Система принципов организации исполнительной власти

§ 2. Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти

Принципы – это важнейшие политико-правовые и организа­ционно-правовые основы организации и деятельности органов ис­полнительной власти.

1. Федерализм является ведущим принципом такого рода, оп­ределяющим не только построение системы исполнительных орга­нов, но и характер их взаимоотношений.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов (ст. 5 Конституции РФ). Все они – равноправные субъек­ты Федерации.

Федеративные отношения в их государственно-управленчес­ком выражении заключаются прежде всего в том, что между орга­нами исполнительной власти РФ и ее субъектов осуществляется разграничение предметов ведения и полномочий в сфере государ­ственного управления (ч. 3 ст. 11 Конституции РФ). Соответствен­но определены предметы ведения Российской Федерации: установ­ление системы, порядка организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти и их формирование; управление объектами федеральной государственной собственности; финансо­вое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; федераль­ные экономические службы; федеральные энергетические систе­мы, ядерная энергетика; федеральный транспорт, пути сообще­ния, информация и связь, деятельность в космосе; внешняя политика; оборона и безопасность, оборонное производство; защита го­сударственной границы; метеослужба, стандарты, геодезия и кар­тография; федеральная государственная служба (ст. 71 Конститу­ции РФ).

Определены также предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это обеспечение законности, правопо­рядка, общественной безопасности; разграничение государствен­ной собственности; природопользование, охрана окружающей среды; общие вопросы образования, науки и культуры; осущест­вление мер по борьбе с чрезвычайными ситуациями; администра­тивное и административно-процессуальное законодательство и др. (ст. 72 Конституции РФ).

Установлено, что вне указанных пределов ведения субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ). Так, в частности, исполнительную власть в них осуществляют образуемые ими исполнительные органы.

Принцип федерализма предполагает также возможность вза­имной передачи части полномочий, осуществляемых федеральны­ми органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации (ст. 78 Конституции РФ).

2. Законность как принцип деятельности органов исполнитель­ной власти вытекает непосредственно из подзаконности осущест­вляемой ими государственно-управленческой деятельности. Его непосредственным выражением является верховенство Конститу­ции РФ, конституций и уставов субъектов Федерации, а также законодательства РФ и ее субъектов по отношению к любым пра­вовым актам, издаваемым органами исполнительной власти; обя­занность строгого соблюдения требований законодательства на всех уровнях государственно-управленческой деятельности и каж­дым должностным лицом; обеспечение неуклонного исполнения норм законодательства в сферах деятельности, отнесенных к веде­нию соответствующих органов исполнительной власти; соблюде­ние, обеспечение реализации и защита государственно-управлен­ческими средствами прав и законных интересов всех участников управленческих отношений, установленных действующим зако­нодательством.

3. Принцип учета особенностей объектов государственно-уп­равленческой деятельности. Его значимость определяется резуль­татами процессов приватизации, развития частноправовых ин­ститутов, законодательным закреплением статуса общественных объединений, дальнейшим развитием комплекса прав и свобод граждан.

Соответственно органы исполнительной власти призваны изби­рать различные методы управляющего воздействия, используя в ограниченных пределах средства непосредственного управления, в более широком масштабе средства государственного регулирова­ния, а также различные формы взаимодействия и сотрудничества, а также координации.

Вместе с тем данный принцип лежит в основе организации сис­тем отраслевого и межотраслевого управления, использования в процессе государственно-управленческой деятельности методов централизованного и децентрализованного руководства, сочета­ния общефедеральных и территориальных (региональных) инте­ресов.

4. Принцип разумного сочетания коллегиальности и единона­чалия в организации и деятельности органов исполнительной власти обеспечивает учет коллективного мнения при решении ос­новных вопросов государственно-управленческой деятельности. С этой целью широкое развитие получает система различного рода консультативных, координационных, совещательных советов, ко­миссий, комитетов и пр., образуемых при соответствующих орга­нах исполнительной власти. При этом некоторые исполнительные органы (например, государственные комитеты) образуются в каче­стве коллегиальных. В других органах действуют коллегии (на­пример, в министерствах). В то же время единоначалие является средством обеспечения должной дисциплины, необходимой для деятельности исполнительно-распорядительного характера, а также для установления режима ответственного управления под руководством единоначального руководителя.

