Кого не берут в опекуны

Оглавление:

Библиотека адвоката Жарова

То, что юрист по семейному и детскому (ювенальному) праву собирал много лет

Category: Опекунам и попечителям (page 1 of 16)

А простых решений нет. Снова про «психологическое обследование»

Вчера участвовал в заседании «рабочей группы» по доработке пресловутого законопроекта (спасибо, что остановились и начали дорабатывать).

Конечно, основные баталии — вокруг «психологического обследования». На нём жёстко настаивает и Следственный комитет, и вообще многие и многие. Против, наверное, только я. И, признаться, уже устал объяснять, почему.

Дело в том, что с точки зрения обывателя есть так называемые «простые решения» почти по всем вопросам. Ну, скажем, пробки. Что скажет обыватель? Надо, скажет, строить дороги. Решение, с точки зрения обывателя, простое и очевидное. Но, на самом деле, по науке всё строго наоборот: надо не поощрять пользование автомобилем, а развивать общественный транспорт. Что «с ходу» не очевидно.

Так и тут. Юристу понятно, что каждый гражданин, кондиции которого попадают в перечень (недлинный) ограничений — должен иметь право получить письменное подтверждение, что он «годен» быть усыновителем или опекуном. Именно так: соответствуешь некоторому формальному (!) набору требований — можешь быть, в принципе, опекуном. Или усыновителем. Или, опять же в принципе, приемным родителем.

Нам же предлагают добавить к формальном требованиям (жильё, доход, отсутствие определённых диагнозов) заключение по результатам «психологического обследования». Которое, конечно, может быть не только положительным. Да и будучи положительным, может, по мысли авторов, содержать какие-то ограничения вроде «только дети от 5 до 10 лет» и т.п.

Во-первых, никакое ограничение прав граждан (а процедура «психологического обследования» — такое ограничение) не может быть произвольной. Не может быть введена только потому, что «так хочется». Можно обязать водителя пройти медицинский осмотр — но только такой, который действительно оградит остальных участников движения от слепого безрукого без головного мозга (и то, опыт движения по дорогам говорит нам, что они как-то ухитряются пролезть).

Орган опеки и попечительства при устройстве ребёнка должен действовать не в интересах взрослого, который «хочет ребёнка», а в интересах ребёнка. Бесспорно.

Но как мы можем говорить об интересах ребёнка, если ребёнка ещё никакого нет? Если гражданин просто планирует быть опекуном или усыновителем. Как, по каким объективным критериям мы можем сказать, может этот человек быть опекуном «неизвестного ребёнка» или нет?

Пример. Написали гражданину в заключении что-то вроде «может быть опекуном только девочки 9-12 лет», а ему встретился мальчик тринадцати лет от роду. И отношения между ними хорошие, и, в целом, ребёнок весьма тянется к гражданину (или гражданке). Но кто-то из рода провидцев решил — только до 12 и только девочка. Почему? Нипочему. Просто так решил, мнение выразил.

Если нет никаких объективных (а заключение психолога — это субъективная вещь по определению; тем более, быстро утрачивающая свою актуальность — люди меняются, обстановка тоже) требований к личности или условиям жизни потенциального (!) опекуна или усыновителя, то мы сразу же оказываемся в поле «личных мнений» психологов. Вот как тётя Клава думает — так вы и будете усыновлять. И оспорить тут ничего нельзя. Хотя бы потому, что мнение (!) неоспоримо. Ну, верит тётя Клава, что у вас «вакуум в сфере красоты природы и искусства». Или не верит. Что с этим поделать? Как защитить?

Поэтому требования к потенциальному опекуну или усыновителю в принципе не могут быть неформальными. Жильё-доход-справка от врача- отсутствие судимости — есть? Всё, быть опекуном — можешь!

А как же «наилучшие интересы ребёнка»? Так же. Просто они не в этот момент возникают. Я совершенно не против, если какого-то рода психологическое обследование гражданин будет проходить, когда уже будет подобран ребёнок. Вот тут можно говорить о том, как потенциальный усыновитель или опекун общается с ребёнком, готов ли он понимать и принимать его потребности и т.д.

Но, разумеется, для этого психологи должны заранее составить что-то вроде «психологического паспорта» ребёнка, из которого будет понятно, какие именно потребности (кроме очевидных) у этого ребёнка, какие особенности, какие страхи, какие ограничения… Например, оттуда опекун должен узнать, что приходящий к нему ребёнок уже был в семье и там подвергся насилию. Или что воспоминания его детства исключают возможность воспитания мужчиной (мало ли какие эпизоды были в жизни…). Но у нас нет ничего подобного про детей. (Только, пожалуй, Мария Феликсовна Терновская что-то по этому поводу делает — и в этом вопросе я двумя руками «за»).

И поэтому всё, что вы там наисследуете по потенциальному опекуну — как это использовать?

Кто-то (и Следственный комитет, в частности) продолжает пребывать в иллюзии, что психолог «ставит диагнозы», то есть, по их пониманию, есть какие-то «методики», волшебные, не иначе, которые могут выявить потенциальных будущих преступников. Приводят пример: той женщине, которая недавно забила приёмного ребёнка насмерть, написали в заключении, что у неё «повышенная агрессивность». И что? Будем отсекать всех, кто чуть более бодрый, чем тюлень на солнышке? Нет однозначно «хороших» и «плохих» качеств, мотиваций, компетенций — человек посложнее, чем любая его модель, тем более описанная словами на бумаге. Нет прямой зависимости между мотивацией и «успешностью» приёмной семьи. Нет никаких доказательств, что люди более реактивные (читай — агрессивные) станут «более худшими» усыновителями.

Конечно, Следственный комитет можно понять. Сейчас ребёнка передали — и всё, типа, никто не отвечает. Опека «не знала, что он такой», и повесить должностное преступление сейчас на кого-то непросто. Когда такие заключения появятся — круг привлекаемых к ответственности станет ясен. Кто там подписывал психологическое заключение? Пожалуйте к нам, присаживайтесь. Года на три. Хотя побитому ребёнку от этого легче уже не станет. Т.е. результат-то нулевой, но зато есть, кого «привлечь».

