Как встать в очередь нуждающимся в жилье

Кто же все — таки имеет это право на бесплатное жилье?

Изначально существует разделение на тех, кто имеет право на получение жилья без очереди и в порядке очередности. Рассмотрим одну из категорий.

По общему правилу в порядке очереди право на предоставление жилплощади от государства имеют совершеннолетние граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, которые постоянно проживают в данном населенном пункте, в виде отдельной квартиры для семейного проживания.

Кто относится к категории нуждающихся в улучшении жилищных условий?

1. Люди, у которых есть жилая площадь, но ее размер ниже уровня, который устанавливается органами власти на местах в порядке, предусмотренном законом.
Уровень периодически пересматривается. К примеру, в Киеве, гражданами, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, считаются те, которые владеют жилплощадью до 7,5 кв. м на каждого члена семьи.

2. Граждане, проживающие в условиях не соответствующих санитарным и техническим нормам.
Периодически государство в лице работников ЖЕКа обследует состояние жилых домов с целью выявления несоответствий нормам и стандартам. По результатам обследования дом может быть признан непригодным для проживания и граждане жильцы приобретают статус потенциальных владельцев нового жилья.

3. Физические лица, которые болеют тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний. В силу этого обстоятельства не могут проживать в коммунальном жилище или в одной комнате с членами своей семьи.
Перечень болезней утверждается Министерством Здравоохранения и включает в себя заболевания (сердечно и нервно — сосудистой системы, органов дыхания, психические, туберкулез легких и др. органов, кожные и другие, согласно с перечнем). Естественно, что подтверждающим фактом всего выступает медицинское заключение.

4. Граждане, проживающие по договору поднайма жилой площади в домах государственного или общественного фонда либо по договору найма в кооперативных домах.
Следует понимать, что сам факт проживания на таком основании является самостоятельным обстоятельством, которое дает человеку право на улучшение жилищных условий.

5. Те, кто длительный промежуток времени проживает в жилище по договору найма (аренды) в доме или квартире, которая принадлежит человеку на праве частной собственности.
Следует понимать так, что наниматель, проживший в квартире не менее 5-ти лет, автоматически приобретает статус «имеющий право» на улучшение жилищных условий. В итоге он получает право на первоочередное получение жилплощади от государства.

6. Особи, живущие в общежитиях.
Изначально целевое назначение общежитий – это временное проживание. Из этого следует, что факт проживания в таком жилище есть основанием для постановки человека на квартирный учет.

7. Лица, которые проживают в одной комнате по две и больше семей, независимо от степени родства либо отсутствия такового, а также лица разного пола старше 9 лет, кроме супругов.

8. Ко всему прочему для некоторых граждан, работников определенных организаций предусмотрено получения жилья на льготных условиях в рамках закона и коллективных договоров.

Каким образом реализуется право на жилье?

Тот, кто узнал себя в вышеизложенном списке и желает в будущем получить приз от государства в виде жилья должен сделать следующее:
1. Собрать необходимые документы.
2. Обратиться в исполнительный орган местной власти.
3. Вытерпеть «хождение по бюрократическим мукам».
4. Дождаться очереди и стать обладателем квартиры или дома.

Примечание автора: «Пункт 3 опасен для здоровья, просьба людей обладающих нестабильной психикой, решать его с помощью специалиста!»

Конституция Украины и Жилищный Кодекс Украины – это база, которая регулирует отношения между гражданами и государством в процессе осуществления права на безвозмездное жилище, эта база дополняется другими нормативно правовыми актами.
Вкратце происходит процесс так – составляются списки душ нуждающихся в жилье, потом они ранжируются в порядке очередности. Дальше уже по распределению предоставляется жилая площадь.

Законы знать – это хорошо, а специалист, который не только объяснит, но и окажет реальную помощь, в случае если права попраны или не реализованы – это намного лучше. Как всегда, заканчиваем позитивом. У хорошего юриста бездомных клиентов нет, а это, наверное, о чем — то говорит!

Как встать в очередь на жилье

В настоящее время в списке претендующих на социальное жилье в Севастополе значится 4933 человека. Это малоимущие, ветераны, реабилитированные, многодетные, инвалиды и другие жители, подпадающие под действие регионального закона, определяющего, кому положены заветные квадратные метры от государства.

