Незаконная продажа статья ук

Статья 14.2 КоАП РФ. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена (действующая редакция)

Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.17.1 настоящего Кодекса, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения или без таковой.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 14.2 КоАП РФ

1. Под товаром (вещью) по смыслу данной статьи подразумевается предмет договора купли-продажи или предмет отдельных его разновидностей (договоров розничной купли-продажи, поставки товаров, поставки товаров для государственных нужд, контрактации, энергоснабжения и др.).

Общие положения о договоре купли-продажи определены § 1 гл. 30 ГК.

Товаром по договору купли-продажи могут быть движимые и недвижимые вещи, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги, иные объекты гражданских прав, за исключением объектов, изъятых из оборота, и объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (ограниченно оборотоспособные объекты). Согласно п. 2 ст. 129 ГК виды объектов, изъятых из оборота, должны быть прямо указаны в федеральном законе, виды ограниченно оборотоспособных объектов определяются в порядке, установленном федеральным законом.

2. Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55 (в ред. Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 81), предусмотрены ограничения продажи отдельных видов товаров; согласно п. 13 Правил продажа товаров, изготовленных из объектов животного мира (меховые и кожаные швейные, галантерейные, декоративные изделия, обувь, пищевые продукты), принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, осуществляется при наличии соответствующей документации на товары, подтверждающей, что эти объекты животного мира добыты в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании разрешения (распорядительной лицензии), выдаваемого МПР России; продажа ввезенных в Российскую Федерацию товаров, изготовленных из объектов животного мира, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой, товаров, конфискованных в результате нарушения указанной Конвенции, — на основании разрешения уполномоченного органа.

При продаже таких товаров продавец обязан предоставить покупателю по его просьбе сведения о документах, подтверждающих наличие соответствующего разрешения.

3. Отдельные ограничения торговли предусмотрены непосредственно федеральными законами. В частности, согласно ст. 31 Федерального закона от 22 июня 1998 г. N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» запрещена продажа лекарственных средств нестандартного качества или являющихся незаконными копиями зарегистрированных в Российской Федерации лекарственных средств.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат изъятию из оборота, что означает и запрет на их продажу. Владелец некачественных и (или) опасных пищевых продуктов, материалов и изделий обязан изъять их из оборота самостоятельно или на основании предписания органов государственного надзора и контроля.

В случае, если владелец некачественных и (или) опасных продуктов, материалов и изделий не принял меры по их изъятию из оборота, такие пищевые продукты, материалы и изделия конфискуются в порядке, установленном законодательством РФ.

Требования к торговле гражданским и служебным оружием и патронами к нему, в том числе предусматривающие и ограничение в такой торговле, определены Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии» (в ред. Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ). Согласно ст. 18 данного Закона не подлежат продаже: гражданское и служебное оружие, не имеющее сертификата, номера и клейма, а также патроны к нему без знака соответствия государственным стандартам РФ. Запрещается продавать гражданское и служебное оружие юридическим лицам, не представившим лицензию на приобретение указанного оружия, а патроны к нему — юридическим лицам, не представившим разрешение на хранение или хранение и ношение указанного оружия.

Юридическим лицам, имеющим лицензию на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему, запрещается совмещать продажу в одном торговом зале оружия и иных видов товаров, за исключением спортивных, охотничьих и рыболовных принадлежностей и запасных частей к оружию.

Лицензия на торговлю гражданским и служебным оружием и патронами к нему не дает права на открытие филиалов юридических лиц, созданных для торговли гражданским и служебным оружием и патронами к нему (об особенностях лицензирования деятельности по обороту оружия см. п. 3 комментария к ст. 20.8).

4. Продавцом и (или) покупателем отдельных видов товаров могут быть только лицензиаты (см. комментарий к ст. 14.1).

5. Рассматриваемое правонарушение выражается в осуществлении продажи товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена федеральным законом. Постановления федерального Правительства и указы Президента РФ могут вводить данные ограничения, запреты только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено федеральным законом.

6. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются должностными лицами Госторгинспекции, указанными в ч. 2 ст. 23.49 КоАП (см. комментарий к данной статье).

Указанные должностные лица вправе передавать дела о комментируемых правонарушениях на рассмотрение судьям.

Дела об административных правонарушениях, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не требующих проведения административного расследования, — мировыми судьями (ср. ч. 2 и абз. 2, 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП; о случаях проведения административного расследования см. ч. 1 ст. 28.7 КоАП).

