Фз о предоставление жилья сиротам

Оглавление:

Есть ли право на внеочередное получение жилья сироте по ФЗ от 21. 12. 1996 № 159-ФЗ при возрасте 47 лет?

Добрый день. Есть ли право у сироты, достигшего 47 лет, на получение жилого помещения в соответствии с ФЗ № 15-ФЗ от 29.02.2012 г. и ФЗ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» . Насколько я понимаю, раньше отказывали в связи с достижением 18 (23) лет, но после вступления в силу ФЗ № 15-ФЗ от 29.02.2012 можно обращаться за реализацией права и после достижения «предельного возраста»? Подскажите, какой порядок сейчас существует для реализации своего права (куда надо обращаться за оформлением и куда надо обращаться, если откажут в оформлении или поставят в какую нибудь вечную»очередь для внеочередников»)?

Сирота последние 15 лет проживает в г. Воронеж. Учёба была в Богучарской школе-интернате для детей сирот.

Департамент Социальной защиты Воронежской области в 2014 году отказывал в реализации права ссылаясь на то, что сироте на момент вступления в силу ФЗ 159-ФЗ (23.12.1996г.) сироте уже исполнилось 23 года.

Ответы юристов (6)

Неправильно понимаете. Так же возраст 23 года и остался, если обучается сирота. В 47 лет Вы уже жильё не получите

Уточнение клиента

Я не понял Ваш ответ. Что значит «Так же возраст 23 года и остался, если обучается сирота»? Сирота уже не обучается. И разве ст. 4 п.2 ФЗ № 15-ФЗ от 29.02.2012 г говорит о какой то иной категории граждан?

07 Февраля 2016, 23:46

Есть вопрос к юристу?

Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

То ест Вы должны были стоять в списках до 18 летнего возраста как минимум. И вот в то время если бы Вас не обеспечили жильём, тогда Вы бы сохраняли и по старым и по новым нормам. Но Вы не встали видимо на учёт или были какие то другие основания в связи с которыми не выдали Вам жильё. Теперь уже поздно вставать на учёт. Да в Ваше время этого закона вообще не было, он от 96 года. Обеспечение по другим нормам шло.

Пример решения суда в котором отказано в постановке на учёт.

Апелляционное определение Омского областного суда от 13.01.2016 N 33-314/2016
Требование: О включении лица в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, предоставлении жилого помещения.
Обстоятельства: Лицо училось в спецшколе, затем воспитывалось в школе-интернате, до настоящего времени не имеет жилого помещения, о том, что оно имеет право состоять на учете лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории дети-сироты, ему не было известно.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку до достижения 23 лет лицо не встало на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, оснований для предоставления лицу жилого помещения не имеется.

В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ утратил силу с 1 января 2013 года п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ настоящий закон вступил в силу с 01.01.2013. Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении истец на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ должен был обладать нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей-сирот.
По смыслу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с положениями ранее действовавших норм законодательства.
Доказательств того, что В. в возрасте до 23 лет обращался с заявлением о включении в список лиц, нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья, им не представлено. Истец пояснил, что с соответствующим заявлением он до 2015 года не обращался.
На момент обращения в суд истцу исполнилось 29 лет. Согласно его пояснениям о наличии у него права на предоставление жилья как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, ему стало известно в 2013 году от друзей. При этом истец обратился с заявлением о включении в список нуждающихся в предоставлении жилья только два года спустя. Доказательств наличия уважительных причин, объективно препятствовавших обращению истца в компетентные органы с указанным заявлением, им не представлено. Обращение в суд последовало лишь в года.
Поскольку до достижения 23 лет В. не встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, оснований для предоставления истцу жилого помещения не имеется.

Здравствуйте, Николай! Я цитирую Вам ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКО О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ГАРАНТИЯХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Настоящий Федеральный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 17.12.2009 N 315-ФЗ)

Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются понятия:
дети-сироты — лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, — лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

Обратите внимание на выделенную мною часть статьи и применительно к Вашей проблеме поймете, можно ли получить бесплатное жилье. Главная суть в том, что нужно вовремя становиться на учет для получения жилья.

