Как написать письмо с обращением по русскому языку

Урок развития речи по русскому языку в 8-м классе «Обращение в письмах»

Цели:

  1. учимся употреблять обращения в письменной речи, в частности в письмах; выделять обращения знаками препинания;
  2. развиваем умение общаться, выражать свое отношение к адресату с помощью обращений; воспитываем любовь к близким, уважение к погибшим воинам.

Оформление урока: эпиграф на доске, репродукция картины А.Лактионова «Письмо с фронта» (Рисунок 1), фотографии солдатских треугольников (Рисунок 2), (Рисунок 3) и солдата, который пишет письмо (Рисунок 4). ТСО: магнитофон.

Ход урока

1. Оргмомент (записываем число, тему).

2. Сообщаю обучающую и развивающую цели урока, читаем вслух эпиграф, рассматриваем репродукцию и фотографии.

3. В начале урока мы вспомним тот теоретический материал, который необходим нам сегодня. На доске дано начало предложений, запишите его и закончите предложения самостоятельно.

  1. Обращение – это слово или сочетание слов, которое… (называет того, к кому обращаются с речью).
  2. Обращения бывают… (распространенные и нераспространенные).
  3. В письменной речи обращения… (выделяются знаками препинания).
  4. Чаще всего обращения употребляются в… (устной речи и в письмах).
  5. Письма бывают деловые и… (личные).

4. Сегодня мы с вами почитаем отрывки из личных писем бойцов и командиров Красной Армии, которые погибли в 1941 и 1942 годах. Найдите в тексте обращения, назовите их отдельно после чтения письма, также обратите внимание на знаки препинания, с помощью которых выделяется обращение, на его место в предложении, на то, как с помощью обращения пишущий выражает свое отношение к тому, к кому он пишет.

5. Ученики по очереди читают письма, называют обращения, отвечают на наводящие вопросы учителя, обращают внимание на подчеркнутые орфограммы и пунктограммы.

  1. Из письма ефрейтора Герасима Вершинина брату: Митяша, обо мне не горюй. Я надеюсь быть живым до конца, до победы. Только для этого придется много потрудиться и больше копать землю, и быстрей стрелять по врагу…
  2. Из письма полковника Виктора Полосухина семье: Здравствуй, дорогая, милая, горячо любимая Оля, ребятки! Шлю я вам привет и желаю спокойной, плодотворной, радостной жизни в ожидании меня с победой. Прости меня, что так долго не писал: сейчас времени стало меньше, иду вперед, и день и ночь гоним и бьем проклятую немчуру.
  3. Из письма красноармейца Александра Савичева домой: Здравствуй, дорогой папаПапа, я тебя очень прошу, если со мной что-нибудь случится, то помогай, пожалуйста, маме, ведь ей будет очень тяжело, но это на всякий случай. Я думаю, что буду жив и здоров.
  4. Из письма лейтенанта Гудина матери: Сегодня мы взяли Можайск. Эх, и наколотил я своей батареей этих паразитов. А как, мама, нас встречает население!
  5. Из письма лейтенанта Георгия Гурова: Дорогая и любимая мама! Прошу тебя об одном – не теряй своего здоровья. Зачем ты так убиваешься и расстраиваешься? Тебе нужно крепиться и спокойнее переносить некоторые неприятности, которые несет с собой война.
  6. Из письма снайпера Натальи Ковшовой (удостоена звания Героя Советского Союза – посмертно): Милая, хорошая моя бабусенька! Спасибо тебе за твои замечательные, теплые, ласковые и родные письма. Я обо всех вас очень и очень скучаю, и поэтому каждая строчка письма – это кусочек нежности и любви, который прилетает ко мне так издалека, мне бесконечно радостен и дорог.
  7. Из писем домой старшего политрука Лариона Лёги: Здравствуй, любимая Песнь Песней! Здоровенька будь, маленькая Валюшкамоя! Привет тебе, родная!
    У меня, родная, жизнь теперь напряженная, боевая и днем и ночью…
    Здравствуй, солнце мое золотое! Вот бывает время и возможность отдохнуть, отдыхаю с тобой, чувствую твою ласку и теплоту, чувствую тебя…
  8. Письмо ополченца Егорова своей любимой девушке Клаве (она не успела прочитать его, она погибла в Ленинграде во время вражеской бомбардировки): Клава! Я люблю тебя! Может быть, нужно было бы оставить признание до нашей встречи, но…У меня сложились такие обстоятельства, и я должен открыть свою душу. Раньше об этом я тебе и говорить боялся.
  9. Из писем санинструктора Татьяны Ершовой дочерям: Родные мои, любимые девочки. Спасибо за письма, я так счастлива, когда получаю их!
    Моя заинька, моя родная маленькая Танюшенька! Я хочу тебе сказать, моя дорогая девочка, что я горжусь тобой и Лидусей. Вы переносите спокойно нашу разлуку и твердо верите в то, что война закончится нашей полной победой…
    Мои родные дочки, мои птички, мои любимые…Знаете ли вы ,мои родные, что мама ваша достигла своего самого большого желания, что Родина призвала меня в помощь нашим бойцам…
  10. Из письма курсанта Александра Шапиро: Да, моя дорогая мамочка, мне очень и очень тяжело без вас всех, мне очень бы хотелось вас видеть, но и это надо перенести. Ведь каждый мой выстрел в проклятых фашистов – это выстрел за наше будущее счастье, за нашу будущую встречу…
  11. Письмо штурмана подводной лодки Алексея Лебедева: Мама, единственная моя! Пришло время больших испытаний, молю тебя, родная моя, быть такою же неколебимой духом, какой я всегда знал тебя, и верить в то, что мы разгромим этого иуду-Гитлера.
  12. Из письма сержанта Сергея теретьева: Здравствуйте, уважаемая жена Люба и милая дочь Миличка! Снова еду на фронт, а там будет видно, какая постигнет меня судьба…
    Дорогие мои, еще раз прошу и наказываю вам, живите дружно, помогайте друг другу и не забывайте меня…