тематический сайт посвященный практическому применению уголовного законодательства Украины

Статья 204. Незаконное изготовление, хранение, сбыт подакцизных товаров

Статья 204. комментарий

Статья 204. Незаконное изготовление, хранение, сбыт или транспортировка с целью сбыта подакцизных товаров

1. Незаконное приобретение с целью сбыта или хранения с этой целью, а также сбыт или транспортировка с целью сбыта незаконно изготовленных алкогольных напитков, табачных изделий или других подакцизных товаров, —

карается штрафом от пятисот до тысячи пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан или ограничением воли сроком до трех лет, с конфискацией незаконно изготовленной продукции и оборудования для ее изготовления.

2. Незаконное изготовление алкогольных напитков, табачных изделий или других подакцизных товаров, путем открытия подпольных цехов или с использованием оборудования, которое обеспечивает массовое производство таких товаров, или совершенно лицом, которое раньше было осуждено за этой статьей —

карается штрафом от тысячи до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или лишением свободы на срок от трех до пяти лет, с конфискацией незаконно изготовленной продукции и оборудования для ее изготовления.

3. Незаконное изготовление товаров, отмеченных в частях первой или второй этой статьи, из недоброкачественного сырья (материалов), что составляют угрозу для жизни и здоровья людей, а так же незаконный сбыт таких товаров, что привело к отравлению людей или других тяжелых последствий, —

карается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с исключением и уничтожением выработанных товаров и с конфискацией оборудования для ее изготовления.

1. Основным непосредственным объектом преступления является введенный в целях защиты системы налогообложения порядок производства и оборота подакцизных товаров. Дополнительным объектом выступают принципы добросовестной конкуренции, а преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 204, относится к двухбъектным, поскольку посягает не только на установленный порядок акцизного налогообложения, но и на жизнь и здоровье людей как потребителей недоброкачественной подакцизной продукции.

2. Предметом преступления являются: 1) алкогольные напитки, 2) табачные изделия, 3) другие подакцизные товары. Для применения ч. 1 ст. 204 необходимо установить, что подакцизные товары как предмет предусмотренного этой нормой преступления были изготовлены незаконно.

Алкогольные напитки — это продукты, полученные путем спиртового брожения сахаросодержащих материалов или изготовленные на основе пищевых спиртов с содержанием спирта этилового свыше 1,2 процента объемных единиц, которые относятся к товарным группам Гармонизированной системы описания и кодирования товаров под кодами 22 04, 22 05 , 22 июня 1922 08 (например, вина виноградные натуральные, игристые, газированные, вермуты, коньяк, бренди, ликеры, спиртные напитки, полученные путем перегонки). Прочность алкогольного напитка, то есть процентное содержание в нем этилового спирта в данном случае решающего уголовно-правового значения не имеет. Для выяснения того, изъята у лица жидкость алкогольным напитком, назначается судебно-химическая экспертиза.

Помимо собственно алкогольных напитков, к подакцизным товарам относятся спирт этиловый неденатурированный с концентрацией алкоголя не менее 80 процентов объема, спирт этиловый и другие спиртные дистилляты.

Самогон и другие крепкие спиртные напитки домашней выработки (чача, арака, тутовая водка, кумишка т.п.) как такие, которые не являются подакцизными товарами, предметом рассматриваемого преступления не признаются. Они изготавливаются специфическими способами, которые предусматривают разнообразие рецептур, соблюдение домашних нетрадиционных технологий и характеризуются несоблюдением установленных государственных стандартов и нормативов. Подакцизными предметами признаются не любые спиртные напитки, а только те изделия, которым присвоено определенный код согласно Гармонизированной системе описания и кодирования товаров. Самогон и другие крепкие спиртные напитки домашней выработки в законодательном акте, посвященном налогообложению алкогольных напитков акцизным сбором, не фигурируют и в принципе не могут и не должны упоминаться; по ним не установлены ставки акцизного сбора в гривнах с единицы товара. Акцизным сбором как общегосударственным косвенным налогом облагаются предметы, которые могут изготавливаться, быть объектом сделок и находиться в собственности субъектов только на легальных основаниях и в предусмотренном законодательством порядке.

Изготовление или хранение самогона или других крепких спиртных напитков домашней выработки без цели сбыта рассматривается как административное правонарушение (ст. 176 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984). При наличии признаков состава преступления, предусмотренного ст. 203, лицо, занимающееся изготовлением спиртных напитков домашней выработки путем отделения перегонкой, вымораживанием или сепарацией спиртосодержащей жидкости от продукта брожения, а также их приобретением, хранением, транспортировкой или сбытом, может быть привлечено к ответственности за занятие запрещенными видами хозяйственной деятельности. Действующее законодательство позволяет гражданам в домашних условиях изготавливать для собственного потребления виноградные и плодово-ягодные вина, наливки и настойки.

