Организация и безопасность дорожного движения лекции

Москва. Лекция по безопасности дорожного движения

14 декабря 2015 года в 18:30 ГКУ ЦОДД приглашает всех желающих посетить открытую лекцию на тему: «Меры, принимаемые транспортным комплексом столицы, по повышению безопасности дорожного движения»

В ходе лекции заместитель руководителя Центра организации дорожного движения Правительства Москвы Александр Поляков расскажет о мерах, принимаемых транспортным комплексом столицы, по повышению безопасности дорожного движения. Кроме того, заместитель главы ЦОДД продемонстрирует возможности Динамической транспортной модели Москвы и Ситуационного центра ЦОДД.

Место проведения: 2-й Лесной переулок, д.11, стр.1 (Ситуационный центр ЦОДД)
Дата проведения: 14 декабря 2015 года в 18:30

    Похожие записи

МОСКВА, 17 сен — РИА Новости. Сразу два российских телепроекта, посвященных безопасности дорожного движения, отмечены…

Камера наблюдения зафиксировала аварию с участием красного пикапа на востоке столицы, который вылетел на трамвайную…

Александр Поляков – заместитель руководителя ЦОДД;

Аккредитация журналистов и блогеров по почте: [email protected]
(ФИО, паспортные данные обязательно), тел. 8-903-749-57-34
Аккредитация 14.12.2015 г. до 16:00.

Будь я в Москве, сам бы сходил.

Последнее изменение October 16, 2016, 8:34 pm

    Похожие записи

Хаммонды до школы и обратно наматывают по 80 км. И часто по три раза в…

С 22.12.2014 по 28.12.2014 вступают в силу распоряжения ГАТИ об ограничении (прекращении) движения транспорта по…

Госавтоинспекция объявила о начале новой социальной кампании по безопасности дорожного движения. На сей раз водителям…

Главу комитета по благоустройству Смольного Владимира Рублевского уже начали называть «первым чиновником в правительстве Петербурга,…

Основные понятия и правовые основы безопасности дорожного движения

В статье 2 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О без­опасности дорожного движения» (далее Закон о безопасности дорожного движения) содержатся основные понятия, в том числе:

  • Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помо­щью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
  • Безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
  • Дорожно-транспортное происшествие – событие, возникающее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб (далее – ДТП).
  • Обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения ДТП, снижение тяжести их последствий.
  • Участник дорожного движения – лицо, принимающее непосред­ственное участие в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства.
  • Организация дорожного движения – комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распо­рядительных действий по управлению движением на дорогах.
  • Дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения, которая включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
  • Транспортное средство – устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения

Законодательство Российской Федерации о безопасности дорож­ного движения состоит из упомянутого выше Закона о безопасности дорожного движения и других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов.

Закон о безопасности дорожного движения определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации. Задачами названного закона являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения ДТП, снижения тяжести их последствий.

Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

  • приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятель­ности;
  • приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвую­щих в дорожном движении;
  • соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
  • программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее Закон № 40-ФЗ) определяются правовые, экономи­ческие и организационные основы обязательного страхования граж­данской ответственности владельцев транспортных средств в целях защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами.

Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» в редакции последующих указов утверждено Положение о Государственной инспек­ции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — Госавтоинспекция).

Правительством Российской Федерации утверждены:

  • Постановлением от 30.07.2004 № 395 – Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации (Минтранс: России);
  • Постановлением от 30.07.2004 № 398 – Положение о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор);
  • Постановлением от 23.07.2004 № 374 – Положение о Федеральном дорожном агентстве (Росавтодор);
  • Постановлением от 09.00.2010 № 409 – Положение о полномочиях должностных лиц Федеральной службы но надзору в сфере транспорта, осуществля­ющих контрольные (надзорные) функции;
  • Постановлением от 15.04.2011 № 272 – Правила перевозок грузов автомобильным транспортом;
  • Постановлением от 29.06.1995 № 647 – Правила учета дорожно-транспортных происшествий.

Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транс­порте (ПОТ РМ-027-2003), утвержденные постановлением Минтруда России от 12.05.2003 № 28, распространяются на работников авто­транспортных организаций, автотранспортных цехов, участков иных организаций, представляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств (станции технического обслуживания, авторемонтные и шиноремонт­ные организации, гаражи, стоянки и т.п.), а также па предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров, на грузоотправителей и грузополучателей при осуществлении перевозок автомобильным транспортом.

Вышеназванные и ряд других нормативных правовых актов соз­дают организационно-правовые и организационно-технические основы обеспечения безопасности дорожного движения.

Безопасность дорожного движения на автопредприятии

Организация системы безопасности дорожного движения на автопредприятии является основополагающим фактором безаварийной работы предприятия.

Проведение инструктажей и обучений водителей предприятия, разбор дорожно-транспортных происшествий, который случились в регионе, информирование водителей предприятия о имениях дорожных знаков, светофоров, разметки на дорогах региона и другие мероприятия по безопасности движения – является главным фактором профилактики дорожно-транспортных происшествий.

Курс разработан для специалистов с высшим или профессионально-техническим автотранспортным образованием,назначенных ответственными за безопасность дорожного движения на автопредприятии .

Целью данной программы является освоения методики и практической организации эффективной работы системы безопасности дорожного движения на автопредприятии.

Изучение юридических норм, правил и требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, а также ответственности за ненадлежащие соблюдение требований безопасности дорожного движения – помогут организовать эффективную работу службы БД на автопредприятии.

Курс длится: – 78 академических часов

Форма обучения: Лекционно-практическая, дистанционная,
стажировка на производстве.

Место обучения: обучение проводится в базовых учебных центрах,
организациях и дистанционно.
(возможна организация выездного обучения в регионах)*

Стоимость курса: 1 500.00 грн.


Программа обучения включает в себя следующие вопросы:

1. Законодательные и нормативные документы по безопасности дорожного движения (Законы Украины. основные принципы государственной политики в сфере безопасности перевозок, нормативные документы для автомобильного транспорта.)

2. Организация работы службы безопасности дорожного движения. (система управления безопасностью движения в государстве, отрасли, предприятии, анализ и прогнозирование состояние безопасности дорожного движения, планирование работ: перспективное, текущее и оперативное; отчетность; ответственность, права и обязанности должностных лиц; руководство и координация работы; работа с линейным персоналом и водителями; обучение, инструктажи, стажировки, повышение квалификации; медицинский осмотр; психологические аспекты работы водителей; расследования дорожно-транспортных происшествий; взаимодействие с работниками ГАИ, автотрансинспекции и др. организациями)

3. Требования безопасности к транспортным средствам; Сертификация, переоборудование, ответственность

4. Экологическая безопасность

5. Безопасность при эксплуатации транспортных средств (общие требования; безопасность при перевозке пассажиров; безопасность при перевозке грузов в т.ч. опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов; требования к водителям, техническому, обсуживающему персоналу)

6. Лицензирование. Порядок, проведения и контроль за соблюдением лицензионных условий

7. Охрана труда и пожарная безопасность

8. Основные вопросы системы управления безопасностью на автомобильном транспорте

Семинары и практические занятия:

  • Организация инструктажей и обучений работников автопредприятия
  • Законодательство и нормативы безопасности дорожного движения
  • Расследование ДТП и работа по предотвращению ДТП совместно с работниками ГАИ, автотрансинспекции
  • Документация и юридические аспекты безопасности дорожного движения

Производственная практика (стажировка)

Пройдя практику на действующем автопредприятии, учащиеся получают незаменимый практический опыт, а также адаптируются к самостоятельной работе.

Программа производственной практики утверждается учебным заведением в соответствии с требованиями учебной программы.

Слушатели оцениваются в течение всего курса обучения. Оценке подлежат — практические навыки и теоретические знания, одной из важнейших оценок является – оценка производственной практики.

В последний день обучения проводится тест по темам, которые рассматривались в учебном курсе.