В настоящее время в списке претендующих на социальное жилье в Севастополе значится 4933 человека. Это малоимущие, ветераны, реабилитированные, многодетные, инвалиды и другие жители, подпадающие под действие регионального закона, определяющего, кому положены заветные квадратные метры от государства.

В редакцию «Севастопольской газеты» поступил вопрос от читателя, который хотел бы получить жилье от государства:

— Как ведется учет граждан, которые нуждаются в жилье в Севастополе? Что говорит об этом местный закон? Какова процедура постановки в очередь нуждающихся в жилье?

Региональный закон «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в городе Севастополе» определяет, кому положено социальное жилье в размере 18 кв.метров на одного члена семьи, состоящей из двух и более человек, или 33 квадратных метра для одиноко проживающего гражданина.

Согласно документу, претендовать на жилье от городских властей могут малоимущие граждане (чей ежемесячный доход не превышает 20,8 тысячи рублей — двукратной официально установленной в Севастополе величины прожиточного минимума на душу населения, а стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не превышает 373 тысячи рублей — десятикратной средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилья), многодетные семьи, ветераны ВОВ и боевых действий, инвалиды и семьи, где есть дети-инвалиды, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, полные кавалеры ордена Славы, Герои Социалистического Труда, полные кавалеры ордена Трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены их семей, реабилитированные, утратившие жилые помещения в Севастополе в связи с репрессиями, дети, родившиеся в местах лишения свободы, ссылке, на спецпоселении, и педагоги. А также проживающие в коммуналках, если на одного члена семьи приходится менее учетной нормы площади жилого помещения. На одного человека в Севастополе для проживающих в коммунальных квартирах это 15 кв.м.

Для того, чтобы встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, нужно прожить в Севастополе в общей сложности не менее 10 лет (кроме педагогов и реабилитированных — им не нужно выполнять данное требование закона). При этом, что интересно, можно быть лицом без определенного места жительства, то есть не иметь прописку.

Для того, чтобы встать в очередь, нужно подать соответствующее заявление с сопутствующими документами в Управление жилищной политики (это подразделение Департамента капстроительства в структуре правительства Севастополя) по адресу: пр.Героев Сталинграда, 64. Приемные дни в управлении — вторая и четвертая пятница каждого месяца с 14.00 до 16.45.

Подать документы на постановку в очередь за жильем можно и через МФЦ, и через портал госуслуг.

Документы, которые следует предоставить в исполнительный орган: подтверждающие личность заявителя и все те обстоятельства, которые делают его нуждающимся в жилье. Это заявление о принятии на учет, подписанное всеми совершеннолетними членами семьи; паспорт или иные документы, удостоверяющие личность и подтверждающие гражданство Российской Федерации заявителя и членов его семьи; документы, содержащие сведения о составе семьи и степени родства; документы, подтверждающие проживание заявителя и членов его семьи в Севастополе в общей сложности не менее десяти лет; документы, содержащие сведения о месте жительства заявителя и членов его семьи; документы, содержащие сведения об обеспеченности жилыми помещениями; документы, содержащие сведения о доходах заявителя и членов его семьи за 12 месяцев, предшествующих обращению для принятия на учет (для граждан, признанных малоимущими); документы, содержащие сведения о стоимости находящегося в собственности заявителя и членов его семьи имущества, подлежащего налогообложению (для граждан, признанных малоимущими); документы, подтверждающие право гражданина на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди (для граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди) и (или) на предоставление жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения (для граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения); документы о техническом состоянии жилого помещения (для граждан, занимающих непригодное для проживания жилое помещение); документы, подтверждающие, что гражданин относится к категории лиц, которые могут быть поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Решение о постановке на учет или об отказе в этом должно быть вынесено в течение 30 дней.

Принятый на учет гражданин включается в Книгу учета граждан, которая ведется Управлением жилищной политики. В настоящее время в списке претендующих на жилье в Севастополе значится 4933 человека.

Актуализация данных по списку проводится управлением ежегодно в преддверии принятия решений о предоставлении жилых помещений по договору социального найма.

В очередь на жилье – по новым правилам

В Беларуси с 1 января изменились некоторые условия постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это предусмотрено Указом Президента Республики Беларусь № 552 от 27 октября 2010 г.

