Оформление дтп без вызова гаи

Оглавление:

Как оформить ДТП без вызова ГИБДД?

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Самостоятельное оформление ДТП водителями без участия сотрудников полиции возможно только при одновременном соблюдении следующих условий (п. 5 ст. 11, п. 1 ст. 11.1, п. 1 ст. 14.1 Закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ; п. 2.6.1 ПДД РФ):

  • в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам, участвовавшим в ДТП (не причинен вред жизни или здоровью);
  • ДТП произошло в результате столкновения двух и более транспортных средств (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована по полису ОСАГО;
  • обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате ДТП и (или) характер и перечень видимых повреждений автомобилей не вызывают разногласий у участников ДТП.

При оформлении документов о ДТП без участия сотрудников ГИБДД размер страхового возмещения, причитающегося потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его автомобилю, не может превышать 50 000 руб. (п. 4 ст. 11.1 Закона N 40-ФЗ).

В случае оформления документов о ДТП, произошедшем в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, страховое возмещение потерпевшему осуществляется в пределах 400 000 руб. при условии представления страховщику данных об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате ДТП, которые зафиксированы с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации (фото- или видеосъемка транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, а также данные, зафиксированные с применением средств навигации, функционирующих с использованием технологий системы ГЛОНАСС или ГЛОНАСС совместно с иными глобальными спутниковыми навигационными системами) (п. 5 ст. 11.1, пп. «б» ст. 7 Закона N 40-ФЗ). Потерпевший должен понимать, что страховая компания выплатит только эту сумму, даже если реальный ущерб окажется больше.

Примечание. Участники ДТП вправе не оформлять документы о ДТП, если в ДТП повреждены транспортные средства или иное имущество только участников ДТП и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов ( п. 2.6.1 ПДД РФ).

Для оформления ДТП без привлечения сотрудников ГИБДД рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Осмотрите транспортные средства и оцените повреждения

Осмотрите совместно со вторым участником ДТП (водителем второго автомобиля) место и обстоятельства ДТП, степень механических повреждений и оцените величину ущерба. При наличии с собой фото- и видеоаппаратуры сделайте съемку всех подробностей ДТП — расположения автомобилей, повреждений и т.п. Это может помочь в дальнейшем при возникновении спорных ситуаций. Выясните со вторым участником ДТП, имеются ли у вас разногласия по поводу того, кто является виновником. Если разногласий нет и ущерб потерпевшему по приблизительной оценке не превысит 50 000 руб., переходите к следующему шагу.

Шаг 2. Зафиксируйте обстоятельства причинения вреда транспортным средствам

Фиксация причинения вреда может осуществляться с помощью фото- или видеосъемки либо с применением средств навигации.

Фото- или видеосъемка должна быть выполнена в течение не более 60 минут после ДТП и включать изображения (п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2014 N 1002):

  • государственных регистрационных знаков транспортных средств участников ДТП или идентификационных номеров (VIN) (в случае отсутствия государственных регистрационных знаков транспортных средств);
  • мест повреждения транспортного средства;
  • взаимного расположения транспортных средств участников ДТП с привязкой к объектам транспортной инфраструктуры или иным неперемещаемым объектам;
  • государственного регистрационного знака транспортного средства свидетеля ДТП (при наличии).

Отметим, что в автомобиле может быть установлено устройство вызова экстренных оперативных служб, осуществляющее и обеспечивающее определение координат, скорости и направления движения транспортного средства, а также передачу сообщения о транспортном средстве при ДТП (п. 6 Технического регламента, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877).

Шаг 3. Уберите транспортные средства с проезжей части

Водитель, причастный к ДТП, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие (п. 2.6.1 ПДД РФ).

Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных ПДД , в связи с ДТП, участником которого он является, влечет наложение административного штрафа в размере 1 000 руб. В случае уплаты штрафа не позднее 20 дней со дня вынесения постановления о его наложении размер штрафа уменьшается вдвое. Если исполнение постановления было отсрочено либо рассрочено, штраф уплачивается в полном размере ( ч. 1 ст. 12.27 , ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ).

Шаг 4. Проверьте документы

Попросите второго участника сообщить вам сведения о договоре обязательного страхования, в том числе номер страхового полиса обязательного страхования, а также наименование, адрес местонахождения и телефон страховщика. Сообщение данных полиса ОСАГО другим участникам ДТП по их требованию — обязанность водителя (п. 3.2 Приложения N 1 к Положению, утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П).

Убедитесь, что полис второго участника ДТП является действующим. Если вы виновник — указанная проверка полиса второго участника подтвердит (или опровергнет) правомерность оформления ДТП без вызова сотрудников ГИБДД. Обязательно проверьте все имеющиеся в наличии документы — паспорт второго участника ДТП (если имеется), водительские права, документы на автомобиль.

Шаг 5. Оформите документы для страховой компании

Заполните совместно со вторым водителем — участником ДТП бланк извещения о ДТП. Указанные бланки страховщики выдают всем водителям при оформлении полиса ОСАГО, их рекомендуется возить с собой в автомобиле. Обратите особое внимание на точность указания всех механических повреждений и правильность составления схематического рисунка ДТП. Если в автомобиле пострадал перевозимый предмет (ноутбук, детская коляска и др.), обязательно зафиксируйте это подробно в извещении о ДТП. В противном случае может возникнуть спор со страховщиком в части страхового возмещения по этому имуществу.

Обязательно укажите в извещении, что оформление проводилось без сотрудника ГИБДД. Проверьте внесенные данные. Подписать извещение должны обе стороны. Разъедините подлинник и копию извещения (копия создается автоматически на втором листе извещения). Обычно потерпевший забирает подлинник, а виновнику отдается копия заполненного извещения о ДТП (п. 3.6 Правил, утв. Банком России 19.09.2014 N 431-П).