6. После этого вновь обращаю внимание учащихся на эпиграф урока:

А письма
В треугольниках солдатских!
Они для нас
До сей поры полны
И мужества, и доброты, и ласки,
И грозного дыхания войны.
Г.Серебряков.

7. Давайте спишем в тетрадь отрывок из письма погибшего воина, постараемся запомнить, как выделяются обращения, как обозначаются подчеркнутые орфограммы.

(Каждый списывает свой отрывок, в это время тихо звучит песня военных лет «Темная ночь» композитора Н.Богословского, слова В.Агатова.)

8. (Те ученики, которые закончат эту работу раньше, пусть послушают песню; те, кто не успеет написать отрывок письма, пусть возьмут листочек с ним домой.)

Вы помните, что в устной речи обращения выделяются особой звательной интонацией. Сейчас я прочитаю отрывок из стихотворения поэта-фронтовика Эдуарда Асадова «Письмо с фронта». Постарайтесь услышать строки с обращением, запомнить их и записать в тетрадь.

Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую, слов даже нет.
Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве мне слышится голос кукушки.
За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры –
Ты здесь, ты со мною, родная моя!

9. Ученики записывают, вслух проверяем правильность записи.

10. Школьники военных лет очень часто посылали подарки и письма незнакомым бойцам на фронт. Вы же сейчас постарайтесь написать письмо в прошлое, употребляя при этом обращения. Некоторые слова и словосочетания, которые можно употреблять в качестве обращений, записаны на доске:

Дорогой боец, воин-освободитель, неизвестный солдат, герой войны, мужественный наш защитник…

11. Ученики пишут, пока звучит музыка(песня «Баллада о матери» композитора Е.Мартынова, слова А.Дементьева). Две-три работы читаем вслух.

12. Домашнее задание на выбор (инструктаж):

  1. Боец не успел написать письмо, напишите от его имени, от имени бойца, пусть мать получит не похоронку, а письмо-надежду;
  2. Найдите реальное письмо с фронта (в книге, у знакомых), спишите его.

Урок русского языка в 1-м классе по теме «Письмо родным и близким»

Цель: заложить основы письменной речи; развивать в детях творческое начало; тренировать ум; воспитывать навыки и привычки культурного поведения.

Ход урока

МЦД (5 мин)
1. Создание речевой ситуации
Цель: создание мотива, обеспечение необходимого эмоционального настроя, пробуждение интереса к работе, обеспечение желания вступить в речевое общение.
— Я вам летом отправляла поздравительные письма. Вот текст моего письма.
Здравствуй, дорогой ____ ! Я твоя учительница. Меня зовут Екатерина Борисовна. Поздравляю тебя – ты поступаешь в школу, становишься взрослым. Надеюсь, что мы с тобой станем большими друзьями и, что ты будешь дружить со всеми ребятами в классе. А знаешь, сколько у тебя будет товарищей? Восемь. Школа у нас большая, в два этажа. Ты уже взрослый, и поэтому сам должен найти свой класс. Запомни, как это сделать. Как только поднимешься по ступенькам главного входа, увидишь красные стрелки. Следи за ними, и они приведут тебя в твой класс. На дверях его нарисован самолет. А если все же запутаешься – не бойся, тебе обязательно помогут найти дорогу старшие ребята.
Я буду ждать тебя в классе, буду рада познакомиться с тобой.
26 августа 2005 г
Учительница.
— Кто получил? Кто вам их читал? Какое было чувство?
— А перед 1 сентября я вам звонила по телефону. Кто помнить, что я вам говорила?
Оказывается, телефонный разговор забывается, а письмо храните до сих пор. Значит, переписка – это хорошая форма в среде общения.
— А как дошло мое письмо до вас?
Мы на уроке «Мир вокруг нас» рассматривали тему «Как путешествует письмо»
Поставив карточки по порядку, покажи путь письма.

В тексте письма определи, кто является отправителем, а кто получателем.
— Будем ли мы отвечать на полученное письмо?
Цель урока. Сегодня на уроке будем учиться писать письма, т.к. вы изучили все буквы и умеете писать.

2. Актуализация опорных знаний.
– В каких случаях вы пишете письма своим родителям или близким людям? Как вы думаете, что должно интересовать родителей в ваших письмах? А о чем вы хотели бы узнать из ответа близких вам людей?