В реальности, конечно, вопрос с насилием в семье не является чем-то таким, для чего есть простое решение. Никакое «психологическое обследование» не выявит ничего не очевидного сегодня и так. Если человек вам кажется «странненьким», думаете психолог напишет что-то другое? Нет, тоже самое напишет, только, может быть, более умными словами. Если человек страдает психическим заболеванием — ни один психолог (и даже психолог-медик, клинический психолог) диагноз не поставит, даже если «всем всё понятно». А заставить пройти психиатрическое освидетельствование — невозможно. Справки нет — значит, здоров.

Примерно миллион или два людей в год будут подвергаться такого рода «обследованиям»: бессмысленным, и, конечно, беспощадным. Права этих людей тоже надо защищать. Патетическая «защита интересов ребёнка» не должна быть теоретической: будет конкретный ребёнок — вот и решайте, давать его конкретному человеку или нет.

Что такое тайна усыновления?

Тайна усыновления — многие произносят этот термин, но мало кто задумывается, что такое действительно “тайна усыновления”.

Тайна усыновления — это любые сведения о том, что какой-то ребенок был усыновлен или какие-то родители являются усыновителями. Эту тайну охраняет закон, и она принадлежит самим усыновителям. Они могут ее раскрывать, могут ее не раскрывать. Никакие посторонние люди не могут этого делать без их согласия.

У тайны усыновления есть как минимум 3 аспекта: человеческий, гражданско-правовой и уголовно-правовой.

Человеческий аспект — раскрывать или не раскрывать эту тайну самому ребенку, который оказался у вас в семье, рассказывать ли об этом близким родственникам. На эти вопросы лучше ответят психологи. В вашей школе приемных родителей такие наверняка есть, обязательно одной из тем будет тайна усыновления. Все вопросы адресуйте туда.

Что касается меня лично, я считаю, что тайну усыновления хранить, конечно же, нельзя, если речь идет о приемном ребенке, которого вы взяли в семью. Ребенок имеет право знать откуда он появился. Но это лирика. Это человеческие отношения.

Нас больше интересуют гражданско-правовые и уголовно-правовые аспекты тайны усыновления.

Итак, гражданско-правовые аспекты. Когда вы будете решать вопрос об усыновлении в районном суде, заседание будет закрытым. На листочке, который будет висеть рядом с залом судебного заседания, ничто не будет выдавать, что слушается дело об усыновлении. И в документах, которые вы получите, прежде всего, в свидетельстве о рождении, не будет ни в каком месте написано, что вы являетесь усыновителем. Вы будете записаны как обычные, совершенно ординарные родители. Орган опеки, конечно же, будет знать о том, что вы являетесь усыновителями, но даже в тот момент, когда он будет проводить неизбежные установленные законом проверки того, хорошо ли живется у вас усыновленному ребенку, он должен обеспечивать тайну усыновления. А именно: не раскрывать никому, включая самого усыновленного ребенка факт того, что он является усыновленным.

Уголовно-правовой аспект этого вопроса. Существует 155 ст. УК РФ, которая говорит, что разглашение тайны усыновления, произведенное лицом, обязанным хранить эту тайну как служебную, либо иным лицом, из корыстных или иных низменных побуждений, наказывается в уголовном порядке . Наказание не очень большое, но тем не менее оно существует, и, разумеется, сотрудник органа опеки, разгласивший тайну усыновления, вряд ли найдет работу в соответствующих органах в дальнейшем, если он будет подвергнут такому уголовному преследованию.

О чем идет речь?

Люди, обязанные хранить служебную тайну, например, сотрудники органов опеки, сотрудники образовательного учреждения, которому стало известно о том, что ребенок усыновленный, сотрудники медицинской организации, которым стало это известно, работники ЗАГСов и судов — все эти люди обязаны хранить тайну усыновления. Это значит не сообщать во внешний мир, никому из людей, никому из тех, кто также не связан служебной тайной, не сообщать о том, что ребенок был усыновлен или граждане являются усыновителями.

Если это произошло — по ошибке или еще по каким-то причинам — человек подлежит уголовному наказанию. Нужно взять и написать заявление в прокуратуру или в следственный комитет, где требовать привлечь к ответственности этого человека, поскольку распространение информации о том, что ребенок был усыновлен или родители являются усыновителями, само по себе является нарушением закона со стороны лиц, которые обязаны хранить служебную тайну.

Но это не значит, что какой-то другой человек, который осведомлен о том, что ребенок у вас усыновленный, может пойти и просто спокойно рассказывать об этом всем во дворе. Нет. Закон запрещает делиться об этом информацией. Единственное, что наказуемо будет только распространение этой информации какими-то посторонними лицами из корыстных или иных низменных побуждений.

Практически любое распространение сведений о том, что ребенок был усыновлен или родители являются усыновителями, скорее всего происходит не из лучших побуждений. Потому что никому не интересно: ребенок усыновлен или не усыновлен. Никакого хорошего мотива здесь быть не может. Другое дело, что не всегда удается правоохранительным органам установить побуждения, послужившие основой для распространения таких сведений. Поэтому дел о разглашении тайны усыновления в отношении посторонних лиц мало. Но здесь вы можете регулировать сами. С одной стороны, на каждый роток не накинешь платок. С другой стороны, люди которые склонны выносить сплетни в разные стороны, часто юридически безграмотны, и одно напоминание о том, что уголовная ответственность существует, умеряет их пыл.

И в завершение. Всё сказанное относится к тайне усыновления и совершенно не относится к опеке или к приемной семье. Нет никакой тайны опеки или тайны приемной семьи, и сведения, которые имеются у органов опеки, могут быть свободно переданы и в школу, и в детский сад, и в другие организации, куда опека внезапно решит их передать. Здесь, к сожалению, уже никакого ограничения, никакой тайны соблюдаться не будет.