Скажите, пожалуйста, Вы на учете нуждающимся в жилом помещении состоите? Это очень важно. Если Вы встали на учет до 23 лет, тогда согласно

Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья 8. Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение

9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке,
которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вы можете рассчитывать на получение жилья и после 23 лет. Если на учет до указанного возраста не встали, то сейчас уже это право потеряли.

Поскольку вы своевременно не встали либо не были поставлены на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

немного не верно выразился.

Возраст 23 года и был, просто по общему правилу было, что давали по достижении 18 лет, и срок продлевался если было письменное заявление сироты:

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

а далее срок продлевался, если сирота был на учёте на жильё, но не реализовал своё право по независящим от него причинам.

но встать нужно было до 23-х лет на учёт.

Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Статья 4
2. Действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

То есть нужно было встать на учёт как сирота. А сейчас уже Вам откажут и потому что до 23-х не встали и по пропуску срока исковой давности. И это еще плюс к тому что как указывал выше, закон вышел в 96 году, когда Вам было 27 лет уже.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 26.11.2015 по делу N 33-19427/2015
Требование: О постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, заключении договора социального найма.
Обстоятельства: Истцу было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку истец ранее с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как имеющий право на социальные гарантии не обращался, мер к реализации своего права не предпринимал, в настоящее время достиг возраста 31 год.

В силу пункта 9 статьи 8 вышеназванного Федерального Закона право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Исходя из положений вышеприведенного Федерального Закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, распространяется на лиц указанной категории, не достигших возраста 23 лет либо вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения до достижения указанного возраста.
В силу части 2 статьи 52 ЖК РФ вопрос о принятии на учет нуждающихся в жилье носит заявительный характер, поэтому предусмотрено, что если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, то по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013 г., предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.
По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Закон о предоставлении детям-сиротам жилья в Российской Федерации

Ребенок, оставшийся без родительской заботы, сталкивается с огромными трудностями на этапе взросления. Именно поэтому государство оказывает ему максимальную посильную помощь. Один из ее обязательных пунктов – предоставление таким детям жилья. Действия в рамках права в этом вопросе контролируются Федеральным законом № 159.

Общие сведения

Закон о получении жилья оглашает спектр безусловных прав (включая имущественные), гарантируемых государством детям-сиротам. Источником финансирования расходов на эту статью становятся бюджеты областей РФ.

Что по закону полагается сиротам?

  • Денежные выплаты социального и трудового характера;
  • Средства для содержания, выплачиваемые родителем, которого лишили родительских прав;
  • Особые преференции по учебе и стипендия;
  • Жилье от государства либо родительская квартира, права на которую сохраняются;
  • Льготные привилегии при оплате услуг ЖКХ (также для опекунов. Подробнее по ссылке:);
  • Пользование услугами медицины бесплатно;
  • Поездки по сниженной цене в лечебные учреждения и санатории;
  • Поездки на коммунальном транспорте не оплачиваются;
  • Выплата пособий от властей местного уровня.

Ознакомьтесь с последними изменениями Федерального закона об опеке и попечительстве в 2018 году тут:

Содержание закона об обеспечении детей-сирот жильем

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 N 159-ФЗ был утвержден депутатами Госдумы 4.12.1996. Совет Федерации одобрил его 10.12.1996. Измененная версия ФЗ датируется 2017-м (1.05). Закон регламентирует условия по нахождению сирот до момента наступления совершеннолетия. После они должны покинуть место актуального пребывания. Для урегулирования этого вопроса государство предусматривает выдачу бесплатного жилья несовершеннолетним сиротам и сиротам, не сумевшим приобрести собственную жилплощадь по достижении 23 лет.

ФЗ 159 содержит тринадцать статей. Его суть сводится к следующим тезисам:

  • Терминология;
  • Содержание актов, гарантирующих поддержку сирот государством;
  • Комплекс мер по предоставлению дополнительных преференций;
  • Заверенное получение финансовых дотаций;
  • Привилегии и льготы на образование, медицинскую поддержку, имущественные гарантии и пр.;
  • Защита, гарантируемая судебными инстанциями;
  • Взыскание мер за несоблюдение или игнорирование актуального ФЗ.