Коллегиальность полезна при выработке управленческих ре­шений, а единоначалие – непременный атрибут собственно госу­дарственно-управленческой деятельности.

5. Из предыдущего принципа вытекает следующий – ответст­венность органов исполнительной власти в целом и каждого госу­дарственного служащего за порученный им участок государствен­но-управленческой работы. Этот принцип закрепляется в положе­ниях о конкретных органах исполнительной власти. Так, Положе­нием о Министерстве природных ресурсов РФ на него возложена ответственность за управление государственным фондом недр, ис­пользование и управление водным фондом. Министр при этом несет персональную ответственность за выполнение руководимым им министерством возложенных на него задач.

6. Принцип гласности работы органов исполнительной власти предполагает широкое обнародование, доведение до всеобщего све­дения через средства массовой информации наиболее значимых результатов своей работы, в том числе нормативных правовых актов. Единственное ограничение связано с содержанием в назван­ных актах сведений, составляющих государственную тайну.

Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти

Принципы, на базе которых строится и функционирует система органов исполнительной власти, предопределяются современными особенностями организации государственной власти Российской Федерации, закрепленными в Конституции РФ. Тем не менее, используя конституционную базу в качестве исходной, можно рассмотреть проблему основных принципов организации и деятельности исполнительных органов государственной власти с позиций их соотношения с субъектами иных ветвей единой государственной власти, федерализма, законности, ответственности.

1. Самостоятельность органов исполнительной власти. Основополагающее значение для исполнительной власти в ее современном виде имеет то, что в соответствии со ст. 10 Конституции РФ она представляет собой оснащенную необходимыми атрибутами ветвь единой по своей государственно-правовой сути государственной власти. При этом главное, принципиальное состоит в том, что в рамках разделения властей органы исполнительной власти (равно как законодательные и судебные) самостоятельны.

2. Единство системы органов исполнительной власти. Одним из принципов современной организации и деятельности органов исполнительной власти является то, что в пределах ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов они образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции РФ). Из этого вытекает, что система органов исполнительной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. На подобной же основе формируется и аппарат федеральной исполнительной власти.

3. Федерализм в его новом качестве – несомненный принцип организации и деятельности органов исполнительной власти. Его исходная база была закрепление в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов Федерации. Как известно, федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, равноправии и самоопределении народов. Соответственно конституционно определен круг вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), включающий в себя установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти. Одновременно были определены предметы ведения, отнесенные к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72), включающие, в частности, установление общих принципов организации системы органов исполнительной власти. Вне названных пределов субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73).

Принцип федерализма выражается также в том, что вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. На территории субъектов могут создаваться территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Взаимоотношения с ними осуществляются на основе сотрудничества и координации действий.

4. Законность – один из ведущих принципов организации и деятельности органов исполнительной власти. Он исходит из Конституции РФ, федеральных законов, конституций и уставов субъектов Федерации и их законодательства (см., например, ст. 15, 76 Конституции РФ).

5. Для организации и деятельности органов исполнительной власти существенное значение имеет также принцип экономичности. Его значимость определяется тем, что механизм реализации исполнительной власти крайне многоструктурен и оснащен значительным количеством служащих, выполняющих повседневно его функции. При этом необходимо учитывать, что расходы на содержание такого механизма, будучи по своей природе непроизводительными, отягощают федеральный и региональные бюджеты, в силу чего постоянно осуществляются организационно-правовые меры по обеспечению экономии в расходовании государственных средств в сфере управления.

6. Необходимость учета особенностей управляемых объектов – принцип управления, учитывающий современные особенности сферы государственного управления, в которой наряду с государственными объектами функционирует множество негосударственных, в основном коммерческих, структур, включая частные. На этой основе в механизме реализации исполнительной власти происходит отбор различных методов управляющего воздействия (ограничение средств прямого управления, развитие начал государственного регулирования и т. п.).

7. Гласность предполагает широкое обнародование через средства массовой информации характере процесса и результатов работы органов исполнительной власти.

8. В числе действующих принципов называются также народовластие, обеспечение прав и свобод человека и гражданина, ответственность. Сущность этих принципов, равно как и социально-юридическая значимость, очевидны.