Если говорить о тайне усыновления в целом, далеко не все поддерживают, её дальнейшее существование в Российской Федерации. Но поскольку пока она существует, стоит ей пользоваться. И когда кто-то собирается вас “ославить”, помимо вашего желания рассказать о том, чтобы вы хорошее дело сделали — усыновили ребенка, иногда напоминание, что соответствующее наказание наличествует в уголовном кодексе, позволяет защитить ваши права более эффективно.

Отсрочки, предоставляемые в связи со спецификой семейного положения

Отсрочка для граждан, осуществляющих постоянный уход за нуждающимися членами семьи, предусмотрена пп. «б» п. 1 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Согласно этой норме, призывник имеет право требовать предоставления отсрочки, если одновременно соблюдены следующие четыре условия:

  • Призывник имеет отца, мать, жену, родного брата, родную сестру, дедушку, бабушку или усыновителя (достаточно кого-либо одного);
  • Указанные лица не находятся на полном государственном обеспечении (т.е. не определены в социальные учреждения: дома пенсионеров, инвалидов, детские дома, суворовские и нахимовские училища);
  • Указанные лица нуждаются по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) 35 ;
  • Указанные лица не имеют иных, кроме призывника, лиц, обязанных по закону их содержать. Наличие любого лица, обязанного по закону содержать нуждающегося родственника (кроме самого призывника), лишает последнего права на отсрочку по этому основанию. Круг лиц, обязанных по закону содержать нуждающегося родственника, определён Семейным кодексом РФ следующим образом 36 :
    • родители – несовершеннолетних детей (ст. 80 СК РФ);
    • родители – совершеннолетних нетрудоспособных 37 детей, нуждающихся в помощи (ст. 85 СК РФ);
    • трудоспособные совершеннолетние дети – нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей (ст. 87 СК РФ);
    • супруг – супруга 38 (ст. 89 СК РФ);
    • бывший муж – нуждающуюся бывшую жену в период беременности и в течение трёх лет со дня рождения общего ребёнка (ст. 90 СК РФ);
    • бывший супруг – нетрудоспособного нуждающегося бывшего супруга, ставшего нетрудоспособным до расторжения брака или в течение года с момента расторжения брака (ст. 90 СК РФ);
    • бывший супруг – нуждающегося бывшего супруга, достигшего пенсионного возраста не позднее чем через пять лет с момента расторжения брака, если супруги состояли в браке длительное время (ст. 90 СК РФ);
    • совершеннолетние братья и сёстры – несовершеннолетних нуждающихся и совершеннолетних нетрудоспособных нуждающихся братьев и сестёр (при этом обязанность по содержанию совершеннолетних нетрудоспособных нуждающихся братьев и сестёр обусловлена невозможностью получения содержания от трудоспособных совершеннолетних детей, супругов, бывших супругов, и от родителей) (ст. 93 СК РФ);
    • дедушка и бабушка – несовершеннолетних нуждающихся в помощи внуков (обязанность по содержанию обусловлена невозможностью получения содержания от родителей) (ст. 94 СК РФ);
    • совершеннолетние внуки – нетрудоспособных дедушку и бабушку (обязанность по содержанию обусловлена невозможностью получения содержания от совершеннолетних трудоспособных детей или от супруга, бывшего супруга) (ст. 95 СК РФ);
    • совершеннолетние трудоспособные воспитанники – нетрудоспособных нуждающихся лиц, осуществлявших фактическое воспитание и содержание несовершеннолетних детей (обязанность по содержанию обусловлена невозможностью получения содержания от совершеннолетних трудоспособных детей или от супруга, бывшего супруга) (ст. 96 СК РФ);
    • пасынок и падчерица – нетрудоспособных отчима и мачеху, воспитывавших и содержавших своих пасынков и падчериц (обязанность по содержанию обусловлена невозможностью получения содержания от совершеннолетних трудоспособных детей или от супруга, бывшего супруга, а также наличием у пасынков и падчериц необходимых средств) (ст. 97 СК РФ).

При рассмотрении вопроса о предоставлении отсрочки по указанному основанию призывник должен предъявить документы, перечень которых определён Приложением № 32 к Инструкции от 2 октября 2007 года. Призывной комиссии предъявляются подлинники следующих документов: свидетельство о рождении призывника, справка о составе семьи, заключение федерального органа медико-социальной экспертизы о нуждаемости члена семьи в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), паспорта нуждающихся членов семьи. На дедушек и бабушек предоставляются свидетельства о рождении родителей призывника, на усыновителей – соответствующее решение суда. Призывник, претендующий на отсрочку, не обязан предоставлять какие-либо иные документы, подтверждающие, что у его нуждающихся родственников нет иных лиц, обязанных по закону их содержать. Обязанность по истребованию документов, подтверждающих отсутствие иных граждан, обязанных по закону содержать нуждающегося члена семьи призывника, возложена на военный комиссариат.

Граждане, которым предоставлена отсрочка по уходу за нуждающимся членом семьи, обязаны ежегодно в сентябре-октябре представлять в военный комиссариат справку о составе семьи.

Отсрочка в связи с опекой или попечительством.

С 1 января 2008 года отсрочка предоставляется гражданам, являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан (пп. «б.1» п. 1 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Заметим, что опека или попечительство, установленные в отношении лиц, не являющихся несовершеннолетними родным братом или родной сестрой, не являются основаниями для предоставления отсрочки опекуну или попечителю. Также не возникает право на отсрочку в том случае, если у опекаемого или подопечного есть иные, кроме призывника, лица, обязанные его содержать.

Согласно п. 3 ст. 31 Гражданского кодекса РФ, опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов. Законодательство наделяет опекуна и попечителя полномочиями по выступлению в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

Опека устанавливается над несовершеннолетними, не достигшими возраста 14 лет, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, попечительство – над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет, а также над гражданами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

Полномочия опекуна и попечителя несовершеннолетнего различны. Если опекун совершает от имени и в интересах опекаемого все необходимые сделки, то несовершеннолетний подопечный имеет право без согласия попечителя совершать ряд сделок, предусмотренных ст. 26 ГК РФ.