3. Формирование знаний по написанию письма. (15 мин)
Цель: создать базу для последующей работы, накопление необходимых знаний.
— Давайте вместе поучимся писать письма. Прочитаем текст письма на экране.
Здравствуй, дорогая бабушка!
Как ты поживаешь? Как твое здоровье? Как растут твои цветы и овощи? Ходишь ли ты в лес?
Скоро у нас начнутся летние каникулы. Я заканчиваю успешно учебный год. Сразу после школы приеду к тебе в гости.
Не скучай, не болей.
До свидания, дорогая бабушка.
Прослауха. 15 марта. Твой внук Саша.
( Во время беседы записываю на листе ватмана структурные части письма и опорные слова)
— О чем Саша пишет в начале письма? ОБРАЩЕНИЕ
— О чем пишет потом? ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (сообщение о новостях, просьбы)
— А что в конце письма? КОНЦОВКА ПИСЬМА (прощание, подпись, дата и место написания)
Каждая часть написана с красной строки. Какие слова мальчик использовал для приветствия бабушки? А какие еще можно взять слова приветствия для взрослых? А какие слова возьмешь для письма другу?

— Знаешь ли ты, от кого получает письма ваша семья? (ответы детей) Учитель подытоживает сказанное: письма пишут тогда, когда надо что-нибудь сообщить на расстоянии. Обычно письма пишут на отдельных листочках.
— Кому и какое письмо написал бы ты? Постараемся сегодня сами написать письмо друг другу, с которым хочется поделиться своими мыслями.
— Чтобы написать письмо, что надо знать и уметь? (Уметь писать письмо грамотно, аккуратно по всем правилам)
— А что надо делать, чтобы ваши знания превратились в умения? (Нужно упражняться)
Упражнение № 1.Игра «Кто быстрее» Распространи обращение. Цель: помочь выразить свои чувства к близким. Мама, папа, брат, друг. Образец. Мама, моя мамочка, милая моя мамуля.
Упражнение № 2. Игра «Измени предложение» Цель: помочь сформулировать предложение, в котором содержится вопрос. Образец. Анна помогла Артуру решить задачу. Аня, ты помогла Артуру решить задачу?

Физкультминутка
Игра «Солнечный зайчик» Цель: формирование правильной осанки и укрепление зрительного анализатора.
Дети встают из-за парт и принимают положение правильной осанки, руки на пояс, спина прямая. Вместе с учителем произносят слова:
Смотрит солнышко в окошко, светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладоши, очень рады солнышку. (выполняют хлопки над головой, затем учитель зеркальцем пускает «Зайчики» и говорит:
Скачут побегайчики, солнечные зайчики.
Мы зовем их – не идут, были тут, и нет их тут. Дети глазами следят за лучиком и на вопрос учителя: «Где «зайчик»? говорят и показывают рукой.

4. Написание письма (20 мин). Цель: развитие мышления, учить составлять план и работать с ним, воспитывать интерес к родному языку, стремление к общению.
А) Редактирование
Дополни письмо начальной фразой о состоянии переписки и концовкой. Текст на индивидуальных карточках.
Здравствуй, дорогая мамуля! __________________________ Мне очень нравиться отдыхать у бабушки. Она учит меня ухаживать за курами. С Леной Ивановой я хожу на речку и в лес. Но все равно скучаю без тебя и папы. Напишите, когда вы приедете? _________________________
Наташа.
— Кому это письмо адресовано?
— С какой целью написано?
Вывод: в письмах люди не толь что-то сообщают друг другу, но и договариваются о делах, делятся мыслями.

В) Самостоятельная работа. Внутригрупповая дискуссия.
I вариант. Написать письмо бабушке. II вариант. Написать письмо заболевшему другу.
Беседа эмоционально-оценочного плана. Анализ и обсуждение самостоятельной работы. Дети по желанию зачитываю письма.
— Чьё письмо вам больше всего понравилось? Почему?
— Какие письма легче читать? (в котором соблюдены абзацы, имеется обращение и подпись)

В) индивидуальная работа. Цель: формирование навыка писем.
Каждому ученику даю по два текста одинаковые по содержанию, но различные по композиции: текст-повествование и текст письмо. Сравни эти тексты по содержанию и виду. Докажи.
Кактус.
Это очень красивый цветок. У него есть иголки. Он напоминает колючего ёжика. Родился кактус в пустыне. Он занимает немного места, и уход за ним простой. У кактуса сочный стебель ярко-зеленого цвета. За окном лежит снег, а на подоконнике красивыми огоньками цветет кактус.

Здравствуй, Люда!
Получила твое письмо: сразу отвечаю. Я пока не могу ходить в школу. Нога уже не болит, но гипс сниму только через десять дней.
Хочу рассказать тебе о чуде, которое появилось у нас дома. Вчера нам подарили цветок. У него есть иголки. Это кактус. Он напоминает колючего ёжика. Я узнала, что родился кактус в пустыне. Он занимает немного места, и уход за ним простой. У кактуса сочный стебель ярко-зеленого цвета. За окном лежит снег, а на подоконнике красными огоньками цветет кактус. Приезжай к нам скорее, я хочу тебе его показать.
Передавай привет Кате и Веронике
До свидания. Твоя подруга Ира. 20 января.

5. Рефлексия (5 мин). Проверь себя. Игра «Соедини пары». У детей карточки с вопросами.

  1. Для письма используй ……….. лист бумаги.
  2. Письмо – это текст и его составные части ……………
  3. Адрес нужно писать ………….
  4. Отвечать на письма нужно ………..

