По ч1 ст194 ук рф

Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

СТ 194 УК РФ.

1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

г) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает два миллиона рублей, а в особо крупном размере — шесть миллионов рублей.

Комментарий к Ст. 194 Уголовного кодекса

1. Предмет преступления — таможенные платежи. К ним относятся (ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного Союза): ввозная таможенная пошлина; вывозная таможенная пошлина; налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию; акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию. Таможенные сборы также относятся к таможенным платежам, однако вследствие добровольности их уплаты они не могут являться предметом этого преступления.

Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их количество. Таможенные пошлины, налоги исчисляются декларантом или иными лицами, ответственными за уплату таможенных пошлин, налогов, самостоятельно.

2. Объективная сторона преступления характеризуется бездействием — неуплатой таможенных платежей в крупном размере (свыше 1 млн. руб. для физических лиц и 2 млн. руб. для организаций).

Способы уклонения от уплаты таможенных платежей могут быть любыми: занижение стоимости перемещаемых товаров, сокрытие товаров, неверное указание таможенного режима, страны происхождения товаров и т.п.

3. В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги в принудительном порядке. В связи с этим не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей направляют плательщику требование об уплате таможенных платежей. Срок исполнения требования об уплате таможенных платежей составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 календарных дней со дня получения требования. В случае неисполнения указанного требования таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию таможенных платежей.

Преступление считается оконченным с момента истечения сроков, установленных для уплаты таможенных платежей.

4. Ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант — лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. Если декларирование производится таможенным брокером, он является ответственным за уплату таможенных пошлин и налогов.

5. Квалификацией по п. «б» ч. 3 ст. 194 УК охватывается нанесение лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, побоев, совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, умышленное причинение легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст. 111 УК РФ).

Статья 194. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

г) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает два миллиона рублей, а в особо крупном размере — шесть миллионов рублей.

Комментарий к Ст. 194 УК РФ

1. Виды таможенных платежей установлены в ст. 70 ТК ТС. Понятия каждого из видов платежей раскрыты как в ТК, так и в НК РФ, в частности, в гл. 21 и 22 НК, разд. 2 ТК ТС. Здесь же определены основания уплаты, сроки, плательщики, порядок уплаты платежей. В частности, в ст. ст. 80 и 81 ТК ТС указано на возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин и налогов (налога на добавленную стоимость (НДС), акцизов), приведены случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются.

2. Уклонение от уплаты таможенных платежей заключается в неисполнении установленных законодательством обязанностей по уплате этих платежей, т.е. в юридическом бездействии.

3. В теории и на практике в объективную сторону преступления порой ошибочно включают также и действия, состоящие в заявлении в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенном режиме, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и т.д. Подобное понимание уклонения воспроизводит разъяснения Пленума ВС РФ относительно содержания уклонения от уплаты налогов. Однако уклонение от уплаты обязательных платежей в ст. ст. 198 и 199 УК понимается законодателем не так, как в комментируемой статье. В «налоговых» статьях ответственность предусмотрена за уклонение, совершенное путем определенных действий либо дополнительного, т.е. имевшего место помимо собственно неисполнения обязанности бездействия (непредставление декларации и иных документов). В комментируемой статье таких оговорок нет.

4. Предусмотренное комментируемой статьей деяние окончено с момента наступления срока, до истечения которого лицо было обязано уплатить таможенные платежи.

5. Если обман таможенных органов направлен не на неуплату платежей, а на введение их в заблуждение с целью возврата якобы законно уплаченных платежей, то содеянное образует состав мошенничества (ст. 159 УК).

6. Уклонение от уплаты таможенных платежей преступно, только если данное деяние совершается в крупном размере, который по-разному определен для физических лиц и организаций в примеч. к комментируемой статье: как сумма неуплаченных таможенных платежей, превышающая соответственно 1 млн. и 2 млн. руб. Такой размер может быть образован за счет неуплаты как одного, так и нескольких видов платежей. В последнем случае суммирование неуплаченных платежей возможно лишь когда все акты неисполнения соответствующей обязанности охватывались единым умыслом и образовывали тем самым продолжаемое преступление.