Шаг 6. Представьте документы в страховую компанию

В течение пяти рабочих дней со дня ДТП потерпевший представляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, следующие документы и материалы (п. 2 ст. 11.1 Закона N 40-ФЗ; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2014 N 1002):

  • экземпляр бланка извещения о ДТП, заполненный водителями;
  • заявление о прямом возмещении убытков;
  • электронный носитель с информацией, содержащей фото- или видеосъемку транспортных средств и их повреждений на месте ДТП, дату и время фото- или видеосъемки, а также координаты местоположения технического средства контроля;
  • заявление о том, что информация, содержащая фото- или видеосъемку, является некорректированной.

Если у вас возникли какие-либо сомнения по поводу обстоятельств ДТП (например, не превышает ли ущерб 50 000 руб.), неуверенность в определении виновника (существуют разногласия между участниками ДТП), а также сомнения относительно документов второго участника ДТП и (или) иные сомнения, вызывайте сотрудников ГИБДД и оформляйте ДТП в общем порядке.

Что делать сразу после ДТП? >>>

Какая ответственность применяется к виновнику ДТП? >>>

Оформление ДТП без ГАИ: преимущества и недостатки европротокола

Верховная Рада приняла в первом чтении (и в ближайшее время может принять окончательно) проект Закона №4652-д с названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дорожно-транспортных происшествий и выплат страхового возмещения». Этим документом в украинскую практику вводится понятие европротокола. Он позволит водителям, застраховавшим гражданскую ответственность, оформлять ДТП не только с участием ГАИ, но и без нее. Если участники аварии смогут договориться, им не грозят штрафы и лишение водительских прав…

Коротко по сути

По своей форме и сути так называемый европротокол — это всего лишь официальное сообщение о ДТП, составленное его участниками, которые застраховали свою ответственность на условиях ОСАГО, и подписанное каждым из них лично. Его появление в украинском правовом поле связано с приближением Евро-2012. Но вопреки расхожему мнению, европротокол не исключает протоколов ГАИ, а только дополняет их. Другими словами, заполнять этот документ с нехитрыми вопросами на тему «каким образом вы попали в аварию» придется вне зависимости от того, вызывается ли на место происшествия автоинспекция или водители улаживают проблемы самостоятельно. Просто в последнем случае для страхового возмещения не придется ждать решения суда, платить штраф и контактировать с милицией.

Родоначальником европротокола является Франция. В течение последних 30 лет система распространилась на многие страны Европы. Правда, единого европейского законодательства на этот счет не существует. Каждая страна устанавливает свои правила и предельные суммы страхового возмещения. Единственное, что унифицировано, — сам бланк европротокола. Во всех странах, его признающих, бланки и вопросы совпадают. Разница лишь в том, что в Великобритании европротокол — на английском, в Испании — на испанском, в Украине будет на украинском языке.

Кстати, как в России (где европротокол появился раньше), так и в Украине используется французская модель. Во Франции водители — участники ДТП могут договариваться без вызова полиции в любом случае, если вред нанесен исключительно автомобилям. То есть в аварии нет пострадавших и не повреждено имущество, находившееся в авто. В Бельгии, например, правила либеральнее: полицию можно не вызывать, даже если есть травмированные (но не погибшие).

Реформа ментальности

Введение европротокола совершит в умах украинских автолюбителей небольшую революцию. Фактически это перевод отношений из формата «государство—человек» в частные отношения между автомобилистами. Что само по себе уже довольно серьезная «реформа ментальности».

Привычки оформлять аварии без привлечения ГАИ у наших людей нет. Хотя возможность такая есть уже давно. «Даже действующие правила дорожного движения позволяют участникам несложного ДТП доехать до ближайшего поста ГАИ, составить схему, провести оформление документов, — говорит начальник юридического департамента Моторного транспортного страхового бюро Украины Роман Роменский. — Пару лет назад в Киеве пытались провести эксперимент с оформлением ДТП без выезда ГАИ. Но эксперимент провалился. В чем причина? Думаю, в том, что сотрудник ГАИ должен не только оформить информацию о ДТП, но и составить протокол об админнарушении. А брать на себя ответственность, если он не видел ни места происшествия, ни того, как транспортные средства располагались после ДТП, мало кто хочет. Тем более что материалы дела идут в суд, который выносит решение по админнарушениям. А там предусмотрены очень серьезные санкции — вплоть до лишения прав, высокий штраф…».

Юристы говорят, что даже в России аналог нашей 124-й статьи Кодекса Украины об административных правонарушениях (ответственность за имущественный вред, причиненный в результате нарушения правил дорожного движения) звучит по-другому. Там прописана ответственность только за легкие телесные повреждения, а не за имущественные. Теперь же, поясняет Роман Роменский, по ст. 124 КУоАП не будут отвечать лица, если они не находились в состоянии алкогольного опьянения и использовали право на европротокол.

Примечательно, что продвижение европротокола в Украину лоббировалось МВД. На первый взгляд, это странно, потому что данная новация сократит сборы по штрафам как минимум вдвое. Но, как выяснилось, милиция готова пожертвовать штрафами, поскольку устала «отрабатывать» царапины на бамперах стукнувшихся авто. К тому же машины с незначительными повреждениями, которые полдня ждут ГАИ, создают на улицах крупных городов колоссальные пробки. Как пояснил источник в автоинспекции, ресурсов на быстрое реагирование по мелким авариям у ГАИ просто нет. «Введение европротокола облегчит жизнь сотрудникам милиции: они смогут заниматься тем, чем прежде всего должны заниматься — уменьшением количества травмированных и погибших», — сказал он.

