Как платят налоги некоммерческие организации

Некоммерческие образовательные организации не платят налог на прибыль и НДС

В рассмотренном примере планируется создание общественной организации в форме ассоциации или некоммерческого партнерства, которая будет заниматься образовательной деятельностью в области экологии. Получение выручки не планируется, так как финансирование деятельности будет осуществляться путем получения грантов. Организация предполагает использование ОСН. В связи с этим возник вопрос: какие льготы по налогообложению предусмотрены действующим законодательством для ассоциаций и некоммерческих партнерств?

В ответе эксперты службы Правового консалтинга компании «Гарант» пояснили, что в общем случае некоммерческие организации, в том числе ассоциации и некоммерческие партнерства, платят те же налоги и сборы, что и коммерческие организации. Установленные законодательством налоговые льготы привязаны к отдельным операциям или видам деятельности, но не к статусу налогоплательщика как НКО.

Вместе с тем полученные некоммерческой организацией суммы целевого финансирования и целевых поступлений на осуществление уставной деятельности, в частности, в виде полученных грантов, не облагаются ни налогом на прибыль, ни НДС (подп 14 п. 2 ст. 149, подп. 14 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса). Аналогичный подход закреплен и в разъяснениях финансового ведомства (письмо ФНС России от 29 сентября 2008 г. № ШТ-15-3/[email protected], письмо Минфина России от 22 июля 2010 г. № 03-03-06/1/481, письмо Минфина России от 19 марта 2010 г. № 03-03-06/4/23, письмо Минфина России от 15 декабря 2011 г. № 03-03-06/4/147).

В данном случае организация может воспользоваться правом на применение нулевой ставки по налогу на прибыль в случае выполнения требований ст. 284.1 НК РФ. К ним относятся, в частности, следующие ограничения:

  • деятельность организации должна соответствовать Перечню видов образовательной и медицинской деятельности;
  • наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности;
  • доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, должны составлять не менее 90% ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы, либо организация за налоговый период не имеет доходов;
  • в штате организации непрерывно в течение налогового периода должно числиться не менее 15 работников;
  • организация не должна совершать в налоговом периоде операций с векселями и финансовыми инструментами срочных сделок.

При соблюдении данных требований налоговая ставка 0% будет применяться ко всей налоговой базе организации (п. 2 ст. 284.1 НК РФ).

Добавим, что в ответе эксперты не рассматривали исчисление НДФЛ, страховых взносов и других платежей, начисляемых на оплату труда.

Налоговые льготы для некоммерческих организаций

Статья 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 года № 7-ФЗ (далее Закон №7-ФЗ) определяет некоммерческую организацию как организацию, не имеющую извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющую полученную прибыль между участниками.

Такие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных и иных целей, для удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также в целях, направленных на достижение общественных благ. Но не смотря на то, что некоммерческие организации призваны удовлетворять нематериальные потребности человека, сотрудники, которые работают в некоммерческих организациях, должны получать заработную плату, да и за аренду помещения тоже необходимо платить, то есть для функционирования любой некоммерческой организации необходимы денежные средства. И здесь на помощь приходит часть 2 статьи 24 Закона № 7-ФЗ, которая говорит о том, что некоммерческая организация все-таки может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, но лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям. Это может быть производство товаров или оказание услуг, участие в хозяйственных обществах, приобретение и реализация ценных бумаг, а также иная, не противоречащая действующему законодательству деятельность. Также некоммерческая организация может иметь в собственности или в оперативном управлении здания, сооружения, земельные участки, денежные средства в рублях и валюте и иное имущество. Обращаем ваше внимание, что по предпринимательской деятельности некоммерческие организации обязаны вести учет доходов и расходов, уплачивать установленные законом налоги и иные обязательные платежи, а также вести бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, предусмотренном ФЗ от 06.12.2011г. N 402-ФЗ»О бухгалтерском учете». И в этом случае, органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку, при этом не допускается предоставление льгот по уплате налогов и сборов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям.

Государственная поддержка может осуществляться в следующих формах:

  • размещение у некоммерческих организаций заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
  • предоставление гражданам и юридическим лицам, оказывающим некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов;
  • предоставление некоммерческим организациям иных льгот.

НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ НКО, ПОРЯДОК ПОДТВЕРЖДЕНИЯ (1 ЧАСТЬ)
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ НКО, ПОРЯДОК ПОДТВЕРЖДЕНИЯ (2 ЧАСТЬ)

Налоговый Кодекс РФ предусматривает ряд налоговых льгот для некоммерческих организаций. Давайте рассмотрим.

НДС

Согласно пп.2 п.3ст. 149 НК РФ, не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации операции по реализации (в том числе для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья, полезных ископаемых, охотничьих ружей, меховых изделий и иных товаров, содержащихся в списке, утв. Постановление Правительства РФ от 22 ноября 2000 г. N 884), работ, услуг, производимых и реализуемых (исключение брокерские и иных посреднические услуги, не указанные в пп.12.2 п.2 ст. 149 НК РФ):

  • общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;
  • организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов;
  • учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
  • государственными унитарными предприятиями при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения, лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при этих учреждениях, а также лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими лечебных исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы;
  • государственными и муниципальными унитарными предприятиями, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда не менее 25 процентов;

На практике часто возникает вопрос, о том, является ли объектом налогообложения НДС передача имущества от коммерческой организации некоммерческой в качестве дара? Отметим, что в соответствии с пп.8 п.2 ст. 146 НК РФ не признается объектом обложения по НДС передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала, которое осуществляется, в частности, по договору дарения в общеполезных целях (договору пожертвования), в порядке, установленном ФЗ от 30.12.2006 № N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (см. также письмо Минфина России от 28.06.2006 N 03-03-04/4/112). То есть объекта налогообложения не возникает.

НДФЛ

Освобождаются от налогообложения доходы физических в виде сумм, уплаченных общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов, а также сумм, уплаченных религиозными и благотворительными организациями и иными некоммерческими организациями, одной из целей деятельности которых является в соответствии с учредительными документами содействие охране здоровья граждан, за услуги по лечению лиц, не состоящих с ними в трудовых отношениях, а также за приобретенные ими лекарственные средства для указанных лиц.

Указанные доходы освобождаются от налогообложения в случае безналичной оплаты работодателями и (или) общественными организациями инвалидов, религиозными организациями, а также благотворительными организациями и иными некоммерческими организациями, одной из целей деятельности которых является содействие охране здоровья граждан, медицинским организациям расходов на лечение и медицинское обслуживание налогоплательщиков, а также в случае выдачи наличных денежных средств, предназначенных на эти цели, непосредственно налогоплательщику (членам его семьи, родителям, законным представителям) или зачисления средств, предназначенных на эти цели, на счета налогоплательщиков в банках (п. 10 ст. 217 НК РФ).

Налог на прибыль

Закрытый перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, установлен статьей 251 НК РФ. В частности, в соответствии с п.2 ст. 251 НК РФ, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. К таким целевым поступлениям относятся, например, вступительные и членские взносы. Такие поступления не имеют ограничений по срокам, формам и условиям использования, если иное прямо не предусмотрено лицом — источником таких целевых поступлений. Если лицо, являющееся источником целевых поступлений, не установило конкретных сроков и условий их использования, критерием соблюдения целевого назначения этих средств является их конечное использование на содержание некоммерческой организации и ведение ею уставной деятельности (Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 22 июня 2009 г. N 03-03-06/4/48). Основным условием применения данных положений является соблюдение их целевого назначения, в противном случае организацию могут ожидать последствия в виде бесспорного взыскания суммы поступивших средств (ст. 306.2 БК РФ).

Также к целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся в том числе средства и иное имущество, имущественные права, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (пп.4 п. 2 ст. 251 НК РФ), средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью (пп.9 п. 2 ст. 251 НК РФ), денежные средства, недвижимое имущество, ценные бумаги, полученные некоммерческими организациями на формирование или пополнение целевого капитала, которые осуществляются в порядке, установленном ФЗ от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (пп.13 п. 2 ст. 251 НК РФ); денежные средства, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций» (пп.15 п. 2 ст. 251 НК РФ). Обращаем Ваше внимание, что налогоплательщики — получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.