Табачными изделиями признаются сигареты (с фильтром или без фильтра), сигареты, сигары, сигариллы, а также трубочный, нюхательный, сосательный, жевательный табак, махорка и другие изделия из табака или его заменителей для курения, нюханья, сосания или жевания. При этом следует учитывать, что к подакцизной группы товаров не входят лекарственные сигареты.

Другие подакцизных товаров относятся: некоторые транспортные средства; пиво солодовое; нефтепродукты (легкие, средние и тяжелые дистилляты, специальные и моторные бензины, керосин), высокооктановые кислородосодержащие добавки к бензинам смесевых.

Акцизным сбором признается косвенный налог на отдельные товары, определенные законом как подакцизные, который включается в цену этих товаров. Акциз является одним из стабильных и существенных источников пополнения бюджета государства, устанавливается, как правило, на высоколиквидный, высокорентабельную или монопольную продукцию, выполняет не только фискальную, но и регулирующую, а иногда и природоохранную функцию. Перечни подакцизных товаров утверждаются и периодически пересматриваются Верховной Радой Украины.

В случае необходимости вопрос об отнесении того или иного товара к категории подакцизных предметов следует решать путем проведения товароведческой экспертизы.

3. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 204, заключается в следующих четырех действиях, указанных альтернативно: 1) приобретение незаконно изготовленных алкогольных напитков, табачных изделий или других подакцизных товаров, 2) хранения таких товаров, 3) их транспортировки; 4) сбыт незаконно изготовленных подакцизных товаров. Незаконное изготовление алкогольных напитков, табачных изделий или других подакцизных товаров является самостоятельным составом преступления, выделенным в отдельную уголовно-правовую норму (ч. 2 ст. 204). При этом незаконное изготовление подакцизных товаров влечет ответственность по ч. 2 ст.204 лишь при условии, что такое изготовление осуществляется: а) путем открытия подпольных цехов, б) с использованием оборудования, которое обеспечивает массовое производство таких товаров, или в) лицом, ранее был осужден по ст.204. В ч. 3 ст. 204 сформулированы еще один состав преступления — незаконное изготовление подакцизных товаров из недоброкачественного сырья (материалов), представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, а также незаконный сбыт таких товаров, что привело к отравлению людей или другим тяжелым последствиям.

Приобретение подакцизных товаров означает, что лицо в любой способ (покупка, обмен, принятие в счет уплаты долга или оплаты за предоставленные услуги или выполненной работе и т.д.) получает фактическую возможность владеть, пользоваться и распоряжаться соответствующими предметами.

Под хранением следует понимать любые умышленные действия, связанные с пребыванием подакцизных товаров во владении виновного (при себе, в любом помещении, транспортном средстве, специальном тайнике и т.п.). Хранение — продолжающийся преступление, которое должно признаваться оконченным с момента, когда лицо по собственной инициативе (уничтожила, выбросила или сбыла товар) или вопреки своей воле (например, подакцизные товары изъяты сотрудниками милиции) фактически прекратила обладать соответствующими предметами.

Сбыт означает любые возмездное или безвозмездные формы передачи подакцизных товаров, в результате чего они переходят во владение и распоряжение другого лица (например, дарение, обмен, передача в счет погашения долга, возмещение причиненного ущерба или как оплата выполненной работы или оказанных услуг). Понятием сбыта охватывается торговля подакцизными товарами, т.е. реализация указанных предметов за вознаграждение, в т.ч. денежную, по договорам купли-продажи, поставки, другим гражданско-правовым договорам.

Во время сбыта незаконно изготовленных алкогольных напитков и табачных изделий могут использоваться незаконно изготовлены, незаконно полученные или поддельные марки акцизного сбора, в связи с чем действия виновных требуют дополнительной квалификации по ст. 216. Сбыт товаров, изготовленных из недоброкачественного сырья, что привело к отравлению людей или другим тяжелым последствиям, влечет уголовную ответственность по ч. 3 ст. 204.

Транспортировка — это перемещение подакцизных товаров транспортом (наземным, водным, воздушным) из одного места в другое в пределах Украины. Незаконное перемещение указанных товаров через таможенную границу Украины при наличии к тому оснований может рассматриваться как контрабанда (ст. 201).В случае транспортировки незаконно изготовленных подакцизных товаров по территории Украины с целью перемещения через таможенную границу действия виновного следует квалифицировать по совокупности преступлений — по ч. 1 ст.204 и статьями 14 (15) и 201. Понятием транспортировки охватывается также пересылка, то есть перемещение соответствующих предметов в пространстве путем отправки их по почте, багажом, посыльным или другим способом.