Ложка дегтя

Впрочем, пока неизвестно, как приживется европротокол в Украине по сравнению с Россией, где он не прижился совсем. Во-первых, пока законопроект предусматривает, что сотрудники ГАИ не будут выезжать на место ДТП, если речь идет о причинении вреда исключительно транспортному средству. Если же в машине был ноутбук и пострадал, или порвалась одежда, или, как в известном фильме, пропали «два портсигара отечественных, две куртки замшевые…», без милиции по-прежнему не обойтись, ибо повреждение дополнительного имущества не учитывается при оформлении европротокола.

Во-вторых, вопреки закону, далеко не все транспортные средства до сих пор обеспечены полисами обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). К тому же европротокол касается только возмещения вреда, нанесенного обеспеченным транспортным средством другим обеспеченным автомобилям в рамках ОСАГО.

Комплексное автомобильное страхование «на все случаи жизни», известное как КАСКО, под европротокол не адаптировано. То есть оформить сообщение о ДТП придется, но страховая компания, которая выплачивает возмещение по КАСКО, наверняка потребует еще и документы от ГАИ.

Кстати, наличие двух полисов — КАСКО и ОСАГО позволяет автовладельцу получить дополнительное возмещение. «Если вы не виноваты в ДТП и застрахованы по КАСКО, то получаете выплаты от своего страховщика. А тот в свою очередь требует часть выплат с компании, где застрахован по ОСАГО виновник аварии. Но если у вас по КАСКО большая франшиза и вы что-то недополучили, можно обратиться к страховой компании виновника и получить разницу в рамках ОСАГО», — консультирует Роман Роменский.

Наконец, самое главное препятствие для широкого применения европротоколов — это скептицизм страховых компаний. «Отношение к европротоколу у меня двоякое, — говорит заместитель председателя правления СК «Добробут» Александр Завертень. — С одной стороны, наше государство принимает на вооружение практику урегулирования страховых случаев Европейского сообщества, и это, конечно, положительный момент. Положительным является и то, что уменьшится количество заторов, так как участники ДТП не будут тратить время на ожидание приезда сотрудников ГАИ. Но есть и целый ряд отрицательных моментов. Например, у наших людей другая, по сравнению с гражданами Европы, ментальность и потому возрастет количество случаев мошенничества. Нивелируется возможность страховых компаний реализовать свое право регресса, предусмотренное ст. 38 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств». Всех клиентов надо обеспечить бланками европротокола, а это существенные затраты. Давайте приблизительно подсчитаем. Компания в среднем продает 5 тыс. полисов. Если каждому клиенту выдавать только по одному европротоколу, получается такая средняя калькуляция: 0,7 грн. х 5000 х 12 = 42 000 грн. в год…».

«Для страховых компаний это действительно проблемный вопрос, — соглашается Роман Роменский. — Главная проблема заключается в том, что могут быть довольно массовые факты фальсификаций транспортных происшествий и их будет сложно доказывать. Скажем, ударился сам в дерево. С кумом договорился. Уже имеем якобы ДТП и европротокол. За границей проблема фальсификации есть. К тому же страховые компании могут быть завалены заявлениями на мелкие возмещения, которые раньше разрешались на уровне частных договоренностей и передачи 100 у. е. друг другу. Но я думаю, что эти проблемы будут решены».

По словам г-на Роменского, довольно скоро в Украине будет окончательно сформирована база данных по полисам ОСАГО. И страховщики смогут видеть «кредитную историю» своего клиента: сколько раз он попадал в ДТП, по чьей вине. Таким образом, более широкое применение получат коэффициенты — бонус и малус. Ну, с бонусом все понятно — это уменьшение стоимости страховой услуги для безаварийных водителей. А вот малус — слово, которое для большинства граждан звучит непривычно. Это — повышающий коэффициент для тех, кто ранее совершал ДТП.

«На сегодняшний день страховые компании этим не пользуются. Пока база данных по ОСАГО до конца не сформирована, клиенты могут перейти в другую компанию, где не знают, как они ездят. Но когда будет база, переплачивать за полис им придется везде. Причем при двух ДТП за год это может быть двукратное повышение платежа», — рассказывает Роман Роменский.

Что касается мошенничества, то если такой факт будет установлен в судебном порядке по норме, заложенной в законопроекте, злоумышленник возвращает страховой компании выплаченное возмещение в двойном размере. Еще одним препятствием для мошенников может стать ограничение по страховым выплатам (в случае применения европротокола). В нынешней редакции проекта таких ограничений нет, но, говорят в МТСБУ, целесообразно максимальные размеры страховых выплат по ДТП, которые оформлялись без участия сотрудников ГАИ, установить на уровне 50 тыс. грн. на одно событие и не более 10 тыс. грн. на одного пострадавшего. В дальнейшем эти максимальные размеры, по мнению страховщиков, должны пересматриваться Госфинуслуг на основании предложений МТСБУ.

Адвокатская фирма предлогает: адвокат, юрист, юридические услуги в г. Киев 7 дней в неделю 24 часа в сутки.
Описание сайта адвокатов: Европротокол позволит водителям, застраховавшим гражданскую ответственность, оформлять ДТП не только с участием ГАИ, но и без нее
Ключевые слова юридической фирмы: оформление ДТП, ГАИ, европротокол, страховка, страховое возмещение

Ми пропонуємо лише якісні юридичні послуги в Києві. Якщо Вам потрібен адвокат по кримінальм справам обирайте кращих.

Как правильно оформить ДТП без вызова ГИБДД?