Также не учитываются при налогообложении средства, полученные некоммерческими организациями безвозмездно на обеспечение ведения уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, от созданных ими в соответствии с законодательством Российской Федерации структурных подразделений (отделений), являющихся налогоплательщиками (далее в целях настоящей статьи — структурные подразделения (отделения), перечисленные структурными подразделениями (отделениями) за счет целевых поступлений, поступивших им на содержание и ведение уставной деятельности и имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности (пп.16 п. 2 ст. 251 НК РФ).

Что касается расходов, то статья 264 НК РФ содержит ряд прочих расходов, связанных с производством и реализацией, относящихся к деятельности некоммерческих организаций. Это расходы, осуществленные налогоплательщиком — организацией, использующей труд инвалидов, в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50 процентов и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов (пп. 38 п.1 ст. 264 НК РФ). Такие организации могут создавать резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Указанные резервы могут создаваться на срок не более пяти лет (п.1 ст. 267.1 НК РФ).

Иные налоги

Относительно уплаты иных налогов, также можно увидеть некоторые льготы, установленные для некоммерческих организаций. Так, п.5 ст. 395 НК РФ, освобождает от налогообложения общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности.

Статья 381 НК РФ содержит перечень налоговых льгот по налогу на имущество для религиозных организаций и общественных организаций инвалидов — в отношении имущества, используемого ими для осуществления уставной деятельности.

Налоговые льготы относительно транспортного налога, на федеральном уровне для некоммерческих организаций не установлены, если такая организация имеет на балансе автомобиль, то она уплачивает налог в общем порядке. Однако субъекты могут самостоятельно установить наличие льготных категорий того или иного налога, так например, Закон Московской области от 24.11.2004г. N 151/2004-ОЗ «О льготном налогообложении в Московской области» предусмотрено, что общественные организации инвалидов освобождаются от уплаты транспортного налога, кроме водных и воздушных транспортных средств.

Еще одна льгота — освобождение от уплаты государственной пошлины, об этом нам говорит п.2 ст. 337 НК РФ и п. 4 ст. 333.38 НК РФ: от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах и по всем видам нотариальных действий, освобождаются общественные организации инвалидов.

В заключение отметим несколько положений об отчетности некоммерческих организаций. Бухгалтерская отчетность некоммерческих организаций помимо бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках включает себя и отчет о целевом использовании полученных средств. Этот отчет составляют в обязательном порядке общественные организации и их структурные подразделения, не осуществляющие предпринимательской деятельности и сдают его в налоговый орган, орган статистики, а также другим заинтересованным лицам, например тем, кто предоставил целевые средства.

В отчете отражают остаток на начало отчетного года, поступление средств, их расходование и остаток на конец отчетного периода. В составе поступивших средств указываются вступительные, членские взносы, а также прочие поступления. Существует точка зрения, что данный отчет не является обязательной составляющей отчетности, однако данное мнение является ошибочным в силу положений ч.2 ст. 14 Закона № 402-ФЗ: годовая бухгалтерская отчетность некоммерческой организации, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним.

Налогообложение некоммерческих организаций

Для удобства изучения материала, статью разбиваем на темы:

Основные принципы и порядок налогообложения некоммерческих организаций

Некоммерческие организации (далее — НКО) создаются и функционируют для выполнения социальных, образовательных, благотворительных, религиозных и т. п. задач, при этом являются полноценными субъектами налогового права, хотя поступления от этих организаций не играют существенной роли в системе доходных источников бюджета. К некоммерческим организациям относятся: негосударственные и общественные организации, осуществляющие деятельность за счет собственных доходов; государственные и муниципальные учреждения и организации, основная деятельность которых полностью или частично финансируется за счет средств соответствующего бюджета; автономные учреждения.

Согласно Налоговому кодексу РФ, эти организации обязаны представлять в налоговые органы разные налоговые декларации, в которых отражаются расчеты по каждому виду федеральных, региональных и местных налогов и сборов, плательщиками которых являются НКО.

Прежде всего, рассмотрим порядок налогообложения по федеральным налогам и сборам: налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость (НДС), единому социальному налогу (ЕСН), государственной пошлине, таможенной пошлине. Как правило, именно эти федеральные налоги, сборы и платежи обязаны уплачивать НКО; при налогообложении учитываются льготы, обусловленные спецификой их деятельности.

Эта специфика заключается в следующем.

1. Гражданским кодексом РФ определено, что НКО не могут иметь в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Отдельные виды деятельности могут осуществляться только на основе специальных разрешений — лицензий.