Примеры лексики, используемой в ФЗ (ст. 1):

  • Опека и попечительство – меры по наблюдению за несовершеннолетними, лишенными семьи. От опеки попечительская забота отличается тем, что ей подлежат дети возрастом 14 – 18 лет;
  • Полным государственным обеспечением называют форму надзора и контроля над судьбой несовершеннолетних, в ходе которых им предоставляется полный комплекс услуг и материальных благ для оптимального уровня жизнедеятельности;
  • Выпускниками организаций для сирот называют лиц, помещенных в соответствующие учреждения согласно жизненным обстоятельствам и завершивших период своего нахождения на данной территории.

Описание ответственности за нарушение условий закона номер 159 содержится в ст. 11:

  1. Взыскательные меры при несоблюдении пунктов ФЗ 159 накладываются на служебных лиц органов государственной власти, субъектов и органы местного управления;
  2. Любой акт федерального уровня, ограничивающий или затрудняющий исполнение прав сирот, расценивается как недействительный;
  3. Видом ответственности служат дисциплинарные, административные и уголовные взыскания.

Когда будет предоставлено жилье?

Жилплощадь, выделяемая по закону несовершеннолетним, не имеющим родителей, предоставляется согласно ФЗ под номером 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». ФЗ регулирует распределение жилья, а исполняют процедуру представители местных властей. Сиротам предоставляется жилье без очереди (согласно положениям от 2013 г.). В соответствующий реестр претенденты попадают по достижении ими 14-летнего возраста. Заявление на получение жилья заполняют лица, под чьей опекой или попечительским надзором пребывает ребенок, либо руководители учреждения, где тот проживал. Сирота может составить упомянутый документ лично после наступления совершеннолетия.

Вам будет интересно: 161 ФЗ в последней редакции. Подробнее тут.

Существует перечень особых условий, согласно которому проходит выдача жилплощади. Так, в праве отказывают лицам, которые уже владеют жильем, взятым в пользование в результате заключения договора о найме. Сирота не сможет обрести жилье, если постоянно находиться на его площади намерены другие лица, оно предоставляется только для личного пользования. Еще одним основанием для начала процесса выдачи жилья служит фактор проживания претендентом в непригодной для этого обстановке. Разрешение на обмен или продажу полученного жилья подтверждается документально представителями областной администрации.

Закон о выдаче детям-сиротам квартир утверждает право на жилье для:

  • Оставшихся без родительской опеки в возрасте 18 лет;
  • Детей-сирот, признанных дееспособными досрочно;
  • Несовершеннолетних без попечения, освобожденным из пенитенциарных заведений;
  • Прошедших военную службу;
  • Получивших специальную техническую подготовку.

Приватизировать полученное жилье нельзя. Также есть факторы, требующие документального подтверждения, которые определяют запрет для сироты находиться в пределах выделенной жилплощади:

  • Несоответствие выданного жилья нормам Жилищного кодекса и другие мотивы, по которым оно является неподходящим для пребывания;
  • Общее нахождение с родителями, не имеющими родительских прав по решению суда;
  • Пребывание на общей жилплощади с родственником или другим лицом, имеющим заболевание в тяжелой форме и требующим перманентного ухода.

Скачать закон о предоставлении жилья детям-сиротам

Ребенок-сирота острее переживает любые трудности. Оказать моральное и финансовое содействие – одна из наиболее актуальных задач общества. Необходимая в тяжелые минуты поддержка даст несовершеннолетнему почувствовать себя увереннее и влиться в социум. Поэтому жилье детям-сиротам является не привилегией, а безусловным правом.