Опекун или попечитель назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве. Органом опеки и попечительства является соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ.

По достижении находящимся под опекой малолетним гражданином четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Гражданин, претендующий на отсрочку по рассматриваемому основанию, обязан предоставить призывной комиссии подлинники документа, устанавливающего опеку или попечительство, собственное свидетельство о рождении, справку о составе семьи и свидетельство о рождении брата или сестры. Документы, подтверждающие отсутствие иных лиц, обязанных содержать несовершеннолетних опекаемых и подопечных, затребует военный комиссариат.

После вынесения решения о предоставлении отсрочки по указанному основанию призывник обязан ежегодно представлять в военный комиссариат справку о составе семьи.

35 До 1 января 2008 года это требование стояло в ряду альтернативных условий, выполнение любого из которых давало основания для признания соблюдённой требования в целом. Так, родственники призывника, претендующего на отсрочку, могли либо нуждаться по состоянию здоровья в соответствии с заключением органа государственной службы медико-социальной экспертизы по месту жительства граждан, призываемых на военную службу, в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), либо быть инвалидами первой или второй группы, либо быть гражданами пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет), либо быть не достигшим 18-летнего возраста. Если соблюдалось хотя бы одно из перечисленных условий, то при соблюдении прочих установленных законом требований гражданин имел право на отсрочку. С 1 января 2008 года действуют поправки, внесённые Федеральным законом от 6 июля 2006 года № 104-ФЗ. Эти поправки изменили основания предоставления отсрочки.

36 По мнению А.Н. Чашина, обязанность по содержанию родственников сводится к обязанности по осуществлению постоянного ухода и надзора за нуждающимся лицом. Семейный кодекс РФ, считает А.Н. Чашин, содержит правовые нормы, обязывающие обеспечивать жизнедеятельность своих несовершеннолетних детей. Все прочие взаимные права и обязанности родственников, обеспечивающие нуждающегося человека, ограничиваются алиментными обязательствами, т.е. обязанностями по производству платежей в пользу нуждающегося родственника, и не обязывают этого нуждающегося родственника содержать. Поэтому, согласно позиции А.Н. Чашина, определение лица как нуждающегося родственника, которого обязан содержать призывник, должно производиться с учётом особенностей конкретной жизненной ситуации. (Чашин А.Н. Защита прав призывника и военнослужащего. – М, 2010, с. 15).

37 Согласно ст. 2 ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», нетрудоспособными гражданами признаются: а) инвалиды, в том числе инвалиды с детства, б) дети — инвалиды, в) дети в возрасте до 18 лет, г) лица, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории РФ, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами РФ, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, д) граждане из числа малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), е) граждане, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на пенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Как ни странно, граждане, достигшие преклонного возраста, имеющие право на трудовую пенсию, но не имеющие инвалидности, нетрудоспособными не признаются.

38 В данном случае СК РФ определяет обязанность по содержанию как обязанность по оказанию материальной поддержки, которая не в полной мере коррелирует праву требовать алиментного предоставления от супруга, обладающего необходимыми средствами. Право требовать алиментов в судебном порядке имеют только нетрудоспособный нуждающийся супруг, жена в период беременности и в течение трёх лет со дня рождения общего ребёнка, нуждающийся супруг, осуществляющий уход за общим ребёнком-инвалидом до достижения ребёнком возраста восемнадцати лет или за общим ребёнком — инвалидом с детства первой группы. Для прочих категорий нуждающихся супругов обязанность другого супруга по содержанию правом требования предоставления содержания не обеспечена. Если право – это модель поведения, обеспеченная санкцией или процедурной гарантией соблюдения, то не приходится говорить о наличии у нуждающихся супругов, не подпадающих под перечень ст. 89 СК РФ, собственно права на содержание. Следовательно, только ли прямо названные ст. 89 СК РФ категории супругов или же все нуждающиеся супруги имеют право на содержание – вопрос дискуссионный, должный, по мнению автора, решаться в пользу признания права на содержание исключительно за обозначенными категориями супругов.

Отсрочки, предоставляемые в связи со спецификой семейного положения

Органы опеки и попечительства. Краткий путеводитель

Это структура, без которой ни один усыновитель и опекун не обойдется. Как строить отношения с этой структурой, как общаться с ее представителями, как получать разрешение на усыновление, какие существуют льготы опекунам? Читайте наш краткий путеводитель

Это структура, без которой ни один усыновитель и опекун не обойдется, а она, структура, не может без них – усыновителей и опекунов. Они, порой, и рады бы существовать друг без друга, но никак… Сотрудничество прервать невозможно, будут неприятные последствия – и у тех, и у других

/http://www.rostobr.ru/

Речь об органах опеки и попечительства – постоянном спутнике тех, кто решился взять в свой дом ребенка-сироту. Спутник этот начинает маячить на горизонте задолго до того, как малыш пересекает порог вашего дома. Именно в органы опеки и попечительства вы идете в первую очередь, как только принимаете окончательное решение, например, об усыновлении. Опека – ваш первый шаг на пути к ребенку.

Как их найти?

Органы опеки и попечительства имеют территориальные подразделения в каждом муниципальном районе (либо во внутригородском муниципальном образовании). Адреса и телефоны того или иного отделения, близкого к вашему дому, всегда можно найти на сайтах городских департаментов социального обслуживания населения.

Список документов, которые потребуют от вас в опеке

Итак. В органы опеки вы должны принести следующий список необходимых документов:
– краткая автобиография;
– справка с места работы с указанием должности и заработной платы либо копия декларации о доходах;
– копия финансового лицевого счета;
– выписка из домовой книги или документ, подтверждающий право собственности на квартиру;
– справка об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан;
– медицинское заключение государственного или муниципального лечебно-профилактического учреждения о состоянии здоровья и копия свидетельства о браке (если состоите в браке).