Приобретение, хранение, сбыт или транспортировка образуют состав данного преступления при условии, что они совершаются незаконно, т.е. с нарушением требований законодательства, регулирующего вопросы оборота подакцизных товаров. Например, законодательство запрещает розничную торговлю спиртом этиловым, коньячным и плодовым, спиртом этиловым ректифицированным виноградным, спиртом этиловым ректифицированным плодовым, а также продажа алкогольных напитков или табачных изделий с рук и в не определенных для этого местах торговли, в помещениях и на территории дошкольных, учебных учреждений и учреждений здравоохранения, в местах проведения спортивных соревнований, в других местах, определенных местными органами власти, с торговых автоматов и т.д. Продажа алкогольных напитков на разлив для потребления на месте разрешается только предприятиям общественного питания и специализированным отделам, которые имеют статус предприятий общественного питания, предприятий с универсальным ассортиментом товаров.

Незаконными нужно также считать действия, совершаемые по алкогольных напитков и табачных изделий лицам, которые вообще не имеют лицензий на оптовую или розничную торговлю ими. Состав преступления, описанный в ч. 1 ст.204, нужно видеть и в случае хранения таких подакцизных товаров как спирт, алкогольные напитки и табачные изделия в местах, которые не внесены в Единый государственный реестр мест хранения.

По своей конструкции состав преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 204, является формальным. Преступление считается законченным с момента совершения хотя бы одного из действий, которые альтернативно составляют его объективную сторону.

Часть 1 ст. 204 не закрепляет минимальную стоимость и / или количество незаконно изготовленных подакцизных товаров, действия с которыми тянут уголовную ответственность. С учетом обстоятельств дела (незначительный объем приобретенной или сбытом алкогольной продукции, отсутствие использование чужого товарного знака, трудное материальное положение виновного и т.п.) действия с указанными предметами могут рассматриваться как малозначительное деяние (ч. 2 ст 11).

Действия лица, сначала незаконно изготовила подакцизные товары на условиях, указанных в ч. 2 ст. 204, а потом с целью сбыта сохраняет или транспортирует их или осуществляет сбыт незаконно изготовленных предметов, следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 1 и ч. 2 ст.204.

Изготовление подакцизных товаров — это деятельность, связанная с выпуском готовых для потребления или использования товаров и которая включает все стадии технологического процесса. Характер и механизм преступных действий, направленных на получение готовой к отчуждению подакцизной продукции, определяется ее видом. Так, изготовлению фальсифицированных алкогольных напитков может осуществляться путем разведения пищевых или технических спиртов водой и добавления различных компонентов для улучшения вкусовых свойств продукта.

Ввиду того, что понятием изготовления в ч. 2 ст. 204 охватывается именно технологический процесс создания товаров, на квалификацию по этой норме не влияет количество фактически произведенной продукции, а также то, начала виновное лицо ее сбыт. Вместе с тем если процесс незаконного изготовления является безрезультатным в том плане, что готовы подакцизные товары пока не получены, действия виновного по направленности умысла имеют квалифицироваться как покушение со ссылкой на соответствующую часть ст. 15.Действия лица, направленные на открытие подпольного цеха для незаконного изготовления подакцизных товаров, а также совершение с этой же целью подыскивания или приспособления оборудования, обеспечивающего массовое производство товаров, должны квалифицироваться со ссылкой на ст. 14 как подготовка к совершению предусмотренного ч. 2 ст. 204 преступления в форме незаконного изготовления подакцизных товаров путем открытия подпольных цехов или с использованием оборудования, которое обеспечивает массовое производство таких товаров.

Изготовление подакцизных товаров имеет квалифицироваться по ч. 2 ст. 204 лишь при условии его незаконности (прежде всего это изготовление без государственной регистрации лица как субъекта предпринимательства, без лицензии или с нарушением условий лицензирования).

Незаконность изготовления алкогольных напитков и табачных изделий будет и в случае их фальсификации, когда изготовления этих предметов осуществляется с нарушением технологии, с неправомерным использованием знака для товаров или услуг, копированием формы, упаковки, внешнего оформления или путем прямого воспроизведения товара другого предпринимателя с самовольным использованием его имени. Например, фальсификацией вин признается, в частности: 1) Нерегламентированное применения сахара или продуктов, содержащих сахар, в т.ч. виноградного происхождения, для искусственного повышения содержания спирта в винах, подмена сортов винограда или уменьшение срока выдержки при изготовлении вин марочных и коньяков Украине , 2) добавления воды, плодово-ягодных материалов, вытяжек и отваров из плодов и ягод, 3) подделка дешевых вин, вермутов, коньяков Украины и бренди под лучшие отечественные или иностранные марки путем искусственного увеличения экстрактивности, имитации цвета, аромата и вкуса, а также добавление пищевых или искусственных веществ и эссенций, 4) добавления заменителей сахара (сахарина, аспартама и других подобных искусственных веществ); 5) подделка вина по происхождению, месту производства, сортовым составом путем добавления виноматериалов из гибридов прямых производителей, не входящих в утвержденный ассортимента; 6) этикетирования, что не соответствует требованиям законодательства, использование других видов дезинформации покупателя при внешнем оформлении вин, вермутов, коньяков Украины и бренди. В случаях фальсификации подакцизных товаров действия виновного при наличии к тому оснований следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 204 и ст. 229.

