия и, к обоюдному удовольствию, расстаются, поскольку дата расторжения является последним рабочим днем работника на данном предприятии.

Законодательство Республики Беларусь не устанавливает специальных требований к порядку оформления факта прекращения трудовых отношений по соглашению сторон. Это может быть:

  • двустороннее соглашение, оформленное единым документом и подписанное сторонами;
  • заявление работника с просьбой о прекращении контракта по соглашению сторон с положительной резолюцией нанимателя;
  • приказ нанимателя с письменным согласием работника.

В то же время наниматель обязан выполнить все требования законодательства РБ по увольнению работника:

  • издать соответствующий приказ и ознакомить с ним работника под роспись;
  • сделать запись в трудовой книжке работника со ссылкой на статью 37 ТК РБ и выдать ее работнику в день увольнения;
  • произвести с работником полный расчет в день увольнения.

Прекращение контракта по соглашению сторон не влечет за собой обязанности нанимателя предоставлять работнику какие-либо льготы в виде денежных компенсаций, свободного дня для поиска работы и так далее.

Рассылка новостей журнала «Отдел кадров»

Подписчики этой рассылки получают уведомления о выходах новых номеров журнала, о новых запланированных прямых телефонных линиях, о выходе наших новых проектов и начале очередной подписной кампании. Средняя периодичность рассылки 2—3 раза в месяц.

Подписка на журнал

№ 4, апрель 2016

Другие
наши издания

Рубрики в номере

Увольнение по соглашению сторон: что может быть проще?

Рубрика «Расторжение трудового договора»

С.В. Кулакевич, юрист

Достигаем соглашения

В соответствии со ст. 37 Трудового кодекса Республики Беларусь трудовой договор, заключенный на неопределенный срок (п. 1 ст. 17 ТК), а также срочный трудовой договор может быть в любое время прекращен по соглашению сторон трудового договора.

С инициативой об увольнении по ст. 37 ТК могут выступать как работник, так и наниматель, при этом законодательством не предусмотрена обязательная письменная форма обращения, т.е. переговоры могут проходить и устно.

Изменение даты увольнения. Частая ошибка, которую совершают наниматели на данном этапе, — это изменение даты увольнения в одностороннем порядке.

Указанный выше приказ является незаконным, т.к. фактически дата увольнения не была согласована. Если наниматель не согласен с предлагаемой в заявлении работника датой, ему следует проставить визу «Отказать» и предложить заявителю свой вариант.

Отзыв заявления до даты увольнения. Важно помнить, что основанием для увольнения по ст. 37 ТК является соглашение сторон, т.е. согласование их волеизъявления. Соответственно, и аннулирование принятого решения об увольнении может быть только согласованным обеими сторонами. Поэтому, если, например, работник передумал расторгать договор, ему необходимо обратиться к нанимателю с предложением об аннулировании договоренности и продолжении трудовых отношений.

Данной позиции придерживается и судебная практика. Так, в п. 18 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде» (в ред. от 28.06.2012) закреплено, что судам необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. 37 ТК при достижении договоренности между работником и нанимателем на прекращение трудового договора по соглашению сторон договор прекращается в срок, определенный сторонами. Аннулирование такой договоренности может иметь место лишь при взаимном согласии нанимателя и работника.

Данный материал публикуется частично. Полностью материал можно прочитать в журнале «Отдел кадров» № 4 (183), апрель 2016 г. Воспроизведение возможно только с письменного разрешения правообладателя.

Еще по теме:

  • Судмедэкспертиза новосибирск немировича ГБУЗ Новосибирской области «Новосибирское областное бюро судебно-медицинской экспертизы» Адрес: 630087, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко, 134 Телефон: +7 […]
  • Трудовой кодекс права ребенка Право подростка на трудовую деятельность: льготы, ограничения, документы Довольно часто детские психологи советуют родителям подростков отправить их на «трудотерапию». Отправляя ребенка […]
  • Необходимая оборона ст Ук рф Статья 37 УК РФ. Необходимая оборона 1. Не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или […]
  • Гражданский кодекс статья 779-782 Статья 779. Договор возмездного оказания услуг 1. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или […]
  • Выселение пожилых людей Стариков с нищенской пенсией будут выселять из квартир Пожилые люди в скором времени лишатся всего имущества Пенсионеры в скором времени могут лишиться последнего имущества и быть […]
  • Земельный участок авито чувашия Йошкаролинку «развел» мошенник, когда она через сайт «Авито» сдавала в аренду квартиру Дистанционный «квартирант» предложил предоплату, а потом «обчистил» банковскую карту хозяйки жилья. А […]
  • Как получить выписку из егрп в другом регионе Как получить свидетельство о собственности в другом регионе? Здравствуйте. У меня на руках свидетельство о праве на наследство по закону, выданное 37 лет назад, на дом в Самарской области. […]
  • Невыплата расчета при увольнении образец заявления в инспекцию Образец заявления в прокуратуру о невыплате зарплаты при увольнении Вашему вниманию реальный образец обращения, чтобы сберечь время для приготовления к отправке. В любом обращении есть […]