2. НКО не зарегистрированы в качестве предпринимателей. Вместе с тем по роду своей работы они могут оказывать различные услуги как физическим, так и юридическим лицам на платной основе, осуществлять другие виды предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, чтобы иметь возможность развивать основную некоммерческую деятельность, предусмотренную учредительными документами организации.

Именно поэтому при исчислении налога на прибыль в составе доходов некоммерческих организаций не учитывается ряд доходных источников. Перечень целевых поступлений и целевого финансирования, присущих некоммерческим организациям, которые при их целевом использовании освобождаются от уплаты налога на прибыль, определяется приказами Министерства финансов России. Чтобы получить право на такие льготы, НКО обязаны соблюдать ряд требований налогового законодательства. Во-первых, все поступления НКО, относимые к целевым налогом на прибыль не облагаются только при условии ведения раздельного учета и использования их в соответствии с условиями получения. В противном случае указанные средства подлежат налогообложению. По окончании финансового года некоммерческие организации обязаны представлять в налоговый орган отчет о целевом использовании полученных средств.

Во-вторых, некоммерческие организации обязаны вести раздельный бухгалтерский учет не только целевых поступлений, но и доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которые подразделяются на 2 группы. Одна группа включает в себя доходы от реализации товаров, работ и услуг. К примеру, в образовании такими доходами являются доходы от платной образовательной деятельности. Сюда же относятся доходы от реализации учебно-методической литературы, являющейся товаром, и т. д. Ко второй группе относятся внереализационные доходы, включающие: доходы от сдачи имущества в аренду (субаренду); плату кредитных организаций, начисляемую за размещение средств на расчетном счете; доходы, полученные в результате начисления суммовых разниц при совершении сделок в иностранной валюте; пени и штрафы за неуплату членских взносов; излишки товарно-материальных ценностей, выявленные в ходе инвентаризации, и др.

Все доходы первой и второй групп, приносящие экономическую выгоду НКО, подлежат налогообложению в порядке, установленном гл. 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций». Налогооблагаемая база НКО определяется как разница между объемом полученных доходов без НДС и акцизов и суммой фактических экономически обоснованных и документально подтвержденных расходов по группам: материальные расходы; расходы на оплату труда; амортизационные начисления на имущество, приобретенное за счет доходов от предпринимательской деятельности и используемое для извлечения дохода; прочие расходы.

В соответствии со ст. 41 части первой НК РФ доходом считается экономическая выгода НКО в денежной или натуральной формах. Поступления, не приносящие налогоплательщику экономической выгоды, не относятся к доходам, учитываемым при налогообложении. Например, не подлежат налогообложению транзитные платежи, к которым относятся: средства, поступившие от арендующих организаций в виде возмещения фактических расходов за оплаченные арендодателем коммунальные услуги и услуги связи; плата за стационарное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в государственных учреждениях для престарелых и инвалидов; средства, поступившие во временное пользование от госпитализированных в стационар больных, подлежащие впоследствии возврату гражданам; плата родителей за содержание детей в государственных дошкольных образовательных учреждениях и учреждениях интернатного типа.

Расходы в соответствии с законодательством делятся на прямые и косвенные (накладные). Обоснованными расходами считаются экономически оправданные затраты, в частности все затраты, произведенные в пределах установленных правовыми актами норм и нормативов (размер суточных при направлении работника в командировку, стоимость представительских расходов, нормы использования горюче-смазочных материалов и т. д.). Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, оформленные соответствующими документами (договорами, счетами-фактурами, ведомостями на выдачу заработной платы работникам, авансовыми отчетами и т. д.). Необходимым условием является отнесение расходов на цели, связанные с деятельностью, направленной на получение дохода.

Важно подчеркнуть, что ставки налога на прибыль являются универсальными как для коммерческих структур, так и для НКО и составляют 24% от налогооблагаемой базы (6,5% направляется в федеральный бюджет, 17,5% — в бюджет субъекта РФ). Органы власти субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков вправе устанавливать пониженную налоговую ставку в части сумм налога, зачисляемых в бюджет субъекта РФ. Независимо от того, имеется ли у НКО превышение доходов над расходами, они обязаны ежеквартально представлять налоговые декларации. Рассмотрим порядок расчета налога на прибыль НКО на примере одной из некоммерческих организаций.