Если подакцизные товары изготавливаются с соблюдением условий лицензирования зарегистрированным субъектом хозяйственной деятельности, однако при этом тем или иным образом занижается объект налогообложения (например, путем неотражения в отчетной документации части готовой продукции), совершенное нужно квалифицировать не по ч. 2 ст . 204, а по соответствующей части ст. 212.

Решая вопрос о законности или незаконности изготовления тех или других подакцизных товаров, следует учитывать, что в отношении отдельных видов таких товаров государством установлен специальный режим правового регулирования. Так, незаконно изготовленными имеют признаваться подакцизные нефтепродукты, изготовленные не на предприятиях, входящих в определенный Кабинетом Министров Украины перечня предприятий, которые имеют все стадии технологического процесса по изготовлению нефтепродуктов. А спирт этиловый имеет считаться произведенным незаконно, если он произведен на предприятии негосударственной формы собственности, или физическим лицом независимо от регистрации его как предпринимателя, или государственным предприятием без соответствующей лицензии.

В том случае, когда незаконное изготовление подакцизных товаров совершенное не тем, кто ранее был осужден по ст. 204, или не сочетается с использованием в технологическом процессе недоброкачественного сырья (материалов), совершенное подпадает под действие комментируемой статьи УК при условии, что товары производились путем открытия подпольных цехов или с использованием оборудования, которое обеспечивает массовое производство таких товаров. В данном случае способ совершения противоправных действий приобретает квалифицирующего значения.

Характеристики подпольного цеха в плане ответственности по ч. 2 ст. 204 не обязательно должны соответствовать признакам цеха как организационно и (или) технологически обособленного структурного подразделения легально действующего предприятия. В данном случае акцент не стоит делать на массовом изготовлении подакцизных товаров с помощью оборудования и технологий, используемых для легального промышленного производства таких товаров. Подпольный цех — это определенное место, приспособленное и (или) оборудованное для незаконного (нелегального, конспиративного) изготовление подакцизных товаров — отдельное здание, сооружение различного назначения, помещение или его часть, а также определенное место естественного или техногенного происхождения (поляна в лесу, неработающая шахта, карьер и т.д.).Размер помещения (здания, сооружения), которое создается (приспосабливается) для незаконного изготовления подакцизных товаров, его местонахождение и другие характеристики на квалификацию по ч. 2 ст. 204 не влияют.

Оборудования, обеспечивающего массовое производство подакцизных товаров, — это соответствующие технические приспособления (изготовленные кустарным или промышленным способом аппараты, устройства, приборы, агрегаты, спиртохранилища др.), которые используются на разных этапах технологического процесса и обеспечивают промышленное изготовление соответствующей продукции в крупных размерах, товарных партиях. Речь идет об оборудовании, такое же или подобное тому, что используется легально действующими в соответствующей отрасли промышленности субъектами хозяйствования при осуществлении хозяйственной деятельности по производству подакцизных товаров. Вопрос о том, производство подакцизных товаров массовым (оценочное понятие), решается в каждом конкретном случае с учетом вида выпускаемой продукции, ее количества и стоимости, размера полученного или ожидаемого дохода, количества работающих и т.д.

В случае незаконного изготовления подакцизных товаров лицом, ранее было осуждено по этой статье, способ их изготовления (домашние условия, кустарное производство, открытие подпольного цеха и т.п.) на квалификацию по ч. 2 ст. 204 не влияет и может быть учтен при назначении наказания. Если же такое лицо незаконно изготавливает подакцизные товары путем открытия подпольного цеха и (или) с использованием оборудования, обеспечивающего массовое производство продукции, содеянное квалифицируется по ч. 2 ст. 204 из указанием в процессуальных документах всех фактически совершенных виновным действий, перечисленных в этой норме и которые должны быть включены в объем обвинения. Вообще под незаконным изготовлением подакцизных товаров «лицом, ранее было осуждено по этой статье» следует понимать незаконное изготовление, совершенное лицом, относительно которого вынесено обвинительный приговор суда за любой частью ст. 204, даже если этот приговор еще не вступил в законную силу.