Принципы организации и деятельности органов исполнительной власти. 1100

В систему принципов построения и деятельности органов исполнительной власти входят: принцип федерализма; принцип правового регулирования органа исполнительной власти; принцип системности этих органов; принцип централизации и децентрализации функций и решения этой проблемы в самой системе; принцип профессионализма и компетенции; принцип законности; принцип гласности; принцип участия граждан в формировании органов исполнительной власти; принцип чередования функций и полномочий и передачи одной частью органов исполнительной власти другой ее части некоторых своих полномочий; принцип контроля в процессе организации и функционирования органов исполнительной власти.

Принцип федерализма – это конституционное, широкое и глубокое начало, которое во многом обусловливает характер и специфику всего организационно-правового строения современного российского государства, а не только органов исполнительной власти. «Элемент федерализма выражен в ст. 71, 72, 73, 77, 80 конституции РФ».

Принцип участия граждан в формировании (избрании) органов исполнительной власти (ст.32 Конституции РФ).

Принцип контроля в процессе организации и функционирования органов исполнительной власти. Контроль – всеобщее начало, которое пронизывает все звенья механизма исполнительной власти.

Система исполнительной власти в РФ

Вначале выделим ключевой элемент для дальнейшего анализа проблемы, а именно ч.1, 2 ст.77 Конституции. Она предусматривает четкое деление органов исполнительной власти на: 1) федеральные органы исполнительной власти; 2) органы исполнительной власти субъектов РФ.

1.Федеральные органы исполнительной власти. Они составляют ведущую и специфическую часть единой системы исполнительной власти в РФ.

Структуры федеральных органов исполнительной власти:

— Правительство РФ, Федеральные министерства;

— Федеральные комиссии России;

В связи с характеристикой структуры федеральных органов исполнительной власти, утвержденной Указом президента от 17 августа 1999 года, необходимо подчеркнуть: структура федеральных органов исполнительной власти динамична, она претерпевает изменения, обусловленные потребностями жизни, появление новых сфер и отраслей управления, их расширением, реорганизацией либо сокращением. Этот процесс будет продолжаться и дальше.

§ 3. Основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти

Принципы, на базе которых строится и функционирует система органов исполнительной власти, предопределяются современными особенностями организации государственной власти Российской Федерации, закрепленными в Конституции.

Тем не менее, используя конституционную базу в качестве исходной, можно рассмотреть проблему основных принципов организации и деятельности исполнительных органов государственной власти с позиций их соотношения с субъектами иных ветвей единой государственной власти, федерализма, законности, ответственности.

1. Самостоятельность органов исполнительной власти. Основополагающее значение для исполнительной власти в ее современном виде имеет то, что в соответствии со ст. 10 Конституции РФ она представляет собой оснащенную необходимыми атрибутами ветвь единой по своей государственно-правовой сути государственной власти. При этом главное, принципиальное состоит в том, что в рамках разделения властей органы исполнительной власти (равно как законодательные и судебные) самостоятельны. Данный принцип выражается прежде всего в том, что органы исполнительной власти не находятся в организационном подчинении у органов законодательной власти, имеют собственное функционально-компетенционное выражение, позволяющее им действовать, выражая исполнительство в качестве своей особой функции, вторжение в которую для других государственных органов недопустимо. Конечно, речь не может идти об их полной самостоятельности. Последняя относительна, ибо, с одной стороны, органы исполнительной власти на всех уровнях государственной организации Российской Федерации создаются именно для того, чтобы обеспечивать организацию исполнения волеизъявлений субъектов законодательной (представительной) власти. С другой стороны, они находятся под соответствующим контрольно-надзорным воздействием со стороны органов судебной власти.

С этих позиций очевидно, что осуществление государственной власти на основе ее разделения не может и не должно быть абсолютизировано, что неизбежно привело бы к полной независимости ее ветвей, т.е. фактически к вторжению одной ветви власти в сферу другой. Поэтому самостоятельность органов исполнительной власти — первый принцип их современного бытия. Как следствие его — необходимость тесного взаимодействия исполнительной ветви власти с ее другими ветвями.

К этому следует добавить некоторые особенности проявления самостоятельности органов исполнительной власти. Имеется в виду прежде всего значительный объем президентского влияния на организацию и деятельность этих органов, а также недостаточно развитый институт парламентского контроля за ними.