В соответствии с п. 3 Положения о порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда, утвержденного указанным выше Указом (далее по тексту – Положение) нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане не имеющие жилых помещений в собственности и (или) в пользовании в населенном пункте по месту принятия на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (по месту работы (службы), а граждане без определенного места жительства, ранее имевшие регистрацию (прописку) по месту жительства в данном населенном пункте, – по месту пребывания (далее – населенный пункт по месту принятия на учет). Под отсутствием у граждан в пользовании жилых помещений понимается отсутствие жилых помещений, занимаемых гражданами:

  • по договорам найма жилого помещения государственного жилищного фонда;
  • проживающими в качестве членов (бывших членов) семьи нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, собственника, члена организации застройщиков и имеющими право пользования жилым помещением наравне с нанимателем, собственником жилого помещения, членом организации застройщиков;
  • по договорам найма, аренды, безвозмездного пользования или иным договорам, заключенным в соответствии с Правилами заключения, исполнения и расторжения договоров создания объекта долевого строительства, утвержденными Указом Президента Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. № 396 «О долевом строительстве многоквартирных жилых домов».

Для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий требуется наличие жилплощади менее чем 15 кв. м. на человека. При этом обеспеченность общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммы общей площади всех жилых помещений‚ находящихся в собственности или в пользовании гражданина и совместно проживающих с ним членов его семьи в населенном пункте по месту принятия на учет.

При раздельном проживании членов семьи обеспеченность общей площадью жилого помещения одного человека определяется исходя из приходящейся на гражданина и членов его семьи, с которыми он принимается на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, суммы общей площади всех жилых помещений, находящихся в их в собственности или в пользовании у них, а также у совместно проживающих с ними членов их семей в населенном пункте по месту принятия на учет, за вычетом общей площади, приходящейся на других граждан (за исключением нанимателей и поднанимателей), проживающих в этих жилых помещениях, но не включенных в число членов семьи гражданина, с которыми он принимается на указанный учет.

Кроме того, из основания для постановки на учет граждан, родивших или усыновивших детей, исключаются разведенные, которые обеспечены жилплощадью более установленного порога в 15 кв. метров на человека. Раньше, если родители разводились, то, к примеру, жена могла стать на очередь. Теперь это исключается. Разведенного человека могут поставить на учет только в том случае, если метров в квартире ему хватать не будет (будет приходиться меньше 15 метров на человека).

Также нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:
— проживающие в жилом помещении, признанном не соответствующим санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям;
— проживающие в общежитиях, за исключением граждан, вселившихся в общежитие в связи с обучением, сезонных и временных работников;
— проживающие в жилых помещениях государственного жилищного фонда по договору поднайма жилого помещения или в жилых помещениях частного жилищного фонда по договору найма жилого помещения;
— проживающие в служебных жилых помещениях или в жилых помещениях специального служебного жилищного фонда и не имеющие в собственности другого жилого помещения в населенном пункте по месту принятия на учет общей площадью 15 кв. метров и более на одного человека, отвечающего установленным для проживания санитарным и техническим требованиям;
— проживающие в однокомнатной квартире или в одной комнате с другими гражданами и имеющие заболевания, указанные в перечне, определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которых признается невозможным совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной комнате (квартире), а также проживающие в однокомнатной квартире или в одной комнате с другими гражданами, имеющими заболевания, перечисленные в этом перечне;
— проживающие в одной квартире (одноквартирном жилом доме), заселенной (заселенном) несколькими собственниками жилых помещений, если их собственность выделена в установленном порядке (произведен раздел жилого помещения с образованием двух и более отдельных жилых помещений или с выделением в собственность изолированных жилых комнат с оставлением подсобных помещений в общем пользовании и в общей долевой собственности), и (или) нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда, если они обеспечены общей площадью жилого помещения менее 15 кв. метров на каждого члена семьи;
— проживающие в неизолированных (смежных) жилых комнатах при отсутствии близкого родства. При этом под близким родством понимаются отношения между супругами, родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедом, бабкой и внуками;
— проживающие в однокомнатной квартире с другим гражданином независимо от его пола (в том числе независимо от близкого родства), кроме супругов;
— впервые вступившие в брак (оба супруга), если ни один из них не имеет в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не является нанимателем квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также не занимает объект долевого строительства по договору найма, аренды, безвозмездного пользования или иному договору в соответствии с Правилами заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства в населенном пункте по месту принятия на учет;
— родившие (усыновившие) и воспитывающие детей без вступления в брак, разведенные (овдовевшие) супруги, воспитывающие детей, не вступившие в новый брак, не имеющие в собственности квартиры либо одноквартирного жилого дома и (или) не являющиеся нанимателями квартиры либо одноквартирного жилого дома по договору найма жилого помещения государственного жилищного фонда, а также не занимающие объект долевого строительства по договору найма, аренды, безвозмездного пользования или иному договору в соответствии с Правилами заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства;
— проживающие в жилых помещениях специальных домов для ветеранов, престарелых и инвалидов, имеющие несовершеннолетних детей, а также граждане, проживающие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, которым при переосвидетельствовании установлена III группа инвалидности либо инвалидность снята, или признанные в установленном порядке дееспособными, если за ними не сохранилось или они не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли;