Когда документы, собраны, вы прикладываете их к заявлению, в котором просите дать заключение о возможности быть усыновителями, и относите все в органы опеки. Для подготовки заключения о возможности быть усыновителями орган опеки и попечительства составляет акт по результатам обследования условий вашего проживания.

На основании заявления и приложенных к нему документов, а также акта обследования, орган опеки и попечительства в течение 15 рабочих дней со дня подачи заявления готовит заключение об их возможности быть усыновителями, которое является основанием для постановки на учет в качестве кандидатов в усыновители (не забудьте: заключение это действительно в течение года со дня выдачи).

После постановки на учет орган опеки и попечительства соответствующий оператор рассматривает заявление и представленные документы в 10-дневный срок со дня их получения. При согласии гражданина усыновить предложенного ему ребенка, соответствующий оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка.

Направление выдается на посещение одного ребенка и действительно в течение 10 дней с даты его выдачи. Срок действия направления может быть продлен соответствующим оператором при наличии оснований, препятствующих гражданину посетить ребенка в установленный срок (болезнь, служебная командировка и др.).

Важно знать

Если вы не смогли подобрать для усыновления ребенка по месту своего жительства, вы вправе обратиться за получением сведений о ребенке, подлежащем усыновлению, в другой орган опеки и попечительства или в орган исполнительной власти, любого субъекта РФ, или в министерство образования и науки (федеральный оператор государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей), по своему выбору. При этом специального направления на подбор ребенка, выданного органом опеки и попечительства по месту жительства кандидатов в усыновители, не требуется.

Следующий этап – суд

Заявление об усыновлении ребенка рассматривается в закрытом судебном заседании с обязательным участием усыновителей (усыновителя), представителя органа опеки и попечительства, прокурора, ребенка, достигшего возраста 14 лет, а в необходимых случаях родителей, других заинтересованных лиц и самого ребенка в возрасте от 10 до 14 лет.

Что дальше?

Все. Ребенок теперь в вашей семье. Казалось бы, все ступени усыновления пройдены, обо всех трудностях и бюрократических проволочках можно забыть. Но тут вы должны знать: органы опеки, хотите вы этого или нет, никуда из вашей жизни не уйдут. Просто смиритесь с мыслью: органы опеки и попечительства обязаны следить за условиями содержания и бытом усыновленного или взятого под опеку ребенка, знать о его состоянии здоровья и контролировать возможные операции с его имуществом. Вам всего-навсего просто нужно идти им навстречу и вооружиться необходимыми знаниями.

Рассказывают мамы усыновленных и взятых под опеку детей

:
– Сотрудники органов опеки приходят как правило раз в год, иногда звонят, спросить как дела у ребенка. Важно понимать, что все зависит от людей, работающих в органах опеки, – говорит Татьяна Плотникова, взявшая под опеку мальчика. – И узнать, какие это люди, удается уже на стадии оформления документов. Нам, к счастью, попались вполне вменяемые, без заморочек (без требования лишних документов, справок и т.д.). Были такие сотрудники ООП, которые в один из первых посещений зимой прошлепали в комнату к ребенку в уличной обуви, хотя я просила их переобуться или надеть бахилы («мы ненадолго», – сказали они). А когда я предложила им чаю (так как на улице было холодно), так же в обуви прошли на кухню и сидели довольно долго.

В первые три года к нам приходили редко (всего раза два), потом, когда ужесточили контроль над самими органами опеки, стали посещать раз в год, объясняя это тем, что они с нами знакомы давно и видят, что наша семья не нуждается в более пристальном наблюдении (более частом посещении). Сейчас приходят очень милые дамы, беседуют с ребенком и, ссылаясь на количество работы, в скором времени уходят, от чая тоже отказываются».

– Как лучше держать себя с представителями органов опеки, когда они приходят к вам домой проверять условия содержания?
– Естественно, ничего не скрывать, тогда и никакого дискомфорта не будет, – советует Татьяна Дюмина, мама троих детей, взявшая под опеку четвертого ребенка. – Это человеческий фактор, неадекватными могут быть как представители органов опеки, так и опекуны.

– Я бы посоветовала держать себя естественно. Не стоит быть излишне любезными или строгими. Вы делаете то, что решили, органы опеки на вашем пути – один из этапов, который надо пройти. Он не самый сложный, так что отнеситесь к нему спокойно. Будьте открыты, честны и приветливы, этого вполне достаточно. Понравиться представителю опеки в вашу задачу не входит, – отмечает Юлия Башинова, вместе с мужем усыновившая двух мальчиков.

– Что от органов опеки можно ждать, к чему надо быть готовым, чего опасаться?
Юлия Башинова: Ждать – вопросов, быть готовым – рассказать о себе, о своем жилье, семье. Наверняка будут вопросы о причинах усыновления или опеки, тут, на мой взгляд, углубляться в медицинские проблемы необязательно – только по вашему желанию.
Татьяна Плотникова: Слышала, что бывает так – приходят без предупреждения (так что будьте готовы к этому), обходят всю квартиру, заглядывая в шкафы, холодильник… Но обычно перед посещением сотрудники нашего ООП звонят и договариваются об удобном времени. Приходят в назначенный час и заходят только в комнату к ребенку.

– На какие льготы может рассчитывать ребенок, взятый под опеку (отдых, общественный транспорт, образование и т.д.)?
Татьяна Дюмина: Пособие в 15 тысяч рублей – до 12 лет, 20 тысяч – после. Но нужно ежегодно сдавать отчеты по использованию этих денег, показывая, что «не живем на ее/его деньги». Нужно собирать чеки крупных покупок. Кроме этого – бесплатное допобразование в городских и муниципальных организациях, внеочередное зачисление в любые детский сад и школу, бесплатное двухразовое питание в школе, бесплатный общественный транспорт (включает бесплатный туалет на вокзале), прикрепление ребенка и его почти внеочередной прием в специализированной больнице. Теоретически раз в 2 года бесплатный отдых с опекуном за счет государства, но на деле на сайте госуслуг «цирк» – путевки надо «ловить». Есть еще бесплатные лагеря, в которые как говорят сами же сотрудники опеки, отправляют неблагополучных и сирот. Что касается культурной программы, это бесплатный каток в МЕГЕ, льготы в госмузеях и подарок на НГ и иногда билет на елку (1 билет) – на моей памяти было 1 раз.