2. Единство системы органов исполнительной власти. Одним из принципов современной организации и деятельности органов исполнительной власти является то, что в пределах ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов они образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции РФ). Из этого вытекает, что система органов исполнительной власти субъектов Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. На подобной же основе формируется и аппарат федеральной исполнительной власти.

Единство системы исполнительной власти органически перерастает в единство системы органов исполнительной власти в общегосударственном масштабе. Оно связывает воедино по целевому назначению и по соотношению с иными органами государственной власти федеральные органы исполнительной власти с исполнительными органами любого иного внутригосударственного уровня. Но это единство не носит на себе отпечаток административной подчиненности как цементирующего всю систему начала, хотя, разумеется, изолированность одного звена системы от других должна быть исключена.

Практика пока еще дает примеры отхода от требований данного принципа, выражающиеся в известной «самостийности» мест, что следует оценивать в первую очередь как неумение правильно использовать широкую оперативную самостоятельность, каковая предоставлена каждому звену единой по своей сути системы исполнительных органов, равно как и следствие незавершенности законодательного процесса по выстраиванию управленческой вертикали органов исполнительной власти в Российской Федерации.

Не полностью соответствует данному принципу и современное решение о создании на территории субъектов РФ федеральными органами исполнительной власти своих территориальных органов, действующих автономно по отношению к одноименным исполнительным органам субъектов Федерации.

Именно в силу этого особую актуальность в современных условиях приобрела проблема конкретизации конституционного понятия единой системы исполнительной власти в Российской Федерации. Иначе говоря, речь идет о законе, посвященном системе и механизму исполнительной власти в масштабе всей страны.

3. Федерализм в его новом качестве — несомненный принцип организации и деятельности органов исполнительной власти. Его исходные начала были заложены еще Федеративным договором, а затем нашли закрепление в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов Федерации. Как известно, федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, равноправии и самоопределении народов. Соответственно конституционно определен круг вопросов, отнесенных к ведению Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), включающий установление системы федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов исполнительной власти. Одновременно были определены предметы ведения, отнесенные к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ), включающие, в частности, установление общих принципов организации системы органов исполнительной власти. Вне названных пределов субъекты Федерации обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

Субъекты Федерации в своих конституциях и уставах закрепили предметы ведения, относящиеся к их собственной компетенции, в числе которых определение системы органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности (например, см. ст. 53 Конституции Республики Адыгея). В отдельных случаях эти вопросы адресно отнесены к компетенции высших представительных и законодательных органов государственной власти республик (в Республике Марий Эл порядок организации и деятельности республиканских органов управления определяется в соответствии со ст. 73 ее Конституции Государственным Собранием Республики). По Уставу Архангельской области областное Собрание утверждает схему управления областью по представлению главы администрации области и т.п.

Принцип федерализма выражается также и в том, что вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов последние осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. На территории субъектов могут создаваться территориальные органы федеральных органов исполнительной власти. Взаимоотношения с ними осуществляются на основе сотрудничества и координации действий.

Споры по вопросам совместного ведения между органами исполнительной власти субъектов Федерации и соответствующими органами Российской Федерации разрешаются посредством согласительных процедур, а при недостижении согласия — в судебном порядке.

Для современного состояния федерализма в сфере реализации исполнительной власти существенное значение имеют Федеральные законы от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и от 24 июня 1999 г. «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации» . Закреплена в них и основная идея управленческого федерализма — доля ответственности за общее состояние системы государственного управления, приходящаяся на федеральные, республиканские, краевые, областные и другие органы исполнительной власти.

Тем не менее законодательство РФ, специально посвященное организации исполнительной власти на всех ее уровнях, по-прежнему отсутствует. В Конституции РФ содержатся нормы, относящиеся только к определению статуса и организации Правительства РФ, что, естественно, не тождественно правовым основам организации государственного управления в целом.

В силу этого в первую очередь необходимо ориентироваться на анализ ст. ст. 71 — 73 Конституции РФ. Но и они не относятся прямо к организации государственного управления, так как трактуют соответствующие вопросы применительно ко всему механизму государственной власти, хотя и содержат сведения о том, по каким направлениям могут функционировать федеральные органы исполнительной власти и по каким требуется совместное их функционирование с аналогичными органами субъектов Федерации.