Если в незаконном изготовлении подакцизных товаров отсутствуют признаки, указанные в ч. 2 или ч. 3 ст. 204, действия виновного при наличии оснований могут квалифицироваться по ч. 1 ст. 202 или по ст. 203. В случае, когда в содеянном нет признаков того или иного состава преступления, лицо, занимающееся незаконным изготовлением подакцизной продукции, должна привлекаться к административной ответственности (например, по ст 164 или ст 1772 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 ). Отмежевывая предусмотренное ст. 1772 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984 проступок от преступления, предусмотренного ст. 204, следует исходить из правила, определенного ч. 2 ст. 9 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 7 декабря 1984

Недоброкачественными в плане ответственности по ч. 3 ст. 204 признаются сырье и материалы, не соответствующие установленным стандартам, нормам, правилам и техническим условиям (см. комментарий к ст. 227). Сырье — это предметы труда и природные компоненты, подлежащие дальнейшей переработке. Например, для изготовления фальсифицированной ликероводочной продукции могут использоваться вода из систем отопления домов, другие компоненты (в частности, отходы гидролизного и целлюлозно-бумажного производства), опасные для жизни и здоровья человека.

Создание угрозы для жизни и здоровья людей означает, что в результате использования в процессе изготовления подакцизных товаров недоброкачественного сырья или материалов возникает угроза серьезного расстройства здоровья или смерти хотя бы одного человека в случае потребления или иного использования указанной продукции. Данная угроза должна быть реальной, а негативные последствия не наступают только благодаря своевременно принятым мерам (например, правоохранителям удалось предупредить попытку реализации потребителям партии недоброкачественной продукции) или в силу других обстоятельств, не зависящих от воли виновного лица.

Понятие отравления людей означает причинение двум или более лицам телесных повреждений любой тяжести (в т.ч. легких) вследствие употребления подакцизных товаров, изготовленных из недоброкачественного сырья (материалов). Иными тяжкими последствиями следует признавать, в частности, смерть человека, причинение тяжких телесных повреждений одному или нескольким лицам, массовое заболевание людей, причинения имущественного ущерба в крупных или особо крупных размерах (например, вследствие уничтожения автомобиля или гибели большого числа животных), отравления флоры, фауны , воздуха, почвы.

Частью 3 ст. 204 не охватывается незаконное изготовление подакцизных товаров, представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, если в процессе их изготовления используются доброкачественные, однако ненадлежащие (с точки зрения технологии) материалы и сырье. Изготовление из доброкачественной сырья (материалов) недоброкачественных (фальсифицированных) подакцизных товаров и их реализация, в том числе выпуск на товарный рынок, имеет квалифицироваться по ст. 227 при условии, если их реализация совершенная в крупных размерах. Если же употребление таких товаров (продукции) повлекло вред здоровью потребителей или их смерть, действия виновных должны дополнительно квалифицироваться как умышленное или неосторожное преступление против жизни или здоровья человека.

Продажа фальсифицированных подакцизных товаров может рассматриваться как другой обман покупателей. Квалификация сбыта указанных товаров по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 204, 225, будет правильной лишь при наличии в содеянном всех признаков состава преступления «обман покупателей и заказчиков», в частности в случае причинения гражданину материального ущерба в значительных размерах и введение покупателя в заблуждение относительно свойств приобретенного им товара. Рассматриваемый преступление может образовывать совокупность и с другими уголовно наказуемыми деяниями, предусмотренными, в частности, статьями 205, 209, 358 (366).

4. Субъект преступления общий. Противоправные действия с подакцизными товарами, совершенные должностным лицом с использованием служебного положения, необходимо квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных статьями 204 и 364 (например, должностное лицо органа, которому было вверено конфискованы незаконно изготовленные подакцизные товары, нарушает установленный порядок обращения с такими предметами).Действия тех лиц, которые предоставляют сырье и материалы, транспортные средства или помещения для изготовления, хранения или транспортировки подакцизных товаров, следует рассматривать как пособничество преступлению и квалифицировать по ч. 5 ст. 27 и соответствующей части ст. 204.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

Обязательным признаком субъективной стороны преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 204, является цель сбыта. Устанавливая ее, нужно учитывать, в частности, количество подакцизных товаров, их упаковку, характер, договоренность с лицом, приобретает эти предметы, масштаб и интенсивность противоправных действий. Приобретение, хранение или транспортировка незаконно изготовленных подакцизных товаров не с целью сбыта, а для собственного потребления или использования рассматриваемого состава преступления не образует. При наличии к этому оснований данные действия могут квалифицироваться по ст. 198.

Общественно опасные последствия в виде причинения вреда жизни или здоровью потребителей недоброкачественных подакцизных товаров, изготовленных из недоброкачественного сырья, при условии психического отношения к этим последствиям в форме неосторожности охватываются ч. 3 ст. 204 и не требуют дополнительной квалификации по статьям 119, 128. В случае установления умысла на причинение вреда жизни или здоровью людей, действия того, кто сбывает соответствующие подакцизные товары, следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 204 и соответствующей статье раздела II Особенной части УК (в частности, статьями 115 или 121).