7. Субъективная сторона — прямой умысел. Когда лицо, заведомо не исполняя соответствующую обязанность, точно не знает, в каком именно размере оно сумеет уклониться от уплаты таможенных платежей, содеянное признается совершенным с прямым неконкретизированным умыслом. В этом случае деяние квалифицируется в зависимости от наступивших последствий, а потому может быть признано и непреступным, если, например, сумма неуплаченных физическим лицом платежей не превысила 1 млн. руб. Однако если установлено, что умысел лица был направлен на уклонение в крупном размере, а фактически оно сумело уклониться в размере менее крупного, деяние квалифицируется как покушение на уклонение от уплаты таможенных платежей в крупном размере (ч. 3 ст. 30, ч. 1 комментируемой статьи).

8. Субъектом преступления является лицо, на которое возложена обязанность по уплате таможенных платежей. Согласно ст. 79 ТК ТС лицом, ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов, является декларант. Понятие декларанта содержится в п. 1 ст. 4 ТК ТС, равно как и понятие таможенного представителя. Если декларирование производится таможенным представителем, то он является ответственным за уплату таможенных пошлин, налогов. Круг лиц, ответственных за уплату таможенных сборов, определяется в зависимости от вида сбора (ст. 79 ТК ТС).

9. О понятии совершения преступления группой лиц по предварительному сговору см. коммент. к ст. 35. О правилах квалификации по этим признакам преступлений, субъект которых — специальный, см. коммент. к ст. 174.

10. Согласно примеч. к комментируемой статье уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в особо крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей, взимаемых с физического лица, превышает 3 млн. руб., с организации — 10 млн. руб.

11. Предусмотренный п. «а» ч. 3 комментируемой статьи признак совершения преступления должностным лицом с использованием своего служебного положения раскрывается прежде всего путем обращения к понятию должностного лица (примеч. к ст. 285 УК). Поскольку состав уклонения от уплаты таможенных платежей может быть выполнен лишь специальным субъектом: физическим лицом, на которого возложена соответствующая обязанность, либо уполномоченным сотрудником юридического лица, также обязанным исполнить обязанность по уплате таможенных платежей, то признак использования служебного положения может содержаться в деянии должностного лица названных в ст. 285 УК органов либо учреждений, являющихся юридическими лицами, на которые возложена обязанность по уплате таможенных платежей. Вместе с тем преступление может быть совершено и в составе организованной группы, куда могут входить и иные должностные лица, в том числе должностные лица органов, осуществляющих таможенный или пограничный контроль; содеянное ими будет квалифицироваться как соисполнительство, т.е. без ссылки на ст. 33 УК. Использование должностными лицами своего служебного положения при совершении преступления в составе организованной группы требует вменения названного признака не только этим лицами, но и всем членам группы, если эти обстоятельства охватывались их умыслом, поскольку данный признак характеризует повышенную общественную опасность деяния каждого из членов группы.

Предусмотренный п. «б» ч. 3 комментируемой статьи признак совершения преступления с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, может быть вменен лишь в том случае, когда указанные лица выполняют свои обязанности, реализуют права, относящиеся именно к контролирующим функциям и действуют при этом правомерно. Применение насилия в ответ, допустим, на незаконное требование со стороны этих лиц, не может рассматриваться как признак обсуждаемого деяния, но содержать признаки преступления против личности. О лицах, осуществляющий таможенный или пограничный контроль, об их полномочиях см. ст. 95 и др. ТК ТС, ст. 11 Закона о Государственной границе, а также соответствующие подзаконные акты — Постановления Правительства РФ от 02.02.2005 N 50 «О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации» (в ред. от 04.09.2012) , от 20.11.2008 N 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации» (в ред. от 04.09.2012) и др. О понятии применения насилия см. коммент. к ст. 178.
———————————
СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 462; 2010. N 32. Ст. 4342; 2012. N 5. Ст. 608; N 37. Ст. 5002.

СЗ РФ. 2008. N 48. Ст. 5620; 2011. N 26. Ст. 3804; 2012. N 5. Ст. 608; N 37. Ст. 5002.

12. О понятии организованной группы см. коммент. к ст. 35. В состав организованной группы могут входить и лица, не отвечающие признакам специального субъекта. В этом случае квалификация их действий по ст. 33 УК не требуется.