Так, в ведении Российской Федерации находится принятие федеральных законов и осуществление контроля за их соблюдением. Очевидно, что в данном случае подразумевается деятельность по исполнению этих законов, а также контрольная деятельность, т.е. то, что фактически составляет содержание процесса реализации исполнительной власти. Далее, в ведении Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование; федеральные программы в области экономического, экологического, социального, культурного и национального развития страны. Очевидно, что по всем названным направлениям обширен объем государственно-управленческой деятельности. В равной мере подобный вывод относится к федеральному бюджету, федеральным налогам и сборам, к международным и внешнеэкономическим отношениям Российской Федерации. Очевидно также, что федеральные органы исполнительной власти осуществляют управление федеральными энергетическими системами, ядерной энергетикой, путями сообщения, информацией и связью, деятельностью в космосе, обороной и безопасностью, оборонным производством, защитой Государственной границы РФ и т.п. (ст. 71 Конституции РФ).

Содержание ст. 72 Конституции РФ определяет предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Здесь можно обнаружить некоторые аспекты государственно-управленческого характера, как-то: владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; природопользование; вопросы образования, науки и культуры.

Несомненно значение практической реализации отнесенных к совместному ведению норм административного, административно-процессуального, жилищного, земельного, водного и т.п. права.

На базе изложенной информации по вопросу о соотношении компетенции Российской Федерации и ее субъектов в области государственного управления возможны следующие выводы:

а) к ведению Российской Федерации отнесено решение основных вопросов организации государственного управления на федеральном уровне;

б) к ведению субъектов Федерации отнесено решение вопросов организации государственного управления на региональном уровне.

4. Законность — один из ведущих принципов организации и деятельности органов исполнительной власти. Свои исходные начала он берет из Конституции РФ, федеральных законов, конституций и уставов субъектов Федерации и их законодательства (см., например, ст. ст. 15, 76 Конституции РФ).

5. Для организации и деятельности органов исполнительной власти существенное значение имеет также принцип экономичности. Его значимость определяется тем, что механизм реализации исполнительной власти крайне многоструктурен и оснащен, мягко говоря, значительным количеством служащих (чиновников), выполняющих повседневно его функции. При этом необходимо учитывать, что расходы на содержание такого механизма, будучи по своей природе непроизводительными, отягощают федеральный и региональные бюджеты. В силу этого постоянно осуществляются организационно-правовые меры, направленные на обеспечение экономии в расходовании государственных средств в сфере управления. Так, в 2004 г. Правительством РФ упразднено 147 координационных, совещательных, иных органов и групп, действующих при нем. За период с 1992 г. неоднократно проводились перестройки системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, также преследующие цель экономии средств федерального бюджета. Однако все эти и иные меры должного эффекта пока не приносят.

6. В настоящее время ранее стоящий во главе угла принцип сочетания централизации и децентрализации может быть понят через содержание принципа федерализма.

Тем не менее сейчас серьезно звучит требование о необходимости укрепления управленческой вертикали. Однако законодательство, а также подзаконные нормативные акты почти не содержат административно-правовых норм, реально способствующих этому закономерному процессу. Указанная вертикаль, выражающая субординационность связей между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, продолжающаяся вплоть до тех объектов, на которые призвана оказывать повседневное упорядочивающее воздействие, практически просматривается лишь в рамках отдельных, традиционно централизованных отраслей управления (например, оборона, безопасность, внутренние дела, юстиция, некоторые транспортные комплексы). Одноименные исполнительные органы Российской Федерации и ее субъектов (например, в области здравоохранения, образования) не связаны организационно-правовой соподчиненностью. Кроме того, не фигурируют сейчас в качестве непременного звена единой управленческой системы местные исполнительные органы.

7. Учет особенностей управляемых объектов — принцип управления, учитывающий современные особенности сферы государственного управления, в которой наряду с государственными объектами функционирует множество негосударственных, в основном коммерческих, структур, включая частные. На этой основе в механизме реализации исполнительной власти происходит отбор различных методов управляющего воздействия (ограничение средств прямого управления, развитие начал государственного регулирования и т.п.).

8. Гласность предполагает широкое обнародование через средства массовой информации процесса и результатов работы органов исполнительной власти.

9. В числе действующих принципов называются также: народовластие; обеспечение прав и свобод человека и гражданина; ответственность. Сущность этих принципов, равно как и социально-юридическая значимость, очевидны.