На доске карточки с ответами. Выбери правильную.

  1. Чистый
  2. Обращение, сообщение, концовка, подпись.
  3. Как можно быстрее.
  4. Разборчиво на конверте.

Итог.
Как вы скажете?
Я научился ……….. Я учусь ……….
.
Домашнее задание. Летом напишите мне ответ на мое письмо о том, где вы отдыхаете, и чем занимаетесь. Я буду ждать. А чтобы не забыли, как писать письма, я даю вам памятку-таблицу «Письмо родным и близким».

Урок русского языка в 4-м классе по теме «Учимся писать письма»

ЦЕЛИ УРОКА:

  • Обобщить и углубить знания детей об истории письма, о правилах его написания и оформления;
  • Обратить внимание учащихся на ценности родного языка;
  • Повысить интерес к эпистолярному жанру.

ОБОРУДОВАНИЕ: ТСО (мультимедийная приставка, ноутбук, диск со слайдами, экран).

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы и целей урока.

— Сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения С.Я. Маршака “Почта”, а вы подумайте, каким образом то, о чем говорится в этом стихотворении, может быть связано с нашим уроком.

Письмо само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти –
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути.
Нетрудно письму
Увидеть свет:
Ему не нужен билет.
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный
Пассажир.

(Сегодня на уроке мы будем писать письма).

— Да, сегодня наш урок посвящен написанию письма, а кому будет адресовано письмо, вы узнаете чуть позже. Но прежде, чем приступить к написанию письма, нам нужно повторить правила его написания и оформления, вспомнить, что поможет сделать письмо ярким, образным, эмоциональным, интересным для адресата.

III. Актуализация знаний учащихся.

— А для чего люди пишут письма? (Чтобы рассказать о себе, об увиденном, поделиться своими мыслями, чувствами).

— Но, ведь есть телефон, телеграф? (С помощью телеграфа много информации не сообщишь, а по телефону не всегда можно рассказать о своих чувствах).

— В стихотворении С.Я. Маршака “Почта” говорится о том, что письмо пробежит, пролетит, проплывет тысячи верст пути. Что это значит? (Это значит, что письма перевозят и на самолетах, и на поездах, и на теплоходах, а в труднопроходимых местах, может быть, и на лошадях или оленях).

— А какие другие способы доставки писем вы знаете? (Бутылочная почта, голубиная почта).

— А сейчас совершим небольшое путешествие в прошлое. В XVII веке и в начале XVIII, когда еще не существовало почтовой службы, письма (их называли “грамотки”) передавали с гонцом или через знакомых. Касались они, обычно, лишь неотложных хозяйственных дел или деловых отношений. Из грамоток, дошедших до наших дней, ученые узнали множество сведений о жизни того времени, о круговороте мелких и крупных проблем, из которых складывалась жизнь обыкновенного человека.

— А что вы знаете о написании писем? (Письмо всегда начинается с обращения к тому человеку, которому оно адресовано, потом следует основное содержание письма. В конце письма обязательно нужно попрощаться с адресатом. Если что-то забыл написать в основной части письма, то можно это написать в постскриптуме. Обозначается постскриптум так: P.S. Писать письмо нужно аккуратно и красиво, чтобы его приятно было читать. А еще по содержанию письмо должно быть интересным).

— Вы абсолютно правильно назвали основные правила написания письма. Но еще хочу обратить ваше внимание на то, что прежде, чем писать письмо, нужно продумать его содержание, позаботиться о бумаге. Приглашения, благодарности, поздравления, соболезнования пишутся только от руки. Как вы думаете, почему? (Потому что письмо, написанное от руки, выражает теплое отношение писавшего человека к адресату).

— Подумайте, как вы обратитесь и как будете прощаться в письме, если оно адресовано:

а) Учителю;
б) Другу или подруге;
в) Родителям, бабушке, дедушке;
г) Инопланетянину.

— А вот, как обращался в своих письмах к родным и друзьям А.П. Чехов.

Милый Виктор Викторович, извините, я сделал кляксу!
Многоуважаемый Павел Федорович.
Здравствуй, моя милая Олюшка! Как поживаешь?
Дорогой брат Миша!

— А вот как А.С. Пушкин обращался в письме к своему другу И.И. Пущину, находившемуся в ссылке. И, конечно же, это обращение было в стихах.

Мой первый друг,
Мой друг бесценный!

— Какое обращение было бы приятно прочитать вам? (Ответы детей).

Учитель может дать историческую справку, объяснив значение слов:

  • Привет – корень -вет- означал “разговор, то, что связано с речью” (“ветити” — говорить). Сейчас в слове “привет” приставка не выделяется.
  • Здравствуй – это приветствие родилось из выражения “я здравствую тебя”, то есть “желаю тебе здоровья”. Слово “здравствуйте” очень старое, оно связано со словом “дерево”. Когда-то люди, произнося “здравствуйте”, желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево.

— Я уже говорила, что перед написанием письма нужно позаботиться о бумаге. Лист бумаги должен быть чистым, непомятым, с аккуратно обрезанным краем. В конверт не полагается вкладывать письмо, сложенное более чем в 2-3 раза. Поэтому письма на нескольких листах требуют нестандартного конверта.