13. Если должностное лицо таможенных органов содействовало совершению обсуждаемого преступления, не являясь его соисполнителем в составе организованной группы, то его действия следует квалифицировать как соучастие в совершении преступления, предусмотренного комментируемой статьей, по совокупности со статьями об ответственности за преступления против интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (ст. ст. 285 или 286 УК).

Совершенствование уголовно-правовых мер борьбы с нарушениями таможенного законодательства

(Грачев О. В.) («Юридический мир», 2007, N 5) Текст документа

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫХ МЕР БОРЬБЫ С НАРУШЕНИЯМИ ТАМОЖЕННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Обновление таможенного законодательства прямо влияет на уголовный закон в той его части, которая устанавливает основания ответственности за преступления, совершаемые в сфере таможенного дела. Это обусловлено бланкетным характером диспозиции ст. 194 УК РФ, которая претерпела изменения в связи принятием Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ. Проверка документов ФТС России, касающихся ведомственного контроля за расследованием уголовных дел, анализ уголовной статистики и выборочное изучение уголовных дел показали, что в подавляющем большинстве случаев экономической контрабанды, связанной с уклонением от уплаты таможенных платежей, таможенные органы при возбуждении уголовного дела квалифицируют содеянное лишь по ст. 188 УК РФ, оставляя без внимания признаки преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ. Последнее обусловлено тем, что в ходе доследственной проверки (на стадии таможенного контроля и (или) административного расследования) таможенные органы в силу нечеткого понимания уголовно-правовых признаков преступлений, предусмотренных ст. 188 и ст. 194 УК РФ, при обнаружении признаков товарной контрабанды игнорируют материалы, свидетельствующие об уклонении от уплаты таможенных платежей, не производят в ходе таможенного контроля расчеты неуплаченных таможенных платежей относительно контрабандно перемещенных через таможенную границу товаров, а дознаватели таможенных органов, а затем и органы предварительного следствия при дальнейшем расследовании уголовных дел о товарной контрабанде не восполняют этот пробел, не исследуют вопросы, связанные с определением размера неуплаченных таможенных платежей. Юридическая оценка таким деяниям, как правило, в итоговых процессуальных документах по делу отсутствует . ——————————— См. также: Диканова Т. А., Остапенко В. И. Расследование контрабанды в торговом обороте и уклонений от уплаты таможенных платежей, совершенных в условиях действия нового Таможенного кодекса. Методические рекомендации // Приложение к письму ФТС России от 29.08.2005 N 01-06/29689. М., 2005. С. 27.