После завершения обучения при условии успешной сдачи теста и прохождения производственной практики, слушатель получает свидетельство о повышении квалификации государственного образца, соответствующее уровню подготовки.

Часто задаваемые вопросы.

Зачем мне нужно учиться?

Повышение квалификации проходят все работники, независимо от организаций где они работают. Повышение квалификации – это не обучение принципам работы двигателей, шасси и т.д., а углубление и обновление знаний в соответствии с действующим законодательством, техническим прогрессом и т.д.

Что мне даст обучение?

Обучение даст Вам незаменимый практический опыт и теоретические знания по вопросам организации безопасности дорожного движения и законодательства Украины по вопросам автоперевозок, лицензирования, безопасности и многого другого. Знания, которые рано или поздно помогут Вам в вашей работе.

Чему меня научат?

Обучение построено таким образом, что Вам не придется писать конспекты и выслушивать длинные лекции. Теоретическую часть Вы освоите при помощи наших преподавателей, а во время практических занятий и практики, специалисты продемонстрируют Вам методы и приемы проведения технического контроля транспортных средств, а также ответят на все Ваши вопросы.

Как гласит китайская пословица: «Расскажи мне — я забуду, покажи — я запомню, заставь сделать — я пойму».

Зачем организации это нужно?

В соответствии с лицензионными условиями ведения хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом …», которые утверждены приказом Министерства транспорта и связи Украины от 02.07.2010 № 427 п. 2.3.11. «Лицензиаты обязаны организовать повышение квалификации руководителей и специалистов автомобильного транспорта, деятельность которых связанна с оказанием услуг по перевозке, обеспечивать прохождение лицами ответственным за техническое состояние автотранспортных средств, охрану труда и пожарную безопасность, а так же лицами ответственными за проведение медицинских осмотров водителей, обучения ….»

Каждому учащемуся выдаются методические пособия, журналы, нормативные акты и другие учебные материалы.

После завершения обучения и успешной сдачи выпускного тестирования, слушатель получает:

1. Номерной штамп внесённый в единый реестр ответственных

2. Документ об образовании государственного образца

В Центре организации дорожного движения Правительства Москвы прошла открытая лекция по безопасности дорожного движения

14 декабря в Центре организации дорожного движения Правительства Москвы прошла открытая лекция по безопасности дорожного движения. В ходе лекции заместитель руководителя ЦОДД Александр Поляков рассказал о мерах, принимаемых транспортным комплексом столицы, по повышению безопасности дорожного движения.

В ходе лекции заместитель главы ЦОДД рассказал, что за последние годы в Москве были внедрены ряд мер, которые позволили повысить безопасность движения в городе, а также улучшить дорожную ситуацию. Так, в Москве была разработана и внедрена Комплексная схема организации дорожного движения, внедрена Интеллектуальная транспортная система, организовано удобное парковочное пространство.

Вместе с тем, реализация первого этапа Комплексной схемы организации дорожного движения в городе Москве позволила снизить аварийность в городе. Наибольший эффект от снижения аварийности наблюдается на ключевых магистралях в центральной части города. По данным Департамента региональной безопасности, количество ДТП с материальным ущербом внутри Садового кольца в 2015 году сократилось на 71% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Количество ДТП с пострадавшими сократилось на 28%.

Кроме того, несмотря на существенный прирост автопарка, с 2012 года скорость движения по основным магистралям города увеличилась на 23%. С прошлого года скорость движения улучшилась на 8%.

«В результате введения выделенных полос для общественного транспорта, реорганизации парковочного пространства, настройки светофорного управления в городе нам удалось сократить время доезда бригад скорой помощи до места ДТП. Так, в 2008 году скорость доезда машин скорой помощи составляла 20,3 минут, в этом году — 8,1 минут. Мы считаем, что сохранение жизней людей – самый главный показатель эффективности нашей работы», — отметил заместитель руководителя Государственного казенного учреждения города Москвы – Центр организации дорожного движения Правительства Москвы Александр Поляков.