На очередь на жилье могут быть поставлены:
— специалисты, прибывшие по распределению учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, или по направлению государственных органов и других организаций на работу в организации, расположенные на территориях с уровнем радиоактивного загрязнения свыше 5 Ки/кв. км и приравненных к ним территориях;
— дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
в случае, если они:
не имеют в собственности или в пользовании жилых помещений;
проживают в жилом помещении и являются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в подпунктах 3.1.2 – 3.1.10 Положения;
при вселении в жилое помещение, из которого выбыли, стали бы нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным в подпунктах 3.1.2 – 3.1.10 Положения;
не могут быть вселены в жилое помещение, из которого выбыли, и невозможность вселения в такое жилое помещение установлена местным исполнительным и распорядительным органом по месту нахождения данного жилого помещения.

Невозможность вселения в жилое помещение устанавливается по решению местного исполнительного и распорядительного органа в случаях утраты жилого помещения (гибели, уничтожения), систематического (три и более раза в течение года) нарушения гражданами, проживающими в данном жилом помещении, правил пользования жилым помещением, наличия неблагоприятных или опасных условий проживания с родителями, лишенными родительских прав, и другими гражданами, проживающими в данном жилом помещении, а также в иных случаях. Порядок принятия решений о невозможности вселения в жилое помещение определяется облисполкомами, Минским горисполкомом;
— лица, которые на день вступления в силу Положения обучались в государственных учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования в дневной форме получения образования, утратили статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста 23 лет и не состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с проживанием в общежитиях указанных учреждений образования.

Граждане, имеющие в собственности в данном населенном пункте жилые помещения, в которых они не проживают, не могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным подпунктами 3.1.2–3.1.13, 3.2 пункта 3 Положения, за исключением случаев, если при вселении в эти жилые помещения они станут нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Из всего указанного выше есть исключение, а именно организации, имеющие в собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления жилые помещения, в установленном порядке могут предусматривать (по согласованию с собственником или уполномоченным им лицом) в коллективных договорах дополнительные основания для признания своих работников нуждающимися в улучшении жилищных условий. При этом улучшение жилищных условий таких работников осуществляется только по месту их работы.

Не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждане:
а) в случае непредставления следующих документов:
— паспорта граждан Республики Беларусь или иные документы, удостоверяющие личность всех совершеннолетних граждан, свидетельства
о рождении несовершеннолетних детей, принимаемых на учет нуждающихся
в улучшении жилищных условий;
— справки о занимаемом в данном населенном пункте жилом помещении и составе семьи, выдаваемая организацией, осуществляющей эксплуатацию жилищного фонда, или организацией, предоставившей жилое помещение, или сельским, поселковым, городским (городов районного подчинения) Советом депутатов (исполнительным комитетом);
— справки о находящихся в собственности гражданина и членов его семьи жилых помещениях в населенном пункте по месту подачи заявления о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, выдаваемые территориальной организацией по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
— решения местного исполнительного и распорядительного органа о признании занимаемого жилого помещения не соответствующим установленным для проживания, санитарным и техническим требованиям предъявляемым к жилым помещениям, – при принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному в подпункте 3.1.3 пункта 3 Положения;
— заключение врачебно-консультационной комиссии о наличии у гражданина заболевания, указанного в перечне, определяемом Министерством здравоохранения, при наличии которого признается невозможным совместное проживание с ним других лиц в одной комнате (квартире), – при принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному в подпункте 3.1.7 пункта 3 Положения;
— копию диплома об образовании и трудового договора (контракта) с трудоустроившей организацией – при принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному в подпункте 3.2 пункта 3 Положения;
— документы, подтверждающие право на внеочередное или первоочередное предоставление жилого помещения, в случае наличия такого права;
— сведения о доходе и имуществе каждого члена семьи – в случае постановки на учет граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования в зависимости от их дохода и имущества;
— справку государственного учреждения образования, подтверждающая, что на день вступления в силу Положения гражданин обучался в государственном учреждении, обеспечивающем получение профессионально-технического, среднего специального или высшего образования в дневной форме получения образования, и утратил статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста 23 лет, – при принятии граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по основанию, предусмотренному в подпункте 3.4 пункта 3 Положения.
— домовую книгу (при ее наличии) – в случае постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, проживающих в одноквартирном, блокированном жилом доме.