Поэтому в целях четкой дифференциации уголовной ответственности за совершение общественной опасных деяний, посягающих на правопорядок в таможенной сфере, изменения должны касаться не только ст. 194, но и ст. 188 УК РФ. Особенная часть действующего УК РФ не предусматривает ни в одной из заключенных в ней статей наличия более четырех частей. Учитывая, что ст. 188 УК РФ в настоящей редакции крайне громоздка и уже содержит четыре части, существует необходимость выделения контрабанды обычных товаров в самостоятельный состав преступления, с изложением его в отдельной ст. 188 «Товарная контрабанда». В этой связи следует напомнить, что Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» от 1 июля 1994 г. N 10-ФЗ контрабанда обычных товаров была выделена из нормы ст. 78 («Контрабанда») УК РСФСР (1961 г.), относившейся к государственным преступлениям («Иные государственные преступления»), в самостоятельный состав преступления (ст. 169.1 УК РСФСР «Нарушение таможенного законодательства Российской Федерации»). Статья 78 «Контрабанда» УК РСФСР в редакции упомянутого Закона предусматривала уголовную ответственность за незаконное перемещение товаров и предметов через таможенную границу, которые либо были запрещены в гражданском обороте в связи с тем, что представляли повышенную общественную опасность, либо их оборот был ограничен законодательством. (Предметы и товары, перечисленные в ст. 78 УК РСФСР в редакции упомянутого Закона, в основном соответствуют тем предметам, которые указаны в ч. 2 ст. 188 УК РФ в ее ныне действующей редакции.) Поэтому норму, содержащуюся в ч. 2 ст. 188 УК РФ, следует перенести в главу 24 «Преступления против общественной безопасности» — это состав — контрабанда запрещенных либо ограниченных к обороту предметов и веществ. По мнению авторов законопроекта «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», касающегося ст. 188 и 194, норма, предусматривающая уголовную ответственность за контрабанду огнестрельного оружия, наркотических средств и других веществ и предметов, перечисленных в ч. 2 ст. 188 УК РФ, если она и будет предусмотрена в отдельной статье УК РФ, должна оставаться в главе 22 УК РФ. Непосредственный объект преступного посягательства, предусмотренного ст. 188 УК РФ, предлагается рассматривать как установленный порядок перемещения товаров через таможенную границу. В качестве дополнительных объектов преступного посягательства, если совершается противоправное деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 188 УК РФ, могут выступать общественная безопасность, а в случаях, предусмотренных п. «в» ч. 3 ст. 188 УК РФ, — и здоровье человека. Подобные доводы противоречат принципам таможенного регулирования внешнеэкономического товарооборота, так как огнестрельное оружие, наркотические средства, другие вещества и предметы, перечисленные в ч. 2 ст. 188 УК РФ, нельзя относить к товару в смысле их места в торговом обороте. В частности, в ст. 372 ТК РФ «Таможенный досмотр товаров и транспортных средств» указано, что обнаружение химических и биологических веществ, наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, токсичных, радиоактивных веществ, ядерных материалов указывает на существование угрозы государственной безопасности, общественному порядку, жизни и здоровью человека. В части первой ст. 188 следует оставить ту же редакцию, добавив в конце, что данные деяния совершаются без цели уклонения от уплаты таможенных платежей. В УК РФ должны быть криминализированы наиболее общественно опасные нарушения таможенного законодательства относительно товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации в крупном и особо крупном размерах, если такие противоправные деяния совершаются руководителями и иными работниками коммерческих структур, являющихся официальными участниками таможенных правоотношений (сотрудники фирм-перевозчиков, владельцев складов временного хранения и др.). Для квалификации незаконного перемещения в крупном размере товаров через таможенную границу Российской Федерации (ч. 1 ст. 188 УК РФ) требуется, чтобы такое незаконное перемещение имело место в отношении товаров стоимостью свыше 250 тысяч рублей. Что касается незаконного перемещения товаров на сумму, незначительно превышающую 250 тысяч рублей, которые по действующим нормам УК РФ квалифицируются по ч. 1 ст. 188, то такого рода деяния не могут представлять значительной общественной опасности, требующей установления уголовной ответственности. Поэтому их следует декриминализировать с установлением за такие деяния административной ответственности, а размер контрабанды установить — свыше 500 тысяч рублей. Максимальная санкция за подобное преступление в ч. 1 ст. 188 УК РФ предусмотрена до пяти лет лишения свободы с возможностью назначения альтернативного наказания в виде штрафа. Однако это не соответствует тяжести содеянного, когда, например, стоимость контрабандного товара превышает миллионы или десятки миллионов рублей. Поэтому для дифференциации уголовной ответственности за незаконное перемещение товаров через таможенную границу (ч. 1 ст. 188 УК РФ) необходимо в качестве квалифицирующего признака такого преступления предусмотреть особо крупный размер контрабанды. Тем более что аналогичный квалифицирующий признак предусматривается ч. 2 ст. 194 УК РФ. Для того чтобы незаконное перемещение товаров и иных предметов через таможенную границу РФ было признано совершенным в особо крупном размере, их стоимость должна составлять сумму более 3 млн. рублей, а не 1 млн. рублей, согласно действующей редакции примечания к ст. 169 УК РФ. Таможенное законодательство может нарушаться работниками коммерческих структур, являющихся формальными участниками таможенных правоотношений, в частности, это такие деяния, как недоставление в таможенный орган товаров и выдача без разрешения таможенного органа товаров, находящихся под таможенным контролем. Поэтому, учитывая, что не только контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей, но и другие нарушения таможенного законодательства могут нести общественную опасность, предлагаем главу 22 УК РФ дополнить новой статьей 188.1 следующего содержания: «Статья 188.1. Нарушение таможенных правил в отношении временно ввезенных либо находящихся под таможенным контролем товаров и (или) транспортных средств