– Льготы – автоматические (то есть, как только вы становитесь опекуном, ваш ребенок их получает) или каждый раз стоит доказывать, что ваш ребенок имеет право, скажем, на бесплатный проезд в метро и т.д.?
Татьяна Дюмина: В Москве с этим проблем нет, все автоматически, только надо уведомлять того, к кому пришел, что перед ним ребенок, оставшийся без попечения родителей, то есть показывать документы. А вот на периферии каждый шаг с боем.

Регионы и люди

Что касается той самой периферии, то общая картина в разных регионах разная, отмечают многие опекуны, и опять же зависит от конкретных людей на местах. Грубо говоря, в одном городе органы опеки могут кардинально отличаться друг от друга и отношением к людям, и оказываемыми услугами. Не исключение – и центральные города, как Москва и Питер. Так, от Татьяны Дюминой в одной и той же столичной опеке два разных сотрудника требовали разные документы:

– По версии одной сотрудницы, мы с мужем, живя в квартире моих родителей, и на тот момент воспитывая двух детей, не имели нужного количества квадратных метров для принятия государственного ребенка в семью. Еще она хотела от нас, чтобы мы с мужем заключили с родителями договор безвозмездного найма, так как там не прописаны. Также эта девушка говорила мне, что дохода у нас должно быть столько, чтобы не жить на Юлины деньги, а мы на ее репетиторов тратили больше. Хотя прожиточный минимум у нас был впритык на своих-то детей, еще до рождения младшей, скорое появление которой я до последнего скрывала. В общем, пока мы собирали многочисленные медицинские бумажки и проходили абсолютно ненужную нам, многодетным родителям, школу приемных родителей, эта сотрудница опеки ушла в декрет, а на ее место пришла другая, которая всего лишь попросила принести расписку от всех прописанных в квартире родных, что они разрешают Юле жить в этой квартире.

Плюсы и минусы

Я попросила своих собеседниц сказать, в чем полезность такого института как органы опеки лично для них.
Татьяна Дюмина и Татьяна Плотникова: « помощью этого института мы оформили опеку и пособие. Плюсы – непосредственно все дела, по отношению к приемному ребенку ведутся в одном месте – централизованно. Минусы – бюрократия. Это выдача справок, разрешений и их копий с синей печатью. При оформлении ребенка – сбор огромного количества мед справок с различным сроком действия. После оформления – на любой чих тоже нужна справка.
Юлия Башинова: Плюсов я не вижу, минус – лишний этап на пути усыновителя. Декларативно функции органов опеки – защита прав детей и недееспособных граждан. На деле это не всегда так. Мне эта структура не помогает, я вообще стараюсь как можно меньше с ней общаться. Только по необходимости.

Куда жаловаться

Конечно, от конфликтов с органами опеки никто из родителей не застрахован. Конфликты эти в каждом случае разные, но всегда несут вред обеим сторонам, а главное – ребенку. Не имея возможности преодолеть недопонимание чиновников и устранить возникшие проблемы самостоятельно, вы всегда можете направить на сотрудников опеки, работой которых недовольны, жалобы в официальные инстанции.

В первую очередь пожаловаться можно и напрямую в департамент социального обеспечения г. Москвы. «Горячая линия» департамента, работающая круглосуточно – (495) 623-10-59. Также вы можете направить жалобу по факсу (495) 625-10-51, либо – написать обращение с изложением все фактов через интернет-приемную.

Есть и другие способы. Как говорит та же мама Татьяна Дюмина, являющаяся, кстати, юристом, пожаловаться на сотрудников органов опеки и попечительства спокойно можно в администрацию района по месту жительства, в прокуратуру, и, наконец, в суд. «Но в каждом конкретном случае нужно оперировать конкретными статьями и законами, которые, по вашему мнению, были нарушены, – отмечает Татьяна. – В этом плане тоже надо быть подготовленными и хорошо бы иметь разбирающегося в этих вопросах адвоката».

Словом, решайте сами, как лучше взаимодействовать с органами опеки и попечительства. У каждого опекуна и усыновителя свой собственный опыт и мнение на сей счет: кто-то доволен, кто-то не очень, третьи совсем недовольны. Но выстраивать и поддерживать отношения с этой структурой необходимо. Ради детей.

Полезные ссылки

Интернет-проект министерства образования и науки РФ «Усыновление в России». Достаточно информативный сайт, на котором вы можете почитать законодательство и нормативные документы, узнать все про семейные формы устройства детей, просмотреть, наконец, банк данных детей, почитать статьи о проблемах усыновления, получить консультации онлайн или по телефону, а также посмотреть, как обмениваются опытом на форуме усыновители и опекуны.

Сайт департамента социального обслуживания населения г. Москвы. Здесь содержится исчерпывающая информация обо всех столичных уполномоченных органах в сфере опеки, попечительства и патронажа. Там и телефон горячей линии департамента, и телефонный справочник отделов опеки, и информация о положенных льготах и пособиях.

Опека над ребенком

С целью защиты прав и интересов ребенка в случае возникновения сложной жизненной ситуации (потеря родителей и другие причины), государством предусмотрены такие инструменты как опека и попечительство над детьми. Для реализации прав детей, оставшихся сиротами, созданы органы опеки и попечительства, действия которого регулируются не только нормами семейного права, но и гражданского, и административного. Рассмотрим более подробно вопрос опеки над ребенком в нашей статье.

Опека над ребенком относится к той форме устройства защиты прав и интересов детей, где они принимаются в семью только для воспитания.

Устанавливается опека в отношении ребенка, который не достиг возраста 14 лет. Если ребенок не достиг совершеннолетия, но ему уже более 14 лет и он нуждается в заботе и контроле со стороны взрослых, то в отношении него устанавливается не опека, а попечительство.