Скачать и изучить Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в полном объеме можно по ссылке.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. № 267-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”

Принят Государственной Думой 17 июля 2018 года

Одобрен Советом Федерации 24 июля 2018 года

Внести в статью 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 52, ст. 5880; 1998, N 7, ст. 788; 2004, N 35, ст. 3607; 2012, N 10, ст. 1163; 2013, N 27, ст. 3477; 2015, N 48, ст. 6724) следующие изменения:

а) абзац второй после слов «в абзаце первом настоящего пункта,» дополнить словами «по их заявлению в письменной форме»;

б) в абзаце третьем слова «учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях» заменить словами «медицинских организациях и иных организациях», после слов «профессионального образования,» дополнить словами «профессионального обучения,»;

2) пункты 2 и 3 изложить в следующей редакции:

«2. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими.

3. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее — список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список.»;

3) дополнить пунктом 3.1 следующего содержания:

«3.1. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исключаются из списка в случае:

1) предоставления им жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи;

2) утраты ими оснований, предусмотренных настоящей статьей, для предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;

3) включения их в список в другом субъекте Российской Федерации в связи со сменой места жительства. Порядок исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) прекращения у них гражданства Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

5) смерти или объявления их умершими в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.»;

4) подпункт 2 пункта 4 изложить в следующей редакции:

«2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;»;

5) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.»;

6) пункт 7 дополнить предложением следующего содержания: «Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме.».

Пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст. 5005; 2003, N 27, ст. 2709; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; N 30, ст. 3747, 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553, 5556; 2008, N 29, ст. 3418; N 30, ст. 3613, 3616; N 48, ст. 5516; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6163; 2010, N 15, ст. 1736; N 31, ст. 4160; N 41, ст. 5190; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6030, 6031; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6984; 2011, N 17, ст. 2310; N 27, ст. 3881; N 29, ст. 4283; N 30, ст. 4572, 4590, 4594; N 48, ст. 6727, 6732; N 49, ст. 7039, 7042; N 50, ст. 7359; 2012, N 10, ст. 1158, 1163; N 18, ст. 2126; N 31, ст. 4326; N 50, ст. 6957, 6967; N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1663; N 19, ст. 2331; N 23, ст. 2875, 2876, 2878; N 27, ст. 3470, 3477; N 40, ст. 5034; N 43, ст. 5454; N 48, ст. 6165; N 51, ст. 6679, 6691; N 52, ст. 6981, 7010; 2014, N 11, ст. 1093; N 14, ст. 1562; N 22, ст. 2770; N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4256, 4257; N 42, ст. 5615; N 43, ст. 5799; N 45, ст. 6138; 2015, N 1, ст. 11; N 13, ст. 1807, 1808; N 27, ст. 3947; N 29, ст. 4359; N 41, ст. 5628; 2016, N 23, ст. 3283; N 26, ст. 3866; N 27, ст. 4222; 2017, N 1, ст. 6; N 31, ст. 4828; N 45, ст. 6573; N 50, ст. 7563; 2018, N 1, ст. 26, 27, 87; N 7, ст. 972, 975; N 17, ст. 2425; N 24, ст. 3414) дополнить подпунктом 14.3 следующего содержания:

«14.3) осуществления контроля за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществления контроля за распоряжением ими;».

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2012, N 10, ст. 1163; N 31, ст. 4322; 2018, N 1, ст. 72) следующие изменения:

1) часть 3 статьи 72 дополнить предложением следующего содержания: «В случае необходимости принудительного обмена жилого помещения, занимаемого по договору социального найма несовершеннолетним (несовершеннолетними) и гражданами, лишенными в отношении этих несовершеннолетних родительских прав, иными совместно проживающими с несовершеннолетним (несовершеннолетними) лицами, соответствующее требование в суд вправе предъявить законные представители несовершеннолетних, орган опеки и попечительства либо прокурор, если совместное проживание этих граждан с такими несовершеннолетними нарушает права и законные интересы несовершеннолетних.»;

а) слова «Если наниматель» заменить словами «1. Если наниматель»;

б) дополнить частью 2 следующего содержания:

«2. Если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выселение этих граждан в судебном порядке по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора в другое жилое помещение по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.»;

3) часть 2 статьи 91 изложить в следующей редакции:

«2. Если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, такие граждане по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора могут быть выселены в судебном порядке из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.»;

а) часть 3 после слов «3. Договор найма специализированного жилого помещения» дополнить словами «, за исключением договора найма специализированного жилого помещения, предусмотренного статьей 98.1 настоящего Кодекса,»;

б) дополнить частью 4 следующего содержания:

«4. Договор найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может быть расторгнут в судебном порядке по требованию наймодателя при неисполнении нанимателем и проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, а также в случае:

1) невнесения нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение более одного года и отсутствия соглашения по погашению образовавшейся задолженности по оплате жилых помещений и (или) коммунальных услуг;

2) разрушения или систематического повреждения жилого помещения нанимателем или проживающими совместно с ним членами его семьи;

3) систематического нарушения прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;

4) использования жилого помещения не по назначению.»;

5) часть 5 статьи 103 изложить в следующей редакции:

«5. При расторжении с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора найма специализированного жилого помещения по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 101 настоящего Кодекса, они и проживающие совместно с ними члены их семей подлежат выселению с предоставлением в границах соответствующего населенного пункта другого благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие.»;

6) статью 109.1 дополнить частями 3 и 4 следующего содержания:

«3. В жилые помещения, предоставленные детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, могут быть вселены их несовершеннолетние дети и супруг (супруга). Указанные лица включаются в договор найма специализированного жилого помещения.

4. В случае смерти лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, договор социального найма в отношении данного жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.».

Внести в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 14, ст. 1652; N 52, ст. 6961; 2014, N 23, ст. 2925; 2015, N 1, ст. 51; 2016, N 27, ст. 4253, 4298; 2018, N 1, ст. 88) следующие изменения:

1) часть 2 статьи 83 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11) осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.»;

2) часть 2 статьи 83.1 дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7) осуществления закупок жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, у физических лиц, являющихся собственниками этих жилых помещений.».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2019 года.

Предоставление жилья сиротам по закону

Здравствуйте ! Явоспитывался в детском доме ,в свое время я не смог получить жилье (90-е) годы .сейчас мне 35 лет могу ли я получить жилье на основании вышедшего закона об снятии возростного ограничения на получение жилья детям сиротам?!

Заранее благодарен за ответ на мой вопрос.

Ответы юристов (8)

Здравствуйте. Право на обеспечение жилыми помещениями, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступивший в силу с 01 января 2013 года и распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона).

Есть вопрос к юристу?

Согласно п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

.Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29.02.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Изменения внесенные в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Федеральным законом от 29.02.2012 N 15-ФЗ в полной мере распространяются и на Вас. В силу прямого указания, закрепленного в п. 9 ст. 8 в новой редакции, право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Давность тут значения не имеет. В связи с этим, следует руководствоваться нормативными актами, действующими сейчас.

В отличие от прежней редакции закона, закон в новой редакции включает в перечень лиц, которым предоставляется жилье, помимо тех у кого не было жилья, в том числе и тех, за кем закреплено жилье ранее (например, Вы зарегистрированы в какой-либо квартире), если в имеющемся жилье не хватает метража по учетной норме или если в квартире живут родители, лишенные родительских прав, то есть, если жить в такой квартире не возможно (п. 4 ст. 8 указанного закона).

В соответствие с п. 1 той же статьи, признание невозможности осуществляется органом власти субъекта – правительством Республики Бурятия.

Для признания невозможности достаточно одного из оснований, например, этого: «общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствие Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 01.12.2005 N 289-34 (ред. от 10.11.2011) «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Улан-Удэ», учетная норма составляет 11 кв. м. общей площади на одного человека.

Как Вы уже поняли, исходя из содержания ст. 8 Вам надо включиться в список, который должен вести республиканский орган, для чего, в свою очередь, нужно признать невозможным проживание в имеющейся квартире.

После признания невозможным проживания в ранее занимаемых жилых помещениях, республика однократно предоставит Вам благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Если же у Вас нет никакого жилья, Вы тем более можете быть включены в список.