Справочно: Открытую лекцию по безопасности дорожного движения посетило более 50 студентов Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, а также автолюбители и эксперты по транспортной тематике. Всего в лекции приняли участие около 80 человек.

Организация и безопасность дорожного движения лекции

Володин Олег Николаевич

кандидат юридических наук

доцент, кафедра Организация и безопасность движения, Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

440028, Россия, Пензенская область, г. Пенза, ул. Германа Титова, 28

Associate Professor at the Department of Road Safety Organization of Penza State University of Architecture and Construction

440028, Russia, Penza, ul. Germana Titova, 28

Настоящая статья посвящена одному из самых актуальных и сложных социальных явлений современности – безопасности дорожного движения. Целью и задачей работы являются: получить максимально широкое знание и дидактически значимую основу для совершенствования учебного материала по указанной теме. Автором предприняты шаги к категориальному анализу указанного явления с позиций философии и теории права. Объектом исследования являются природа и характеристики общественных отношений, складывающихся в процессе перемещения людей и грузов посредством механических транспортных средств. Предметом исследования являются предусмотренные законодательством состояния перевозочного процесса. В качестве методов исследования применены логико-юридический и структурный методы с диалектических позиций, психолого-правовой анализ и построение семантических абстрактных конструкций. Впервые произведено описание явления безопасности с социально-философских позиций. По результатам анализа феномена «безопасность дорожного движения» сделан вывод о его базовой правовой природе, органичной связи с основными понятиями теории права и правоохранительном характере. Одновременно установлено, что наиболее полно раскрыть существо феномена возможно с применением межотраслевого подхода.
Ключевые слова: безопасность, безопасность дорожного движения, научная категория, теория права, правосознание, законность, правопорядок, правонарушение, правоприменение, межотраслевой подход

Дата направления в редакцию:

The article considers one of the most topical and complicated social phenomena of the present days – road safety. The purpose of the study is to obtain the comprehensive knowledge and didactic background for the improvement of educational materials on this subject. The author attempts to carry out categorial analysis of this phenomenon from the position of philosophy and theory of law. The research object is the nature and the characteristics of social relations arising in the process of transportation of people and cargoes by vehicles. The research subject is the legally established conditions of the process of transportation. The author applies logical and legal, and structural research methods, psychological and legal analysis, and semantic abstractions development. The author describes the safety phenomenon from socio-philosophical positions. The author concludes about the fundamental nature of the road safety phenomenon, its organic relation to the general concepts of theory of law, and law enforcement character. At the same time, the author ascertains that the best way to reveal the essence of this phenomenon is the application of cross-sectoral approach.

law enforcement, breach of law, law and order, legitimacy, legal consciousness, theory of law, scientific category, road safety, safety, cross-sectoral approach

Пожалуй, в последние 15 лет нет темы, более значимой и звучащей, чем проблема обеспечения безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения являет собой крайне важное и сложное социокультурное явление, феномен автомобилизации и связанные с ним явления привели к созданию антропотехнической макросреды, заметно изменили характер общественных отношений и коммуникаций в России. Однако, современный секьюритивный дискурс невозможно оценить как системный и содержательный. В обществе складывается точка зрения что любой гражданин, имеющий водительское удостоверение и автомобиль – уже эксперт в вопросах дорожного движения. За кажущейся очевидностью и даже простотой понимания вопросов, связанных с данной тематикой в реальности открывается примитивный, бытовой уровень, влекущий за собой поверхностность и ошибочность, недопустимые в дискуссии среди участников обсуждения, так и спорадичность и энтропию идеологии, а также слабую эффективность и прогнозоёмкость в правотворчестве и государственной политике и управлении. Чинам, причастным, либо призванным быть в авангарде работы по обеспечению безопасности дорожного движения [за исключением ряда сотрудников ГИБДД и ГАДН] явно не достаёт и отраслевой компетентности, и глубины понимания явления. В связи с этим необходимо развёрнутое, можно сказать – метафизическое понимание того, что такое «безопасность», и что такое «безопасность дорожного движения» в научном смысле.