Не всегда ДТП требует вмешательства сотрудников ГИБДД. Если соблюдены определенные условия, проблему можно решить самостоятельно.

Все спорные вопросы могут решиться за несколько часов. Но появится риск не получить положенную денежную компенсацию по страховке, если в протоколе будут ошибки.

Ознакомимся с порядком действий при оформлении ДТП без ГИБДД.

Изменения в законодательстве

Рассмотрим, как оформить ДТП без вызова ГИБДД согласно новому порядку, вступившему в силу с 1 июля 2017 года.

Если нет пострадавших водители должны:

  • остановиться, не менять положение транспорта или элементов аварии;
  • включить фары аварийной сигнализации;
  • расставить на дороге аварийный знак на расстоянии 15 м.

Инспекторы ГИБДД не будут выезжать на место ДТП без пострадавших. Если в результате ДТП никто не пострадал, можно не ехать в ДПС.

Можно самостоятельно решить вопросы по заполнению извещения. Вызов инспектора ГИБДД нужен, если возникнут спорные моменты между участниками ДТП.

Также необязательно участие очевидцев. Фотографий или видео с места аварии будет достаточно.

Водители могут обеспечить себе самостоятельное оформление бланка извещения, в котором нужно прочертить схему и самостоятельно обратиться в страховую компанию за денежной компенсацией ущерба.

Случаи, при которых можно обойтись без ГИБДД

Если у участников нет друг к другу претензий, если никто не пострадал, вызов ГИБДД необязателен.

Тогда водителям нужно действовать следующим образом:

  • зафиксировать все на видео или фото;
  • съехать с места аварии;
  • самостоятельно оформить извещение о случившемся;
  • если бланка с собой нет, можно приехать в ближайшее отделение ДПС и составить все документы, а сотрудники помогут в этом;
  • можно обойтись без оформления документации, если ущерб незначителен, а стороны пришли к согласию о покрытии расходов на ремонт.

Автотранспортное средство убирают с дороги, если оно мешает проехать другим участникам дорожного движения, если нет разногласий, а инцидент можно решить мирным путем.

Рассмотрим подробнее порядок оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД.

Что такое Европротокол?

Это процедура оформления документов о ДТП без сотрудников ГИБДД. Это бланк извещения об аварии. На его основании можно получить компенсацию по страховому полису.

Оформление по европротоколу — это возможность своими силами задокументировать случившееся и оперативно разъехаться, при этом не создавать заторов на дороге, минимизировать риск возникновения новых столкновений. Такая возможность доступна во всех регионах РФ.

Условия, позволяющие оформить ДТП по европротоколу:

  1. В ДТП участвовали только два автотранспортных средства, и оба участника имеют действующий полис ОСАГО.
  2. Пострадали только автомобили и прицепы к ним. Нет пострадавших, погибших, вред иному имуществу не причинен.
  3. У участников нет разногласий в связи с повреждениями авто. Если стороны обвиняют друг друга в произошедшем, придется вызвать ГИБДД.
  4. Размер ущерба не превышает 50 000 рублей. Если автовладелец уверяет, что такая сумма не покроет расходы по ремонтным работам автомобиля, следует вызвать сотрудников ГИБДД.

Если обстоятельства аварии не удовлетворяют этим условиям, оформлять ДТП придется в общем порядке.

Если ТС-участник аварии зарегистрирован на территории другого государства, у его владельца нет ОСАГО или КАСКО, но есть международный страховой полис «Зеленая карта», фиксировать ДТП также можно без сотрудников ГИБДД или предварительно позвонить в Информационный центр «Зеленая карта» РСА по номеру + 7 (495) 641 27 87 и проконсультироваться.

Узнаем, как правильно оформить ДТП без ГИБДД, чтобы получить страховку.

Видео: Как оформить ДТП по европротоколу?

Бланк Европротокола

Бланк должен быть оформлен правильно. Его выдают в страховой компании автовладельцу, когда тот оформляет полис ОСАГО или КАСКО.

Если его нет, можно обратиться в ближайший офис компании или посмотреть на официальном сайте компании. Также можно воспользоваться услугами справочно-правовых систем «Гарант», «Консультант».

Как правильно заполнить извещение о ДТП по ОСАГО без вызова ГИБДД? Европротокол при ДТП обязательно должен составляться бланке под названием «Извещение о дорожно-транспортном происшествии».

Документ состоит из основного листа и вкладыша, на который копируются сведения, вносимые на первый лист. После оформления лицевой стороны основной бланк отделяют от дополнительного. Каждый из этих листов обладает равной юридической силой.

Соблюдение правил оформления европротокола при аварии минимизирует риск возникновения разногласий со страховщиком при рассмотрении документов на денежную компенсацию:

  • заполняется бланк простой шариковой ручкой, разборчиво, печатными буквами;
  • не допускаются помарки и исправления;
  • заполняются все графы и поля.

На лицевой стороне указывают:

  • информацию о месте, дате аварии (если это трасса, фиксируется ее наименование, километр), времени (должно быть точным до минуты);
  • количество поврежденных машин (2), отсутствие пострадавших (другого быть не должно, иначе следует вызвать сотрудников ГИБДД);
  • данные по свидетелям аварии (если они есть);
  • точные сведения поврежденных авто, автовладельцев, лиц, которые управляли ТС в момент аварии;
  • информация о страховщике участника, номер действующего страхового полиса, срок его действия;
  • список поврежденных деталей и узлов машины;
  • схема ДТП (пункт 17).

Нет единых правил, по которым составляется схема. Но рисунок должен быть понятен, чтобы у страховщика не появилось дополнительных вопросов.