Николай, с января 2013 года вступили в силу изменения в ст.8 ФЗ«О дополнительных гарантиях
по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=131957

( п.9. Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в
порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые
относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и
достигли возраста 23 лет,до фактического обеспечения их жилыми помещениями
).

И в связи с этими изменениями в Жилищный кодекс РФ внесена новая статья – ст. 109.1 ЖК РФ — Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

1. Предоставление жилых помещений
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма
специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации.

Таким образом, у вас есть право, независимо от возраста (теперь уже в силу закона) ходатайствовать перед местным органом самоуправления об обеспечении вас
жильем, поскольку расходные обязательства по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей возложены на региональные власти — субъекты РФ.

Если вы в настоящее время не обеспечены жильем, т.е. — не являетесь нанимателем жилья по договору социального найма или не являетесь собственником жилья, вы должны встать на очередь в органе местного самоуправления и с вами должны заключить договор соц.найма в виде жилого дома, квартиры, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору
социального найма.

Не только не обеспеченные жильем, но и имеющие таковое, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в частности:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

Добавлю, что столкнулся с тем, что должностное лицо, принимающее документы на постановку в список, ссылается на ст. 1 указанного закона, где определяется, кто является таким ребенком, а именно лицо до 23 лет и, таким образом, вводят в заблуждение обратившихся, достигших этого возраста и старше. Вместе с тем, в п. 9 ст. 8 закона указано исключение из правила — право сохраняется за теми, кто относился к таким детям, но достиг 23 лет.

>>Может подскажите что мне делать и куда идти если сейчас я проживаю в якутии?

Николай, если вы постоянно проживаете в Якутии и там зарегистрированы то и обращайтесь по месту проживания в орган местного самоуправления, ваше право согласно указанного закона встать на учет, не зависит от места проживания, но если вы временно в Якутии, к примеру в командировке, то по приезду следует обратиться к чиновникам, временных ограничений у вас нет.

Единственно, добавлю к ответу Ольги Юрьевны, что «включаться в список» надо по месту жительства, а таковым признается в соответствие со ст. 20 ГК РФ, место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Учитывая правило, установленное пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» об обязательной регистрации по месту жительства, обращаться нужно в администрацию города, где зарегистрировано лицо, то есть по штампу в паспорте.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Еще по теме:

  • Качество товара фз о защите прав потребителей Качество товара - ЗАКОНЫ РФ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ (с изменениями и дополнениями от 2 июня 1993 г., 9 января 1996 г., 17 декабря 1999 г., 30 декабря 2001 г., 22 […]
  • Гражданский процессуальный кодекс рф 2014 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации : Статья 259 (в редакции, действующей по состоянию на 06.08.2014) Это устаревшая редакция или отмененная часть документа. […]
  • Закон по размещению рекламы Разрешение на рекламу О проблемах идентификации внешних информационных носителей в Киеве После внесения 18 марта 2008 года последних изменений в Закон Украины «О рекламе» от 3 июля 1996 […]
  • Норма жилплощади для ребенка инвалида Норма жилплощади для ребенка инвалида Ну подскажите тогда, противоречит ли вот этот пункт: взамен теперь применяем: Постановление Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 "О […]
  • Вакансии на госслужбе в новосибирске Вакансии на госслужбе в новосибирске Деятельность по профилю организации Прием документов заканчивается через 3 дня Управление по обеспечению деятельности мировых судей Новосибирской […]
  • Земельный участок в мураново Земельные участки в Мураново Всего 2 объявления Всего 2 объявления Объявление о продаже земли под ИЖС, 10 соток. 1 ноября 99 Агентство Пожаловаться Заметка Малоэтажное […]
  • Усыновление понятие статьи Тема номера: Семейное право Процесс усыновления должен отвечать действующему законодательству Впервые рассмотрение дел об усыновлении детей, проживающих на территории Украины, было […]
  • Закон о персональных данных с изменениями 2014 года Закон "О персональных данных" Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ"О персональных данных" С изменениями и дополнениями от: 25 ноября, 27 декабря 2009 г., 28 июня, 27 июля, 29 […]