Законодательство предусмотрело именно те случаи, в которых несовершеннолетнему ребенку назначается опекун.

К ним относятся:

  • смерть его родителей;
  • ограничение или лишение родителей прав на воспитание ребенка;
  • недееспособность или ограниченная дееспособность родителей;
  • сознательное невыполнение предусмотренных законом обязанностей по воспитанию детей, их содержанию и обеспечению всем необходимым;
  • постоянное отсутствие родителей по причине особенностей выполнения своих трудовых обязанностей;
  • нахождение родителей в местах лишения свободы;
  • сознательное создание родителями для своих детей таких условий, которые приводят к нарушению их прав и законных интересов.

Над каким ребенком можно взять опеку

Если ребенок не достиг 14-и лет, то по закону он признается недееспособным. От рождения и до 14 лет сознание любого ребенка существенно меняется.

Поэтому законодательство выделяет два промежутка:

  • с рождения до 6 лет. До этого возраста дети полностью недееспособны;
  • с 6 до 14 лет. В этом возрасте дети считаются малолетними, но они вправе совершать мелкие сделки бытового характера. Это связано с использованием небольших сумм, которые тратятся на удовлетворение их повседневных потребностей или потребностей членов их семьи. Любые иные сделки за малолетних детей совершают их родители или опекуны. Именно они будут нести материальную ответственность за вред, который причинил их ребенок.

Кто может стать опекуном

Опекунами не могут быть граждане:

  • которых суд лишил родительских прав;
  • которые имеют судимость;
  • подвергавшиеся уголовному преследованию (кроме реабилитированных впоследствии) за ряд серьёзных преступлений против жизни и здоровья, свобод, чести и достоинства общественной нравственности и безопасности граждан;
  • в отношении которых не снята или не погашена судимость за совершение тяжких или особо тяжких преступлений;
  • не прошедшие подготовки, установленной п.4 ст.127 СК РФ (кроме близких родственников детей). Это относится к опекунам, которые будут постоянно общаться с психически больным человеком, для чего нужен опыт и навыки применения психотропных лекарственных средств и знание симптомов заболевания, требующих своевременного вмешательства медиков;
  • состоящие в однополом браке, если брак был зарегистрирован в том государстве, в котором это разрешено;
  • хронические алкоголики или наркоманы;
  • страдающие заболеваниями, которые не позволяют принять ребенка под опеку или взять его в приемную или патронажную семью в соответствии с.п.1 ст.127 СК РФ.
  • которые были отстранены ранее от выполнения обязанностей опекунов;
  • ограниченные в родительских правах;
  • которые были ранее усыновителями, если усыновление отменено по их вине.

До того, как назначить опекуна, сотрудники органов опеки и попечительства обязаны учитывать личные качества претендента, его способность к выполнению возложенных не него по закону обязанностей, выяснить, какие имеются отношения между опекуном и ребенком, установить, как относятся к ребенку члены семьи попечителя. Если закон не запрещает, нужно учитывать и желание самого ребенка.

Медицинское освидетельствование граждан, которые желают стать опекунами детей, проводится бесплатно в порядке, установленном действующим законодательством.

Если опека нужна душевнобольному человеку, то обязательно учитываются личные качества попечителя. Постоянно находиться вместе с психически нездоровым человеком очень трудно не только в физическом, но, в первую очередь, в психологическом плане.

При установлении опеки над несовершеннолетними детьми к опекунам предъявляется ряд дополнительных требований. Предпочтение отдается, в первую очередь, семейным парам и родственникам. Если ребенок знаком с опекуном, то это будет несомненным преимуществом.

Если ребенку не исполнилось 10 лет, то его устройство под опеку осуществляется с учетом его мнения. Если ему более 10 лет, то назначение опекуна осуществляется с его согласия.

Процедура назначения

Для оформления опеки над ребенком следует собрать требуемый пакет документов, потому и сам процесс может занять немало времени.

После этого следует предпринять несколько шагов:

  • обратиться к представителям органов опеки и попечительства и подать письменное заявление. В нём нужно выразить просьбу о рассмотрении заявителя в качестве возможного опекуна или попечителя. К заявлению прилагается обязательный пакет документов;
  • после подачи документов специальная комиссия рассматривает заявление и руководитель социальной службы выдаёт решение комиссии.

При наличии положительного результата, будущий опекун подписывает специальный договор с представителями органа опеки и попечительства. Опекунство по действующему законодательству осуществляется на безвозмездной основе, но нередко на региональном уровне предусмотрена поддержка в виде перечисляемых ежемесячно денежных сумм.

Возможность временной опеки

Если человек полностью или частично на определённый срок утрачивает дееспособность, то над ним может быть назначена временная опека. Максимальный срок такой опеки не превышает 6 месяцев. Временным покровителем может быть только совершеннолетний и дееспособный гражданин.

Для получения заключения, подтверждающего возможность получения соответствующего статуса, в орган опеки претендент должен лично или по почте направить следующие документы:

  • заявление, в котором отражено желание претендента стать опекуном;
  • справка о зарплате с места работы по форме 2-НДФЛ, подтверждающая материальное положение претендента;
  • справка о месте жительства заявителя с указанием на конкретное жилое помещение и прав на это жилище;
  • акт обследования жилищных условий;
  • справка, подтверждающая отсутствие уголовного преследования и судимости;
  • заключение медучреждения, подтверждающее надлежащее состояние здоровья претендента и отсутствие у него препятствующих осуществлению опекунства заболеваний;
  • биография претендента, написанная собственноручно;
  • согласие членов семьи будущего покровителя на осуществление им опеки, зафиксированное в письменном виде.