б) в случае ухудшения ими либо членами их семей своих жилищных условий путем уничтожения, повреждения, отчуждения жилого помещения либо его части, перевода жилого помещения в нежилое, обмена, раздела или изменения порядка пользования жилым помещением, в котором обеспеченность общей площадью жилого помещения превышала 15 кв. метров на одного человека, либо вселения в него других граждан (кроме вселенных в установленном порядке, не имевших до этого в собственности или в пользовании жилого помещения в данном населенном пункте, в котором они были обеспечены общей площадью жилого помещения 15 кв. метров и более на одного человека, и проживающих в этом жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей), вселения в общежитие, заключения договора найма жилого помещения в домах частного жилищного фонда или договора поднайма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда, если граждане ранее были обеспечены жилым помещением общей площадью 15 кв. метров и более на одного человека, отвечающим установленным для проживания санитарным и техническим требованиям в данном населенном пункте. При этом граждане, ухудшившие свои жилищные условия, не принимаются на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в течение 5 лет со дня ухудшения их жилищных условий;

в) прибывшие в г. Минск, в населенные пункты Минского района из других населенных пунктов, в течение 5 лет со дня регистрации их по месту жительства в г. Минске, в населенных пунктах Минского района (за исключением вселенных в установленном порядке и проживающих в этом жилом помещении супругов, несовершеннолетних и совершеннолетних нетрудоспособных детей, нетрудоспособных родителей как нанимателя, собственника, члена организации застройщиков, так и членов их семей, принимаемых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в качестве члена семьи гражданина, имеющего место жительства в г. Минске, в населенных пунктах Минского района, а также детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, молодых рабочих (служащих), молодых специалистов, получивших профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов и направленных на работу по распределению, независимо от даты их прибытия (было – молодых специалистов, получивших образование за счет республиканского и (или) местных бюджетов и направленных на работу по распределению учреждений, обеспечивающих получение среднего специального и высшего образования), граждан, приглашенных (назначенных на должности включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь), в том числе в порядке перевода в г. Минск, в населенные пункты Минского района, на работу (службу) в иной государственный орган, другую организацию из других населенных пунктов, а также уволенных с военной службы по возрасту, состоянию здоровья, сокращению штатов и проживавших в г. Минске, в населенных пунктах Минского района до призыва (поступления) на военную службу либо в случае проживания в г. Минске, в населенных пунктах Минского района их близких родственников (отца, матери, супруга (супруги), детей, включая усыновленных (удочеренных), родных братьев, сестер, деда, бабки и внуков);

г) по месту работы (службы), прибывшие в г. Минск, в населенные пункты Минского района из других населенных пунктов, а также работающие в организациях, расположенных в г. Минске, рабочее место которых находится в другом населенном пункте, в течение 5 лет со дня начала работы (службы) в организациях, расположенных в г. Минске, в населенных пунктах Минского района (за исключением указанных в абзаце четвертом настоящего пункта детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, молодых специалистов, а также граждан, приглашенных (назначенных на должности) на работу в государственный орган либо иную организацию).