Для любой научной категории важными аспектами являются философская и социальная природа, собственный понятийный ряд и его логико-семантические основы и значение, устойчивые связи во внутрикатегорийной структуре и эмпирические факторы – проявления в повседневной жизни.

«Безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; ». [1] Приведённое легальное определение следует считать в известной степени условным. У неспециалиста понимание указанной нормы вызывает некие сложности. Так, на просьбу, обращённую к студентам выпускного курса АДИ ПГУАС сформулировать собственное понятие «безопасности дорожного движения» нам пришлось столкнуться с явно упрощённым подходом к решению данной задачи. Завтрашние бакалавры в основном видят в «безопасности» дорожного движения – «соблюдение ПДД», «недопустимость нарушений ПДД», а то и «соблюдение скоростного режима», т.е. абсолютно локальные, либо частные задачи.

Указанная ситуация сгенерировала задачу как углубления и расширения знания, так и последующей постановки приемлемых в дидактическом смысле пояснений о природе, структуре и значении категории «безопасность дорожного движения».

В связи с вышесказанным полагаем возможным предложить коллегам и читателям ряд рассуждений и выводов в части заявленного предмета.

В известной нам на настоящий момент литературе (и монографической, и даже учебной) нами не обнаружилось исследований по генезису и онтологии категории «безопасность». В логическом аспекте «безопасность» следует расценивать как безусловный антоним понятию «опасность». В данном ключе, скажем, строит контекст своих трудов профессор М.А. Котик, указывая применительно к объекту психологии безопасности, что им являются «различные виды предметной деятельности человека, связанные с опасностью.» [2, с. 20] В указанной дихотомии «опасность» является первичной сущностью, она возникает изначально и уже в противоположность ей создается и развивается «безопасность».

Опасность тесно связана, вернее сказать – структурно определяется такими фактами [триада опасности], как страх, угроза, ущерб. Смысловое назначение перечисленных понятий можно охарактеризовать, как негативные, «со знаком минус».

Применительно к теме нашего исследования страх следует понимать дуалистично: в философско-антропологическом ключе – как осознание, или ожидание возможности утраты кого-либо или чего-либо, неразрывно (можно сказать – фатально) связанного с индивидом; в психофизиологическом ключе – как особая эмоция, нарушающая обычные, нормальные параметры функционирования организма и фокусирующая внимание на реальной, либо потенциальной угрозе. Страх может возникать внезапно, может иметь «накопительный» характер, но в любом случае страх мы представляем как сильное внутреннее переживание индивида, вызванное угрозами из внешней среды.

Угрозу мы предлагаем понимать, как потенциально возможное изменение уклада и условий жизнедеятельности индивида, влекущее за собой нежелательные в смысле интересов, и негативные в смысле психологических установок индивида – воздействия на характер/качество указанных уклада и условий. Угроза всегда понимается индивидом, проступает через его мышление, а в некоторых случаях может ощущаться, отражаться в его рецепторном контуре (например – подача звукового сигнала или световых сигналов автомобиля). Но угроза всегда, во всех случаях задействует интеллектуальную сферу индивида, ибо инстинктивный аппарат (или тонкость его настройки) может «пропустить» какой-либо сопутствующий опасности атрибут.

Ущерб – есть итоговое, финальное последствие страха, как человеческого переживания и угрозы, как образа опасности для причинения вреда относящимся к индивиду натуральных (природных) и материальных (созданных из объектов природы) ценностей. Основные ценности – это жизнь, здоровье, семья (как микросоциум), имущество/собственность. Соответственно, вред может выражаться в таких событиях, как смерть, травма, увечье индивида, смерть и увечья его членов семьи, повреждение либо уничтожение его имущества/собственности.

В.И. Ярочкин и Я.В. Бузанова, рассуждая об «источниках опасности», указывают, что это «условия и факторы, которые таят в себе и при определённых условиях сами по себе либо в различной совокупности проявляют или обнаруживают враждебные намерения, вредоносные свойства, деструктивную природу, реальные или потенциальные действия.» [3, с. 22] С данным утверждением, несмотря на его излишнюю для теоретической работы колоритность в целом согласимся. Применительно к «безопасности дорожного движения» существо опасности нормативно выражается в «дорожно-транспортных происшествиях и их последствиях».