Права и обязанности

Находящиеся под опекой дети имеют право:

  • воспитываться в семье опекуна и совместно с ним проживать;
  • на заботу со стороны покровителя;
  • на обеспечение им предусмотренных нормами закона условий для нормального содержания, правильного воспитания, образования, всестороннего развития;
  • на уважение их человеческого достоинства;
  • получать установленные законом (ст. 55 и 57 СК РФ) алименты, пенсии, пособия и социальные выплаты. Если опекуны назначаются по заявленияю родителей в соответствии с ч.1 ст.13 ФЗ «Об опеке и попечительстве», то предназначенные для ребенка денежные средства расходуются ими в порядке, установленном ст. 37 ГК РФ;
  • сохранить право пользования и собственности на жилое помещение;
  • на получение помещения для проживания в соответствии с нормами ЖК РФ;
  • на защиту от возможных злоупотреблений со стороны опекуна в соответствии со ст. 56 СК РФ.

Права и обязанности опекуна возникают в соответствии с ФЗ «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ.

После того как родители ребенка утрачивают свои права и обязанности по представительству и защите прав и законных интересов ребенка, с этого момента возникают права и обязанностей опекуна, который:

  • может требовать на основании решения судебного органа возврата ребенка от граждан, которые удерживают его у себя без предусмотренных законом оснований. Это относится и к родителям, усыновителям или родственникам ребенка;
  • не может запрещать ребенку общаться с его родителями и другими родственниками, если это не запрещено судом и не противоречит интересам ребенка;
  • обязан заниматься постоянным воспитанием ребенка, заботиться о его физическом, психическом, духовном здоровье и нравственном развитии;
  • может определять способы воспитания с учетом существующих методик, рекомендаций органа опеки, мнения самого ребенка, не нарушая при этом требований, предусмотренных п.1 ст.65 СК РФ;
  • обязан обеспечить получение общего образования, для чего может выбирать по своему усмотрению образовательную организацию, формы получения ребенком образования с учетом мнения опекаемого.

Все имущественные обязанности и права покровителя установлены ГК РФ и ФЗ «Об опеке и попечительстве».

Любые действия (бездействия) в процессе осуществления функций опеки или попечительства могут быть обжалованы родителями или другими родственниками, или усыновителям ребенка в орган опеки и попечительства.

Орган опеки при обнаружении нарушений прав ребенка вправе обязать устранить их в самые краткие сроки.

При неподчинении опекуна решению органа опеки и попечительства, родители, родственники или усыновители ребенка получают возможность на обращение в суд по месту регистрации ребенка с требованием о защите его прав и законных интересов. Судебный орган разрешает спорный вопрос с учетом мнения ребенка. При неисполнении решения судебного органа опекуна могут отстранить от исполнения возложенных на него обязанностей. Надзором за деятельностью опекунов в соответствии с ФЗ «Об опеке и попечительстве» занимается орган опеки и прокуратура.

Причины прекращения опекунства

Как только ребенку исполнилось 14 лет, опекунство прекращается автоматически. После этого опекун приобретает статус попечителя. После совершеннолетия попечительство также прекращает своё действие.

Опекунство может быть прекращено и по причине возвращения первоначальных прав биологическим родителям или после оформления ребенка для воспитания в специальном учреждении.

Если ребенка требуется признать дееспособным, то соответствующее заявление вправе подать:

  • представители органа опеки и попечительства;
  • сотрудники прокуратуры;
  • представители лечебного учреждения;
  • близкие родственники.

Процедура установления опекунства в некоторых случаях может потребоваться и при наличии родителей, которые не могут выполнять свои функции по причине плохого состояния здоровья или иным причинам объективного характера.

В этом случае взять на себя функции по воспитанию ребёнка при согласии родителей могут родственники. Ребенок при таких обстоятельствах живет обычной жизнью, но роль его официальных представителей перед любыми организациями, учреждениями и должностными лицами берут на себя родственники. Государство в данной ситуации не предоставляет материальной поддержки, а после того, как необходимость воспитания ребенка отпадает, опекунство его родственником прекращается. Чтобы этот процесс прошел правильно и без нарушений норм законодательства, следует обратиться за помощью к юристам нашей компании. Их опыт и высокая квалификация даст возможность оформить или отменить опекунство в строгом соответствии с действующим законодательством.

Еще по теме:

  • Эр телеком расторгнуть договор ЮрФинансКонсалтинг Филиала в г. Волгоград ЗАО «ЭР-Телеком Холдинг» г. Волгоград, ул. Советская, д. Х, кв. ХХ 28 июля 2008 года между мной и ЗАО «Компания «ЭР-Телеком» был заключен договор […]
  • Страхование по каско в рассрочку Рассрочка по КАСКО. Всегда ли это выгодно? КАСКО – один из самых дорогостоящих видов добровольного страхования. И чтобы сделать его более доступным и привлекательным для клиента, правила […]
  • Просроченный товар закон о защите прав потребителей Какие нормы регулируют права покупателя, если товар просрочен? Согласно какой статье Закона РФ «О защите прав потребителей» я могу за просроченный товар с прилавка получить такой же […]
  • Статья 105 ук какой срок Изминения по ч1 статьи 105 УК РФ в пользу смягчения наказания Есть ли изменения по ч. 1 ст. 105УК РФ,в пользу смягчения наказания? Может быть есть кокие нибудь поправки? Ответы юристов […]
  • Как правильно заверить копии документов для арбитражного суда Нужно ли для суда заверять копии документов у нотариуса? В определении арбитражного суда сказано: "Заявителю представить в суд подлинные документы, подтверждающие основания заявленных […]
  • Протоколы гк рф Глава 9.1. Решения собраний (ст.ст. 181.1 - 181.5) Информация об изменениях: Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 100-ФЗ настоящий Кодекс дополнен главой 9.1, вступающей в силу с 1 […]
  • Апелляционная жалоба предоставление дополнительных доказательств Можно ли добавить новые документы в апелляцию? Доброго дня. Возможно ли при составлении апелляционной жалобы в вышестояшую инстанцию добавлять новые документы (доказательства) и как лучше […]
  • Судебная практика по уголовным делам по ст 201 ук рф Приговор по статье 201 УК РФ (Злоупотребление полномочиями) Приговор Пресненского районного суда г. Москвы по части 1 стать 201 УК РФ «злоупотребление полномочиями, то есть использование […]