Вспомните, а на чем еще писали письма? Как люди раньше обменивались информацией? (Люди писали на папирусе, на бересте, на ткани, на глиняных табличках).

IV. Рассказ учителя о видах письма и способах передачи информации.

— А сейчас снова отправимся в путешествие в прошлое.

Еще до того, как люди придумали алфавит, они делали записи или передавали друг другу послания, на которых были изображены различные знаки и рисунки. Причем в каждом рисунке был определенный смысл. Люди не буквами, которых не знали, а рисунками и знаками писали то, что хотели сказать. Каждая линия в этом послании, точка или круг, поза, поворот головы животных – все имело вполне определенное значение. Это были пиктограммы. “Pictus” в переводе с латинского “нарисованный”.

Слайд № 2. На слайде – изображение пиктограммы.

— Сейчас пиктограммы – это эмблемы международных конгрессов, конференций, олимпиад, изображаются на флагах, логотипах различных организаций и т. д.

Слайд № 3. На слайде – логотип зимней олимпиады в г.Сочи.

Слайд № 4. На слайде – логотип “Почта России”.

— Латиноамериканские индейцы использовали узелковое письмо – “кипу”.

Слайд № 5. На слайде – изображение узелкового письма – “кипу”.

— К толстой веревке или палке прикреплялись более тонкие поперечные шнуры с различного рода узлами и сплетениями. Количество шнуров и узлов, их величина, взаиморасположение и сочетание цветов веревок помогали составителю “кипу” записать определенное смысловое значение. Красный цвет обозначал войну, желтый – золото, зеленый — маис, белый – мир, черный – смерть, несчастье. Если шнуры не были окрашены, то они служили для счета или запоминания знаменательных дат. Главное назначение “кипу” — напомнить о том, что надо передать.

— Может быть, с тех времен пришло к нам выражение “узелок на память”? Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей).

— Никто не знает, где и когда возникла письменность. Древние египтяне использовали иероглифы (знаки, изображающие звуки речи, а не только предметы и явления).

Слайд № 6. На слайде – египетские иероглифы.

— С развитием цивилизации возникла потребность в большом количестве знаков. Так возник метод написания слов в соответствии с их звучанием. Знак, обозначающий звук – фонема. Следующий шаг – создание алфавита.

— В Петровскую эпоху (XVIII в.) в России возникла потребность в регулярном почтовом сообщении. Первое упоминание о почтовой службе в Москве можно встретить еще в 1711 году.

Из занятия для себя сочинение писем постепенно развилось в особый литературный жанр. Из писем писатели составляли целые сборники и даже писали повести и романы в виде писем на основе реальной переписки реальных людей.

V. Работа по редактированию письма.

— Сейчас вы прочитаете письмо.

Я получил твое письмо. Мы обыграли в фудбол 4 “Б”. Твое письмо я прочитал с интересом. Некоторые мои однокласники играют только в фудбол, а на уроках считают синиц и отвечают невпопад. Еще я хожу в музыкальную школу. Учусь играть на гитаре. На уроке сольфеджио меня хвалили, потому что я правильно определяю тональность на уроке сольфеджио. Когда я прихожу из школы, у меня ежовый аппетит. Я нашел котенка, и он стал моим пернатым другом. Моя сестра Оля передает тебе привет. Оля – сестра харошая, но с плахим характером. Приезжай ко мне на день рождение.

— Автор этого письма – вымышленный герой. Как вы думаете, почему я заострила ваше внимание на том, что герой вымышленный?

(Чужие письма читать нельзя. Но, если, автор письма сам захочет его кому-нибудь показать, то в этом случае можно).

Учащиеся находят и исправляют устно пунктуационные, орфографические, стилистические ошибки, логические несоответствия; исправления отражены и на слайде.

Физ. минутка.

Выполняется гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко “Раскрашивание”.

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

VI. Работа над фразеологизмами.

— В исправленном вами тексте встретились устойчивые обороты речи: считать ворон, волчий аппетит. Как называются такие устойчивые обороты речи? (Фразеологическими оборотами).

— Русский язык необыкновенно богат фразеологическими оборотами. Для чего их используют в речи? (Фразеологические обороты делают нашу речь более образной, яркой, позволяют рассказать о событиях и о героях с юмором).

Далее детям можно предложить работу по соотнесению фразеологического оборота с его значением.

Работа выполняется на карточках, затем самопроверка или взаимопроверка, используя слайд № 8.

— Есть такие крылатые фразы “бумага не краснеет”, “бумага все стерпит”. Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей).

— Впервые эти выражения применил римский писатель и известный оратор Цицерон в своих письмах “К друзьям”. Выражения эти означают, что письменно можно высказать любые мысли, даже те, в которых, обычно, стесняются признаться устно.

Однако, русская пословица гласит: “Что написано пером, не вырубишь топором”. Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей) .

— Поэтому, прежде чем что-то написать, в том числе письмо, нужно, конечно, подумать.

VII. Работа над правильностью оформления конверта.

— Есть еще одна крылатая фраза “На деревню дедушке”. Откуда она появилась в нашем языке? (Из рассказа А.П. Чехова “Ванька”. Мальчик Ванька Жуков так подписал конверт. Конечно, его письмо дедушке не пришло. Мальчик не написал адрес).