Пример: Деятельность общественной некоммерческой организации «Клуб автолюбителей» осуществляется за счет различных источников. Предположим, что в октябре текущего года на расчетный счет поступило 100 тыс. руб. членских взносов. Этот клуб участвовал в конкурсе на получение государственного заказа на услуги по дополнительному обучению детей-сирот автоделу, выиграл его и получил субвенцию в сумме 800 тыс. руб., которые использовал по назначению. В ноябре текущего года, согласно договору пожертвования, от коммерческой организации на счет клуба поступили средства в сумме 250 тыс. руб. на приобретение автомобилей. Таким образом, все доходы относятся к целевым поступлениям. Выше мы отмечали, что для получения льготы необходимо вести раздельный учет доходов и расходов, целевой характер расходов в данном примере обозначен при предоставлении средств. Фактически «Клуб автолюбителей» не все средства израсходовал на приобретение автомобилей, а 40 тыс. руб. направил на выплату премий персоналу организации. В этом случае сумма 40 тыс. руб. и будет являться налогооблагаемой базой, отражаемой в налоговой декларации в составе внереализационных доходов, размер налога на прибыль составит: 40 ООО х 24%/100% = 9600 руб.

Налог на добавленную стоимость. Некоммерческие организации, реализующие продукцию, товары, работы, услуги, становятся плательщиками НДС в общеустановленном порядке. Однако отдельные виды деятельности от налога на добавленную стоимость освобождены (подчеркнем, что от НДС освобождаются не организации, а виды деятельности). Перечень льгот приведен в НК РФ. Порядок исчисления НДС приведен также в главе 7 учебника. Главное условие освобождения тех или иных товаров, работ или услуг от НДС заключается в их социальной значимости.

Пример: НДС не начисляется на ряд услуг и товаров, непосредственно выполняемых или реализуемых некоммерческими организациями:

• услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми в государственных и муниципальных учреждениях социальной защиты (частные и общественные организации такой льготы не имеют);
• услуги по содержанию детей в дошкольных некоммерческих организациях;
• услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные), студиях. Основное отличие этих услуг от приведенных выше заключается в том, что льгота по НДС предоставляется образовательным, спортивным, общественным организациям, организациям культуры и искусства и другим организациям любой формы собственности, а также индивидуальным предпринимателям;
• медицинские услуги определенного перечня, оказываемые физическим и юридическим лицам лечебными, санитарно-профилактическими организациями и врачами, занимающимися частной практикой. Форма собственности и ведомственная принадлежность организации может быть любой;
• услуги по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых государственными и негосударственными архивными учреждениями и организациями. Индивидуальным предпринимателям льгота не предоставляется;
• услуги учреждений культуры и искусства, религиозных объединений, театрально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительные, развлекательные мероприятия, включая видео-показ. Под услугами религиозных объединений понимается проведение обрядов и церемоний. От НДС освобождаются также изготовление и реализация этими объединениями предметов культа и религиозного назначения.

При проведении театрально-зрелищных, спортивных, культурно-просветительных, развлекательных мероприятий от НДС освобождается плата за посещение этих мероприятий;

• услуги по изготовлению копий учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов;
• товары (работы, услуги) собственного производства, реализуемые общественными организациями инвалидов;
• товары (работы, услуги) собственного производства (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), реализуемые организациями, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников.

Это далеко не полный перечень, но даже из него следует, что в каждом конкретном случае для учета индивидуальных особенностей льготных видов деятельности обращение к инструктивному материалу обязательно. В одних случаях дополнительным условием является наличие лицензии на тот или иной вид услуг, в других — таких лицензий не требуется, в третьих — имеются определенные требования к содержанию услуги. Например, если учреждение дополнительного профессионального образования оказывает платные услуги по программе, объем которой составляет менее 72 часов, то независимо от наличия лицензии оно не имеет льготы по НДС.

Некоммерческие организации наряду с коммерческими являются плательщиками единого социального налога, если они являются работодателями. В п. 14.2 рассмотрен порядок исчисления и уплаты ЕСН. Поэтому остановимся лишь на специфических льготах для некоммерческих организаций. Сразу отметим, что этот налог не взимается, если суммы начисленной в течение года заработной платы и других вознаграждений в расчете на каждого отдельного работника НКО не превышают 100 тыс. руб.