В дорожном движении, как совершенно особом социальном действе, ранее перечисленные факторы «триады опасности» выражаются абсолютно рельефно и показательно.

Мы абсолютно убеждены, что в социальном плане «безопасность» представляет собой определённую, достаточно целостную систему гарантий, систему динамическую, направленную на создание абстрактного впечатления и эмпирического (вплоть до перцептивного) ощущения индивидуальной ограждённости субъекта социального взаимодействия от различных опасностей в процессе жизнедеятельности. «Наличие в той или иной стране эффективной системы взаимоувязанных гарантий определяет поведение и психологическое самочувствие людей, всю социально-психологическую атмосферу.» [4, с. 397]

Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 №390-ФЗ не содержит конкретно-определённой дефиниции, позволившей бы нам исходно проанализировать интересующую нас категорию в нормативном ключе. В связи с этим обратимся к приведённому выше легальному определению «безопасности дорожного движения» и проведём анализ содержащихся в нём понятий.

В контексте настоящего исследования состояние следует понимать, как сложившееся бытийное положение, наличный порядок вещей, их качество, атрибуцию и меру. Согласимся с утверждением, что «состояние – это форма реализации бытия, присущая всем явлениям, системам, объектам, процессам». [5, с. 60]

Защита безусловно должна пониматься как действие, либо очевидная возможность действия, призванного к осуществлению ограждения/охраны субъекта от источников опасности. Иными словами защита представляет собой мандат государства на охрану граждан, их прав и интересов. Осуществляется защита, в юридическом смысле – уполномоченными государством правоприменительными институтами/должностными лицами. В данном случае мы сознательно исключаем из инструментария защиты – самозащиту, поскольку примеры таковой в дорожном движении представляют затруднительную задачу. Следовательно, защита понимается нами в своей природе из отношений власти (управления) и подчинения.

Деятельностная сторона безопасности дорожного движения нормативно определена как [её] обеспечение. Обеспечение, в свою очередь – это реализация мандата суверена на функцию защиты, на практическое профессиональное правоприменение в сфере «безопасности» и «безопасности дорожного движения». Общепрактическая задача обеспечения безопасности дорожного движения – «добиться снижения общего количества дорожно-транспортных происшествий, числа убитых и раненых в условиях развития автомобилизации.» [6, с. 16] Подобная задача безусловно находится в ареале интересов государства, как властного организатора общественной жизни и законодателя.

Нормативно понимаемая аксиология категории «безопасность дорожного движения» кроется в естественно-правовой традиции и цивилистической прагматике. Жизнь, здоровье, имущество, осуществление прав и свобод – таковы основы и ценностной матрицы и палитры интересов участников дорожного движения в рассматриваемом нами контексте. Некоторые авторы собственно безопасность определяют в разряд самостоятельной социальной ценности. Полагаем, что для такой позиции имеются вполне обоснованные предпосылки.

Культурные и этические аспекты безопасности дорожного движения заключены, по нашему глубокому убеждению, в уровне интеллектуального развития индивида – участника дорожного движения. Степень проникновения права в образ мыслей и убеждения индивида определяется только через процесс мышления и понимания, следовательно данный аспект имеет абсолютно выраженное психолого-правовое наполнение.

Мы абсолютно убеждены, что безопасность/безопасность дорожного движения представляет собой цель и продукт правопорядка, как нормативной формы организации социума и внутрисоциумных отношений и связей. «Современная социальная, политическая и правовая жизнь невозможна без порядка, без определённой картины бытия и упорядоченных на её основе социальных отношений». [7, с. 7] Право, как самое надёжное и действенное средство социального управления осуществляет данное управление через свой функциональный арсенал. В частности, охранительная функция права материализуется в таких явлениях юридической действительности и юридической процедуры, как «защита» и, как следствие – «обеспечение безопасности». Тем самым мы делаем вывод, что с точки зрения теории права «безопасность»/«безопасность дорожного движения» – явление правоохранительное.