— А чтобы письмо доставили по назначению, что нужно сделать? (Правильно указать на конверте индекс и адрес получателя и отправителя. Данные отправителя нужны, чтобы письмо вернулось, если его не удалось доставить адресату).

— На каждом конверте или открытке должен быть указан точный адрес: название страны, города, улицы, номера дома и квартиры, а также написано, кому адресовано письмо.
— Сейчас на конвертах вы укажите адрес того человека, которому будете писать письмо.

Слайд № 9. На слайде изображен конверт с адресом.

Дети подписывают конверт.

VIII. Написание письма.

— Может кто-то из вас знает, что это за адрес? Да, это адрес нашей школы. А письмо я попрошу написать мне, вашему учителю. Скоро вы перейдете в пятый класс, а мне хотелось бы, чтобы ваши письма остались у меня на память. Расскажите в них о своих мыслях и чувствах, о своих планах и увлечениях, о том, что вас волнует, радует и огорчает; о том, что было для вас самым запоминающимся за эти 4 года. Старайтесь писать письмо в соответствии с теми правилами написания и оформления, которые мы сегодня повторили.

Ученики пишут письма.

— Может быть, кто-то хочет прочитать свое письмо? (Если будут желающие прочитать свое письмо, то можно спросить у ребят, что понравилось в письме, а что стоит изменить).

IX. Домашнее задание (по желанию).

— Дома перечитайте то письмо, которое вы написали в классе. Внести, если это необходимо, в него коррективы и перепишите его аккуратно. Завтра я с нетерпением буду ждать ваших писем.

В конце урока можно предложить учащимся решить кроссворд.

— Если вы правильно решите кроссворд и впишите слова по горизонтали, то по вертикали в выделенных цветом клетках появится слово, называющее послание, которое всегда приятно получать.

  1. Здесь сортируют корреспонденцию, принимают и отправляют письма, открытки, телеграммы, посылки. (Почта).
  2. 6 цифр на конверте, которые указывают регион, населенный пункт, куда отправлено письмо. (Индекс).
  3. Тот, кому адресовано письмо. (Адресат).
  4. Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? Это он, это он, краснодарский… (Почтальон).
  5. Это приклеивают на конверт. (Марка).
  6. С чего начинается письмо? (Обращение).

XI. Итог урока.

— Не забывайте о своих близких и друзьях. Пишите им письма, рассказывайте о себе, интересуйтесь их жизнью. Как приятно, придя домой, услышать: “А тебе письмо!” Значит, о тебе помнят, хотят поделиться с тобой своей радостью, узнать, как ты живешь.

Список используемых источников:

  1. Ликум А. Популярная энциклопедия для детей “Всё обо всём”. – М.: АСТ, 1995.
  2. Ресурсы сети Internet (картинки, фото).

2.12. Обращения

Обращение – слово или сочетание слов, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью.

Роль обращения обычно выполняет существительное в именительном падеже (с зависимыми словами или без них) или другая часть речи в значении существительного (прилагательное, причастие и др.).

Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.

Примеры: Чаадаев , помнишь ли былое? (Пушкин); О, скоро ли, мой друг , настанет срок разлуки? (Пушкин); Не гаси, любимая , огонёк (Малков).

а) обращение не является членом предложения, не входит в грамматическую основу;

б) если подлежащее выражено именем существительным, то сказуемое ставится в форму третьего лица ( Чаадаев помнит былое); если в предложении есть обращение, то предложение часто является односоставным с глаголом-сказуемым во втором лице ( Чаадаев , помнишь ли былое?);

в) обращение произносится с особой (звательной) интонацией: усиленное ударение, пауза.

2) По значению обращения чаще всего являются наименованиями лиц или названиями, кличками животных.

Не твоя ли, Пушкин , радость окрыляла нас тогда? (Блок); Что, конь , не малый мы с тобой по свету дали крюк? (Твардовский).

Но в речи (особенно в художественной речи) обращениями могут быть:

а) наименования неодушевлённых предметов, отвлечённых понятий.

Жизнь , я так благодарен тебе (Бенке);

б) географические наименования, собственные и нарицательные.

Я люблю тебя, Россия (Ножкин).

3) Не являются обращениями и не разделяются запятыми междометные выражения:

Примечание. Личные местоимения ты и вы , как правило, выступают не в роли обращения, а в роли подлежащего, например: Простите, мирные долины, и вы , знакомых гор вершины, и вы , знакомые леса! (Пушкин).

Но они могут выступать и в роли обращения в следующих случаях:

а) сами по себе, например: Эй, вы ! Кончайте скорее! (Достоевский); – Тише, вы ! – крикнула Феня (Антонов);

б) в составе обращений, представляющих собой сочетание определения с определяемым словом, между которыми находится местоимение второго лица, запятыми не выделяемое, например: Что вы такой герцогиней смотрите, красавица вы моя ? (Островский);

в) обращение с предшествующей местоимению частицей о и последующим придаточным определительным предложением, например: О ты , чьей памятью кровавой мир долго, долго будет полн. (Пушкин).

Знаки препинания в предложениях с обращениями

1. Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются (в середине предложения) или отделяются (в начале либо в конце предложения) запятыми, если произносятся без восклицательной интонации:

Наши сестры в полутёмной зале , мы о вас ещё не написали (Смеляков); Позвольте мне, читатель мой , заняться старшею сестрой (Пушкин); До свидания, благороднейший господин Глинкин (М. Горький).

2. Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак (следующее за обращением слово пишется с прописной буквы):

Старик! О прежнем позабудь. (Лермонтов).

3. Если обращение стоит в конце предложения, то после него ставится тот знак, который требуется содержанием и интонацией самого предложения:

Думай же, мастер культуры (Леонов); Ты здесь, миленький ? (Тренев); Свинья ты, братец . (Горький).

4. Частица о , стоящая перед обращением, не отделяется от него никакими знаками:

Как хорошо ты, о море ночное ! (Тютчев).

Но перед обращением может стоять и междометие о (в значении «ах»), которое по правилам отделяется запятой или восклицательным знаком:

О, мама , почему ты меня упрекаешь?

Проверить знания
пунктуации
поможет практикум
по русскому языку:

5. Частицы а и да , стоящие перед повторяющимся обращением, запятой от него не отделяются, а перед ними запятая ставится:

– Барин, а барин! – промолвил вдруг Касьян своим звучным голосом (Тургенев).

При неповторяющемся обращении а выступает в роли междометия и отделяется запятой:

– А, Васька ! – сказал он, узнав прежде всего розоватые панталоны своего друга. (Степняк-Кравчинский).

6. Повторяющиеся обращения разделяются запятой или восклицательным знаком:

Степь широкая, степь безлюдная , отчего ты так смотришь пасмурно? (Никитин).

7. Однородные обращения, соединённые союзом и или да , запятой не разделяются:

Здравствуй, солнце да утро весёлое ! (Никитин).

8. Если союз и повторяется при однородных обращениях, то перед первым и запятая не ставится.

Выйдите вон из класса и Петя, и Вася !

9. При наличии нескольких обращений к одному лицу, находящихся в разных местах предложения, каждое из них выделяется запятыми:

Иван Ильич , распорядись, братец , насчёт закуски. (Тургенев).

10. Если распространённое обращение разорвано другими словами – членами предложения, то каждая часть обращения выделяется по общему правилу:

Крепче, конское , бей, копыто , отчеканивая шаг! (Багрицкий).

Упражнение к теме «2.12. Обращения»

Читайте также другие темы раздела 1 «Простое предложение»:

Как писать обращения

Я уже писал о том, почему нельзя проходить мимо проблемы, а нужно писать о ней в мэрию. В подтверждение этих слов затрону свой опыт такого «общения».

Начну с «бюрократического» языка, который мы все очень любим). Часто в комментариях мне писали, мол, ладно мэрия даёт ответ не на русском языке, но зачем вы им пишете в том же духе? Отвечаю. Это отнюдь не бюрократический язык, а юридический, где изложены сухие факты без эмоций. Более того, часто в таких обращениях пишут, например, не «разделитель», а «осевое барьерное ограждение». Думаете, это чиновники так издеваются над нами? Нет. Дело в том, что как и в юриспруденции, каждое слово должно трактоваться исключительно в одном смысле, дабы потом не было проблем. Так что это не прихоти, а необходимость. Поэтому важно самому уметь писать также, ведь люди на другом конце могут впервые читать о вашей проблеме, и, чтобы они поняли её верно, нужно описывать всё коротко, но предельно ясно. «Отремонтируйте то, не знаю что» не пройдет. Помимо этого, если писать обращение грамотно, то к нему будет и соответствующее отношение.

Ну это так, небольшое пояснение.

Благодаря моему образованию, мне не сложно правильно писать обращения и посылать их в нужные места. Чтение юридической литературы и знание структуры государственных и муниципальных органов даёт результат. Но наверняка не все обладают таким же багажом, поэтому начнём с языка письма

Итак, в письме не должно быть эмоций и «. «, «. » и (. ). Этот стиль подходит для чатов, а не для общения с органами власти. Будете так писать — в 90% случаев получите отписку. В структуре письма я пишу всё стандартно: «шапка» (кому и от кого), введение (описываю ситуацию в настоящее время), основная часть (почему это не есть правильно), заключение (прошу Вас устранить), всякие доп. приписки ну и подпись/дата. Выглядит это примерно так:

Иногда, конечно, можно делать шаг влево-вправо, но важно не перестараться с размером. Максимум, можно написать два листа. Но лично у меня редко бывает даже больше одного. Читать ваше обращение будет самый обычный человек, как и вы, у которого помимо этого есть и своя работа, поэтому «войну и мир» о протекающей крыше он читать до конца не будет.

Чтобы сделать своё обращение более «весомым», стоит найти технический регламент (ГОСТ, СнИП) или прямое нарушение закона (в доме нет почтовых ящиков, хотя по жилищному кодексу должны быть) и посмотреть, всё ли ему соответствует. В 80% случаев вы найдёте нарушение, и тут уже отвертеться мэрия/администрация не сможет. К счастью, в наше время поиск информации много времени не отнимает (Яндекс в помощь).