Данное ограничение распространяется:

1) общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновитель, опекун, попечитель) составляют не менее 80%;
2) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и где среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда — не менее 25%;
3) некоммерческие организации, основной уставной целью которых является оказание образовательных, физкультурно-спортивных, информационных, культурно-просветительских, правовых и иных реабилитационных услуг для инвалидов, включая детей-инвалидов и их родителей, либо осуществление научных разработок по проблемам инвалидности и инвалидов, единственными собственниками, имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.

Снижение платежей нашло отражение в регрессивной шкале налогообложения (чем выше фонд оплаты труда, тем ниже ставка единого социального налога), поэтому перечень льгот сведен до минимума. Для получения льготы организации необходимо документально подтвердить свой статус, предъявив решение учредителей о ее создании, устав или положение, в которых должны содержаться сведения о собственниках имущества.

Государственную пошлину, являющуюся федеральным доходом, некоммерческие организации уплачивают в том случае, когда они совершают юридически значимые действия, обращаются в судебные органы за разрешением спорных вопросов, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью. В гл. 25.3 части второй НК РФ предусмотрено, что от уплаты госпошлины освобождаются как организации в целом, так и отдельные виды совершаемых НКО действий.

В частности, государственную пошлину не должны платить:

1) государственные внебюджетные фонды РФ, бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из федеральною бюджета. Следует иметь в виду, что если учреждения и организации финансируются из регионального или местного бюджета, от уплаты госпошлины они не освобождаются;
2) государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей — за право вывоза культурных ценностей;
3) общественные организации инвалидов — по всем видам нотариальных действий, при обращении в арбитражные суды, суды общей юрисдикции и к мировым судьям;
4) специальные учебно-воспитательные учреждения для детей с девиантным (общественно опасным) поведением — за совершение исполнительных надписей о взыскании с родителей задолженности по уплате сумм на содержание их детей в таких учреждениях;
5) государственные, муниципальные предприятия и учреждения — за государственную регистрацию прав Российской Федерации, субъекта РФ, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество казны соответствующего уровня.

Таможенная пошлина. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от организационно-правового статуса лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом РФ «О таможенном тарифе».

От таможенной пошлины освобождаются товары, а не организации. К их числу относятся:

• товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и/или вывозимые с этой территории в качестве безвозмездной помощи и/или на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций, включая оказание технического содействия;
• товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые из страны в качестве гуманитарной помощи; в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для государственных и муниципальных учреждений образования и лечебных учреждений;
• периодические печатные издания и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой.

Далее рассмотрим порядок налогообложения по видам региональных налогов, к числу которых относятся налог на имущество и транспортный налог.

Налог на имущество организаций. Все организации, в том числе имеющие льготу по налогу на имущество, должны представлять налоговые декларации по этому налогу и одновременно заявлять о праве на льготу. Основой для расчета среднегодовой стоимости имущества служит остаточная стоимость движимого и недвижимого имущества. Остаточной стоимостью является разница между первоначальной стоимостью и ежемесячно начисляемой амортизацией. Такой порядок является единым для коммерческого и некоммерческого секторов экономики, включая бюджетные учреждения. По НК РФ ставка налога установлена в размере 2,2%, при этом региональные власти вправе ее снижать, так как этот вид налога является региональным и полностью зачисляется в бюджет субъекта РФ.

Все НКО можно сгруппировать в 4 группы, каждая из которых имеет свои особенности при исчислении налога на имущество.

К первой группе относятся НКО, имеющие безусловные льготы по федеральному законодательству, которые не ограничены сроком действия: государственные научные центры, религиозные объединения и организации в отношении имущества, используемого для осуществления религиозной деятельности (например, культовые здания и сооружения); организации, имеющие на балансе памятники истории и культуры федерального значения; организации и учреждения уголовно-исполнительной системы.

Вторая группа — НКО, имеющие условную льготу по налогу на имущество. При определенных условиях освобождаются от налога на имущество: общественные организации инвалидов, если численность инвалидов составляет не менее 80%; организации, где численность инвалидов составляет не менее 50% от общего числа работников.

В третью группу НКО включаются: некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации; автономные учреждения, государственного и муниципального учреждения фонды (кроме общественных фондов как разновидности общественных объединений). Они не имеют льгот по налогу на имущество.