1. Выдача (передача), удержание или использование в нарушение установленного порядка товаров в крупном размере, находящихся под таможенным контролем, а равно невывоз с таможенной территории Российской Федерации в установленный срок временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в крупном размере либо пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в крупном размере, находящимися под таможенным контролем, в нарушение ограничений по их пользованию и распоряжению — наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года. 2. Те же деяния, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере, — наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет. Примечание. Крупным размером в настоящей статье признается стоимость товаров и иных предметов, превышающая триста тысяч рублей, особо крупным — стоимость товаров и иных предметов, превышающая три миллиона рублей». Таким образом, предложенная статья будет включать следующие нарушения таможенного законодательства Российской Федерации: — выдача (передача), удержание или использование в нарушение установленного порядка товаров в крупном или особо крупном размерах, перевозимых в соответствии с процедурой внутреннего таможенного транзита, либо помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита либо таможенный режим таможенного склада, либо имеющих статус находящихся на временном хранении; — невывоз с таможенной территории Российской Федерации в установленный срок временно ввезенных товаров и (или) транспортных средств в крупном или особо крупном размерах; — пользование или распоряжение товарами и (или) транспортными средствами в крупном или особо крупном размерах в нарушение таможенного режима, под который они помещены; — пользование или распоряжение ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации в крупном или особо крупном размерах товарами и (или) транспортными средствами в нарушение ограничений по их пользованию и распоряжению. В предлагаемой статье, предусматривающей уголовную ответственность за противоправные деяния с товарами в крупном и особо крупном размерах, находящимися под таможенным контролем после их ввоза на таможенную территорию РФ, признаки объективной стороны частично совпадают с нарушениями таможенных правил, предусмотренных ст. 16.9, 16.18 — 16.20 КоАП РФ. Анализ административной практики таможенных органов показал, что в период с 2002 по 2005 г. данными органами было выявлено: — 5502 случая незаконной выдачи (передачи) или иных неправомерных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, в результате которых они не были доставлены в место доставки, на общую сумму 2648,5 млн. руб. (ч. 1 ст. 16.9 КоАП РФ); — 17 369 случаев невывоза за пределы таможенной территории РФ ранее временно ввезенных товаров на общую сумму 1566 млн. руб. (ч. 1 ст. 16.18 КоАП РФ); — 883 случая пользования или распоряжения товарами и (или) транспортными средствами в нарушение таможенного режима, под который они помещены, на общую сумму 4026 млн. руб. (ч. 2 ст. 16.19 КоАП РФ); — 1831 случай пользования или распоряжения ввезенными на таможенную территорию товарами и (или) транспортными средствами в нарушение ограничений по их пользованию и распоряжению на сумму 2874,4 млн. руб. (ч. 1 ст. 16.20 КоАП РФ). Приведенные статистические данные указывают на распространенность таких таможенных правонарушений и их масштабность. Кроме того, подобное дополнение действующего УК РФ новой нормой (ст. 188.1 УК РФ) позволит дифференцировать уголовную ответственность за такого рода противоправные деяния, обеспечив соблюдение предусмотренного ст. 6 УК РФ основополагающего принципа — принципа справедливости, согласно которому наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления. Так, общественная опасность противоправных деяний, совершенных с товарами, находящимися под таможенным контролем, после пересечения ими таможенной границы (ст. 188.1 УК РФ) меньше, чем деяний, совершенных с такими же товарами при непосредственном незаконном пересечении таможенной границы либо при их декларировании и выпуске (ст. 188 УК РФ).

Статья 194 УК РФ. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица

1. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

в) утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

г) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, —

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или без такового.

Примечание. Уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей за товары, перемещенные через таможенную границу Евразийского экономического союза, в том числе в одной или нескольких товарных партиях, превышает два миллиона рублей, а в особо крупном размере — шесть миллионов рублей.

Комментарии к ст. 194 УК РФ

1. Таможенные платежи уплачиваются в случаях, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза. В нем предусмотрено пять видов платежей: 1) ввозная таможенная пошлина; 2) вывозная таможенная пошлина; 3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию; 4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию; 5) таможенные сборы (ст. 70).

При перемещении товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов возникает: 1) при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы; 2) при вывозе товаров — с момента выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории (ст. ст. 161 и 166 Таможенного кодекса Таможенного союза). Законом предусмотрены отсрочки и рассрочки уплаты таможенных платежей.

Сроки уплаты таможенных пошлин регулируются ст. 82 Таможенного кодекса Таможенного союза.