На бумагу нужно нанести положение участка дороги, где произошло ДТП, указать наименование соседних улиц, номеров домов, которые расположены поблизости, или торговых центров и иных ориентиров, светофоров, дорожных знаков, разметок и прочее.

На изображение участка схематично наносят положение ТС в момент аварии (обычно машины изображают в виде прямоугольников), обозначают их кодами «А», »В». Направление движения обозначают стрелками.

Место удара — Х. Под графическим изображением дают расшифровку условных обозначений.

В пункте 14 бланка указывают характер и перечень видимого нанесенного ущерба. Сведения следует описывать кратко и точно. Нужно следить, чтобы другой участник не добавил в этот пункт повреждений, которые не относятся к данному ДТП.

Употребляются термины: царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина). Скрытые повреждения выявляются на экспертизе.

В пункте 16 водители отмечают обстоятельства ДТП. Правильно отражайте маневры авто с учетом того, что:

  1. Стоянка — это не остановка. Если машина остановилась на светофоре, отмечается, что ТС «остановился на запрещающий сигнал светофора», а не «на стоянке».
  2. При обгоне одного авто другим, если машина перестраивалась с полосы, отмечается что водитель «менял полосу» и «обгонял».

В пункте 15 «Замечания» можно внести дополнительную информацию об аварии, которая не была указана в пункте с обстоятельствами ДТП.

После составления лицевой стороны ставятся подписи обеих сторон, страницы разделяют, чтобы самостоятельно оформить оборотную сторону.

На оборотной стороне каждый из водителей может описать свое видение аварии, указать, кто управлял автомобилем в момент ДТП.

В «Примечаниях» можно указать сведения о наличии дополнительной информации об аварии, которая была получена после фото- и видеосъемки.

Если бланк будет испорчен, порван, сведения на нем трудно прочитать, документ оформляется на другом банке. Все внесенные в бланк после подписания и разъединения корректировки и дополнения визируются подписями обоих участников.

Если имеются противоречия в данных, которые изложили участники ДТП, значит, характер, перечень повреждений и обстоятельства аварии вызвали разногласия.

Значит, нужно вызывать ГИБДД. Если нельзя определить обстоятельства ДТП и виновника на основании изложенного, страховщик может отказать в денежной компенсации.

Что делать после составления извещения?

Если извещение оформлено, разногласий нет, место ДТП можно покинуть и обратиться к страховщику. К заявлению прикладывается экземпляр извещения об аварии с заполненными лицевой и оборотной стороной.

Отправляется извещение страховщику в течение пяти рабочих дней со дня аварии. Ремонтировать автомобиль нельзя в течение 15 дней.

Если отремонтировать машину необходимо раньше этого срока, ТС предъявляют на осмотр страховщику и получают письменное согласие на ремонт.

Если сотрудник ГИБДД остановит машину

Сотрудник ГИБДД, увидев повреждения машины, может остановить автомобиль, чтобы проверить факт оформления ДТП.

При передаче извещения в страховую нужно взять копию документа, заверенную сотрудником страховой компании, чтобы предъявить ее сотруднику ГИБДД.

ДТП с пострадавшими

В случае ДТП водитель в обязательном порядке:

  • останавливается, не перемещает ТС;
  • включает аварийную сигнализацию;
  • выставляет знак аварийной остановки;
  • не меняет положение предметов, которые имеют отношение к аварии;
  • определяет наличие пострадавших.

Если есть пострадавшие или погибшие, водитель:

  • оказывает первую помощь;
  • вызывает скорую помощь;
  • вызывает ГИБДД;
  • фиксирует ФИО, адрес, контакты очевидцев;
  • если случай экстренный, отправляет пострадавших на попутном авто в медицинскую организацию;
  • если доставить пострадавших в больницу можно только на автомобиле участника ДТП, нужно отправить их в медучреждение, показать медработникам свои документы, вернуться на место аварии на своей же машине.

Если из-за аварии транспортный поток встал, участник:

  • фиксирует место ДТП, положение авто, следы, повреждения с помощью фото-или видеосъемки;
  • записывает данные очевидцев, если они есть;
  • убирает автомобиль с проезжей части;
  • ждет сотрудников ГИБДД.

Сотрудники полиции, прибывшие на место происшествия, фиксируют:

  • информацию об участниках аварии;
  • объяснения участников и свидетелей;
  • дополнительные сведения, которые имеют значение для выяснения обстоятельств аварии;
  • выдают справки о ДТП участникам;
  • возбуждают производство по делу о правонарушении, если таковое имеет место.

Документы для обращения в страховую

В течение пяти рабочих дней нужно обратиться к страховщику со следующими документами:

  • паспортом (если водитель — иностранный гражданин, то следует предъявить нотариально заверенный перевод паспорта (или перевод, заверенный в посольстве));
  • доверенность на автомобиль, если водитель — не собственник авто;
  • документы на право собственности имущества (свидетельство о регистрации, паспорт ТС), договор, если авто находится в лизинге/аренде;
  • справка о ДТП (форма №154), приложение к справке, если есть пострадавшие (документ должен содержать: угловой штамп, ФИО сотрудника ГИБДД, составившего справку, данные о месте, дате, обстоятельствах ДТП, номер полиса, название страховой компании, сведения об автомобилях-участниках, сведения о водителях ТС и виновнике, контакты участников, перечень повреждений);
  • протокол об административном нарушении;
  • извещение о ДТП.

Справки не нужны, если ДТП было оформлено по европротоколу.

Важная информация:

  • не подписывайте чистые бланки документов!
  • информация о свидетелях должна присутствовать в протоколе;
  • если водитель не соглашается с определением факта нарушения ПДД или размером штрафа, инспектор составляет протокол;
  • если водитель не согласен с изложенными сведениями, ему следует отметить свою точку зрения в специальной графе, зачеркнуть слово «нарушитель», подписать «водитель», дописать, что не считает себя виновником аварии.