Указом определено, что господдержка на строительство (реконструкцию) или приобретение жилых помещений может оказываться для реализации только одного выбранного гражданами способа улучшения жилищных условий. В частности, граждане, получившие без аукциона земельные участки для строительства жилых домов, не могут рассчитывать на государственную поддержку при одновременном строительстве другого жилья. В свою очередь гражданам, которым оказывается господдержка на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья в составе организации застройщиков или на заключение договора долевого строительства, до принятия решения о снятии их с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий либо отказа граждан от осуществления такого строительства (реконструкции) или приобретения жилого помещения земельные участки для строительства жилых домов без аукциона не предоставляются.

Граждан, проживающих в населенных пунктах, расположенных на территориях сельсоветов, будет осуществляться соответствующими сельскими исполнительными комитетами, а граждан, имеющих право на получение жилых помещений социального пользования, – сельскими и районными исполнительными комитетами.

Документом также определены порядок учета нуждающихся в улучшении жилищных условий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядок обеспечения их жилыми помещениями.

Определены также случаи принятия местными исполнительными и распорядительными органами решений о невозможности вселения этой категории детей и приравненных к ней лиц в закрепленные за ними жилые помещения, а также право этой категории граждан на предоставление им жилых помещений социального пользования.

Кроме того, изменяются правила постановки в очередь на жилье для молодых специалистов. Им не нужно будет ждать 5 лет с момента регистрации. До настоящего время с этим вопросом часто возникали проблемы. Так, если выпускник успел прописаться в столице до распределения, то в списки нуждающихся его записывали на общих основаниях, то есть через 5 лет с момента регистрации. Но, с другой стороны, работодатели сначала требовали регистрацию, а потом уже давали заявку на распределение. Вот и приходилось выбирать: или очередь на льготное жилье, или работа.

С 1 января ограничения нет – направленных на работу по распределению будут принимать на учет нуждающихся независимо от даты их прибытия.

ЖИЛЬЕ ДЛЯ ГРАЖДАН БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ

Автор: Е. Диковская

ЖИЛЬЕ ДЛЯ ГРАЖДАН БЕЗ РЕГИСТРАЦИИ

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан на жилище, а малоимущим гражданам нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Получить бесплатное жилье у государства сложно, еще сложнее его получить гражданам Российской Федерации без определенного места жительства, т.е. людям не имеющим регистрацию по месту жительства и месту пребывания.

В части второй статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации», указано, что регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Особое внимание следует обратить на противоречие между этим положением и частью первой той же статьи того же закона, которой предусмотрено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации вводится в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. И это по сути означает, что регистрационный учет граждан по месту жительства и месту пребывания является условием для создания условий реализации прав и свобод человека и гражданина.

Именно это положение, а не декларативное отрицание зависимости возможности реализации прав и свобод от наличия регистрации является реально действующим в современной Росси. К наличию места жительства или места пребывания, к наличию регистрации привязаны механизмы реализации практически всех прав и свобод человека и гражданина, в том числе прав и свобод, признаваемых Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах.

В ч.3 ст. 52 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, «принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет и не мо месту своего жительства». Но Жилищный Кодекс не содержит нормы, которая позволяла бы принимать граждан, не имеющих места жительства, на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, но не исключает такой возможности в других законах.

Недавно губернатор Санкт-Петербурга предложил внести поправки в Закон Санкт-Петербурга «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма» и «О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан». Согласно законопроекту, право вставать в очередь получат лица без определенного места жительства, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее десяти лет. Своим предложением о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга, губернатор подтвердил сложившуюся практику в Санкт-Петербурге повсеместных отказов гражданам в постановке на учет из-за отсутствия регистрации. Граждане, не имеющие никакого жилья и встающие на учет в качестве нуждающихся в жилье, больше ущемлены в правах, чем граждане уже стоящие в очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Обратимся к ст.1 Закона Санкт-Петербурга от 30.06.2005г. № 407-65, На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, проживающие в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет и признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. В Законе нет указания на то, что гражданин должен иметь регистрацию в Санкт-Петербурге.

Однако при обращении в жилищные отделы с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, граждане получают отказ, если они не могут представить справку Ф-9, подтверждающую регистрацию в Санкт-Петербурге в течение 10 лет. Основным доказательством места жительства гражданина для органа, осуществляющего учет, остается регистрация гражданина.