Как не получить отписку? Никак, нет таких гарантий (ну разве что вы ВВП. ). Отписка может быть не только банальным нежеланием решить вашу проблему, но на это могут быть и объективные факторы, например, самая распространённая причина- нехватка денег в бюджете. Но даже без учёта этого, вы должны быть готовы, что вам не ответят по существу. Лично мне в 1/3 случаев приходят отписки. Но при этом нельзя опускать руки. Дело в том, что обращений в органы приходит много, из них процентов 10 (условно)- это действительно что-то важное (нет крышки люка, и т.д). Ещё 10 просто нужно выполнить, а то будут бунтовать или типа того (коллективное обращение), а остальное вроде как может и подождать, поэтому делать не обязательно. Практически всегда на первое обращение приходит отписка в надежде на то, что вы не станете заморачиваться дальше, именно поэтому нужно продолжать писать.
Зачастую, дабы прибавить мотивации, в ответ на отписку я посылаю заявление ещё и в прокуратуру (ибо по закону ответ должен быть дан по существу вопроса и никак иначе), и в «шапке» указываю это. Иногда, правда, делаю исключительно пометку в «шапке» 🙂

Ну и стоить отметить, что хоть я и посылаю всегда обращения через электронные приёмные, но при этом прикрепляю именно вордовский файл, а не пишу в различных графах и не загружаю картинки отдельно. Тут действует исключительно моё предположение о том, что человеку будет приятнее читать подобное целостное письмо, чем отрывки из разных граф.

Куда писать?
Тут нужно знать как у нас функционирует вся структура органов. Первым делом нужно сделать разделение на Москву с Санкт-Петербургом и всех остальных.
Дело в том, что эти обе столицы— города федерального значения, где структура органов иная, нежели в других городах. Про СПб я честно сказать что-либо не могу- я там не писал ещё, но в Москве всё деление идёт таким образом: Город- префектура- управа. У каждого из этих органов есть свои полномочия. К примеру управа отвечает за дворы, а префектура за улицы и так далее. Узнать структуру данных органов можно на сайте, там же найти кто за что отвечает и вписать его имя в «шапку» обращения. Конечно, всегда есть возможность написать на имя мэра, и тогда обращение по цепочке пойдёт «вниз». Но тут такое дело- на ответ органу даётся 30 дней, а спустить письмо по иерархии занимает время, которое тратиться в пустую. Таким образом, на ответ вам у служащего остаётся меньше времени, что может привести к. отписке.

Другие города
Тут всё попроще. Тут есть, считай, два уровня: город и районная администрация. По законодательству, каждый муниципалитет сам определяет свою структуру, но и её можно найти на сайте, а заодно и ФИО чиновника. Писать на имя мэра тоже можно- цепочек тут меньше, а значит времени потрачено будет тоже меньше.

Также иногда бывают разные балансодержатели объектов, подконтрольные разным департаментам, или земля может принадлежать не городу, а субъекту или РФ. Все эти вопросы довольно-таки индивидуальные и ничего страшного не будет, если в первый раз вы ошиблись органом или лицом- ваше обращение будет просто отправлено по нужному адресу, но на ответ будет дано дополнительно 30 дней.

Если коротко, то как-то так я и пишу. Иногда это занимает 5 минут, иногда я по 40 минут сижу над формулировкой. Но всем я могу посоветовать просто практиковаться, и со временем вы сами поймёте, как лично вам пишется лучше, и в каком формате приходит меньше отписок.

И напоминаю, что все мои обращения можно найти тут, также я готовил несколько писем Городским проектам, найти их можно в журнале переписки.

Если что-то упустил — спрашивайте в комментариях.

PS Также советую изучить закон «О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», он небольшой, но сможет дать ответы на некоторые вопросы.

Еще по теме:

  • Страхование по каско в рассрочку Рассрочка по КАСКО. Всегда ли это выгодно? КАСКО – один из самых дорогостоящих видов добровольного страхования. И чтобы сделать его более доступным и привлекательным для клиента, правила […]
  • Декларация прав ребенка краткое содержание Декларация прав ребенка краткое содержание Десять принципов Декларации прав ребенка (краткое содержание), 4 класс, Окружающий мир Принцип 1: Детям во всем мире принадлежат указанные ниже […]
  • Раздел общей совместной собственности супругов при разводе Глава 8. Право общей совместной собственности супругов. Статья 60. Основания приобретения права общей совместной собственности супругов. 1. Имущество, приобретенное […]
  • Военный комиссариат ленинского района московской области Военный комиссариат ленинского района московской области Администрация Ленинскогомуниципального района Московской области «Военный комиссариат г. Домодедово и Ленинского района […]
  • Авиастроительный мировой суд Авиастроительный мировой суд Мировые судьи Авиастроительного района Взыскание БАНКОВСКИХ КОМИССИЙ , штрафов и иных платежей с БАНКОВ тел. 253-20-61 , 277-22-33 , адрес: РТ, г.Казань, […]
  • Мировой суд участок 2 батайска Департамент по обеспечению деятельности мировых судей Ростовской области г. Ростов-на-Дону, ул. Дранко, 108 б, 344018телефоны: 8 (800) 200 5044, (863) 234 50 44факс: (863) 234 50 […]
  • Законодательство по приватизации жилья Закон Украины "О приватизации государственного жилищного фонда" Закон о приватизации определяет правовые основы приватизации государственного жилищного фонда, его дальнейшего использования […]
  • Резюме ведущий юрист 35 резюме За 3 месяца Ведущий юрист, юрисконсульт Кажется, у вас пропал интернет.Все опять заработает, как только он появится. Ведущий юрисконсульт , 7000 грн Образование: 07.1987 - […]