Теперь вызывать сотрудников ГИБДД на место аварии необязательно. Если нет пострадавших, у участников нет друг к другу претензий, оформить ДТП можно самостоятельно.

Если авария отвечает определенным условиям, то оформить ее можно по европротоколу. Благодаря подробной инструкции по заполнению извещения в указанной статье, трудностей в оформлении бланка возникнуть не должно.

Видео: Как оформить ДТП без ГИБДД?

ГАИ не ждать

Доля водителей, оформлявших ДТП в упрощенном порядке, не привлекая к этому инспекторов ГИБДД, то есть с применением Европротокола, в целом по России с начала 2018 года составила более 33 процентов. Годом ранее она была на уровне 29,5 процентов.

По данным страховщиков, в прошлом году Европротоколом воспользовались более 480 тысяч автовладельцев. Количество водителей, обратившихся с заявлением о выплате в рамках прямого возмещения убытков при оформлении ДТП по Европротоколу, в России выросло на 13 процентов по сравнению с 2016 годом.

Напомним, что оформить аварию без вызова ГИБДД по Европротоколу можно в том случае, если в аварии получили повреждения только два автомобиля, у владельцев которых есть ОСАГО. При этом не пострадали люди и имущество третьих лиц. Оба участника должны быть согласны в обстоятельствах ДТП. И надо иметь ввиду, что максимальная выплата по Европротоколу пока составляет 50 тысяч рублей.

Конечно, ожидание приезда экипажа для оформления мелкой аварии в течение нескольких часов — малоприятное удовольствие. Если есть возможность обойтись без этого, то почему бы ей не воспользоваться? Но страшно: вдруг что-нибудь не то сделаешь, и останешься с разбитой машиной и без денег.

Как сообщают в Госавтоинспекции, практически во всех российских регионах сотрудники ГИБДД проводят мероприятия по популяризации среди водителей возможности самостоятельного оформления ДТП. В частности, проводятся общественные приемные, в ходе работы которых сотрудники ГИБДД дают подробную инструкцию, как правильно оформить аварию самостоятельно. В фойе регистрационно-экзаменационных подразделений размещены наглядные информационные материалы, на которых также подробно описывается действия водителей в случае ДТП.

В регионах сотрудники Госавтоинспекции на постоянной основе проводят занятия с курсантами автошкол по разъяснению преимуществ оформления аварий без участия сотрудников полиции, а также совместно с общественными организациями и представителями страхового сообщества проходят семинары для автомобилистов по самостоятельному оформлению ДТП.

Госавтоинспекцией Новгородской области совместно с представителями страхового сообщества на базе автошкол проводятся практические занятия по обучению кандидатов в водители правилам оформления ДТП без участия сотрудников полиции. Будущие водители узнают, как заполняется бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования. На практической части занятия — на площадке с инсценированной автоаварией им наглядно показывают все этапы данной процедуры. А затем они самостоятельно заполняют бланк Европротокола.

Госавтоинспекция напоминает, что на официальном сайте www.gibdd.ru создан специальный информационно-справочный ресурс, который содержит в себе алгоритм действий водителей, ставших участниками ДТП. Для использования информационного ресурса необходимо перейти с главной страницы в раздел «Правила оформления ДТП». Последовательно отвечая на поставленные вопросы, следует руководствоваться тем алгоритмом действий, который соответствует сложившейся дорожной ситуации.

Но не всегда и не везде у нас есть интернет. Поэтому на этом же сайте можно скачать алгоритм действий при ДТП в виде блок-схемы. Ее можно распечатать, положить в бардачок, на всякий случай.

Порядок действий при оформлении ДТП без вызова ГИБДД с 20 октября 2017 года

Как оформить ДТП без вызова ГИБДД?

Вызывать ГИБДД непосредственно на место аварии требуется, только если причинен вред здоровью или погиб человек. Если же все ограничилось имущественными потерями, ждать приезда инспекторов ДПС необязательно.

Однако исключительно «имущественное» ДТП еще не значит, что полиция не будет задействована совсем. Ее участие зависит также от наличия у водителей разногласий относительно дорожного инцидента.

Под таковыми понимаются:

  • разная оценка обстоятельств аварии: вины, направления движения, цвета светофора, приоритета движения и т. д.;
  • споры по перечню и характеру повреждений, полученных в аварии.

Отсутствие разногласий значит, что все причастные водители однозначно оценивают произошедшее и никто не утверждает, что какие-либо из повреждений имелись на авто противоположной стороны до аварии.

Существуют следующие варианты действий по оформлению таких ДТП:

  1. При наличии спора обязательно информируется полиция. Водители получают указания о том, как произвести фотофиксацию ДТП и куда им нужно прибыть для оформления документов. Иногда на такие ДТП даже выезжают инспектора (например, если поблизости есть экипаж ДПС).
  2. При отсутствии спорных моментов водители не обязаны сообщать об аварии в полицию. Они могут выбрать 1 из вариантов:
  • не оформлять документы о ДТП;
  • оформить документы по европротоколу, то есть без участия полицейских;
  • прибыть на ближайший пост ДПС или в подразделение полиции и оформить происшествие там.

Оценка возможности оформления ДТП без пострадавших самостоятельно

Итак, произошла авария. Пострадавших нет. Всем причастным водителям следует:

  1. Совместно осмотреть место ДТП и оценить:
  • какому именно имуществу был причинен вред: автомобилям, багажу, грузу, объектам дорожной инфраструктуры (ограждениям, дорожным знакам, светофорам), прочему имуществу (зданиям, сооружениям и т. д.);
  • какова примерная величина ущерба транспорту в рублях.
  1. Установить, имеются ли разногласия относительно инцидента.