2. Ответственность за уплату таможенных платежей несет декларант — лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары, или иные лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность по уплате таможенных пошлин (ст. 79 Таможенного кодекса Таможенного союза).

3. Объективная сторона уклонения от уплаты таможенных платежей характеризуется чаще всего так называемым смешанным бездействием, связанным с полным или частичным сокрытием объекта платежа, но возможна и неуплата таможенных платежей при полной информации об объекте. В частности, уклонение от уплаты таможенных платежей может выражаться в заявлении в таможенной декларации и иных документах, необходимых для таможенных целей, недостоверных сведений о таможенной процедуре, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств или в заявлении иных недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера, представлении таможенному органу документов, содержащих недостоверные сведения.

Средства, поступившие в таможенный орган в виде таможенных платежей, становятся государственной собственностью, поэтому последующее завладение ими путем представления заведомо недостоверных документов, якобы дающих право на возврат данных средств (ст. ст. 89 и 90 Таможенного кодекса Таможенного союза), следует квалифицировать как мошенничество (ст. 159 УК).

4. Виновное лицо может уклониться от уплаты таможенных платежей одного или нескольких видов, но и в том и в другом случаях для уголовной ответственности по ст. 194 необходимо, чтобы стоимость неуплаченных таможенных платежей превышала 3 млн. руб. (крупный размер). Если эта сумма образуется в результате неуплаты нескольких видов таможенных платежей, то для ответственности по ч. 1 ст. 194 необходимо обосновать, что неуплата всех этих платежей охватывается единым умыслом.

Момент окончания преступления связан с наступлением конкретных вредных последствий — неполучением федеральным бюджетом таможенных платежей в крупном размере в установленный законом срок.

5. Преступление совершается умышленно, виновное лицо осознает, что оно тем или иным образом уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, и желает этого.

6. Субъектом уклонения от уплаты таможенных платежей может быть декларант.

Если имели место признаки уголовно наказуемой контрабанды (ст. 188 УК), то привлечение к ответственности за это преступление охватывает и факт имевшейся при этом неуплаты таможенных платежей. Трудно представить ситуацию, чтобы субъект, контрабандно перемещающий товары через таможенную границу, уплачивал при этом ввозную или вывозную таможенную пошлину, налог на добавленную стоимость при ввозе товаров и др. Поэтому абсурдно возлагать на контрабандистов обязанность по уплате таможенных пошлин. Таким образом, ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей возникает при отсутствии признаков контрабанды .

БВС РФ. 2001. N 5. С. 19, 20.

Кроме того, если лицо не знало, а только лишь должно было знать о незаконности перемещения товаров, в котором оно участвует, или о том, что оно приобретает незаконно перемещенные товары и поэтому обязано платить таможенные платежи, нельзя утверждать о наличии у такого лица умысла на совершение преступления.

7. О понятии группы лиц, совершающих преступление по предварительному сговору, см. коммент. к ст. 35.

8. Особо крупным размер преступления признается, если сумма неуплаченного таможенного платежа (или нескольких платежей, охватываемых единым умыслом) превышает 36 млн. руб.

Уголовная ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей: увеличение рисков

Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» существенно расширил основания для привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты таможенных платежей. Так, в соответствии с предыдущей редакцией статьи 194 Уголовного Кодекса Российской Федерации уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, считалось преступлением только в случае, если сумма неуплаченных таможенных пошлин в крупном размере составляла: 1 млн. рублей – для физического лица, 2 млн. рублей – для юридического лица; в особо крупном размере – 3 млн. рублей для физического лица, 10 млн. рублей – для юридического лица. При этом на практике в большинстве случаев преступление считалось совершенным, если вышеуказанные суммы таможенных платежей были неуплачены по одной таможенной декларации (за одну товарную партию).