НЕЗАКОННОЕ ХРАНЕНИЕ, ИЗГОТОВЛЕНИЕ И ПРИОБРЕТЕНИЕ НАРКОТИКОВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ

Преступления в сфере незаконного оборота наркотиков последние годы уверенно занимают второе место по распространённости в Украине среди всех видов преступлений (в частности, исходя из статистики по количеству осужденных лиц). Более «популярны» только преступления против собственности.

Больше 12 000 человек ежегодно признаются виновным в совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Львиная доля преступлений этого вида составляют действия по изготовлению, приобретению и хранению наркотических средств и психотропных веществ без цели сбыта.

За какие действия с наркотическими средствами и психотропными веществами наступает ответственность и наказание?

Статья 309 Уголовного кодекса Украины предусматривает ответственность за следующие незаконные действия с наркотиками и психотропами, если они были осуществлены без цели сбыта:

1) производство (действия по изготовлению с использованием специального оборудования, механизмов, устройств, предусматривающих возможность их осуществления в систематическом, постоянном, промышленном порядке);

2) изготовление (любые действия, в результате которых получается наркотик или психотроп – переработка, смешивание, сушка, отделение маковой соломы или листьев от конопли, получение опия из мака, рафинирование, экстракция и т.д.);

3) приобретение (любые действия, после которых лицо получает наркотик или психотроп: покупка, нахождение, получение в результате обмена, подарка или оплаты и т.п.);

4) хранение (пребывание наркотических средств или психотропных веществ во владении лица независимо от продолжительности такого пребывания: держание при себе в руках, одежде или сумке, а также хранение дома, в гараже, в другом помещении или хранилище);

5) перевозка (перемещение наркотиков из одной географической точки в другую в пределах территории Украины с использованием любого вида транспорта: поезда, автомобиля, автобуса, самолета, общественного транспорта и т.д.);

6) пересылка (перемещение наркотиков в пределах Украины путем отправки по почте, в качестве багажа, с использованием курьерских служб).

За указанные выше действия, но осуществленные с целью сбыта (к которому относится не только продажа, а и, например, бесплатная передача (подарок) другому лицу), ответственность предусмотрена другой статьей Уголовного кодекса Украины (ст.307). Наказание за такие действия значительно более суровое.

Отдельно следует отметить, что Уголовным кодексом Украины предусмотрена ответственность не только за хранение или сбыт, но и за другие действия, связанные с незаконным оборотом указанных веществ: контрабанду; кражу; посев или выращивание снотворного мака или конопли в определенном количестве; незаконные действия с прекурсорами; незаконное введение в организм другого человека; склонение к употреблению; публичное употребление; организацию или содержание мест для незаконного употребления или изготовления и т.д. (ст.ст.305-322 УК).

За какие наркотики или психотропные вещества предусмотрена ответственность и наказание?

Уголовная ответственность предусмотрена за оборот:

1) наркотических средств (например, каннабис (измельченная конопля, марихуана), героин, кокаин, опий, маковая соломка, трамадол, метадон и т.п.);

2) психотропных веществ (например, ЛСД, мескалин, метамфетамин, фен, другие амфетамины и т.д.);

3) аналогов наркотических средств и психотропных веществ (имеются в виду запрещенные вещества природного или синтетического происхождения, не включенные в перечень наркотических средств и психотропных веществ, однако свойства которых сходны свойствам последних).

Понятие указанных веществ в общей форме описаны в Законе Украины «Об обороте в Украине наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров». Полный перечень запрещенных наркотиков и психотропов утвержден постановлением Кабинета Министров Украины №770 от 06.05.2000 г.

В каждом конкретном случае для определения является ли изъятое вещество наркотическим средством или психотропом назначается и проводится соответствующая экспертиза.

За какой размер (вес, объем) наркотиков или психотропных веществ предусмотрена ответственность и наказание?

Уголовная ответственность за действия с наркотиками и психотропами наступает только в случае, когда их размер превышает определенное значение (то есть больше, чем «небольшой размер»).

Для различных веществ эти размеры являются индивидуальными и они определяются в соответствии с таблицами, утвержденными приказом Министерства здравоохранения Украины №188 от 01.08.2000 г. (для психотропов, для наркотиков).

Например, небольшим размером (т.е. случаем, когда уголовная ответственность не наступает) для следующих веществ являются:

— каннабис (марихуана) — до 5 грамм,

— героин — до 0,005 грамма,

— опий ацетилированный — до 0,005 грамма,

— кокаин — до 0,02 грамма,

— маковая соломка — до 50 грамм,

— ЛСД — до 0,00001 грамма,

— метамфетамин (первитин) — до 0,15 грамма,

— «экстэзи» (МДМА или 3,4-метилендиоксиметамфетамин) — до 0,15 грамма.