Если разногласия имеются, без участия полиции не обойтись. Порядок действий в этом случае такой:

  • записываются контакты очевидцев;
  • об инциденте сообщается полиции, после чего последняя дает указания о месте, куда необходимо прибыть для оформления документов;
  • самостоятельно осуществляется фото- и/или видеосъемка места аварии (о правилах осуществления расскажем далее);
  • составляется схема ДТП (желательно, но не обязательно);
  • транспортные средства убираются с проезжей части, если из-за них затруднено движение (за невыполнение этого требования ПДД предусмотрен штраф);
  • водители направляются к месту оформления ДТП, указанному полицией.

При отсутствии спора по обстоятельствам и повреждениям водители определяют, какой вариант из 3 названных ранее им выбрать:

  • не оформлять ДТП,
  • воспользоваться европротоколом;
  • обратиться в полицию.

Когда можно не оформлять документы о ДТП?

Перед тем как оформить ДТП самостоятельно, нужно оценить целесообразность этого. Не все водители знают, что с 2014 года у них есть право не фиксировать аварию при наличии одновременно 2 условий:

  1. В результате происшествия пострадало только имущество водителей (их груз, багаж, транспорт). Если повреждено иное имущество, например дорожное ограждение, надо ехать в полицию.
  2. У водителей нет нужды в оформлении документов. Например, так может разрешиться ситуация, когда повреждения незначительны и виновник готов возместить ущерб сразу. Такое часто бывает, если:
  • у виновника нет ОСАГО (соответственно, оформление по европротоколу невозможно, обращение в полицию повлечет штраф за отсутствие страховки, а ущерб возмещать придется в любом случае);
  • у виновника есть ОСАГО, но он понимает, что обращение потерпевшего в страховую повлечет увеличение стоимости страховки.

Если водители договорились выбрать этот вариант, исключается их привлечение к ответственности за оставление места ДТП. При этом, чтобы обезопасить себя от недобросовестных действий других водителей, рекомендуется:

  1. Зафиксировать все на фото или видео, собрать контакты очевидцев.
  2. Осуществить передачу денег в счет компенсации повреждений сразу же после аварии. При этом виновнику следует взять с потерпевшего расписку в получении денег с указанием паспортных данных плательщика и получателя, причины выплаты, конкретной суммы и оговорки об отсутствии претензий по аварии. Если же пострадавший согласен подождать, ему нужно взять с виновника расписку с обязательством выплаты по этому инциденту, переписать его паспортные данные, обменяться контактами.

Условия составления европротокола (оформления ДТП без участия сотрудников полиции)

Оформить дорожный инцидент по европротоколу — значит оформить ДТП без ГИБДД (т. е. сотрудники полиции не задействованы и не выдают каких-либо документов). Европротокол предполагает совместное заполнение водителями лицевых сторон извещений о ДТП. Правильно заполненное извещение является основанием для получения потерпевшим выплаты по ОСАГО.

Необходимые для этого обстоятельства:

  1. Вред причинен только автомобилям (не должно быть вреда здоровью, объектам дорожной инфраструктуры, грузу, багажу).
  2. ДТП произошло в результате столкновения не более 2 автомобилей.
  3. Оба водителя имеют действующие полисы ОСАГО.

При оформлении ДТП этим способом лимит выплат по ОСАГО — 50 000 руб. Если сумма выше этого предела, разницу должен выплачивать виновник (добровольно или по решению суда). Если ущерб автомобилю явно больше этой суммы или имеются подозрения на скрытые повреждения, потерпевшему не стоит соглашаться на европротокол.

Водители, попавшие в аварию на территориях Москвы и Санкт-Петербурга, а также Ленобласти и Мособласти (независимо от места регистрации авто), могут получить возмещение по ОСАГО при составлении европротокола в обычном размере (400 000 руб.). Однако для этого обязательно нужны фотографии или видеозаписи последствий аварии, а также подтверждающие место ДТП данные ГЛОНАСС.

Как оформляется ДТП по европротоколу без ГИБДД (порядок действий)

Порядок оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД предусматривает, что нужно выполнить следующие действия:

  1. Собрать Ф. И. О. и контакты очевидцев (при их согласии). Это необязательно, но сможет облегчить впоследствии отстаивание своей позиции, если что-то пойдет не так.
  2. В течение часа после инцидента осуществить фото- и/или видеофиксацию места аварии. Сделать нужно как обзорные, так и детальные снимки, причем каждое авто нужно снять со всех ракурсов. Обязательно должны быть видны:
  • номера автомобилей (в случае их отсутствия — VIN-коды);
  • все повреждения;
  • следы происшествия (следы торможения, обломки и т. д.);
  • положение автомобилей относительно друг друга и неподвижных объектов (светофоров, знаков, островков безопасности, ограждений, разметки, сооружений);
  • номера автомобилей очевидцев (если таковые имеются).
  1. Убрать автомобили с проезжей части, если они мешают проезду другого транспорта.
  2. Проверить друг у друга документы: полисы ОСАГО и их действительность (это можно сделать на сайте РСА), водительские удостоверения, документы на авто, паспорта.
  3. Заполнить бланки извещений о ДТП.

Заполнение извещения об аварии без участия ДПС

По итогам оформления аварии по европротоколу у каждого из водителей должно остаться на руках по извещению для страховой компании. Лицевые стороны обоих экземпляров должны быть заполнены ими идентично и совместно.