Факторы, создающие устойчивую среду безопасности.

Правосознание – личностное, психологическое, интеллектуальное восприятие индивидом права, как неотъемлемой части его бытия, отношения к праву, степени (уровня) посвящённости в цели, задачи и влияние права в повседневной жизни. Правосознание определяет степень значения права для повседневной жизни индивида.

Законность – особого рода режим общественной жизни, коренящийся в соблюдении и исполнении норм, юридических предписаний, обращённых ко всем субъектам, пребывающим во властном ареале соответствующего суверена.

Перечисленные факторы безусловно формируют базис безопасности, закладывают опору под нормативную сущность феномена «безопасности». Устойчивость соответственно, мы склонны понимать, как максимально возможную неизменность правил, учреждающих институт «безопасности». Устойчивость выступает в виде уравнения: чем более стабильны право и юридическая процедура – тем неизбежнее принцип неотвратимости и тем более явно ощущение безопасности.

В итоге перечисленные факторы образуют прочную связь между нормой права и повседневным поведением индивида, претворение норм в действия и поступки субъектов социального взаимодействия.

Факторы, образующие динамику безопасности .

Правовое регулирование, как способ упорядочивания общественных отношений мы склонны применительно к теме исследования понимать как оперативную и эффективную реакцию государства на разновидности отклонений от правомерного поведения. Так, скажем, Глава 12 КоАП РФ содержит несколько десятков достаточно подробных составов административных правонарушений в сфере дорожного движения. Также, одной из задач правового регулирования мы видим синтезирование опыта и нормативную классификацию атрибутов опасности. Примером в этой части может служить долгожданное нормативное оформление в виде отдельного объекта такой спорной сущности, как «опасное вождение».

Правоприменение, как властная форма реализации права, является активным способом поддержания состояния безопасности, орудием принуждения субъектов социального взаимодействия к правомерному поведению в случаях недостаточности, ошибок либо дефектов правосознания.

Факторы, представляющие опасность для правопорядка .

Правонарушение – это «юридический факт, представляющий собой виновное противоправное деяние, за которое установлены меры юридической ответственности.» [8, с. 12] Правонарушение, как деяние идущее вразрез с правом и его целями, против него, контрнормативно посягает на прочность правопорядка и разрушает правовой фундамент безопасности.

Дорожно-транспортное происшествие – это «событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.» [9]

Резюмируя, следует согласиться с выводом, что «право на безопасность с юридической точки зрения – это совокупность правомочий субъектов права на виды безопасности в социальной, экономической и в других сферах; на правовую безопасность закона и правоприменения; на самообеспечение и обеспечение (осуществление, охрану, защиту) безопасности совместно с другими субъектами, государством при соответствующих гарантиях, обязанностях и правомерном юридическом обеспечении; на безопасные для субъектов результаты фактической безопасности и т.д.» [10, с. 22]

Попытки рассмотреть феномен «безопасность дорожного движения» в строго [каком-либо] дисциплинарном ключе не привели нас к плодотворным итогам. Анализ имеющейся у нас литературы по заявленному к исследованию предмету позволил сделать вывод о допустимости и необходимости межотраслевого [междисциплинарного] подхода к его изучению.

Наиболее распространённым является технократический взгляд на проблему и сущность феномена «безопасность дорожного движения». Известные в этой части труды В.Ф. Бабкова, Г.И. Клинковштейна, В.И. Коноплянко, В.Д. Кондратьева и др. – известны в профессиональной среде и служат абсолютными «маяками» для специалистов. Исследование «безопасности дорожного движения» через призму системы ВАДС и её элементов и аспектов – самое научно проработанное на сегодняшний день.