Региональным органам власти предоставлено право не только устанавливать, пониженные ставки налога на имущество, но и расширять перечень организаций, имеющих право на льготы. Например, в Санкт-Петербурге в соответствии с региональным законодательством льготой по налогу на имущество, находящееся в собственности Санкт-Петербурга, могут воспользоваться бюджетные учреждения, жилищно-строительные кооперативы, товарищества собственников жилья, организации водоснабжения, коммунального хозяйства, а также садоводческие, огороднические и дачные объединения граждан; научные организации РАН — в отношении имущества, используемого для научной деятельности.

Транспортный налог. Некоммерческие организации обязаны в общеустановленном порядке (см. п. 5.2) уплачивать транспортный налог, если они имеют в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении зарегистрированные транспортные средства (автомобили, снегоходы, водные и воздушные суда и др.).

Земельный налог, который относится к местным налогам, уплачивают НКО, имеющие земельные участки на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения (см. п. 6.6). Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками предоставляется государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом РФ; автономным учреждениям в соответствии со ст. 3 Закона «Об автономных учреждениях» № 174ФЗ.

Ставка земельного налога составляет 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков. Прямое освобождение от земельного налога имеют учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ. Единственными собственниками имущества которых являются общероссийские общественные организации инвалидов; религиозные организации; общероссийские общественные организации инвалидов и их союзы, членами которых являются инвалиды и их законные представители и количество которых составляет не менее 80% от общей численности работающих.

Бюджетные учреждения культуры и спорта, искусства, кинематографии, образования, здравоохранения по федеральному законодательству не освобождаются от уплаты земельного налога. Льготы им могут быть предоставлены по решению органов местного самоуправления, а в Москве и Санкт-Петербурге — по законодательству этих субъектов РФ.

Таким образом, мы видим, что налогообложение некоммерческих организаций — сложный процесс, требующий глубоких специальных знаний в области налогового законодательства.

Особенности исчисления налога на прибыль государственными и муниципальными учреждениями (организациями)

в соответствии с Налоговым кодексом РФ плательщиками налога на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ. На этом основании государственные и муниципальные учреждения (организации), большинство из которых являются бюджетными, юридически признаются плательщиками налога на прибыль.

Согласно ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, к бюджетным учреждениям относятся организации, созданные государственными органами Российской Федерации и органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета согласно смете доходов и расходов, наделенных государственным и муниципальным имуществом на праве оперативного управления.

Как отмечалось ранее, при расчете налога на прибыль все НКО должны учитывать доходы от реализации работ и услуг, основных средств и иного имущества, от внереализационных операций. В составе доходов не учитываются авансовые платежи и целевые поступления.

Одна из важных особенностей, которую необходимо иметь в виду при исчислении налога на прибыль, заключается в следующем. В отличие от негосударственных и общественных НКО государственные и муниципальные учреждения (организации) ограничены в правах по распоряжению имуществом, находящимся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении. Они не вправе продавать недвижимость, сдавать ее в аренду, использовать в виде залога, вносить в качестве вклада в уставный капитал других организаций без согласия собственника (учредителя).

При заключении договоров на сдачу в аренду недвижимого имущества этим организациям отведена роль пассивного участника. Все договорные арендные отношения должны строиться не между организацией и арендатором, а между владельцем основных средств — соответствующим органом по управлению государственным или муниципальным имуществом — и арендатором. Поэтому суммы арендной платы могут и не поступать в распоряжение государственных и муниципальных учреждений (организаций). Однако в тех случаях, когда по решению собственника средства от аренды отражаются в смете доходов и расходов, при определенных условиях возникают обязательства по уплате не только налога на прибыль, но и налога на добавленную стоимость.