Рассмотрев понятие, виды и принципы деятельности органов исполнительной власти, можно прийти к анализу их действующей системы. Однако в качестве предварительного условия необходимо уяснить роль главы нашего государства — Президента РФ в сфере исполнительной власти.

Понятие и принципы построения системы органов исполнительной власти

Система органов исполнительной власти — совокупность органов исполнительной власти и система их взаимоотношений, построенная на основе разграничения компетенции между ними.

Система органов исполнительной власти строится и функционирует на основе следующих принципов:

федерализма, который отражается:

а) на структуре системы органов исполнительной власти, состоящей из федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.

В пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ст. 77 Конституции РФ);

б) на юридическом положении органов исполнительной власти:

  • определение компетенции органов исполнительной власти основывается на актах, закрепляющих разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами Федерации;
  • законные акты федеральных органов исполнительной власти обязательны для соответствующих органов субъектов Федерации, а законные акты органов исполнительной власти субъектов Федерации подлежат соблюдению федеральными органами исполнительной власти;
  • формой регулирования взаимоотношений между органами исполнительной власти выступают административные соглашения, в результате которых федеральные органы исполнительной власти могут передать осуществление части своих полномочий органам исполнительной власти субъектов Федерации по соглашению с ними, и наоборот;

сочетания централизации и децентрализации, который действует на различных уровнях системы органов исполнительной власти, влияет на функционирование всей системы исполнительной власти. Централизация — сосредоточение большей доли предметов ведения и полномочий в ведении центральных федеральных органов исполнительной власти (в основном по предметам ведения РФ). Децентрализация — закрепление за органом предметов ведения и полномочий, которые он осуществляет без вмешательства со стороны вышестоящих органов.

Формой децентрализации является делегирование федеральным органом исполнительной власти части полномочий территориальным органам, в результате чего центр решения общефедеральных, территориальных задач смещается из центра на места; законности, которая проявляется в обязанности всех органов государственной власти соблюдать Конституцию РФ и законы. Кроме того, НПА субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в пределах ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов Федерации.

Систему федеральных органов исполнительной власти, установление которой относится к ведению РФ, образуют:

  • Правительство РФ;
  • федеральные министерства (отраслевое управление);
  • государственные комитеты, федеральные комиссии (межотраслевое управление);
  • федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры (осуществляют специальные функции в установленных сферах ведения);
  • иные федеральные органы исполнительной власти (напр., Управление делами Президента РФ).

Систему органов исполнительной власти субъектов Федерации образуют:

  • высший орган исполнительной власти субъекта Федерации;
  • иные органы исполнительной власти, формы которых определяются самими субъектами Федерации.

Еще по теме:

  • Статья 5 пункт 2 фз Статья 5. Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации Статья 5. Временное пребывание иностранных граждан в Российской Федерации Информация об изменениях: Федеральным […]
  • Статья 25 федерального закона от 21071997 122-фз Статья 25 федерального закона от 21071997 122-фз О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (с изменениями на 3 июля 2016 года) (редакция, действующая с 1 […]
  • Права иностранных граждан на территории рф с видом на жительство Каковы права и обязанности иностранца, постоянно проживающего в РФ? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо […]
  • Краснодарский военный комиссариат Контакты государственных учреждений г. Краснодар, ул. Селезнёва, д. 203а Подробнее » 2«Отдел Военного комиссариата Краснодарского края по Западному и Прикубанскому округам г. […]
  • Льготная очередь на жилье в барановичах В Барановичах нуждающихся в улучшении жилищных условий приглашают к строительству жилья с господдержкой Вниманию нуждающихся в улучшении жилищных условий! С 3 января 2018 года […]
  • Гусов право соц обеспечения 68 книг по социальной работе / Гусов-Право социального обеспечения 2001 Под редакцией . заслуженного деятеля науки РФ , академика РАСН , доктора юридических наук , […]
  • П6 ч1 Ст 83 тк рф Трудовой кодекс РФ c комментариями Комментарий к статье 83 § 1. Комментируемая статья является новой. В ст. 83 ТК предусмотрены 11 оснований прекращения трудового договора. Однако нужно […]
  • Семейный кодекс 48-фз Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ"Об опеке и попечительстве" С […]