Бланки извещений выдает страховщик при покупке ОСАГО. Их лицевая сторона обычно снабжена копиркой, чтобы избежать двойного заполнения. Извещение, заполненное с помощью копирки, имеет ту же силу, что и заполненное ручкой, если информация скопирована полностью и имеются подписи обоих водителей.

Основные рекомендации по заполнению извещения:

  1. Используйте шариковую ручку.
  2. Заполняйте бланк печатными буквами.
  3. Не допускайте ошибок, помарок и исправлений.
  4. Выбираемые поля отмечайте галочкой или крестиком.
  5. В неиспользуемых полях ставьте прочерки.
  6. Повреждения описывайте кратко, но точно: «вмятина на правом заднем крыле», «трещина на левой передней фаре» и т. д.
  7. В схему ДТП включайте наименование улицы, контуры проезжей части, разметку, направления движения авто и их итоговое положение, неподвижные объекты (светофор, дом, знак и т. п.).
  8. В пункте «Замечания» укажите, что оформление проводилось без участия ГИБДД.
  9. Разъединяйте бланки после заполнения всей лицевой стороны, но до проставления подписей.

Обратная сторона заполняется каждым из водителей самостоятельно, причем это можно сделать и позже.

Что делать после оформления европротокола при ДТП?

Убедившись, что на обоих экземплярах извещения о ДТП есть их подписи, водители могут покинуть место происшествия, после чего:

  1. В течение 5 рабочих дней со дня ДТП каждый из них направляет извещение в свою страховую организацию. Потерпевший делает это одновременно с подачей заявления о прямом возмещении убытков, прикладывая носитель с фото- и видеоматериалами с места аварии, а также заявление о том, что информация на этом носителе не подвергалась корректировке.
  2. В течение 15 календарных дней водители не должны приступать к ремонту машин (в течение этого времени страховщик имеет право провести их осмотр и экспертизу). В срок не включаются нерабочие праздничные дни.

В случае нарушения этих правил виновником аварии он будет обязан выплатить сумму возмещения в пользу страховой потерпевшего, если последняя потребует этого. Если же их нарушит потерпевший, он лишится права на страховое возмещение.

Действия водителей при отсутствии условий для европротокола

Если разногласий по «имущественной» аварии не имеется, но по каким-то причинам участники не желают или не могут использовать европротокол (например, у одного из водителей нет ОСАГО), оформление ДТП без ДПС невозможно. При этом водители сначала действуют так же, как при оформлении европротокола:

  • собирают контакты очевидцев (желательно);
  • делают фотоснимки и/или видеозапись;
  • составляют схему ДТП (желательно);
  • убирают транспортные средства с проезжей части.

Однако к заполнению документов они не приступают, лишь определяют место оформления аварии: ближайший пост ДПС (если речь о трассе) или подразделение полиции, которому подведомственна территория, где произошло ДТП.

В результате разбора аварии в ГИБДД водители получат на руки 1 из документов:

  • копию протокола об административном правонарушении и постановление о таком нарушении (либо только постановление).
  • определение об отказе в возбуждении дела о таком нарушении (если за допущенное виновником нарушение ПДД не установлена ответственность).

Помимо указанных документов каждый из водителей самостоятельно заполняет извещение о ДТП.

Примечание: так как с 20 октября 2017 года полиция более не выдает справки о ДТП, хотя упоминание о необходимости их предъявления в страховую все еще осталось в правилах ОСАГО, страховщики дали обещание учитывать нововведения и не требовать справки с водителей.

Как видите, оформить аварию без ГИБДД можно только по европротоколу. Если для этого нет оснований, придется обращаться в полицию, даже если разногласий по поводу происшествия нет. При этом в некоторых случаях водители могут и не оформлять документы об аварии.

Еще по теме:

  • Страхование по каско в рассрочку Рассрочка по КАСКО. Всегда ли это выгодно? КАСКО – один из самых дорогостоящих видов добровольного страхования. И чтобы сделать его более доступным и привлекательным для клиента, правила […]
  • В частном жилом доме магазин Магазин в частном доме у мен есть в собственности земельный участок 6 соток и дом 400 кв.м. свидетельства на право собственности на оба обьекта. хочу открыть в доме магазин мебельный. […]
  • Евгений юрист киев Митрофанова Евгения Геннадьевна Юрист, начальник отдела , 40 000 грн Возраст: 35 лет Город: Киев Контактная информация Соискатель указал телефон и эл. почту. Чтобы открыть контакты, […]
  • 1с учет ндфл сотрудников НДФЛ в 1С ЗУП 8.3: расчет, перерасчет, перечисление в бюджет, излишне удержанный налог Сегодня я рассмотрю пошаговую инструкцию по учету налога на доходы физических лиц (сокращенно НДФЛ) в […]
  • Как заполнить обстоятельства дтп в извещении Европротокол при ДТП. Все секреты от А до Я Европротокол — это извещение о ДТП (выдается страховым агентом при выдаче полиса ОСАГО), заполнив которое, вы получаете право получить страховую […]
  • Нк рф судебная пошлина Статья 333.19 НК РФ. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями СТ 333.19 НК РФ. 1. По делам, […]
  • Как платить штраф за лишение прав в нетрезвом виде Действует ли скидка 50% на штраф при лишении прав? Добрый день. За лишение прав нужно платить 30 000 рублей. Действует скидка 50% на этот штраф при уплате 20 дней? В сбербанке или на […]
  • Залог это крупная сделка Залог это крупная сделка Ситуация: Два разных ОАО берут кредиты по 20 млн. руб. каждое. В обеспечение этих кредитов, на общую сумму 40 млн. руб., ОАО-1 передает своё недвижимое имущество в […]