В течение последних лет в законы о федеральном бюджете на очередной финансовый год включаются положения об использовании доходов, полученных от сдачи имущества в аренду, в качестве дополнительных источников финансирования государственных учреждений и организаций, финансируемых за счет федерального бюджета. Так, Законом РФ «О федеральном бюджете на 2007 год» от 19.12.2006 г. № 235ФЗ установлено, что не подлежат обложению налогом на прибыль доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление научным, образовательным учреждениям, учреждениям здравоохранения, государственным учреждениям культуры и искусства, государственным архивным учреждениям, а также организациям научного обслуживания РАН, имеющим государственный статус и финансируемым за счет средств федерального бюджета. Арендная плата в полном объеме отражается в сметах доходов и расходов указанных учреждений и организаций. Доходы от аренды, выступающие как дополнительный источник бюджетного финансирования, направляются на содержание и развитие материально-технической базы этих организаций сверх сумм, установленных по федеральному бюджету. В данном случае эти доходы являются целевым финансированием, не подлежащим налогообложению. Аналогичные нормы имеют место и в законах о бюджете на очередной финансовый год отдельных субъектов РФ.

Налоговая база по бюджетным учреждениям определяется как разница между суммой доходов и суммой фактически осуществленных расходов, непосредственно связанных с ведением предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, которую для краткости условимся называть коммерческой. Особенностям ведения налогового учета бюджетными учреждениями посвящена ст. 321.1 гл. 25 НК РФ. В этой статье для бюджетных учреждений предусмотрены обязанность ведения раздельного учета доходов и расходов, полученных в рамках целевого финансирования, особенности признания расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов, расходов по ремонту всех видов основных средств. Например, если в смете доходов и расходов предусмотрена оплата расходов по коммунальным услугам, услугам связи, по всем видам ремонта основных средств, по обслуживанию транспортных средств за счет как бюджетных, так и внебюджетных средств, то в основе определения расчетной суммы расходов по этим статьям должен лежать удельный вес доходов от коммерческой деятельности (без внереализационных) в общей сумме бюджетных и внебюджетных источников финансирования учреждения.

Итак, руководством к действию при исчислении налога на прибыль государственных и муниципальных учреждений (организаций) служит налоговое законодательство, не всегда, к сожалению, учитывающее степень реального бюджетного финансирования исполнителей бюджетных услуг. НКО должны быть предельно внимательны, чтобы не попасть в «налоговую ловушку». Относительная законодательная недоработанность правового статуса НКО при наличии достаточно широкого спектра их предпринимательской деятельности нередко приводит к ситуации, в результате которой формируется доходная база, подпадающая под действие ряда налогов, регламентированных НК РФ. При этом возрастают «налоговые риски» НКО.

УСН
ЕНВД
Налог на доход от продажи квартиры
Налоговый вычет при покупке участка
Возврат подоходного налога, обзор

Назад | | Вверх

Еще по теме:

  • Ст 30 ч1 ст2281 ч2 пб ук рф Дело № 94-Д13-2 Текст итогового документа ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 14 мая 2013 года Председательствующего -Червоткина A.C. Судей Ермолаевой Т.А. и Глазуновой Л.И. […]
  • Семейный кодекс 48-фз Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ"Об опеке и попечительстве" С […]
  • П 3 ст 264 нк рф П 3 ст 264 нк рф - расходы на командировки (пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ); - расходы на юридические, консультационные, аудиторские услуги (пп. 14, 15, 17 п. 1 ст. 264 НК РФ). К прочим […]
  • Налоговый кодекс рф статья 238 Статья 238 НК РФ - Суммы, не подлежащие налогообложению СТ 238 НК РФ. Утратила силу с 1 января 2010 г. Федеральным законом от 20 июля 2004 г. N 70-ФЗ в статью 238 настоящего Кодекса […]
  • Как посчитать количество дней неиспользованного отпуска при увольнении Расчет количества дней для компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении Контур.Бухгалтерия — месяц бесплатно! Автоматизированный расчет отпускных в несколько кликов. Экономьте […]
  • Статья 30 гпк рф комментарий Статья 30. Исключительная подсудность 1. Иски о правах на земельные участки, участки недр, здания, в том числе жилые и нежилые помещения, строения, сооружения, другие объекты, прочно […]
  • П4 ст83 тк рф П4 ст83 тк рф С 22 октября 2018 г. ежегодный оплачиваемый отпуск работникам, имеющим трех и более детей в возрасте до двенадцати лет, будет предоставляться в удобное для них время. Это […]
  • Невский 19 все организации Невский проспект, дом 19 на карте Санкт-Петербурга дом 19 — одно из 85 известных зданий на проспекте Невский в Санкт-Петербурге, расположенное рядом с домами: 20, 17 и 25 на том же […]