Дорожное движение определяется законодателем, как процесс, т.е. определённым формальным образом упорядоченный состав/перечень действий. Участники процесса – участники дорожного движения, т.е. общественных отношений, складывающихся в ходе дорожного движения. Данные обстоятельства точно указывают на абсолютную необходимость подключения социологии, как одного из научных подходов к изучению «безопасности дорожного движения». Работы П.А. Ваганова, А.Ш. Викторова, В.Н. Кузнецова, посвящённые социологическим аспектам «безопасности», образуют вполне достойную и достаточную научную базу в этой части.

Ярко выраженные поведенческие и культурные аспекты «безопасности дорожного движения» диктуют включение в гносеологический арсенал подходов общей, социальной и юридической психологии. Уже упоминавшиеся труды М.А. Котика, а также М.И. Еникеева и А.М. Столяренко прекрасно соответствуют подобной задаче.

Что касается научно-юридического подхода к изучению феноменов «безопасность» и «безопасность дорожного движения», то данный сегмент является практически «незакрытым». Исключение составляют многочисленные и довольно качественные работы, посвящённые различным сегментам и характеристикам [национальная, государственная, социальная, общественная и др.] «безопасности», а также посвящённые «безопасности дорожного движения» в историко-правовом, уголовно-правовом, криминологическом, криминалистическом и административно-правовом аспектах. Однако, глубоких и масштабных теоретико-правовых исследований вышеуказанных феноменов на сегодняшний момент нам обнаружить не удалось.

В этой связи необходимо отметить, что межотраслевой подход требует не просто профессиональных познаний, но познаний достаточно высокого, теоретического уровня по указанным смежным отраслям. Исходя из того, что «безопасность» является сущностью «рукотворной», т.е. плодом усилий и творчества человека, что касается определения природы феномена «безопасность дорожного движения», то приведённые обстоятельства позволяют сделать вывод о правовом характере его генеза. Именно исходя из этого базовым подходом к изучению феномена «безопасность дорожного движения» определён теоретико-правовой подход.

Настоящая публикация имела своей целью не только продолжить тематический авторский цикл, но и расширить горизонт дальнейших исследований и дискуссии в сфере нормативного и психолого-правового подходов к изучению феномена «безопасность дорожного движения» как научной категории.

Еще по теме:

  • Экзамены пдд онлайн 2018 по билетам в гаи гибдд категории в с ком ПДД 2018 онлайн России Новые правила ПДД экзамена 2018 5 вопросов за ошибку Официальные экзаменационные билеты ПДД 2018 новые с 10 апреля 2018 категории ABM A1B1 Частные Автоинструкторы […]
  • Трудовой кодекс рк 5 раздел Кодекс Республики Казахстан от 23.11.2015 N 414-V ЗРК"Трудовой кодекс Республики Казахстан" Часть 2. Особенная часть Раздел 2. Трудовые отношения Глава 5. Трудовой […]
  • Должностная инструкция исполнительного директора ооо образец Должностная инструкция исполнительного директора Утверждаю Генеральный директор АО (ООО) Приказ N ____________________ от "__"_____________ 200 _ г. Должностная инструкция исполнительного […]
  • Код экономической деятельности ип ОКВЭД 2 2018с расшифровкой кодов ОБЩЕРОССИЙСКИЙ КЛАССИФИКАТОР ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ На сайте представлен справочник, содержащий коды ОКВЭД на 2018 год с расшифровкой по видам […]
  • Спайсы статья 234 Спайсы статья 234 Один общий ответ на много вопросов о производных, спайсах и новом законе Спрашивает Надежда Моего сына и двух его друзей задержали с наркотиками ГНК.,изьяли всего один […]
  • Гусов право соц обеспечения 68 книг по социальной работе / Гусов-Право социального обеспечения 2001 Под редакцией . заслуженного деятеля науки РФ , академика РАСН , доктора юридических наук , […]
  • Уголовный кодекс 2007 года Уголовный кодекс 2007 года УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Утратил силу с 1 января 2015 года, за исключением статьи 51 , утратившей силу с 1 января 2016 года, в соответствии с […]
  • Закон о приватизации 1994 Федеральный закон от 11 августа 1994 г. N 26-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (с изменениями и […]