Следует иметь в виду, что размеры наркотических средств растительного происхождения, и веществ изготовленных в виде вытяжек, экстрактов, отваров или других жидкостей, определяются в пересчете на сухое вещество (то есть имеет значение не общий объём жидкости, а сколько в этой жидкости наркотического вещества). Определение размера осуществляется во время проведения экспертизы.

Если же размер изъятого наркотика или психотропа не превышает определенного в указанных таблицах значения «небольшого размера», соответствующие действия не являются преступлением, а квалифицируются как административное правонарушение, за которое наступает административная ответственность, предусмотренная ст.44 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Какое наказание за изготовление, покупку и хранение наркотиков или психотропных веществ?

Если имели место хранение и другие действия без цели сбыта в отношении наркотиков или психотропов в небольшом размере наступает административная ответственность, которая предусматривает наложение штрафа от 340 до 425 гривен (20-25 необлагаемых минимумов доходов граждан), общественные работы от 20 до 60 часов или административный арест на срок до 15 суток.

В случае же привлечения к уголовной ответственности за такие действия может быть назначено наказание от штрафа в размере 850 – 1700 гривен (50-100 необлагаемых минимумов доходов граждан) до лишения свободы на 3 года.

Частями второй и третьей статьи 309 УК Украины предусмотрены более суровые наказания за такие действия (вплоть до 5 и 8 лет лишения свободы соответственно), если они были осуществлены: повторно; по предварительному сговору группой лиц; лицом, ранее совершившим преступление, связанное с незаконным оборотом наркотиков; если предметом таких действий были вещества в больших размерах, а также, если такие действия были совершены с привлечением несовершеннолетнего или если предметом таких действий были вещества в особо крупных размерах.

Крупный и особо крупный размер наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов определяется согласно указанным выше таблицами, утверждены приказом Минздрава (например, для каннабиса (измельченная конопля или марихуана) крупным размером считается размер от 0,5 до 2,5 кг., а особо крупным – более 2,5 кг.).

Как к уголовной, так и к административной ответственности за указанные действия может быть привлечено лицо, которому исполнилось 16 лет.

Следует отметить, что законодательством предусмотрены случаи, когда лицо может быть освобождено от ответственности за действия с наркотиками, которые не преследовали цели сбыта. Так, в соответствии с ч.2 ст.44 КоАП Украины лицо, добровольно сдавшее наркотические средства или психотропные вещества, которые были у него в небольших размерах, освобождается от административной ответственности. Согласно ч.4 ст.309 УК Украины лицо, добровольно обратившееся в лечебное учреждение и начавшее лечения от наркомании, освобождается от уголовной ответственности за действия, которые касаются незаконного оборота наркотиков без цели сбыта и не обременены дополнительными квалифицирующими признаками (то есть за действия, предусмотренные ч.1 ст.309).

Еще по теме:

  • Субсидии на улучшение жилищных условий молодых семей Жилищная субсидия молодым семьям По статистике, немногие люди знают о том, что молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предполагаются безвозмездные государственные […]
  • Требуется юрист с опытом работы Юриспруденция в Харькове за 30 дней За 30 дней За 14 дней За 7 дней За 1 день Коллектор , 31000 грн Полная занятость. Наша компания, CASHYOU, является молодым и самым […]
  • 30 ч 4 ук рф Статья 30 УК РФ. Приготовление к преступлению и покушение на преступление 1. Приготовлением к преступлению признаются приискание, изготовление или приспособление лицом средств или орудий […]
  • Мировой суд г нижневартовск сайт Судебный участок № 2 Нижневартовского судебного района города окружного значения Нижневартовска Понедельник c 9:00-18:00 Вторник-Пятница c 9:00-17:00 Прием граждан и документов работниками […]
  • Размер выплаты при рождении ребенка 2012 Выплаты при рождении ребенка в 2012 году Выплаты при рождении ребенка в 2012 году Согласно Закона Украины «Про державну допомогу сім’ям з дітьми» пособие при рождении ребенка […]
  • 101 коап рф Постановление Приморского краевого суда от 14 января 2016 г. по делу N 4А-101/2016 Постановление Приморского краевого суда от 14 января 2016 г. по делу N 4А-101/2016 Заместитель […]
  • Пособия при рождении третьего ребенка в 2014 году в московской области Детские пособия в Московской области Дополнительные пособия малообеспеченным и многодетным семьям при рождении и по уходу за ребенком в Московской области. Все указанные ниже социальные […]
  • Гк рф принят фз ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Большой Энциклопедический словарь . 2000 . Смотреть что такое "ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" в других словарях: Гражданский кодекс […]