Гражданка Е. обратилась в жилищный отдел администрации Санкт-Петербурга с заявлением о постановке ее и ее сына на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Заявительница представила в качестве подтверждения своего проживания в Санкт-Петербурге с декабря 1991 года решение Фрунзенского районного суда, который устанавливал факт проживания Е. на территории РФ с декабря 1991 года по март 2008 год. В тексте решения имеются установленные судом факты и сведения, подтверждающие проживание заявительницы именно в Санкт-Петербурге Из решения Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга (дело № 2-621/08): «В декабре 1991 года в шестилетнем возрасте, заявительница вместе с отцом В. приехала в Санкт-Петербург. До настоящего времени проживает на территории Российской Федерации в Санкт-Петербурге без регистрации по различным адресам». Таким образом, факт проживания Е. в течение 10 лет, а именно с 1991 года по 2008 год, был установлен судом.

В ответе Администрации Санкт-Петербурга было указано: «Вами представлено решение суда от 04.03.2008г. в котором подтверждается факт проживания на территории Российской Федерации. Факт проживания на законных основаниях на территории Санкт-Петербурга в судебном решении не указан. В настоящее время не имеется законных оснований для приема на учет. Обязательным условием приема на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является факт проживания на законных основаниях в Санкт-Петербурге не менее 10 лет».

После получения отказа Администрации гражданка Е. обратилась в суд с заявлением об установлении факта проживания именно в Санкт-Петербурге в течение 10 лет. Определением Фрунзенского районного суда (М-6377/11 от 12.12.2011г.) в рассмотрении заявления было отказано Суд пояснил, что из заявления усматривается, что у заявителя имеются необходимые документы, подтверждающие факт постоянного проживания на территории Санкт-Петербурга. Защиту нарушенного права, а именно отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, следует произвести иным путем, в порядке искового производства.

Другое необходимое условие принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для данной категории граждан- это признание малоимущим. Признание граждан малоимущими, так же как и постановка их на учет, осуществляется органами местного самоуправления, которые устанавливают пороговые значения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимость имущества находящегося в собственности. Необходимость признания малоимущим требует предоставления справок о доходах. У людей без регистрации, как правило, нет официальной работы и доход они свой подтвердить не могут. На учет в центр занятости встать не могут, опять-таки из-за отсутствия регистрации.

Так, гражданин Г. обратился с заявлением о признании его малоимущим и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях в жилищный отдел администрации Колпинского района Санкт-Петербурга. В заявлении Г. указал, что он не имеет регистрации по месту жительства и пребывания, нигде не работает, жилья в собственности не имеет, в подтверждение единственного получаемого дохода может предоставить справку о социальных выплатах правительством Санкт-Петербурга ежеквартально в размере 2 тысяч рублей. На заявление Г. комиссия жилищного отдела ответила отказом. В обоснование указала, что гражданин Г. не подтвердил факт того, что он нигде не работает и не получает других доходов. Ему было рекомендовано обратиться в «Центр труда и занятости» и предоставить справку о том, что он не состоит на учете и не получает социальные выплаты по безработице. Граждане, не имеющие регистрации, не могут состоять на учете в Центре труда и занятости, тем более, получать там пособия, т.к. п.2 ст.3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», предусмотрено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина.

Особое внимание в вопросе предоставления жилья следует уделить тому, что в федеральном законодательстве отсутствуют единые правила предоставления жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан.

В некоторых субъектах Российской Федерации бездомные вообще лишены права на получение жилых помещений для социальной защиты.

В законе Санкт-Петербурга от 04.04.2006 г. N 100-15 (ред. от 02.07.2007) «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга» сказано, что жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга, предоставляются для временного проживания на период предоставления специальной социальной защиты бездомным гражданам, ранее имевшим постоянное место жительства в Санкт-Петербурге и прошедшим в установленном порядке учет в уполномоченных органах социальной защиты населения, «исходя из расчета не более 6 квадратных метров жилой площади на одного человека».

В Санкт-Петербурге установлен не минимальный размер предоставления указанных жилых помещений бездомным гражданам, а максимальный размер. Это дает возможность чиновникам на местах самостоятельно, исходя из личных убеждений устанавливать приемлемый размер жилого помещения для граждан без регистрации, главное, не более 6 квадратных метров, т.е. 1 квадратный метр на одного человека законно.