В настоящее время правила ужесточились. Так, физические лица, вне зависимости от того, действовали они самостоятельно или от имени организации, подлежат уголовному наказанию за неуплату таможенных платежей в крупном размере – 1 млн. рублей, в особо крупном размере – 3 млн. рублей. Кроме того, установлена возможность учета нескольких товарных партий при определении наличия крупного и особо крупного размера сумм неуплаченных таможенных платежей. При этом закон не устанавливает, что это могут быть только те товарные партии, которые поставляются в рамках одного внешнеторгового договора. В диспозиции ст. 194, в отличие, например, от налоговых составов (ст. 198 и 199 УК РФ), способы уклонения от уплаты таможенных платежей (т.е. какими действиями или бездействием может быть совершено указанное деяние, влекущее уголовную ответственность) законодателем по-прежнему не определены. Кроме того, в соответствии с примечанием к ст. 198 и ст. 199 УК РФ крупным размером для целей применения данных статей признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более определенной суммы. Таким образом, законодатель установил специальную норму, в результате которой уголовная ответственность может наступить, если сумма налогов, неуплаченных за указанных 3-летний период, в совокупности превысит определенный размер. В отношении деяния, квалифицируемого по ст. 194 УК РФ, такой специальной нормы не установлено.

Следует также отметить, что в отличие от налоговых составов, по которым уголовное дело может быть возбуждено только в случае неисполнения налогоплательщиком требования налогового органа об уплате сумм недоимки, пени и штрафов в установленный срок, если соответствующее требование налогового органа не было обжаловано налогоплательщиком, в отношении ст. 194 УК РФ такого правила не установлено.

Таким образом, в результате внесенных изменений таможенные органы, которые в соответствии с данным законом вновь получили полномочия органов дознания по ч. 1 и 2 ст. 194 УК РФ, смогут возбуждать уголовные дела, если общая сумма недоимки по таможенным платежам превысит 1 млн. рублей с учетом всех таможенных деклараций, зарегистрированных в пределах срока давности привлечения к уголовной ответственности, который по данной категории дел составляет 6 лет.

Данные изменения вступили в силу с 30 июня 2013 года, но, как ухудшающие положение лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, обратной силы не имеют.

Указанные изменения законодательства существенно повышают риски уголовного преследования и привлечения к уголовной ответственности руководителей компаний, а также сотрудников, ответственных за организацию совершения таможенных операций. При этом нововведения в первую очередь влекут негативные последствия для крупных производственных и торговых организаций, регулярно перемещающих через таможенную границу товарные партии. Таким компаниям рекомендуется провести анализ осуществляемой внешнеэкономической деятельности на предмет полного соответствия таможенному законодательству для выявления возможных ошибок, следствием которых может являться неполная уплата таможенных платежей.

Еще по теме:

  • Страхование по каско в рассрочку Рассрочка по КАСКО. Всегда ли это выгодно? КАСКО – один из самых дорогостоящих видов добровольного страхования. И чтобы сделать его более доступным и привлекательным для клиента, правила […]
  • Просроченный товар закон о защите прав потребителей Какие нормы регулируют права покупателя, если товар просрочен? Согласно какой статье Закона РФ «О защите прав потребителей» я могу за просроченный товар с прилавка получить такой же […]
  • Статья 105 ук какой срок Изминения по ч1 статьи 105 УК РФ в пользу смягчения наказания Есть ли изменения по ч. 1 ст. 105УК РФ,в пользу смягчения наказания? Может быть есть кокие нибудь поправки? Ответы юристов […]
  • Как правильно заверить копии документов для арбитражного суда Нужно ли для суда заверять копии документов у нотариуса? В определении арбитражного суда сказано: "Заявителю представить в суд подлинные документы, подтверждающие основания заявленных […]
  • Протоколы гк рф Глава 9.1. Решения собраний (ст.ст. 181.1 - 181.5) Информация об изменениях: Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ настоящий Кодекс дополнен главой 9.1, вступающей в силу с 1 […]
  • Апелляционная жалоба предоставление дополнительных доказательств Можно ли добавить новые документы в апелляцию? Доброго дня. Возможно ли при составлении апелляционной жалобы в вышестояшую инстанцию добавлять новые документы (доказательства) и как лучше […]
  • Судебная практика по уголовным делам по ст 201 ук рф Приговор по статье 201 УК РФ (Злоупотребление полномочиями) Приговор Пресненского районного суда г. Москвы по части 1 стать 201 УК РФ «злоупотребление полномочиями, то есть использование […]
  • Требуется юрист с опытом работы Юриспруденция в Харькове за 30 дней За 30 дней За 14 дней За 7 дней За 1 день Коллектор , 31000 грн Полная занятость. Наша компания, CASHYOU, является молодым и самым […]