Данное положение ч.3 пункта 3 ст. 6 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 N 100-15 (ред. от 02.07.2007) «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга» не только абсурдно, но и дискриминационно. Если сравнить его с положением части первой пункта 3 ст. 6 того же закона, то становится очевидно, что норма части третьей пункта 3 ст. 6 Закона Санкт-Петербурга от 04.04.2006 N 100-15 дискриминирует бездомных по сравнению с прочими категориями граждан, которым жилые помещения для социальной защиты должны предоставляться в размере не менее 6 квадратных метров на человека.

Эта дискриминация прямо противоречит нормам частей 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ, норме части 1 ст. 20 Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека (Минск, 26 мая 1995 г.), принципу признания за всеми членами человеческой семьи равных прав, зафиксированному в преамбуле Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах(16 декабря 1966 г.).

В данной статье речь идет не только о бездомных гражданах из придонного слоя, но и о «невидимых» бездомных, людях, которые не имеют регистрации и своего жилья, но в настоящий момент проживают у знакомых или родственников, работают. Их положение очень зыбко, в случае инвалидности или продолжительной болезни, такие люди, как правило, лишаются заработка и рано или поздно оказываются на улице.

Для граждан, которые не имеют жилья, должны быть созданы условия, обеспечивающие учетный характер их регистрации в конкретном населенном пункте с целью обеспечения указанным гражданам всего комплекса прав и свобод, входящих в правовой статус человека и гражданина. Данный порядок учетной регистрации позволит бездомным гражданам получать пенсии, социальные пособия, корреспонденцию, а также восстанавливать свой правовой статус. У государственной службы, которая будет заниматься данным вопросом, должна быть единая база данных, в которой будет осуществляться учетная регистрация граждан, с целью устранения формальных препятствий к реализации гражданами всего комплекса прав человека и гражданина. Такая служба могла бы дополнить существующие территориальные пункты при Федеральной Миграционной Службе, которые бы обеспечили полный и достоверный учет всех граждан на территории РФ с указанием сведений о проблемах в их правовом статусе. Таким образом, у государства появится полная информация о социальной составляющей населения РФ и размерах социальных, экономических правовых проблем, которые будет понятно, как решать.

Такой дифференцированный подход к регистрации граждан по месту жительства позволит достичь реальной свободы граждан в выборе места жительства, реализации своих прав на это место жительства и прийти к действительной свободе передвижения без ущерба общественным интересам.

Еще по теме:

  • Деньги под залог птс авто остается у вас Под залог ПТС в Челябинске! Просто заполните заявку! И мы свяжемся с вами в самое ближайшее время! 0,05479% в день) от суммы просроченной задолженности (основного долга и процентов за […]
  • Доверенность представителя на открытие клиентского счета в леруа мерлен Леруа Мерлен в Иркутске Опции темы Поиск по теме Позвольте отвечу, т.к. непосредственно очень хорошо знаком с продукцие назарово. П- сделана по госту, допустим у П 75 гост […]
  • Пдд экзамен в гибдд категория ав Экзаменационные билеты ПДД категории СД 2019 года Экзаменационные билеты CD ГИБДД 2018 и 2019 Официальные экзаменационные билеты категории СД 2019 года. Билеты и комментарии составлены […]
  • Сколько платят алименты жене Глава 9. Права и обязанности супругов на содержание. Статья 75. Право одного из супругов на содержание. 1. Жена, муж должны материально поддерживать друг друга. 2. Право на […]
  • Ч 2 ст 47 упк рф Статья 47. Обвиняемый 1. Обвиняемым признается лицо, в отношении которого: 1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого; 2) вынесен обвинительный акт; 3) составлено […]
  • Пункт 2 части первой статья 77 тк рф Пункт 2 части первой статья 77 тк рф Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры […]
  • Мне разбили машину моральный вред Мне разбили машину моральный вред Оставьте свои контактные данные Оставьте свой вопрос НУЖЕН СОВЕТ ЮРИСТА? ЗАКАЖИТЕ КОНСУЛЬТАЦИЮ В BITLEX Сервисом Bitlex было рассмотрено Ваше обращение […]
  • Подать заявление на развод тольятти БРАКОРАЗВОДНЫЙ ЦЕНТР № 1 г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д. 21/5 от метро 3 минуты с 20:00 до 23:00 тел.: +7 906 748 75 92 ПОДАЧА ЗАЯВЛЕНИЯ НА РАЗВОД В 2018 ГОДУ Получите свидетельство о […]